Мониторинг изменений за период 15.12.14 - 21.12.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

За ФНС России закреплены полномочия в сфере аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц

Установлено, что ведомство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций).

В связи с этим предусмотрено, что ФНС России, в том числе:

  • ведет государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • устанавливает формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность в РФ (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, и представительств иностранных кредитных организаций);
  • определяет форму документа о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • устанавливает порядок создания, эксплуатации и ведения государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и предоставления сведений из него, состав содержащихся в нем сведений, а также состав сведений, подлежащих размещению в Интернете.

Признаны утратившими силу ряд актов Правительства РФ, в том числе постановления от 06.06.1994 N 655 "О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации", от 05.09.1998 N 1034 "О передаче Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" и др.

Постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.

(Постановление Правительства РФ от 16.12.2014 N 1372 "О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации")

Утверждены новые требования к форматам передачи в электронном виде квитанции о приеме и уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета)

В новой редакции изложены приложения N 3 и N 5 к Приказу ФНС РФ от 09.11.2010 N ММВ-7-6/534@, которым утверждены форматы документов, используемые в электронном документообороте при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде.

Форматы разработаны в целях обеспечения приема налоговых деклараций по НДС, утвержденных приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

(Приказ ФНС России от 12.12.2014 N ММВ-7-6/642@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/534@")

Обновлен порядок учета сумм налоговых платежей, не перечисленных банком в бюджетную систему РФ

Речь идет о денежных средствах на расчетном счете налогоплательщика (наличных денежных средствах, внесенных в банк), в отношении которых были представлены платежные поручения, но средства не были перечислены банком на соответствующий счет Федерального казначейства.

Для учета таких средств утверждена новая форма Журнала.

Учет ведется в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика.

Вопрос о признании исполненной обязанности по уплате обязательных платежей рассматривается комиссией, созданной в Управлении ФНС России по субъекту РФ. Рассмотрение данного вопроса и принятие решения по нему может быть передано в территориальный орган ФНС России.

(Приказ ФНС России от 05.12.2014 N ММВ-7-8/613@ "Об утверждении Порядка учета сумм обязательных платежей налогоплательщика, не перечисленных банком в бюджетную систему Российской Федерации")

Перечень оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС, дополнен еще одной позицией

В перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, включено оборудование, классифицируемое кодом ТН ВЭД ТС 8417 80 300 0 "Газовая печь с выкатным подом, 6 печными вагонетками и припасом, объемом 15 м3/1400 С, производитель "CERAMIFOR - Equipamentos Industrials, LDA" (Португалия)".

Одновременно из данного перечня исключена позиция "Машины кругловязальные двухфонтурные 18 и 20 классов", классифицируемые кодом ТН ВЭД ТС 8447 12 000 9.

(Постановление Правительства РФ от 16.12.2014 N 1369 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")

До сведения налоговых органов и налогоплательщиков доведен классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых региональными законами предусмотрено применение ПСН

Кодовое обозначение состоит из 6 знаков и включает код вида предпринимательской деятельности, код субъекта РФ и порядковый номер (код) вида предпринимательской деятельности, установленных субъектом РФ.

Система классификации и кодирования позволяет расширять существующие группировки объектов в рамках отдельных видов предпринимательской деятельности, а также вводить новые группировки в случаях внесения изменений и дополнений в законодательные акты и нормативные документы.

(Классификатор видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП), утв. Приказом ФНС России от 15.01.2013 N ММВ-7-3/9@)

С 1 января 2015 года вводится в действие форма представления сведений о маломерных судах и их владельцах

В настоящее время такие сведения представляются в налоговые органы по форме, предусмотренной приложением N 8 к приказу ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@. По данной форме представляются сведения о любых транспортных средствах, в том числе о морских и речных транспортных средствах и ТС смешанного плавания.

С 1 января 2015 года сведения о маломерных судах должны будут представляться в соответствии с новой формой и форматом представления сведений в электронном виде.

(Приказ ФНС России от 12.11.2014 N ММВ-7-11/578@ "Об утверждении формы и формата представления сведений о маломерных судах и об их владельцах, а также порядка заполнения формы и о внесении изменений в приказ ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@", зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2014 N 35107)


Вернуться в начало


Правовые новости

Обнародована Концепция единого Гражданского процессуального кодекса РФ

Основной целью разработки Концепции является, в частности, повышение эффективности российского судопроизводства за счет унификации гражданского и арбитражного процессуального законодательства.

В Концепции отмечается несколько задач, стоящих перед разработчиками нового ГПК России:

  • устранение противоречий между отраслями процессуального законодательства (арбитражного и гражданского);
  • введение правила для рассмотрения дел спорной подсудности;
  • сохранение наиболее удачных разработок существующих процессуальных кодексов и распространение их на весь процесс;
  • укрепление альтернативных способов разрешения споров;
  • закрепление существующих видов упрощенного производства;
  • сохранение особенностей рассмотрения отдельных категорий дел.

("Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 N 124(1))

С 1 января 2015 года уточнен порядок опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

Предусмотрено, что с 1 января 2015 года Минюст России после государственной регистрации нормативных правовых актов направляет для размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) электронные копии (электронные образы) нормативных правовых актов с обязательным указанием сведений об их государственной регистрации.

Нормативный правовой акт, признанный Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Данное положение вступит в силу с 1 января 2016 года.

Ранее акт, признанный не нуждающимся в государственной регистрации, подлежал опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт.

(Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1348 "О внесении изменений в пункт 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации")

С 16 декабря 2014 года ключевая ставка Банка России составляет 17,00% годовых

Сообщается, что решение о повышении ключевой ставки с 10,50% годовых до 17,00% годовых обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски.

В целях усиления действенности процентной политики кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами, на срок от 2 до 549 дней с 16 декабря 2014 года будут предоставляться по плавающей процентной ставке, установленной на уровне ключевой ставки Банка России, увеличенной на 1,75 п.п. (ранее данные кредиты на срок от 2 до 90 дней предоставлялись по фиксированной ставке).

Кроме того, для расширения возможностей кредитных организаций по управлению собственной валютной ликвидностью принято решение об увеличении максимального объема предоставления средств на аукционах РЕПО в иностранной валюте на срок 28 дней с 1,5 до 5,0 млрд. долларов США, а также о проведении аналогичных операций на срок 12 месяцев на еженедельной основе.

Приводятся процентные ставки по основным операциям Банка России с учетом внесенных изменений.

(Информация Банка России "О ключевой ставке Банка России и других мерах Банка России")


Вернуться в начало


Законопроекты

Для предпринимателей на УСН и патентной системе с 2015 года планируются "налоговые каникулы"

На рассмотрение Совета Федерации направлен Законопроект № 634370-6, которым для предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения (УСН и ПСН), планируется ввести "налоговые каникулы".

Новые положения предусматривают право субъектов РФ установить налоговые ставки 0% при применении УСН и ПСН для ИП, которые зарегистрировались впервые после вступления в силу указанных законов и осуществляют деятельность в производственной, социальной и научной сфере. Доля доходов от такой деятельности должна составлять не менее 70% от общей доли доходов. Субъекты РФ вправе установить ограничения по средней численности работников и предельному размеру доходов для применения "нулевой" ставки.

Применять ставку 0% можно со дня государственной регистрации в качестве ИП непрерывно в течение двух налоговых периодов.

При УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" минимальный налог не уплачивается.

Предприниматель, применяющий ПСН, должен вести раздельный учет доходов, если он осуществляет деятельность, подпадающую под ставку 0%, и другие виды деятельности с иной ставкой или другой режим налогообложения.

Предполагается, что "налоговые каникулы" будут действовать с 1 января 2015 г., льготы сохранятся до конца 2020 года.

Госдума одобрила поправки в порядок налогового учета результатов интеллектуальной деятельности

Накануне депутаты Госдумы одобрили в третьем чтении законопроект № 613617-6 "О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса РФ".

Законопроект устанавливает особенности учета при определении базы по налогу на прибыль результатов интеллектуальной деятельности (РИД), созданных в ходе реализации государственного контракта.

Так, в частности, законопроект предусматривает отнесение стоимости исключительного права на РИД, созданных в ходе реализации госконтракта и переданных госзаказчиком исполнителю по договору о безвозмездном отчуждении, к доходам, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль.

Одновременно расходы в виде стоимости переданных исключительных прав на РИД включаются в расходы, не учитываемые при определении базы по налогу на прибыль.

Таким образом, внесение данных изменений позволит организации, получившей вышеуказанное исключительное право на РИД, не учитывать его стоимость при формировании базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.

При этом, в случае дальнейшего отчуждения данного исключительного права на РИД его стоимость не будет учитываться в составе расходов.

ГД приняла законопроект о налоговых льготах для организаций, занятых соцобслуживанием

Нижняя палата парламента в среду, 17 декабря 2014 г., одобрила во втором и сразу в третьем чтении проект федерального закона № 621693-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации".

Привлечение инвестиций частного бизнеса в сферу социального обслуживания граждан и создание для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, благоприятного налогового режима – основные задачи предлагаемых поправок.

Законопроект предусматривает дополнение НК РФ статьей 284.4, определяющей особенности применения налоговой ставки 0% организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, а также устанавливающей, что перечень соцуслуг по видам социальных услуг для применения этой налоговой ставки утверждается правительством РФ.

В случае принятия проекта налоговая ставка 0% будет применяться указанными компаниями с 1 января 2015 г. до 1 января 2020 г., при этом завершение льготного периода соответствует сроку, установленному для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность.

На сегодняшний день налогообложению не подлежит реализация услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

По итогам второго чтения к документу были приняты четыре поправки.

Порядок налогообложения субсидий на работников из других регионов прошел 2 чтение

Во втором чтении ГД приняла правительственный законопроект № 603084-6, изменяющий порядок налогообложения субсидий.

Он посвящен также и учету в налоговых целях сумм финансовой поддержки на привлечение работников из других регионов. Данные средства, полученные работниками от работодателей, не будут облагаться НДФЛ.

ИП, применяющие общую систему, в целях НДФЛ будут учитывать полученную финподдержку в доходах в течение трех налоговых периодов, а выплаченную в пользу работников - в расходах. Также порядок учета субсидий по сертификату на привлечение трудовых ресурсов устанавливается для ЕСХН и для УСН.

Пункты 4.1. статьи 271 и 2.1. статьи 273 НК (для метода начисления и кассового метода) в новой редакции будут включать в себя (каждый) 4 подпункта и предусматривать порядок учета в доходах субсидий на финансирование расходов, связанных и не связанных с приобретением (модернизацией и так далее) амортизируемого имущества, а также субсидий, выплачиваемых в качестве компенсации произведенных расходов этих же двух видов. Пункты 4.2 - 4.4 статьи 271 НК и 2.2 - 2.4 статьи 273 НК (предусматривающие порядок учета субсидий конкретно по той или иной госпрограмме) утратят силу.

Депутаты в первом чтении приблизились к отмене обязательности круглой печати

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект № 636191-6 о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ.

Институт "круглой печати" становится рудиментарным, считают разработчики поправок, и есть возможность заменить его более актуальными способами идентификации (например, электронной подписью, специальными бланками компаний, голографическими печатями), используемыми на добровольной основе. При этом законопроект не направлен на запрет круглой печати. При отмене обязанности право использовать круглую печать сохраняется.

Изменения вносятся в ГПК, АПК, ТК, законы о рынке ценных бумаг, об ипотеке, о приватизации, о таможенном регулировании, о контрактной системе - упоминание о проставлении печати дополняется ремаркой "(при наличии печати)".

В пункте 7 статьи 2 закона об АО сейчас установлено: "Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов РФ. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации". Аналогичные положения имеются в пункте 5 статьи 2 закона об ООО.

Вместо этого в указанных нормах будет сказано: "Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать".

В НК изменения не вносятся. Одной из его норм установлено требование (которое остается в силе) по заверению печатью организации представляемого в таможенный орган сообщения контрагента в целях уплаты акциза по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым в РФ. Среди требований к первичным учетным документам, установленных законом о бухучете в настоящее время, а также к счету-фактуре (постановлением правительства № 1137) наличие печати не упоминается. При этом постановление 1137 содержит требования скреплять печатью страницы составленных на бумажном носителе организацией журнала учета, книг покупок и продаж, а также дополнительных листов книг покупок и продаж. Эти требования, возможно, впоследствии также получат оговорку "при наличии печати".

Предполагается, что закон в случае принятия вступит в силу с момента официального опубликования.

Это будет не первое удаление требований о наличии печати из законодательства. Так, федеральным законом от 7 мая 2013 года № 100-ФЗ были внесены изменения в ГК, в том числе - в порядок удостоверения доверенности, выданной юрлицом: отменена необходимость наличия печати на доверенности.

ФНС разработала проект новой формы налоговой декларации по НДПИ

ФНС на своем сайте сообщила о разработке проекта приказа об утверждении новой формы налоговой декларации и порядка ее заполнения по налогу на добычу полезных ископаемых.

Новая форма декларации по НДПИ разработана с учетом изменений, внесенных в НК федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ о так называемом "налоговом маневре". Документ вступает в силу с 1 января 2015 года.

В рамках "налогового маневра" изменилась формула расчета ставки НДПИ в отношении нефти и газового конденсата.

В формуле расчета ставки НДПИ по нефти устанавливается новый показатель, характеризующий особенности добычи нефти (Дм). Показатель рассчитывается на основании действующих коэффициентов (Кц, Кв, Кз, Кд и Кдв) и вновь введенные показатель Кндпи и коэффициент Ккан.

На 2015 год показатель Кндпи установлен "530", а коэффициент Ккан характеризует район добычи и свойства нефти (т.е. может быть либо "0", либо "1").

В формуле расчета ставки НДПИ по газовому конденсату больше не участвует показатель, характеризующий расходы на транспортировку газа горючего природного (Тг), а появляется новый корректирующий коэффициент Ккм со значением 4,4 на 2015 год, разъяснили чиновники.

Мосгордума одобрила закон о введении торгового сбора

Мосгордума одобрила проект городского закона "О торговом сборе", который устанавливает с 1 июля 2015 года в Москве ставки торгового сбора для предпринимателей и организаций, работающих в сфере торговли.

Согласно законопроекту, для плательщиков, осуществляющих торговлю в стационарных торговых объектах без торгового зала или с площадью торгового зала до 50 квадратных метров, а также в нестационарных торговых объектах, ставка будет эквивалентна стоимости патента в городе Москве по соответствующему виду деятельности.

Для плательщиков, торгующих в стационарных объектах площадью свыше 50 квадратных метров, ставка торгового сбора будет эквивалентна стоимости патента в городе Москве по соответствующему виду деятельности за первые 50 квадратных метров и по 50 рублей в квартал за каждый следующий квадратный метр площади торгового объекта.

Для организаций, управляющих розничными рынками, ставка торгового сбора составит 50 рублей в квартал за один квадратный метр площади розничного рынка.

Согласно законопроекту, торговый сбор уплачивается ежеквартально по итогам предыдущего квартала. При этом суммы торгового сбора засчитываются в счет уплаты налога на прибыль либо налога, уплачиваемого по УСН.

Действие закона "О торговом сборе" не будет распространяться на индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения, а также на вендинговую торговлю, торговлю со склада, ярмарки выходного дня, отделения почтовой связи, торговые объекты в помещениях государственных бюджетных учреждений.


Вернуться в начало


Судебная практика

Составление акта сверки не сдвигает срок давности для зачета налога, указали суды

В феврале 2012 года компания обратилась в инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченного ранее ЕСН в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль. ИФНС установила, что излишняя уплата была произведена в 2007 году, и отказала в зачете, сославшись на пропуск трехлетнего срока на возврат излишне уплаченных сумм.

Компания обратилась в суд, поясняя что указанный срок не пропущен, поскольку об излишней уплате ей стало известно только 16 декабря 2011 года при получении акта совместной сверки расчетов по состоянию на 27 сентября 2011 года.

Суды трех инстанций признали решение инспекции правомерным, указав, что срок зачета налога за 2007 год в порядке статьи 78 НК подлежит исчислению с даты представления налоговой декларации за 2007 год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.

В данном случае декларация по ЕСН за 2007 год была представлена компанией в инспекцию 28 марта 2008 года. Довод компании о получении акта сверки отклонен судами, поскольку исчисление и уплата авансовых платежей и налога производилась истцом самостоятельно, соответственно, окончательный финансовый результат по итогам 2007 года был ему известен в день представления указанной декларации. Следовательно, трехгодичный срок истек 28 марта 2011 года. Поскольку с заявлением о зачете налога компания обратилась почти на год позже, срок пропущен.

При этом с заявлением в суд компания также обратилась по истечении трехлетнего срока, исчисляемого со дня, когда компания узнала или должна была узнать о факте излишне уплаченного налога.

В решении кассации указано "сам по себе факт составления по инициативе страхователя акта сверки, равно как и вынесения решения об отказе в возврате переплаты является субъективным фактором, который не может приниматься во внимание в целях определения момента обнаружения именно налогоплательщиком переплаты".

(Дело № А40-82347/2013)

С полученного и возвращенного ретробонуса НДС надо восстановить, затем принять к вычету

Между ЗАО (поставщик) и ООО (покупатель) был заключен договор поставки продовольственных товаров. Дополнительным соглашением стороны установили право покупателя на получение премии за выполнение указанного объема поставок за 2011 год. 30 декабря 2011 года был составлен акт о предоставлении покупателю премии в размере 16,8 млн рублей. ООО, применяющее метод начисления, учло ее в доходах 2011 года. Премия была фактически выплачена в феврале 2012 года, а в июле 2012 года дополнительное соглашение о порядке предоставления стимулирующей премии было расторгнуто и компания представила уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2011 год, уменьшив доходы на сумму премии.

По результатам выездной налоговой проверки ООО инспекция доначислила НДС, пени и штраф, указав, что премия является скидкой, а при изменении цены товара компания в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 170 НК была обязана восстановить в 4 квартале 2011 года ранее принятые к вычету суммы НДС по приобретенным товарам на суммы полученных премий. Кроме того, инспекция пришла к выводу о завышении убытка при исчислении налога на прибыль за 2011 год на сумму премии и предложила внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.

Суд первой инстанции признал решение инспекции законным. Апелляция отменила решение суда, указав, что изменение цены в связи с выплатой премии не произошло, следовательно, основания для восстановления НДС отсутствовали. Кроме того, по мнению апелляции, пересчет налоговой базы производится в том периоде, в котором допущена ошибка. Значит, компания правомерно скорректировала налоговую базу по налогу на прибыль за 2011 год при возврате премии.

Окружной арбитражный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, указав, что расторжение соглашения о возврате денежных средств не может рассматриваться как совершение ошибки в определении налоговой базы за 2011 год. Премии получены на законных основаниях, и компания некоторое время их использовала. Значит, возврат этих средств относится к операциям 2012 года. Суд также указал, что предоставленная компании премия непосредственно связана с поставками товаров и предусмотрена дополнительным соглашением, поэтому является формой торговой скидки, применяемой к стоимости товара. Следовательно, спорная премия, по мнению суда, является уменьшением стоимости товара, и компания в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК была обязана восстановить НДС, ранее принятый к вычету. Однако при последующем расторжении договора компания была вправе отразить в составе налоговых вычетов восстановленный НДС.

Данный вывод соответствует правовой позиции ВАС, изложенной в постановлении президиума №11637/11 от 07.02.2012. Судья ВС (310-КГ14-4621 от 10.12.2014) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Ранее мы информировали об иной квалификации судами по аналогичным делам выплат премий и необходимости восстановления НДС по ним.

(Дело № А35-7407/2013)

Суды разъяснили, как заверить копии документов для подтверждения права на 0% НДС

По результатам камеральной проверки ИФНС привлекла компанию к ответственности и отказала в возмещении, поскольку копии документов заверены печатями компании с подписью "копия верна" и китайскими иероглифами с расшифровкой имени и фамилии директора. Так что налоговики сочли, что представленные компанией документы не могут подтверждать применение ставки НДС 0%.

Кроме того, учетная политика компании не предусматривает ведение раздельного учета сумм входного НДС.

К тому же, полномочия директора компании не подтверждены, а единственным ее участником являлся гражданин КНР - он находился на территории РФ с целью туризма, действующей визы не имел, разрешение на работу ему не выдавалось.

Обращаясь в суд, компания полагала, что способ ведения раздельного учета НДС по каждой экспортной операции законодательством о налогах и сборах не определен. Истец также сослался на пункт 1 постановления пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", упоминая презумпцию экономической оправданности налоговой выгоды и достоверности сведений в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности.

Но суды трех инстанций согласились с выводами инспекции.

Окружной арбитражный суд указал, что согласно ГОСТ Р 6.30-2003 при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляют заверительную надпись: "Верно"; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Копия документа заверяется печатью организации. В данном случае в копиях документов заверительная надпись указана неверно, отсутствует должность лица, заверившего копию, личная подпись и дата заверения.

Кассация также указала на пункт 6 статьи 166 НК, в соответствии с которым компания должна отдельно учитывать каждую операцию, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК облагается по ставке 0%. При этом компания должна самостоятельно разработать правила ведения раздельного учета и закрепить их в приказе об учетной политике. В данном случае вследствие отсутствия раздельного учета основания для применения ставки 0% у истца отсутствовали.

Судья ВС (303-КГ14-4872 от 11.12.2014) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(Дело № А04-8613/2013)

Передачу контрагенту бракованной продукции на утилизацию налоговики пытались обложить НДС

ООО "М" являлось покупателем товара (кость свежая или замороженная) надлежащего качества, производимого ООО "К". При этом ООО "К" передало ООО "М" также и списанную продукцию с истекшим сроком годности (не пригодную для реализации) для утилизации на основании соглашения об утилизации.

По результатам выездной проверки инспекция доначислила ООО "К" НДС, пени и штраф, посчитав эту операцию безвозмездной передачей. Инспекция ссылается на недоказанность наличия оснований для списания продукции и факта утилизации. Кроме того, встречную проверку налоговикам провести не удалось ввиду ликвидации ООО "М".

В подтверждение правомерности списания продукции компания представила: приказы руководителя об инвентаризации, акты на списание продукции, приказы о списании затрат по отбракованной продукции, транспортные накладные на ее доставку, акты приема-передачи, счета-фактуры, допсоглашение об утилизации и заключение заведующей ветлечебницы.

Суды трех инстанций признали решение недействительным, указав, что безвозмездной признается передача или получение имущества только при наличии волеизъявления обоих сторон, отраженная в совместном документе, в противном случае сделка является возмездной (статьи 39 НК, 423, 572 ГК).

В решении кассации (Ф05-14321/2014 от 10.12.2014) указано: "возражения налоговой инспекции о несоблюдении заявителем порядка списания продукции с истекшим сроком годности, непригодной к реализации, не опровергают сам факт истечения срока годности продукции и не свидетельствуют о наличии безвозмездной передачи товара".

Суды отмечают, что передача реализованной продукции в качестве реализации компанией не отражена. Между компаниями было заключено дополнительное соглашение по утилизации продукции. Доказательств использования спорной продукции контрагентом в производственных целях инспекция не представила.

(Дело № А41-59418/2013)

Вложения в арендованное имущество амортизируются, только если являются капитальными

ООО "А" арендовало у ООО "Г" помещения для ведения хозяйственной деятельности. На время действия договора аренды арендодатель также передал ООО "А" в эксплуатацию проезды вокруг арендуемого здания с обязательством содержать их в исправном состоянии и проводить при необходимости ремонт дорожного покрытия за свой счет.

В целях исполнения договора ООО "А" (заказчик) заключило договор с ООО "Э" (подрядчик) на выполнение ремонтных работ бетонно-плиточного покрытия и учло затраты на них при исчислении налога на прибыль.

По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила ООО "А" налог на прибыль, пени и штраф, посчитав, что данные затраты связаны с созданием неотделимых улучшений дорожного покрытия в связи с чем подлежат учету не единовременно, а путем начисления амортизации.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, разъяснив, что под текущим ремонтом понимаются работы по восстановлению исправности объекта основных средств и поддержанию его эксплуатационных показателей, а под капитальным ремонтом – работы по устранению неисправностей всех изношенных элементов, восстановлению и замене их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели.

Суды также указали на три письма Минфина, выпущенные ведомством еще в 2005 и 2008 годах. Согласно письмам, амортизируются только те неотделимые улучшения в арендованное имущество, которые носят капитальный характер, то есть связаны с реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением.

В данном случае работы проводились с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, следовательно, компания правомерно учла их стоимость в составе прочих расходов.

В решении кассации (Ф05-14321/2014 от 10.12.2014): указано: "доводы жалобы налоговой инспекции о капитальном характере спорных затрат не опровергают выводов суда об отсутствии неотделимых улучшений в арендованное имущество и о непредставлении налоговым органом доказательств, подтверждающих, что произведенные работы повысили или улучшили показатели спорного имущества, изменили его качественные характеристики".

(Дело № А41-59418/2013)

Вывод судов о фиктивности "кипрского" займа привел к уплате в бюджет 76 млн рублей

Для финансирования строительства торгового центра ЗАО привлекло займы от ряда иностранных компаний с начислением годовых в размере 1%. Впоследствии был заключен договор перевода долга, в соответствии с которым у ЗАО появились обязательства перед одной кипрской фирмой с той же процентной ставкой.

Через два года ЗАО и кипрская компания дополнительными соглашениями изменили процент на 12,5% годовых, а затем на 22,5%, а валюту долговых обязательств - рубли - заменили на доллары.

По результатам выездной проверки ИФНС указала на неправомерный учет процентов, а также курсовых разниц при исчислении налога на прибыль. Инспекция установила взаимозависимость учредителей ЗАО, первоначальных кредиторов и кипрской фирмы и сочла, что ими искусственно увеличена процентная ставка для уклонения от налогообложения. Кроме того, первоначальные кредиторы переводили в адрес ЗАО денежные средства, предоставленные физическими лицами, контролирующими деятельность ЗАО, что также свидетельствует о формальности займа.

При предоставлении денежных средств ЗАО кредиторы были осведомлены об отсутствии источников, необходимых для исполнения заемных обязательств по сделкам. По мнению инспекции, в момент направления денежных средств кредиторами планировалось получение доходов путем распределения фактической прибыли, полученной от сдачи ТЦ в аренду. То есть - путем переноса налогообложения будущих доходов от предоставления в аренду помещений ТЦ на территорию с более низкой налоговой нагрузкой, чем в РФ.

В результате инспекция исключила все процентные расходы при исчислении налога на прибыль и доначислила компании налог на прибыль и пени в размере 76 млн рублей.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, решив, что названные операции учтены налогоплательщиком не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, а направлены на минимизацию налоговых обязательств и вывод денежных средств в низконалоговые юрисдикции.

Судья ВС (305-КГ14-5812 от 11.12.2014) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(Дело № А40-141855/2013)

Суды указали, в каком случае подарки работникам к Новому году не облагаются взносами

По результатам выездной проверки ПФ доначислил компании страховые взносы со стоимости подарков работникам к Новому году в виде продуктовых наборов.

Суды трех инстанций признали решение фонда недействительным, указав на часть 3 статьи 7 федерального закона 212-ФЗ. Согласно этой норме не облагаются взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество. При этом договор дарения относится к таким договорам, и может быть заключен как в письменной, так и в устной форме (статья 574 ГК).

В данном случае компания представила договоры дарения, согласно которым даритель обязуется безвозмездно передать одаряемому сформированный по наименованию продуктов (конфеты, шампанское, сок фруктовый, торт вафельный, молоко сгущенное, шпроты, яблоки, мандарины и т.д.) и количеству новогодний подарок.

Суды признали, что передача имущества произведена вне рамок трудового договора и основания для доначисления страховых взносов отсутствуют. В суде фонд не смог доказать, что получение работниками подарков зависело от результата их деятельности в производственном процессе.

Судья ВС (303-КГ14-2755 от 24.10.2014) отказал фонду в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Отметим, что не всем удается добиться в суде освобождение подарков работникам от взносов. В другом деле, о котором мы писали ранее, суд первой инстанции и кассация признали правомерным доначисление взносов на стоимость ценных подарков. В этом случае поощрительные выплаты были предусмотрены трудовым договором и проводились без оформления договора дарения. По мнению судов, если награждение подарками производится в соответствии с трудовым договором, их стоимость входит в состав заработной платы и облагается взносами.

(Дело № А73-11200/2013)


Вернуться в начало


Прочее

Когда услуги по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий освобождаются от НДС?

В рассматриваемой ситуации общество участвует в организации работы по развитию физкультуры и спорта.

Возник вопрос, применяется ли в данном случае освобождение от НСД, предусмотренное для услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Разъяснено, что спортивными мероприятиями признаются спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов.

Физкультурой признается часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физкультурными мероприятиями являются организованные занятия граждан физкультурой.

Под услугами по организации и проведению физкультурных мероприятий понимаются услуги по проведению организованных занятий граждан физкультурой.

Таким образом, если комплекс услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий соответствует приведенным понятиям, то при реализации указанных услуг населению применяется освобождение от НДС.

(Письмо ФНС России от 10 декабря 2014 г. № ГД-4-3/25567 “О порядке исчисления НДС”)

При реализации этилового спирта покупателям, осуществляющим производство лекарственных средств, в счете-фактуре указывается сумма акциза в размере 0 рублей

Это связано с тем, что реализация этилового спирта является объектом обложения акцизом.

Организации, осуществляющие производство спиртосодержащих лекарственных средств, при соблюдении установленных условий освобождаются от обложения акцизом. Реализация этилового спирта таким организациям осуществляется по ставке 0 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.

Следовательно, в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявляемых производителем этилового спирта таким покупателям, должна быть указана сумма акциза в размере 0 рублей.

(Письмо ФНС России от 05.12.2014 N ГД-4-3/25249@ "О порядке уплаты акциза на спирт, реализуемый организациям, осуществляющим производство лекарственных средств")

Для проверки правильности заполнения налоговой декларации по ЕНВД опубликованы контрольные соотношения ее показателей

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/353@.

Применяя логические формулы и сопоставляя показатели налоговой декларации, налогоплательщики смогут до представления ее в налоговый орган обнаружить искажение отраженных в ней сведений.

(Письмо ФНС России от 09.12.2014 N ГД-4-3/25464@ "О направлении контрольных соотношений показателей налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности")

ФНС России приведены признаки региональной системы газоснабжения для целей применения понижающего коэффициента (Кас) к ставке НДПИ

Коэффициент (Кас) принимается равным 0,1 в случае, если участок недр, содержащий залежь углеводородного сырья, является ресурсной базой исключительно для региональной системы газоснабжения.

Анализ положений закона о газоснабжении позволяет выделить три основных признака региональной системы газоснабжения:

  • независимость от Единой системы газоснабжения;
  • система является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов РФ;
  • деятельность системы контролируется уполномоченными органами госвласти в установленном порядке.

(Письмо ФНС России от 08.12.2014 N ГД-4-3/25301@ "О доведении письма Минфина России о региональных системах газоснабжения")

Величина коэффициента, корректирующего ставку НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2014 года составила 11,1391

Коэффициент рассчитан исходя из среднего уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, который в ноябре 2014 года составил 78,32 долл. США за баррель (для сравнения в октябре данный показатель был зафиксирован на уровне 86,35, а в сентябре - 95,62 долл. США за баррель).

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю. В этом налоговом периоде его значение увеличилось и составило 45,9143 (в октябре - 40,7710, в сентябре - 37,8766).

(Письмо ФНС России от 16.12.2014 N ГД-4-3/26059@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2014 года")

Налогооблагаемый доход от дарения физлицу доли в уставном капитале ООО определяется величиной его рыночной стоимости

За рыночную стоимость подаренной доли может быть принята действительная стоимость доли участника общества, соответствующая части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру полученной доли.

При отсутствии оснований считать, что действительная стоимость доли в уставном капитале общества не соответствует рыночной стоимости, доход в виде полученной в дар такой доли может рассчитываться исходя из стоимости чистых активов, определяемых по данным бухгалтерского учета общества.

Кроме того, рыночная оценка стоимости полученной в дар доли в уставном капитале общества может быть установлена лицом, осуществляющим оценочную деятельность.

(Письмо ФНС России от 11.12.2014 N БС-4-11/25718@ "О налогообложении доходов физических лиц")

Оснований для привлечения к ответственности лица, представившего уточненные данные по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР, не имеется

Плательщикам страховых взносов, в случае выявления ими ошибок, факта неотражения или неполноты отражения сведений, недостоверных сведений в ранее представленных расчетах, рекомендовано отражать уточненные (самостоятельно доначисленные) суммы страховых взносов в строке 120 и разделе 4 Расчета в форме РСВ-1 ПФР за текущий период.

Также необходимо до подачи уточненного расчета уплатить недоимку и соответствующую ей сумму пени.

(Письмо ПФ РФ от 20.11.2014 N НП-30-26/14991 "О применении статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.