Мониторинг изменений за период 30.09.13 - 06.10.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

Организациям, осуществляющим деятельность по добыче углеводородного сырья на новых морских месторождениях, предоставлены налоговые и таможенно-тарифные преференции

Принят закон, направленный на повышение инвестиционной привлекательности новых морских месторождений углеводородного сырья.

Так, в частности:

  • вводятся (уточняются) понятия и термины, применяемые при налогообложении добычи углеводородного сырья, а также вводится новая категория налогоплательщиков - операторы нового морского месторождения углеводородного сырья;
  • устанавливаются особенности налогообложения НДС, налога на прибыль организаций и НДПИ в отношении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья (в том числе установлены особенности ведения налогового учета, порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций и НДПИ, определены условия применения пониженных налоговых ставок, а также налоговой ставки 0 процентов по НДС и НДПИ);
  • предусмотрена льгота по налогу на имущество, а также исключены из объекта налогообложения транспортным налогом морские стационарные и плавучие платформы, передвижные буровые установки и буровые суда;
  • установлена льгота в виде освобождения от таможенных пошлин отдельных категорий товаров, вывозимых из РФ и полученных (произведенных) при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья.

(Федеральный закон от 30.09.2013 N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ")

Подписан закон, предусматривающий новые ставки акцизов на период 2014 - 2016 годов

В 2014 и 2015 годах будут сохранены действующие ставки акцизов на нефтепродукты. Исключение составят акцизы на бензин 4-го и 5-го класса:

  • акциз на бензин 4 класса в 2014 году установлен в размере 9916 рублей за тонну (вместо 9416 рублей, предусмотренных ранее), в 2015 году - 10858 рублей (вместо 10358);
  • акциз на бензин 5 класса в 2014 году установлен в размере 6450 рублей за тонну (вместо 5750), в 2015 году - 7750 рублей (вместо 6223).

Проиндексированы ставки акцизов на спиртосодержащую и алкогольную продукцию на 2016 год (к уровню 2015 года индексация составит 10 процентов).

Кроме того, принятым законом внесены поправки, касающиеся введения уплаты авансовых платежей акцизов производителями алкогольной продукции, осуществляющими закупку этилового спирта в государствах - членах Таможенного союза. Производители алкоголя будут обязаны предоставлять в налоговые органы извещение об уплате авансового платежа либо извещение об освобождении от его уплаты при условии предъявления банковской гарантии.

Уточняется также порядок корректировки первичных извещений об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа в связи с изменением объема поставленного этилового спирта.

Внесены также дополнения, в соответствии с которыми ФНС России наделена полномочиями по утверждению административных регламентов, определяющих порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным спиртом, и свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, а также по утверждению форм соответствующих свидетельств и форм заявлений об их выдаче.

(Федеральный закон от 30.09.2013 N 269-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ")

С 1 января 2014 года изменены базовые ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата

В настоящее время налогообложение при добыче нефти производится по налоговой ставке 470 руб. за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной (с применением корректирующих коэффициентов). С 1 января 2014 года базовая ставка налога устанавливается в следующих размерах: 493 рубля в 2014 году, 530 рублей в 2015 году, 559 рублей в 2016 году.

Одновременно поправками, внесенными в закон РФ "О таможенном тарифе", скорректирован порядок определения предельной величины ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую с учетом сложившейся средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья.

Кроме того, ставка налога при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья устанавливается в размере 42 рублей за тонну. При этом указанная ставка будет умножаться на базовое значение единицы условного топлива (Еуг) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (Кс), определяемые в соответствии с установленным порядком (НК РФ дополнен новой статьей 342.4, устанавливающей порядок расчета необходимых показателей).

(Федеральный закон от 30.09.2013 N 263-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ и статью 3.1 Закона РФ "О таможенном тарифе")

С 2014 по 2029 год устанавливаются налоговые льготы для организаций, реализующих инвестиционные проекты на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области

В Налоговом кодексе РФ вводится новая категория налогоплательщиков - участник инвестиционного проекта, реализуемого на территориях ДФО, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области.

Организация может быть признана участником инвестиционного проекта при условии соответствия определенным критериям (регистрация на территории субъекта РФ, в котором реализуется инвестиционный проект, отсутствие обособленных подразделений на иных территориях, определенная организационно-правовая форма и т.д.).

Законопроект устанавливает также требования к инвестиционному проекту, в том числе: он не может быть направлен на добычу (переработку) нефти, природного газа, а также производство подакцизных товаров (за исключением автомобилей и мотоциклов); объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять не менее чем 50 млн. рублей при его реализации в течение трех лет или не менее 500 млн. рублей при реализации проекта в течение пяти лет.

Для участников инвестиционных проектов предлагается установить ставку налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере ноль процентов и пониженную ставку налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ.

При исчислении НДПИ к установленным налоговым ставкам вводится применение понижающего коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого. Величина коэффициента может принимать значения от 0 до 1.

(Федеральный закон от 30.09.2013 N 267-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ, подписанный в Ялте 28 сентября 2012 года

Протоколом предусматривается внесение изменений в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.

Изменения касаются, в частности, таких видов продукции, как курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции, твердая резина, изделия из натурального или агломерированного сланца, путевое оборудование и устройства для железнодорожных и трамвайных путей, а также сигнальное оборудование, устройства обеспечения безопасности или управления движением.

Изменения связаны с вступлением в силу с 1 января 2012 года новой редакции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ на основе 5-го издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

(Федеральный закон от 30.09.2013 N 258-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года")

Внесены уточнения в порядок заполнения графы "Местонахождение товаров" декларации на товары

В частности, установлено, что в графе указываются сведения о месте, где товары находятся на момент подачи декларации и могут быть предъявлены таможенному органу для проведения в отношении них таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра, в том числе:

  • код места нахождения товаров в соответствии с классификатором мест нахождения товаров;
  • код таможенного органа, в регионе деятельности которого находится указанное место нахождения товаров, в соответствии с классификаторами таможенных органов, применяемыми в государствах - членах Таможенного союза;
  • почтовый адрес места нахождения товаров без почтового индекса;
  • наименование железнодорожной станции (если место нахождения товаров расположено на территории железнодорожной станции (подъездных путях));
  • наименование морского (речного) порта (если место нахождения товаров расположено на их территории).

Если товары находятся в зоне таможенного контроля, дополнительно к указанным сведениям указывается регистрационный номер зоны таможенного контроля.

Решение вступает в силу с 1 апреля 2014 года.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.10.2013 N 212 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары")

Внесены изменения в перечень классификаторов, используемых для заполнения таможенных деклараций

В частности, утвержден и вступит в силу с 1 апреля 2014 года классификатор мест нахождения товаров (Приложение 24 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378).

Кроме того, редакционные изменения внесены в классификатор особенностей перемещения товаров (Приложение 2) и классификатор видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании (Приложение 8).

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.10.2013 N 213 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378")

Внесены уточнения в перечень товаров, в отношении которых допускается предоставление тарифных льгот при ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза

Согласно изменениям, внесенным в Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, предоставление тарифных льгот допускается, в числе прочего, в отношении товаров, ввозимых в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов согласно Перечню товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, утверждаемому Евразийской экономической комиссией.

(Решение Высшего Евразийского экономического совета от 25.09.2013 N 46 "О внесении изменения в Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.")


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 ноября 2013 года вступят в силу новые, а также измененные нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие гражданско-правовой институт международного частного права

Раздел VI "Международное частное право" ГК РФ дополнен нормами, в частности, регулирующими:

  • ответственность учредителей (участников) юридического лица, учрежденного за границей, по его обязательствам;
  • сферу действия права, подлежащего применению к вещным правам;
  • право сторон по достижению договоренности о применении к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество лица, подлежащего применению к их сделке, без ущерба для прав третьих лиц;
  • определение права, применяемого в отношении договоров коммерческой концессии, отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, лицензионных договоров;
  • закрепляющих защиту прав потребителя при выборе права, подлежащего применению к конкретному договору;
  • определение права, подлежащего применению к переходу прав кредитора к другому лицу на основании закона;
  • определение права, подлежащего применению к отношениям представительства;
  • определение права, подлежащего применению к прекращению обязательства зачетом;
  • предъявление требования о возмещении вреда непосредственно страховщиком;
  • определение права, подлежащего применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестного ведения переговоров о заключении договора;
  • выбор права сторонами обязательства, возникающего вследствие причинения вреда или вследствие неосновательного обогащения.

Кроме этого в статьи раздела VI ГК РФ внесены многочисленные изменения, в частности уточняющие терминологию института международного частного права, в том числе вводящие более четкие формулировки применяемых понятий.

(Федеральный закон от 30.09.2013 N 260-ФЗ "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса РФ")


Вернуться в начало


Законопроекты

Действие закона о консолидированной финансовой отчетности предлагается распространить на НФП, управляющие компании инвестиционных фондов, ПИФ и НПФ, а также клиринговые организации и некоторые ФГУП

Законопроектом, вносящим изменения в Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности", уточнен перечень субъектов, на которых распространяется его действие, а также установлены (изменены) сроки составления консолидированной отчетности в соответствии с требованиями данного закона.

Так, в частности, согласно законопроекту: организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, будут обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную отчетность не с 2015 года, как это установлено в настоящее время, а с 2014 года; НПФ - с 2014 года; управляющие компании, клиринговые организации и ФГУП (по перечню, утверждаемому Правительством РФ) - с 2013 года.

(Законопроект N 349695-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности")

В Госдуму внесен законопроект о страховых тарифах на обязательное соцстрахование

В Госдуму поступил правительственный законопроект, устанавливающий страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Проектом федерального закона устанавливается, что в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".

Таким образом, сохраняются 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5%) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

Кроме того, сохраняются льготы по уплате страховых взносов для организаций любых организационно-правовых форм, которые производят выплаты в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп.

(Законопроект № 348505-6 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов")

В Госдуму поступил законопроект о повышении МРОТ

В Госдуму поступил правительственный законопроект о повышении минимального размера оплаты труда.

В настоящее время МРОТ составляет 5 205 рублей в месяц. Законопроектом предлагается установить МРОТ с 1 января 2014 г. в размере 5 554 рубля в месяц (увеличение на 6,7%).

Проект федерального закона подготовлен в целях приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствии с требованиями статьи 133 Трудового кодекса РФ.

(Законопроект № 348508-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда")


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС задним числом освободил от НДС предпринимателя, неправомерно применявшего спецрежим

Президиум ВАС рассмотрел в порядке надзора дело о последствиях неправильной квалификации вида деятельности и, соответственно, оценки наличия права на ЕНВД.

ИП оказывал услуги по авторемонту, которые подпадают под применение ЕНВД. Кроме того, ИП в гараже изготавливал металлоконструкции (каркасы, урны, скамейки, детские комплексы, стойки, стеллажи, ограждения, перила и другие изделия) и автомобильные детали, узлы и принадлежности и реализовал все это юрлицам за наличный и безналичный расчет. ИП применял ЕНВД также и по этому виду деятельности, ошибочно квалифицируя его как розничную торговлю.

Проведя выездную проверку, налоговый орган, во-первых, обнаружил деятельность, не подпадающую под ЕНВД, во-вторых, доначислил налоги по общему режиму, включая НДС, а также пени, в-третьих, оштрафовал как за неуплату налогов по общему режиму, так и за непредставление деклараций по нему.

Также выяснилось, что выручка ИП соответствует критерию, установленному статьей 145 НК, и позволила бы ИП применять освобождение от НДС. Однако налоговики настаивали на том, что для применения данной льготы следовало своевременно, не позднее 20-го числа месяца, предшествовавшего первому месяцу проверенного периода, подать заявление установленной формы. ИП не сделал этого, поскольку применял ЕНВД. К тому же, за пределами проверенного периода выручку ИП инспекторы не определяли, и этим также аргументировали отказ предоставить льготу.

ИП обратился в суд. Первая и апелляционная инстанция в целом согласились с налоговиками, однако с учетом смягчающих обстоятельств уменьшили сумму штрафа на 97% (как оценил представитель налогового органа на заседании президиума ВАС).

Кассация отменила также и доначисление НДС, пеней и штрафа по нему, признав за ИП право воспользоваться статьей 145 НК. Судьи отметили, что право на освобождение от НДС было заявлено ИП в представленных им к акту проверки возражениях, об этом было сказано в оспариваемом решении налогового органа и в решении вышестоящего органа, а также было предметом рассмотрения результатов налоговой проверки. Кроме того, по итогам проверки инспекция должна была самостоятельно выявить основания для освобождения ИП от НДС, отметила кассация.

Коллегия судей ВАС в своем определении о передаче дела в президиум склонялась к отмене решения кассации, считая, что соблюдение уведомительного порядка освобождения от НДС касается лишь возможности освобождения в будущем. То есть заявление должно предшествовать получению льготы.

Однако президиум все же оставил в силе решение кассационного суда.

На президиуме также рассматривался и вопрос о правомерности назначения штрафа за непредставление налоговых деклараций по общему режиму при изложенных обстоятельствах. По-видимому, сам факт его наложения высшие судьи сочли правомерным, поскольку в итоге в этой части осталось в силе решение суда первой инстанции, который существенно уменьшил размеры штрафов, но не отменил их.

Подробности того, чем руководствовались судьи, станут известны после опубликования постановления.

(Определение ВАС РФ № ВАС-3365/13 от 21.06.2013)

ВАС: право на вычет НДС с аванса возникает у налогового агента только после принятия товаров на учет

Суммы НДС с аванса, которые российская организация — налоговый агент уплатила в бюджет при перечислении предоплаты иностранной фирме, подлежат вычету только после принятия на учет товаров (работ, услуг). Такое условие, прописанное в письме ФНС России от 12.08.09 № ШС-22-3/634@, Высший арбитражный суд РФ признал соответствующим Налоговому кодексу.

Напомним, на основании пункта 12 статьи 171 НК РФ покупатель вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом при перечислении ему аванса в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав). Однако, по мнению ФНС, на налоговых агентов такое право на вычет не распространяется (письмо от 12.08.09 № ШС-22-3/634). Чиновники объяснили свою позицию тем, что возможность принять к вычету НДС с аванса предусмотрена только в отношении НДС, предъявленного продавцом и при наличии "авансового" счета-фактуры, полученного от продавца. Что касается налоговых агентов, то они самостоятельно исчисляют налог и оформляют счета-фактуры от имени продавца, в том числе и при перечислении предоплаты продавцу. Поэтому условие получения счета-фактуры от продавца не выполняется. Право на вычет удержанной суммы НДС возникает у налогового агента только после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет).

По мнению компании, которая обратилась в Высший арбитражный суд, вышеназванное письмо ФНС России противоречит Налоговому кодексу и создает дополнительное обременение для налогоплательщиков: а именно препятствует налоговым агентам — покупателям заявлять вычеты по НДС в периоде уплаты налога с аванса.

Однако Высший арбитражный суд доводы компании отклонил. Арбитры согласились с ФНС: принятие на учет товаров налоговым агентом — обязательное условие для применения налоговых вычетов с аванса. Такое требование, изложенное в оспариваемом письме, соответствует нормам Налогового кодекса. Так, положения статьи 172 НК РФ предусматривают возможность включения в налоговые вычеты НДС, исчисленного и удержанного налоговыми агентами из доходов иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах, и уплаченного этими налоговыми агентами после принятия на учет указанных товаров. То есть из положений главы 21 Налогового кодекса прямо следует, что вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные покупателями — налоговыми агентами, состоящими на учете в налоговых органах, после принятия на учет приобретаемых товаров (работ, услуг), имущественных прав. В результате суд признал разъяснения, содержащиеся в оспариваемом письме ФНС, соответствующими Налоговому кодексу.

(Решение ВАС РФ от 12.09.13 № 10992/13)

Налогоплательщик не отвечает за отсутствие у банка денежных средств

ФАС Московского округа пояснил, что налогоплательщик не несет ответственности за непоступление налогов в бюджетную систему по причине отсутствия у банка денежных средств.

ФАС указал, что обществ произвело через расчетный счет, открытый в банке, оплату НДС в полном объеме; указанные денежные средства были списаны с расчетного счета, но не поступили в бюджетную систему Российской Федерации в связи с помещением их в картотеку "денежные средства, списанные со счетов клиентов, но не проведены по корреспондентскому счету кредитной организации из-за недостаточности средств".

Денежные средства были оплачены через спорный банк в связи с отсутствием на расчетных счетах в других банках достаточных денежных средств для произведения платежа в такой сумме.

Суды не приняли во внимание доводы инспекции о недобросовестности налогоплательщика с учетом вышеназванных обстоятельств, а также в связи с тем, что общество узнало о помещении спорных платежей в картотеку только 02.12.2010, когда у банка уже была отозвана лицензия, до 30.11.2010 случаев непрохождения платежей в данном банке у налогоплательщика не имелось.

Следовательно, налогоплательщик произвел оплату налогового платежа в соответствии с требованиями ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-27298/12-107-124 от 24.09.2013)

ПФ должен рассчитывать штраф от суммы допущенной ошибки, а не от базы за период

По итогам камеральной проверки сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже работников ПФ предъявил фирме требование об уплате штрафа в размере 141,5 тысяч рублей.

Поскольку в добровольном порядке требование об уплате штрафа фирмой не исполнено, орган ПФ обратился в суд. Представитель фирмы возражал на требования ПФ по поводу размера штрафа, подлежащего взысканию.

В соответствии со статьей 17 закона № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление неполных или недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в ПФ.

Заявленные требования ПФ мотивированы тем, что представленные фирмой индивидуальные сведения содержали ошибки в части данных о начисленных страховых взносах на страховую часть и накопительную части трудовой пенсии в формах АДВ-6-2, СЗВ-6-2 за 4 квартал 2012 года и в форме РСВ-1 за 4 квартал 2011 года.

Однако выяснилось, что сведения были представлены с ошибками всего лишь по одному работнику. В связи с этим, по мнению компании, штраф должен был быть исчислен из суммы платежей указанного лица и составлять 8 рублей 64 копейки. Причиной ошибки было применение неверного соотношения тарифов взносов в зависимости от даты рождения застрахованного лица.

"По смыслу нормы статьи 17 Закона № 27-ФЗ сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в ПФ за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены, либо предоставленные сведения недостоверны", - указано в постановлении кассации.

В результате с фирмы взыскана в бюджет ПФ сумма штрафа в размере 8,64 рублей и в федеральный бюджет государственная пошлина, рассчитанная пропорционально удовлетворенным требованиям, в размере 50 копеек. В остальной части требований фонду отказано.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 сентября 2013 года по делу № А27-893/2013)


Вернуться в начало


Прочее

Уклоняться от получения акта налоговой проверки стало бесполезно, разъяснила ФНС

Уклоняться от получения акта налоговой проверки стало бесполезно, разъяснила ФНС. Он будет считаться полученным на шестой день после его отправки по почте на юрадрес.

В своем письме ФНС рассказала о применении некоторых изменений, внесенный в НК федеральными законами 28.06.2013 N 134-ФЗ и от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

Так, закон N 134-ФЗ дополнил статью 31 НК пунктом 5, устанавливающим порядок направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий, по почте. Этот пункт вступил в силу 30 июля. Напомним также, что теперь для направления таких документов используются юридические адреса или адреса регистрации. Кроме того, пункт 5 статьи 31 НК необходимо применять также и с учетом изменений, внесенных законом N 248-ФЗ в пункт 4 статьи 31 НК. В частности, напомним, теперь в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки этого письма.

ФНС разъяснила аспекты применения пункта 4 статьи 31 НК во взаимосвязи с другими нормами НК. Например, при проведении проверки на территории налогоплательщика в случае необходимости получения каких-либо документов налоговики передают соответствующее требование руководителю фирмы или ИП лично под расписку. Если это невозможно, то направляют по почте.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если проверяемое лицо или его представитель уклоняются от получения акта, это отражается в акте, и он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. Датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

То же самое касается акта о выявлении налоговых правонарушений, составляемого в соответствии со статьей 101.4 НК; решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности; копий решений о принятии обеспечительных мер или об их отмене.

Об обмене налоговыми органами корреспонденцией с физлицами, упоминаемом в данном письме, мы рассказали здесь. О других затронутых им темах сообщим в ближайшее время.

(Письмо ФНС России от 20 сентября 2013 г. N АС-4-2/16981)

Представитель без доверенности разъяснения налогового законодательства не получит

Минфин указал, что письменные разъяснения он дает налогоплательщикам или налоговым агентам только в связи с осуществлением ими соответствующих обязанностей.

При этом налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) может участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены.

Это же касается и разъяснений налогового законодательства, в том числе Минфином. Если не представлены документы, подтверждающие полномочия представлять конкретного налогоплательщика-организацию, оснований для рассмотрения обращения не имеется.

(Письмо Минфина России от 20.09.13 № 03-02-08/38952)

Интернет-магазины обязаны применять ККТ при продаже товаров за наличный расчет

Требования действующего законодательства об обязательном применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с населением касаются и деятельности интернет-магазинов. Об этом напомнил Минфин России.

Чиновники ссылаются на положения пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ. В нем сказано, что контрольно-кассовая техника обязательна для применения при наличных расчетах в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом организации и предприниматели обязаны выдавать отпечатанные кассовые чеки в момент оплаты товара, работы или услуги.

В пункте 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ приведен перечень видов деятельности, при осуществлении которых наличные денежные расчеты можно производить без применения ККТ. Интернет-торговля в этом перечне не упомянута. Соответственно, при продаже товаров за наличный расчет интернет-магазин должен использовать контрольно-кассовую технику.

Кстати, некоторое время назад финансовое ведомство разъясняло, что при продаже интернет-магазином компьютерных программ, которые клиент оплачивает онлайн и скачивает самостоятельно, применять ККТ необязательно.

(Письмо Минфина России от 27.09.13 № 03-01-15/40098)

Минфин пояснил, в каком периоде предприниматель вправе уменьшить ЕНВД на страховые взносы, уплаченные "за себя"

Предприниматель на "вмененке" может уменьшить ЕНВД на сумму фиксированных страховых взносов только за тот квартал, в котором фактически были уплачены указанные вносы. Об этом напомнил Минфин России.

Как известно, пункт 2 статьи 346.32 НК РФ позволяет уменьшать единый налог, исчисленный за определенный налоговый период (квартал), на сумму страховых взносов, уплаченных в этом же налоговом периоде. При этом в пункте 2.1 статьи 346.32 НК РФ оговорено, что ИП без наемных работников вправе уменьшить налог на сумму фиксированного платежа без всяких ограничений (предприниматели, у которых есть работники, могут уменьшить налог не более чем на 50 процентов). В указанной норме не говорится, что фиксированные платежи учитываются в размере, относящемся к конкретному налоговому периоду. Таким образом, трактуя положения пункта 2.1 статьи 346.32 НК РФ, в Минфине заявляют: предприниматель на "вмененке" уменьшает налог на фиксированные платежи в суммах, фактически уплаченных в налоговом периоде. К примеру, "вмененщик" вправе уменьшить сумму налога за III квартал при условии, если страховые взносы он заплатил до 30 сентября. Если фиксированный платеж перечислен позже этой даты, то учесть его можно будет при расчете вмененного налога за следующий период. По этой же причине невозможно и распределение по кварталам суммы единовременно уплаченных страховых взносов в фиксированном размере, равно как и частичное перенесение их на следующий год.

(Письмо Минфина России от 25.09.13 № 03-11-11/39673)

Движимое имущество выделившейся в результате реорганизации компании, учтенное на балансе в 2013 году, налогом на имущество не облагается

Движимое имущество, которое получено компанией, созданной в результате реорганизации в форме выделения, и учтено в качестве основных средств после 1 января 2013 года, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. Такие разъяснения дал Минфин.

Чиновники напомнили, что не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). В финансовом ведомстве считают, что данная норма распространяется и на движимое имущество, полученное в результате реорганизации компании в форме выделения. Таким образом, основное средство, принятое правопреемником в 2013 году на учет, в том числе по разделительному балансу в связи с реорганизацией в форме выделения, налогом на имущество не облагается.

Аналогичную позицию Минфин высказал в отношении реорганизации в форме присоединения (письма от 14.05.13 № 03-05-05-01/16580, от 05.08.13 № 03-05-05-01/31412) и слияния (письмо от 03.07.13 № 03-05-05-01/25477). По мнению ФНС, такой же порядок действует при реорганизации в форме преобразования. Если же движимое имущество получено по передаточному акту до 1 января 2013 года, то оно подлежит налогообложению в общем порядке (письмо ФНС России от 01.07.13 № БС-4-11/11799@).

(Письмо Минфина Росси от 25.09.13 № 03-05-05-01/39723)

Налоговый агент обязан удержать НДФЛ с доходов, выплачиваемых по решению суда

Специалисты Минфина России в письме указали, что действующим законодательством не предусмотрено особенностей выполнения налоговым агентом своих обязанностей при выплате плательщику по решению суда доходов, облагаемых НДФЛ. Налог должен быть исчислен, удержан у налогоплательщика и уплачен в бюджет (п. 1 статьи 226 НК РФ).

Кроме того, при исполнении обязанностей налогового агента организация должна принимать все возможные меры по идентификации физических лиц, получающей от нее доходы, независимо от того, как эти доходы были выплачены:

  • по решению суда самостоятельно налоговым агентом;
  • взысканы с его счетов в принудительном порядке в рамках исполнительного производства.

Заметим, что в решениях суда о выплате налогоплательщику дохода зачастую ничего не сказано про НДФЛ. Если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с него, организация — налоговый агент не имеет возможности удержать у налогоплательщика НДФЛ. В такой ситуации налоговый агент обязан в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

(Письмо Минфина России от 20.09.2013 № 03-04-06/39111)

Минфином России даны разъяснения по вопросу определения вида услуг при проведении экспертизы аудиторами

Сообщается, что при проведении в ходе судебного разбирательства экспертизы квалификация выполняемой аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами работы определяется видом экспертизы и содержанием поставленных задач.

Так, в частности, если содержанием экспертизы является аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствующие работы являются аудитом; если обзорная проверка - это сопутствующие аудиту услуги; в иных случаях проведение экспертизы является прочей связанной с аудиторской деятельностью услугой.

("Разъяснение практики применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность (ППЗ 4-2013) "Определение вида услуг по проведению аудиторской организацией, индивидуальным аудитором экспертизы", одобрено Советом по аудиторской деятельности 19.09.2013, протокол N 10)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.