Мониторинг изменений за период 07.07.14 - 13.07.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Новая форма заявления об утрате права на ПСН применяется с 13 июля 2014 г.

Приказом ФНС России утверждена новая форма № 26-5.3 "Заявление об утрате права на применение патентной системы налогообложения и о переходе на общий режим налогообложения". Документ был опубликован в "Российской газете" 02.07.2914, и новая форма применяется с 13.07.2014.

В Заявлении необходимо указывать сведения обо всех патентах, выданных предпринимателю. В связи с этим, если право на применение ПСН утрачивается сразу по нескольким патентам, выданным налогоплательщику, то теперь нет необходимости составлять заявления в отношении каждого из них. Достаточно будет одного заполненного бланка.

В настоящее время рассматриваемое заявление требуется подать только в двух случаях, (п. 8 ст. 346.45 НК РФ):

  • если с начала календарного года доходы от реализации по всем видам деятельности, переведенным на ПСН, превысили 60 млн рублей;
  • когда в течение налогового периода средняя численность наемных работников превысила 15 человек.

При этом если право на ПСН утрачено из-за несвоевременной оплаты патента, то уведомлять инспекцию об утрате права не нужно.

Напомним, что ранее применялась лишь рекомендуемая форма заявления об утрате права на ПСН, утвержденная приказом ФНС России от 14.12.2012 № ММВ-7-3/957@. Теперь же утвержденный бланк носит обязательный характер.

(Приказ ФНС России от 23.04.2014 № ММВ-7-3/250@)

Утверждена форма заявления для указания адреса физлица, по которому должны направляться документы налоговых органов

Форма заявления предусматривает указание адреса места жительства (места пребывания) в РФ, адреса для направления документов, а также периода времени, в течение которого документы налоговых органов могут направляться по указанному в заявлении адресу.

(Приказ ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@ "Об утверждении формы заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах", зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2014 N 32949)

ОАО освободили от обязанности публиковать бухгалтерскую отчетность в печатных изданиях

Утратил силу приказ Минфина России о порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами.

Данный приказ был утвержден в целях реализации положений ранее действовавшего Федерального закона "О бухгалтерском учете", предусматривающего обязательную публикацию отчетности ОАО в газетах и журналах не позднее 1 июня следующего за отчетным года.

Новый закон о бухгалтерском учете, вступивший в силу с 1 января 2013 года, не содержит такого требования. В соответствии со статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность в объеме и порядке, которые установлены Банком России.

(Приказ Минфина России от 05.06.2014 N 45н "О признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 101 "О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами", зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2014 N 32974)

Скорректирован перечень КБК, администрируемых УФНС по субъектам РФ

Исключен КБК 182 1 03 02280 01 0000 110 "Возврат распределенных в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации сумм акцизов на топливо печное бытовое:" и включен КБК 182 1 03 02270 01 0000 110 "Возврат сумм акцизов на топливо печное бытовое:".

(Приказ ФНС России от 30.06.2014 N ММВ-7-1/343@ "О внесении изменений и дополнений в Приказ ФНС России от 27.12.2012 N ММВ-7-1/1004@")

Вводится в действие форма расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси)

Утвержден также формат представления данного расчета в электронном виде.

Напомним, что плательщиками утилизационного сбора являются лица:

  • осуществляющие ввоз транспортных средств (шасси) в РФ;
  • осуществляющие производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории РФ;
  • приобретающие транспортные средства (шасси) на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора, или у лиц, не уплативших его в нарушение установленного порядка.

(Приказ ФНС России от 23.06.2014 N ММВ-7-3/327@ "Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) в электронном виде", зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2014 N 32959)

Скорректирован 1-й раздел Государственного реестра контрольно-кассовой техники

В 1-й раздел Государственного реестра контрольно-кассовой техники включены сведения о ПТК "ШТРИХ-ФР-ПТК" и "ШТРИХ-МИНИ-ПТК". Также внесены изменения в сведения о моделях ККМ "Меркурий - 115К версия 01" и "Меркурий-119К".

Указанные модели ПТК и ККМ применяются организациями и ИП при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

(Письмо ФНС России от 26 июня 2014 г. № ЕД-7-2/335@ "О включении в Государственный реестр контрольно-кассовой техники сведений о моделях контрольно-кассовой техники, внесении изменений в них")


Вернуться в начало


Таможенное дело

В соответствии с обязательствами РФ в рамках ВТО устанавливаются новые ставки ввозных таможенных пошлин

В Решении приводятся перечни товарных подсубпозиций, в отношении которых новые ставки ввозных таможенных пошлин применяются с 1 сентября 2014 года и с 31 декабря 2014 года.

Предусматривается внесение изменений в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Евразийской экономической комиссии, утвержденный Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 года N 18. До внесения изменений в указанный Перечень решения об изменении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых кодами 3917 33 000 1, 3917 33 000 9, 3917 40 000 1, 3917 40 000 9, 8407 10 000 1 и 8407 10 000 9 ТН ВЭД ТС, принимаются Советом Евразийской экономической комиссии.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2014 N 47 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО")

Внесены изменения в порядок заполнения декларации на товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию

В частности, уточнены:

  • порядок заполнения граф декларантом;
  • порядок заполнения графы "B". "Подробности подсчета";
  • порядок заполнения граф ДТ должностным лицом.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.07.2014 N 105 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары")


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 июля 2014 года можно вернуть некачественный товар, купленный не только в кредит, но и за счет потребительского займа

С 1 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 N 363-ФЗ, дополняющий Закон РФ "О защите прав потребителей" новым положением (пункт 6 статьи 24), которым предусмотрено, что в случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа).

В то же время пункт 5 статьи 24 Закона "О защите прав потребителей" устанавливает, что в случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.

Нововведение связано с тем, что пункт 5 статьи 24 Закона не учитывает повсеместно распространившуюся практику приобретения товаров не в кредит, а на заемные средства, предоставленные гражданам кредитными организациями.

Товарный кредит и банковский кредит являются изначально самостоятельными видами гражданских сделок, имеют разное правовое регулирование, а обязательства сторон по указанным сделкам исполняются независимо друг от друга. Различаются две основные формы кредитования потребителей: продажа товара в кредит в рамках договора купли-продажи (статья 488 ГК РФ) и банковский кредит (статья 819 ГК РФ). При этом банк не является участником договора купли-продажи товара в кредит, равно как продавец не является участником кредитного договора, заключаемого между кредитной организацией и потребителем в целях приобретения последним товаров для своих личных нужд.

Действие пункта 6 статьи 24 Закона "О защите прав потребителей" распространяется не только на кредитные договоры, связанные целью предоставления кредита с соответствующим договором купли-продажи, но также на аналогичные правоотношения, вытекающие из договоров любых займов, в том числе договора микрозайма.

(Информация Роспотребнадзора от 02.07.2014 "О новых возможностях защиты прав потребителей при возврате товара с недостатками, приобретенного на заемные средства")


Вернуться в начало


Законопроекты

Совет Федерации одобрил поправки в порядок администрирования НДС

Накануне Совет Федерации одобрил поправки в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ и статью 12 закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям".

Закон уточняет порядок определения места реализации работ (услуг) в случае их оказания на территории иностранного государства филиалом российской организации, состоящей на учете в данном иностранном государстве, передает пресс-служба СФ.

Кроме того, поправки в статью 168 НК РФ предлагают увеличить срок, в течение которого продавец вправе предъявить счет-фактуру покупателю по совершенным операциям. Это позволит продавцам сократить количество счетов-фактур, выставляемых в адрес одного покупателя в течение месяца.

В то же время, для того чтобы не ущемлять интересы покупателя и не откладывать период возникновения права на вычет на более поздние налоговые периоды, предлагается внести изменения в статью 172 НК РФ, разрешив покупателям предъявлять к вычету суммы НДС начиная с момента приобретения товаров (работ, услуг), не дожидаясь фактического получения счета-фактуры.

Законопроектом уточняется норма пункта 3.1 статьи 169 НК РФ: обязанность ведения Журнала учета в части посреднической деятельности возлагается не только на лиц, не являющихся налогоплательщиками (как это предусмотрено действующей редакцией пункта 3.1 статьи 169 НК РФ), но и на налогоплательщиков НДС, в том числе освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога.

К числу лиц, обязанных вести Журнал учета, законопроектом предлагается отнести экспедиторов, определяющих налоговую базу в виде вознаграждения, а также застройщиков (либо технических заказчиков) при выполнении ими функций застройщика либо технического заказчика.

Совет Федерации одобрил поправки в льготы по НДС для импортеров

Накануне Совет Федерации одобрил поправки в статью 150 части второй НК РФ, которыми освобождается от НДС ввоз на территорию России десантно-вертолетных кораблей-доков, закупаемых у Франции в интересах Минобороны РФ.

Действующее законодательство не позволяло решить вопрос об освобождении кораблей класса "Мистраль" от НДС. В то же время НК РФ предусматривает освобождение от НДС ввоза на территорию РФ технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, и судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.

Сенаторы одобрили поправки в порядок применения ПСН

Накануне Совет Федерации одобрил поправки в статьи 346.43 и 346.45 НК РФ, наделяющие субъекты РФ дополнительными полномочиями в сфере регулирования патентной системы налогообложения.

В целях установления размеров потенциально возможного годового дохода вводится обязательная дифференциация территории субъекта РФ по территориям действия патентов по муниципальным образованиям.

Таким образом, определение размера годового дохода ставится в зависимость от места ведения деятельности на территории субъекта.

При этом новый порядок не коснется патентов, приобретенных ИП на осуществление таких видов деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров или грузов автомобильным (или водным) транспортом, а также развозная и разносная розничная торговля. Для данных видов деятельности действие патента будет распространяться на территорию всего субъекта РФ.

Кроме того, закон отменяет установленный ранее минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода и устанавливает лишь его максимальный размер - не более одного миллиона рублей.

Госпошлины проиндексируют на уровень инфляции

Совет Федерации одобрил поправки в нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие индексацию размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий на уровень накопленной с 2009 года по 2015 год инфляции, которая с учетом прогноза на 2014-2015 годы составила бы 61 процент.

Индексация размеров государственной пошлины позволит увеличить доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Досудебное обжалование отказа в госрегистрации юрлиц и ИП: закон принят в третьем чтении

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 521444-6 "О внесении изменений в Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", внесенный группой депутатов.

Регламентирована процедура обжалования отказа регистрирующего органа в совершении регистрационных действий, в том числе - процедура обязательного досудебного обжалования. По мнению авторов законопроекта, закон "О порядке рассмотрения обращений граждан", в соответствии с которым рассматриваются и жалобы на решения регистрирующих органов, не учитывает специфики правоотношений в сфере госрегистрации юрлиц и ИП.

При внесения законопроекта депутаты предлагали узаконить возможность передачи полномочий по госрегистрации государственным учреждениям или унитарным предприятиям, подведомственным федеральному органу, уполномоченному в сфере госрегистрации. Однако эти поправки в принятом варианте законопроекта отсутствуют.

Командировочные удостоверения заменят проездными документами и служебными записками

На едином портале объявлено общественное обсуждение проекта постановления правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в части отмены формы № Т-10 "Командировочное удостоверение" и формы № Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении".

Изменения планируется внести как в постановление, касающееся госслужащих, так и в "общее" Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (Постановление Правительства от 13 октября 2008 г. № 749).

Во второе вносятся следующие поправки. Работники будут направляться в командировки на основании решения не только работодателя (как сейчас), но и, в качестве альтернативы, - решения уполномоченного им лица. Из документа будет убрано такое понятие, как служебное задание.

Пункт, которым установлена необходимость оформления командировочного удостоверения, примет совершенно другой вид: "Фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки.

В случае проезда работника к месту командирования и (или) обратно к месту работы на служебном или личном транспорте (легковом автомобиле, мотоцикле) фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращению из служебной командировки представителю работодателя или уполномоченному им лицу одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.)".

Также по проездным документам будут определяться сроки при направлении работника в страны СНГ.

В составе документов по итогам командировки вместе с авансовым отчетом не надо будет представлять командировочное удостоверение и "отчет о выполненной работе в командировке, согласованный с руководителем структурного подразделения работодателя, в письменной форме".


Вернуться в начало


Судебная практика

Суды признали правомерным отказ в регистрации компании по адресу, где она не находится

ОАО обратилась в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. При этом представлены следующие документы: заявление по форме № Р13001 о госрегистрации, решение единственного акционера о внесении изменений в устав, договор аренды нежилого помещения c ООО, акт приема-передачи этого помещения; копия свидетельства о госрегистрации на него права собственности ООО и документ об уплате госпошлины.

Рассмотрев данное заявление в течение недели, регистрирующий орган отказал компании, ссылаясь на недостоверные сведения об адресе места ее нахождения, установленные при осмотре помещения.

Суды трех инстанций признали решение правомерным. Суды указали на постановление пленума ВАС от 30.07.2013 № 61, в соответствии с которым регистрирующий орган вправе отказать в регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юрлица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юрлицом.

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать то, что адрес, указанный в документах при госрегистрации, известен как адрес большого количества иных юрлиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна.

В данном случае, как свидетельствуют протоколы осмотра помещений и приложенные к ним фотографии, по указанному ОАО адресу оно не находится и не ведет хозяйственную деятельность. В частности, в течение нескольких месяцев налоговики фиксировали, что оргтехника не подключена, бухгалтерская и иная документация отсутствует, ключи от комнаты и имущество по актам приема-передачи не передавались. Кроме того, данный адрес является адресом массовой регистрации.

(Дело № А09-7358/2013)

Документы, уничтоженные потопом, фирма не спешила восстанавливать - учесть расходы не вышло

В ходе выездной налоговой проверки за 2006-2008 годы ИФНС выставила требование о представлении документов: счетов-фактур, выставленных контрагентом, актов о приемке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ (КС-3), все - по операциям 2007 года. Компания требование не исполнила, сообщив о невозможности представления запрошенных документов в связи с затоплением помещения, в котором они находились.

В результате инспекция исключила эти расходы при исчислении налога на прибыль, доначислила пени и штраф. Компания оспорила решение в суде. Суд первой инстанции в 2011 году отказал в удовлетворении требований. В апелляционный суд компания представила восстановленные документы, однако тоже получила отказ на том основании, что не доказала невозможность их представления в суд первой инстанции с учетом времени проведения выездной проверки, подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган, а также рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Понесенные в 2007 году затраты компания включила в декларацию по налогу на прибыль за 2010 год как расходы прошлых лет. По результатам выездной проверки за 2010 год инспекция привлекла компанию к ответственности и доначислила налог на прибыль, ссылаясь на неправомерное включение в прочие расходы за 2010 год спорных расходов за 2007 год.

Суды трех инстанций признали решение инспекции правомерным, указав на статью 272 НК, в соответствии с которой расходы признаются в том отчетном периоде к которому они относятся. В данном случае - 2007 год.

При этом суды отмечают, что истец не представил доказательства проявления достаточной степени осмотрительности при ведении бухгалтерских документов, а также невозможности своевременного восстановления бухгалтерских документов с учетом известного адреса местонахождения контрагента.

(Дело № А07-9669/2013)

Суд разъяснил, как корректировать учет, если сделка признана недействительной

В 2007 году ОАО реализовало по договору купли-продажи ООО недвижимое имущество на сумму 97 млн рублей. В эту сумму включен НДС, который был исчислен в августе 2007 года и уплачен в бюджет.

ООО в связи с приобретением недвижимого имущества заявило НДС к вычету. Частично сумма налога была зачтена в счет уплаты текущих платежей по НДС, частично возвращена налогоплательщику.

Постановлением суда от 2009 года вышеназванный договор купли-продажи недвижимого имущества признан недействительным. Имущество было возвращено покупателем продавцу в августе 2010 года, произведен возврат денежных средств. При возврате имущества НДС ООО исчислен не был, счет-фактура не выставлен, операция в книге продаж за 3 квартал 2010 года не отражена, НДС в бюджет не уплачен.

По результатам выездной налоговой проверки ООО инспекция доначислила НДС, пени и штраф по спорной операции.

Суды трех инстанций признали решение инспекции правомерным. Налоговые последствия влекут не сами гражданско-правовые сделки, а совершаемые во исполнение этих сделок финансово-хозяйственные операции (статья 54 НК). При этом налогообложению подвергается финансовый результат, в том числе совокупности совершенных в этом периоде названных операций. Налоговые обязательства, связанные с недействительностью сделки, возникают у налогоплательщика на дату вступления в законную силу решения суда.

Стороны недействительной сделки должны внести исправления в учет и подать уточненные декларации за тот период, в котором состоялась эта сделка. При этом все корректировки делаются в месяце признания сделки недействительной.

(Дело № А71-9500/2013)

Директор контрагента признался, что подписал документы, не читая, и спас от отказа в вычете

По результатам камеральной проверки декларации по НДС налоговая отказала компании в возмещении налога по операциям с контрагентом. Инспекция ссылается на отсутствие должной осмотрительности и осторожности при его выборе, отрицание руководителем контрагента факта подписания документов и отсутствие у него имущества, транспорта, персонала, расходов по хозяйственной деятельности.

В подтверждение правомерности вычетов компания представила договор купли-продажи, полученные товары приняты на учет в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.

Суды трех инстанций сочли, что истцом соблюдены условия, установленные статьями 171, 172, 252 НК, для предъявления к вычету НДС по взаимоотношениям со спорным контрагентом.

По мнению судов, доводы инспекции о том, что он не мог осуществлять деятельность, поскольку не имеет имущества, транспорта, персонала, расходов по хозяйственной деятельности, сами по себе не могут являться доказательством наличия у истца умысла на получение необоснованной налоговой выгоды.

Протокол опроса руководителя контрагента был исследован судами, и было установлено, что он подтвердил регистрацию организации на свое имя и открытие счета в банке. При этом, отрицая подписание документов, данный директор сказал, что вообще не знал какие документы подписывал, потому что их не читал.

В итоге суды признали решение ИФНС в данной части недействительным.

(Дело № А65-17530/2013)

Экспортер заявил к вычету НДС больше выручки производителя - не повод отказать в возмещении

В 3 квартале 2012 года ООО "А" приобрело на внутреннем рынке у ООО "Н" товар - порошок медного ультрадисперсного ПМУ на 149 млн рублей, включая НДС. В том же периоде товар был реализован на экспорт. Затем ООО "А" заявило НДС к возмещению.

По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция отказала этой компании в возмещении, считая завышенной стоимость товара (ссылаясь на данные из интернета). Также ИФНС нашла несоразмерность объемов произведенного товара и товара, переданного налогоплательщиком на экспорт. В частности, выручка производителя спорного товара за 2008-2011 годы составила не более 15 млн рублей, что несопоставимо с объемами реализации по спорной сделке.

При этом обоснованность ставки 0% и экспорт товара инспекция не оспаривает. Контрагент проверяемой фирмы подтвердил поставку ей спорного товара и представил в инспекцию все необходимые документы.

Суды трех инстанций, признавая решение недействительным, указали на некорректность вывода налогового органа о завышении объема товара, экспортированного ООО "А", исходя из данных о полученной производителем товара выручке.

Суды указывают, что инспекция не исследовала ценовую политику ООО "А", информацию о заключенных на момент реализации сделках с идентичными товарами на сопоставимых условиях.

В обоснование соответствия цены экспортной сделки рыночным ценам, сложившимся на мировом рынке, истец представил заключение торгово-промышленной палаты, а в обоснование соответствия цены приобретения товара на внутреннем рынке рыночным ценам - отчет эксперта. Между тем, налоговый орган в ходе проверки не проводил экспертиз с целью установления рыночной стоимости спорного товара при реализации его на внутреннем рынке.

Не принят судами довод инспекции о существовании второго (параллельного) комплекта документов по спорной сделке, поскольку он документально не подтвержден.

Суды также указали на статью 105.3 НК в соответствии с которой цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными. В данном случае довод инспекции о взаимозависимости носит предположительный характер и не подтвержден документально.

(Дело № А56-50671/2013)

Направление материнского капитала на жилищную ипотеку не лишает молодые семьи права получить социальные выплаты на покупку жилья

Суд признал не противоречащим Конституции подпункт "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050. Норма признана конституционной в том смысле, в каком она не предполагает исключения из участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" молодых семей, которые направили материнский капитал на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты на приобретение жилья.

Суд решил, что при противоположном подходе молодые семьи, которые потратили материнский капитал на жилье до получения социальной выплаты, ставятся в худшее положение по сравнению с молодыми семьями, которые сначала получили социальную выплату, а потом потратили материнский капитал, или потратили материнский капитал на иные цели.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 08.07.2014 N 21-П "По делу о проверке конституционности подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050) в связи с жалобой гражданки Е.А. Дурягиной")


Вернуться в начало


Прочее

Минфин России подготовил обзор практики за 2013 год о признании незаконными правовых актов, решений и действий Министерства

В частности, в обзоре рассмотрены судебные решения по делам об оспаривании письменных разъяснений Минфина России.

Сообщается, что в практике ВАС РФ возник вопрос о правовом статусе письменных разъяснений Минфина России.

В ряде решений ВАС РФ отказывал в удовлетворении заявлений о признании недействующими писем Минфина России, указывая, что оспариваемые письма являлись разъяснениями по конкретным делам, не носили нормативного характера и не подпадают под признаки подсудности дел ВАС РФ как суду первой инстанции (Определение ВАС РФ от 20.05.2010 N ВАС-7184/10 и др.).

При этом Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 арбитражным судам рекомендовано при определении юридической природы оспариваемого акта исходить из оценки его содержания.

В обзоре указывается, что ВАС РФ принял к своему производству заявление о признании недействующим письма Минфина России от 04.04.2012 N 03-03-10/34, сославшись на то, что возможность его многократного применения не исключена, письмо порождает правовые последствия для неопределенного круга лиц и налоговые органы обязаны его использовать при проведении налогового контроля (Решение ВАС РФ от 29.11.2012 N ВАС-13840/12). Данное письмо было признано недействующим в полном объеме.

Кроме того, в обзоре сообщается о признании частично недействующими следующих писем Минфина России:

  • письма Минфина России от 13.07.2012 N 03-03-10/76 (Решение ВАС РФ от 24.06.2013 N 4707/13);
  • письма Минфина России от 06.12.2012 N 03-03-06/1/630 (Решение ВАС РФ от 04.12.2013 N ВАС-13048/13).

(Информация Минфина России "Обзор обобщенной правоприменительной практики за 2013 год о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов)")

Подача заявления в суд о ликвидации юридического лица должна подкрепляться доказательствами, свидетельствующими о невозможности с ним связаться по адресу, указанному в ЕГРЮЛ

Налоговым органам необходимо располагать информацией об отсутствии организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (наличие возвращенной корреспонденции с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и др.).

Кроме того, до подачи заявления в суд налоговый орган обязан направить организации уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица (такое уведомление должно направляться как в адрес ЮЛ, так и в адрес его учредителей (участников) и лиц, имеющих право действовать от имени этого ЮЛ без доверенности).

Также налоговому органу необходимо представить в суд доказательства того, что данное юридическое лицо является действующим, т.е. представляет отчетность, осуществляет операции по банковскому счету.

Сообщается о положительной судебной практике по заявлениям налоговых органов о наложении судебного штрафа за неисполнение судебных актов о ликвидации юридического лица.

Указано о неприменении писем ФНС России от 27.01.2014 N СА-4-14/1138@, от 18.03.2014 N СА-4-14/4855@, от 25.03.2014 N СА-4-14/5432@.

(Письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088 "Об обеспечении единой правоприменительной практики налоговых органов при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица")

ФНС: при работе с ККТ можно применять только унифицированные формы бланков

При работе с контрольно-кассовой техникой организации и предприниматели обязаны применять унифицированные формы документов. Разрабатывать такие бланки самостоятельно налогоплательщики не вправе.

Как известно, компании, которые не хотят использовать унифицированные формы первичных документов, могут разрабатывать собственные формы "первички". Закон о бухучете от 06.12.11 № 402-ФЗ, действующий с 1 января 2013 года, отменил обязательное применение унифицированных форм первичных учетных документов.

Однако компании могут разрабатывать не все бланки первичных документов. И одно из таких исключений, по мнению Федеральной налоговой службы, — бланки документов, применяемых при работе с ККТ. Их унифицированные формы № КМ1 — КМ9 введены и используются исключительно для учета событий и операций, связанных с применением контрольно-кассовой техники, пояснили авторы письма. В связи с этим руководитель экономического субъекта (который утверждает формы "первички" для целей бухучета) не вправе самостоятельно разрабатывать документы по формам № КМ1-КМ9, использование которых связано, в частности, с контролем в сфере применения ККТ.

(Письмо ФНС России от 23.06.14 № ЕД-4-2/11941@)

Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов применимы к налогоплательщикам Крыма и Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ и ЕГРИП

При этом отмечено, что взыскание может быть обращено только на суммы задолженности, образовавшейся за налоговые периоды с даты внесения сведений о налогоплательщиках в указанные государственные реестры.

(Письмо ФНС России от 02.07.2014 N ГД-4-8/12499@ "О порядке взыскания задолженности налоговыми органами Российской Федерации в переходном периоде")

В переходный период налоговое резидентство лиц, постоянно проживающих в Крыму и Севастополе, определяется вне зависимости от их гражданства

Независимо от фактического нахождения в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих 18 марта 2014 года, налоговыми резидентами РФ в период до 1 января 2015 года признаются все физические лица, имевшие и оставшиеся на постоянное место жительства в Крыму и Севастополе, а также военнослужащие Вооруженных Сил РФ и иных органов, в которых предусмотрена военная служба, проходившие до 18 марта 2014 военную службу на данных территориях, вне зависимости от их гражданства.

С учетом данных положений действующего законодательства определяется порядок налогообложения доходов военнослужащих воинских формирований Черноморского флота.

(Письмо ФНС России от 04.07.2014 N БС-4-11/13108@ "О налогообложении доходов физических лиц")

К операциям по передаче имущественных прав на нежилые помещения применимы особенности определения налоговой базы по НДС при передаче имущественных прав на жилые помещения

Порядок определения налоговой базы при передаче имущественных прав определен статьей 155 НК РФ. Данная статья не содержит положений, устанавливающих особенности определения налоговой базы в отношении нежилых помещений.

Согласно правовой позиции ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 25.02.2010 N 13640/09, при отсутствии специального порядка определения налоговой базы для случаев реализации имущественных прав на нежилые помещения, НДС следует исчислять в порядке, установленном пунктом 3 статьи 155 НК РФ, то есть с разницы между ценой реализации имущественных прав с учетом налога и ценой их приобретения.

(Письмо ФНС России от 27.06.2014 N ГД-4-3/12291 "По вопросу определения налоговой базы при передаче имущественных прав на нежилые помещения")

До 1 января 2015 года суммы налога на прибыль, уплаченные организациями Крыма и Севастополя, в полном объеме подлежат зачислению в бюджеты этих субъектов

Юридические лица Крыма и Севастополя, сведения о которых внесены в российский ЕГРЮЛ, после 18 марта 2014 года исчисляют и уплачивают налог на прибыль в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (гл. 25 "Налог на прибыль организаций").

Особенности заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации приведены в приложении к данному письму.

(Письмо ФНС России от 30.06.2014 N ГД-4-3/12328@ "О порядке уплаты в Республике Крым и г. Севастополе налога на прибыль, исчисленного до 1 января 2015 года")

Доходы кипрской компании в виде уплаченной ей неустойки (пени) за просрочку оплаты товара не подлежат налогообложению в РФ

Штрафы за просрочку платежа, уплаченные российской организацией кипрской компании - резиденту Кипра (с учетом положений пункта 2 статьи 11 и статьи 22 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения), подлежат налогообложению только в Республике Кипр.

Одновременно обращено внимание на то, что при применении положений международных договоров иностранная организация должна представить российской организации, выплачивающей доход, подтверждение своего постоянного местонахождения в государстве, с которым заключено Соглашение. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

(Письмо ФНС России от 03.07.2014 N ГД-4-3/12689@ "О налогообложении дохода в виде договорной неустойки (пени), который выплачивается кипрской организации")

В случае изменения учетной политики в отношении признания расходов, связанных с обеспечением безопасных условий труда при добыче угля, уменьшение сумм НДПИ в предыдущих налоговых периодах неправомерно

Данный вывод ФНС России обоснован тем, что изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Принятая учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

(Письмо ФНС России от 27.06.2014 N ГД-4-3/12247 "О применении положений статьи 343.1 Налогового кодекса Российской Федерации")

Для получения налогового вычета по расходам на погашение займа (кредита) на приобретение жилья необходимо одновременное соблюдение двух условий

Согласно позиции Минфина России, доведенной до сведения налоговых органов, такими условиями являются:

  • во-первых, договор займа (кредита) должен быть целевым, т.е. в договоре должно предусматриваться, что единственным допустимым направлением его расходования является приобретение жилья;
  • во-вторых, полученные денежные средства должны быть израсходованы на приобретение жилья на территории РФ.

Если в договоре указанные условия не прописаны, то предоставление имущественного налогового вычета по таким расходам будет неправомерным.

(Письмо ФНС России от 26.06.2014 N БС-4-11/12234 "О предоставлении имущественного налогового вычета")

ФНС России разъяснила порядок исчисления срока с даты выпуска дорогостоящего автомобиля для целей применения повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога

Величина повышающего коэффициента (их перечень установлен пунктом 2 статьи 362 НК РФ) определяется с учетом средней стоимости автомобиля (начиная от 3 миллионов рублей) и количества лет, прошедших с года его выпуска.

Сообщается, что указанный срок исчисляется с года выпуска ТС по налоговый период, за который уплачивается налог.

Так, например, в отношении автомобиля 2014 года выпуска при исчислении налога за 2014 год количество лет с даты выпуска составит не более 1 года. Если стоимость автомобиля составляет от 3 до 5 млн. рублей, то применению подлежит коэффициент в размере 1,5.

(Письмо ФНС России от 07.07.2014 N БС-4-11/13195@ "О транспортном налоге")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.