Мониторинг изменений за период 18.08.14 - 24.08.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Для согласования распределения расходов организациями, осуществляющими деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, необходимо представить заявление по утвержденной форме

С 1 января 2014 года в отношении указанных организаций установлен специальный порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций, предусматривающий, в том числе, определение налогоплательщиком порядка распределения расходов, которые:

  • не могут быть непосредственно отнесены к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, или к иной деятельности налогоплательщика;
  • относятся к указанной деятельности, но осуществляются в отношении нескольких месторождений.

Установленный порядок распределения расходов налогоплательщики вправе согласовать с налоговым органом. Для этого необходимо представить соответствующее заявление с приложением форм используемых в хозяйственной деятельности документов, в которых фиксируются данные об участвующих в расчете показателях.

По итогам совместного с налогоплательщиком обсуждения в Порядок могут вноситься изменения. Рассмотрение заявления должно быть завершено в срок, не превышающий 30 календарных дней.

(Приказ ФНС России от 30.06.2014 N ММВ-7-3/341@ "Об утверждении формы заявления и порядка согласования порядка распределения расходов", зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2014 N 33571)

Подготовлено типовое соглашение, представленное в качестве основы для переговоров между Правительством РФ и правительством иностранного государства об обмене информацией по налоговым делам

Проведение переговоров с уполномоченным органом иностранного государства осуществляется Минфином России с участием ФНС России.

На основе достигнутого соглашения компетентные органы оказывают содействие друг другу посредством предоставления информации, необходимой для налогового администрирования и соблюдения законодательства государств Сторон в отношении налогов любого вида, взимаемых от имени государств.

(Постановление Правительства РФ от 14.08.2014 N 805 "О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам")

Что позволит улучшить налоговое администрирование российских резидентов в офшорах?

Разработано типовое соглашение между российским и иностранным правительствами об обмене информацией по налоговым делам.

Как указано на сайте кабинета министров, подобные соглашения планируется заключать прежде всего с офшорными и низконалоговыми территориями. Это необходимо для повышения эффективности налогового администрирования.

Типовое соглашение подготовлено на основе модельного соглашения Организации экономического сотрудничества и развития. Оно, в частности, предусматривает возможность проведения представителями налоговых органов одного государства контрольных мероприятий в другом либо их присутствие на таких проверках.

Стороны соглашения договариваются обмениваться необходимой информацией по запросам. Сведения предоставляются в форме письменных показаний свидетелей и (или) заверенных копий оригинальных документов. Их легализация или апостилирование не требуется.

Компетентные стороны сторон получают и предоставляют по запросу информацию, находящуюся в распоряжении банков, других финансовых организаций и любого лица, действующего на правах агента или доверенного лица, включая номинальных держателей и доверительных управляющих. Информацию в отношении собственников компаний, товариществ, трастов, фондов и других лиц, включая сведения о собственниках всех таких лиц в цепочке собственников, в отношении трастов - информацию об учредителях, доверительных собственниках и бенефициарах, в отношении фондов - об учредителях, членах попечительского совета и бенефициарах. Соглашение не налагает на стороны обязательств получать или предоставлять данные о собственниках публично торгуемых компаний или открытых фондов или схем коллективного инвестирования, если получение такой информации повлечет возникновение несоизмеримых трудностей.

Прописан порядок оформления запроса. Так, необходимо указать информацию о лице, в отношении которого проводится проверка, цель, для которой запрашиваются данные. Установлены сроки исполнения запроса. Закреплена процедура налоговых проверок за границей.

(Постановление Правительства РФ от 14 августа 2014 г. N 805 "О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам")


Вернуться в начало


Банковское дело

Небанковская кредитная организация получает статус банка по новым правилам

Разработан новый порядок принятия ЦБ РФ решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка. Важно отметить следующее.

Предусмотрена возможность одновременно приобрести право привлекать во вклады денежные средства физлиц. Для этого организация дополнительно должна раскрыть неограниченному кругу лиц информацию о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых она находится.

Пересмотрен ряд конкретных процедур. Учтены изменения в организационной структуре Банка России, в т. ч. в связи с созданием Департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями.

Как и прежде, Банк России рассматривает необходимые документы в срок, не превышающий 90 календарных дней с даты их поступления в территориальное учреждение (Департамент).

После получения письменного сообщения от ЦБ РФ о принятом решении (о предоставлении статуса и выдаче лицензии) организация направляет документы для госрегистрации изменений в устав (устава в новой редакции). Согласно новому порядку в ходатайстве можно указать способ получения документа, подтверждающего внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ, выданного территориальным органом ФНС России, экземпляра зарегистрированных поправок (устава в новой редакции) и оригинала лицензии. Далее ЦБ РФ совершает действия, связанные с госрегистрацией.

Также предусмотрено, что материалы, подготавливаемые в соответствии с порядком, можно направлять в Банк России (территориальное учреждение) в форме электронных документов. Так, если материалы для госрегистрации были представлены таким способом, то кредитной организации направляются в электронном виде документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, и зарегистрированные изменения в устав (устав в новой редакции) с электронной подписью уполномоченного органа. В электронном виде и бумажном виде - лицензия.

Прежний порядок с учетом изменений признан утратившим силу. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

(Указание Банка России от 1 апреля 2014 г. N 3222-У "О порядке принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Утверждено описание структуры перечней мест прибытия и убытия товаров с единой таможенной территории Таможенного союза

Установлено, что данное описание применяется до начала использования реестра, предусмотренного пунктом 5 перечня приоритетных для реализации общих процессов ТС и ЕЭП, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.11.2013 N 260.

Описание будет использоваться для предоставления таможенными органами государств - членов Таможенного союза соответствующей информации в Евразийскую экономическую комиссию.

Решение вступает в силу по истечении 90 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.08.2014 N 132 "Об утверждении описания структуры перечня мест прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза и мест убытия товаров с единой таможенной территории Таможенного союза")

С 1 января 2015 года изменится порядок заполнения декларации на отдельные категории товаров

Определен перечень сведений, подлежащих отражению при заполнении графы 1 Декларации на товары. В перечни включены сведения о товарах, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, таможенного склада, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, временного ввоза (допуска), временного вывоза, реимпорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны, свободного склада, отказа в пользу государства, экспорта.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.08.2014 N 133 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары")

Правительство РФ смягчило санкции против США, ЕС, Канады, Австралии и Королевства Норвегии

Изменениями в Постановление отменен запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в частности:

  • мальков лосося атлантического и форели;
  • безлактозного молока и безлактозной молочной продукции;
  • картофеля семенного, лука-севка, кукурузы сахарной гибридной и гороха для посева;
  • биологически активных добавок, витаминно-минеральных комплексов, вкусоароматических добавок, концентратов белков (животного и растительного происхождения) и их смесей, пищевых волокон и пищевых добавок.

(Постановление Правительства РФ от 20.08.2014 N 830 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778")


Вернуться в начало


Законопроекты

Опубликован текст законопроекта о налоге с продаж

На едином портале раскрытия информации размещен текст законопроекта, которым предполагается ввести в действие налог с продаж. Общественное обсуждение продлится 60 дней.

Новому налогу будет посвящена новая глава 30.1 НК. Налог с продаж будет региональным, что будет отражено в статье 14 НК. Налогоплательщиками будут организации и ИП, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором установлен указанный налог. Объектом налогообложения будут операции по реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам.

Не будут облагаться этим налогом операции по реализации хлеба, детских товаров, лекарств, услуг ЖКХ, недвижимости, ценных бумаг, санаторно-курортных и образовательных услуг, услуг в сфере культуры и искусства, учебной и научной книжной продукции, прессы, финансовых услуг, перевозки общественным транспортом, ритуальных услуг и некоторые другие операции. При совершении как облагаемых, так и необлагаемых операций налогоплательщикам придется вести раздельный учет.

Налоговой базой будет стоимость товаров или услуг с включением в нее НДС и акцизов. Налоговый период - 1 месяц.

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ в размере до 3%, нельзя будет дифференцировать ставки в зависимости от вида облагаемых операций.

При реализации через посредника агент или комиссионер становится налоговым агентом по налогу с продаж.

В целом ввести в действие налог с продаж планируется с 2015 года, а для спецрежимников (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН) - с 1 января 2016 года. Таким образом, спецрежимы не будут освобождать от нового налога, к тому же, вмененщикам и предпринимателям на патенте придется вести учет своих доходов от реализации в целях уплаты налога с продаж.

Проект постановления о переносе выходных дней в 2015 году внесен в Правительство РФ

Проект постановления о переносе выходных дней в 2015 году внесен в Правительство РФМинтруд России внес в Правительство РФ проект постановления о переносе выходных дней в 2015 году. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.

Напомним, что документ предусматривает перенос выходных дней 3 и 4 января (суббота и воскресенье), совпадающих с нерабочими праздничными днями, на 9 января и 4 мая соответственно. В результате этого в январе 2015 года планируется одиннадцатидневный отдых, совпадающий с Новогодними каникулами и Рождеством Христовым – с 1 по 11 января, а в мае – четырехдневный период отдыха, совпадающий с празднованием Праздника Весны и Труда (1-4 мая), и трехдневный период отдыха, совпадающий с празднованием Дня Победы (9-11 мая).

В свою очередь, по сообщению пресс-службы Минтруда России, в феврале на празднование Дня защитника Отечества будет отведено три дня (21-23 февраля), в марте (к Международному женскому дню) – три дня (7-9 марта). В июне планируется трехдневный период отдыха, совпадающий с празднованием Дня России (12-14 июня), в ноябре – один праздничный выходной в День народного единства (4 ноября).

Ранее документ был одобрен на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Текст проекта опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС разъяснил, когда учитывается в расходах только не покрытая резервом часть долга

Перед компанией у федерального органа власти образовался безнадежный долг по начисленной, но не выплаченной субсидии из бюджета. Для организации этот долг не был связан с реализацией, поэтому она учла его во внереализационных расходах, списав в том же периоде резерв по сомнительным долгам. Налоговый орган, утверждая, что резерв создается обезличено, а не только по дебиторке, возникшей вследствие реализации, исключил долг бюджета из состава расходов. По мнению налоговиков и судов первых трех инстанций, в расходы может включаться только сумма долга, не покрытая за счет резерва. Однако судебное разбирательство в итоге окончилось в пользу компании - такой оборот дело приняло при рассмотрении в ВАС.

Высшие арбитры напомнили, что в силу требований НК создаваемый резерв по сомнительным долгам все-таки привязан к реализации - установлено, что его величина не должна превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода.

"Если безнадежный долг возник вне связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг и не мог в силу прямого указания закона участвовать в формировании резерва по сомнительным долгам, положения подпункта 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса позволяют учесть такую сумму безнадежного долга непосредственно в составе внереализационных расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом положения пункта 5 статьи 266 Налогового кодекса, предусматривающие, что в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва и только не покрытая резервом сумма долга включается во внереализационные расходы, применимы лишь к ситуации, когда безнадежный долг возник в связи с реализацией товаров (работ, услуг)", - указано в постановлении.

(Постановление Президиума ВАС по делу № А27-1862/2013)

Чтобы не возвращать подлинники, ИФНС оформила выемку – формальное решение незаконно

ИФНС приняла решение о проведении выездной проверки в отношении предпринимателя, направила уведомление о необходимости ознакомления с документами и требование о представлении их копий. Во исполнение требования ИП направил в инспекцию подлинные документы, ссылаясь на невозможность изготовить их копии. Проверка неоднократно приостанавливалась. В период очередной приостановки ИП обратился в инспекцию с просьбой вернуть подлинники бухгалтерских документов в связи с производственной необходимостью, однако не получил их.

После возобновления проверки в течение одного дня инспекция вручила ИП постановление о производстве выемки документов и произвела выемку.

Предприниматель обратился в суд указав, что на момент подписания постановления о выемке документы и так находились в инспекции.

Суды трех инстанций признали недействительным постановление о производстве выемки, указав на статью 94 НК, в соответствии с которой выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления и если есть основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. В данном случае инспекция в суде не доказала необходимость оспариваемых действий. Ссылку на необходимость выемки документов для проведения экспертизы суды отклонили, так как это основание не было отражено в спорном постановлении.

В решении кассации указано: "принятие оспариваемого постановления носило формальный характер, было направлено на оформление (изменение) оснований, по которым документы находятся у налогового органа".

(Дело № А74-6105/2013)

Оборудование, используемое для индивидуального заказа, относится к амортизируемому

В проверяемом периоде ООО "Н" (исполнитель) заключило договор с ООО "Т" (заказчик) на опытно-конструкторскую разработку пневматических легковых шин. Во исполнение этого договора ООО "Н" приобрело пресс-формы для изготовления шин, стоимость пресс-форм единовременно списав в расходы в момент передачи в эксплуатацию.

По результатам выездной проверки ИФНС сочла это неправомерным, так как данные затраты относятся к приобретению основных средств и должны учитываться в порядке, установленном для амортизируемого имущества. Из полученного ответа завода изготовителя пресс-форм инспекция установила, что срок их использования составляет от 1,5 до 3 лет в зависимости от внешних факторов. Инспекция, ссылаясь на классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, отнесла пресс-формы ко 2 амортизационной группе со сроком использования 36 месяцев, в результате чего доначислила ООО "Н" налог на прибыль, пени и штраф.

По мнению компании, пресс-формы не использовались для массового производства, а были приобретены в рамках исполнения индивидуального заказа, поэтому единовременное списание на расходы их стоимости правомерно.

Суды трех инстанций признали действительным решение инспекции, указав на статью 256 НК, в соответствии с которой амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 тысяч рублей.

Суды учли, что срок фактического исполнения истцом обязанностей по договорам с заказчиком, включая сдачу-приемку результатов работ, неоднократно продлевался и превысил 12 месяцев, следовательно, данные пресс-формы подлежали учету в качестве основных средств.

Коллегия судей ВАС согласилась с выводами судов и отказала компании в передаче дела в президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

(Дело № А65-26673/2012)

Суды разъяснили, как принимать к вычету НДС при возврате некачественных товаров

Между ООО (поставщик) и ОАО (покупатель) был заключен договор на поставку пшеницы, расторгнутый ввиду ненадлежащего качества товара 1 сентября 2009 года. В соответствии с дополнительным соглашением ОАО обязалось возвратить товар в течение пяти дней. Несмотря на то, что товарные накладные и счет-фактура датированы 5 сентября 2009 года, ООО заявило право на вычет по НДС в связи с возвратом товара только в налоговой декларации за 2 квартал 2010 года, указывая, что фактически возврат и операция корректировки произведены только в указанном периоде.

По результатам камеральной проверки уточненной декларации по НДС за 2 квартал 2010 года, поданной в середине 2012 года, инспекция отказала в вычете налога, указав на пропуск годичного срока на вычет при возврате товара, установленного пунктом 4 статьи 172 НК.

Суд первой инстанции согласился с выводами инспекции. Апелляция отменила его решение, указав, что в соответствии с пунктом 4 статьи 172 НК для применения вычета при возврате товара налогоплательщик должен выполнить два специальных условия:

  • в учете должна быть произведена соответствующая операция по корректировке в связи с возвратом товара;
  • с момента возврата товара должно пройти не более одного года.

Суд первой инстанции не учел, что на товарной накладной и счет-фактуре от 05.09.2009 имеются отметки "вход. № 14 от 23.06.10", из чего следует, что фактически возврат товара произведен во 2 квартале 2010 года.

Апелляция учла также письмо ОАО в подтверждение того, что товар был возвращен ООО только 23 июня 2010 года. При этом ООО изменения в свой учет не вносило, так как НДС при покупке и возврате указанного товара не возмещался и не начислялся (проведена операция сторно с покупки).

Так что предусмотренный статьей 172 НК годичный срок для отражения в целях НДС операций по возврату товара не нарушен. Кассация согласилась с выводами апелляции, признав решение инспекции недействительным.

(Дело № А36-3200/2013)

Как оформить реализацию исключительных прав, не потеряв право на освобождение от НДС

В сентябре 2011 года ООО "А" реализовало ООО "С" программу для ЭВМ, приобретенную у ООО "В" по договору на передачу исключительных прав. Программу ООО "А" передало покупателю по акту приема-передачи в обмен на вексель ООО "И". При этом ООО "А" исходило из того, что операция не облагается НДС в соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК. По указанной норме не подлежит налогообложению реализация исключительных прав на программы для ЭВМ, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основе лицензионного договора.

Тем не менее, по результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила ООО "А" НДС, пени и штраф, ссылаясь на отсутствие документов, подтверждающие госрегистрацию факта передачи исключительных прав на программу, и лицензионного договора на передачу таких прав. Инспекция классифицировала договор на передачу исключительных прав ООО "С" договором поставки, указав также на отсутствие в договоре ссылки на автора программы.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным. Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме и подлежит госрегистрации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1232 ГК (при отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу и при переходе исключительного права на такую программу без договора). В остальных случаях правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Следовательно, в данном случае правообладатель не был обязан регистрировать договор о передаче исключительных прав на программу. Кроме того, отсутствие ссылки на автора в договоре не свидетельствует о незаключенности договора о передаче исключительного права, а также о его ничтожности.

Отклоняя довод инспекции о классификации спорного договора договором поставки, суды указали на статью 1227 ГК, в соответствии с которой интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

По мнению судов, по спорному договору ООО "А" реализовало именно исключительное право на программу для ЭВМ путем передачи материального носителя с записанной на нем программой для ЭВМ. Следовательно, оснований полагать, что в рассматриваемом случае состоялась купля-продажа экземпляров программы для ЭВМ, не имеется.

(Дело № А36-4505/2013)

ИП восстановил раздельный учет в ходе судебного процесса – налоговики остались ни с чем

В проверяемом периоде предприниматель применял общую систему налогообложения (по реализации оптом) и ЕНВД (по розничной торговле). Однако раздельный учет ИП не вел. Так что по результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила НДФЛ, пени и штраф и отказала в вычетах по НДС.

В процессе судебного разбирательства предприниматель восстановил раздельный учет доходов и расходов и представил исправленные счета-фактуры и накладные в налоговый орган для перепроверки. ИП произвел замену первичных документов, указав в новых документах в качестве товара, реализованного оптом, товар, который он ранее учитывал как реализованный в розницу.

Суды трех инстанций признали право налогоплательщика восстановить свой учет и то, что налоговую базу следует определять по реально полученным доходам и понесенным расходам.

При этом заявленные в ходе судебного разбирательства расходы реально понесены, приобретенный товар реализован, доходы от его реализации учтены для целей налогообложения, факт получения дохода от реализации товара инспекцией подтвержден. Следовательно, основания для доначисления НДФЛ отсутствуют.

Приняв во внимание, что с сумм реализации предприниматель уплатил НДС, к исправленным документам у инспекции претензии отсутствуют, суды пришли к выводу о соблюдении условий, необходимых для применения налоговых вычетов. В результате суды признали решение инспекции недействительным.

(Дело № А82-12009/2011)


Вернуться в начало


Прочее

Имущество в залоге может быть принято в качестве обеспечительной меры при отсутствии иных способов обеспечения исполнения решения налогового органа

Обеспечительные меры принимаются в целях исполнения решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным взыскание недоимки, пеней и штрафов.

Согласно позиции судебных органов запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества, в частности, находящегося в залоге у банка, нарушает права последнего. В связи с чем отменен пункт 2 приложения к письму ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355@, в котором содержится противоположный вывод.

Одновременно сообщается, что в отсутствие свободного от обременения имущества и денежных средств на счетах налогоплательщика в решении налогового органа может быть указано находящееся в залоге имущество. При этом в адрес третьих лиц (залогодержателей и органа государственной регистрации прав на имущество и сделок с ним) должна быть направлена соответствующая информация с приложением решения налогового органа.

(Письмо ФНС России от 07.08.2014 N ГД-4-3/15547 "Об обеспечительных мерах, принимаемых в отношении заложенного имущества")

ФНС России разъяснила некоторые вопросы, касающиеся формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости

Новый порядок расчета налога на имущество организаций установлен в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ (это, в частности, административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (либо фактически используются) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания).

Сообщается, в частности, следующее:

  • до установления на федеральном уровне порядка определения вида фактического использования таких объектов применяется порядок, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ;
  • в перечень включаются объекты, информацией о которых располагает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • перечень таких объектов должен быть установлен не позднее 1-го числа соответствующего налогового периода, направлен в налоговые органы и размещен на официальном сайте этого органа или субъекта РФ.

(Письмо ФНС России от 14.08.2014 N ПА-4-11/16089 "О налоге на имущество организаций")

Компенсации работникам за дни отъезда в командировку и дни прибытия из командировки, приходящиеся на выходные дни, могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль

Указанные затраты подлежат включению в состав расходов, если правила внутреннего распорядка, утвержденные руководителем организации, предусматривают режим работы в выходные и праздничные дни, а также при условии соответствия данных затрат критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.

Расходы на приобретение проездного билета для проезда работника к месту командировки и обратно в выходные дни, предшествующие дню начала командировки, или в выходные дни, следующие за датой окончания командировки, также могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

При этом необходимо, чтобы дата выбытия из места командировки к месту постоянной работы (дата отправления работника к месту командировки) совпадала с датой, на которую приобретен проездной билет. В случаях задержки выезда командированного из места командировки (либо более раннего выезда работника к месту назначения) необходимо разрешение руководителя, подтверждающего в соответствии с установленным порядком целесообразность произведенных расходов.

(Письмо ФНС России от 20.08.2014 N СА-4-3/16564@ "О порядке учета командировочных расходов")

Минфин напомнил, в каком случае деятельность по продаже запчастей в автосервисе признается розничной торговлей и переводится на ЕНВД

Минфин России вновь обратился к теме применения ЕНВД автосервисами. Чиновники напомнили, что в зависимости от того, как автосервис оформляет документы на ремонт автомобилей, "вмененка" может применяться либо ко всей его деятельности в целом, либо у налогоплательщика может возникнуть дополнительный вид предпринимательской деятельности — розничная торговля автозапчастями.

Как известно, к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся, в частности, платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному ОКУН, и платные услуги по проведению технического осмотра (ст. 346.27 НК РФ). Договор на ремонт автотранспортных средств заключается в письменной форме и должен содержать перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество. Об этом сказано в подпункте "ж" пункта 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

Из этого в Минфине делают следующий вывод. Если договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) на оказание услуг по ремонту предусматривает замену конкретных запчастей, а их стоимость включается в общую стоимость предоставленных услуг (независимо от того, выделяется стоимость запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг или нет), то автосервис применяет ЕНВД ко всей своей деятельности в целом.

Но если на передаваемые запчасти заключается отдельный договор, и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг по ремонту и техобслуживанию, то деятельность по передаче запчастей может рассматриваться как розничная торговля, которая облагается ЕНВД отдельно от услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспорта. Подобную деятельность также можно перевести на УСН, ПСН или общую систему налогообложения.

(Письмо Минфина России от 05.08.14 № 03-11-11/38552)

Минфин разъяснил порядок списания затрат "упрощенщика" на приобретение помещений, предназначенных для перепродажи

"Упрощенщик" с объектом "доходы минус расходы" может учесть в расходах только стоимость приобретенного объекта недвижимости, предназначенного для перепродажи. А вот издержки на достройку такого помещения учесть не получится, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом.

Предприниматель на УСН на основании договора участия приобрел в строящемся здании несколько помещений с целью их перепродажи в качестве офисов (отражены на счете 08). Для этого были проведены строительные работы по созданию пяти офисов. После получения свидетельств о регистрации помещения были отражены на счете 41 как товары, предназначенные для дальнейшей продажи. Можно ли учесть стоимость недвижимого имущества в расходах при определении налоговой базы по УСН? И учитываются ли затраты на дооборудование основных средств, предназначенных для перепродажи?

На первый вопрос Минфин ответил утвердительно. Причем авторы письма уточнили: расходы на оплату помещений признаются после передачи права собственности на данные офисы. Дожидаться, когда поступит оплата от покупателя, не нужно.

Авторы письма рассуждают следующим образом. Вообще, в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса сказано, что расходы на покупку товаров, предназначенных для перепродажи, учитываются по мере их реализации. Реализацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары (п. 1 ст. 39 НК РФ). При этом момент фактической реализации товаров определяется в соответствии с частью второй НК РФ. А пункт 1 статьи 346.17 НК РФ гласит: у "упрощенщиков" датой получения доходов считается день поступления денег в банк или в кассу.

Вместе с тем, в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.10 № 808/10 указано: из норм Налогового кодекса не следует, что условием включения в расходы стоимости приобретенных, а затем реализованных товаров является их оплата покупателем. Расходы можно списать после фактической передачи товаров покупателю, как сказано в пункте 1 статьи 39 НК РФ.

С учетом данной позиции суда чиновники Минфина признали: расходы на оплату товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов при исчислении налога по УСН после передачи права собственности на данные товары покупателю независимо от того, оплачены они покупателем или нет.

Что касается расходов на достройку или переоборудование товара (в данном случае офисного помещения), приобретенного для продажи, то они налоговую базу по УСН не уменьшают, так как подобный вид расходов не поименован в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Аналогичная позиция была выражена в давнем письме Минфина от 01.02.08 № 03-11-04/2/25.

(Письмо Минфина России от 11.08.14 № 03-11-11/39768)

Минфин России сообщил об особенностях учета газа горючего природного для целей НДПИ

В письме сообщается, что Правила учета газа, утв. Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961, не могут применяться в целях налогообложения НДПИ добычи газа горючего природного.

Данный вывод сделан министерством в связи с тем, что пункт 3.3 Правил, определяющий порядок определения объема добытого газа, противоречит пункту 3 статьи 339 НК РФ, закрепляющему иной порядок.

(Письмо ФНС России от 15.08.2014 N АС-4-3/16135@ "О несоответствии утвержденных Минэнерго России правил учета газа нормам налогового законодательства")

Величина коэффициента, корректирующего ставку НДПИ в отношении нефти, за июль 2014 года составляет 11,9644

В прошлых налоговых периодах величина данного коэффициента была выше: в июне - 12,3991, а в марте - 12,7312.

Уменьшение величины коэффициента связано со снижением среднего уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. В июле 2014 года данный показатель определен в размере 105,15 долл. США за баррель (в июне - 109,05 долл. США за баррель).

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю. В этом налоговом периоде его значение несколько увеличилось и составило 34,6390 (в июне 2014 года - 34,4089).

(Письмо ФНС России от 18.08.2014 N АС-4-3/16455@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за июль 2014 года")

С 23 августа 2014 г. подлежат применению утвержденные в установленном порядке форма и формат расчета суммы утилизационного сбора

Форма расчета и формат его представления в электронном виде утверждены приказом ФНС России от 23.06.2014 N ММВ-7-3/327@.

Рекомендованные письмом ФНС России от 25.12.2013 N ГД-4-3/23318@ форма и формат расчета суммы утилизационного сбора с этой даты не применяются.

(Письмо ФНС России от 13.08.2014 N АС-4-3/15948@ "Об утилизационном сборе")

ПФР даны разъяснения по вопросам начисления страховых взносов на отдельные выплаты в пользу работников

В обзоре ответов на вопросы плательщиков страховых взносов сообщается в частности следующее:

  • в 2010 году выплаты и иные вознаграждения, не предусмотренные трудовыми договорами, страховыми взносами не облагались. С 1 января 2011 года на суммы выплат и иных вознаграждений в пользу работников, предусмотренных коллективными договорами, которые не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды начисляются в общеустановленном порядке;
  • компенсация расходов по оплате услуг залов официальных делегаций на железнодорожных и автомобильных вокзалах (станциях), в морских и речных портах, аэропортах (аэродромах), не относится к обязательным командировочным расходам, поименованным в части 2 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Следовательно, если использование залов официальных делегаций не предусмотрено законодательством для определенных категорий лиц, то такие суммы включаются в базу для начисления страховых взносов в общем порядке.

(Письмо ПФ РФ N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014 "Об обзоре ответов на вопросы плательщиков страховых взносов")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.