Мониторинг изменений за период 21.04.14 - 27.04.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Уточнены правила налогового учета

С целью сближения правил налогового и бухгалтерского учета, в частности:

  • уточнен порядок списания МПЗ (налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определять порядок признания расходов на приобретение инструментов, инвентаря, приборов, спецодежды и другого неамортизируемого имущества с учетом срока использования или иных экономически обоснованных показателей);
  • исключено понятие "суммовых разниц";
  • изменен порядок учета убытков от уступки права требования (признаются в составе расходов единовременно на дату уступки права требования).

Кроме того, поправки коснулись спорного порядка определения налоговой базы по НДС при реализации объекта недвижимости (согласно позиции налоговых органов - это наиболее ранняя из дат: день оформления государственной регистрации права собственности покупателя на объекты недвижимости или день оплаты (частичной оплаты)).

Теперь таким моментом следует считать день передачи имущества покупателю по передаточному акту или иному аналогичному документу.

(Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")

Предусмотрены налоговые преференции для Фонда защиты вкладчиков

Автономная некоммерческая организация "Фонд защиты вкладчиков" создана с целью осуществления компенсационных выплат по вкладам физических лиц на территориях Крыма и Севастополя, а также проведения информационно-просветительской работы среди вкладчиков и акционеров по вопросам особенностей функционирования российского финансового рынка.

Принятым законом предусматриваются льготы по НДС, по налогу на прибыль, а также по оплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, совершаемых в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях функционирования финансовой системы республики Крым и города федерального значения Севастополь на переходный период".

(Федеральный закон от 20.04.2014 N 78-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")

Скорректированы отдельные позиции перечня технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

В частности, исключены позиции, классифицируемые кодами ТН ВЭД ТС 8411 82 200 1 и 8411 82 600 1.

Одновременно в перечень включено "Оборудование кислородной станции N 2" (код ТН ВЭД ТС 8419 40 000 9), а также "Оборудование комплектной автоматической технологической линии по производству и обработке обсадных газонефтепроводных, профильных электросварных прямошовных труб" (код 8515 21 000 0).

(Постановление Правительства РФ от 17.04.2014 N 350 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")

Уточнены рекомендуемые форматы представления в электронной форме уведомлений о наличии счетов в банках за пределами территории России, об открытии таких счетов, их закрытии или изменении их реквизитов

Изменения внесены в целях обеспечения унификации информационного взаимодействия в электронном виде между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи.

(Приказ ФНС России от 22.04.2014 N ММВ-7-6/247@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@")


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума пересмотрит определение обособленного подразделения организации

В Госдуму поступил законопроект № 505706-6 "О внесении изменения в статью 11 части первой Налогового кодекса РФ". В законопроекте предлагается внести изменение в определение обособленного подразделения.

Законопроект определяет обособленное подразделение организации, как любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, за исключением случаев его нахождения в пределах территории действия налогового органа, на учете которого стоит организация.

"Принятие данного законопроекта позволит уменьшить администрирование налогового законодательства в части учета налогоплательщиков и сократит нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности", - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Депутат ГД в очередной раз пытается отменить бухучет для упрощенцев

Одни из депутатов внес в Госдуму законопроект № 502252-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете".

Часть 2 статьи 6 закона о бухучете (о лицах, которые вправе не вести бухгалтерский учет) предлагается дополнить пунктом 3 - "организации, выбравшие упрощенную систему налогообложения".

По-видимому, депутат не в курсе, что существуют иные спецрежимы, и если освобождать от бухучета упрощенцев, то логично было бы сделать то же самое и в отношении, например, ЕНВД. К тому же, не помешало бы упомянуть во вводимом пункте также и ИП, чтобы их освобождение от бухучета базировалось не на имеющейся требующей толкования формулировке и вытекающих из нее разъяснениях фискальных ведомств, а из нормы закона.

Депутата также, по-видимому, не оповестили о ряде случаев, когда бухучет и баланс упрощенцам необходим, например, при распределении прибыли между учредителями или акционерами, или при переходе с УСН на общую систему.

Из пояснительной записки с удивлением можно узнать, что, оказывается, именно введение бухучета для организаций на УСН вызвало массовое снятие с регистрации индивидуальных предпринимателей и привело к росту безработицы в стране. Еще один аргумент в пользу принятия законопроекта - "непривлекательность и разорительность российского законодательства для новых субъектов предпринимательства в Крыму".

Напомним, что это не первая подобная инициатива. Ранее вносился аналогичный законопроект, который в итоге был принят в совершенно ином виде (им введена возможность упрощенного ведения бухучета для малого бизнеса).

Минфин разработал законопроект об установлении нулевой ставки НДС на авиаперевозки в Крым и обратно

Минфин РФ разработал проект Федерального закона "Об установлении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на территорию Республики Крым и обратно".

Соответствующее уведомление опубликовано на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ услуги по перевозке пассажиров и багажа облагаются НДС по ставке в размере 0% при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ. Поэтому до принятия в РФ Республики Крым регулирование применения ставки НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на территорию Республики Крым и обратно осуществлялось на основании данной нормы Кодекса.

В этой связи документ предусматривает применение ставки НДС в размере 0% при оказании оплаченных до 1 января 2015 года услуг по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на территорию Республики Крым и обратно.


Вернуться в начало


Судебная практика

Несуществующие паспорта учредителей контрагентов указали на формальность сделок

В проверяемом периоде компания отразила в учете операции по приобретению строительных материалов у ООО "А", "В", "П". В ходе выездной налоговой проверки инспекция пришла в выводу о невозможности осуществления данными контрагентами реальных хозяйственных операций, подписанию первичных документов от их имени неустановленными лицами, наличии в первичных документах недостоверной информации, и доначислила компании налог на прибыль, НДС, а также пени и штраф.

Инспекцией установлены следующие обстоятельства:

  • данные контрагенты по адресам, указанным в учредительных документах, в период взаимоотношений с компанией не располагались;
  • сведения о наличии у них недвижимого имущества, транспортных средств, контрольно- кассовой техники отсутствуют;
  • среднесписочная численность отсутствует;
  • бухгалтерская и налоговая отчетность за 2009, 2010, 2011 годы контрагентами не представлялась;
  • расчетные счета контрагентов, указанные в договорах поставки, закрыты;
  • данные контрагенты исключены из ЕГРЮЛ;
  • по результатам проведенной почерковедческой экспертизы установлено, что подписи на первичных документах от имени руководителей ООО "П" и ООО "А" выполнены неустановленными лицами;
  • изображения подписей от руководителей контрагентов, содержащиеся в поступивших на исследование квитанциях к приходным кассовым ордерам в графе "кассир", выполнены с применением факсимиле;
  • факт непоставки контрагентами товара подтверждается допросами и показаниями свидетелей;
  • государственная регистрация ООО "А" и ООО "П" носит формальный характер, поскольку осуществлена по несуществующим паспортам;
  • отсутствует возможность установить сведения о лице, указанном в качестве учредителя ООО "В".

Суды трех инстанций сочли обоснованным вывод налогового органа о формальном характере операций с данными контрагентами.

Учитывая, что компанией не представлено бесспорных и однозначных доказательств, свидетельствующих об исполнении сделок с названными контрагентами, суды признали правомерным решение инспекции.

(Дело № А57-8362/2013)

Трехлетний срок давности по налогам при соблюдении процедуры их взыскания не действует

По результатам выездной налоговой проверки за 2009-2012 годы инспекция доначислила предпринимателю НДС, НДФЛ, а также пени и штраф. 26.02.2013 года решение вступило в законную силу, а 08.05.2013 предпринимателю было направлено требование об уплате налогов.

Предприниматель, ссылаясь на то, что трехгодичный срок на взыскание налоговых платежей пропущен налоговым органом, в связи с чем доначисленный НДС за 4 квартал 2009 года и соответствующие пени подлежат списанию, обратился в суд.

Суды отказали в удовлетворении заявления предпринимателя, указав, что срок взыскания недоимки и пеней налоговым органом не пропущен.

Налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года (статья 89 НК). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК. Такими мерами являются направление налогоплательщику требования об уплате налогов, принятие решений о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет иного имущества. Налоговый орган, не реализовавший полномочия на бесспорное взыскание недоимки, вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании.

Суды разъясняют, что налоговый орган утрачивает право на применение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, если им в установленные сроки не приняты меры по бесспорному взысканию недоимки и пропущен срок для обращения в суд с иском об ее взыскании. При этом НК не содержит норм, предусматривающих прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов в связи с истечением трехлетнего срока с момента образования недоимки, в случае соблюдения порядка ее принудительного взыскания.

Учитывая, что решение о проведении выездной проверки вынесено 08.10.2012, период проведения проверки установлен с 01.01.2009 по 30.09.2012, суды признали решение инспекции правомерным.

(Дело № А60-19099/2013)

НДС по списанным основным средствам перед переходом на УСН восстанавливать не надо

Предприниматель, применяющий общую систему налогообложения, с 2012 года перешел на УСН, однако принятый ранее к вычету НДС по приобретенным основным средствам не восстановил. Предприниматель указывает, что в 2011 году данные основные средства были списаны в связи с истечением срока полезного использования, что подтверждается актом списания основных средств от 31.12.2011 года, расчетом реального срока полезного использования, сверкой расчета НДС с остаточной стоимостью основных средств.

Инспекция по результатам выездной налоговой проверки доначислила ИП в том числе налог на прибыль, ссылаясь на отсутствие реальности хозяйственной операции по списанию основных средств и созданию предпринимателем искусственного документа (акта списания) в целях получения необоснованной налоговой выгоды в виде невосстановления НДС.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции.

НДС, принятый к вычету, в том числе по основным средствам, подлежит восстановлению в случаях дальнейшего использования в необлагаемых операциях по установленному НК перечню. Суды указали, что он является исчерпывающим и не предусматривает восстановление НДС, ранее принятого к вычету, в случаях списания основных средств в связи с истечением срока использования.

Учитывая, что списание основных средств документально подтверждено, суды пришли к выводу об отсутствии у предпринимателя основания для восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС по спорному имуществу.

Довод инспекции о нереальности операции по списанию основных средств был основан на акте осмотра, из которого следует, что все списанное оборудование находится на территории производственного цеха, принадлежащего предпринимателю. Однако данный акт осмотра не содержит информации о том, работает ли оборудование. Факт того, что указанное оборудование не уничтожено, не свидетельствует о его использовании в производственной деятельности.

(Дело № А60-19928/2013)

Компании на общем режиме удалось единовременно учесть расходы на строительство дороги

Также суды признали правомерным отнесение к расходам 2008 года затрат 2007 года, документы по которым получены в 2008, при применении метода начисления. Кроме того, учитывая большой объем истребованных документов, суды снизили штраф за несвоевременное их предоставление в 10 раз.

По результатам выездной проверки компании доначислены налоги, в том числе налог на прибыль, пени, штраф. Основанием послужили несколько эпизодов: отражение внереализационных расходов относящихся к 2007 году, в 2008-м; учет расходов на строительство автодороги и несвоевременное предоставление документов.

По эпизоду отражения в 2008 году внереализационных расходов, относящихся к 2007 году, суды трех инстанций указали на применяемый компанией метод начисления. При методе начисления датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для расчетов.

В данном случае компания признала внереализационные расходы по оплате услуг сторонних компаний в периоде получения документов. Учитывая, что факт выполнения работ инспекцией не оспорен, претензий к оформлению первичных документов не предъявлено, суды признали решение ИФНС в этой части недействительным.

Второй эпизод связан в учетом расходов при строительстве автодороги и стоянки. По мнению инспекции, они являются расходами капитального характера, должны формировать стоимость основного средства и списываться через амортизацию. Суды трех инстанций разъясняют, что в соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК, амортизируемым имуществом признается имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности, используемое им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.

В рассматриваемом случае автодорога и стоянка не находились у истца на праве собственности. В течение шести месяцев земельный участок под строительство дороги компания арендовала у администрации города. Однако вопреки утверждениям налоговиков, отсюда не следует, что дорога и стоянка являются для компании амортизируемым имуществом, так как договор являлся краткосрочным, а участок муниципальным. Суды также установили, что строительство дороги было необходимо компании для обеспечения подъезда на территорию завода с целью доставки сырья и вывоза продукции. Следовательно, расходы являются экономически обоснованными и правомерно учтены компанией в расходах при расчете налога на прибыль.

По третьему эпизоду компания привлечена к ответственности за несвоевременное предоставление документов по статье 126 НК в виде штрафа в размере 350 тысяч рублей. Снижая размер штрафа до 30 тысяч рублей, суды учли следующие обстоятельства:

инспекция множеством требований истребовала у компании значительный объем документов, хотя имела беспрепятственный доступ к ним, поскольку выездная проверка проводится по месту нахождения компании;

все истребованные документы были представлены налогоплательщиком, а просрочка по некоторым из них была незначительной.

(Дело № А41-59084/2012)

Выплаты при увольнении по соглашению сторон относить к расходам неправомерно

В проверяемые периоды банк заключал с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам о расторжении (прекращении трудовых отношений) по соглашению сторон. В соответствии с ними при увольнении работникам выплачивается "выходное пособие". Компанией данные выплаты были учтены при исчислении налога на прибыль.

По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила банку налог на прибыль, пени и штраф, посчитав неправомерным включение в состав расходов спорных выплат.

Суды трех инстанций разъясняют, что не все выплаты, связанные с трудовыми правоотношениями, могут быть отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

К данной ситуации суды, несмотря на условия допсоглашений, применили пункт 21 статьи 270 НК, согласно которому при налогообложении прибыли не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров.

Суды ссылаются на постановление Президиума ВАС от 01.03.2011 №13018/10, в соответствии с которым выплаты в пользу работников для их отнесения к расходам должны быть связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений.

Суды отклонили доводы компании о том, что включение в трудовой договор условия о выплате компенсации в случае увольнения по соглашению сторон направлено на стимулирование поведения работника при увольнении - избрание способа расторжения трудового договора по соглашению сторон, а не увольнение по собственному желанию, и что данные выплаты связаны с необходимостью оптимизации предпринимательской деятельности. По мнению судов, такие выплаты не стимулируют работника к продолжению трудовых обязанностей в силу пункта 3 статьи 255 НК, а напротив, направлены на их прекращение.

(Дело № А40-56610/2013)


Вернуться в начало


Прочее

Разъяснен порядок заполнения Уведомления о контролируемых сделках в отношении отдельных видов сделок

В письме содержатся подробные указания о порядке отражения информации, в частности, по сделке внебиржевой расчетный форвард, сделке реализации (выбытии) облигаций и возмещении покупателем суммы начисленного купонного дохода, договора страхования, по агентским сделкам.

Кроме того, разъясняются некоторые вопросы, касающиеся отражения в Уведомлении сумм экспортной пошлины, кода ОКТМО, кодов ТН ВЭД, ОКСМ, а также порядка представления Уведомления при ликвидации организации.

(Письмо ФНС России от 18.04.2014 N ОА-4-13/7549@ "О заполнении Уведомления о контролируемых сделках")

Актуализирован перечень ККТ, которую вправе применять платежные агенты (субагенты) при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц после 1 января 2014 года

Перечень ККТ актуализирован по состоянию на 20 марта 2014 года. Предыдущий перечень ККТ, актуализированный по состоянию на 20 января 2014 года, содержал 53 позиции. В новом перечне - 59 (добавлены, в частности, Меркурий-130К версия 01, Меркурий-180К версия 01, СПАРК 125К).

(Письмо ФНС России от 15.04.2014 N ЕД-4-2/7212@ "О направлении перечня контрольно-кассовой техники")

Если декларация по НДС сдана в срок, но на бумаге, то штраф составит 200 рублей

ФНС рассказала об ответственности за представление налоговых деклараций по НДС на бумажном носителе, начиная с 1 квартала 2014 года.

Чиновники напомнили, что с отчетности за 1 квартал налогоплательщики и налоговые агенты по НДС представляют декларации по этому налогу исключительно в электронном виде по ТКС.

Согласно статье 119.1 НК несоблюдение порядка, а точнее - способа представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Таким образом, представление налогоплательщиком декларации по НДС после 01.01.2014 на бумажном носителе следует квалифицировать по этой статье и наказывать штрафом в размере 200 рублей.

При этом обязанность налогоплательщика отчитаться по НДС, если он сделал это в бумажном виде, считается исполненной.

Если декларация сдана не только на бумажном носителе, но еще и несвоевременно, то наступает ответственность по статье 119 НК.

Если декларация по НДС сдана на бумажном носителе в установленный срок, а позже в электронном виде продублирована за тот же период с нарушением срока, то к ответственности, предусмотренной статьей 119 НК, налогоплательщик не привлекается.

(Письмо ФНС России от 11 апреля 2014 г. № ЕД-4-15/6831)

Копия счета-фактуры, выставленного продавцом товаров агенту, является основанием для принятия к вычету принципалом сумм НДС

Речь идет о счете-фактуре, выставленном продавцом товаров агенту при их приобретении одновременно для нескольких принципалов. Копия такого счета-фактуры передается каждому из принципалов.

При этом в счете-фактуре, выставленном агентом конкретному принципалу, в графе "Количество (объем)" указывается меньшее количество товара, чем в переданной копии первого счета-фактуры.

ФНС России обращает внимание, что несовпадение объема товара и сумм НДС в указанных счетах-фактурах не является основанием для отказа в принятии к вычету принципалом суммы НДС, указанной в счете-фактуре, выставленном ему агентом.

(Письмо ФНС России от 18.04.2014 N ГД-4-3/7473@ "О направлении письма Минфина России")

Разъяснен порядок применения НДС сельхозпроизводителями при получении средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета

Налоговым кодексом РФ предусмотрена обязанность восстановить принятые к вычету суммы НДС, если субсидии из федерального бюджета предоставлены на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС, а также на возмещение затрат по уплате этого налога при ввозе товаров на территорию РФ.

Сообщается, что в случае, если оплата работ (услуг), выполняемых (оказываемых) сельхозпроизводителями, осуществляется за счет субсидий, предоставленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1431 (в том числе на возмещение части затрат, связанных с проведением комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности и т.д.), то НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) восстановлению не подлежит.

Что касается предоставления указанных субсидий на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), то в этом случае налог подлежит восстановлению в порядке, установленном подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 18.04.2014 N ГД-4-3/7472 "О направлении письма Минфина России")

Услуги казенных учреждений по предоставлению в аренду муниципального имущества не являются объектом налогообложения НДС

Следовательно, в случае приобретения услуг по аренде муниципального имущества, оказываемых казенными учреждениями, арендаторы в качестве налогового агента НДС не уплачивают.

(Письмо ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7605@ "О направлении письма Минфина России")

Разъяснены особенности отражения самостоятельной корректировки налоговой базы по налогу на прибыль иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через представительство

Указанные организации представляют в налоговые органы декларации по форме, утвержденной приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1.

Сообщается, что если корректировка налоговой базы связана с увеличением суммы доходов, учитываемых для целей налогообложения, то сумму корректировки следует отражать по строке 150 Раздела 5 декларации.

Если корректировка связана с уменьшением суммы расходов, учитываемых для целей налогообложения, то на сумму корректировки следует уменьшить показатель по строке 240 Раздела 5 декларации.

В пояснительной записке, прилагаемой к налоговой декларации, рекомендовано сообщать сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций.

(Письмо ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7582@ "О порядке отражения в налоговой декларации самостоятельной корректировки налоговой базы по налогу на прибыль организаций")

По состоянию на 11 марта 2014 года подготовлен реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу httр://minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=52.

(Письмо ФНС России от 14.04.2014 N ГД-4-3/7092@ "О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 11.03.2014) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ")

Нефть: данные для расчета НДПИ за март 2014 г.

Приведены данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти за март 2014 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 106,76 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 36,2124 значение Кц определено как 12,7312 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 12,5140).

Напомним, что ставка НДПИ в отношении нефти рассчитывается исходя из базовой ставки (с 1 января по 31 декабря 2014 г. включительно она составляет 493 руб. за 1 т) с применением ряда коэффициентов. В их числе - коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц).

Данные, применяемые для расчета НДПИ за февраль 2014 г., приведены в письме ФНС России от 25 марта 2014 г. N ГД-4-3/5369@.

(Письмо ФНС России от 17.04.2014 № ГД-4-3/7415@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за март 2014 года")

Если ребенок вступил в брак, то "детский" вычет на него не предоставляется

После вступления ребенка в брак родитель теряет право на получение стандартного вычета по НДФЛ. К такому выводу пришел Минфин России в своем недавнем письме. Напомним, стандартный налоговый вычет распространяется, в том числе, на родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, на обеспечении которых находится ребенок (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Вычет на первого и второго ребенка составляет по 1 400 рублей за каждый месяц, а на третьего и последующих детей — по 3 000 рублей за каждый месяц. При этом вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Вправе ли родитель ребенка (к примеру, студента дневного отделения) получить стандартный вычет по НДФЛ, если ребенок, которому еще не исполнилось 24 года, вступил в брак? В Налоговом кодексе нет ограничений, связанных с вступлением детей в брак. Однако в Минфине считают, что в таком случае право на вычет теряется. Свою позицию чиновники объясняют тем, что вычет распространяется на родителей (опекунов, попечителей), "на обеспечении которых находится ребенок". Поскольку после вступления ребенка в брак ребенок перестает находиться на обеспечении родителя, то оснований для предоставления "детского" вычета нет.

(Письмо Минфина России от 31.03.14 № 03-04-06/14217)

Разъяснен порядок уплаты НДФЛ в отношении доходов акционеров при выкупе у них обществом собственных акций

Организации, признаваемые налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам, перечислены в подпунктах 1 - 7 пункта 2 статьи 226.1 НК РФ.

Если выкуп акций осуществляется организацией, не поименованной в указанных подпунктах, то такая организация налоговым агентом не признается. Сообщается, что в этом случае обязанность исчислить и уплатить НДФЛ возлагается на лицо, получившее доход.

(Письмо ФНС России от 14.04.2014 N БС-4-11/7093@)

Некорректное заполнение отдельных реквизитов налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) не является основанием для отказа в ее приеме

В частности, не являются причинами для отказа неверное указание кода ОКАТО/ОКТМО, отсутствие на бланке двумерного штрих-кода или представление налоговой декларации по утвержденной форме, но не подлежащей обработке автоматизированным способом.

ФНС России напоминает о персональной ответственности начальников инспекций ФНС России за неправомерный отказ в приеме налоговой отчетности.

Отмечается, что налоговые декларации, формируемые с использованием программных продуктов и интерактивных сервисов ФНС России по налогу на доходы физических лиц, соответствуют установленной форме.

(Письмо ФНС России от 18.04.2014 N ПА-4-6/7440)

Постановка на учет российских организаций в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений на территории Крыма осуществляется на основании положений НК РФ

В сообщении о создании обособленного подразделения (по форме N С-09-3-1) на территории Крыма в поле "код налогового органа" указывается 9102 - код созданной в настоящее время на территории Республики Крым Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю.

Уведомление о постановке на учет выдается на бланке Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (после создания на территории Республики Крым иных инспекций ФНС России - на бланке соответствующей инспекции по месту учета российской организации).

Постановка на учет российской организации по месту нахождения ее филиала (представительства), созданного на территории Республики Крым, осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, переданных в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Симферополю в установленном порядке с применением действующего программного обеспечения.

Разъяснено действие принятого 11 апреля 2014 года Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период.

(Письмо ФНС России от 17.04.2014 N СА-4-14/7403@ "Об организации учета организаций и физических лиц в налоговых органах Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя")

Урегулированы вопросы уплаты НДС и других налогов на территории Крыма

Определено, например, что ввоз товаров на территорию Республики Крым с территории РФ не облагается НДС и акцизами.

Операции по поставке товаров, за исключением случаев применения пониженных ставок НДС, облагаются до 1 мая 2014 года по ставке 20 процентов, после этой даты по ставке 18 процентов.

Суммы налога, отнесенные к налоговому кредиту до 1 февраля 2014 года и подлежащие возмещению из бюджета в соответствии с Налоговым кодексом Украины, не полученные плательщиком по состоянию на 1 марта 2014 года, не признаются задолженностью бюджета. Определен порядок включения в состав расходов при исчислении налога на прибыль сумм НДС, предъявленных плательщиками Украины.

Установлено, что независимо от времени фактического нахождения в России в течение 12 месяцев, предшествующих 18 марта 2014 года, налоговыми резидентами РФ на указанную дату и до 1 января 2015 года признаются:

физические лица, имевшие постоянное место жительства в Республике Крым и оставшиеся на постоянное жительство в РФ;

военнослужащие вооруженных сил РФ и иных правоохранительных органов, которые до 18 марта 2014 года проходили военную службу в Республике Крым, вне зависимости от их гражданства.

Пересчет сумм налогов в российские рубли производится по курсу, установленному ЦБ РФ на день представления декларации в налоговый орган (дата почтового отправления, дата отправки в электронной форме, дата принятия налоговым инспектором).

Сумма излишне уплаченных обязательных платежей, а также сумма налогового долга (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с Налоговым кодексом Украины) (за исключением НДС) пересчитывается в рубли по курсу 3,8 рубля за гривну.

(Письмо ФНС России от 16.04.2014 N ГД-4-3/7267@ "О направлении Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период")

Регистрация ККТ на присоединенных территориях Крыма с 18 марта 2014 года осуществляется в соответствии с законодательством РФ

После указанной даты и до нормативного урегулирования соответствующего вопроса регистрации в налоговых органах подлежит только ККТ, сведения о которой включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники РФ. Реестр размещен на сайте ФНС России nalog.ru в разделе "Реестры и проверка контрагентов".

Регистрация осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470.

Лица, имеющие по состоянию на 18 марта 2014 года зарегистрированные в соответствии с законодательством Украины регистраторы расчетных операций, могут их применять в прежнем режиме.

Сообщается, что в целях обеспечения их бесперебойного функционирования вне зависимости от работоспособности системы передачи данных о расчетах в электронном виде допускается изменение модификации моделей (версии программного обеспечения), в том числе путем применения программно-аппаратных средств.

(Письмо ФНС России от 22.04.2014 N ЕД-4-2/7674 "О применении контрольно-кассовой техники на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.