Мониторинг изменений за период 22.12.14 - 28.12.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налоговая политика России в 2015 - 2017 годах будет направлена на обеспечение бюджетной устойчивости и создание условий для развития предпринимательской активности

Основные изменения в налоговой системе, планируемые к реализации в ближайшие годы, будут направлены, в частности, на:

  • стимулирование развития малого предпринимательства (речь идет о "налоговых каникулах" для впервые зарегистрированных ИП, перешедших на УСН и ПСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, в виде налоговой ставки в размере 0 процентов);
  • создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край;
  • деофшоризацию российской экономики, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний, раскрытия информации о бенефициарных владельцах, совершенствования информационного взаимодействия на международном уровне, введение понятия "налогового резидентства" для юридических лиц.

Кроме того, в рамках повышения эффективности налоговой системы планируется также:

  • отказаться от большинства федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам, ввести новый принцип установления льгот посредством оценки их эффективности и определения срока действия;
  • ввести новые принципы налогообложения недвижимого имущества физических лиц и доходов от его продажи (переход на исчисление налога с кадастровой стоимости объектов налогообложения, освобождение от НДФЛ продажи отдельных категорий недвижимости вне зависимости от срока владения и др.);
  • с учетом складывающейся экономической ситуации осуществлять индексацию акцизов (в том числе будет продолжена работа по достижению договоренности о гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию в государствах - членах ТС);
  • рассмотреть вопрос о возможности установления налоговых льгот для приоритетных проектов с участием зарубежных инвесторов в области газодобычи и транспортировки газа;
  • предоставить налоговые преференции для развития туристической отрасли, виноградарства и виноделия.

(Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, одобрены 01.07.2014 Правительством Российской Федерации)

ФНС России утвердила форму налоговой декларации по НДС на 2015 год, а также порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде

В новой форме налоговой декларации по НДС предусмотрены разделы, содержащие сведения из книг покупок, книг продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур.

В соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ, начиная с налогового периода за I квартал 2015 года в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж, а при осуществлении посреднической деятельности - сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в отношении указанной деятельности.

Налоговая декларация по НДС должна представляться в электронной форме через оператора электронного документооборота. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ, налоговая декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не считается представленной, если пунктом 5 статьи 175 НК РФ предусмотрена обязанность ее представления в электронной форме.

(Приказ ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2014 N 35171)

Вводятся в действие новые формы реестров счетов-фактур, представляемых плательщиками акцизов

Утверждение новых форм реестров обусловлено изменениями, внесенными в ст. 201 Налогового кодекса РФ, в части, касающейся получения налогового вычета отдельными категориями налогоплательщиков (в том числе имеющими свидетельство на производство прямогонного бензина, денатурированного этилового спирта, неспиртосодержащей продукции и др.).

Определен порядок заполнения и представления реестров в налоговые органы. Кроме того, в приложении к документу содержится образец отметки налогового органа, проставляемой на реестрах счетов-фактур.

(Приказ ФНС России от 10.11.2014 N ММВ-7-3/574@ "Об утверждении форм реестров счетов-фактур, порядка их заполнения, порядка представления реестров счетов-фактур в налоговые органы и образца отметки налогового органа, проставляемой на реестрах счетов-фактур, представляемых плательщиками акцизов в налоговый орган", зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2014 N 35210)

Определен состав сведений, представляемых в налоговые органы, в отношении объектов недвижимости, налогообложение которых осуществляется с их кадастровой стоимости

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в отношении объектов (в том числе административно-деловых и торговых центров, помещений общественного питания и бытового обслуживания), включенных в Перечень. Данный Перечень утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно приказу ФНС России в отношении таких объектов сообщаются следующие, в частности, сведения: кадастровый номер здания и помещений, условный номер единого недвижимого комплекса, адрес объекта. Утверждены также требования к форматам представления сведений в электронном виде.

(Приказ ФНС России от 28.11.2014 N ММВ-7-11/604@ "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2014 N 35170)

Бюджетная классификация Российской Федерации: очередные изменения

Скорректирован порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Часть поправок обусловлена введением новых типов муниципальных образований - городского округа с внутригородским делением и внутригородского района. Соответствующим элементам доходов в составе КБК присвоены коды 11 и 12. Бюджету сельского поселения - 10, бюджету городского поселения - 13.

Администрирование налогов, сборов, задолженности и пересчетов по отмененным налогам, регулярных платежей за пользование недрами налоговыми органами в целях раздельного учета пеней и процентов по данному платежу осуществляется с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов: 2100 - пени по соответствующему платежу; 2200 - проценты по нему.

Доходы от уплаты госпошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий (за небольшим исключением) при обращении в многофункциональные центры администрируются по соответствующим КБК с применением кода подвида доходов бюджетов 8000.

Администрирование невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджет ПФР, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов 000 1 17 01060 06 0000 180 с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов: 6100 - пенсионные накопления; 6200 - иные.

Расширены существенные требования утвержденной структуры разделов, подразделов классификации расходов бюджетов. Так, расходы на оплату НИОКР в области дорожного хозяйства, финансируемые за счет дорожного фонда, относятся на подраздел 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)".

В новой редакции изложен Раздел V "Классификация операций сектора государственного управления".

Дополнен перечень кодов источников финансирования дефицитов бюджетов.

Главным администратором в отношении экологического взноса, взимаемого в целях выполнения нормативов утилизации производителями (импортерами) (код 1 12 08010 01 0000 120), назначен Росприроднадзор.

Отдельные поправки вызваны вступлением Армении в ЕАЭС.

Изменения применяются при исполнении бюджетов, начиная с принятых на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.).

(Приказ Минфина России от 16 декабря 2014 г. № 150H "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н")

Заниматься аккредитацией филиалов и представительств иностранных юрлиц будет Межрайонная инспекция ФНС России N 47 по г. Москве

ФНС России были переданы функции по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), осуществляющих деятельность на территории нашей страны.

Исполнять эти полномочия с 1 января 2015 г. поручено Межрайонной инспекции ФНС России N 47 по г. Москве. Она должна принять от Торгово-промышленной палаты РФ и Государственной регистрационной палаты при Минюсте России хранящиеся у них дела филиалов и представительств иностранных юридических лиц, у которых срок действия аккредитации (разрешения) не истечет на 1 января 2015 г.

(Приказ ФНС России от 22 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/668@ "О возложении полномочий по аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) на Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Структура и формат электронной копии декларации на товары и транзитной декларации изложены в новой редакции

Соответствующее изменение внесено в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.11.2013 N 254.

Решение вступает в силу с 18 января 2015 года.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.12.2014 N 236 "О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии в отношении структур и форматов электронных копий таможенных документов")

Россией ратифицирован договор о вступлении Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Документ предусматривает присоединение Армении к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, а также другим заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам.

В приложении 3 к Договору приведены условия и переходные положения присоединения Армении к ЕАЭС, касающиеся в том числе:

  • таможенных правоотношений;
  • вопросов, связанных с членством Армении в ВТО;
  • технического регулирования;
  • применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • регулирования сферы энергетики и др.

Договор вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур, но не ранее дня, следующего за днем вступления в силу Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года.

(Федеральный закон от 22.12.2014 N 420-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года")


Вернуться в начало


Правовые новости

8 февраля 2015 года вступит в силу Соглашение о безвизовом режиме России с Панамой

В соответствии с Соглашением российские граждане смогут пребывать на территории Панамы без виз до 90 дней в течение каждого периода в 180 дней, начиная с даты их первого въезда.

При этом граждане, намеревающиеся пребывать в Панаме более указанного срока либо планирующие осуществлять трудовую или коммерческую деятельность, должны получать визу.

(Сообщение МИД России от 18.12.2014 "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Панама об условиях отказа от визовых формальностей при взаимных поездках граждан двух стран")

С 1 декабря 2014 года туристам, обладающим российскими паспортами, не требуется получать въездную визу в Гамбию

Гамбия - самое маленькое государство в континентальной части Африки, на севере, востоке и юге граничит с Сенегалом, на западе имеет небольшую береговую линию Атлантического океана. Столицей является город Банжул. 18 февраля 1965 года Гамбия получила независимость от Британской империи и вошла в Содружество наций.

(Информация Ростуризма "Об отмене въездных виз в Гамбию")


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума одобрила поправки в порядок подтверждения участниками ВЭД правомерности применения нулевой ставки НДС

В минувшую пятницу депутаты Госдумы одобрили во втором чтении законопроект № 578851-6 "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Законопроект уточняет порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров (работ, услуг) и фактической уплаты этого налога при ввозе товаров.

Документ дает экспортерам и импортерам товаров, а также их перевозчикам право представлять в налоговые органы вместо копий таможенных деклараций и перевозочных документов на бумажных носителях с соответствующими отметками таможенных органов сведения из этих документов, необходимые для обоснования правомерности применения нулевой ставки НДС.

Предусматривается, что сведения будут представляться в виде реестров в электронной форме.

Кроме того, допускается осуществлять подтверждение факта уплаты НДС при импорте товаров для целей налоговых вычетов на основании сведений ФТС России, переданных в ФНС России в электронной форме.

Организации соцобслуживания освободят от НДС и налога на прибыль

Накануне Совет Федерации одобрил поправки в часть вторую Налогового кодекса РФ в части предоставления налоговых льгот организациям, осуществляющим социальное обслуживание граждан.

Документом предусмотрено освобождение от НДС услуг, которые предоставляются гражданам в организациях социального обслуживания. Кроме того, устанавливаются условия освобождения организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, от уплаты налога на прибыль.

Предполагается, что закон вступает в силу с 1 января 2015 года, и его положения будут применяться по 1 января 2020 года, передает пресс-служба Совета Федерации.

Выплаты, полученные по сертификату на привлечение работников, освободят от НДФЛ

Депутаты Госдумы одобрили законопроект № 603084-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий освобождение от налогообложения средств финансовой поддержки, полученных по сертификату на привлечение трудовых ресурсов.

Законопроектом предлагается освободить от НДФЛ компенсационные и иные выплаты (за исключением выплат на возмещение стоимости проживания), предоставляемые работодателем в пределах средств, предусмотренных сертификатом на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, включенные в перечень субъектов РФ, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов.

Госдума одобрила поправку в порядок налогообложения НДФЛ доходов по депозитам

Депутаты Госдумы одобрили поправку в НК РФ, повышающий уровень ставки по депозитам, доход от которой не облагается НДФЛ по ставке 35%.

В настоящее время в соответствии с НК РФ облагаются НДФЛ по ставке 35% доходы по вкладам, процентная ставка которых превышает ставку рефинансирования на 5%. В результате по повышенной ставке облагается разница между ставкой по вкладу и ставкой 13,25% годовых.

Разработанная поправка увеличивает этот порог еще на 5% - до 18,25% годовых. При этом предполагается, что данное повышение будет действовать с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года.

Минфин введет в действие новый стандарт МСФО (IFRS) 15

Минфин РФ разработал проект ведомственного приказа "О введение в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ".

Текст проекта приказа размещен на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Документ предписывает ввести в действие на территории России Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 15 "Выручка по договорам с покупателями" (приложение). Кроме того, приказ Минфина прекратит действие ряда МСФО.

Минтруд разрабатывает новую инструкцию о порядке ведения персонифицированного учета

Минтруд разрабатывает проект ведомственного приказа "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах".

Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

В министерстве напоминают, что с 1 января 2015 года вступают в силу Федеральные законы "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии", а также вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.

В этой связи соответствующие изменения также должны быть отражены и в разрабатываемой инструкции.


Вернуться в начало


Судебная практика

Решение о выездной проверке может выноситься в день снятия с учета в связи с "переездом"

5 апреля 2012 года компания была снята с учета в одной налоговой инспекции и поставлена на учет в другой. В тот же день инспекция по прежнему месту нахождения приняла решение о проведении в отношении компании выездной проверки. По ее результатам компании были доначислены налоги, пени и штрафы.

Компания обратилась в суд, полагая, что у инспекции отсутствовали основания для проведения проверки, поскольку с 5 апреля 2012 года компании находится на учете в другой ИФНС.

Суды трех инстанций признали правомерными действия налоговиков, указав, что решение о проведении выездной проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации (пункт 2 статьи 89 НК). При этом место нахождения юрлица определяется местом его госрегистрации (статья 4 федерального закона об ООО). Моментом госрегистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в госреестр.

Следовательно, пока в ЕГРЮЛ не будут внесены сведения об изменении места нахождения юрлица, налоговым органом, уполномоченным принимать решение о проведении выездной проверки, будет являться тот, в котором юрлицо все еще формально состоит на учете (по прежнему месту нахождения).

В данном случае инспекция правомерно вынесла решение о проведении проверки в день снятия с учета.

При этом суды отметили, что, сменив место нахождения, компания продолжила фактически вести деятельность на территории, относящейся к прежней ИФНС, а директор и единственный учредитель зарегистрирован в том же городе.

Судья ВС (304-КГ14-3165 от 11.11.2014) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(Дело А81-1520/2013)

ВС: частичное восстановление ранее зачтенного НДС с аванса не противоречит нормам НК

ООО (заказчик) заключило договор-1 на поставку трубной продукции с ОАО (поставщик), а также договор-2 с ЗАО (подрядчик) на выполнение комплекса строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.

В соответствии с договором-1 заказчик перечисляет аванс в размере 60% от стоимости товара, а оставшиеся 40% оплачивает по истечении 30 календарных дней с даты поставки каждой партии товара.

По условиям договора-2 сумма аванса засчитывается в счет оплаты выполненных работ в размере 40% со стоимости каждого их этапа, на которую подрядчиком выставлен счет, до полного зачета суммы авансового платежа. Остальная стоимость выполненных работ оплачивается отдельно, а аванс переносится на следующие этапы до полного погашения.

ООО перечислило авансы ОАО и ЗАО и приняло НДС с этих сумм к вычету в полном объеме. В последующем ООО восстановило НДС в части 40% от стоимости выполненных за соответствующий этап работ по договору-2, а также 60% от суммы НДС по поставляемой партии товара, то есть в том проценте, в котором зачтена сумма аванса за соответствующую хозяйственную операцию.

По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция сочла, что компания должна была восстановить НДС в полном объеме, ранее предъявленный к вычету при уплате аванса, а не восстанавливать его поэтапно. В результате инспекция частично отказала компании в возмещении налога.

Суды трех инстанций признали решение налоговиков недействительным (окружной арбитражный суд в данном случае - АС Западно-Сибирского округа).

Суммы НДС, принятые покупателем к вычету при перечислении аванса, подлежат восстановлению в размере суммы налога, принятого ранее к вычету по авансовым платежам, в налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) частично либо полностью приняты на учет (подпункт 3 пункт 3 статьи 170 НК).

Согласно статье 486 ГК покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи его продавцом. При этом выбор конкретного способа оплаты товара зависит от усмотрения сторон сделки. По мнению судов, налоговый орган не вправе изменить порядок зачета аванса, установленный сторонами договора. Учитывая изложенное, положения статьи 170 НК необходимо применять во взаимосвязи с условиями договоров.

В данном случае стороны согласовали, что уплаченные истцом суммы в счет предстоящего выполнения работ погашались пропорционально объемам фактически принятых работ и поставляемого товара. По условиям договоров заказчик приобретает за счет ранее перечисленной частичной оплаты только часть работ. Остальная часть работ оплачивается отдельно платежными поручениями после их выполнения.

В решении судьи ВС (304-КГ14-3718 от 24.11.2014) указано: "размер суммы налога, подлежащего восстановлению, зависит от величины предварительной оплаты (аванса), учтенной в счет оплаты последующей реализации товаров (работ, услуг). Восстановление налога, ранее принятого к вычету с перечисленного аванса, может быть произведено в размере, соответствующему сумме зачтенного аванса в счет оплаты конкретной операции по реализации товаров (работ, услуг), в противном случае, на налогоплательщика будет возложена обязанность по восстановлению налога вне зависимости от условий договоров о порядке расчетов и при отсутствии основания зачета ранее внесенного аванса".

Надо отметить, что при схожих обстоятельствах суды принимали и противоположные решения (АС Московского округа - 2 месяца назад), а немногим ранее в аналогичном споре налоговиков поддержал и ВАС, оставив в силе решение ФАС Поволжского округа. Также напомним, что с начала текущего налогового периода порядок восстановление НДС с предоплаты, прописанный в НК, изменился (поправки внесены в НК законом от 21 июля 2014 г. N 238-ФЗ). Не исключено, что АС Западно-Сибирского округа и ВС учли волю законодателя, рассматривая комментируемое дело, несмотря на то, что его обстоятельства возникли в прошлых периодах.

(Дело № А75-8761/2013)

ВС: страховая выплата по договорам страхования предпринимательских рисков облагается НДС

Компания застраховала риск наступления убытков в результате непогашения покупателями задолженности по оплате товаров. Страховая компания выплатила страховое возмещение ввиду наступления страховых случаев – невыполнения контрагентами-покупателями обязательств по оплате. При этом компания страховую выплату не включила в налоговую базу по НДС.

По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила НДС, пени и штраф, указав на подпункт 4 пункта 1 статьи 162 НК, в соответствии с которым признаются объектом обложения НДС страховые выплаты, если страхуемые обязательства предусматривают поставку товаров, являющихся объектом обложения НДС.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной арбитражный суд согласились с выводами инспекции и признали ее решение законным.

Судья ВС (305-КГ14-3516 от 11.11.2014) оставил в силе решение судов, указав: "налоговое законодательство связывает обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость как с фактом реализации (передачи на возмездной основе) товаров (работ, услуг), так и с фактом получения страхового возмещения по договорам страхования предпринимательских рисков".

В передаче дела в коллегию по экономическим спорам компании отказано.

(Дело А40-114274/2013)

ВС: когда возможен вычет НДС, если предоплата вместо возврата переоформлена в заем

В 2010 году между ИП и ООО перестали существовать отношения по поставке в связи с расторжением договоров, а с 1 декабря 2010 года денежные средства, ранее поступившие предпринимателю в виде аванса, и не возвращенные, стали займами в соответствии с заключенным соглашением о новации. При этом НДС с аванса ИП ранее уплатил. Учитывая, что в силу пункта 3 статьи 149 НК заемные средства не подлежат обложению НДС, предприниматель заявил вычет в налоговой декларации.

По результатам камеральной проверки инспекция отказала в вычете, указав, что предпринимателем не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 5 статьи 171 НК - полученные авансы не возвращены контрагенту. По мнению инспекции, право на вычет НДС, исчисленного и уплаченного в бюджет с полученной предоплаты, долг по возврату которой путем новации заменен на заемное обязательство, возникает у налогоплательщика после возврата займа.

Суды первой и апелляционной инстанции признали решение инспекции недействительным, указав, что заемные средства не подлежат обложению НДС.

Окружной арбитражный суд отменил их решение, указав, что в соответствии с пунктом 5 статьи 171 НК вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей. То есть возврат аванса является обязательным условием для вычета при расторжении договора.

В данном случае на момент подачи налоговой декларации, а тем более в момент возникновения новации никакого возврата денежных средств кредитору не производилось.

Судья ВС (310-КГ14-4303 от 25.11.2014) указал: "предпринимателем не соблюдены условия, с которыми налоговое законодательство связывает возможность уменьшения общей суммы налога на добавленную стоимость на сумму исчисленного налога по авансовым платежам в случае отсутствия возврата авансов, в том числе при замене обязанности по их возврату заемным обязательством (путем заключения соглашения о новации)". В передаче дела в коллегию по экономическим спорам предпринимателю отказано.

(Дело А64-3941/2012)

ВС: при несформированной первоначальной стоимости налог на имущество не доначислить

Также судья ВС указал на неправомерность доначисления НДС на сумму обеспечительного платежа по предварительному договору купли-продажи.

В марте 2010 года ООО "И" (продавец) и ООО "Ф" (покупатель) заключили предварительный договор купли-продажи нежилых помещений, согласно которому в качестве обеспечительного платежа покупатель перечисляет продавцу 1,4 млрд рублей. Данный платеж не признается имуществом продавца, не является авансом и подлежит возврату со дня заключения основного договора. Покупатель перечислил указанную сумму на счет продавца с назначением платежа "без НДС". Продавец исчислил НДС с указанной суммы только после заключения основного договора купли-продажи в сентябре 2011 года.

ООО "И" также представило в ИФНС уточненную декларацию по налогу на имущество за 2011 год, в которой исключило из налоговой базы ошибочно включенную стоимость недостроенного административного здания.

По результатам выездной проверки инспекция доначислила ООО "И" НДС, налог на имущество, пени и штраф. По мнению инспекции обеспечительный платеж подлежит включению в налоговую базу в момент его получения, а недостроенное здание соответствует критериям основного средства и подлежит включению в базу для исчисления налога на имущество.

Суд первой инстанции признал недействительным решение инспекции, указав на пункт 1 статьи 380 ГК, в соответствии с которым задатком признается денежная сумма, представленная в обеспечение исполнения договора. При этом она четко отделена от аванса, так как аванс выступает только как средство платежа и не обладает обеспечительными функциями. Поскольку обеспечительный взнос, как и задаток в момент его получения платежную функцию не выполняет, рассматривать его в качестве частичной оплаты в счет предстоящей поставки товаров оснований нет.

В отношении доначисления налога на имущество суд указал на выполнение строительно-монтажных работ на объекте в 2011 году.

Апелляция отменила решение суда первой инстанции, указав, что объект должен быть принят к учету с момента ввода его в эксплуатацию. Окружной арбитражный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, поскольку на момент ввода в эксплуатацию первоначальная стоимость объекта была не сформирована.

Судья ВС (306-КГ14-2064 от 11.11.2014) признавая законным решение суда первой инстанции и окружного арбитражного суда по двум эпизодам, отметил: "руководствуясь статьей 374 Налогового кодекса, положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", ... названный объект не подлежал учету в качестве основного средства, поскольку его первоначальная стоимость была окончательно сформирована только после завершения строительно-ремонтных работ".

В передаче дела в коллегию по экономическим спорам инспекции отказано.

(Дело № А12-22792/2013)

Представление уточненного расчета РСВ-1 при неуплате пени - не повод для штрафа

Компания представила в ПФ уточненный расчет по форме РСВ-1 за 1 квартал 2013 года. По результатам его проверки фонд привлек компанию к ответственности по пункту 1 статьи 47 закона № 212-ФЗ в связи с неперечислением пени до подачи расчета. Согласно указанной норме, при представлении уточненного расчета после истечения срока подачи первоначального, плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае доплаты пени до представления уточненного расчета.

Суды трех инстанций признали решение фонда недействительным.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы взносов (пункт 1 статьи 47 ФЗ-212).

В оспариваемом решении обстоятельства нарушения не установлены, документальная проверка правильности определения базы для исчисления взносов за отчетный период фондом не проводилась.

В решении кассации (Ф10-3635/2014 от 05.11.2014) указано: "неуплата пени после подачи уточненного расчета является условием освобождения от ответственности, но не создает самостоятельный состав нарушения".

(Дело № А64-8247/2013)

Судом установлены признаки, при наличии которых лица могут быть признаны взаимозависимыми

Указывается, что взаимозависимость может быть установлена не только по формальным основаниям, указанным в ст. 20 НК РФ. Например, можно говорить о взаимозависимости в случае, если отношения между лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Судом был отмечен еще ряд признаков, в частности:

  • тождественность фактических адресов, телефонных номеров, информационных сайтов в сети "Интернет", видов деятельности;
  • начало перевода активов на другое лицо одновременно с началом налоговой проверки;
  • перезаключение договоров, в том числе договоров купли-продажи, уступки права требования;
  • перевод сотрудников на новое место работы во взаимосвязанное юридическое лицо;
  • передача исключительных прав на товарный знак;
  • осуществление компаниями согласованных действий по неисполнению обязательств, уклонению от уплаты налогов.

Кроме того, судом отмечено, что положения законодательства о праве налогового органа требовать признания лиц взаимозависимыми носят общий характер. Следовательно, они могут применяться для взыскания суммы налоговой задолженности одного налогоплательщика за счет другого, а не только с целью осуществления налогового контроля над правильностью применения цен по сделкам.

(Письмо ФНС России от 01.12.2014 N СА-4-7/24782@ "О направлении Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 N 09АП-22065/2014-АК и Постановления Арбитражного суда Московского округа от 31.10.2014 по делу N А40-28598/2013")


Вернуться в начало


Прочее

Автоматическая замена содержащихся в базе ЕГРЮЛ кодов ОКОПФ на новые будет запланирована на I квартал 2015 года

С 1 января 2013 года взамен Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99 введен ОКОПФ ОК 028-2012.

После доработки программного обеспечения конвертация старых кодов на новые будет произведена централизованно, без представления соответствующих заявлений юридических лиц.

(Письмо ФНС России от 21.11.2014 N 14-4-07/0490@ "Об использовании Общероссийского классификатора организационно-правовых форм")

Декларацию по НДС начиная с отчета за I квартал 2015 года необходимо представить по новой форме

Новая форма налоговой декларации утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

Декларация содержит дополнительные разделы 8 - 12 для отражения сведений из книг покупок и продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур для случаев:

  • выставления и (или) получения посредниками счетов-фактур при осуществлении посреднической деятельности;
  • выставления счетов-фактур лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ.

(Информация ФНС России "О представлении за 1 квартал 2015 года декларации по НДС по новой форме")

Как считать курсовые разницы, если долг выражен в одной инвалюте, а погашается в другой

Минфин ответил на вопрос об определении в целях налогообложения курсовых разниц по долговым обязательствам, выраженным в иностранной валюте, расчеты по которым осуществляются в другой иностранной валюте.

На дату получения (возврата) займа, а также выплаты процентов производится пересчет сумм долгового обязательства и процентов по нему, выраженных в валюте обязательства, а также выраженных в валюте платежа, в рубли по курсу, установленному ЦБ. При этом положительная (отрицательная) разница между пересчитанными таким образом суммами в различных валютах подлежит отражению в составе доходов (расходов) для целей налогообложения.

По долговому обязательству, выраженному в иностранной валюте, необходимо, в частности, на последнее число текущего месяца отражать в составе доходов (расходов) для целей налогообложения доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы от переоценки иностранной валюты, в которой выражено долговое обязательство. При этом положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки иностранной валюты, в которой производятся расчеты по долговому обязательству, в целях налогообложения не определяется.

(Письмо Минфина России от 26 ноября 2014 г. N 03-03-06/1/60179)

ФНС России направляет для использования в работе рекомендуемую форму заявления на получение патента на право применения патентной системы налогообложения

Отмечается, что до вступления в силу утвержденной формы такого заявления налоговые органы обязаны выдавать патент также на основании заявлений старой формы, или произвольной формы, если они содержат необходимые для исчисления налога сведения.

(Письмо ФНС России от 17.12.2014 N ГД-4-3/26095@ "О рекомендуемой форме заявления на получение патента")

ФНС России сообщает о коэффициентах-дефляторах на 2015 год для целей применения специальных режимов налогообложения

Коэффициенты устанавливаются ежегодно на каждый следующий календарный год с учетом изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году.

Так, согласно приказу Минэкономразвития РФ коэффициенты-дефляторы на 2015 год установлены, в частности, в следующих размерах: в целях применения ЕНВД - 1,798; УСН, ПСН - 1,147.

(Письмо ФНС России от 22.12.2014 N ГД-4-3/26440@ "О коэффициенте-дефляторе на 2015 год")

Коэффициент Ог для исчисления показателя Тг, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного, определен в размере 3,4971

С учетом данного коэффициента рассчитывается показатель (Тг), характеризующий расходы на транспортировку газа горючего природного, необходимый для определения налоговых ставок НДПИ.

Показатель определяется налогоплательщиком ежегодно начиная с 1 января 2015 года.

(Информация Минэнерго России от 19.12.2014 "Информация о коэффициенте Ог")

С 1 января 2015 года изменится порядок налогообложения имущества организаций

Сообщается, что с указанной даты:

  • будет признаваться объектом налогообложения движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств (отмечено, что указанное имущество подлежит льготированию, за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц. Льгота не будет распространяться также на случаи передачи движимого имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми);
  • не будут признаваться объектом налогообложения объекты ОС, включенные в первую и вторую амортизационную группу.

(Информация ФНС России "Об изменении в 2015 году порядка налогообложения движимого имущества организаций")

Земельный налог не исчисляется, если доля в праве на участок выражена не дробью

ФНС указала, что согласно НК налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из собственника пропорционально его доле.

Однако доли могут быть выражены не в дробях или процентах, а в гектарах или баллах. Чиновники отметили, что в действующем законодательстве отсутствуют правила, а также орган, уполномоченный на осуществление перевода земельной доли, выраженной в гектарах или баллах, в простую правильную дробь.

При представлении сведений органами Росреестра о размерах земельных долей в праве общей собственности на земельный участок, выраженных в гектарах или баллах, у налогового органа отсутствуют правовые основания по расчету указанной доли в праве общей собственности и, соответственно, по исчислению земельного налога правообладателям указанных земельных участков.

ФНС сообщила, что в связи с этим планируется принять соответствующий законопроект.

(Письмо ФНС РФ от 16 декабря 2014 г. № БС-4-11/26048@)

ФНС России напоминает, что ожидает налогоплательщиков - физических лиц в 2015 году

Сообщается, в частности, что в соответствии с Федеральными законами от 02.12.2013 N 334-ФЗ, от 02.04.2014 N 52-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ платить имущественные налоги теперь будут 1 октября - срок единый для всей территории Российской Федерации.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 02.04.2014 N 52-ФЗ со следующего года граждане обязаны сообщать налоговым органам об имуществе, если они не получали налоговые уведомления и соответственно не уплачивали налоги. Проинформировать инспекцию нужно только один раз до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если такие сведения будут представлены в течение 2015 - 2016 гг., налоговые органы не будут начислять налог за три предыдущих налоговых периода.

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ. Документ дополняет Налоговый кодекс РФ главой 32 "Налог на имущество физических лиц" и отменяет действие старого закона 1991 года "О налогах на имущество физических лиц". Налоговую базу будут рассчитывать исходя из инвентаризационной либо кадастровой стоимости объекта. При этом предусмотрены вычеты (уменьшение налоговой базы): 20 кв. метров по квартире, 10 кв. метров для комнат, частных жилых домов - 50 кв. метров, на единый недвижимый комплекс - один миллион рублей.

Действующий перечень льгот по налогу сохранен, но использовать льготу можно только при уплате налога за один объект каждого вида по выбору налогоплательщика. То есть если налогоплательщик-льготник имеет три квартиры и дачу, то он имеет право на льготу при уплате налога за дачу, а также только одну из своих квартир. Стоит отметить, что льготы не применяются к торгово-офисной недвижимости и недвижимости, кадастровая стоимость которой превышает 300 млн рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ с 9 до 13% увеличивается налоговая ставка по НДФЛ в отношении доходов физлиц, полученных в виде дивидендов с 1 января 2015 года. В связи с этим доходы от долевого участия в организации определяются отдельно от иных доходов, и применить по ним налоговые вычеты по НДФЛ нельзя.

Кроме того, с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели будут платить земельный налог на основании налоговых уведомлений и освобождаются от уплаты авансовых платежей. (Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ).

(Информация ФНС России "Об изменениях в налоговом законодательстве в 2015 году, касающихся налогоплательщиков - физических лиц")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.