Мониторинг изменений за период 27.01.14 - 02.02.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

В формат представления в электронном виде расчета регулярных платежей за пользование недрами внесены изменения, связанные с переходом на новые коды муниципальных образований ОКТМО

Переход на применение в бюджетном процессе кодов ОКТМО вместо кодов ОКАТО осуществлен с 1 января 2014 года.

В связи с этим с указанной даты при формировании расчета регулярных платежей за пользование недрами (Часть XVII Состав и структура показателей расчета (версия 3.00002) утверждены приказом ФНС России от 18.01.2005 N САЭ-3-13/5@) в таблицах 10, 11, 12 в соответствующих строках должен указываться код ОКТМО.

(Приказ ФНС России от 23.01.2014 N ММВ-7-6/23@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 18.01.2005 N САЭ-3-13/5@")

Утверждены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля на I квартал 2014 года

Коэффициенты-дефляторы определяются ежеквартально, с учетом изменения цен на уголь в РФ, установленных на текущий и все предыдущие кварталы. На I квартал 2014 года коэффициенты утверждены в следующих размерах:

  • на антрацит - 1,014;
  • на уголь коксующийся - 0,994;
  • на уголь бурый - 0,959;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,990.

(Приказ Минэкономразвития России от 21.01.2014 N 16 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля")

С отчета за январь-март 2014 года вводятся в действие новые Указания по заполнению формы "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"

Одновременно утрачивают силу аналогичные Указания, утвержденные Приказом Росстата от 27.12.2012 N 656.

Новыми Указаниями, в частности, скорректирован порядок заполнения данных о фонде заработной платы (расширен перечень выплат, включаемых в расчет показателей).

(Приказ Росстата от 09.01.2014 N 1 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Обновлен порядок приема ФСС РФ документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты страховых взносов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов

Заявителями на получение государственной услуги являются страхователи по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страхователи, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Уточнены состав, сроки и последовательность административных действий сотрудников ФСС РФ при выполнении данной функции.

В приложении к документу приведена контактная информация территориальных органов ФСС РФ.

Утратил силу приказ Минздравсоцразвития России от 06.03.2012 N 202н, которым был утвержден ранее действовавший порядок приема данных документов.

(Приказ Минтруда России от 05.11.2013 N 658н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов", зарегистрирован в Минюсте России 27.01.2014 N 31112)

ПФР утвердил единую форму РСВ-1, которая должна применяться, начиная с отчетности за I квартал 2014 г.

Объединенная форма Расчета РСВ-1 содержит как сведения о взносах, так и сведения персонифицированного учета. Таким образом, отдельно сдавать персонифицированную отчетность будет не нужно.

По сравнению с проектом Постановления, о котором говорилось ранее, в утвержденной форме РСВ-1 есть существенные изменения, а именно:

  • 1. В Разделе 1 графа "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов…" разбита на графы:
    • занятые на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (вредные условия труда);
    • занятые на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (тяжелые условия труда).
  • 2. При заполнении Раздела 2.4. имеется возможность отразить особенности учета для плательщиков страховых взносов, применяющих дополнительные тарифы в зависимости от класса условий труда. Данный класс выявляется по результатам проводимой специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом положений Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Отметим, что в графах Раздела 1 раздельно указываются сведения о страховых взносах и о доначисленных страховых взносах за 2010-2013 годы и с 2014 года.

Таким образом, сохраняется возможность детального отображения необходимой информации по сальдо страховых взносов за период 2010-2013 гг. и их уплате в текущем периоде.

Согласно пункту 2 Постановления утвержденная форма РСВ-1 применяется начиная с отчетности за I квартал 2014 года. Напомним, что представить отчет за I квартал 2014 г. необходимо не позднее 15 мая 2014 г.

(Постановление Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п)

Стоимость страхового года в 2014 году составит 17328,48 рублей

С помощью данного показателя определяется объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета Пенсионному фонду РФ на возмещение расходов по выплате трудовых пенсий.

В 2013 году стоимость страхового года утверждалась в размере 16239,60 рублей.

(Постановление Правительства РФ от 27.01.2014 N 57 "О стоимости страхового года на 2014 год")


Вернуться в начало


Таможенное дело

В Правила определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств включены положения, касающиеся применения электронной системы сертификации происхождения товаров

Электронная система сертификации происхождения товаров создается в целях обеспечения возможности осуществления таможенными органами страны ввоза проверки факта выдачи сертификата формы СТ-1 и правильности его заполнения, сведения о котором заявляются при таможенном декларировании, без необходимости представления его в оригинале на бумажном носителе.

Установлено, что в случае наличия между центральным таможенным органом страны ввоза и центральным уполномоченным органом страны вывоза договоренностей о применении электронной системы сертификации происхождения товаров, оформленных отдельным протоколом, оригинал сертификата формы СТ-1 на бумажном носителе может не представляться таможенным органам страны ввоза при таможенном декларировании товара в электронной форме. При этом реквизиты такого сертификата должны быть указаны в декларации на товары.

Документ вступает в силу в соответствии со статьей 4 и временно применяется с 19 января 2014 года (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 21.01.2014).

("Протокол о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года", подписан в г. Санкт-Петербурге 20.11.2013)

Обновлен Справочник соответствия наименований подакцизных товаров кодам ТН ВЭД, используемый для учета акцизов, уплачиваемых в доход федерального бюджета

Утверждение нового Справочника обусловлено необходимостью приведения его в соответствие с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (в том числе с 1 января 2014 года вводятся новые КБК, применяемые при перечислении таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами).

В Справочнике приведены коды ТН ВЭД, наименования подакцизных товаров, а также соответствующие им КБК.

Утрачивает силу приказ ФСТ России от 02.07.2012 N 1312, которым был утвержден ранее действовавший Справочник.

(Приказ ФТС России от 17.01.2014 N 43 "Об учете акцизов, уплачиваемых в доход федерального бюджета")


Вернуться в начало


Правовые новости

Индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, подлежат постановке на учет в территориальных органах Росфинмониторинга

Утверждено новое Положение, определяющее порядок и сроки постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

Постановке на учет в территориальном органе подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  • лизинговые компании;
  • ломбарды;
  • операторы по приему платежей;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган карту постановки на учет по утвержденной форме.

Территориальный орган отказывает в постановке на учет организации или индивидуальному предпринимателю в случае:

  • представления карты, оформленной ненадлежащим образом (не по соответствующей форме);
  • представления карты в территориальный орган не по месту государственной регистрации организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • представления карты организацией или индивидуальным предпринимателем, в сфере деятельности которых имеются соответствующие надзорные органы.

Предусмотрено, что для организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в территориальном органе Росфинмониторинга на дату вступления в силу настоящего постановления, повторная постановка на учет не требуется.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2013 г. N 364, которым было утверждено ранее действовавшее Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

(Постановление Правительства РФ от 27.01.2014 N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы")


Вернуться в начало


Судебная практика

Ошибка почты в уведомлении привела к признанию решения недействительным

По результатам мероприятий налогового контроля ФНС приняла решение о привлечении компании к ответственности. При этом почтовое отправление с уведомлением о времени и месте рассмотрения материалов проверки направлено инспекцией в адрес компании, указанный в ЕГРЮЛ, и возвращено отправителю с отметкой "отсутствие адресата по указанному адресу" по причине допущенной почтой ошибки. Вся остальная корреспонденция компанией была получена своевременно, а отделение связи сослалось на ошибочное направление уведомления по обратному адресу.

В результате этого оспариваемое решение вынесено инспекцией без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения. Компания, ссылаясь на нарушение данным решением ее прав, обратилась в суд.

Суды трех инстанций разъясняют, что необеспечение инспекцией возможности компании участвовать в процессе рассмотрения и представить свои объяснения является нарушением процедуры рассмотрения и основанием для признания вынесенного по ее результатам решения недействительным (пункт 12 статья 101.4 НК).

В соответствии со статьей 101.4 НК акт, в котором зафиксированы факты нарушения налогового законодательства, рассматриваются в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган должен известить указанное лицо заблаговременно. При его неявке инспекция рассматривает акт в его отсутствие.

Суды отмечают, что инспекцией не были приняты меры по установлению факта надлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проведения контрольных мероприятий, при этом доказательств уклонения компании от получения корреспонденции не представлено.

В данном случае суды сочли, что компанию лишили возможности участвовать в процессе рассмотрения и представлять свои возражения, что привело к признанию решения незаконным.

(Дело № А19-1341/2013)

ВАС: НДС по договорам аренды муниципального имущества взимают и без госрегистрации договора

По результатам выездной налоговой проверки ИП доначислен НДС, НДФЛ, а также пени и штраф. Инспекция сочла, что предприниматель, осуществляя по безналичному расчету во исполнение заключенных контрактов с ГОУ - училищем поставку продуктов питания для государственных нужд, необоснованно применял ЕНВД. Кроме того, он не исчислял и не перечислял в бюджет суммы НДС по договорам аренды муниципального имущества.

Суды четырех инстанций, отказывая ИП удовлетворении иска, разъясняют, что согласно статье 346.27 НК под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

В данном случае, между предпринимателем и ГОУ - училищем заключены договоры поставки продуктов питания, по которым предприниматель обязуется поставлять покупателю товар не реже двух раз в неделю по его заявке. Для оплаты реализованного товара им выставлялись счета-фактуры, оплата производилась в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет ИП. Ассортимент определялся на основании заявки учреждения, товар до покупателя доставлялся силами продавца и передавался на основании накладных.

Коллегия судей ВАС, отказывая в пересмотре дела, отметила недопустимость применения ЕНВД, если реализация товаров осуществляется на основе договоров поставки. В решении сказано: "То обстоятельство, что договоры поставки заключаются продавцом с некоммерческими организациями, не имеет правового значения для целей названного налога".

По эпизоду связанному, с доначислением НДС по договорам аренды муниципального имущества, суды указали на пункт 3 статьи 161 НК. В соответствии с ним, при предоставлении в аренду муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае, арендатор обязан самостоятельно определить налоговую базу с учетом суммы НДС и перечислить ее в бюджет.

В рассматриваемом случае предпринимателем было арендовано нежилое муниципальное помещение для осуществления торговой деятельности. Однако обязанность налогового агента по НДС не исполнялась, поэтому инспекция правомерно доначислила налог.

Довод предпринимателя об отсутствии госрегистрации договора аренды не принят судами с указанием на реальность использования помещения. При этом ВАС отметил: "то обстоятельство, что договор аренды не прошел необходимую государственную регистрацию, не влечет уклонение от исполнения налоговых обязанностей".

(Дело № А59-5129/2012)

ВАС: выделение в чеке отдельной строкой суммы НДС могло бы подтвердить право на вычет

В проверяемом периоде компания в целях предпринимательской деятельности приобретала за наличный расчет ГСМ через розничную сеть автозаправочных станций и на основании чеков ККМ предъявила к вычету сумму НДС. По результатам выездной проверки инспекция отказала компании в вычетах, указав на отсутствие в чеках ККМ выделенной суммы НДС. Обращаясь в суд, компания ссылается на письма автозаправочных станций, по которым последние являются плательщиками НДС и включали налог в цену топлива, приведенную в кассовых чеках, при этом ГСМ приобретался для производственных нужд при эксплуатации арендованных автомобилей. Компания указывает на пункт 4 статьи 164 НК, в соответствии с которым она применила расчетный метод.

Суды четырех инстанций отказали компании в удовлетворении иска.

Для применения вычета по НДС необходимо соблюдение следующих условий: наличие счета-фактуры, отражение в учете товаров (работ, услуг) и предназначение товаров (работ, услуг) для операций, облагаемых НДС. Суды отмечают, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), а подтверждающие документы должны соответствовать требованиям налогового законодательства.

В данном случае компания предъявила чеки ККМ автозаправочных станций, не имея соответствующих счетов-фактур. При этом, НДС в кассовых чеках не выделен отдельной строкой. Таким образом, у компании отсутствуют документы, подтверждающие сумму НДС, предъявленную к оплате при расчетах за приобретенные ГСМ.

Суды указывают, что в соответствии с пунктом 4 статьи 168 НК в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков для обоснования налогового вычета сумма НДС должна выделяться отдельной строкой. При этом обязательное выделение в чеке отдельной строкой НДС не предусмотрено действующим законодательством, так как компания или ИП могут не являться плательщиками НДС.

В решении кассации указано: "выделение в кассовом чеке суммы НДС дает налогоплательщику возможность в случае отсутствия счета-фактуры подтвердить сумму предъявленного ему НДС и включить ее в состав налоговых вычетов". При этом применение расчетного метода при определении суммы вычетов НК не предусмотрено.

Коллегия судей ВАС согласилась с судами трех инстанций и отказала компании в передаче дела в президиум.

(Дело № А56-4764/2013)

При применении рыночных цен взаимозависимость - не повод для неучета расходов, указали суды

По результатам выездной налоговой проверки компании доначислен налог на прибыль, НДС, налог на имущество, а так же пени и штраф по трем эпизодам. Доначисление налога на прибыль по первому эпизоду связано с исключением из состава расходов стоимости прав пользования программными продуктами, приобретенными у ИП, который является директором компании. Инспекция ссылается на взаимозависимость компании и указанного ИП, а также на разработку программных продуктов гражданином А, который одновременно является сотрудником и компании, и предпринимателя.

Признавая недействительным решение инспекции по данному эпизоду, суды трех инстанций указывают на подтверждение компанией спорных расходов надлежащими документами, оформленными в соответствии с требованиями действующего законодательства, и реальность совершенной сделки.

Доводы инспекции относительно взаимозависимости компании и ИП судами отклонены, поскольку сам по себе факт взаимозависимости не является основанием для исключения спорных затрат из состава расходов. При этом "правильность" цен по сделке между взаимозависимыми лицами налоговым органом в порядке статьи 40 НК не проверялась, возражений по примененной цене инспекция не имеет.

К тому же, судами установлено, что инспекция при вынесении оспариваемого решения нарушила требования пункта 8 статьи 101 НК, поскольку оно не содержит ссылок на документы, на основании которых сделан вывод о необоснованности произведенных затрат.

Доначисление налога на прибыль и НДС по второму эпизоду связано с непризнанием расходов и налоговых вычетов по сделке с ООО "С" на техническое обслуживание и проведение ремонтных работ на сетевом и абонентском оборудовании, как документально не подтвержденных (отсутствует точный адрес абонента).

Судами установлено, что работы проводились по заявкам абонентов, выполнение работ подтверждено заказ-нарядами, актами, имеются счета- фактуры. Указанные документы содержат данные физических лиц-заказчиков, выполняемых работ и адрес проведения работ. При этом работы проводились как в квартирах, так и в офисных помещениях. Учитывая, что инспекция опрос абонентов не проводила, доказательств, подтверждающих свое решение, не представила, суды признали решение в этой части недействительным.

Доначисление налогов по третьему эпизоду связано с исключением налоговиками из состава расходов амортизации по оптико-волоконной сети, поскольку компания не располагается по адресам абонентов, к которым относятся ответвления сети. Судами установлено, что данная сеть используется для повышения качества услуг, предоставляемым компанией абонентам, учитывается ею в качестве основного средства и фактически используется для получения дохода. В данном случае отнесение спорного объекта к амортизируемому имуществу и отнесение сумм начисленной амортизации по нему в составе расходов суды сочли также правомерным.

(Дело № А40-39752/2013)

Суд указал: уменьшение цены по договору между компаниями не входит в компетенцию налоговиков

Компания-производитель молочной продукции заключила договор с поставщиком на оказание услуг по обеспечению теплом, паром, холодом, водой в объемах согласно нормам на один килограмм молочной продукции. Расценки на один килограмм рассчитаны и согласованы в договоре. Услуги выполнены и оплачены, все акты подписаны.

При проведении выездной налоговой проверки компании-производителя, налоговики обнаружили, что поставщик услуг завысил расценки на топливо (мазут). Например, расценки установлены исходя из того, что котел, обеспечивающий тепловой энергией, должен работать 365 дней в году 24 часа, а фактически работал круглосуточно только с октября по апрель, а в остальное время - по 8 часов в сутки. Также проверяющие отметили, что в договоре указан расход мазута 108 кг/час, а в техпаспорте котла указан расход 80,6 кг/час. Исходя из вышеизложенного, налоговики произвели свой расчет и пришли к выводу, что проверяемый налогоплательщик заплатил 4 лишних миллиона за мазут, который, по мнению проверяющих, не мог быть использован.

Организация обратилась в арбитражный суд.

Суды трех инстанций удовлетворили ее требования. Кассационный суд пришел к выводу, что налоговый орган, применяя свой расчет, не проверял фактическое потребление мазута. При этом, проверяющие не оспорили факт документального подтверждения расходов на мазут. То есть, фактически налоговики откорректировали цену заключенного договора, что вообще не входит в их компетенцию. Решение ИФНС было отменено.

(Дело № А60-19400/2013)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС упоминала "универсальный корректировочный документ"

ФНС напомнила о разработанном ею универсальном передаточном документе (УПД), а также о том, что его форма носит рекомендательный характер.

В этой связи налогоплательщик вправе добавлять в составляемый документ дополнительные столбцы по аналогии со столбцами "А" и "Б" и (или) вносить дополнительную информацию, необходимую сторонам оформляемой операции, по аналогии со строками 8-19 формы УПД.

По-видимому, чиновники допускают, что налогоплательщик вправе поступить с корректировочным счетом-фактурой так же, как ФНС поступила с обычным: в письме упоминается "универсальный корректировочный документ" в контексте слов об использовании корректировочного счета-фактуры. "Первичные учетные документы до разработки Универсального корректировочного документа составляются в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом изменения в первоначальные первичные учетные документы, в том числе, в Универсальный передаточный документ, в соответствии с обычаями делового оборота не вносятся (например, раздел "Признание аудируемым лицом скидок (накидок)" письма Минфина России от 19.12.2006 № 07-05-06/302)", - пишет ФНС.

Кроме того, ФНС указывает, что бухгалтерское законодательство и постановление № 1137 не устанавливает специальных требований к хранению первичных учетных документов, в том числе, являющихся основанием для получения вычетов по НДС. Следовательно, налогоплательщик самостоятельно определяет место хранения первичных документов, на основании которых составлен корректировочный счет-фактура.

(Письмо ФНС России от 24.01.14 № ЕД-4-15/1121@)

Списание долга по мировому соглашению учитывается в расходах, если приводит к получению дохода

ФНС указала, что по общему правилу, задолженность перед налогоплательщиком, списанная на основании соглашения о прощении долга, не может рассматриваться в качестве обоснованных расходов этого налогоплательщика в смысле статьи 252 НК и, следовательно, в составе расходов для целей налогообложения не учитывается.

Однако чиновники вспомнили правовую позицию президиума ВАС, сформулированную в 2010 году: признание в расходах суммы прощеного долга "может быть признано правомерным, если налогоплательщиком представлены доказательства направленности этих действий на получение дохода, о чём может свидетельствовать наличие у кредитора, освобождавшего должника от лежащих на нём обязанностей, коммерческого интереса в прощении долга, который, в частности, может выражаться в достижении соответствующего мирового соглашения, направленного на урегулирование взаимных требований. Прощение долга признаётся дарением только в том случае, если судом будет установлено намерение кредитора освободить должника от обязанности по уплате долга в качестве дара".

ФНС отметила, что окончательный вывод о правомерности признания указанных расходов может быть сделан только после получения от этой организации пояснений относительно целей заключения мирового соглашения.

При этом, по мнению ФНС, характером коммерческого интереса следует руководствоваться также при отнесении указанных сумм к тому или иному виду расходов и, соответственно, определении порядка их признания для целей налогообложения.

(Письмо ФНС России от 21.01.14 № ГД-4-3/617)

Налог на прибыль: особенности учета в расходах сумм безнадежных ко взысканию долгов

Рассмотрен вопрос об учете при налогообложении прибыли затрат в виде сумм дебиторской задолженности, сроки исковой давности по которым истекли в более ранних налоговых периодах.

ФНС России отмечает, что в НК РФ отсутствуют четкие нормы, регулирующие порядок определения момента признания внереализационных расходов в виде безнадежного долга.

По данному вопросу Президиум ВАС РФ вынес постановление от 15 июня 2010 г. N 1574/10. Согласно нему порядок признания затрат при методе начисления не дает права выбрать налоговый период, в котором во внереализационные расходы включается безнадежная ко взысканию задолженность.

Одновременно отмечается следующее. В силу НК РФ плательщик вправе пересчитать налог и базу по нему за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым периодам. Условие - выявленные несоответствия привели к излишней уплате налога.

Если плательщик создает резервы по сомнительным долгам, то внереализационными расходами признается часть суммы безнадежного долга, которая не покрывается резервом.

Однако также встречается нарушение в виде завышения внереализационных расходов на всю сумму безнадежного долга. При наличии резерва это является необоснованным.

(Письмо ФНС России от 20 января 2014 г. № ГД-4-3/526@ "О рассмотрении письма МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 в соответствии с приказом ФНС России от 16.10.2013 № ММВ-7-3/449@")

Разъяснены особенности налогообложения деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств (столовой предприятия)

Сообщается, в частности, что столовая, числящаяся на балансе организации и оказывающая услуги общественного питания как своим работникам, так и сторонним лицам, относится к объектам обслуживающих производств (объект жилищно-коммунального хозяйства). Порядок определения налоговой базы в отношении деятельности, связанной с использованием данного объекта, установлен статьей 275.1 НК РФ.

В случае, если столовая находится на территории организации и обслуживает только работников данной организации, расходы, связанные с ее содержанием, подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией в соответствии с пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 14.01.2014 N ГД-4-3/271 "По вопросу учета для целей налога на прибыль организаций расходов, связанных с осуществлением деятельности с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств")

Территориальным налоговым органам разъяснен порядок учета для целей налогообложения расходов работодателя, направленных на нужды профсоюзной организации

В письме Минфина России по данному вопросу сообщается, в частности, что расходы, связанные с предоставлением в пользование первичных профсоюзных организаций помещений, оргтехники, средств связи и т.д., с учетом положений статьи 377 Трудового кодекса РФ, могут быть признаны экономически обоснованными и учтены в составе внереализационных расходов на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Одновременно указано на неправомерность включения в налоговую базу по налогу на прибыль затрат организации на выплату премий освобожденным и штатным работникам профсоюзной организации, поскольку профсоюзы независимы в своей деятельности, неподконтрольны и неподотчетны работодателю, такие лица не состоят в штате организации-налогоплательщика и не выполняют для нее работы по договору гражданско-правового характера.

(Письмо ФНС России от 29.01.2014 N ГД-4-3/1399@ "О направлении разъяснений Минфина России")

Доходы кипрской организации, полученные от продажи инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда недвижимости в РФ, подлежат налогообложению на территории РФ

Согласно поправкам, внесенным в российско-кипрское межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения, к доходам от недвижимого имущества относятся также доходы, полученные через посредство трастов недвижимости, паевых фондов недвижимости или подобных коллективных форм инвестирования (пункт 5 статьи 6 Соглашения).

В этой связи сообщается, что доходы резидента Республики Кипр от продажи инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда, в состав имущества которого входит недвижимое имущество, находящееся на территории РФ, с учетом положений пункта 1 статьи 13 Соглашения, облагаются налогом в РФ.

(Письмо ФНС России от 21.01.2014 N ГД-4-3/607@ "О порядке налогообложения налогом на прибыль дохода, получаемого кипрской организацией от реализации инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда")

Если сим-карты приобретаются розничным продавцом в собственность, он может платить ЕНВД

Минфин указал, что предпринимательская деятельность организаций и ИП в сфере розничной реализации сим-карт, приобретенных в собственность в целях дальнейшей реализации, относится к розничной торговле и может быть переведена на ЕНВД.

Кроме того, признается розничной торговлей и подлежит налогообложению ЕНВД деятельность по реализации сим-карт, осуществляемая комиссионерами, поскольку в соответствии со ст. 990 ГК по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

При этом указанная предпринимательская деятельность должна осуществляться комиссионерами через объекты организации торговли, принадлежащие или используемые ими в предпринимательской деятельности на правовых основаниях (собственность, аренда и т.д.).

Однако при реализации сим-карт в рамках агентских договоров продавец выступает от имени оператора связи (его дилера), поэтому такая деятельность должна облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения.

(Письмо Минфина России от 17.01.14 № 03-11-11/1349)

Налоговым органам даны рекомендации по организации работы, связанной с госрегистрацией физических лиц в качестве ИП с одновременной выдачей патента на право применения ПСН

Со 2 января 2014 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие возможность подачи заявления о получении патента на право применения патентной системы налогообложения (ПСН) одновременно с документами для госрегистрации физлица в качестве ИП.

В письме содержатся рекомендации по взаимодействию структурных подразделений налоговых органов для случаев представления физическими лицами необходимых документов непосредственно в налоговый орган, а также через ЕЦР.

Отмечено также, что в соответствии с новыми требованиями налоговый орган обязан в течение 5 дней со дня госрегистрации ФЛ в качестве индивидуального предпринимателя выдать (направить) патент или уведомление об отказе в его выдаче.

(Письмо ФНС России от 09.01.2014 N СА-4-14/69)

Разъяснен порядок налогообложения доходов в виде полученных индивидуальным предпринимателем, применяющим ПСН, сумм компенсаций, возмещения убытков, неустоек

Разъяснения коснулись ситуации, связанной с получением указанных выше доходов индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по сдаче в аренду нежилых помещений, в отношении которой применяется патентная система налогообложения (ПСН).

Сообщается, что суммы возмещения убытков (ущерба, упущенной выгоды), неустоек (штрафов, пени), а также компенсации при расторжении договора аренды нежилого помещения, являются доходами, полученными в рамках деятельности, в отношении которой применяется ПСН, и, следовательно, облагаются налогом, уплачиваемым в связи с применением данного режима налогообложения.

(Письмо ФНС России от 17.01.2014 N ГД-4-3/479 "О направлении разъяснений Минфина России")

Родитель, лишенный родительских прав, вправе претендовать на получение стандартного налогового вычета на ребенка

Согласно сообщению ФНС России связано это с тем, что в соответствии с Семейным кодексом РФ лишение родительских прав не освобождает родителя от обязанности содержать своих детей. Нахождение ребенка на обеспечении и наличие налогооблагаемого дохода по ставке 13 процентов являются условиями реализации права на получение таким родителем стандартного налогового вычета на ребенка.

Отмечено также, что стандартный налоговый вычет в двойном размере может получить единственный родитель (приемный родитель), усыновитель, опекун, попечитель. Если один из родителей лишен родительских прав, второй не признается единственным родителем и не может получить стандартный вычет в двойном размере (если только первый родитель не откажется от его получения).

(Письмо ФНС России от 13.01.2014 N БС-2-11/13@ "О предоставлении налогового вычета")

Для информирования банков о приостановлении операций на счетах налогоплательщиков запустят временный онлайн-сервис

В настоящее время ФНС России разрабатывает порядок информирования банков о приостановлении (отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и переводов его электронных денежных средств в банке в электронной форме. С проектом соответствующего приказа можно ознакомиться на сайте http://regulation.gov.ru.

До его утверждения планируется запустить временный интернет-сервис, реализующий указанный порядок информирования банков. Информация о сроках и условиях работы данного ресурса будет доведена до ЦБ РФ.

(Письмо ФНС России от 22 января 2014 г. № ЕД-4-2/738@ "Ответ на обращение по вопросу применения пункта 12 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.