Мониторинг изменений за период 26.05.14 - 01.06.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Представляемый в Росстат обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности должен сопровождаться контактной информацией

Помимо этого, с учетом изменений, внесенных в законодательство о бухгалтерском учете, новый Порядок предусматривает обязательное представление в Росстат аудиторского заключения в случаях, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

Срок представления экземпляра отчетности - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Аудиторское заключение представляется вместе с отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Признан утратившим силу Приказ Росстата от 29.12.2012 N 670 "Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности".

(Приказ Росстата от 31.03.2014 N 220 "Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности", зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2014 N 32340)

ЦБ РФ освободил большинство ИП от оформления кассовых документов

Минюст РФ зарегистрировал новое Указание ЦБ РФ, определяющее порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ юридическими лицами (за исключением Центрального банка РФ и кредитных организаций), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.

Согласно указанию, индивидуальными предпринимателями, ведущими в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться.

Кроме того, если индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовая книга 0310004 ими может не вестись.

(Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Обновлен порядок приема Фондом социального страхования Российской Федерации формы-4а ФСС РФ, представляемой лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Заявителями на получение государственной услуги являются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены КФХ, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, члены общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в правоотношения по добровольному страхованию.

Регламентированы сроки и последовательность действий сотрудников территориальных органов Фонда социального страхования России при выполнении данной функции.

В приложении к документу приведена контактная информация региональных отделений ФСС РФ.

Утратил силу Приказ Минздравсоцразвития России от 31.10.2011 N 1227н, которым был утвержден ранее действовавший порядок приема таких отчетов.

(Приказ Минтруда России от 20.02.2014 N 104н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма-4а ФСС РФ)", зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014 N 32315)

Обновлен порядок регистрации и снятия с учета ФСС РФ лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Заявителями на получение государственной услуги являются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены КФХ, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, члены общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в правоотношения по добровольному страхованию.

Регламентированы сроки и последовательность действий сотрудников территориальных органов Фонда социального страхования России при выполнении данной функции.

В приложении к документу приведена контактная информация региональных отделений ФСС РФ, а также формы документов, используемых в процессе регистрации.

Утратил силу Приказ Минздравсоцразвития России от 20.09.2011 N 1055н, которым был утвержден ранее действовавший порядок такой регистрации.

(Приказ Минтруда России от 25.02.2014 N 108н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2014 N 32368)

Обновлен порядок информирования Пенсионным фондом РФ граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

Регламентированы сроки и последовательность действий сотрудников территориальных органов ПФР при выполнении данной функции.

В приложении к документу приведена контактная информация региональных отделений ПФР.

Утратил силу Приказ Минздравсоцразвития России от 06.03.2012 N 200н, которым был утвержден ранее действовавший порядок такого информирования.

(Приказ Минтруда России от 14.01.2014 N 3Н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32410)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Из перечня документов, представляемых при таможенном декларировании в электронной форме с использованием декларации на товары, исключены документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей

Таможенным органом предписано:

  • не требовать представления документов, подтверждающих уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей при подаче декларации на товары в электронной форме с сохранением требования об указании информации о номере и дате документов, подтверждающих/отражающих уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей, а также о сумме уплаченного и (или) обеспеченного таможенного платежа в декларации на товары в установленном порядке;
  • осуществлять проверку фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа с использованием штатных программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов РФ.

(Приказ ФТС России от 18.02.2014 N 271 "О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров", зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2014 N 32317)

С 1 сентября 2014 года в отношении целого ряда товаров устанавливаются новые ставки ввозных таможенных пошлин

Изменения приняты в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО.

Кроме того, в новой редакции изложены примечания к Единому таможенному тарифу Таможенного союза.

Также предусматривается, что с 1 января 2015 года в отношении товаров, классифицируемых в товарных подсубпозициях 0306 16 100 0, 0306 17 100 0, 0306 26 100 0, 0306 27 100 0, 1605 21 100 0, 1605 21 900 0 и 1605 29 000 0 ТН ВЭД ТС будут действовать новые ставки ввозных таможенных пошлин.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2014 N 77 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО и об одобрении проекта решения Совета Евразийской экономической комиссии")


Вернуться в начало


Правовые новости

Минтранс дополнил нормы расхода топлива для легковых автомобилей

Министерство транспорта утвердило нормы расхода топлива и смазочных материалов для ряда марок легковых автомобилей, выпущенных с 2008 года. Соответствующие изменения в внесены в распоряжение Минтранса от 14.03.08 № АМ-23-р.

Документ дополнен двумя разделами. Первый — "Легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года". Нормы расхода топлива установлены для 91 модели и модификации автомобилей, в том числе для марок "Калина", "Приора", "Chevrolet Niva".

Второй — "Легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года". Здесь добавлены нормы для 837 моделей (модификаций) импортных авто. В частности, для модификации автомобилей "Audi", "BMW", "Citroen", "Chevrolet" и пр.

Данные нормы для ГСМ предназначены для определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т д. Указанными нормами Минфин рекомендует также руководствоваться при списании расходов на ГСМ. Однако в финансовом ведомстве признают, что учитывать расходы на ГСМ в пределах лимитов, утвержденных распоряжением Минтранса, — это право, а не обязанность налогоплательщика. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль может быть уменьшена на полную стоимость израсходованного бензина

(Распоряжение Минтранса от 14.05.14 № НА-50-р)

В Госреестр ККТ включили новые модели

Организации и индивидуальные предприниматели могут применять в своей деятельности новые программно-технические комплексы "RR-04K", "MSPOS-K".

Сведения об этих комплексах включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.

(Приказ ФНС России от 19.05.14 № ЕД-7-2/282@)

С 1 марта 2014 года для добровольного применения утвержден новый национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 "СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения"

С указанной даты отменен ранее применявшийся ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения".

(Приказ Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст "Об утверждении национального стандарта")


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума расширила перечень поступлений, не включаемых в базу налога на прибыль

Депутаты Госдумы одобрили во втором (основном) чтении законопроект № 359535-6 "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Целью законопроекта является освобождение от налога на прибыль гарантийных взносов страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, уплаченных в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

Гарантийные взносы предлагается освободить от налога на прибыль ввиду того, что указанные средства относятся к средствам целевого финансирования.

Депутаты одобрили поправки в порядок расчета НДПИ при добыче нефти

Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект № 414175-6 "О внесении изменений в статью 342-2 части второй Налогового кодекса РФ", который уточняет условия применения коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти, при расчете НДПИ.

Законопроект уточняет условия применения коэффициента Кд, характеризующего степень сложности добычи нефти при расчете ставки НДПИ в случае добычи нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых к баженовским продуктивным отложениям.

Сенаторы одобрили поправки в порядок освобождения от НДС

В ходе очередного заседания Совета Федерации сенаторы одобрили законопроект "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ", которым освобождаются от НДС ввозимые в страну расходные материалы для научных исследований, аналоги которых не производятся в России.

В ходе заседания замглавы Комитета по бюджету и финансовым рынкам Виталий Шуба, отметил, что эта мера окажет существенное благоприятное воздействие на условия осуществления научной деятельности в России.

Кроме того, с 18 марта 2014 года до 1 января 2016 года освобождаются от НДС внутренние воздушные перевозки, пункт отправления или назначения которых находится на территории Крыма.

ФНС разрабатывает новые формы документов, используемых при возвратах налогов

ФНС РФ разрабатывает проект ведомственного приказа "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачетов и возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, пени, штрафов".

Соответствующее уведомление опубликовано на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Документ направлен на урегулирование отношений налоговых органов и налогоплательщиков в части приведения к единообразию форм используемых документов при осуществлении зачетов и возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, пени, штрафов.

ФНС разрабатывает поправки в форму 2-НДФЛ

ФНС РФ разрабатывает проект ведомственного приказа "О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников".

Текст соответствующего уведомления опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Документ предусматривает внесение дополнений в Справочники "Коды доходов" и "Коды вычетов" в связи с внесением изменений в пункт 2 статьи 219 НК РФ, а также введением в действие статей 214.6, 214.8, 219.1 и 226.1 НК РФ.

Поправки также вносятся в порядок заполнения Справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.


Вернуться в начало


Судебная практика

Суды напомнили налоговикам, что на вычет по НДС не влияет непредставление накладных

По результатам камеральной проверки предпринимателю было отказано в возмещении НДС по причине непредставления товарных накладных по форме ТОРГ-12 и актов о приемке товара по форме ТОРГ-1, подтверждающих факт оприходования по ним товаров (работ, услуг).

Предприниматель обратился в суд. Суды всех трех инстанций поддержали налогоплательщика, указав, что "непредставление товарных накладных и актов ТОРГ-12 и ТОРГ-1 при наличии по спорным вычетам договора, счетов-фактур, журнала их учета, книги покупок, оборотно-сальдовой ведомости по счету 60 за спорный период, платежных поручений, само по себе не должно лишать предпринимателя права на применение налоговых вычетов".

Сомнений в реальности хозяйственных операций предпринимателя со спорными контрагентами инспекцией заявлено не было, соответствующих доказательств не собрано, материалами дела подтверждается наличие счетов-фактур, их отражение в учетных документах и оплата. Поэтому оснований для отказа в вычетах по спорным эпизодам у судов не нашлось.

(Дело № А78-7283/2013)

Договоры, регистры учета можно не предъявлять по требованию ИФНС при камералке по НДС

Налоговики проиграли в суде после попытки оштрафовать фирму за непредставление документов, не указанных в статье 172 НК.

При проведении камеральной проверки по НДС налоговая направила компании в порядке статьи 93 "Истребование документов при проведении налоговой проверки" требование о предоставлении документов, подтверждающих право на налоговый вычет. По истечении 10 дней с даты получения требования ИФНС получила не все истребованные бумаги. Не были представлены книга продаж, выставленные счета-фактуры, товарные накладные, договоры, регистры бухучета. Налоговой инспекцией было вынесено решение о наложении на компанию штрафа согласно пункту 1 статьи 126 НК "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля".

Компания обратилась в суд. Суды всех трех инстанций согласились с налогоплательщиком. Действительно, порядок истребования и представления документов, необходимых для налоговых проверок, установлен в статье 93 НК. Заверенные копии документов представляются налогоплательщиком в ответ на требование ИФНС в течение 10 дней с даты его вручения.

Однако судьи отметили, что по смыслу статей 88 "Камеральная налоговая проверка" и 93 НК требование должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами документы должны иметь отношение к предмету проверки.

Рассматривая спор, суды сослались на положения статей 88 и 172 НК и статьи 9 закона о бухучете, которые предусматривают возможность истребования налоговиками закрытого перечня документов, прямо указанных в пункте 1 статьи 172 "Порядок применения налоговых вычетов" НК (счет-фактура и первичный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции). Истребование иных документов (договоров, регистров бухучета и прочих) не предусмотрено НК, является незаконным, в связи с чем непредставление таких документов или отказ в их представлении является правомерным. За такой отказ налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по статье 126 НК.

Судьи указали, что по большей части истребованные документы не являются согласно статье 172 НК необходимыми для подтверждения заявленных вычетов (в том числе не нужны документы, подтверждающие исходящий НДС - выставленные счета-фактуры и так далее). Поэтому их запрос незаконен, а игнорирование требования инспекции в этой части не является поводом для штрафа.

(Дело № А40-20559/2013)

Амортизация производственных станков и механизмов может быть учтена в косвенных расходах

Компания согласно положениям учетной политики и статьи 318 НК "Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию" относила амортизацию по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг в состав косвенных расходов. Иными словами, организация учитывала амортизацию в расходах в полном объеме по мере начисления.

При проведении выездной проверки инспекция со ссылкой все на ту же статью 318 НК исключила из состава косвенных расходов амортизацию и отнесла ее в состав прямых расходов. То есть инспекция сочла, что эти суммы должны учитываться при налогообложении не сразу, а по мере реализации продукции, работ, услуг. По мнению проверяющих, налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести спорные суммы к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым расходам.

Уменьшив таким образом сумму расходов за проверяемый период, налоговая предложила компании доплатить налог на прибыль. Не согласившись с инспекцией, фирма подала иск в суд. Суды трех инстанций признали решение ИФНС незаконным.

Суды согласились с заявителем: в пункте 1 статьи 318 НК приведен примерный перечень прямых расходов, связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг). Из статей 252 "Расходы. Группировка расходов", 318, 319 "Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных" НК следует, что налогоплательщик самостоятельно решает вопрос об отнесении тех или иных затрат к прямым расходам, учитывая специфику производства, особенности технологического процесса, и закрепляет расчет распределения прямых расходов в учетной политике предприятия.

Суды решили, что особенности техпроцессов производства в данном случае действительно делают невозможным разделение амортизационных отчислений по конкретным видам продукции. Заявитель является предприятием машиностроительной отрасли с многономенклатурным объемом производства. Каждая единица производимой продукции характеризуется различной степенью материало- и трудоемкости. В процессе изготовления продукция проходит несколько стадий обработки с образованием полуфабрикатов на каждом участке производственного процесса. Количество операций на изготовление одного вида изделия варьируется от 6 до 100. Оборудование задействовано в изготовлении разных видов продукции.

Кроме того, отметили судьи, глава 25 НК не содержит прямых положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным.

(Дело А82-12003/2012)

Суды согласились с предложенным налоговиками порядком учета расходов на НИОКР

Налоговики, проведя выездную проверку, исключили из состава расходов компании за 2009 год часть стоимости не давших результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Мнения о том, как применять в этой части налоговое законодательство, у проверяющих и налогоплательщика не совпали, и последний подал иск в суд.

Суды всех трех инстанций согласились с налоговиками: пунктом 2 статьи 262 НК предусмотрен единый порядок учета расходов, связанных с производством НИОКР, независимо от их результата (положительного или отрицательного). Такие расходы подлежат равномерному включению в состав прочих расходов в течение года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).

Из материалов дела следует, что НИОКР выполнялись привлеченной организацией в течение 2008 года. Акт выполненных работ по первому этапу работ был подписан сторонами в октябре 2008 года. Спустя три месяца, 30 декабря компанией-заказчиком составлен акт о неэффективности применения результатов этой части НИОКР. Компания принимала стоимость не давшего результата этапа работ в состав затрат равными частями, начиная с января 2009 года.

Налоговики указали компании на ошибку: так как акт приема-передачи работ был подписан в октябре 2008 года, то списание на затраты стоимости этих работ следовало начинать в соответствии с положениями статьи 262 НК с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования, то есть с ноября 2008 года.

Неправомерное увеличение компанией размера расходов 2009 года на сумму затрат, относящуюся к ноябрю-декабрю 2008 года, повлекло неполную уплату налога на прибыль за 2009 год. Судами не принят во внимание довод компании, что неправильное отнесение ею спорных расходов привело к переплате налога на прибыль за 2008 год, так как, во-первых, 2008 год не вошел в период проверки, во-вторых, "налогоплательщик не был лишен права на подачу уточненной налоговой декларации за 2008 год".

(Дело № А05-9995/2013)

Суды: если не оформлен акт камеральной проверки, то доначисления недействительны

Проверяющими было установлено, что доля дохода кооператива от реализации сельхозпродукции составила в проверяемый период менее 70%, поэтому он утратил право на применение ЕСХН. По результатам выездной проверки налогоплательщику было предложено уплатить налоги по обычной системе налогообложения (налог на прибыль, НДС, налог на имущество, ЕСН), соответствующие пени и штрафы.

Кооператив подал иск в суд. Суд удовлетворил иск частично: были снижены суммы доначисленных налогов, штрафов и пеней, так как сумма доходов налогоплательщика за проверяемый период была скорректирована в меньшую сторону.

С учетом решения арбитража кооператив подал уточненную налоговую декларацию по ЕСХН: сумма дохода за спорный период была уменьшена. Доля дохода от реализации сельхозпродукции составила более 70%. Инспекция, проводя камеральную проверку этой декларации, руководствуясь пунктом 3 статьи 88 "Камеральная налоговая проверка" НК, запросила пояснения по заполнению уточненной декларации. Пояснения кооператив предоставил.

Параллельно кооператив обратился в суд с иском отменить решение ИФНС по начислению налогов по общей системе налогообложения в полном объеме и выиграл дело во всех трех инстанциях.

Судами установлено, что акт по камеральной проверке уточненной налоговой декларации по ЕСХН налоговый орган не составлял. Таким образом, в силу пункта 1 статьи 100 НК "Оформление результатов налоговой проверки" суды сделали вывод о том, что правонарушений по исчислению кооперативом ЕСХН за спорный период отсутствуют, факт наличия у него права на применение этой системы налогообложения инспекцией не опровергнут. Поэтому у ИФНС отсутствуют основания для взыскания налогов по общей системе.

(Дело № А68-5363/2013)

Имущественный вычет работодатель обязан предоставить с начала года

В суде доказали: работодатель обязан предоставить сотруднику имущественный вычет с начала календарного года, даже если уведомление он принес только сейчас.

При приобретении или строительстве жилья работник вправе получить имущественный вычет не только в инспекции по истечении налогового периода, но и у работодателя до окончания этого периода (п. 2 и 3 ст. 220 НК РФ).

В силу пункта 3 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет может быть предоставлен до окончания налогового периода при обращении работника к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права на такой вычет налоговым органом по утвержденной форме. Уведомление, которое налоговый орган выдает налогоплательщику для получения имущественного вычета у работодателя, подтверждает его право на вычет по НДФЛ за целый год, а не за его отдельные месяцы, что следует из формы уведомления, утвержденной приказом ФНС России от 25.12.2009 NММ-7-3/714@.

В соответствии со статьей 231 НК РФ суммы НДФЛ, излишне удержанные работодателем из доходов его сотрудников, он должен вернуть им независимо от момента подачи ими соответствующих заявлений. При этом из подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ следует, что имущественный вычет при приобретении жилья предоставляется налогоплательщику за весь период, в котором возникло соответствующее право.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2014 № А56-40817/2013)


Вернуться в начало


Прочее

Минфин напомнил правила расчета доли прибыли обособленного подразделения в целях уплаты налога на прибыль

Те организации, у которых есть обособленные подразделения, платят налог на прибыль (в части, зачисляемой в региональные бюджеты и бюджеты муниципальных образований) как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения обособленных подразделений. Сумма налога, которую следует заплатить по месту нахождения обособленного подразделения, рассчитывается, исходя из доли прибыли этого подразделения. Минфин России в своих недавних разъяснениях обратил внимание на некоторые особенности определения этого показателя.

Правила расчета доли прибыли обособленного подразделения изложены в пункте 2 статьи 288 НК РФ. Для ее определения необходимо, в частности, знать удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в целом по организации.

В Минфине обращают внимание на то, что при осуществлении такого расчета организации должны учитывать только остаточную стоимость основных средств. Остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (например, капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество) в расчете не участвует.

При этом, как напоминают авторы комментируемого письма, под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается имущество первоначальной стоимостью более 40 000 рублей, которое используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п. 1 ст. 257 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 23.05.14 № 03-03-РЗ/24791)

ФНС сообщила коды по операциям, освобожденным от НДС с 01.10.2013 и с 01.01.2014

ФНС сообщила рекомендованные коды для указания в налоговых декларациях по НДС операций, освобожденных от данного налога.

В том числе с 1 октября 2013 года от НДС были освобождены:

  • услуги по передаче в безвозмездное пользование оргкомитету олимпийских игр в Сочи олимпийских объектов федерального значения. Код 1010818;
  • передача на безвозмездной основе олимпийских объектов в государственную или муниципальную собственность, в собственность госкорпорации развития Сочи. Код 1010819;
  • операции, связанные с чемпионатом мира по футболу 2018 года. Код 1010820;
  • услуги по организации и проведению азартных игр. Код 1010226.

С 1 января 2014 года от НДС также освобождены:

  • услуги по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений. Код 1010227;
  • операции по уступке (переуступке) прав (требований) по обязательствам, возникающим на основании финансовых инструментов срочных сделок, реализация которых освобождается от НДС. Код 1010228;
  • два вида операций, осуществляемых в рамках клиринговой деятельности. Код 1010229.

Данные коды указываются при отражении перечисленных операций в разделе 7 налоговой декларации по НДС. Однако до момента официального установления упомянутых выше кодов не является нарушением использование налогоплательщиками кодов 1010800 и 1010200, отметили чиновники.

(Письмо ФНС России от 22 мая 2014 г. N ГД-4-3/9927@)

Для целей освобождения от обязанностей плательщика НДС размер выручки от реализации рассчитывается только по операциям, облагаемым НДС

Соответствующее разъяснение дано с учетом позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в постановлении от 27.11.2012 N 10252/12: институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг). В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от НДС, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

Следует отметить, что ранее контролирующие органы в своих разъяснениях придерживались иной точки зрения, согласно которой в выручку должны включаться все суммы, полученные от операций по реализации, в том числе не облагаемых НДС (освобождаемых от налогообложения), а также не образующих объекта налогообложения по НДС.

(Письмо ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@ "О порядке определения выручки для целей применения статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации")

Как аннулировать извещение по авансовому платежу акциза: новые подробные разъяснения

ФНС разъяснила порядок действий налогоплательщика во всех случаях, когда необходимо аннулировать извещение об уплате или об освобождении от уплаты авансового платежа акциза. На каждый случай приведен перечень необходимых документов.

Это следующие ситуации:

  • замена поставщика этилового спирта - его закупка у иного поставщика в объеме, указанном в первичном извещении;
  • закупка этилового спирта у иного поставщика в объеме, отличном от объема, указанного в первичном извещении;
  • закупка спирта, частично недопоставленного поставщиком по первичному извещению, у иного поставщика;
  • отсутствие закупки спирта, частично недопоставленного по первичному извещению, у иного поставщика;
  • если в период действия первичного извещения закупка этилового спирта не осуществлялась;
  • возврат поставщику всего объема закупленного по первичному извещению спирта;
  • частичный возврат поставщику закупленного по первичному извещению этилового спирта;
  • если в результате потерь этилового спирта, допущенных в процессе его транспортировки, хранения и последующей технологической обработки, фактический объем закупленного спирта определяется в размере, меньшем указанного в извещении;
  • если объем фактического ввоза этилового спирта в РФ с территорий государств - членов ТС отличается (полностью или частично) от указанного в первичном извещении, а также в случае изменения наименования поставщика.

Также даны разъяснения об уведомлении налоговым органом банка, выдавшего банковскую гарантию, о его освобождении от обязательств по этой гарантии.

На каждую из этих ситуаций по отдельности давались разъяснения во множестве писем ФНС и Минфина в конце 2012 года. При этом обратим внимание, что по сравнению в прошлыми разъяснениями для некоторых ситуаций перечень необходимых документов теперь указывается с изменениями.

Так, на случай "усушки" спирта при транспортировке и хранению ранее требовалось предоставлять 4 (в том числе один электронный) экземпляра нового извещения, теперь же указывается на 3 (в том числе один в электронном виде) таких экземпляра. Если ранее говорилось о "копиях счетов-фактур, подтверждающих фактический объем поставки (закупки) спирта у продавца", то сейчас указано на возможность представления "копий счетов-фактур или иных товаросопроводительных документов". Дополнительно появилась необходимость предъявления акта, подписанного руководителем организации-покупателя этилового спирта, главным бухгалтером и материально ответственным лицом, осуществившим приемку этилового спирта. В акте отражается установление факта и размера потерь спирта вследствие естественной убыли, произошедшей в процессе его транспортировки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки.

(Письмо ФНС России от 22 мая 2014 г. N ГД-4-3/9943@)

Расходы от недостачи или порчи товаров можно учесть только по тем товарам, по которым утверждены нормы естественной убыли

Расходы от недостачи или порчи товаров при их хранении и транспортировке могут уменьшать налогооблагаемую прибыль организации. Но это возможно только в том случае, когда по таким товарам органы госвласти утвердили нормы естественной убыли.

Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов относятся к материальным расходам организации. Такие потери учитываются в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Порядок утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов установлен постановлением Правительства РФ от 12.11.02 № 814. В пункте 2 этого документа определены министерства, которые разрабатывают и утверждают нормы естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов.

В Минфине отмечают, что применение самостоятельно разработанных норм естественной убыли в целях налогообложения прибыли не предусмотрено. Поэтому если по каким-либо товарным группам нормы естественной убыли не утверждены в порядке, установленном Правительством РФ, то потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке данных товарно-материальных ценностей, в целях налогообложения прибыли учитывать нельзя.

(Письмо Минфина России от 23.05.14 № 03-03-РЗ/24762)

Убыток по деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на одном новом морском месторождении углеводородного сырья, не может уменьшать доход, полученный на другом новом морском месторождении углеводородного сырья

Налогоплательщик, осуществляющий деятельность в отношении двух и более новых морских месторождений, определяет налоговую базу отдельно по каждому такому месторождению. При этом прибыль от осуществления деятельности на новом морском месторождении углеводородного сырья не уменьшается на суммы убытков от осуществления этой деятельности в отношении иных месторождений, а также от осуществления иных видов деятельности (п.п. 4, 5 ст. 275.2 НК РФ).

ФНС России обращает внимание, что словосочетание "иных месторождений" следует трактовать как иных новых морских месторождений углеводородного сырья.

(Письмо ФНС России от 23.05.2014 N ГД-4-3/10035 "О порядке исчисления налога на прибыль и о переносе убытков на будущее при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении")

ФНС России разъясняет вопросы применения ПСН в отношении розничной торговли через объекты торговли, расположенные в торговых центрах, административных, учебных зданиях, а также на территории рынков и ярмарок

На основании анализа применяемой терминологии сделаны, в частности, следующие выводы:

  • в отношении розничной торговли, осуществляемой через расположенные в торговых центрах и торговых комплексах объекты торговли с площадью зала не более 50 кв. м по каждому объекту (магазины и павильоны) и через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы), может применяться ПСН;
  • в отношении розничной торговли через не поименованные в пункте 3 статьи 346.43 НК РФ объекты нестационарной торговой сети (боксы, контейнеры и другие аналогичные объекты торговли), расположенные в зданиях, строениях и сооружениях, не может применяться ПСН.

(Письмо ФНС России от 27.05.2014 N ГД-4-3/10161@ "О направлении разъяснений Минфина России")

Фонд соцстраха разъяснил, в каком случае в таблице 10 формы 4-ФСС нужно указать сведения о надомниках и дистанционных работниках

Если в компании трудятся надомники и дистанционные работники, которые должны проходить обязательные медицинские осмотры, то в таблице 10 формы 4-ФСС необходимо отразить сведения об их численности в графах 7 и 8. А вот графы 3 — 6 не заполняются, поскольку в отношении этой категории работников специальная оценка условий труда не проводится.

Напомним, с 2014 года компании обязаны проводить специальную оценку условий труда. Сведения о результатах спецоценки, а также об обязательных медосмотрах работников отражаются в таблице 10 новой формы 4-ФСС (утверждена приказом Минтруда от 19.03.13 № 107н). На основании этих данных сотрудники ФСС определят, какой размер скидки или надбавки по взносам "на травматизм" нужно установить для того или иного страхователя.

Так, в графах 3 — 6 таблицы 10 указываются данные об общем количестве рабочих мест, которые подлежат специальной оценке условий труда и в отношении которых эта процедура проведена. Помимо этого, в графах 7 — 8 отражаются сведения о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры.

Как пояснили чиновники ФСС, в отношении условий труда надомников и дистанционных работников специальная оценка условий труда не проводится. Соответственно, в таблице 10 эти данные не указываются.

Но работодателям следует иметь в виду: если надомники и дистанционные работники заняты на определенных видах работ, требующих прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров, то соответствующие данные необходимо вписать в графы 7 — 8 таблицы 10.

(Письмо ФСС России от 24.04.14 № 17-03-14/05-4188)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.