Мониторинг изменений за период 27.10.14 - 02.11.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Определен перечень расходных материалов для научных исследований, ввоз которых на территорию РФ освобожден от НДС

С 1 октября 2014 года от НДС освобождается ввоз в РФ расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в России (подп. 17 ст. 150 НК РФ). Правительством РФ утвержден перечень таких материалов. В него включены, в частности: лабораторные животные, сахароза безводная высокой степени чистоты, позолоченные электроды, медная фольга и др.

(Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1096 "О перечне расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")

Расчетная цена реализации газа за пределы СНГ для целей исчисления НДПИ за октябрь 2014 года установлена в размере 14 462 рублей за тысячу кубометров

Данная цена используется для расчета базового значения единицы условного топлива при исчислении налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

(Приказ ФСТ России от 10.10.2014 N 1659-э "Об установлении расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, обеспечивающей соответствие изменения роста цен на газ средним параметрам ежегодного изменения цен на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения)", зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2014 N 34433)

В Подмосковье установлены новые ставки транспортного налога

В Подмосковье принят закон, который вносит поправки в городское законодательство о транспортном налоге.

Текст документа опубликован в "Российской газете".

Так, в частности, ставка налога для автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. составит 10 рублей, мощностью свыше 100 до 150 л.с. – 34 рубля, свыше 150 до 200 л.с. – 49 рублей.

Закон вступит в силу с 1 января 2015 года.

(Закон Московской области от 22 октября 2014 года №131/2014-ОЗ)


Вернуться в начало


Правовые новости

Ключевая ставка Банка России повысилась до 9,5%

С 31 октября Банк России решил повысить ключевую ставку до 9,5% годовых (ранее – 8%). Такое решение обусловлено изменением внешних условий в сентябре-октябре (снижением цен на нефть, ужесточением санкций в отношении ряда крупных российских компаний), которые, в свою очередь, привели к ослаблению рубля и дальнейшему ускорению роста потребительских цен.

Кроме того, до конца I квартала 2015 года прогнозируется сохранение инфляции на уровне выше 8%. Банк России намерен принимать меры по замедлению роста потребительских цен до целевого уровня 4% в среднесрочной перспективе. В случае улучшения внешних условий, формирования устойчивой тенденции к снижению инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен начать смягчение денежно-кредитной политики.


Вернуться в начало


Законопроекты

Совет Федерации ратифицировал Конвенцию о взаимной помощи по налоговым делам

Совет Федерации одобрил Федеральный закон "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам".

Согласно документу, страны, ратифицировавшие конвенцию, оказывают друг другу административную помощь по обмену информацией, проводят одновременные налоговые проверки и участвуют в налоговых проверках за границей.

Кроме того, участники конвенции оказывают друг другу помощь по взиманию налогов, включая принятие обеспечительных мер, передает пресс-служба Совета Федерации.

НК РФ дополнят понятием "личный кабинет налогоплательщика"

Накануне Совет Федерации одобрил поправки в части первую и вторую НК РФ, совершенствующие налоговое администрирование.

Так, в частности, закон дополняет НК РФ новым понятием "личный кабинет налогоплательщика".

Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, использование этого информационного ресурса ФНС, приведет к сокращению сроков получения налоговых документов и уменьшению расходов, связанных с их направлением.

Ставки страховых взносов сохранятся до 2017 года - законопроект принят в 1 чтении

Госдума приняла в 1 чтении законопроект № 611451-6 о внесении изменений в статью 33-1 федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и статью 58-2 федерального закона "О страховых взносах в ПФ, ФСС, ФОМС".

Проектом предполагается продление действия пониженного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 2017 года включительно.

На этот период тарифы взносов для основной массы плательщиков останутся на уровне 2012 - 2016 годов - 30% (ПФ - 22%, ФСС - 2,9%, ФОМС - 5,1%) в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10% в ПФ сверх установленной предельной величины базы.

Напомним, что предельные базы теперь устанавливаются отдельно для ПФ и для ФСС, а их величина на 2015 год посчитана и вынесена правительством РФ на общественное обсуждение.

В законе 212-ФЗ изменения вносятся только в статью 58.2, устанавливающую общие тарифы. При этом для льготных категорий плательщиков пониженные взносы установлены статьей 58 данного закона, и для некоторых из этих категорий льготы действуют по 2014 год включительно. Данным законопроектом продление их действия не предусмотрено.

Минфин разработал порядок освобождения от НДС расходных материалов для научных исследований

Минфин разработал проект правительственного постановления "Об утверждении Порядка применения освобождения от НДС расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в РФ, ввозимых на территорию РФ".

Текст документа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

В ведомстве поясняют, что необходимость разработки документа обусловлена принятием Федерального закона от 4 июня 2014 г. № 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Согласно документу, освобождение от НДС применяется при условии представления в таможенный орган документа, подтверждающего использование расходных материалов в научно-исследовательской и научно-технической деятельности, а также экспериментальных разработках.

Форма соответствующего документа будет утверждена Министерством образования и науки РФ.


Вернуться в начало


Судебная практика

Адрес массовой регистрации контрагента сам по себе не говорит о недобросовестности

В 2009-2010 годах ООО "А" закупало продукцию (компоненты нефтепродуктов) у ООО "Т", в 2011 году - у ООО "П" для последующей реализации.

По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила ООО "А" НДС, пени и штраф, посчитав, что действия компании по операциям с ООО "Т" и "П" направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Инспекция ссылается на следующие факты: контрагенты не располагались по заявленным юрадресам, операции по расчетным счетам контрагентов имеют транзитный характер, к тому же, у них отсутствуют первичные документы по спорным операциям (товарно-транспортные накладные, путевые листы), а первичка, представленная ООО "А", подписана неустановленными лицами.

Суды трех инстанций признали недоказанным наличие в действиях ООО "А" признаков недобросовестности.

Суды установили, что счета-фактуры содержат все обязательные реквизиты и соответствуют требования статьи 169 НК. Суды отклонили довод инспекции о подписании документов неустановленными лицами, поскольку почерковедческая экспертиза подписей инспекцией не проводилась.

Контрагенты компании были зарегистрированы в установленном законом порядке. Доказательств привлечения руководителей контрагентов к уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства инспекцией не представлено.

Отсутствие контрагента по юридическому адресу не является доказательством недобросовестности истца, поскольку это свидетельствует лишь о том, что контрагентом не соблюден порядок госрегистрации или внесения изменений в учредительные документы. В данном случае адрес, указанный в первичных документах в качестве адреса контрагентов, совпадает со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ.

Суды также разъяснили, что адрес "массовой регистрации" контрагентов не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика.

Инспекция, к тому же, не доказала отсутствие персонала, технических средств и механизмов, необходимых для осуществления реальной деятельности, поскольку не анализировала возможность привлечения третьих лиц и аренды имущества.

Также инспекция не представила доказательств, что денежные средства, уплаченные ООО "А" в адрес поставщиков, в дальнейшем возвращались компании.

Выводы налогового органа о непредставлении документов, подтверждающих факт доставки товара, является несостоятельным, поскольку отсутствие ТТН не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС при условии, что оприходование товаров осуществляется посредством оформления товарных накладных или актов приема-передачи. В данном случае налоговому органу были представлены товарные накладные на получение товара, поскольку доставка осуществлялась силами поставщиков.

Кроме того, суды установили, что истец является не единственным покупателем у спорных контрагентов, что также не позволяет сделать вывод о формально созданном документообороте.

При этом нарушений по уплате налога на прибыль налоговым органом не установлено. Решение инспекции признано недействительным.

(Дело № А12-1434/2014)

ВС: правопреемником-упрощенцем не восстанавливается НДС по основным средствам

В январе-феврале 2009 года ООО "Е", применявшее ОСН, приобрело основные средства, по которым заявило налоговый вычет. В октябре 2009 года ООО "Е" было реорганизовано путем присоединения к ООО "Т", применявшему УСН, и передало последнему основные средства, которые приняты правопреемником к учету для использования в производственной деятельности.

По результатам выездной налоговой проверки правопреемника инспекция доначислила НДС, пени и штраф, указав на неправомерное неисчисление (невосстановление) НДС за 3 квартал 2009 года в отношении основных средств, полученных от ООО "Е".

Суд первой инстанции признал решение инспекции недействительным, указав, что у ООО "Т", применявшего УСН, не возникла обязанность по восстановлению налога.

Апелляция, напротив, решила, что факт использования ОС для операций, не облагаемых НДС, влечет восстановление к уплате сумм налога, ранее принятых к вычету присоединенной организацией.

Окружной арбитражный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, указав на пункт 8 статьи 162.1 НК, которым предусмотрено отсутствие обязанности по восстановлению НДС при передаче правопреемнику товаров, в том числе ОС, при приобретении которых суммы налога были приняты реорганизованной организацией к вычету.

Судья ВС согласился с выводами окружного арбитражного суда, указав: "какой-либо обязанности по восстановлению и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость правопреемниками реорганизованной организации в отношении получаемого имущества, в том числе и в случае дальнейшего использования такого имущества для операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, действующее налоговое законодательство не устанавливает".

(Дело А52-1617/2013)

НДС, уплаченный налоговым агентом, в ряде случаев может вернуть сам налогоплательщик

В 2009 году компания участвовала в организованных Росимуществом торгах по продаже арестованного имущества. В дальнейшем, в качестве победителя указанных торгов, компания перечислила денежные средства в размере 11,2 млн рублей, в том числе НДС - 1,7 млн рублей в счет оплаты приобретенного недвижимого имущества.

Решением суда проведенные торги признаны недействительными вследствие допущенных организатором нарушений.

В 2011 году компания обратилась в Росимущество с заявлением о возврате уплаченных денежных средств, в результате чего ей были возвращены 9,5 млн рублей. Относительно суммы НДС Росреестр сообщил компании, что данная сумма перечислена им в качестве налогового агента в бюджет в виде НДС от реализации имущества и рекомендовал обратиться в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и налоговый орган. Однако обращения в указанные инстанции результата не дали.

Компания обратилась в инспекцию по месту учета с заявлением о возврате суммы налога. Однако инспекция отказала компании, указав, что переплата не подтверждается камеральной налоговой проверкой, в карточке лицевого счета компании отсутствует переплата.

Компания обратилась в суд с требованием о возврате суммы излишне уплаченного налога.

Суды трех инстанций признали решение налоговиков неправомерным, указав на статью 21 НК, в соответствии с которой налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

При этом возврат излишне перечисленных налоговым агентом в бюджет сумм налога возможен агенту в двух случаях:

если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего;

если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.

В данном случае НК не возлагает на агента обязанность по возврату излишне удержанных сумм налога и он не производил возврат налога компании по ее требованию или собственной инициативе, следовательно, излишне удержанная налоговым агентом с налогоплательщика и перечисленная в бюджет сумма, подлежит возврату налогоплательщику налоговым органом по месту учета последнего.

Судья ВС согласился с выводами судов и отказал инспекции в передаче дела на пересмотр в коллегию по экономическим спорам.

(Дело № А32-8768/2013)

Суды напомнили о возможности принять НДС к вычету позже, чем возникло право на него

В 2005-2007 годах ЗАО выполняло подрядные работы для ООО. Результаты работ принимались заказчиком поэтапно в 2009-2010 годах. В 2009 году он обнаружил счета-фактуры (25 штук), выставленные ЗАО и оформленные ненадлежащим образом (отсутствовала подпись главного бухгалтера ЗАО), которые не могли служить основанием для применения вычета по НДС. По запросу заказчика подрядчик представил исправленные счета-фактуры, и в 2010-2011 годах ООО заявило по ним налоговый вычет.

По результатам выездной проверки ООО инспекция сочла, что 17 счетов-фактур не могут служить основанием для вычета, поскольку он заявлен за пределами трехлетнего срока с момента возникновения у налогоплательщика права на вычет. Периодом возникновения права инспекция считает период совершения хозяйственной операции, то есть 2005-2007 годы.

Суд первой инстанции признал решение инспекции недействительным, поскольку работы приняты к учету только в 2009-2010 годах.

Апелляция отменила его решение, согласившись с налоговиками, что трехлетний срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 173 НК, нарушен.

Кассация оставила в силе решение суда первой инстанции, указав, что право на налоговый вычет возникло у компании в 2009-2010 годах при принятии работ к учету (пункт 1 статьи 172 НК). До принятия работ к учету вычет применяться не может. При этом принимать НДС к вычету не запрещено позже периода возникновения права на вычет - в течение последующих трех лет.

(Дело № А41-696/2014)

Суды указали, при каких условиях получение ретробонуса приведет к восстановлению НДС

В целях розничной продажи компания закупала продукцию у поставщиков. За достижение определенного договорами объема поставок и объем оплат за поставленный товар поставщики выплачивали компании премии. Договорами определено, что выплаченная премия не уменьшает стоимость товара, ни поставленного в период, за который начислена премия, ни поставленного в последующих периодах. Корректировочные счета-фактуры при этом не оформлялись.

По результатам выездной проверки за 2009-2011 годы налоговики доначислили НДС, пени и штраф, указав, что премии должны уменьшать стоимость поставленных товаров, что влечет необходимость изменения налоговой базы по НДС у поставщиков и сумм налоговых вычетов по НДС у компании.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что условия договоров не предусматривают изменение цены в результате выплаты премии, подписанные акты расчета премий также не содержат условия об изменении цены поставленного ранее товара.

Суды разъясняют, что механизм восстановления НДС, предусмотренный пунктом 3 статьи 170 НК, может быть применен в случае, когда премия по условиям договора уменьшает цену товара и рассчитывается как процентное соотношение к цене за единицу товара, поставщиком выставлен корректировочный счет-фактура к первоначальному счету-фактуре, внесены изменения в первичный документ (товарную накладную) и скорректирована налоговая база по НДС.

Отсутствие корректировки налоговой базы по НДС поставщиками, а также отсутствие у истца корректировочных счетов-фактур свидетельствует о том, что он не обязан уменьшать ранее принятый к вычету НДС.

Напомним, что с 1 июля 2013 года вступил в силу закон от 05.04.2013 № 39-ФЗ, которым установлено, что выплаченные премии за исполнение условий договора не меняют цену товара в целях НДС (если только изменение цены при выплате премий не предусмотрено условиями договора поставки). Однако суды не впервые руководствуются новыми нормами применительно к прошлым периодам. Об аналогичном деле мы писали ранее - кассация отменила решение налоговиков, несмотря на то, что спорные правоотношения возникли за год до вступления в силу вышеуказанного закона.

Ретробонусы давно не дают покоя налоговикам, однако раньше (до правки НК) они доначисляли по ним исходящий НДС (а не пытались уменьшать вычеты), но все равно проигрывали в судах.

(Дело № А40-17450/2014)

Стоимость проезда соискателя из другого города на собеседование в расходах не учитывается

Компания учла в расходах при исчислении налога на прибыль стоимость проезда на собеседование физлица из Пензы, устраивающегося на работу, в Москву к возможному месту работы. По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, посчитав эти расходы экономически необоснованными.

Суды трех инстанций согласились с выводами инспекции.

К прочим расходам в соответствии с пунктом 1 статьи 264 НК относятся расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала. К этим расходам суды отнесли затраты по поиску и подбору персонала, соответствующего требованиям работодателя, в том числе оплату услуг кадровых агентств и иных специализирующихся на предоставлении персонала организаций, оплату рекламы в СМИ и иных аналогичных расходов, связанных именно с поиском работников.

Указанная норма не предоставляет право включать в состав расходов по набору работников стоимость проезда работника, устраивающегося на работу, к месту работы на собеседование.

К тому же, истец не представил доказательств направления будущему работнику предложения об устройстве на работу, вызове его на собеседование именно в день прибытия и проведения собеседования в указанный день.

(Дело № А40-119798/2013)

Вклад в УК - не то же, что оплата долей в УК имуществом в налоговых целях при его продаже

В мае 2009 года ООО "В" приобрело у ООО "А" 85/100 долей в его уставном капитале, передав в качестве средства оплаты земельные участки стоимостью 5,6 млн рублей (определенной независимым оценщиком). В марте 2010 года ООО "В" вышло из состава участников ООО "А", получив в качестве оплаты вексель третьего лица.

В августе 2010 года ООО "А" реализовало 2/3 доли каждого из указанных участков физлицам. При этом стоимость отчуждаемых долей была определена сторонами договоров в размере 6 млн рублей, а оплата произведена на расчетный счет компании.

При исчислении налога на прибыль за 2010 год ООО "А" учло доход от реализации долей земельных участков, при этом в составе расходов учло стоимость земельных участков в размере 5,6 млн рублей.

В ходе выездной налоговой проверки инспекция сделала вывод о нарушении компанией требований пункта 1 статьи 268 и пункта 1 статьи 277 НК, согласно которым она вправе уменьшить налогооблагаемую базу на остаточную стоимость имущества, внесенного в его уставной капитал, а не на стоимость, определенную оценщиком.

Суды трех инстанций разъясняют, что в данном случае участки передавались истцу ООО "В" не в качестве вклада в уставной капитал, а в качестве средства оплаты 85/100 его долей.

Согласно пункта 1 статьи 15 закона об ООО оплата долей в уставном капитале компании может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Если номинальная стоимость доли участника в УК, оплачиваемой не денежными средствами, составляет более чем 20 тысяч рублей, для определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Номинальная стоимость доли, оплачиваемой не денежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком.

Таким образом, компания правомерно учла стоимость земельных участков, полученных в качестве оплаты доли в уставном капитале, определенной независимым оценщиком, в расходы при исчислении налога на прибыль. Решение инспекции суды признали недействительным.

(Дело № А14-10865/2013)

Если законом установлена обязанность по списанию брака, его можно учесть в расходах

Компания, осуществляющая торговлю фармацевтическими и медицинскими товарами, учла в расходах стоимость бракованных лекарственных средств, признанных таковыми в связи с указаниями Росздравнадзора об их отзыве из обращения в связи с истечением срока годности, с боем и браком первичной упаковки.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль и пени, указав на экономическую необоснованность этих затрат, непроведение инвентаризации, неопределение суммы нормативных и ненормативных потерь, непредставление решения следственных органов об отсутствии виновных лиц либо заключения специализированной организации о факте порчи товара, ненаправление претензий поставщикам с целью возврата бракованного товара. Также компания не вела учет брака на 29 счете "Брак в производстве", не применяла унифицированные формы акта о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей, не вела учет по сроку годности. Кроме того, оказалось невозможно идентифицировать лекарственные средства в связи с отсутствием ссылок на реквизиты писем Росздравнадзора. То есть, по мнению инспекции, компания списала документально не подтвержденные расходы.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав на обязанность по списанию брака, установленную подпунктами 1 и 2 статьи 31 ФЗ 86 от 22.06.1998 года "О лекарственных средствах". Лекарство, пришедшее в негодность, с истекшим сроком годности, или фальсифицированное запрещается к продаже и подлежит уничтожению.

Суды установили, что компания постоянно проводила мониторинг писем Росздравнадзора об отзыве непригодных к использованию лекарств. Кроме того, имеется брак приобретенного товара, который в силу условий заключенных договоров не всегда возможно вернуть продавцу. Стоимость списанных бракованных лекарственных средств составила в 2009 году – 0,16%, в 2010 году – 0,4%, в 2011 году – 0,11% от себестоимости реализованных товаров, что свидетельствует об отсутствии намерений компании получать доход от таких операций.

В решении кассации указано: "налоговое законодательство не предусматривает каких-либо неблагоприятных последствий в случае несоблюдения порядка уничтожения товаров для признания понесенных в связи с потерей товара расходов в качестве уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, на несоблюдение которого ссылается инспекция в кассационной жалобе".

Довод инспекции об ошибочном отражении брака на 44 счете "Расходы на продажу" суды отклонили, так как 28 счет "Брак в производстве" предназначен для обобщения информации о потерях от брака в производстве, в то время как налогоплательщик производственную деятельность не ведет, осуществляя лишь продажу товаров.

(Дело № А41-68834/2013)


Вернуться в начало


Прочее

Услуги населению, приведенные в ОКУН, частично отражены в новых классификаторах ОКПД2 и ОКВЭД2

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст с 01.02.2014 приняты и введены в действие с установлением переходного периода до 01.01.2015 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2).

Сообщается, что принято решение о продлении переходного периода до 1 января 2016 года.

В дальнейшем, по мере необходимости, услуги населению будут отражаться в ОКВЭД2 и ОКПД2 путем внесения в них изменений.

(Письмо ФНС России от 20.10.2014 N ЕД-4-2/21612 "О направлении письма Минфина России")

Исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ: уточнено, как оформляется журнал учета решений

Скорректирован порядок ведения Журнала учета решений о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

В связи с тем, что цифровое значение и даты справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юрлица открытых банковских счетов и справки о непредставлении организацией в течение последних 12 месяцев налоговой отчетности совпадают, в графе 6 проставляется один раз цифровое значение номера (без буквенного индекса) и дата справок.

(Приказ ФНС России от 20 октября 2014 г. № ММВ-7-14/539@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 8 сентября 2005 года № САЭ-3-09/442@")

ФНС разослала налоговикам указания Минфина об изменениях в документах по НДС

ФНС разослала нижестоящим налоговым органам письмо Минфина от 18 сентября 2014 г. N 03-07-15/46850 о вступлении в силу постановления правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 735, которым внесены изменения в постановление правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137.

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур дополнен новыми графами для отражения сведений о посреднической деятельности. Дополнительные графы появились также в формах книги покупок и книги продаж, применяемых при расчетах по НДС. Это связано с принятием федерального закона 134-ФЗ и появлением у неплательщиков НДС обязанности вести учет счетов-фактур при их выставлении и (или) получении в связи с посреднической деятельностью.

Нововведения вступили в силу 1 октября 2014 года.

(Письмо ФНС России от 23 октября 2014 г. N ГД-4-3/21966@)

Когда услуги УК, ТСЖ, ЖСК облагаются НДС?

В силу НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от него) операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых УК, ТСЖ, ЖСК, жилищными или иными специализированными потребкооперативами. При этом указанные налогоплательщики должны приобретать такие услуги у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии и газоснабжающих организаций, компаний, осуществляющих горячее и холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Также не подлежат налогообложению (освобождаются от него) операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) УК, ТСЖ, ЖСК, жилищными или иными специализированными потребкооперативами. Указанные налогоплательщики должны приобретать эти работы (услуги) у организаций и ИП, непосредственно их выполняющих (оказывающих).

При этом налогоплательщик, осуществляющий указанные операции, вправе отказаться от их освобождения от налогообложения.

Таким образом, если УК, ТСЖ, ЖСК, жилищные или иные специализированные потребкооперативы использовали право на отказ от освобождения указанных операций от налогообложения, они облагаются НДС.

(Письмо ФНС России от 21 октября 2014 г. № ГД-18-3/1413 "О порядке налогообложения услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, входящих в состав муниципального жилищного фонда")

На IV квартал 2014 года определены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля

Коэффициенты-дефляторы, применяемые при расчете ставок НДПИ, на IV квартал 2014 года установлены в следующих размерах:

  • на антрацит - 0,995;
  • на уголь коксующийся - 0,973;
  • на уголь бурый - 1,004;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,977.

Коэффициенты-дефляторы ежеквартально устанавливаются по каждому виду угля с учетом изменения цен на уголь в Российской Федерации.

(Информация Минэкономразвития России "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на IV квартал 2014 года", источник публикации "Российская газета", N 247, 29.10.2014)

Как подсчитываются 183 дня в целях определения налогового резидентства, если НДФЛ уплачивает само физлицо, а не налоговый агент?

Налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в России в совокупности не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом требований о непрерывности течения указанных 183 дней положения НК РФ не содержат.

Подсчет упомянутых выше 183 дней производится налоговыми агентами - российскими организациями, в том числе работодателями, на дату фактического получения дохода. Поэтому для исчисления сумм налога при каждой выплате доходов налоговый агент должен принимать во внимание количество дней пребывания иностранца в России.

Датой фактического получения зарплаты признается последний день календарного месяца, за который она выплачивается.

Таким образом, при определении размера налоговой ставки в отношении зарплаты, например, за октябрь 2014 г. принимается совокупное количество дней пребывания физлица в России за период с 01.11.2013 по 31.10.2014.

Для применения налоговым агентом ставки налога в размере 13% в отношении доходов от работы по найму получение налогоплательщиком специального удостоверения (подтверждения) от российского налогового органа не требуется.

При определении налогового статуса, если налогоплательщик самостоятельно вносит налог, подсчет упомянутых выше 183 дней производится за период с 1 января по 31 декабря календарного года, в котором были получены соответствующие доходы.

(Письмо ФНС России от 22 октября 2014 г. № ОА-3-17/3584@ "О порядке подтверждения статуса иностранного гражданина в качестве налогового резидента РФ")

Насчет уплаты госпошлины в связи с госрегистрацией ипотеки надо обращаться в Росреестр

ФНС в своем недавнем письме указала, что администратором госпошлины за госрегистрацию ограничения (обременения) права в виде ипотеки являются не налоговые органы, а Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Поэтому ФНС считает нецелесообразным высказывать свою позицию по этой теме, а также размещать на своем сайте в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами" письма Росреестра от 17.01.2014 N 14-исх/00425-ГЕ/14 и Минфина от 03.02.2014 N 03-05-04-03/4114 в отношении уплаты указанной госпошлины.

Минфин со ссылкой на эти письма высказывался об изменениях, которые имели место в части регистрационных действий в отношении ипотеки с 1 июля 2014 года. В частности, договор об ипотеке, заключенный (подписанный) после 1 июля 2014 года, не подлежит госрегистрации с указанной даты, а будут осуществляться регистрационные действия в отношении каждого из передаваемых в ипотеку объектов недвижимого имущества.

Напомним, что на днях подписан федеральный закон, которым вносятся изменения в части уплаты госпошлин за регистрационные действия в связи с ипотекой.

(Письмо Минфина России от 7 октября 2014 г. N БС-4-11/20547@)

Как заполнять декларации по налогу на имущество с кадастровой стоимости помещений

ФНС разъяснила, что заполнение разделов 3 налоговой декларации (налогового расчета по авансовому платежу) производится пообъектно и не предполагает возможность суммирования кадастровых стоимостей объектов, облагаемых по кадастровой стоимости.

Кроме того, в каждом разделе 3 должен быть указан по строке с кодом 014 или строке с кодом 015 соответственно кадастровый номер здания (строения, сооружения) или кадастровый номер помещения (в случае заполнения раздела 3 в отношении помещения, по которому проведен кадастровый учет).

Если у организации имеется несколько помещений в одном торговом центре, в отношении которых проведен кадастровый учет, а сам торговый центр включен в региональный перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, то в отношении каждого помещения необходимо заполнять отдельный раздел 3 декларации (или расчета). При этом в строках 015 указываются кадастровые номера, а в строках 020 и 025 налоговой декларации (строках 020 и 030 налогового расчета) - кадастровые стоимости каждого из помещений и необлагаемые налогом кадастровые стоимости (если по какому-либо объекту организация имеет право на льготу по налогу).

Если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, то согласно НК налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания.

В этом случае в графе 020 разделов 3 форм налоговой отчетности по налогу указывается доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания.

(Письмо ФНС России от 16.10.14 № БС-4-11/21488)

Управляющие компании фондов представляют в Банк России консолидированную финансовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО, начиная с отчетности за 2015 год

Данное требование установлено Федеральным законом от 05.05.2014 N 111-ФЗ в отношении управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Обращено внимание на то, что требования по составлению, представлению и публикации годовой консолидированной финансовой отчетности самих фондов в соответствии с МСФО законом не установлено.

(Информационное сообщение Банка России "О требованиях по составлению, представлению и публикации годовой консолидированной финансовой отчетности")

Налоговый орган вправе самостоятельно снять с регистрации исключенную из Госреестра модель ККТ "ОКА - 102К версия 01" с истекшим сроком амортизации

При этом пользователь должен быть уведомлен о снятии ККТ с регистрации не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации.

В случае если нормативный срок амортизации не истек, применение указанной модели осуществляется до истечения такого срока.

(Письмо ФНС России от 22.10.2014 N ЕД-4-2/21910 "О применении контрольно-кассовой техники "ОКА-102К версия 01")

Надо ли перерегистрировать ККТ при смене вывески АО на публичное или непубличное

ФНС напомнила, что изменение наименования юрлица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса в новой редакции не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Таким образом, в случае изменения организационно-правовой формы юрлица в связи с приведением ее в соответствие с нормами главы 4 ГК перерегистрация контрольно-кассовой техники в налоговом органе не требуется.

(Письмо ФНС России от 22.10.2014 г. № ЕД-4-2/21933)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.