Мониторинг изменений за период 21.07.14 - 27.07.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

В Налоговый кодекс РФ внесены уточнения, касающиеся обязанности выставления счетов-фактур и порядка их регистрации в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур

По письменному согласию сторон сделки счет-фактуру можно будет не составлять при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) лицам, которые не являются плательщиками НДС, либо налогоплательщикам, освобожденным от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога.

В случае выставления счетов-фактур обязанность ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур лицами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, а также лицами, не являющимися плательщиками данного налога, предусмотрена также для лиц:

  • осуществляющих посредническую деятельность на основании договоров транспортной экспедиции (при условии включения в состав налогооблагаемых доходов сумм вознаграждения по договору);
  • при выполнении функций застройщика.

В настоящее время такая обязанность предусмотрена для лиц, осуществляющих посредническую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

Данные лица обязаны включить сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов фактур, в налоговую декларацию по НДС и представить ее в налоговые органы по установленному формату в электронной форме.

Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2015 года.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 238-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям")

Размер потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя, применяющего ПСН, может дифференцироваться по территориям муниципальных образований

Принятый закон расширяет полномочия субъектов РФ в части установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Предусмотрена возможность дифференциации территории субъекта РФ по территориям действия патента (в отношении отдельных видов деятельности) в границах муниципального образования (группы муниципальных образований). До внесения поправок патент действовал на территории всего субъекта РФ. Теперь в патенте должно содержаться указание на территорию его действия.

Кроме того, законом отменен минимальный размер потенциально возможного годового дохода, который составлял 100 тыс. рублей.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2015 года.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 244-ФЗ "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

От налогообложения НДС освобожден ввоз на территорию РФ десантно-вертолетных кораблей-доков

Действие льготы распространено на период с 1 июля 2014 года по 30 июня 2016 года включительно.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 239-ФЗ "О внесении изменения в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Увеличены размеры государственных пошлин

Значительное увеличение размеров большинства госпошлин, установленных главой 25.3 Налогового кодекса РФ, объясняется уровнем накопленной инфляции за период 2009 - 2015 годов (61 процент).

Вводятся новые виды государственной пошлины, в том числе за лицензирование нотариальной деятельности (100 000 рублей) и деятельности по управлению многоквартирными домами (30 000 рублей).

Принятым законом предусматривается также применение понижающего коэффициента 0,7 к размерам государственных пошлин, уплачиваемых физлицами, в случаях использования Единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных и иных порталов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Изменениями в Бюджетный кодекс РФ уточняется порядок зачисления в бюджетную систему РФ поступлений от уплаты государственной пошлины

Установлено, что в случае обращения за совершением юридически значимых действий в многофункциональный центр государственная пошлина подлежит зачислению по нормативу 50 процентов в федеральный бюджет и 50 процентов в бюджет субъекта РФ.

Государственная пошлина за действия уполномоченных органов субъектов РФ, связанные с лицензированием деятельности по управлению многоквартирными домами, зачисляется в бюджет субъекта РФ по нормативу 100 процентов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 сентября 2014 года.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 249-ФЗ "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации")

Утверждены показатели расчета базового значения единицы условного топлива, используемой при исчислении налоговой ставки по НДПИ

Расчетная цена реализации газа за пределы СНГ в июле 2014 года установлена в размере 12 615 рублей (без НДС) за тысячу кубометров.

Величина расходов на транспортировку и хранение газа при его реализации за пределы СНГ установлена в размере 1 407,35 рублей (без НДС) за тысячу кубометров.

Понижающий коэффициент, обеспечивающий соответствие изменения роста цен на газ средним параметрам ежегодного изменения цен на газ, поставляемый потребителям РФ (кроме населения), установлен в размере 0,5792.

(Приказ ФСТ России от 09.07.2014 N 1141-э "Об установлении расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, величины расходов на транспортировку и хранение газа при его реализации за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, понижающего коэффициента, обеспечивающего соответствие изменения роста цен на газ средним параметрам ежегодного изменения цен на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения)", зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2014 N 33164)

План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях дополнен новыми счетами

В План счетов включены следующие счета:

  • 30213 - Обеспечительный взнос оператора платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой;
  • 40604 - Специальный банковский счет регионального оператора;
  • 40705 - Специальный банковский счет товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов.

Установлено, что назначение счета N 30213 - учет оператором платежной системы, не являющейся национально значимой, денежных средств (обеспечительного взноса), внесенных на специальный счет в Банке России в соответствии со статьей 82.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ. Счет активный.

На специальных банковских счетах N 40604 и 40705 открываются счета региональным операторам, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам для учета денежных средств фонда капитального ремонта собственников помещений. Счета пассивные.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

(Указание Банка России от 17.07.2014 N 3326-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Законодательные акты, содержащие положения о пенсионном обеспечении, приводятся в соответствие с новыми законами "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии"

Изменения внесены в Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О негосударственных пенсионных фондах", "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел", Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и ряд других законодательных актов.

В основной своей части вносимые изменения носят редакционный характер (так, например, по тексту документа словосочетание "трудовые пенсии" заменено на "страховые пенсии").

Среди иных поправок можно отметить, в частности, дополнение в Трудовой кодекс РФ, которым установлена обязанность работодателя выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения) и обязанность работника вернуть ее работодателю в течение трех рабочих дней со дня получения в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии")

Неработающим пенсионерам и членам их семей, находящимся на иждивении, будут компенсироваться расходы по переезду на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Компенсирование расходов на оплату стоимости проезда к новому месту жительства на территории РФ и стоимости провоза багажа будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предоставляемых Пенсионному фонду РФ.

Размер, условия и порядок компенсации установит Правительство РФ.

Изменения в правовое регулирование финансового обеспечения указанной меры социальной поддержки внесены в связи с предписанием Конституционного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от 14.05.2013 N 9-П.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 231-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях")

Крымские организации, включенные в ЕГРЮЛ, будут платить страховые взносы с 1 августа 2014 года

Закон ввел обязанность с 1 августа 2014 года уплачивать страховые взносы в ПФ РФ, ФСС РФ и ФФОМС для следующих субъектов:

  • организаций, находящихся в Республике Крым или Севастополе, включенных в ЕГРЮЛ;
  • индивидуальных предпринимателей, проживающих в Республике Крым или Севастополе, включенных в ЕГРИП;
  • филиалов и (или) представительств российских организаций, созданных на территории Республики Крым или Севастополя и включенных в ЕРГЮЛ;
  • обособленных подразделений российских организаций, созданных на указанной территории после 18 марта 2014 года, а также обособленных подразделений иностранных организаций.

Органы государственной власти Республики Крым и Севастополя получили право по согласованию с Минтрудом России предусматривать предоставление льгот и выплат, которые крымчане получали до 21 февраля 2014 года, с учетом критерия нуждаемости.

До 1 января 2017 года на территории Республики Крым и Севастополя особенности регулирования отдельных отношений (имущественных, градостроительных, земельных и др.) могут устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ по согласованию с уполномоченным в соответствующей сфере министерством.

Кроме того, до 1 января 2017 года российское законодательство в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, железнодорожных перевозок, услуг связи, оборота лекарств, техосмотра автомобилей и т.д. будет применяться в Крыму с учетом особенностей, установленных Правительством РФ.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

(Федеральный конституционный закон от 21.07.2014 N 12-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя")

С 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан в Крыму и Севастополе будет осуществляться в соответствии с законодательством РФ

При обращении за назначением пенсии необходимо подтверждение постоянного проживания на присоединенных территориях по состоянию на 18 марта 2014 года. Документы, представляемые для назначения пенсии, выданные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык.

Пенсии, назначенные до 1 января 2015 года, подлежат пересчету в соответствии законодательством РФ на основании документов выплатного дела, без истребования заявлений от граждан.

Если при перерасчете пенсии ее размер не достигнет размера пенсии, выплачиваемого по состоянию на 31 декабря 2014 года, пенсия будет выплачиваться в сохраненном, более высоком размере.

При наличии обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии, имевших место до 1 января 2015 года, с указанной даты будет осуществлен ее пересчет на основании заявления гражданина, поданного в течение 2015 года.

Закон устанавливает также особенности исчисления страхового (трудового) стажа, порядка исчисления среднемесячного заработка (с учетом пересчета гривен в рубли по курсу ЦБ РФ) и определяет порядок регистрации граждан в системе ОПС.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя")

Для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год определены значения основных показателей по видам экономической деятельности

Значения основных показателей определены в соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524.

Такими показателями являются:

  • отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
  • количество страховых случаев по виду экономической деятельности на тысячу работающих;
  • количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

(Постановление ФСС РФ от 30.05.2014 N 79 "Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2015 год", зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2014 N 33160)

Минздрав России уточнил порядок выдачи листков нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет

Изменения внесены на основании решения Верховного Суда РФ от 25.04.2014 N АКПИ14-105, который признал недействующим абзац второй пункта 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности.

Норма была признана недействующей в части, не допускающей выдачу листка нетрудоспособности при уходе за больным ребенком в возрасте до 7 лет за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ним в медицинской организации при оказании стационарной медицинской помощи.

Согласно Приказу при уходе за больным ребенком, не достигшим 7 лет, листок нетрудоспособности будет выдаваться члену семьи на весь период амбулаторного лечения ребенка или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации, если медицинская помощь оказывается ребенку в стационарных условиях, но не более следующих периодов:

  • 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за таким ребенком;
  • 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за ребенком, имеющим заболевание, включенное в перечень, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 20.02.2008 N 84н.

Действие Приказа распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ от 25.04.2014 N АКПИ14-105.

(Приказ Минздрава России от 02.07.2014 N 348н "О внесении изменений в пункт 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н", зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2014 N 33162)

Типовые договоры, касающиеся доверительного управления средствами пенсионных накоплений (средствами выплатного резерва), приведены в соответствие с действующим законодательством

Из текстов типовых договоров, утвержденных приказами Минфина России от 5 ноября 2009 г. N 113н, а также от 31 мая 2012 г. N 72н, исключены слова "включая НДС".

Это связано с внесением изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих освобождение от налогообложения НДС услуг по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата (пп. 29 п. 2 ст. 149 НК РФ).

(Приказ Минфина России от 03.04.2014 N 24н "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2014 N 33061)


Вернуться в начало


Таможенное дело

В некоторые решения Комиссии Таможенного союза внесены уточнения, касающиеся порядка декларирования товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита

Изменения и дополнения внесены:

  • в порядок заполнения пассажирской таможенной декларации, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287;
  • в порядок заполнения транзитной декларации, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 289;
  • в порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года N 438.

Решение вступает в силу по истечении 6 месяцев с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2014 N 115 "О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза по вопросам таможенного декларирования товаров для личного пользования при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита")


Вернуться в начало


Правовые новости

Введено обязательное досудебное обжалование решений о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В соответствии с поправками указанные решения, а также решения об отказе в госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть обжалованы в суд или ФНС России лишь после обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

Предусматривается, что жалоба в вышестоящий регистрирующий орган может быть подана заинтересованным лицом в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Если срок подачи жалобы был пропущен по уважительной причине, вышестоящий регистрирующий орган или ФНС России по ходатайству лица могут восстановить его.

Жалоба подается через регистрирующий орган, решение которого обжалуется. Она может быть подана в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Регистрирующий орган обязан направить жалобу в вышестоящий регистрирующий орган в течение 3 дней со дня ее поступления.

Решение по жалобе должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Этот срок может быть продлен на 10 рабочих дней, если лицом представлены дополнительные документы или органу, рассматривающему жалобу, требуется получить дополнительную информацию от нижестоящих регистрирующих органов.

Если в указанные сроки решение не принято, заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в ФНС России или в суд.

Решение по жалобе должно быть вручено или направлено лицу, подавшему жалобу, не позднее следующего дня со дня принятия решения.

В случае отмены решения об отказе в госрегистрации, регистрирующий орган обязан принять новое решение по документам, представленным для регистрации, в течение 5 рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или ФНС России. При отмене решения о госрегистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в аналогичный срок.

Закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")

В отдельные законодательные акты, регулирующие в числе прочего вопросы пенсионного обеспечения, банковской деятельности, финансовой сферы, внесены изменения

В частности:

  • в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Федеральный закон "Об акционерных обществах" вносятся изменения, касающиеся публичных акционерных обществ;
  • согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", российские и иностранные учетные институты получают возможность принимать участие в общем собрании от имени владельцев ценных бумаг, чьи права они учитывают, без доверенности. Организации, которые по своему личному закону, не являясь юридическими лицами, участвуют в гражданском обороте, будут вправе открывать счета в российской учетной системе. Предусматривается упрощение процедуры выпуска облигаций, а также изменение порядка допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к российским организованным торгам;
  • в Уголовный кодекс РФ включена новая статья 172.1, устанавливающая уголовную ответственность за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовых организаций, включая кредитные организации, страховые компании, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • изменениями, внесенными в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", уточняется порядок реорганизации и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, порядок правового регулирования отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, в том числе структуры и состава активов, в которые могут инвестироваться указанные средства при формировании их в негосударственных пенсионных фондах, а также конкретизируются требования, предъявляемые к негосударственным пенсионным фондам, органам их управления и должностным лицам;
  • изменениями, внесенными в нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", упрощается порядок подачи требований кредиторов в рамках процедуры банкротства кредитных организаций для включения в реестр требований кредиторов при наличии у кредитной организации соответствующей информации. Кроме того, предусматривается возможность для граждан - клиентов банков, чьи вклады превышают 700 тысяч рублей, подлежащих страхованию, получить в рамках процедуры банкротства банка в первоочередном порядке сумму до 300 тысяч рублей;
  • изменения, которые вносятся в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривают уточнение порядка выполнения банками обязательных резервных требований Банка России (путем введения дополнительно к нормативам обязательных резервов возможности применения коэффициента усреднения обязательных резервов), а также уточнение правовых оснований для возможности последующего залога кредитными организациями имущества, находящегося в залоге у Банка России, и порядка реализации им указанного имущества;
  • изменениями в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" уточняется порядок осуществления резидентами валютных операций с использованием своих счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, в части, касающейся возможности зачисления от нерезидентов денежных средств, связанных с получением заработной платы, стипендий, страховых выплат и ряда других платежей.

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Подписан закон, направленный на совершенствование и расширение использования организационной формы инвестиционного товарищества

Внесенными поправками, в частности:

  • уточнены понятия "совместная инвестиционная деятельность" и "политика ведения общих дел (инвестиционная декларация)";
  • предусмотрено, что не является рекламой совместной инвестиционной деятельности размещение информации о договоре инвестиционного товарищества в сети Интернет;
  • установлено право управляющего товарища размещать денежные средства, входящие в состав общего имущества товарищей, в банковские депозиты, и предоставлять за счет указанных средств займы;
  • уточнены порядок нотариального удостоверения договора инвестиционного товарищества, порядок ведения общих дел товарищей, порядок учета прав на общее имущество товарищей, условия договора инвестиционного товарищества;
  • скорректированы положения, касающиеся ответственности товарищей по общим обязательствам;
  • дополнены основания для прекращения договора инвестиционного товарищества, установлены процедуры, совершаемые после его прекращения.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 220-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе")

С 1 января 2015 года запрещается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих устройств

При этом не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории Российской Федерации с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания в порядке, установленном законодательством РФ о средствах массовой информации.

(Федеральный закон от 21.07.2014 N 270-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе")


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС разъяснил проблемные аспекты разрешения споров вокруг взимания НДС

Высший арбитражный суд РФ опубликовал постановление, в котором даются разъяснения по плательщикам налога и налоговым агентам, объекту налогообложения и налоговой базе, налоговым ставкам и налоговым вычетам.

По поводу последней категории дел ВАС отмечает, в частности, следующее. При разрешении споров, связанных с применением на основании пункта 12 статьи 171 НК РФ налоговых вычетов налогоплательщиком, произведшим оплату предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, судам следует учитывать, что глава 21 Кодекса не содержит указания о том, что в данном случае право на вычет налога возникает исключительно при уплате цены приобретаемых товаров (работ, услуг), имущественных прав в денежной форме.

Поэтому налогоплательщик не может быть лишен права на вычет налога в случаях, когда предварительная оплата товаров (работ, услуг), имущественных прав производится им в натуральной форме.

Аналогичным образом налогоплательщик, выступавший продавцом, не может быть лишен предусмотренного абзацем вторым пункта 5 статьи 171 НК РФ права на вычет суммы налога, ранее исчисленного и уплаченного в бюджет на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 167 Кодекса при получении авансовых платежей, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора, если возврат платежей производится контрагенту не в денежной форме.

...В силу пункта 2 статьи 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока.

Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.

При этом правило пункта 2 статьи 173 Кодекса о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.

...При применении пункта 2 статьи 173 НК РФ суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий.

В связи с этим право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).

(Постановление Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость")

Смерть руководителя контрагента не является основанием для прекращения его деятельности

ООО "А", применяя общий режим, в июне 2011 года приобрело у ООО "П" щебень. Товар оприходован и оплачен в установленном порядке.

Инспекция по результатам выездной проверки доначислила компании НДС, пени и штраф, и предложила уменьшить убытки по налогу на прибыль, поскольку на дату оформления счетов-фактур и товарных накладных гражданин, числящийся в качестве руководителя ООО "П", умер. По мнению инспекции, такие документы не могут служить основанием для признания документально подтвержденными расходов в целях уменьшения базы по налогу на прибыль и основанием для принятия к вычету сумм НДС.

Суды трех инстанций признали недействительным решение налоговиков. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации (статья 49 ГК). Юрлицо считается созданным со дня его государственной регистрации, которым является день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (статья 51 ГК). Значит, смерть руководителя компании не является основанием для прекращения деятельности юрлица, которое является самостоятельным субъектом гражданско-правовых и налоговых правоотношений.

В соответствии с постановлением ВАС от 20.04.2010 № 18162/09 в случае реальности хозяйственных операций вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных не лицами, значащимися в учредительных документах поставщиков в качестве руководителей этих организаций, не может самостоятельно, в отсутствие иных факторов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной. В данном случае щебень был реально приобретен и использован для ремонта эстакады.

К тому же, указанное лицо числилось в ЕГРЮЛ руководителем ООО "П" не только в 2011 году, но и в последующем - уже посмертно.

(Дело № А42-6038/2013)

При арифметических ошибках выставляются исправленные счета-фактуры, а не корректировочные

В проверяемом периоде ООО "У" (заказчик) заключило с ООО "З" (подрядчик) договоры подряда, по которым подрядчик обязался произвести демонтаж, перевозку, капитальный ремонт, монтаж и пуско-наладочные работы двух шагающих экскаваторов. В целях проверки правоспособности этого контрагента ООО "У" запросило у него копии свидетельств о государственной регистрации в качестве юрлица и постановки на налоговый учет, учредительных документов, выписки из ЕГРЮЛ.

В подтверждение правомерности применения вычетов по НДС заказчик представил в налоговый орган акты выполненных работ, справки об их стоимости и счета-фактуры. Ввиду наличия арифметических ошибок в первоначальных актах о приемке выполненных работ, а также учитывая, что цены работ, указанные в сметах, не изменились, сторонами сделки были составлены исправленные акты и, соответственно, подрядчик выставил исправленные счета-фактуры.

По результатам камеральной проверки уточненной декларации по НДС инспекция отказала ООО "У" в налоговых вычетах, указав, что представленные счета-фактуры не соответствуют требованиям законодательства (отсутствуют сведения: "корректировочный счет-фактура", цена за единицу измерения с учетом суммы налога до и после изменения цены, стоимость всего количества услуг по счету- фактуре до и после внесенных изменений). Кроме того, инспекция указывает на отсутствие адресов объектов в справках о стоимости выполненных работ и затрат и актах о приемке работ.

Суды трех инстанций разъяснили, что компания правомерно приняла исправленные счета-фактуры, поскольку в данном случае они были исправлены только по причине арифметических ошибок.

Суды также указали, что отсутствие в актах и справках адресов объектов не является обстоятельством, препятствующим налоговому вычету. Подрядчик выполнял ремонт экскаваторов, а не строительно-монтажные работы или работы по капитальному ремонту зданий и сооружений.

В данном случае инспекция не представила доказательств, опровергающих доводы ООО "У" о реальности совершенных хозяйственных операций. Выполнение работ по договорам подряда подтверждается свидетельскими показаниями работников компаний. Допуск работников на территорию осуществлялся по спискам, представленным ООО "З". Данные работники проходили инструктаж по технике безопасности, что подтверждается выпиской из соответствующего журнала.

Проанализировав указанные обстоятельства, суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным.

(Дело № А72-9004/2013)

Суды прикрыли схему с использованием формального посредника, применяющего УСН

Между ООО "Маслозавод Октябрьский" (ООО "М", подрядчик) и ООО "Торговый дом "Маслозавод Октябрьский" (ТД, заказчик) были заключены договоры на переработку давальческого сырья (сырого молока), по которым подрядчик обязался изготовить молочную продукцию. По окончании месяца сторонами составлялся акт сдачи-приемки выполненных работ, протокол приема-передачи продукции, подрядчиком выставлялся счет-фактура на стоимость услуг по переработке молока.

По результатам выездной проверки фирмы-переработчика ИФНС доначислила НДС, налог на прибыль, пени и штраф, приведя свой расчет выручки и НДС.

Инспекция выяснила обстоятельства, свидетельствующие о, как говорится, схеме. У поставщиков, являющихся плательщиками НДС, сырье закупало непосредственно ООО "М", а у неплательщиков НДС - ТД, применяющее УСН с объектом "доходы минус расходы". При этом все поставщики привозили молоко на один пункт приемки, где оно принималось лаборантами ООО "М" и сливалось в его резервуар (передавалось в производственный цех), а вся готовая продукция, в том числе принадлежащая "торговому дому", отгружалась с одного склада (вагона-рефрижератора), расположенного на территории ООО "М".

Инспекция также установила, что в штате ТД числится руководитель и три бухгалтера, основное место работы которых - ООО "М". Кроме того, у ТД отсутствуют собственные основные средства, офисное помещение вместе с мебелью и оргтехникой взяты в аренду у ООО "М", все расходы по содержанию имущества включены в арендную плату. Обе компании зарегистрированы по одному юридическому адресу. Расходы ТД были практически равны доходам, в связи с чем он уплачивал только минимальный налог. ООО "М" при этом фактически исключило из налогообложения большую часть прибыли, которую могло бы получить от реализации собственной молочной продукции.

По мнению инспекции, целью согласованных действий компаний являлась экономия ООО "М" на налогах. Суды трех инстанций признали доказанным, что весь процесс производства и реализации готовой продукции осуществляло полностью ООО "М" с использованием собственной рабочей силы и основных средств.

Налоговая выгода признана судами необоснованной, а решение инспекции - правомерным.

(Дело № А50-15475/2013)

Физлицо не штрафуется за предпринимательство как ИП, не состоящий на учете в ИФНС

В 2009 – 2011 годах физлицо сдавало в аренду принадлежащие ему объекты недвижимости в коммерческих целях и получало доход. По результатам выездной проверки инспекция доначислила ему НДФЛ, НДС, ЕСН, пени и штрафы, в том числе, по статье 116 НК – за осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе в качестве ИП. После проверки инспекция зарегистрировала данное физлицо в качестве ИП.

При этом физлицо не считало свою деятельность предпринимательской и через налогового агента уплачивало НДФЛ в 2009-2010 годах, а за 2011 год самостоятельно представило 3-НДФЛ, исполняя тем самым обязанности налогоплательщика НДФЛ - физического лица.

В качестве ИП данный гражданин представил в инспекцию уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, за 2009, 2010, 2011 годы, на основании статьи 145 НК (по критерию выручки менее 2 млн рублей за 3 месяца).

Суды трех инстанций признали, что указанное лицо правомерно признано плательщиком НДФЛ, ЕСН и НДС.

Суды разъясняют, что при получении физлицом доходов от деятельности, не относимой им к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, на указанное лицо будет распространяться соответствующий режим налогообложения, установленный НК для ИП.

Однако инспекция не учла, что представленные на проверку документы подтверждали наличие у лица права на освобождение на уплаты НДС, и суды указали на необходимость учета такого права при определении его действительных налоговых обязательств. Таким образом, начисление НДС, пеней и штрафа за его неуплату признано судами неправомерным.

В отношении штрафа по статье 116 НК, суды указали, что инспекцией допущено расширительное толкование данной нормы. В силу пункта 2 статьи 116 НК ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей. Однако данная норма распространяется на организации и ИП, и не предполагает привлечение к ответственности физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность и не зарегистрированного в качестве предпринимателя.

Судами учтено, что указанное физлицо фактически было поставлено на учет в налоговом органе в 1999 году в момент присвоения ему ИНН, что является достаточным для осуществления налогового контроля.

(Дело № А67-3651/2013)


Вернуться в начало


Прочее

Решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества должно содержать данные, позволяющие идентифицировать указанное имущество

ФНС России сообщает, что в случае направления в Россреестр (территориальные органы Росреестра) территориальным налоговым органом решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей об ограничении (обременении) права, указанное решение должно содержать данные, идентифицирующие объект недвижимости надлежащим образом (кадастровый номер, адрес объекта недвижимости).

(Письмо ФНС России от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13332 "О применении пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации")

ФНС России разъяснены вопросы, касающиеся заполнения счетов-фактур, выставляемых по товарам, реализуемым на экспорт российской организацией через свое структурное подразделение в государства - члены Таможенного союза

Если организация реализует свои товары через свое обособленное подразделение, то счета-фактуры по отгруженным товарам выписываются обособленными подразделениями только от имени организации. При этом в строке 2б "ИНН/КПП продавца" счета-фактуры указывается КПП соответствующего обособленного подразделения, а в строке 3 "Грузоотправитель и его адрес" - наименование и почтовый адрес данного обособленного подразделения.

Вместе с тем, в целях обеспечения получения российским налоговым органом по месту постановки на учет организации-экспортера информации об уплаченных суммах косвенных налогов при составлении счетов-фактур по товарам, реализуемым на экспорт через структурное подразделение организации в государства - члены Таможенного союза, допускается указание КПП головной организации-экспортера (пункт 2 Правил заполнения заявления, содержащихся в Приложении 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза от 11 декабря 2009 года).

(Письмо ФНС России от 08.07.2014 N ГД-4-3/13250@ "О заполнении счетов-фактур")

Заказчиком "вмененных" услуг по грузоперевозкам могут быть как физические, так и юридические лица

Деятельность по оказанию услуг автотранспортом может быть переведена на уплату ЕНВД (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом клиентами могут быть как физические, так и юридические лица.

Финансисты пояснили, что перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. А, исходя из пункта 1 статьи 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Какого-либо ограничения в отношении того, кто может являться заказчиком услуг по перевозке, законодательство не устанавливает.

Таким образом, при осуществлении грузоперевозок для юридических лиц также можно применять систему налогообложения в виде ЕНВД.

(Письмо Минфина России от 21.07.2014 № 03-11-11/35542)

Разъяснены вопросы уплаты налога на доходы физических лиц при продаже недвижимого имущества, приобретенного за счет средств единовременных субсидий и (или) материнского капитала

Сообщается, в частности, что поскольку полученные налогоплательщиком суммы субсидий и (или) материнского капитала являются доходом налогоплательщика, направление налогоплательщиком таких сумм на приобретение недвижимого имущества является расходами налогоплательщика на приобретение такого имущества.

Поскольку суммы субсидии и (или) материнского капитала, направленные налогоплательщиком на приобретение недвижимого имущества, являются расходами налогоплательщика, то при продаже квартиры, находившейся в собственности налогоплательщика менее трех лет, он имеет право уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на всю сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением данной квартиры, в том числе произведенных за счет средств единовременной субсидии и (или) материнского капитала.

(Письмо ФНС России от 22.07.2014 N БС-4-11/14019@ "Об уплате налога на доходы физических лиц")

Пенсионный фонд РФ рекомендует прием уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за текущий отчетный период осуществлять до 1-го числа третьего календарного месяца, следующего за отчетным периодом

Территориальным органам ПФР следует рекомендовать плательщикам страховых взносов в случае обнаружения в представленном ими расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам ошибок, факта и неотражения или неполноты отражения сведений, недостоверных сведений после истечения указанного срока отражать данные в строке 120 и разделе 4 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с представлением сведений о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованных лиц с типом корректировки - корректирующая или отменяющая, за корректируемый период (согласно пунктам 7.3 и 30 Порядка заполнения формы РСВ-1 ПФР приложения N 2 к постановлению Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п) в отчетном периоде, в котором обнаружены ошибки, не указывая одновременно эти же изменения в уточненном расчете за период, в котором были допущены указанные ошибки.

При этом в части заполнения указанного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам следует обратить внимание плательщиков страховых взносов, что заполнение показателей строки 120 и раздела 4 производится за отчетный период нарастающим итогом с начала расчетного периода. Показатель "период, за который выявлены и доначислены взносы", представленный ранее в один из отчетных периодов, в дальнейшем отражается в разделе 4 весь расчетный период.

(Письмо ПФ РФ от 25.06.2014 N НП-30-26/7951 "О представлении уточненных расчетов")

ФНС России даны разъяснения по вопросу нормативно-правового регулирования деятельности юридических лиц, созданных по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ

Юридические лица на территориях Крыма и Севастополя вправе привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ, подав заявление о внесении о них сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). С момента внесения соответствующей записи такие лица приобретают права и обязанности российских организаций.

С учетом вступления в силу изменений законодательства, ФНС России приведен перечень нормативно-правовых актов, подлежащих применению указанными выше юридическими лицами с 1 июля 2014 года.

(Письмо ФНС России от 15.07.2014 N ГД-4-3/13563@ "О применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах")

Банком России сообщены особенности составления заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованными НПФ

НПФ, являющиеся некоммерческими организациями, подлежат преобразованию в акционерные общества или ликвидации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность, в том числе заключительная бухгалтерская отчетность, представляется НПФ в Банк России вместе со специальной отчетностью в соответствии с приказом ФСФР России от 30.08.2007 N 07-92/пз-н.

Если преобразование НПФ в АО произошло в течение отчетного периода (кроме случаев государственной регистрации НПФ, являющегося акционерным обществом, 1 января, 1 апреля, 1 июля или 1 октября отчетного года), то за этот отчетный период в Банк России рекомендуется представлять:

  • заключительную бухгалтерскую отчетность вместе со специальной отчетностью, содержащей нулевые показатели;
  • бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную с даты государственной регистрации АО НПФ по последний календарный день отчетного периода, вместе со специальной отчетностью, составленной за период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация АО НПФ, по последний календарный день отчетного периода.

Если государственная регистрация АО НПФ произведена 1 января, 1 апреля, 1 июля или 1 октября отчетного года, то в Банк России рекомендуется представлять:

  • за период, предшествующий государственной регистрации АО НПФ, заключительную бухгалтерскую отчетность вместе со специальной отчетностью, составленной за период, соответствующий заключительной бухгалтерской отчетности;
  • за отчетный период - бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную с даты государственной регистрации АО НПФ по последний календарный день отчетного периода, вместе со специальной отчетностью, составленной за период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация АО НПФ, по последний календарный день отчетного периода.

(Письмо Банка России от 17.07.2014 N 06-57/5776 "О представлении в Банк России бухгалтерской (финансовой) и специальной отчетности негосударственными пенсионными фондами, преобразованными в акционерные общества")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.