Мониторинг изменений за период 14.07.14 - 20.07.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

С 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года будет проводиться эксперимент по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт

Постановлением утверждены условия и порядок проведения эксперимента в Республике Татарстан, Калужской и Московской областях, в г. Москве.

Целями эксперимента являются:

  • определение финансовой эффективности и удобства применения для организаций и индивидуальных предпринимателей технологии передачи информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг;
  • определение технических возможностей эксплуатации контрольно-кассовой техники и технологии передачи информации о расчетах.

Участниками эксперимента являются:

  • Федеральная налоговая служба, ее территориальные органы и подведомственные организации;
  • операторы фискальных данных - уполномоченные ФНС России организации, обеспечивающие передачу налоговым органам информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;
  • организации и индивидуальные предприниматели, подтвердившие свое согласие на участие в эксперименте, осуществляющие расчеты, состоящие на учете в налоговом органе на территории субъектов РФ, определенных для проведения эксперимента, в качестве налогоплательщиков.

Передача данных в налоговые органы в электронном виде позволит создать современную автоматизированную систему контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки, что в свою очередь позволит в автоматизированном режиме проводить анализ полноты учета выручки для выявления зон риска совершения правонарушений и последующих проверок.

(Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 N 657 "О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения")

Определен порядок расчета и опубликования специального коэффициента, необходимого для расчета налоговых ставок в отношении добытого газа горючего природного

Напомним, что с 1 июля 2014 года базовая ставка НДПИ при добыче горючего природного газа составляет 35 рублей за 1000 м3 добытого полезного ископаемого. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного или газового конденсата из залежи углеводородного сырья (Кс), определяемые в соответствии со статьей 342.4 НК РФ. Полученное произведение суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного (Тг), определяемым в соответствии с указанной статьей. Коэффициент Ог, в свою очередь, является составной частью формулы расчета показателя Тг.

Рассчитанный в соответствии с утвержденной Приказом формулой коэффициент Ог округляется до 4-го знака в соответствии с действующим порядком округления.

Коэффициент Ог ежегодно не позднее 20 декабря размещается на официальном сайте Минэнерго России в сети Интернет по адресу www.minenergo.gov.ru.

(Приказ Минэнерго России от 17.06.2014 N 354 "Об утверждении Порядка определения и доведения через официальные источники информации коэффициента Oг для исчисления показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного Tг, указанного в пункте 3 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1", зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014 N 33019)

Чем займется Управление трансфертного ценообразования ФНС России?

Утверждено Положение об Управлении трансфертного ценообразования ФНС России.

Управление является самостоятельным структурным подразделением Службы.

К его задачам, в частности, относятся методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по вопросам контроля соответствия цен в сделках рыночным ценам (рентабельности), рассмотрение заявлений о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения и подготовка решений по ним.

Определены основные функции Управления и права при их реализации. Урегулированы вопросы организации деятельности Управления.

Приказ об утверждении Положения об Управлении трансфертного ценообразования и международного сотрудничества признан утратившим силу.

(Приказ ФНС России от 5 июня 2014 г. N ММВ-7-13/309@ "Об утверждении Положения об Управлении трансфертного ценообразования Федеральной налоговой службы")

Для предприятий Новой Москвы утвержден особый порядок уплаты земельного налога

В Москве принят закон от 25 июня 2014 года №35 "О внесении изменений в статью 3.1 Закона города Москвы от 24 ноября 2004 года № 74 "О земельном налоге".

Текст документа опубликован в "Российской газете".

Организации, у которых доля дохода от реализации продукции собственного производства в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее 70%, в отношении занятых ими земельных участков, расположенных на территориях внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории Москвы в результате изменения границ города и предназначенных для размещения производственных зданий, строений и сооружений промышленности, уплачивают налог в размере:

  • 20% от суммы исчисленного налога в 2014 году;
  • 30% от суммы исчисленного налога в 2015 году;
  • 43% от суммы исчисленного налога в 2016 году;
  • 57% от суммы исчисленного налога в 2017 году;
  • 67% от суммы исчисленного налога в 2018 году.

Санаторно-курортные организации, а также учреждения здравоохранения и учреждения оздоровительного профиля, перечни которых утверждены Правительством РФ, в отношении занятых ими земельных участков, расположенных на территориях внутригородских муниципальных образований, включенных в состав Москвы в результате изменения границ города, уплачивают налог в размере:

  • 17% от суммы исчисленного налога в 2014 году;
  • 20% от суммы исчисленного налога в 2015 году;
  • 23% от суммы исчисленного налога в 2016 году;
  • 27% от суммы исчисленного налога в 2017 году;
  • 30% от суммы исчисленного налога в 2018 году.

Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

С 1 января 2015 года расширяются полномочия Минтруда России в области регулирования пенсионного обеспечения

В частности, Минтруд России будет уполномочен утверждать:

  • акты, устанавливающие сроки хранения выплатных дел, документов о выплате и доставке страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе в электронной форме;
  • типовую форму договора о доставке пенсий, заключаемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, с организацией, осуществляющей доставку пенсий;
  • требования и условия, при соблюдении которых производится оплата услуг по доставке страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению организациям федеральной почтовой связи и иным организациям, занимающимся их доставкой, заключившим соответствующие договоры с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (страховщиком);
  • порядок начисления за текущий месяц сумм страховой пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии;
  • порядок определения излишне выплаченных пенсионеру (застрахованному лицу) сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), сумм накопительной пенсии за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась неправомерно.

Уточнено также, что Минтруд России будет утверждать правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

(Постановление Правительства РФ от 15.07.2014 N 659 "О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Определен порядок включения в цену ввозимых товаров вознаграждения посреднику (агенту) и брокеру

Утвержденным Положением, в частности, установлено следующее.

Вознаграждение посреднику (агенту) по продаже, как правило включается продавцом в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, в связи с чем оно будет включено в таможенную стоимость ввозимых товаров в составе цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары.

В случае если вознаграждение посреднику (агенту) по продаже не включено продавцом в цену товаров и оплачивается покупателем либо продавцу на основании счета, выставленного продавцом отдельно от счета на оплату товаров, либо непосредственно посреднику (агенту) по продаже, то при определении таможенной стоимости ввозимых товаров данное вознаграждение должно быть добавлено к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.

В случае если вознаграждение брокера оплачивается продавцом товаров, то оно обычно включается продавцом в счет на оплату товаров, то есть в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, и в связи с этим не подлежит добавлению к этой цене. В случае если вознаграждение брокера не включено продавцом в счет на оплату товаров, но при этом оплачивается покупателем по отдельному счету, выставленному продавцом, то оно должно быть добавлено к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.07.2014 N 112 "Об утверждении Положения о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары")

В отношении сопровождаемого багажа транзитных пассажиров, содержащего товары для личного пользования, будет применяться упрощенный порядок таможенного оформления

Утвержден упрощенный порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже с местом отправления на территории РФ (за пределами таможенной территории Таможенного союза) в место назначения за пределами таможенной территории Таможенного союза (на территории РФ) с промежуточной посадкой в месте убытия с территории РФ (месте прибытия на территорию РФ), если место отправления и место убытия (место прибытия и место назначения) расположены на территории РФ.

Упрощенный порядок применяется в отношении сопровождаемого багажа, перемещаемого через российскую границу воздушным транспортом и содержащего товары для личного пользования, не подлежащие в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле таможенному декларированию в письменной форме (далее - трансферный багаж).

Предусматривается, что авиаперевозчик и (или) уполномоченный оператор аэропорта отправления до начала регистрации пассажира и оформления его багажа на рейс обеспечивает информирование пассажира о возможности регистрации багажа до места назначения в случае отсутствия в нем товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, а также об условиях, ограничениях и ответственности, которые возникают после регистрации пассажира и его багажа в качестве трансферного.

Трансферный багаж предъявляется таможенному органу для проведения таможенного контроля непосредственно авиаперевозчиком и (или) уполномоченным оператором аэропорта трансфера без участия пассажира.

Таможенный контроль в отношении трансферного багажа проводится в специально отведенных местах в аэропортах с применением технических средств таможенного контроля.

Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 10.07.2014 N 637 "Об упрощенном порядке совершения таможенных операций в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже")

Информация бухгалтерского учета, на основании которой определяется таможенная стоимость ввозимых товаров, должна соответствовать общепринятым принципам бухгалтерского учета, применяемым в соответствующем государстве

Утвержденным Положением об использовании при применении методов определения таможенной стоимости товаров документов, соответствующих общепринятым принципам бухгалтерского учета, в частности, предусмотрено, что реализация системы правил бухгалтерского учета каждым лицом осуществляется путем формирования в установленном порядке учетной политики, под которой понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета, отраженная в соответствующем организационно-распорядительном документе лица (например, в приказе об учетной политике).

В зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров информация бухгалтерского учета, приемлемая для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров, формируется на основе учетной политики лица, соответствующей системе правил бухгалтерского учета либо государства - члена Таможенного союза, либо страны производства оцениваемых (ввозимых) товаров, то есть соответствующей общепринятым принципам бухгалтерского учета.

Для подтверждения соответствия информации, используемой для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров, общепринятым принципам бухгалтерского учета лицо вправе представить заключение (справку, акт) или иные документы, полученные от уполномоченных лиц.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.07.2014 N 113 "О Положении об использовании при применении методов определения таможенной стоимости товаров документов, соответствующих общепринятым принципам бухгалтерского учета")


Вернуться в начало


Правовые новости

Определены приоритеты бюджетной политики на 2015 - 2017 годы

Разработка данного документа осуществлялась с учетом сценария социально-экономического развития, предусматривающего общее ухудшение экономической ситуации и замедление темпов роста экономики.

Основной целью бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов является обеспечение устойчивости бюджетной системы РФ и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.

В рамках совершенствования нормативно-правового регулирования бюджетного процесса планируется подготовка новой редакции Бюджетного кодекса, которая должна подвести итоги проведенных бюджетных реформ, консолидировать в единую систему многочисленные принятые федеральные законы и разработанные законопроекты о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ.

Предусматривается дальнейшая реализация принципа формирования бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ, призванного повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечить их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.

В плановом периоде будут решены задачи интеграции двух новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и г. Севастополя - в единую финансовую систему Российской Федерации.

Для сохранения уровня финансовой поддержки субъектов Российской Федерации с относительно низким уровнем доходов в рамках планового периода предусматривается увеличение, с учетом темпов инфляции, общего объема дотаций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Для субъектов Российской Федерации, являющихся получателями дотаций, будут установлены ограничения по осуществлению внешних заимствований на международных рынках капитала.

Планируется сократить масштабы и перечень льгот, предоставляемых в соответствии с федеральным законодательством, в отношении налогов и сборов, зачисляемых полностью или частично в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Предусматривается реализация отдельных мероприятий, направленных на снижение зависимости бюджета Пенсионного фонда РФ от трансфертов федерального бюджета (повышение базы для начисления страховых взносов с 160% номинально начисленной среднемесячной заработной платы до 230%; стимулирование более позднего назначения трудовой пенсии; уточнение требований к минимальному страховому стажу с 5 до 15 лет).

В 2014 - 2015 годах будет проработан вопрос целесообразности передачи администрирования страховых взносов из государственных внебюджетных фондов в ФНС России.

Бюджетная политика в сфере транспорта и дорожного хозяйства будет осуществляться с учетом приоритета реализации крупных инвестиционных проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры (в том числе строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги, Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, развитие аэропортов Московского авиационного узла).

В целях повышения доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ планируется размещение части средств ФНБ в российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, генерирующих устойчивый инвестиционный доход.

(Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов)

Акты Правительства РФ, содержащие положения об оплате отпускных, приведены в соответствие с Трудовым кодексом РФ

Согласно изменениям, внесенным в статью 139 Трудового кодекса РФ, при расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска необходимо использовать среднемесячное число календарных дней, равное 29,3, вместо ранее установленного 29,4.

Аналогичные изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих", а также Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

(Постановление Правительства РФ от 10.07.2014 N 642 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")


Вернуться в начало


Законопроекты

Сельхозпроизводителям предоставят льготы по НДС

Госдума рассмотрит поправки в НК РФ, направленные на расширение мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в условиях вступления Российской Федерации в ВТО.

Поправки предполагают освобождение сельскохозяйственных товаропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенных животных.

Законопроектом предлагается освобождение от НДС в отношении племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов указанных племенных животных, племенных лошадей и племенного яйца, ввозимых на территорию РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Минфин планирует дополнить полномочия ФНС РФ

Минфин РФ разработал проект правительственного постановления "О внесении изменения в Положение о Федеральной налоговой службе".

Текст документа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Документ наделяет ФНС РФ полномочиями по утверждению электронных форматов первичных учетных документов, за исключением документов, полномочия по утверждению которых возложены на другие органы.

ФНС разработала новую форму декларации по косвенным налогам

ФНС РФ разработала проект ведомственного приказа "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств – членов Таможенного союза в электронном виде и порядка ее заполнения".

Текст документа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Ведомство напоминает, что Федеральным законом от 30.09.2013 № 269-ФЗ с 01.07.2014 для производителей алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции введена обязанность уплаты авансового платежа акциза до приобретения (закупки) используемого для ее производства этилового спирта, ввозимого в РФ с территорий государств-членов Таможенного союза.

С указанной даты при ввозе в РФ с территории государств – членов Таможенного союза в РФ этилового спирта, являющегося товаром Таможенного союза, налогообложение этилового спирта при условии представления в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-импортера извещения об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза производится по "нулевой" ставке акциза.

Организации-импортеры спирта, на которых не возложена обязанность уплачивать авансовый платеж акциза, акциз по ввозимому с территорий государств-членов Таможенного союза спирту уплачивают по общеустановленной ставке.

Данные поправки в законодательство обусловили необходимость доработки действующей формы декларации.

ФНС разрабатывает порядок контроля за банками

ФНС РФ разрабатывает проект ведомственного приказа "Об утверждении Порядка контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации".

Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Разработка документа обусловлена внесением Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ дополнений в пункт 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ.


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС: бесплатное питание для работников и компенсация за содержание ребенка работника в детском саду страховыми взносами не облагаются

Работодатели, которые обеспечивают своих сотрудников бесплатными обедами, не обязаны включать эти средства в базу для начисления страховых взносов. То же самое касается компенсации родителям платы за содержание ребенка работника в детском саду. Правомерность такого подхода подтвердил Высший арбитражный суд.

Организация на основании коллективного договора оплачивала содержание детей своих сотрудников в детском саду. Деньги за сад перечислялись напрямую образовательным учреждениям. Чиновники местного управления ПФР заявили, что спорные суммы нужно было включить в базу для исчисления страховых взносов. Обоснование такое. Перечень необлагаемых выплат перечислен в статье 9 Закона № 212-ФЗ. В этой норме, в частности, определено, что от обложения страховыми взносами освобождаются некоторые предусмотренные законодательством компенсационные выплаты в пользу работников (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). А выплаты на содержание детей работников в дошкольных учреждениях не подпадают под понятие компенсационных, установленных законодательством РФ и поименованных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Помимо этого, чиновники доначислили взносы на стоимость бесплатных обедов для работников. По мнению ревизоров, несмотря на то, что обязанность работодателя по компенсации стоимости питания не была установлена ни в трудовом, ни в коллективном договоре, бесплатные обеды, по сути, являются вознаграждением в рамках трудовых отношений. Поэтому стоимость питания нужно было включить в базу для начисления страховых взносов.

Суды первой и второй инстанций согласились с чиновниками ПФР: спорные выплаты фактически являются элементами оплаты труда, и, соответственно, облагаются взносами. Однако суд кассационной инстанции, а затем и коллегия ВАС РФ приняли решение в пользу компании. Арбитры пояснили: сам по себе факт наличия трудовых отношений не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работнику, представляют собой оплату его труда. Компенсация стоимости питания и платы за детсад носят социальный характер, не зависят от квалификации работников, сложности, качества выполнения работы, не являются элементом оплаты труда, в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, на стоимость содержания детей работников в детском саду, как и на стоимость бесплатных обедов, страховые взносы начислять не нужно.

(Определение ВАС РФ от 10.07.14 № ВАС-8732/14)

Включение в договор условия об НДС, противоречащего НК, не дает права на вычет

Отменяя решение судов двух инстанций и отказывая налогоплательщику, кассация также учла решение суда, принятое в рамках другого дела, о факте совершения крупной сделки с нарушением порядка ее одобрения участниками.

Задолженность ООО "Т" перед ЗАО составляла 34 млн рублей (в том числе НДС 18%). ООО "А" (цессионарий) и ЗАО (цедент) заключили договор уступки прав требования, в соответствии с условиями которого цедент уступает, а цессионарий принимает право требования суммы долга по договору, заключенному между ЗАО и ООО "Т". В соответствии с договором цессионарий оплачивает цеденту в счет уступаемых прав и обязанностей 16,2 млн рублей (в том числе НДС 18%). При передаче денежного требования ЗАО выставило в адрес ООО "А" счет-фактуру с выделенным НДС, на основании которого компания в декларации заявила НДС к вычету.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала ООО "А" в вычетах по данной операции, указав, что в соответствии со статей 155 НК налоговой базы не возникло.

Суды первой и апелляционной инстанций, признавая решение инспекции недействительными, пришли к выводу, что даже если при уступке заявителю права требования не возникла налоговая база, это не свидетельствует об отсутствии у компании права на вычет, если ЗАО выставлен счет-фактура с выделением налога.

Кассация, отменяя решение судов, разъясняет следующее. Налоговая база по НДС при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона определяется как сумма превышения величины дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены (пункт 1 статьи 155 НК).

В рассматриваемом случае (как и обычно при переуступке долга) было наоборот: задолженость в размере 34 млн рублей уступлена за 16,2 млн рублей, то есть ЗАО (первоначальный кредитор) переуступило долг по цене, ниже имеющейся задолженности. Следовательно, при уступке денежного требования не возникло налоговой базы для целей исчисления НДС. При заключении договора об уступке права требования стороны изначально включили в него положение по НДС, не соответствующее пункту 1 статьи 155 НК.

В итоге компания претендовала на налоговые вычеты по НДС на основании фактически противоречащих статье 155 НК пунктов договора.

Кроме того, решением суда (в рамках другого судебного разбирательства) спорный договор был признан недействительным. Договор цессии является для ООО "А" крупной сделкой, совершенной с нарушением правил ее одобрения.

С учетом обоих факторов кассация пришла к отсутствию у истца права на спорные вычеты.

(Дело № А45-12486/2013)

Суд: из-за ошибки в наименовании услуг, допущенной в акте, нельзя отказывать в вычетах НДС

В 2007 году между ООО "А" (заказчик) и ООО "Ц" (исполнитель) был заключен договор о предоставлении условий для обеспечения заказчиком собственного производства требуемым сырьем и материалами, а также для отгрузок готовой продукции покупателям и иным контрагентам, включая условия для удобного и безопасного выполнения заказчиком погрузочно-разгрузочных работ и иных операций. В 2009 -2010 годах ООО "А" учло расходы по указанному договору и заявило налоговый вычет. Однако в актах выполненных работ значилось, что оказаны услуги по хранению товара.

Инспекция по результатам выездной налоговой проверки доначислила компании налог на прибыль и отказала в вычетах НДС, ссылаясь на отсутствие актов приема-передачи товара, фиксирующие факт передачи (выбытия) товара на хранение от заказчика исполнителю и от исполнителя заказчику. После этого компания исправила акты выполненных работ, указав на услуги, оказанные в соответствии с вышеуказанным договором. Однако инспекция сослалась, что из содержания исправленных актов не представляется возможным определить предмет оказываемых услуг и их производственную необходимость.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что обязанность предоставления в налоговый орган документов, связанных с передачей товаров на ответственное хранение от заказчика к исполнителю и возвратом от исполнителя заказчику, у ООО "А" отсутствовала после внесения соответствующих исправлений.

Ошибку в актах суды сочли технической и исправленной сторонами договора. Проанализировав договор и акты выполненных работ суды установили их характер и суть оказанных услуг, их цену и производственную направленность.

Значит, ООО "А" правомерно включило в состав расходов, учитываемых для целей исчисления налогооблагаемой прибыли, спорные затраты, а также правомерно приняло к вычету НДС, фактически уплаченный поставщику за оказанные услуги.

(Дело № А40-17937/2013)

Переуступка прав по займу нарушила картину "правила 5%" и лишила компанию части вычетов

ОАО приобрело у ООО "П" за 236 млн рублей право требования долга, который возник в результате выдачи займа в размере 1 млрд рублей между ООО "П" (кредитор) и ООО "Л" (должник). Затем ОАО переуступило долг ООО "М" за 173 млн рублей.

В ходе выездной налоговой проверки ОАО инспекция пришла к выводу о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет. Налоговики учли, что переуступка прав по договору займа освобождена от налогообложения в силу подпункта 26 пункта 3 статьи 149 НК. Как следствие, нарушено "правило 5%". Инспекция срезала часть вычетов, а также начислила пени и штраф.

Суды трех инстанций признали это решение правомерным. Поскольку спорная операция освобождена от НДС, она учитывается при расчете доли совокупных расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в целях определения 5%-ного предела, предусмотренного абзацем девятым пункта 4 статьи 170 НК.

Согласно указанном пункту налогоплательщик, осуществляющий как облагаемые НДС, так и не подлежащие налогообложению операции, обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам). Это можно не делать в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство того, реализация чего не облагается НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога подлежат вычету.

В данном случае ОАО полагало, что "правило 5%" соблюдено. Однако поскольку операции по переуступке прав требования долга по займу освобождаются от налогообложения, доля расходов по необлагаемым операциям (включая переуступку прав) составила 34%. Следовательно, компания в проверяемом периоде обязана была вести раздельный учет, при отсутствии которого она не вправе была применять вычеты по НДС.

Учитывая, что компанией раздельный учет не велся, инспекция имела право отказать в полном объеме в принятии всех вычетов по НДС в рассматриваемом налоговом периоде. Тем не менее, налоговики приняли иное решение.

Суммы налога принимаются к вычету либо учитываются в стоимости в той пропорции, в которой приобретения используются в операциях, облагаемых НДС или не облагаемых. Налоговым органом было установлено, что доля необлагаемой выручки составила 23%, и именно на столько были уменьшены налоговые вычеты, предъявленные в составе расходов, относящихся к облагаемому и необлагаемому НДС виду деятельности.

Коллегия судей ВАС поддержала выводы судов и отказала в передаче дела в президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

(Дело № А46-7724/2013)

Суды разъяснили, как корректируется резерв по сомнительным долгам на прошлогодний остаток

По мнению инспекции, компания неправомерно включила в состав внереализационных расходов сумму в 10,6 млн рублей, образовавшуюся ввиду неправильно сформированного резерва по сомнительным долгам в году, попавшем под выездную проверку. ИФНС сочла, что включению в состав внереализационных расходов подлежала сумма меньшая, а именно 10 млн рублей.

Компания по этому и нескольким другим эпизодам решения ИФНС подала иск в суд. Требования компании в этой части иска были удовлетворены, так как суды трех инстанций не нашли нарушений в правильности формирования налогоплательщиком резерва по сомнительным долгам в спорном году.

Компания подтвердила представленными суду расчетами создание резерва в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 266 НК в размере 11,2 млн рублей. Согласно акту инвентаризации расчётов с контрагентами остаток резерва прошлого периода составил 1,2 млн рублей. Эта сумма на основании пункта 5 статьи 266 НК была перенесена на спорный год. Дебиторская задолженность в размере 0,6 млн рублей, ставшая в спорном периоде безнадежной в связи с истечением срока исковой давности, была списана за счёт остатка резерва прошлого года: 1,2 млн минус 0,6 млн. Таким образом, неиспользованный остаток резерва прошлого года составил 0,6 млн рублей.

Для расчета внереализационных расходов спорного периода сумма вновь создаваемого резерва (11,2 млн рублей) в соответствии с пунктом 5 статьи 266 НК была уменьшена компанией на переходящий остаток резерва предыдущего года (с учетом списанной безнадежной дебиторской задолженности) и составила 10,6 млн: 11,2 млн минус 0,6 млн рублей.

Факт включения именно этой суммы в состав внереализационных расходов инспекцией подтверждается. Однако эти 0,6 млн налоговикам, по-видимому, понравилось вычитать, и они сделали это еще раз, скорректировав на нее сумму внереализационных расходов, а не сумму созданного резерва, рассчитанному по акту инвентаризации дебиторской задолженности. Такие действия суды признали неправомерными.

(Дело № А40-96590/2013)

При камеральной проверке ИФНС не вправе использовать сведения о первоначальном поставщике

В ИФНС компанией была представлена уточненная налоговая декларация по НДС. Фирма в данной декларации заявила налог к возмещению из бюджета.

Несмотря на то, что все документы были оформлены должным образом, факты поставки и оплаты были доказаны, счета-фактуры оформлены – инспекция по итогам камеральной проверки все же полностью отказала в возмещении заявленной суммы НДС.

Налоговики выяснили, что вычеты возникли в результате поставок алюминия. Инспекция не остановилась на проверке самой фирмы и ее контрагента, и установила ряд фактов о производителе и о поставщике данного товара, который в свою очередь приобрел товар непосредственно у производителя.

В результате контрольных мероприятий налоговики выяснили, что фирма-поставщик товара является недобросовестным лицом, так как в штате имеет одного сотрудника, не имеет достаточного оборудования для осуществления такого рода поставок. Производитель же данного товара вообще не имел на момент поставки лицензии на его производство.

Компания не согласилась с ИФНС и обратилась в суд. Суды трех инстанций удовлетворили иск налогоплательщика.

Кассационный суд указал на то, что реальность спорных хозяйственных операций доказана, так как представлены все необходимые документы. Что касается контрагентов поставщика и, тем более, производителя товара, инспекция не вправе была использовать сведения о них в рамках камеральной проверки. В соответствии с п. 1 ст. 88 НК, камеральная проверка проводится на основе налоговой декларации, документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налоговых органов. Согласно п. 4 ст. 101 НК в решении по результатам проведения налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК.

Кассационный суд указал, что к неправомерным доказательствам, в данном случае, относятся документы и информация о происхождении товара, сбор сведений о сотрудниках и учредителях и прочей информации о третьих лицах, в том числе не являющихся контрагентами проверяемой компании.

(Дело № А14-4435/2013)


Вернуться в начало


Прочее

При реализации имущества должника, признанного банкротом, исчисление и уплата НДС в бюджет производится налогоплательщиками-должниками

Данный вывод ФНС России сделан с учетом следующего.

Согласно правилу, установленному пунктом 4.1 статьи 161 НК РФ, при реализации имущества должника, признанного банкротом, обязанность по уплате налога возлагается на налогового агента-покупателя (исключением являются физлица, не являющиеся ИП).

Данные положения необходимо применять с учетом того, что цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания НДС) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику. Указанная сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона "О несостоятельности (банкротстве)". Требование об уплате налога относится к четвертой очереди текущих требований.

Учитывая изложенное, ФНС России сообщает, что при реализации имущества должников, признанных банкротами, исчисление и уплата в бюджет НДС производится налогоплательщиками-должниками. Вычеты предъявленных покупателю сумм налога производятся в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 10.07.2014 N ГД-4-3/13426@ "О порядке применения налога на добавленную стоимость при реализации имущества банкротом")

Не облагается НДС сумма процентов, уплачиваемая покупателем за предоставление ему коммерческого кредита в виде отсрочки и рассрочки оплаты приобретаемого имущества

С учетом выводов арбитражных судов сообщается, что проценты, начисленные на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, являются платой за коммерческий кредит, а не за реализацию имущества. В этой связи такие суммы не являются доходом от реализации этого имущества, а относятся к внереализационным доходам, не связанным с реализацией, и на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению НДС.

(Письмо ФНС России от 08.07.2014 N ГД-4-3/13219@ "О направлении письма Минфина России")

Строительно-монтажные работы, осуществляемые с целью последующей продажи объекта строительства, не могут квалифицироваться как выполняемые для собственного потребления

Одновременно Президиумом ВАС РФ в постановлении от 23.11.2010 N 3309/10 указано, что в этом случае не имеет значения - финансировалось строительство третьими лицами или были заключены договоры, предполагающие отчуждение построенных объектов.

По таким операциям объект налогообложения НДС возникает при реализации построенного объекта недвижимости.

Реализация жилых домов (помещений) не облагается НДС. В этой связи соответствующие суммы "входного" НДС вычетам не подлежат, а на основании пункта 2 статьи 170 НК РФ учитываются в стоимости такого объекта.

(Письмо ФНС России от 08.07.2014 N ГД-4-3/13220@ "О направлении письма Минфина России")

ФНС России разъяснен порядок налогового учета сформированных резервов на возможные потери по ссудам при расторжении кредитных договоров

Порядок создания и использования резерва на возможные потери по ссудам установлен Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П.

На основании статьи 292 НК РФ в составе расходов при исчислении налога на прибыль учитываются отчисления в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, установленном названным Положением.

В разъяснениях Банка России сообщалось, что при расторжении кредитного договора суммы основного долга, начисленных процентов, резервов на возможные потери, залогов, поручительств учитываются на соответствующих балансовых и внебалансовых счетах до момента исполнения обязательств заемщиком по данной ссуде либо списания задолженности.

С учетом изложенного ФНС России полагает возможным в случае расторжения кредитного договора восстановление ранее созданного резерва на возможные потери по ссудам осуществлять в соответствии с указанным порядком.

(Письмо ФНС России от 08.07.2014 N ГД-4-3/13217@ "О направлении разъяснений Минфина России")

Отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке обязательств по выплате дивидендов, могут учитываться в составе расходов при исчислении налога на прибыль

С учетом позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 29.05.2012 N 16335/11, ФНС России сообщает о возможности признания в составе внереализационных расходов затрат организации, связанных с выплатой дивидендов, в виде отрицательных курсовых разниц в случае принятия решения о распределении суммы полученной прибыли и установлении обязанности по выплате дивидендов в иностранной валюте по курсу Банка России на день принятия такого решения.

Одновременно отмечено, что в случае если расходы осуществлены не в рамках деятельности, направленной на получение дохода, или обязанность по их несению не обусловлена законом, то курсовые разницы, возникающие по таким операциям, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (например, курсовые разницы, возникающие при передаче и (или) получении пожертвований в иностранной валюте).

(Письмо ФНС России от 17.07.2014 N ГД-4-3/13838@ "Об учете в составе расходов отрицательных курсовых разниц")

Данные для расчета НДПИ в отношении нефти за июнь 2014 г.

Приведены данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти, за июнь 2014 г.

При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 109,05 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 34,4089 значение Кц определено как 12,3991 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 12,4078).

Напомним, что ставка НДПИ в отношении нефти рассчитывается исходя из базовой (с 1 января по 31 декабря 2014 г. включительно она составляет 493 руб. за 1 т) с применением ряда коэффициентов. В их числе - коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц).

Данные, применяемые для расчета НДПИ за май 2014 г., приведены в письме ФНС России от 17 июня 2014 г. N ГД-4-3/11642@.

(Письмо ФНС России от 16 июля 2014 г. № ГД-4-3/13807@)

Определение начальных извлекаемых запасов нефти и степени выработанности конкретного участка недр в целях применения коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз), производится в целом по участку недр, на который выдана лицензия

В письме Минфина России, направленном в налоговые органы, сообщается также, что в случае если в течение календарного года на таком участке выделены отдельные участки недр, на право пользования которыми получены лицензии, начальные извлекаемые запасы нефти и степень выработанности запасов каждого участка недр в целях применения коэффициента Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно. Оценка осуществляется на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти в отношении каждого такого участка недр с даты начала действия соответствующей лицензии.

(Письмо ФНС России от 10.07.2014 N ГД-4-3/13413@ "О порядке применения коэффициента Кз")

Налогоплательщики смогут проверить правильность заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, применив "контрольные соотношения", опубликованные ФНС России

До сведения налогоплательщиков доведены "контрольные соотношения" к налоговой декларации по данному налогу и налоговому расчету авансовых платежей, используемые налоговыми органами при проведении контроля за правильностью и достоверностью заполнения налоговой отчетности.

Налогоплательщики, применяя соответствующие логические формулы, смогут самостоятельно исправить допущенные ошибки до предоставления отчетности в налоговые органы.

(Письмо ФНС России от 02.07.2014 N БС-4-11/12474@ "О направлении контрольных соотношений показателей форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций")

Стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в гривнах, подлежит пересчету в рубли по состоянию на 1 июня 2014 года

Более ранняя дата пересчета может быть установлена экономическим субъектом Крыма и Севастополя в случае, если большинство операций по обычным видам деятельности осуществлялось в рублях до 1 июня 2014 года.

Пересчет производится по официальному курсу гривны к рублю, установленному Банком России на дату пересчета.

Банком России приведены также особенности пересчета, в том числе доходов, расходов, прибылей, убытков, денежных потоков, сформированных в бухгалтерском учете в период с 1 января 2014 до даты пересчета, а также порядок формирования отчетности за 2014 год.

(Информация Минфина России от 11.07.2014 N ПЗ-12/2014 "О ведении бухгалтерского учета на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.