Мониторинг изменений за период 02.06.14 - 08.06.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Воздушные перевозки пассажиров и багажа в Крым и Севастополь освобождены от уплаты НДС

Налогообложение по налоговой ставке НДС 0 процентов установлено в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления (назначения) расположен на указанных территориях.

Действие новых положений распространено на услуги, оказанные начиная с 18 марта 2014 года, и будут применяться к услугам, оказанным до 1 января 2016 года.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ дополнен положением, в соответствии с которым не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию РФ расходных материалов для научных исследований, аналоги которых в РФ не производятся. Перечень таких материалов будет установлен Правительством РФ.

(Федеральный закон от 04.06.2014 N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

С 1 июля 2014 года от НДС освобождены услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях дошкольного образования

Поправками, внесенными в пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, применяемая ранее терминология "содержание детей в образовательных организациях..." приведена в соответствие с терминологией, установленной ст. 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

(Федеральный закон от 04.06.2014 N 153-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

На территории Республики Хакасия и Красноярского края распространены налоговые преференции, предусмотренные в отношении участников региональных инвестиционных проектов

Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов установлены Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ и касаются налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых.

Предусмотренный статьей 25.8 НК РФ перечень субъектов РФ, на территориях которых реализуемые инвестиционные проекты подпадают под действие налоговых льгот, дополнен двумя новыми субъектами - Республика Хакасия и Красноярский край.

(Федеральный закон от 04.06.2014 N 139-ФЗ "О внесении изменения в статью 25.8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации")

Требования к организации деятельности ФНС России определены новым регламентом

В регламенте более детально прописаны:

  • порядок утверждения структуры и штатного расписания налоговых органов (в том числе в части, касающейся инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления);
  • полномочия Руководителя ФНС России, его заместителей, начальников управлений центрального аппарата;
  • порядок планирования и формирования показателей деятельности Службы (в том числе Правительством РФ и Минфином России будут устанавливаться порядок и сроки разработки и представления проектов планов, прогнозных значений деятельности, а также отчетов об их исполнении);
  • правила организации документооборота в налоговых органах (в частности, соответствующими функциями в центральном аппарате ФНС России (территориальном органе) наделяется структурное подразделение - ДОУ, в других подразделениях - должностными лицами, ответственными за ведение делопроизводства);
  • порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов, а также порядок рассмотрения НПА, поступивших на согласование;
  • требования к работе с обращениями граждан (введена дата регистрации поступившего письменного обращения - 3 дня, определен порядок работы в отношении различных видов обращений (в том числе, содержащих обжалование решений (актов, приказов) обращений, содержащих нецензурные (оскорбительные) выражения, обращений по проведению экспертиз, обращений, поступивших от органов власти, интернет-обращений и др.). Раскрыто понятие обращения, считающегося разрешенным, определен порядок проведения анализа поступивших вопросов и обобщения результатов рассмотрения обращений.

(Приказ ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@ "Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы", зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2014 N 32450)

ФНС России сообщает о внедрении в промышленную эксплуатацию программного обеспечения "Система юридически значимого электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и других документов в электронном виде" (ПО ПК "ГП-3")

Система вводится в Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных, в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и в подведомственных инспекциях управлений ФНС России по субъектам РФ.

(Приказ ФНС России от 30.05.2014 N ММВ-7-6/307@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения "Система юридически значимого электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и других документов в электронном виде")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Обновлена форма расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование для глав крестьянских (фермерских) хозяйств (форма РСВ-2 ПФР)

Новая форма применяется начиная с представления расчета за 2014 год.

(Приказ Минтруда России от 07.05.2014 N 294н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств", зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2014 N 32467)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Государствам - членам Таможенного союза даны рекомендации о применении Пояснений к ТН ВЭД ТС с учетом внесенных в них изменений

С даты вступления в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 июня 2014 года N 87 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении сепараторов для очистки нефти, сепараторов для очистки нефтяных газов и сепараторов для очистки как нефтяных газов, так и нефти, и в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 815" государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства рекомендуется применять Пояснения к единой ТН ВЭД ТС (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 года N 4) с учетом следующего изменения:

  • в группе 84 тома VI слова "8421 39 800 1 и 8421 39 800 9" заменить кодами "8421 39 800 1 - 8421 39 800 8" ТН ВЭД ТС.

(Рекомендация Коллегия Евразийской экономической комиссии от 03.06.2014 N 4 "О внесении изменения в том VI Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза")

ВАС РФ уточнил срок представления дополнительных документов по запросу таможенного органа, принимающего предварительное решение по классификации товаров по ТН ВЭД ТС

Суд признал недействующим пункт 48.8 Административного регламента, утвержденного приказом ФТС России от 18.04.2012 N 760. Согласно данному пункту документы и сведения, запрошенные таможенным органом, могли быть переданы в сроки, необходимые заявителю для их представления, но не превышающие 60 календарных дней с даты регистрации ФТС России уведомления о дополнительной информации.

Суд решил, что данный пункт противоречит части 3 статьи 54 ТК ТС, в соответствии с которой 60-дневный срок для представления дополнительных документов исчисляется не с даты регистрации ФТС России указанного уведомления, а со дня письменного уведомления заявителя.

(Решение ВАС РФ от 26.05.2014 N ВАС-15607/13 "О признании недействующим пункта 48.8 Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утв. Приказом ФТС России от 18.04.2012 N 760")


Вернуться в начало


Правовые новости

Россия, Беларусь и Казахстан учредили Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

ЕАЭС представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, в рамках которой обеспечивается свободное движение товаров, капитала и рабочей силы, а также - проведение скоординированной политики в определенных отраслях экономики.

В рамках Союза создаются:

  • Высший Евразийский экономический совет, состоящий из глав государств, входящих в ЕАЭС;
  • Евразийский межправительственный совет, состоящий из глав правительств государств, входящих в ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия, которая является постоянно действующим регулирующим органом ЕАЭС, расположенным в Москве;
  • Суд Евразийского экономического союза - постоянно действующий судебный орган ЕАЭС, расположенный в Минске.

Бюджет ЕАЭС формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств, входящих в Союз.

("Договор о Евразийском экономическом союзе", подписан в г. Астане 29.05.2014)

Конституционный Суд будет принимать решения в сокращенном составе

Согласно поправкам Конституционный Суд сможет осуществлять свою деятельность при наличии не трех четвертей, а двух третей от общего числа судей. Если кто-то из судей выйдет из состава Суда и их число окажется меньше указанного значения, Президент России должен в течение месяца внести в Совет Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место.

Суд наделен полномочием проверять на соответствие Конституции вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации.

Изменениями установлен срок для подачи жалобы на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле. Этот срок составит 1 год со дня завершения рассмотрения дела в суде. Жалоба, поданная с его нарушением, будет признаваться недопустимой.

Закон расширил основания для разрешения дел Судом без проведения слушаний. Теперь Суд сможет не проводить слушания, если придет к выводу о том, что вопрос о конституционности нормативного правового акта может быть разрешен на основании правовых позиций Суда, содержащихся в ранее принятых постановлениях, и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав заявителя - гражданина или объединения граждан.

Исключен запрет на рассмотрение без проведения слушаний дел о соответствии Конституции России федеральных конституционных и федеральных законов, а также конституций и уставов субъектов РФ.

Уточнены основания для обращения в Суд Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы и т.д. с запросом о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между такими органами либо их отдельных положений.

Теперь такой запрос допустим, если заявитель считает, что нормативный акт или договор должен действовать вопреки решению межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, в котором констатируется нарушение в России прав и свобод человека при применении соответствующего документа и необходимость внесения в него изменений, устраняющих отмеченные нарушения.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

(Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 N 9-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации")


Вернуться в начало


Законопроекты

Минтруд представил профессиональный стандарт для бухгалтеров

Минтруд РФ представил проект ведомственного приказа "Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер".

Текст документа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Основной целью деятельности установлено формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, достоверно раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

При этом ведение бухгалтерского учета отнесено к 5 уровню квалификации, составление отчетности и налоговое консультирование к 6, а составление финансовой отчетности группы организаций – к 7 уровню квалификации.


Вернуться в начало


Судебная практика

Конституционный Суд РФ пришел к выводу об ошибочном толковании положений Налогового кодекса РФ, допускающем взыскание НДС с лица, признаваемого плательщиком ЕНВД

В Суд обратилось общество, которому по результатам налоговой проверки были начислены суммы недоимки как по ЕНВД, поскольку осуществляемая им деятельность в сфере розничной торговли подпадала под действие данного режима налогообложения, так и недоимки по НДС с операций по розничной продаже товаров населению.

Обществом оспаривались положения пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового Кодекса РФ, которые в их взаимосвязи вопреки установленным принципам налогообложения возлагают на лицо, признаваемое плательщиком ЕНВД, дополнительную обязанность по уплате налога в соответствии с общим режимом налогообложения при реализации товаров в розницу без выставления счетов-фактур.

В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что арбитражные суды, разрешая такие споры, должны исходить из того, что действующее правовое регулирование исключает возможность двойного налогообложения - по общей системе налогообложения и по системе в виде ЕНВД.

Обязанность уплатить НДС лицами, не являющимися плательщиками данного налога, связана с юридическим фактом - выставлением покупателю счета-фактуры, являющегося основанием для применения вычета по НДС. Приравненная к выставлению счета-фактуры выдача кассового чека не дает оснований для вывода об обязанности продавца уплачивать налог.

Оспариваемые положения не предназначены для регулирования отношений, возникающих между продавцом и конечным их потребителем, которому счет-фактура не выставляется.

С учетом этого оспариваемые положения не могут рассматриваться как затрагивающие конституционные права указанной категории налогоплательщиков.

Одновременно отмечено, что налоговые органы и арбитражные суды не вправе толковать и применять предписания пункта 5 статьи 173 НК РФ без учета изложенных в Постановлении правовых позиций.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Камснаб")

Двухмесячный срок на взыскание со счета не применяется, если он закрыт налогоплательщиком

Компания получила от налоговиков требования об уплате недоимок со сроком исполнения до 14.05.2012. Требования исполнены не были, поэтому ИФНС выставила инкассовые поручения на списание долга со счета налогоплательщика, которое принесло в бюджет только 10% суммы долга. Этот расчетный счет был закрыт, инкассовые поручения вернулись в ИНФС 23.05.2012, а 18.07.2012 инспекция перенаправила эти поручения в другой банк, где имелся другой счет налогоплательщика.

Согласно статье 46 НК решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Когда налогоплательщик обжаловал действия инспекторов, суды трех инстанций сочли, что инспекция должна была взыскивать долг уже не за счет денежных средств, а за счет иного имущества налогоплательщика, поскольку повторно поручения выставлены за пределами двухмесячного срока.

Однако президиум ВАС внял надзорной жалобе налоговиков. "Позиция судов ... не подлежит применению к ситуациям, когда выставленное в указанный срок инкассовое поручение было возвращено банком по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета", сказано в постановлении.

В НК нет запрета или ограничения на выставление налоговым органом инкассовых поручений к иным счетам налогоплательщика, если поручения возвращены по причине закрытия расчетного счета, указали судьи.

Прежняя позиция президиума ВАС по данному вопросу, принятая в января 2008 года, в настоящее время не применяется, так как в НК вносились изменения. Тот факт, что компания-истец является банкротом, также не имеет правового значения с точки зрения вынесенного президиумом решения по рассматриваемому делу.

(Постановление Президиума ВАС по делу № А50-18748/2012)

Объект не сдается поэтапно, тем не менее, вычеты НДС положены по мере оприходования работ

С 2008 по 2012 годы компания проводила капитальное строительство объекта подрядным способом. Во втором квартале 2012 года объект был введен в эксплуатацию. Компания подала в ИФНС за 2 квартал 2012 года декларацию по НДС, в которой заявила к вычету НДС по работам, услугам, связанным с подготовкой к строительству и строительством здания за весь период работ.

В подтверждение обоснованности вычетов компания представила в налоговый орган договоры, акты приемки выполненных работ и счета-фактуры.

Налоговая провела камеральную проверку и отказала в возмещении части НДС по работам, принятым компанией с 2008 года по 1 квартал 2009-го в связи с пропуском трехгодичного срока, предусмотренного в пункте 2 статьи 173 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет" НК.

Фирма считала, что срок ею не пропущен, по ее мнению, право на вычет по строительным работам возникло только в квартале, когда объект введен в эксплуатацию и принят на учет в качестве основного средства. Компания обратилась с иском в суд.

Однако суды трех инстанций разделили позицию налоговиков. Судьи указали, что в связи с изменениями в налоговом законодательстве с 1 января 2006 года "не предусмотрено при осуществлении капитального строительства предоставление вычетов НДС по мере постановки на учет объектов завершенного капитального строительства". Согласно действующей редакции пункта 5 статьи 172 НК "Порядок применения налоговых вычетов" вычеты НДС, предъявленного подрядными организациями при проведении капитального строительства, производятся в общеустановленном порядке, то есть по мере принятия выполненных работ на учет.

Как следует из материалов дела и не опровергнуто компанией, приобретенные работы, услуги приняты ею на учет на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" в периоды, соответствующие получению счетов-фактур.

Поэтому суды пришли к выводу, что все условия, предусмотренные налоговым законодательством для предъявления НДС к вычету, были соблюдены налогоплательщиком в налоговые периоды, соответствующие получению счетов-фактур и принятию работ (услуг) к учету.

Отклонена судами ссылка заявителя и на то, что в договоре строительного подряда отсутствовало условие о поэтапной сдаче выполненных работ, а риск случайной гибели переходил к заказчику с момента передачи ему полностью законченного строительством объекта, поскольку указанные обстоятельства не влияют на право налогоплательщика применить налоговый вычет согласно пункту 5 статьи 172 НК.

(Дело № А52-1260/2013)

Контрагент уплачивает налоги в принудительном порядке - не повод для отказа в вычете

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала компании в возмещении НДС. Основанием для такого решения послужили отсутствие у контрагента, по операциям с которым заявлен вычет, управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств и разовость сделки.

Не согласившись с решением налоговиков, компания обратилась в суд. Разрешая спор, суды всех трех инстанций пришли к выводу, что налоговый орган не представил доказательств того, что налогоплательщик являлся недобросовестным и создавал схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств.

Налоговым органом не доказан факт недостоверности сведений, содержащихся в первичных документах заявителя: товарная накладная содержит печать сторон, значит, спорный товар принят и оприходован налогоплательщиком, что не опровергнуто налоговым органом. Ссылка инспекции на отсутствие ТТН судом не принята как не имеющая правового значения, так как соответствующее право на налоговые вычеты не поставлено налоговым законодательством в зависимость от наличия этого документа, и не является основанием для отказа в применении налоговых льгот при соблюдении условий, предусмотренных статьями 171, 172 НК.

Кроме того, оплата за товар контрагенту осуществлена безналичным путем, доказательств того, что деньги позже были возвращены заявителю, в материалах дела отсутствуют. Довод инспекции о том, что документы со стороны контрагента подписаны лицом, числящимся руководителем еще 41 организации, и поэтому не могут считаться подписанными надлежащим лицом, суды также отклонили, так как руководитель контрагента инспекцией не допрошен, экспертиза его подписи налоговым органом не проведена.

Из анализа расчетного счета следует, что контрагент уплачивал налоги в принудительном порядке, что само по себе, отметили судьи, не является основанием, предусмотренным НК для отказа в вычетах заявителю. Суды напомнили, что налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

(Дело № А27-5964/2013).

Комиссионер оказал услуги после "затаможки" на экспорт - вычета по счетам-фактурам нет

Проведя выездную проверку, налоговики отказали компании в возмещении НДС, исчисленного по ставке 18%. По их мнению, оказанные компании комиссионные услуги облагаются НДС по ставке 0%, так как непосредственно связаны с экспортом продукции. Довод фирмы о том, что компания-посредник оказывала услуги до помещения товара под таможенный режим экспорта, не принят налоговиками, так как не подтвердился документально.

Компания подала иск в суд. Однако и там не нашла поддержки: суды всех трех инстанций согласились с ИФНС.

Судами было установлено, что спорный контрагент по поручению заявителя за вознаграждение совершал действия по реализации имущества от своего имени и за счет комитента на внешнем рынке, а также обеспечивал оформление паспорта сделки, получение лицензии на вывоз продукции, ее регистрацию в таможенном органе, паспорта сделки и других документов, необходимых для оформления ГТД.

Договором предусмотрено, что комитент выплачивает комиссионное вознаграждение и возмещает расходы по обслуживанию экспортируемого груза, связанные с выполнением поручения. Комиссионер на эти выплаты выставил в адрес заявителя счета-фактуры с выделенной суммой НДС по ставке 18%.

Суды, принимая решение, учли позицию Конституционного суда (определение от 05.02.2009 г. № 367-О-О): законодатель в статье 164 НК (устанавливающей нулевую ставку НДС при экспорте) не закрепил закрытого перечня работ (услуг), связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров, имея в виду многообразие видов возможных работ (услуг), связанных с экспортом товаров.

Разрешая споры о юридической квалификации тех или иных работ (услуг), арбитражные суды должны установить и оценить всю совокупность обстоятельств дела - характер операций, возможность их осуществления только в отношении экспортных товаров, установление того, являлся ли товар в момент оказания услуги экспортируемым, были ли соответствующие товары на момент совершения данных операций помещены под таможенный режим экспорта и тому подобное.

Судьи пришли к выводу, что из представленных документов (ГТД, отчетов комиссионера, актов приемки оказанных услуг, счетов-фактур) следует, что отраженные в спорных счетах-фактурах услуги оказаны после помещения товаров под таможенный режим экспорта, непосредственно связаны с реализацией продукции на экспорт, а значит, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК подлежат обложению НДС по ставке 0%.

(Дело № А82-12003/2012)

Фирма пыталась подтвердить перевозку не совсем заполненными актами и ТТН - не удалось

Компания обратилась в суд, не согласившись с решением ИФНС по результатам выездной проверки, которым доначислены НДС и налог на прибыль. Причина, по мнению налоговиков, кроется в фиктивности транспортных услуг, оказанных компании рядом контрагентов.

Суд первой инстанции удовлетворил требования фирмы. Однако апелляционный суд отменил это решение и признал доказанным инспекцией отсутствие реальных хозяйственных операций.

В частности, акты выполненных услуг и товарно-транспортные накладные одного из контрагентов заполнены с нарушениями требований законодательства об оформлении первичных документов. Акты не содержат ссылок на договор, наименование грузоотправителя и грузополучателя, количество и наименование перевезенного груза, в них не указаны марка и регистрационный номер транспортного средства, которым доставлялся груз, ФИО водителя, пункты погрузки и разгрузки, сведения о товарных накладных, выданных доверенностях, не указаны должности подписавших их лиц, расшифровки подписей.

ТТН этого контрагента, которые могли бы служить доказательством оказания транспортных услуг, либо отсутствуют, либо оформлены с нарушениями: в транспортном разделе не указаны организация-перевозчик и ее реквизиты, заказчик (плательщик), номер удостоверения водителя, номер путевого листа, пункты погрузки и выгрузки. Разделы, предназначенные для сведений о грузе, погрузочно-разгрузочных операций, не заполнены.

Документы по сделкам с остальными спорными контрагентами также содержат недостоверные и неполные сведения, подписаны неустановленными лицами. В некоторых случаях ТТН отсутствуют, а акты об оказании транспортных услуг содержат не все необходимые сведения. Контрагенты тоже не представили документов, подтверждающих спорные хозоперации.

При принятии решений суд учел и стандартный набор компромата, найденного налоговиками: отказные показания номинальных руководителей контрагентов; отсутствие у них необходимых ресурсов для осуществления деятельности, текущих расходов; нулевая отчетность, транзитный характер движения денежных средств по счетам.

Кассационный суд оставил решение апелляционной инстанции без изменений.

(Дело № А05-7717/2013)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России напоминает об изменении в нормативно-правовом регулировании в сфере ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП и представления содержащихся в них сведений

Это связано с вступлением в силу с 29 мая 2014 года постановления Правительства РФ от 19 мая 2014 г. N 462.

С указанной даты признаются утратившими силу постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" и от 16 октября 2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей:".

Одновременно вступают в силу ряд нормативно-правовых актов, в том числе приказы Минфина РФ от 23 ноября 2011 г.:

  • N 157н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений и документов";
  • N 158н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов".

(Письмо ФНС России от 26.05.2014 N СА-4-14/10078 "О направлении информации")

Производитель учитывает расходы на утилизацию продуктов с истекшим сроком годности

Минфин сообщил, что согласно федеральному закону от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" некачественные и опасные пищевые продукты подлежат изъятию, уничтожению или утилизации. К таковым относятся, среди прочего, продовольственные товары, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.

Таким образом, существующее нормативное правовое регулирование, в частности, в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской продукции обязывает поставщиков утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения.

Если согласно договорам поставки производитель берет на себя обязанности по выкупу у торговой организации и дальнейшему уничтожению нереализованной продукции с истекшим сроком годности, то расходы производителя, связанные с выкупом и утилизацией, учитываются при определении базы по налогу на прибыль на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК ("другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией").

Минфин также напомнил, что перечисленные расходы должны быть документально подтверждены надлежащим образом.

(Письмо ФНС России от 22 мая 2014 г. N 03-03-06/1/24238)

Минфин разъяснил, когда уменьшение уставного капитала ООО считается внереализационным доходом организации

Общества с ограниченной ответственностью вправе уменьшать свой уставный капитал. А в некоторых случаях ООО обязаны это делать (например, в случае неполной оплаты уставного капитала). Минфин России разъяснил, в каких случаях сумма уменьшения уставного капитала будет считаться налогооблагаемым доходом ООО.

Специалисты финансового ведомства напоминают, что уставный капитал ООО составляется из номинальной стоимости долей его участников. Об этом сказано в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Уменьшение УК может осуществляться путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества в уставном капитале общества и (или) погашения долей, принадлежащих обществу (п. 1 ст. 20 Закона № 14-ФЗ).

По общему правилу, суммы уменьшения УК, которые не были возвращены участникам организации, признаются ее внереализационным доходом (п. 16 ст. 250 НК РФ). Но из этого правила есть и исключение: суммы уменьшения уставного капитала, если такое уменьшение произошло в соответствии с требованиями законодательства РФ, при налогообложении прибыли не учитываются (подп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Об этом же говорится и в Определении ВАС РФ от 13.10.09 № ВАС-11664/09, на которое ссылается Минфин в комментируемом письме. Судьи указали, что сумма уменьшения уставного капитала будет считаться внереализационным доходом только в том случае, если уставный капитал уменьшается в добровольном порядке и при этом уменьшение уставного капитала не сопровождается соответствующей выплатой стоимости части вклада участникам общества.

(Письмо Минфина России от 23.05.14 № 03-03-РЗ/24777)

С учетом изменений в порядке выплаты дивидендов даны разъяснения, касающиеся исполнения функций налогового агента при выплате доходов российской организации через депозитарий

Сообщается о вступлении в силу с 1 января 2014 года новой редакции положений о порядке выплаты дивидендов. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ.

С указанной даты у депозитария отсутствует обязанность раскрытия эмитенту информации об акционерах. В этой связи эмитент на дату перечисления дивидендов не располагает информацией о том, кто является лицом, осуществляющим права по ценным бумагам, - получателем доходов в виде дивидендов по акциям - российская или иностранная организация.

С учетом данного обстоятельства эмитент не может быть признан источником дохода для получателя дивидендов - российской организации, осуществляющей права по ценным бумагам.

Согласно разъяснению в рассматриваемом случае депозитарий - номинальный держатель, в котором открыты счета депо владельцев - российских организаций, является источником дохода для таких организаций, и, следовательно, признается налоговым агентом по таким выплатам.

(Письмо ФНС России от 26.05.2014 N ГД-4-3/1022@ "По вопросам удержания налога на прибыль с дивидендов, выплаченных по акциям, выпущенным российской организацией, если получателем таких доходов также является российская организация и учет этих акций ведется депозитарием")

На какую дату учитываются расходы на оформление виз в составе командировочных

Минфин напомнил, что подпункт 12 пункта 1 ст. 264 НК позволяет учитывать в составе расходов на командировки стоимость оформления виз.

При этом подпунктом 5 пункта 7 статьи 272 НК предусмотрено, что датой признания расходов на командировки является дата утверждения авансового отчета.

По мнению Минфина, это касается и расходов на оформление визы при направлении сотрудника в командировку - они учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на дату утверждения авансового отчета.

Данное письмо опубликовано на сайте Минфина.

(Письмо Минфина России от 03.06.2014 № 03-03-РЗ/1/26511)

Как считать "кадастровый" налог на имущество, если помещение приобрели в середине года

ФНС сообщила, что если кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена в течение налогового периода или объект не включен в региональный перечень на 1 января, то налоговая база определяется по общим правилам (не по кадастровой стоимости).

Однако если объект на 1 января уже включен в перечень и затем в течение года сменил собственника, действующая редакция НК не предусматривает, как следует рассчитывать налоговую базу.

ФНС предлагает применить норму по аналогии, поскольку необходимый алгоритм установлен НК для недвижимого имущества иностранных организаций. При его приобретении в середине года суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) рассчитываются с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Кроме того, уже в апреле этого года законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ предусмотрена поправка, которая распространяет данный алгоритм на все объекты недвижимости, по которым налоговая база равна кадастровой стоимости.

Добавим, что это изменение вступит в силу с 2015 года.

По мнению ФНС, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты, налог по которым рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, можно применять упомянутый коэффициент, учитывающий фактический срок владения объектом. Чиновники не уточняют, с какого периода это можно применять, но, судя по контексту, уже с текущего года.

(Письмо ФНС России от 19.05.14 № БС-4-11/9523@)

Организации - налогоплательщики ЕНВД с 1 июля 2014 года обязаны уплачивать налог на имущество

Это связано с тем, что с указанной даты вступили в силу соответствующие положения Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

Налог уплачивается в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Минфин России сообщает, что авансовый платеж по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2014 года рассчитывается как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года, умноженная на налоговую ставку.

Сумма налога за 2014 год должна исчисляться за период с 1 июля по 31 декабря 2014 года как одна вторая стоимости объекта, умноженная на ставку налога за минусом исчисленной суммы авансового платежа за 9 месяцев 2014 года.

В целях применения статьи 378.2 НК РФ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ определяется перечень объектов недвижимого имущества на соответствующий налоговый период, не позднее 1 января 2014 года.

С учетом данного обстоятельства отмечено, что положения ст. 378.2 НК РФ применяются организациями, применяющим ЕНВД, только в отношении объектов недвижимости, включенных в указанный перечень.

(Письмо Минфина России от 02.06.2014 N 03-05-05-01/26195 "О вступлении в силу Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ и порядке исчисления авансового платежа и суммы налога на имущество организаций за 2014 год налогоплательщиками ЕНВД")

Обновлены контрольные соотношения к налоговой декларации по земельному налогу

В налоговые инспекции направлены контрольные соотношения показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности, с помощью которых можно проверить, насколько правильно и достоверно заполнена налоговая декларация.

Напомним, что ранее были опубликованы "Контрольные соотношения к налоговой декларации по земельному налогу", доведенные письмом ФНС России от 01.03.2012 N БС-5-11/208дсп@.

(Письмо ФНС России от 30.05.2014 N БС-4-11/10399 "О направлении контрольных соотношений показателей формы налоговой декларации по земельному налогу")

ФНС России разъяснила вопросы, касающиеся обязанности по уплате НДФЛ в случае прекращения обязательства залогодателя по ипотеке

Если залогодержатель в порядке, установленном Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)", оставляет за собой предмет ипотеки (жилое помещение), стоимости которого недостаточно для полного удовлетворения требований залогодержателя, задолженность залогодателя в силу закона считается погашенной и обеспеченное ипотекой обязательство прекращается.

В этом случае положительная разница между суммой требований залогодержателя и стоимостью предмета залога (жилого помещения), не является объектом обложения НДФЛ.

(Письмо ФНС России от 28.05.2014 N БС-4-11/10299 "О налогообложении доходов физических лиц")

До налоговых органов доведены рекомендации по формированию мотивировочной части запросов в кредитные организации о предоставлении справок (выписок) по счетам налогоплательщиков

Рекомендации подготовлены в связи с тем, что:

  • со 2 мая 2014 года введена ответственность банков за непредставление справок (выписок) по вкладам (депозитам);
  • с 1 июля 2014 года расширен перечень оснований для получения налоговыми органами от банков справок (выписок) по счетам, вкладам (депозитам) и об электронных денежных средствах (в частности, речь идет об истребовании документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ).

До внесения изменений в формы запросов при их формировании налоговым инспекциям необходимо учитывать приведенные в письме дополнения, в том числе касающиеся информирования банков о наступлении ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 135.1 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322 "О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014")

О применении российского налогового законодательства крымской компанией, созданной до 18 марта 2014 г.

В Крыму российское налоговое законодательство применяется с 1 января 2015 г. До этой даты налоговые правоотношения на указанной территории регулируются крымскими нормативно-правовыми актами.

В переходный период в отношении юрлиц, местом нахождения которых является Крым, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, наше налоговое законодательство (кроме положений о земельном налоге и госпошлине) применяется со дня внесения сведений в реестр.

С 1 июля 2014 г. организации, действовавшие в Крыму на момент его принятия в состав России, могут привести свои учредительные документы в соответствие с российским законодательством и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ. Это необходимо сделать до 1 января 2015 г. Данные юрлица приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в реестр. Исключение - юрлица, чье имущество находится в собственности публично-правового образования, или участником которых оно является.

Таким образом, крымская компания, созданная до 18 марта 2014 г., не вправе применять налоговое законодательство нашей страны (в т. ч. в части исполнения обязанностей налогового агента по налогу на прибыль и НДС) до дня внесения сведений в ЕГРЮЛ, а также если вышеназванное заявление не подано до 1 января 2015 г.

(Письмо ФНС России от 27 мая 2014 г. № ГД-4-3/10160@ "О рассмотрении обращения")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.