Мониторинг изменений за период 04.08.14 - 11.08.14



Федеральное законодательство

В Россию запретили ввозить молоко, мясо, рыбу из США и ЕС.

Речь идет о товарах из государств, которые ввели экономические санкции в отношении российских юридических или физических лиц или присоединились к такому решению.

Сроком на 1 год вводится запрет на ввоз в Россию отдельной с/х продукции, сырья и продовольствия. Речь идет о товарах, происходящих из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии, Норвегии.

Под запрет попали, в частности, мясо крупного рогатого скота, свинина, рыба, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты, орехи, сыры, творог. Исключение из списка - товары, предназначенные для детского питания.

Данный ход является ответом на санкции против нашей страны.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации")


Вернуться в начало


Бухгалтерский учет и налогообложение

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур дополнен новыми графами для отражения сведений о посреднической деятельности

Дополнительные графы появились также в формах книги покупок и книги продаж, применяемых при расчетах по НДС.

Это связано с тем, что с 1 января 2014 года установлена обязанность лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, вести учет счетов-фактур в случае их выставления и (или) получения при осуществлении посреднической деятельности на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, а с 1 января 2015 года - обязанность включать соответствующие сведения в налоговую декларацию по НДС (Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ).

(Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 735 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137")

На III квартал 2014 года утверждены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля

Коэффициенты-дефляторы установлены в следующих размерах:

  • на антрацит - 1,063;
  • на уголь коксующийся - 0,908;
  • на уголь бурый - 1,018;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,977.

Коэффициенты-дефляторы, применяемые при расчете ставок НДПИ, ежеквартально устанавливаются по каждому виду угля с учетом изменения цен на уголь в Российской Федерации.

(Приказ Минэкономразвития России от 21.07.2014 N 447 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля")

Определен рекомендуемый формат заявления в электронном виде о предоставлении налоговому органу почтового адреса для направления документов, используемого налоговыми органами при реализации своих полномочий

Данный формат (версия 5.01, часть DXXXIII) описывает требования к соответствующим XML-файлам и разработан в соответствии с формой "Заявление о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах", утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@.

(Приказ ФНС России от 01.08.2014 N ММВ-7-6/408@ "Об утверждении Рекомендуемого формата представления заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Пенсионным фондом РФ изданы Методические рекомендации по проверке правильности исчисления страховых взносов, а также рекомендации по проверке сочетаний видов стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии

Рекомендации применяется при проверке расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС с 1 января 2014 года. Предусмотрены особенности проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР), представляемого в ПФР в электронном виде.

Распоряжение Правления ПФР от 4 марта 2014 года N 88р "Об организации работы Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов по проверке расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам" признано утратившим силу.

(Распоряжение ПФ РФ от 31.07.2014 N 323Р "О проверке расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам")

Обновлен порядок приема ПФР заявлений от застрахованных лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

Определены состав, сроки и последовательность административных действий ПФР при принятии таких заявлений.

Новый порядок предусматривает возможность обратиться за предоставлением данной государственной услуги через своего работодателя. Заявление также можно подать в электронной форме, в том числе - через сайт gosuslugi.ru.

Признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития России от 12.12.2011 N 1523н, которым был утвержден ранее действовавший регламент приема таких заявлений.

(Приказ Минтруда России от 17.06.2014 N 381н "Об утверждении административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 N 33336)


Вернуться в начало


Законопроекты

Уточняется перечень документов, подтверждающих ввоз иностранных товаров для переработки

Госдума рассмотрит законопроект № 578851-6, который позволит минимизировать затраты налогоплательщиков, связанные с подтверждением правомерности применения нулевой налоговой ставки НДС и фактической уплаты налога при ввозе товаров.

Законопроектом предлагается осуществлять подтверждение факта уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товаров для целей налоговых вычетов на основании сведений ФТС России, переданных в ФНС России в электронной форме.

Планируется уточнить перечень документов, подтверждающих ввоз иностранных товаров для переработки и вывоз продуктов переработки, при выполнении работ (оказании услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.

Предлагается также установить дату исчисления срока представления документов для подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации припасов не с даты их помещения под таможенную процедуру перемещения припасов, как установлено в настоящее время, а с даты отметки таможенных органов, подтверждающей вывоз припасов за пределы территории РФ, проставленных на документах, используемых для таможенного декларирования припасов (в случае таможенного декларирования припасов) либо с даты составления налогоплательщиками документов, подтверждающих вывоз припасов (в случае отсутствия таможенного декларирования припасов).

Акцизы на табачные изделия повысят до европейского уровня

Госдума рассмотрит законопроект, направленный на повышение акцизов на табачную продукцию.

Документ предполагает увеличение минимальной ставки акциза с 1040 рублей за 1000 сигарет в 2014 году до 3000 рублей в 2015 году.

В то же время, понимая сложности резкого повышения акциза, законопроектом предлагается установить данную ставку в 2016 году, после чего ставки акцизов могут повышаться темпами, превышающими инфляцию.

Таким образом, предлагается повысить ставки акцизов на табачные изделия до среднего уровня стран европейского региона ВОЗ.

ФНС разрабатывает новую форму патента

ФНС РФ разрабатывает ведомственный приказ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 27.12.2012 № ММВ-7-3/1014@ "Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения".

Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Внесение изменений в форму патента на право на применения патентной системы налогообложения направлено на обеспечение возможности указания в ней территории действия патента.

Напомним, Федеральным законом от 21.07.2014 № 244-ФЗ "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены дополнения, в соответствии с которыми размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, применяющего патентную систему налогообложения, может дифференцироваться по территориям муниципальных образований

Минфин намерен исключить Мальту из "черного списка" офшорных зон

Минфин разработал проект ведомственного приказа "О внесении изменений в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом от 13 ноября 2007г. № 108н".

Текст документа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Документ предусматривает исключить Мальту из "черного списка" Минфина офшорных зон.

Вышеуказанные изменения вносятся Минфином в связи с ратификацией Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Мальта об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанной в Москве 24.04.2013 г. и вступлении ее в силу с 22.05.2014 г.


Вернуться в начало


Судебная практика

Суды разрешили ИП принять НДС к вычету, хотя счет-фактура был оформлен ИП как физлицу

В июне 2012 года физлицо К. выдало доверенность физлицу Ф. на приобретение у ЗАО половины доли в праве собственности на нежилое помещение. 2 июля физлицо К. было зарегистрировано в качестве ИП. Через неделю состоялась покупка помещения без права его использования для нужд промышленного характера. Оплата произведена со счета физлица К.

ЗАО выставило в адрес ИП счет-фактуру с выделенной суммой НДС. Впоследствии письмом ЗАО сообщило о допущенной ошибке в счете-фактуре в графе "покупатель". Как указал продавец, договор купли-продажи заключен с физическим лицом – К., соответственно, в счете-фактуре в графе "покупатель" должно быть указано "К." без упоминания статуса ИП. Одновременно с письмом предпринимателю направлен исправленный счет-фактура.

В декабре 2012 года нежилое помещение ИП сдал в аренду.

По результатам камеральной проверки декларации по НДС, в которой предприниматель заявил вычет по приобретению недвижимости, ИФНС отказала в вычете, ссылаясь на то, что спорное помещение приобретено физлицом. Инспекция также указывает на исправленный счет-фактуру ЗАО, представленный ЗАО в ходе мероприятий налогового контроля.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным. В данных обстоятельствах важно приобретение помещения для предпринимательской деятельности и получения систематического дохода, а также тот факт, что нежилое помещение получено после регистрации в качестве ИП.

По мнению судов, недостатки документов, представленных налогоплательщику третьим лицом и оформляющих фактически совершенные хозяйственные операции, не могут служить достаточным основанием для отказа в применении налоговых вычетов. При этом аннулирование счетов-фактур не предусмотрено налоговым законодательством.

Суды также учли, что ЗАО исчислило спорную сумму к уплате в бюджет. Значит, источник для возмещения спорной суммы налога из бюджета сформирован.

(Дело № А56-61559/2013)

Перевозка одним и тем же транспортом от имени разных фирм говорит о нереальности сделок

В проверяемом периоде компания (заказчик) заключила договоры оказания автотранспортных услуг по вывозу крупногабаритного груза с двумя контрагентами (подрядчиками). По результатам выездной проверки инспекция отказала по операциям с ними в вычетах НДС и расходах, указав на формальность заключенных договоров и неосмотрительность при выборе контрагентов.

Инспекция установила, что руководитель одного из контрагентов осужден к лишению свободы на 4 года; транспортные средства, имущество у контрагентов отсутствуют; численность работников - 1 человек; налоговая отчетность не сдавалась либо сдавалась с нулевыми показателями или с минимальными размерами налога, подлежащего уплате в бюджет; по юрадресу организации не находились и не находятся; движение денежных средств по расчетным счетам контрагентов носит транзитный характер, направлено на обналичивание поступающих денежных средств физлицами.

Кроме того, компанией к учету принимались документы от разных юрлиц, но по факту услуги оказывались одним и тем же автотранспортом (с одним и тем же госномером), при этом такой автотранспорт не принадлежал и не находился в распоряжении ни одного, ни другого контрагента. К тому же, компания не проверяла их возможность выполнить порученные им работы (услуги).

Суду трех инстанций согласились с выводами инспекции и признали решение правомерным. Cуды, исследовав представленные в подтверждение расходов документы, установили, что они содержат противоречивые сведения, имеют пороки в оформлении. Это касается, в частности, путевых листов: не заполнены графы об автомобиле, водителе и иные обязательные для заполнения; и, напротив, заполнены лишние поля - в отношении диспетчера и врача, осуществлявшего предрейсовый осмотр водителя (при отсутствии штатной численности).

Суды также учли, что в отношении контрагентов истцом запрашивались только учредительные документы, руководителей организаций истец не знает, контактными телефонами не располагает, правоспособность и деловая репутация контрагентов не оценивалась.

(Дело № А27-12681/2013)

Стоимость векселя, полученного в качестве вклада в уставной капитал, в расходы не включается

Учредитель компании передал ей в качестве вклада в уставной капитал вексель ООО "Г" с оплатой по предъявлении и уступил ей все свои права в отношении векселя на сумму 24 млн долларов США, включая право требования выплаты по векселю процентов и право пользования векселем в свою пользу и на свое усмотрение.

В дальнейшем компания продала вексель третьему лицу, а в счет оплаты за полученный вексель произвела зачет взаимных требований по договорам займа между ними. При этом стоимость векселя была включена компанией во внереализационные расходы при исчислении налога на прибыль.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, указав, что компания не вправе учесть стоимость приобретенной в качестве вклада в уставной капитал ценной бумаги при ее последующей реализации в составе расходов.

Компания, полагая, что расходы при реализации ценных бумаг должны определяться в соответствии со статьей 280 НК (исходя из цены приобретения ценной бумаги, затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного дохода), обратилась в суд.

Суды трех инстанций, признавая решение инспекции правомерным, указали, что компания не несла реальных расходов в связи с получением спорного векселя. В рассматриваемом случае компания получила вклад в уставный капитал в размере стоимости переданного ей векселя, в то время как сделка по его приобретению не заключалась, следовательно, компания не вправе учесть стоимость приобретенной ценной бумаги при ее последующей реализации в составе расходов.

(Дело № А75-8671/2013)


Вернуться в начало


Прочее

Разъяснены способы и требования к заверению копий многостраничных документов, представляемых в налоговые органы

По мнению Минфина России, могут быть поддержаны существующие в деловой практике способы заверения многостраничных документов как заверение каждого отдельного листа копии документа, так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом.

При прошивке многостраничного документа необходимо обеспечить, в частности, возможность свободного чтения текста, всех дат, виз, резолюций каждого документа в пошивке, а также возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа копировальной техникой.

(Письмо Минфина России от 07.08.2014 N 03-02-РЗ/39142 "О заверении копий документов, представляемых в налоговые органы")

Транспортно-экспедиционные услуги при международной перевозке товаров облагаются НДС по нулевой ставке независимо от целей вывоза или ввоза товаров

Минфин России в своем недавнем письме обратился к теме применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией на основании договоров транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров. В частности, чиновники разъяснили, что такие услуги облагаются НДС по нулевой ставке независимо от того, с какой целью эти товары импортируются или экспортируются.

Комментируемое письмо является ответом на частный запрос налогоплательщика. В запросе речь идет о перевозках образцов товаров и деловой корреспонденции. Однако ответ Минфина более общий, и пригодится другим российским экспедиторам.

Разъяснения достаточно простые. Перечень операций, которые облагаются по нулевой ставке НДС, приведен в статье 164 НК РФ. В частности, в подпункте 2.1 пункта 1 данной статьи упомянуты транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями и ИП на основании договора транспортной экспедиции при международной перевозке товаров. При этом нужно иметь в виду, что действие упомянутой нормы НК РФ не распространяется на российских перевозчиков на железнодорожном транспорте.

Из этого в Минфине делают вывод: транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте, в рамках договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров, облагаются НДС по ставке 0 процентов. При этом вид товара никакой роли не играет.

(Письмо Минфина России от 30.07.14 № 03-07-РЗ/37535)

Как отказаться от освобождения от уплаты НДС

Минфин России напомнил, какие действия нужно предпринять компании, если она хочет отказаться от освобождения от уплаты НДС.

Если компания осуществляет операции, которые освобождаются от обложения НДС, то она имеет право отказаться от такого освобождения (п.3 ст.149 НК РФ). Для этого организации нужно подать заявление в инспекцию не позднее 1-го числа налогового периода, с которого компания намерена отказаться от освобождения. Например, если компания хочет отказаться от освобождения от уплаты НДС, начиная с IV квартала, то она должна представить заявление об отказе не позднее 1 октября.

Отказаться от освобождения или приостановить его использование можно не менее, чем на один год. После этого можно вновь вернуться к освобождению, но вот как именно это сделать – в Налоговом кодексе не прописано. Однако Минфин считает, что после этого срока компания вправе представить заявление в налоговую не позднее 1-го числа налогового периода, с которого планирует применять освобождение от налогообложения НДС.

(Письмо Минфина России от 07.08.2014 № 03-07-РЗ/39083)

Компенсация при увольнении не уменьшает налог на прибыль

Налоговые инспекторы считают, что компенсация в связи с увольнением не относится к производственным выплатам. А значит, включить ее в расходы на оплату труда при расчете налога на прибыль нельзя.

Ссылаясь на позицию Президиума ВАС РФ, которая высказана в постановлении от 01.03.2011 № 13018/10, ФНС России считает, что уменьшить базу по налоги на прибыль на выплаты в пользу работника можно, только если они формально и фактически отвечают условиям статей 252 и 255 НК РФ, а именно:

  • установлены в коллективном и (или) трудовом договоре либо в дополнительных соглашениях к ним с обязательным указанием, что такие соглашения являются неотъемлемой частью соответственно коллективного или трудового договора (формальное соответствие);
  • они имеют производственный характер и связаны с режимом работ и условиями труда работника (фактическое соответствие).

Получается, даже если компенсация при увольнении предусмотрена трудовым договором, признать ее в расходах на оплату труда нельзя. Просто потому, что они не связаны с оплатой труда.

(Письмо ФНС России от 28.07.2014 № ГД-4-3/14565)

В случаях ликвидации организации или утраты статуса индивидуального предпринимателя отсутствует обязанность уведомления налогового органа о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН

Об этом сообщается в письме Минфина России от 18.07.2014 N 03-11-09/35436 по вопросам применения пункта 8 статьи 346.13 главы 26.2 НК РФ, направленном для использования в работе налоговых органов.

Отмечено также, что Налоговым кодексом РФ не предоставлено право налоговым органам определять дату прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН. Такая дата определяется налогоплательщиком самостоятельно.

(Письмо ФНС России от 04.08.2014 N ГД-4-3/15196@ "О направлении разъяснений Минфина России")

Согласно позиции контролирующих органов расходы по специальной оценке условий труда не включаются в состав расходов, учитываемых при применении УСН

Данный вывод содержится в письме Минфина России, направленном для использования в работе налоговых органов.

Напомним, что с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда введена специальная оценка условий труда. При этом для проведения специальной оценки условий труда необходимо привлечение на основании гражданско-правового договора работодателем специализированной организации или нескольких организаций.

Вместе с тем, перечень расходов, учитываемых при формировании налоговой базы при применении УСН, является закрытым. Расходы по специальной оценке условий труда в данный перечень не включены. В связи с чем сделан вывод о том, что такие расходы не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН.

(Письмо ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877@ "О направлении разъяснений Минфина России")

ФНС России разъяснены вопросы о применении налоговой ставки земельного налога в случае неиспользования части земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено применение различных налоговых ставок к одному земельному участку.

Поэтому в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, следует применять налоговую ставку в размере, не превышающем 0,3 процента их кадастровой стоимости, а в случае признания земельного участка неиспользуемым для сельскохозяйственного производства - в размере, не превышающем 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении.

(Письмо ФНС России от 30.07.2014 N БС-4-11/14944@ "О налогообложении земельных участков")

Стоимость путевок в детские оздоровительные лагеря НДФЛ не облагается

Организация оплачивает работникам стоимость детских путевок в оздоровительные лагеря. Путевки приобретаются у агента (индивидуального предпринимателя). Облагается ли стоимость таких путевок НДФЛ? Нет, не облагается, считают в ФНС.

Перечень расходов, которые освобождаются от НДФЛ, приведен в статье 217 Налогового кодекса. В частности, в пункте 9 этой статьи упомянуты суммы полной или частичной оплаты работодателями своим работникам и (или) членам их семей стоимости путевок (за исключением туристских) в санаторно-курортные и оздоровительные организации, находящиеся на территории РФ. При этом, как уточняют в ФНС, к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

На этом основании, как полагают в финансовом ведомстве, стоимость путевок в оздоровительные детские лагеря (в том числе и приобретаемых у агента-предпринимателя) для детей работника НДФЛ не облагается. Однако суммы комиссионного вознаграждения агенту (индивидуальному предпринимателю) за проданную путевку подлежат налогообложению НДФЛ в общем порядке.

(Письмо ФНС России от 25.07.14 № БС-4-11/14505)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.