Мониторинг изменений за период 10.03.14 - 16.03.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

В формы договоров об инвестиционном налоговом кредите внесены поправки, касающиеся представления банковской гарантии

Упоминание банковской гарантии внесено в форму:

  • договора об инвестиционном налоговом кредите по налогу на прибыль организаций (за исключением налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ);
  • договора об инвестиционном налоговом кредите по местным налогам.

Внесение изменений связано с тем, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов теперь может обеспечиваться не только залогом имущества и поручительством, но и банковской гарантией.

(Приказ ФНС России от 20.02.2014 N ММВ-7-8/60@ "О внесении изменений в приложения 1, 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 29.11.2005 N САЭ-3-19/622@", зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2014 N 31541)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Начиная с I квартала 2014 года отчетность по страховым взносам на обязательное социальное страхование (форма 4-ФСС) должна представляться с учетом внесенных в нее изменений

Расчет дополнен новой таблицей для отражения сведений индивидуальными предпринимателями, применяющими ПСН, имеющими право на применение пониженных тарифов страховых взносов на основании п. 14 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.

Кроме того, в частности, в новой редакции изложена таблица, предусмотренная для отражения сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда (с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

(Приказ Минтруда России от 11.02.2014 N 94н "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 107н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения", зарегистрировано в Минюсте России 04.03.2014 N 31505)

Утвержден формат расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в электронном виде (формат РСВ-1 ПФР)

Формат разработан в целях организации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ электронного документооборота по приему и обработке документов.

Постановление применяется, начиная с представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за I квартал 2014 года.

(Постановление Правления ПФ РФ от 03.03.2014 N 25п "Об утверждении формата расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам")


Вернуться в начало


Таможенное дело

В новой редакции изложены структура и формат электронной копии декларации на товары и транзитной декларации

В частности, изменения коснулись разделов: перечень электронных форм документов, электронная копия декларации на товары и транзитной декларации, с включенными в них подразделами, и т.д.

Решение вступает в силу с 1 июля 2014 года.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2014 N 34 "О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 г. N 254")

Внесены изменения в методику расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства

В частности:

  • расширен понятийный аппарат Методики за счет включения в него таких понятий, как "внешний долг сектора государственного управления", "внутренний долг сектора государственного управления", "операции с нефинансовыми активами", "операции с финансовыми активами", "фиксированный набор потребительских товаров и услуг";
  • в новой редакции изложены формулы расчета дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления, а также расчета долга сектора государственного управления;
  • внесены уточнения в методику расчета уровня инфляции (индекса потребительских цен) в государствах-членах;
  • в новой редакции изложено приложение N 1 "Структура операций консолидированного бюджета сектора государственного управления" и Приложение N 3 "Структура долга сектора государственного управления".

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2014 N 30 "О внесении изменений в Методику расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства")

В перечне видов (групп) товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), внешнеэкономические сделки с которыми подлежат учету для целей экспортного контроля, изменены некоторые классифицирующие коды ТН ВЭД ТС

Российские участники внешнеэкономической деятельности для целей экспортного контроля обязаны вести учет внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Учет внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля заключается в документировании сведений о необходимых для идентификации контролируемых товаров и технологий особенностях (свойствах) товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся предметом внешнеэкономических сделок, об иностранных лицах, участвующих в этих сделках, и о лицах, в интересах которых они совершаются (если имеются такие сведения).

(Постановление Правительства РФ от 07.03.2014 N 174 "О внесении изменений в перечень видов (групп) товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), внешнеэкономические сделки с которыми подлежат учету для целей экспортного контроля")


Вернуться в начало


Правовые новости

Официальное издание для опубликования сведений, предусмотренных законом о банкротстве, будет определяться Правительством РФ по результатам проведенного конкурса между редакциями печатных изданий

До настоящего времени официальным изданием, осуществляющим опубликование таких сведений, была определена газета "Коммерсантъ" (Распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р).

Теперь предусматривается проведение между печатными изданиями конкурса в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ Правилами, по результатам которого с победителем будет заключаться договор о порядке и условиях опубликования сведений сроком на пять лет. Если по истечении этого срока Правительством РФ не будет определено иное печатное издание, опубликование сведений будет продолжаться в том же печатном издании на прежних условиях.

(Федеральный закон от 12.03.2014 N 30-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)")

В ряд законодательных актов внесены изменения, касающиеся использования электронной подписи при удостоверении документов в электронном виде

Внесение изменений и дополнений обусловлено введением взамен единой электронной цифровой подписи (ЭЦП) электронной подписи трех видов (простая, усиленная неквалифицированная, усиленная квалифицированная).

Принятыми законодательными положениями устанавливаются, в том числе: вид применяемой электронной подписи, порядок ее проверки и признание подписи действительной, а также лица, уполномоченные утверждать нормативные акты, регулирующие указанные вопросы при применении электронной подписи.

Соответствующие поправки внесены, в частности, в Федеральные законы "О валютном регулировании и валютном контроле", "О несостоятельности (банкротстве)", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Дополнениями, внесенными в Федеральный закон "Об электронной подписи", вступающими в силу с 1 апреля 2015 года, вводится обязанность аккредитованного удостоверяющего центра при выдаче квалифицированного сертификата направлять в единую систему идентификации и аутентификации сведения о лице, получившем сертификат, а также, в частности, информацию о дате начала и окончания его действия.

(Федеральный закон от 12.03.2014 N 33-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Подписан закон о поправках в ГК РФ в сфере интеллектуальной собственности

Большая часть закона вступит в силу с 1 октября 2014 года. При этом для отдельных положений установлены иные сроки вступления их в силу.

Так, с 1 июля 2014 года вступит в силу статья 358.18 ГК РФ, регулирующая порядок залога исключительных прав.

Помимо этого, с 1 января 2015 года вступят в силу поправки, которыми, в частности:

  • уточняется порядок распоряжения исключительным правом на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав;
  • сокращается до пяти лет срок действия исключительного права на промышленные образцы;
  • предусматривается право правообладателя потребовать по своему выбору от нарушителя исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец выплаты компенсации вместо возмещения убытков.

При этом устанавливается, что положения ГК РФ в редакции данного закона будут применяться к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

К правоотношениям, возникшим до этого дня, поправки будут применяться лишь в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления в силу внесенных поправок.

(Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")


Вернуться в начало


Законопроекты

Предложены поправки в налоговое законодательство

Президент РФ внес в Госдуму законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 105 части первой и главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" подготовлен в связи с разработкой проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и проекта федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".

Названные законопроекты подготовлены в целях реализации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", которым предусматриваются объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и передача вопросов осуществления правосудия, отнесённых к ведению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.

Данные изменения требуют уточнения положений статьи 105 "Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций" части первой Налогового кодекса Российской Федерации, а также внесения ряда изменений в главу 25 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Госдума отказалась дополнять перечень расходов, включаемых в имущественный вычет

Депутаты Госдумы отклонили накануне законопроект № 261669-6 "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который предусматривал дополнение перечня расходов, учитываемых при получении имущественного вычета.

Документ предлагал включить в перечень расходов, учитываемых при предоставлении имущественного вычета, затраты на оплату услуг по независимой оценке рыночной стоимости приобретаемого жилого дома, или доли (долей) в нем, а также квартир и комнат.

В итоге за законопроект проголосовали только 166 депутатов.

В Москве инвалидам с детства предоставят налоговые льготы

Депутаты Мосгордумы рассмотрели проект закона "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона города Москвы от 9 июля 2008 года №33 "О транспортном налоге".

Предлагаемые изменения призваны расширить круг получателей налоговых льгот для налогоплательщиков из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Необходимость подготовки законопроекта была вызвана обращениями в Московскую городскую Думу москвичей-льготников с просьбой рассмотреть возможность освобождения от уплаты налога на транспортное средство, зарегистрированное на инвалида с детства, признанного судом недееспособным. Документ был разработан с учетом рекомендаций городских департаментов социальной защиты населения и финансов.


Вернуться в начало


Судебная практика

Суд не рассматривает подтверждающие документы, если ИФНС о них не упомянула в акте и решении

По результатам выездной налоговой проверки компании доначислен НДФЛ, а также пени и штраф. Основанием послужил вывод инспекции о перечислении НДФЛ в бюджет в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным и разъясняют следующее.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (статья 100 НК).

В решении о привлечении к ответственности должны быть изложены обстоятельства правонарушения со ссылкой на документы, доводы налогоплательщика в свою защиту, результаты проверки этих доводов, выводы о привлечении налогоплательщика к ответственности с указанием конкретных нарушенных статей НК, и применяемые меры ответственности. Несоблюдение налоговыми органами указанных требований может являться основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом (пункт 14 статьи 101 НК).

Суды трех инстанций установили, что:

  • ни в акте налоговой проверки, ни в решении инспекции не содержится указаний на конкретные первичные документы, на основании которых установлена дата возникновения задолженности по НДФЛ;
  • выводы налоговым органом были сделаны без ссылки на конкретные, документально подтвержденные факты нарушений сроков, допущенных налогоплательщиком при перечислении НДФЛ;
  • в решении не определена налоговая база по каждому работнику, в отношении которого допущено несвоевременное перечисление налога.

В суд инспекция представила платежные ведомости и расходные кассовые ордера за проверяемый период, однако суды разъясняют, что данные сведения должны быть отражены непосредственно в решении инспекции и акте налоговой проверки.

В решении кассации указано: "суд не может подменять собой налоговый орган, восполнять недостатки и устранять нарушения, допущенные инспекцией при проведении выездной налоговой проверки".

(Дело № А14-18437/2012)

Пени на излишне возмещенный по итогам камералки НДС суд признал правомерными

Компании был возмещен НДС по результатам камеральной проверки декларации. Однако по результатам выездной проверки ИФНС предложила уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС и уплатить пени. Компания пени перечислила и обратилась в суд.

Суды первой и апелляционной инстанции признали решение инспекции недействительным и обязали вернуть пени. Суды сочли, что для начисления суммы пени необходимо установление факта уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными НК, то есть образование недоимки.

Инспекция в кассационной жалобе настаивала, что суммы, восстановленные к уплате по выездной проверке в отношении НДС, ранее незаконно возмещенного инспекцией, являются недоимкой, поэтому на них следует начислять пени.

Кассация отменила решение судов и разъяснила, что под недоимкой понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок (статья 11 НК).

В НК отсутствуют нормы, запрещающие проведение выездной налоговой проверки в отношении налоговых периодов, за которые ранее налоговым органом было принято решение о возмещении НДС.

В данном случае, получение компанией незаконного возмещения НДС непосредственно связано с исчислением суммы налога к уплате и является следствием неправомерного применения налоговых вычетов.

"У судов первой и апелляционной инстанций не было правовых оснований считать, что возмещение НДС в завышенных размерах не свидетельствует о наличии недоимки перед бюджетом, позволяющей налоговому органу начислять пени, поскольку суммы, восстановленные к уплате по результатам выездной налоговой проверки, в отношении НДС, ранее незаконно возмещенного инспекцией, являются недоимкой; неправомерное возмещение налога привело к изъятию из бюджета излишних денежных средств, в связи с чем, на сумму неправомерно возмещенного налога следует начислять пени в соответствии со статьей 75 НК РФ", - сказано в решении кассации.

(Дело № А40-56991/2013)

Признав болезнь бухгалтера смягчающим обстоятельством, суды снизили штраф в 404 раза

По результатам проверки ПФ обнаружил непредставление в установленные сроки сведений персонифицированного учета за 4 квартал 2012 года. С 2011 года такие сведения представляются ежеквартально до 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным. ПФ вынес решение о взыскании штрафа в размере 404 тысяч рублей.

При этом нарушение срока в один день было вызвано болезнью сотрудника бухгалтерии, ответственного за предоставление данной отчетности. Организация обратилась в суд с заявлением об уменьшении размера штрафа до минимального размера в 1000 рублей.

Суды трех инстанций удовлетворили иск компании, учитывая смягчающие обстоятельства. В соответствии с частью 1 статьи 44 ФЗ - 212 таковыми признаются среди прочего иные обстоятельства, которые судом или органом контроля могут быть признаны смягчающими ответственность.

Суды учли следующие обстоятельства:

  • причиной несвоевременной сдачи отчетности послужила болезнь бухгалтера, что подтверждается листком нетрудоспособности;
  • незначительное нарушение срока – один день;
  • в действиях компании отсутствовал умысел на совершение правонарушения;
  • правонарушение совершено впервые;
  • задолженность перед пенсионным фондом отсутствует.

Также судами учтен тот факт, что организация является бюджетной.

Доводы фонда о том, что сложная ситуация в сфере трудовых отношений не может рассматриваться в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, не принят судами. Штраф снижен до тысячи рублей.

(Дело № А40-97815/2013)

ВАС: неосуществление предпринимательской деятельности не дает "вмененщику" права представлять "нулевые" декларации

До тех пор, пока организация или индивидуальный предприниматель не сняты с учета в качестве плательщиков ЕНВД, они обязаны подавать в инспекцию декларацию с суммой налога к уплате, независимо от того, ведется ли фактически "вмененная" деятельность или прекращена.

Организация, прекратившая свою деятельность, представила в инспекцию декларацию с нулевыми показателями. Налогоплательщик решил: поскольку он не получает дохода, то налог к уплате равен нулю. Инспекторы с таким подходом не согласились, и вызвали директора компании для дачи пояснений. Организация обратилась в суд с требованием признать действия налоговиков незаконными. По мнению налогоплательщика, у чиновников не было оснований для вызова представителя компании в инспекцию по следующим причинам. Во-первых, организация прекратила "вмененную" деятельность. А раз так, то она не является плательщиком налога. Во-вторых, даже если в отчетности обнаружена ошибка, то проверяющие должны были в соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ сообщить об этом и дать пять дней на исправление ошибок, а не вызывать в инспекцию.

Суды всех инстанций поддержали налоговиков, указав на следующее. Представление нулевых деклараций по ЕНВД Налоговым кодексом не предусмотрено, поскольку "вмененщики" рассчитывают сумму налога исходя из вмененного, а не фактически полученного дохода (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). Для прекращения статуса плательщика ЕНВД необходимо сняться с соответствующего учета (п. п. 1 — 3 ст. 346.28 НК РФ). До тех пор, пока это не сделано, компания обязана исчислять единый налог по соответствующему виду деятельности исходя из имеющихся физических показателей и базовой доходности.

Что касается вызова налогоплательщика в инспекцию, то такое право за налоговиками закреплено статьей 82 и подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Таким образом, действия инспекторов права компании не нарушили, и директор должен был явиться в инспекцию для дачи пояснений.

Напомним, что Минфин давно заявляет, что до снятия с учета плательщик ЕНВД обязан уплачивать вмененный налог независимо от того, ведется деятельность или нет (письма от 23.04.12 № 03-11-11/135, от 17.08.12 № 03-11-11/250). С учетом разъяснений Минфина такое же мнение изложила ФНС России в письме от 30.08.12 № ЕД-4-3/14362@. Хотя ранее налоговики не возражали против "нулевых" деклараций (письма ФНС России от 07.06.11 № ЕД-4-3/9023 и от 27.08.09 № ШС-22-3/669@).

(Определение ВАС РФ суда от 26.02.14 № ВАС-1903/14 об отказе в передаче дела в Президиум)


Вернуться в начало


Прочее

Универсальный передаточный документ (УПД) может использоваться для подтверждения расходов налогоплательщиков, учитываемых для целей налогообложения

Согласно НК РФ подтверждением данных налогового учета являются, в том числе первичные учетные документы.

ФНС России в письме от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ представлена рекомендуемая форма универсального передаточного документа (УПД), соответствующая всем установленным требованиям, предъявляемым к первичным учетным документам.

Сообщается, что расходы, соответствующие требованиям статьи 252 НК РФ, подтвержденные УПД, могут учитываться при формировании налоговой базы при исчислении налога на прибыль организаций, ЕСХН, УСН.

(Письмо ФНС России от 05.03.2014 N ГД-4-3/3987@ "О применении УПД для подтверждения расходов налогоплательщика")

Минфин уточняет переходные положения налогового законодательства в отношении контролируемых сделок

Минфин РФ напоминает, что применение раздела V.1 НК РФ осуществляется с учетом переходных положений, установленных статьей 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Положения раздела V.1 НК РФ применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса с 1 января 2012 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора, если иное не предусмотрено указанной статьей.

При этом положения статей 105.15 - 105.17 НК РФ до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно в 2012 году - 100 млн. рублей; в 2013 году - 80 млн. рублей.

Учитывая изложенное, применение статей 105.15 - 105.17 НК РФ с обязательным соблюдением вышеуказанных суммовых критериев осуществляется в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым были признаны в соответствии с главой 25 Кодекса в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

(Разъяснение Минфина России № 03-01-РЗ/10226 от 07.03.2014)

Сделки по передаче или предоставлению прав на результаты интеллектуальной деятельности: нюансы ценообразования

ФНС России разъяснила, что сделки по передаче или предоставлению в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности (патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав) относятся к контролируемым при наличии оснований, поименованных НК РФ. При этом цены должны отвечать общим принципам.

По мнению Минфина России (письмо от 28 декабря 2012 г. N 03-01-18/10-200), в качестве цены может выступать уровень ставки лицензионного платежа (включая роялти) в процентах от установленного показателя (выручки, прибыли и т. п.) или иное вознаграждение.

Отмечается, что в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций содержатся отдельные указания о необходимости контролировать ценообразование сделок с нематериальными активами. В частности, речь идет о роялти.

(Письмо ФНС России от 6 марта 2014 г. № ЗН-3-13/878@ "О применении положений раздела V.I НК РФ")

Неправильное указание ОКТМО или ОКАТО не препятствует сдаче налоговой декларации

ФНС сообщила также, что в некоторых "уточненках" за прошлые периоды можно по-прежнему указывать ОКАТО, а не ОКТМО.

ФНС указала, что прием налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) в территориальных налоговых органах осуществляется в соответствии с административным регламентом, в котором среди оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) не указано неверное заполнение кода ОКАТО/ОКТМО.

Ведомство также напомнило о том, что согласно НК уточненная декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. Таким образом, уточненки, подаваемые за те периоды, за которые изначально надо было отчитываться по форме декларации с ОКАТО, также могут содержать ОКАТО, а не ОКТМО.

Еще одно полезное разъяснение, содержащееся в письме, касается заполнения поля для кода ОКТМО в случае, если указываемый код содержит 8 символов, а не 11 (по количеству знакомест в поле декларации). Свободные знакоместа справа от значения кода не подлежат заполнению дополнительными символами, в связи с чем при заполнении налоговой отчетности в бумажном виде свободные знакоместа заполняются прочерками.

(Письмо ФНС России от 25.02.14 № БС-4-11/3254)

Разъяснен порядок указания уникального идентификатора начисления (УИН) при заполнении платежных документов

Новыми правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств (Приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н) вводится уникальный идентификатор начисления (УИН), который:

  • до 31.03.2014 отражается в реквизите 24 "Назначение платежа";
  • после 31.03.2014 - в реквизите 22 "Код".

Сообщается, что в некоторых ситуациях при перечислении сумм налогов и сборов таким идентификатором является КБК, который указывается в поле 104 платежного поручения. В этом случае:

  • до 31.03.2014 в реквизите 24 "Назначение платежа" указывается "УИН 0///" (а при необходимости дополнительная информация для идентификации платежа";
  • с 31.03.2014 в реквизите 22 "Код" - "0".

Для формирования платежного документа может использоваться электронный сервис, размещенный на сайте ФНС России.

(Разъяснения ФНС России от 13.03.2014 "О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации")

Главбух банка не обязан подписывать банковскую гарантию, предъявляемую налоговикам

ФНС указала, что главный бухгалтер юридического лица не является органом юридического лица. Следовательно, отсутствие подписи главбуха на документах, составленных юрлицом, не свидетельствует об отсутствии его воли на совершение соответствующей сделки.

Письмо ФНС посвящено оформлению банковской гарантии, которая может служить обеспечением обязанности по уплате налогов.

Закон о бухучете также не содержит положений о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, а также на документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства, указала ФНС.

Чиновники также сослались на постановление пленума ВАС от 23.03.2012 №14 "Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий". В нем также указано, что отсутствие подписи главбуха юрлица, выдавшего банковскую гарантию, не является основанием для признания гарантии недействительной.

Таким образом, если имеется подпись руководителя юрлица (или уполномоченного им лица), выдавшего банковскую гарантию, отсутствие или наличие подписи главбуха (его заместителя) само по себе не является основанием для признания гарантии недействительной.

(Письмо ФНС России от 27.02.14 № СА-4-7/3442)

Налоговики разъяснили, что грозит организации, не сообщившей о создании обособленного подразделения

Меры ответственности за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 116 НК РФ) не применяются в случае, когда налогоплательщик не сообщил налоговикам об открытии обособленного подразделения. В описанной ситуации нарушитель привлекается к ответственности за непредставление в налоговые органы сведений, необходимых для налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Как известно, при открытии обособленного подразделения налогоплательщик обязан встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения такого подразделения. Об этом сказано в пункте 1 статьи 83 НК РФ. А подпункт 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).

По мнению специалистов ФНС России, в том случае, когда налогоплательщик не сообщает о создании обособленного подразделения, применяются нормы пункта 1 статьи 126 НК РФ, т.е. штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. А меры ответственности, предусмотренные пунктом 2 статьи 116 НК РФ, применяются в том случае, когда налогоплательщик ведет деятельность без постановки на учет в налоговом органе по месту своего нахождения (штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей).

В налоговом ведомстве отмечают, что аналогичные выводы содержались и в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5. В настоящее время этот документ утратил силу в связи с принятием постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57. В новом документе нет разъяснений, касающихся применения статьи 116 НК РФ. Однако, как считают в ФНС, это не связано с тем, что судьи как-то пересмотрели свою точку зрения по данной проблеме. Это следствие того, что в судебной практике не возникало противоречий по вопросу применения упомянутой статьи НК РФ.

(Письмо ФНС России от 27.02.14 № СА-4-14/3404)

Если проценты по кредиту выше нормы, учитываемой в расходах, курсовые разницы игнорируются

Минфин напомнил, что расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству, если их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов по сопоставимым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде.

Если сопоставить не с чем, то предельная величина признаваемых расходов (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам в условных единицах) не превышает сумму, исчисленную из ставки рефинансирования ЦБ, увеличенной в 1,8 раза (по обязательствам в рублях) или из произведения этой ставки и коэффициента 0,8 (по долговым обязательствам в иностранной валюте). Это правило действует с 2011 года и продлено на 2014 год.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются проценты в части превышения над указанными суммами.

Курсовые разницы, возникающие при пересчете обязательств, выраженных в иностранной валюте, по уплате процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами, также не учитываются для целей налогообложения прибыли.

(Письмо Минфина России от 27 января 2014 г. N 03-03-06/1/2767)

Организация оплачивает поездки работников, не связанные с выполнением трудовых обязанностей: как быть с НДФЛ?

Компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, не облагаются НДФЛ. В частности, это касается возмещения командировочных расходов.

Работники направляются в поездки для участия в мероприятиях, не связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Разъяснено, что такие поездки командировками не признаются. Соответственно, оплата организацией расходов работнику, связанных с участием в указанных мероприятиях, является доходом в натуральной форме и облагается НДФЛ.

(Письмо ФНС России от 5 марта 2014 г. № БС-4-11/4032@ "О налоге на доходы физических лиц")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.