Мониторинг изменений за период 03.02.14 - 09.02.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

С отчета за январь - март 2014 года вводятся в действие ряд форм федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки с указаниями по их заполнению

Утверждены следующие формы федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы:

  • N ЗП-образование "Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала";
  • N ЗП-наука "Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки";
  • N ЗП-здрав "Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала";
  • N ЗП-соц "Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала";
  • N ЗП-культура "Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала".

Признается утратившим силу Приказ Росстата от 30 октября 2012 года N 574 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения численности и оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

(Приказ Росстата от 30.12.2013 N 508 "Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597")

Утверждены новые формы статотчетности для наблюдения за поступлением и расходованием средств ПФР, ФСС, ФОМС

Росстат утвердил новые формы статистического наблюдения за поступлением и расходованием средств государственных внебюджетных фондов - ПФР, ФСС, ФОМС и указания по их заполнению.

Это квартальные формы:

  • № 9-Ф (ПФ) "Сведения о поступлении и расходовании средств Пенсионного фонда Российской Федерации";
  • № 9-Ф (СС) "Сведения о поступлении и расходовании средств Фонда социального страхования Российской Федерации";
  • № 9-Ф (ОМС) "Сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования".

Данные формы действуют с отчета за январь-март 2014 года. При этом прежние формы, утв. приказом Росстата от 30.01.2012 № 24 утрачивают силу.

(Приказ Росстата от 22.01.2014 № 43)

С 30 апреля 2014 года на сайте ФНС России будут ежедневно размещаться сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и КФХ

Среди таких сведений, в частности:

  • сведения об учредителях и держателях реестров акционеров;
  • размер уставного капитала;
  • сведения о лицензиях, полученных зарегистрированной организацией;
  • сведения о правопреемстве и др.

(Приказ Минфина России от 05.12.2013 N 115н "Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядка их размещения", зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2014 N 31152)

Опубликование на сайте ФНС России сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, регламентировано новым нормативным актом

Внесены изменения в приказ ФНС России, которым установлен состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, предназначенных для публикации, и порядок их опубликования на сайте ФНС России и в журнале "Вестник государственной регистрации".

Из текста данного приказа исключены положения, касающиеся размещения указанной информации на сайте ФНС России в связи с изданием самостоятельного нормативного правового акта, регламентирующего соответствующие вопросы, - Приказа Минфина России от 05.12.2013 N 115н "Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица".

(Приказ ФНС России от 28.08.2013 N ММВ-7-14/293@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@", зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2014 N 31133)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

На регистрацию в Минюст России направлено постановление ПФР об утверждении новой формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

Для плательщиков страховых взносов с расчетного периода 2014 года вводится форма единой отчетности.

Новая форма отчетности позволит отражать сведения по расчету базы, начислению и уплате страховых взносов единым платежным документом и отслеживать доначисление и уплату страховых взносов за прошлые расчетные периоды.

В состав Расчета включены формы индивидуальных сведений на каждого работника организации, учтены особенности уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, в том числе дифференциация размеров дополнительных тарифов в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, класса (подкласса) условий труда.

(Постановление Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения")


Вернуться в начало


Правовые новости

В Конституцию РФ внесена поправка о вновь образованном Верховном Суде РФ

Установлено, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд РФ формируется в составе 170 судей.

Предусмотрено, что Президент РФ:

  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов;
  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и его заместителей, вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора и его заместителей, назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров.

Предусмотрено, что Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом РФ. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Со дня вступления в силу Закона установлен переходный период сроком на 6 месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначенные до вступления в силу Закона, продолжат осуществлять свои полномочия до начала работы образованного Верховного Суда РФ.

В целях формирования первоначального состава образованного Верховного Суда РФ создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда РФ.

(Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации")

Президент подписал закон об объединении высших судов

Верховный Суд РФ признан высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.

В его состав войдет 170 судей, которые будут назначаться на должность Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.

В высшей судебной инстанции будет создана Судебная коллегия по экономическим спорам и Дисциплинарная коллегия, на которую возложены функции Дисциплинарного судебного присутствия.

Верховный Суд РФ будет размещен в Санкт-Петербурге. В целях взаимодействия с органами государственной власти, расположенными в Москве, в столице будет создано представительство Верховного Суда РФ.

Законом определена компетенция Пленума и Президиума Верховного Суда РФ, а также полномочия Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей.

Большая часть положений закона вступит в силу спустя 180 дней со дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".

Одновременно Президентом РФ подписан Федеральный закон от 05.02.2014 N 16-ФЗ, определяющий порядок отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда РФ.

(Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации")

За неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с его целевым назначением будут налагаться административные штрафы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка

Изменениями, внесенными в КоАП РФ, установлено, что неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан - в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

При этом предусматривается, что максимальный размер административного штрафа за указанное правонарушение не может превышать пятьсот тысяч рублей.

(Федеральный закон от 03.02.2014 N 6-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")


Вернуться в начало


Законопроекты

Правительство РФ рассмотрит проект Соглашения между Россией и Китаем об избежании двойного налогообложения

Правительство РФ рассмотрит проект Соглашения между правительствами РФ и КНР об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему.

Документ направлен на устранение двойного налогообложения и распространяется на налоги, взимаемые с общей суммы дохода или отдельных элементов дохода лиц, имеющих местожительство, постоянное местопребывание, место управления, место регистрации в России или в Китае.

Соглашение распространяется, в том числе на налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества и налоги на общую сумму заработной платы, выплачиваемой предприятиями.

Кроме того, проект соглашения регулирует вопросы обмена информацией между компетентными органами РФ и КНР, передает пресс-служба Правительства РФ.

Правительство РФ рассмотрит проект Конвенции между Россией и Бельгией об избежании двойного налогообложения

Правительство РФ рассмотрит проект Конвенции между Россией и Бельгией об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и Протокола к ней.

Как сообщает правительственная пресс-служба, документом предусмотрен порядок налогообложения доходов и капитала юридических и физических лиц, имеющих место жительства, постоянное местопребывание, место управления в РФ или в Королевстве Бельгия в целом, соответствующий Типовому соглашению.

Разработчики международных соглашений уверены, что реализация Конвенции будет способствовать активизации взаимовыгодной предпринимательской и инвестиционной деятельности юридических и физических лиц России и Бельгии.


Вернуться в начало


Судебная практика

Суды отменили штраф за непредставление документов, не относящихся к налоговому учету

В связи с проведением выездной проверки ИФНС направила в адрес компании требование о предоставлении документов. Во исполнение этого фирма представила пакет документов на 2339 листах, а также сопроводительное письмо с указанием на то, что часть запрошенного не относится ни к первичным бухгалтерским документам, ни к регистрам бухгалтерского учета, не связана с исчислением и уплатой какого-либо налога. На основании этого инспекцией принято решение о привлечении компании к ответственности по статье 126 НК за непредставление пяти запрошенных документов. К ним относятся:

  • расчет размера платы за снабженческо-сбытовые услуги сторонних исполнителей с обосновывающими материалами,
  • постатейное обоснование изменения размера затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг),
  • обоснование необходимой прибыли по регулируемым видам деятельности (связанными с поставкой газа),
  • планы капитальных вложений на соответствующий год по регулируемому виду деятельности,
  • сравнительные данные по статьям затрат по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.

Полагая, что данное решение нарушает права и законные интересы компании, она обратилась в суд.

В соответствии со статьей 31 НК инспекция вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК налогоплательщики обязаны представлять запрошенные бумаги в течение 10 дней со дня получения требования. Неисполнение этого влечет ответственность по статье 126 НК в виде штрафа по 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Суды трех инстанций указали, что данная ответственность относится к документам, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пеней.

В данном случае инспекция ссылается на необходимость спорных документов для проверки правомерности учета убытков, связанных с реализацией газа, в прочих внереализационных расходах.

Суды разъясняют, что в соответствии со статьей 313 НК налогоплательщики исчисляют базу по налогу на прибыль на основе данных налогового учета, подтверждением которых служат первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

В рассматриваемом случае инспекция не привела доказательства, что спорные документы относятся к документам налогового учета, поэтому суды признали ее решение недействительным.

(Дело № А14-16804/2012)

ИФНС не обязана самостоятельно сообщать налогоплательщику об излишней уплате налога

Между ИП и инспекцией 22.11.2012 был подписан совместный акт сверки расчетов, по которому у предпринимателя имеется переплата. На основании данного акта ИП подал заявление о возврате излишне уплаченного налога, однако ему было отказано со ссылкой на истечение трехлетнего срока, что и явилось основанием для обращения ИП в суд.

В соответствии со статьей 78 НК сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату налогоплательщику по заявлению, поданному в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы налога. При этом в случае отказа он имеет право обратиться в суд в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.

Суды разъясняют, что вопрос определения этого момента судами должен рассматриваться с учетом всех обстоятельств, в частности: причины переплаты налога; возможности для его правильного исчисления по данным первоначальной налоговой декларации, изменений законодательства, а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом достаточными для признания не пропущенным срока на возврат налога.

Суды трех инстанций указывают, что законодательство не содержит норм, возлагающих обязанность по исчислению спорных налогов на налоговый орган. Предприниматель должен был исчислять и уплачивать налоги самостоятельно, а также должен был знать об излишне уплаченной сумме налогов непосредственно в момент подачи налоговой декларации за налоговый период с учетом состоявшейся оплаты. В рассматриваемом случае причиной образования переплаты явилось перечисление налогов в больших суммах, чем суммы, начисленные к уплате на основании деклараций за 2001 – 2004 годы.

Довод предпринимателя о том, что в силу пункта 3 статьи 78 НК налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом случае излишней уплаты налога, не принят судами, так как данная обязанность налогового органа является производной от первоначальной обязанности налогоплательщика самостоятельно правильно исчислять и уплачивать налоги.

Учитывая, что в суд предприниматель обратился только 28.03.2013, то есть по истечении трехлетнего срока после подачи деклараций (когда он должен был узнать о переплате), суды трех инстанций признали решение инспекции правомерным.

(Дело № А23-1227/2013)

На УСН нельзя перейти по заявлению, поданному до уменьшения доли юрлиц в УК до 25%

При создании компании подано заявление о переходе на УСН с 26.10.2007. Через месяц инспекция выдала уведомление о возможности применения УСН с указанной даты с объектом налогообложения "доходы".

В ходе выездной проверки за 2008-2010 годы инспекцией установлено, что в соответствии с учредительными документами учредителями компании в момент постановки на налоговый учет были ООО "Р" – 50% и ООО "А" – 50%. Уставный капитал компании составлял 10 000 рублей, а 11.02.2008 он увеличен до 18,4 млн рублей с долей участия юридических лиц 99,9592%. Только 18.03.2008 эта доля в уставном капитале продана физлицам. Больше состав участников не изменялся, доля участия физических лиц составляет 76%, юрлиц - 24%.

По результатам проверки доначислены налоги по общей системе за весь проверяемый период (включая годы, когда компания удовлетворяла критерию по доле юрлиц в УК), а также приняты обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение без согласия налогового органа имущества компании и приостановлены операции на счете.

Суды трех инстанций признавая решение инспекции правомерным, разъясняют следующее.

Согласно статье 346.12 НК не вправе применять УСН компании, в которых доля непосредственного участия других фирм составляет более 25%. В данном случае, на момент подачи заявления компания-истец не имела права на УСН, а с момента создания должна была работать на общем режиме. При этом суды поясняют, что применение спецрежима в последующие годы могло бы быть возможным в случае подачи заявления о переходе на УСН. Однако компания не представила его после приведения в соответствие долей в УК установленным для УСН критериям.

Суды указали также, что при доначислении НДС истец не имеет права на вычеты, поскольку они не были заявлены.

Также компании отказано в признании незаконным решения о приостановлении операций по счетам, так как обеспечительные меры направлены на оперативную защиту интересов бюджета. Инспекцией был проведен анализ движения активов и имущества компании и установлена направленность на их вывод из собственности фирмы. В частности, по состоянию на 10.05.2012 компания владела 24 объектами недвижимости, в то время как на дату вынесения решения у нее остался один объект. Также на момент вынесения решения было произведено отчуждение транспортных средств.

(Дело № А57-22568/2012)

Налог на имущество исчисляется только после окончания всех работ, предусмотренных проектом

По результатам выездной налоговой проверки компании доначислен налог на имущество, а так же пени и штраф. Инспекция сочла, что строящийся компанией завод соответствует всем условиям для принятия его на учет в качестве основного средства, ссылаясь на использование его для производства продукции.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным. Объектом налогообложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (статья 374 НК). В соответствии с пунктами 23, 24, 26, 32 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, они принимаются к учету по первоначальной стоимости, в которую включаются также затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования.

В решении кассации сказано: "при строительстве объектов недвижимости не могут быть признаны в качестве основных средств такие объекты, в отношении которых необходимо осуществление дополнительных вложений для приведения их в состояние пригодное для использования". Следовательно, первоначальная стоимость основного средства будет окончательно сформирована только после завершения всех работ, предусмотренных проектом строительства.

Суды оценили эскизы завода, планы временных и окончательных помещений, планы зданий, смету строительства, и пришли к выводу, что здание завода построено не полностью (некоторые цеха остались недостроенными). При этом судами установлено, что строительство продолжалось и после налоговой проверки, а общий объем выпущенной заводом продукции за проверяемый период составил всего 18,5% от годовой расчетной мощности производства.

(Дело № А73-3355/2013)

ВАС указал, в каких случаях организации вправе выплачивать зарплату иностранным работникам наличными

Если иностранный работник не выразил своего согласия на перечисление заработной платы на счет в банке, а трудовым или коллективным договором условия перечисления средств не определены, работодатель может выдать ему зарплату наличными из кассы. Причем, данную выплату нельзя будет признать незаконной валютной операцией. Правомерность такого подхода подтвердил Высший арбитражный суд.

Сахалинская компания выплачивала иностранным работникам-нерезидентам зарплату в рублях через кассу предприятия. В территориальном управлении Росфиннадзора сочли, что это является незаконной валютной операцией. Контролеры рассуждали следующим образом. К валютным операциям среди прочего относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации (подп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.12.03 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; далее — Закон № 173-ФЗ). Перечень разрешенных расчетов наличными между организацией-резидентом и физическим лицом-нерезидентом содержится в статье 14 Закона № 173-ФЗ. Расчеты между российским организацией и иностранным физлицом в этом перечне отсутствуют. Следовательно, выдача зарплаты иностранцу должна осуществляться через банковский счет в уполномоченном банке.

В итоге проверяющие вынесли постановление о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. (Данная норма предусматривает штраф в размере от? до полной суммы незаконной валютной операции).

Однако суды с позицией контролеров не согласились, указав на следующее. Во-первых, открытие банковского счета для получения зарплаты является правом, а не обязанностью работника-нерезидента.

Во-вторых, в рассматриваемом случае действия организации формально являются валютной операцией, но регулируются положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработную плату работнику. Ведь правила, установленные трудовым законодательством РФ, распространяются, в том числе, на трудовые отношения с участием иностранных граждан (ст. 11 ТК РФ). По этим правилам работодатель должен выплачивать зарплату в денежной форме в валюте РФ, то есть в рублях (ст. 131 ТК РФ). При этом, исходя из статьи 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается, как правило, в месте выполнения работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. В случае задержки выплаты зарплаты и при других нарушениях оплаты труда работодатель несет ответственность (ст. 142 ТК РФ).

По мнению судей, из приведенных норм следует: если работник не выразил своего согласия на перечисление заработной платы на счет в банке, а трудовым или коллективным договором условия перечисления средств не определены, то безналичная форма получения денег невозможна. В этом случае зарплата должна быть выплачена в месте выполнения работы. В противном случае в действиях работодателя можно усмотреть состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ (штраф в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Соответственно, в описанной ситуации выплата обществом иностранному работнику заработной платы наличными денежными средствами не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.25 КоАП РФ "Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования".

(Определение ВАС РФ от 27.01.14 № ВАС-19914/13)

ВАС: страховые взносы с компенсации за используемый по доверенности автомобиль не взимаются

Переданный по доверенности автомобиль не может восприниматься третьими лицами иначе как находящийся во владении и пользовании конкретного лица, которому выдана доверенность, указали судьи.

Недавно коллегия судей ВАС своим отказом в передаче президиуму на пересмотр дела разъяснила правовую природу использования в работе автомобиля, которым физлицо владеет по доверенности.

Спор состоялся между компанией и пенсионным фондом относительно взносов с компенсаций за использование работником автомобиля, находящегося не в его собственности, а эксплуатируемого им по доверенности. ПФ взносы доначислил, а суды трех инстанций отменили это решение.

Суды отметили: "переданный по доверенности автомобиль не может восприниматься третьими лицами иначе как находящийся во владении и пользовании конкретного лица, которому выдана доверенность". Коллегия судей ВАС нашла этот вывод правомерным.

"Выплаты компенсаций за использование легковых автомобилей для служебных поездок произведены правомерно, спорные выплаты обосновано не включены в базу для исчисления страховых взносов", - указали судьи (с учетом норм закона 212-ФЗ и Трудового кодекса).

Мнение о том, как третьими лицами должен восприниматься полученный по доверенности автомобиль, вероятно, применимо и в отношении НДФЛ с компенсаций за использование такого авто в работе. Напомним, что Минфин настаивает на том, что автомобиль, компенсация по которому не облагается НДФЛ, должен принадлежать работнику на праве собственности.

(Дело № А76-24083/2012)


Вернуться в начало


Прочее

На интернет-сайте ФНС России будет размещен временный онлайн интернет-сервис, реализующий порядок информирования банков о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков и переводов их электронных денежных средств

При наличии соответствующего решения налогового органа банки не вправе открывать налогоплательщикам (плательщикам сборов, налоговым агентам) счета и предоставлять право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

В настоящее время разрабатывается проект приказа о порядке информирования банков о приостановлении налоговыми органами операций (об отмене приостановления) операций по счетам и переводов электронных денежных средств в банке в электронной форме.

До утверждения указанного Порядка ФНС России предложен временный онлайн Интернет-сервис, посредством которого банки смогут получить информацию о принятии налоговыми органами соответствующих решений.

(Письмо ФНС России от 22.01.2014 N ЕД-4-2/738@ "Ответ на обращение по вопросу применения пункта 12 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации")

Региональный праздник - не повод выполнять требования налоговиков в более поздние сроки

Филиал организации зарегистрирован в Республике Татарстан. Он получил требование о представлении документов в налоговый орган. Последний день выполнения требования выпадает на 6 ноября, который является нерабочим праздничным днем в регионе. Переносится ли в такой ситуации дата исполнения требования на следующий рабочий день?

Минфин ответил, что нет, поскольку НК это не предусмотрено. Согласно НК, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Данное положение касается только федеральных праздничных дней - о нерабочих днях, установленных законами субъектов РФ, в данной норме не сказано.

(Письмо Минфина России от 27.01.14 № 03-02-07/1/2783)

Бумажную контрольную ленту ККТ нужно хранить в течение пяти лет

Организации и ИП, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны хранить бумажную контрольную ленту в течение пяти лет.

По мнению ФНС России, данное положение также распространяется на бумажную контрольную ленту ККТ. На такой ленте, как гласит пункт 4.4.1. Методических указаний по применению ЭКЛЗ, распечатываются данные ЭКЛЗ:

  • отчет по закрытиям смен в заданном диапазоне дат;
  • отчет по закрытиям смен в заданном диапазоне номеров смен;
  • итоги смены по номеру смены;
  • отчет итогов активизации;
  • документ по номеру КПК;
  • контрольная лента по номеру смены.

Соответственно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны хранить бумажную контрольную ленту в течение пяти лет.

(Письмо ФНС России от 21.01.14 № ЕД-4?2/665@)

ФНС России разъяснен новый порядок определения величины начальных извлекаемых запасов нефти и накопленной добычи нефти для целей исчисления НДПИ

Федеральным законом от 23.07.2013 N 213-ФЗ внесены изменения в статью 342 НК РФ, касающиеся порядка определения с 1 сентября 2013 года начальных извлекаемых запасов нефти. С указанной даты начальные извлекаемые запасы нефти рассчитываются как сумма извлекаемых запасов категорий А, В, С1 и С2 и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка в соответствии с данными госбаланса полезных ископаемых на определенную дату.

Сообщается, что с учетом положений названной статьи в ее прежней и новой редакциях начальные извлекаемые запасы нефти следует определять следующим образом:

  • для участков недр, указанных в подпунктах 10 - 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ, как результат сложения величины извлекаемых запасов нефти категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых (нефть) на 01.01.2008 и величины накопленной добычи нефти на 01.01.2008;
  • для участков недр, указанных в подпунктах 14 - 16 пункта 1 статьи 342 НК РФ, как результат сложения величины извлекаемых запасов нефти категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых (нефть) на 01.01.2011 и величины накопленной добычи нефти на 01.01.2011.

Накопленная добыча нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) для налоговых периодов 2012 года определяется на основании данных государственного баланса полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, для налоговых периодов 2013 года - на основании данных государственного баланса, утвержденного в 2012 году.

(Письмо ФНС России от 29.01.2014 N ГД-4-3/1410@ "О налоге на добычу полезных ископаемых")

ИП на УСН, одновременно являющийся наемным работником, не платит единый налог с зарплаты

Предприниматель на "упрощенке" одновременно является наемным работником и получает зарплату по трудовому договору. Работодатель удерживает с суммы зарплаты НДФЛ и отчитывается в ИФНС. Однако в местной инспекции ему заявили, что указанная выплата должна учитываться в доходах при расчете единого "упрощенного" налога. Каким налогом — НДФЛ или единым налогом по УСН — должна облагаться зарплата? Разумеется, НДФЛ, ответили специалисты Минфина России.

При определении налоговой базы по УСН учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ (п.1 ст. 346.15 НК РФ). Включение в доходы при УСН суммы зарплаты, полученной по трудовому договору, Налоговым кодексом не предусмотрено. Поэтому зарплата, полученная предпринимателем, единым "упрощенным" налогом не облагается. На нее начисляется НДФЛ, при этом удержать и уплатить этот налог должен налоговый агент, то есть работодатель.

(Письмо Минфина России от 27.01.14 № 03-11-11/2742)

Установленные в 2013 году законами субъектов РФ в целях применения ПСН размеры потенциально возможного к получению годового дохода в 2014 году подлежат индексации на коэффициент-дефлятор

Размер потенциально возможного дохода при применении ПСН должен быть установлен в отношении всех видов предпринимательской деятельности, облагаемых в рамках данного режима налогообложения, в пределах минимального и максимального размеров с учетом индексации на коэффициент-дефлятор (на 2014 год коэффициент установлен в размере 1,067).

При этом указано, что даже если субъектами РФ не были внесены изменения в законы о применении ПСН, направленные на установление размеров потенциально возможного к получению годового дохода с учетом коэффициента-дефлятора, то в 2014 году на территориях данных субъектов действуют минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к получению годового дохода, установленные на 2013 год, скорректированные на коэффициент-дефлятор, равный 1,067.

(Письмо Минфина России от 21.01.2014 N 03-11-10/1767)

Выданный налогоплательщику патент на применение ПСН может быть заменен на новый с уточненной суммой налога

Индивидуальный предприниматель подает заявление на получение патента не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения. Налоговый орган обязан выдать патент в течение пяти дней со дня получения заявления налогоплательщика.

Отказать индивидуальному предпринимателю в выдаче патента по причине того, что закон субъекта РФ о применении ПСН, устанавливающий размер потенциально возможного к получению дохода на следующий календарный год, не принят либо не вступил в действие, налоговый орган не вправе.

При этом обращено внимание на то, что в случае, если законом субъекта Российской Федерации на 2014 год по определенным видам предпринимательской деятельности размеры потенциально возможного к получению годового дохода были увеличены (уменьшены), налоговый орган должен выданный налогоплательщику патент на право применения ПСН в 2014 году заменить на новый патент с уточненной суммой налога.

(Письмо Минфина России от 27.01.2014 N 03-11-09/2884)

ФНС России разъяснен порядок перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиком, утратившим право на применение ПСН

Налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения в случае:

  • превышения полученных доходов по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, 60 млн. рублей;
  • превышения средней численности наемных работников (не более 15 человек);
  • неуплаты суммы налога, указанного в патенте, в установленные сроки.

При наличии двух и более патентов налогоплательщик в первых двух случаях утрачивает право применять ПСН в целом, по всем видам деятельности, в отношении которых были получены патенты, а в последнем случае (неуплаты суммы налога по одному из патентов) утрачивается право применять ПСН только по данному патенту.

(Письмо ФНС России от 05.02.2014 N ГД-4-3/1890@ "О порядке применения главы 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации")

Налогоплательщик вправе претендовать на получение социального налогового вычета по расходам на добровольное медицинское страхование по договору, заключенному его работодателем

При применении социального налогового вычета учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно медицинских услуг.

Если договор добровольного медицинского страхования заключен между страховой организацией и работодателем в пользу работника, то условием получения социального налогового вычета будет являться удержание страховых взносов из заработной платы этого работника.

(Письмо ФНС России от 30.01.2014 N БС-4-11/1561@ "О порядке предоставления социального налогового вычета по расходам на оказание налогоплательщику медицинских услуг")

Минфином России изданы рекомендации, касающиеся проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год

При проведении аудита бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Кодексом профессиональной этики аудиторов и Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций в новой редакции этих документов, действующих с 1 января 2014 года.

Приведены применимые стандарты аудиторской деятельности.

Сообщается, в частности, о необходимости контроля за соблюдением этических требований участниками аудиторской группы в соответствии с ФПСАД N 7, применения процедур ротации работников, осуществляющих руководство аудитом в соответствии с ФПСАД N 34, применения альтернативных процедур получения достаточных аудиторских доказательств в соответствии с ФПСАД N 18, а также необходимости выявления и оценки рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности в целом, а также на уровне ее подготовки для групп однотипных операций и случаев раскрытия информации в соответствии с ФПСАД N 8.

При проведении аудита годовой консолидированной отчетности подлежат применению Рекомендации, одобренные Советом по аудиторской деятельности 26.03.2013.

Рассмотрены отдельные вопросы аудита соблюдения законодательства о противодействии легализации "преступных" доходов, законодательства о противодействии коррупции и коммерческому подкупу.

("Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год", приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01)

Пенсионный фонд РФ проинформировал по вопросам правильности заполнения реквизитов распоряжений о переводе денежных средств в уплату страховых взносов

Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему определены приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н.

С учетом установленных требований сообщается информация, подлежащая отражению в реквизитах (101), (60), (8), (61), (103) и др.

Так, например, при заполнении распоряжения:

  • в реквизите (101) указывается статус лица, оформившего платежный документ (например "08" - ЮЛ или ИП, осуществляющий перевод средств);
  • в реквизите (60) - "КПП" плательщика (код причины постановки на учет согласно свидетельству, выданному налоговым органом (для ФЛ - "0"));
  • в реквизите (8) - "Плательщик" - наименование юрлица, ФИО индивидуального предпринимателя, главы КФХ, адвоката, нотариуса и т.д., а также в скобках (ИП), (КФХ), (адвокат), (нотариус) и т.д.;
  • в реквизите (104) указывается КБК, 14 - 17 разряды которого используются для идентификации суммы взноса (1000), пени (2000), штрафа (3000). В отношении платежей, зачисляемых в бюджет ФФОМС, указывается КБК 392 1 02 02101 08 0000 160 с применением кодов подвидов доходов;
  • в реквизите (24) "Назначение платежа" указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации платежа, и регистрационный номер плательщика в системе ПФР.

(Информация ПФ РФ от 03.02.2014 "Памятка для руководителей и бухгалтерских работников организаций и предприятий, а также индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, по заполнению распоряжений о переводе денежных средств на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.