Мониторинг изменений за период 28.04.14 - 11.05.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Подписан закон, направленный на усиление экономической поддержки отечественной кинематографии

Внесенными в НК РФ поправками предусмотрено, что к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относятся денежные средства, полученные некоммерческой организацией, в пределах предоставленных ей сумм, источником которых являются бюджетные ассигнования, выделенные на производство национальных фильмов или в возмещение расходов на указанные цели. Учредителем таких организаций выступает Российская Федерация в лице Правительства РФ.

(Федеральный закон от 05.05.2014 N 108-ФЗ "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

В пункте 2 статьи 296 Налогового кодекса РФ слова "кроме доходов" заменены на слова "кроме расходов"

Согласно названному пункту к расходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, кроме доходов, указанных в статьях 254 - 269 НК РФ (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ о негосударственном пенсионном обеспечении), относятся расходы, установленные пунктом 2 статьи 296 НК РФ.

Поскольку в статьях 254 - 269 НК РФ речь идет о расходах, слова "кроме доходов" заменены словами "кроме расходов".

(Федеральный закон от 05.05.2014 N 109-ФЗ "О внесении изменения в статью 296 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Расширена сфера применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на территории Российской Федерации

Для негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговых организаций, федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утверждается Правительством РФ, открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ, установлена обязанность представлять консолидированную финансовую отчетность.

Федеральным законом также уточняется понятие консолидированной финансовой отчетности, под которой теперь понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности определяется как группа.

Кроме того, определено, что до 1 января 2016 года на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя порядок применения контрольно-кассовой техники (регистраторов расчетных операций), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за применением контрольно-кассовой техники, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

(Федеральный закон от 05.05.2014 N 111-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности")

Положения статьи 6 "Доходы от недвижимого имущества" типового соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и иностранными государствами применяются в том числе к доходам от недвижимого имущества предприятия

Кроме того, уточнена терминология, используемая в соглашении. В частности, уточнено, что термин "лицо" означает физическое лицо, компанию или любое другое объединение лиц. Термин "компания" означает любое корпоративное объединение или любое образование, рассматриваемое как корпоративное объединение для целей налогообложения. Термин "предприятие" применяется к осуществлению любой предпринимательской деятельности.

(Постановление Правительства РФ от 26.04.2014 N 371 "О внесении изменений в Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество")

Утверждены формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за I квартал 2014 года

Орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ на взаимодействие с Минсельхозом России, в срок до 16 мая 2014 года должен представить в Минсельхоз России сводную отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за I квартал 2014 года в соответствии с утвержденными формами отчетности:

  • по товаропроизводителям, осуществляющим деятельность следующих видов - сельское хозяйство, обслуживание в сфере сельского хозяйства, пищевая и перерабатывающая промышленность;
  • по сельскохозяйственным потребительским кооперативам (кроме кредитных) и сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам;
  • по крестьянским (фермерским) хозяйствам.

(Приказ Минсельхоза России от 19.03.2014 N 85 "Об утверждении форм отчетности за I квартал 2014 года", зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 N 32092)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Подписан закон, направленный на совершенствование административных процедур при предоставлении государственных услуг в сфере таможенного дела

Федеральным законом регламентируются процедуры внесения изменений в реестры таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли, а также приостановления (возобновления) их деятельности в качестве лиц, включённых в соответствующий реестр.

Кроме того, периодичность представления таможенными представителями в таможенный орган отчётности о своей деятельности изменяется с ежеквартальной до полугодовой.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 05.05.2014 N 113-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части совершенствования административных процедур при предоставлении государственных услуг")

Правительство РФ уполномочено утверждать нормы ввоза в Россию товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей

Правительство РФ также вправе устанавливать:

  • дополнительные ограничения для ввоза или вывоза товаров физическими лицами;
  • нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Таможенного союза в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 05.05.2014 N 114-ФЗ "О внесении изменения в статью 317 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")

Упрощен порядок совершения таможенных операций в отношении товаров с применением ограничений

Установлено, что таможенные органы при таможенном декларировании товаров в электронной форме не должны требовать представления заключений (идентификационных) о непринадлежности товаров к товарам, контролируемым в соответствии с законодательством РФ в области экспортного контроля, выдаваемых ФСТЭК России и уполномоченными экспертными организациями.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Приказ ФТС России от 12.03.2014 N 447 "О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2014 N 32061)


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 сентября 2014 года вступает в силу федеральный закон, которым внесены изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ

Изменения касаются вопросов организационно-правовых форм юридических лиц, а также некоммерческих корпоративных организаций.

Предусматривается, что учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение фирменного наименования юридического лица в связи с приведением наименования юридического лица в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование. Учредительные документы указанных юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным ранее юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона):

  • к обществам с дополнительной ответственностью - об обществах с ограниченной ответственностью (статьи 87 - 90, 92 - 94);
  • к сбытовым (торговым) потребительским кооперативам - о производственных кооперативах (статьи 106.1 - 106.6);
  • к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим или дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам - о потребительских кооперативах (статьи 123.2 - 123.3);
  • к политическим партиям, к созданным в качестве юридических лиц профессиональным союзам (профсоюзным организациям), общественным движениям, органам общественной самодеятельности и территориальным общественным самоуправлениям - об общественных организациях (статьи 123.4 - 123.7);
  • к некоммерческим партнерствам, объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам - об ассоциациях (союзах) (статьи 123.8 - 123.11);
  • к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - о товариществах собственников недвижимости (статьи 123.12 - 123.14);
  • к общественным и благотворительным фондам - о фондах (статьи 123.17 - 123.20);
  • к государственным академиям наук - о государственных учреждениях (статьи 123.21 - 123.22);
  • к общественным учреждениям - о частных учреждениях (статьи 123.21 - 123.23).

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) об акционерных обществах. Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона)), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

При регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) государственная пошлина не взимается.

Созданное до дня официального опубликования настоящего Федерального закона некоммерческое партнерство, участником которого является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, может состоять из одного участника.

Учреждение, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение, за исключением государственного или муниципального учреждения, по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

(Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")

Уточнен порядок представления заявителем документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их получения

Установлено, в частности, что представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

Кроме того, скорректированы положения, определяющие случаи, при которых не требуется свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении.

(Федеральный закон от 05.05.2014 N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")

Уточнен порядок оплаты уставного капитала обществами с ограниченной ответственностью

Установлено, что каждый учредитель общества должен оплатить полностью свою долю в уставном капитале общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества. Срок такой оплаты не может превышать 4 месяца с момента государственной регистрации общества.

В настоящее время уставный капитал ООО должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала общества должна быть оплачена его участниками в течение первого года деятельности общества.

(Федеральный закон от 05.05.2014 N 129-ФЗ "О внесении изменений в статью 90 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью")

В России будет создана национальная система платежных карт

Оператор национальной системы платежных карт (НСПК) будет создан в форме открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого будет принадлежать Банку России. Официальным знаком обслуживания НСПК будет обозначение рубля, утвержденное Банком России.

В НСПК будут обязаны участвовать кредитные организации, которые Банк России признал значимыми на рынке платежных услуг, в том числе национально значимые платежные системы. Платежная система будет признаваться национально значимой, в частности, в случае, если Россия, Банк России или граждане России прямо или косвенно контролируют ее оператора и операторов услуг платежной инфраструктуры (за исключением расчетного центра).

Значимые кредитные организации будут обязаны организовать взаимодействие с операционным центром и платежным клиринговым центром НСПК.

Закон запрещает операторам услуг платежной инфраструктуры в одностороннем порядке приостанавливать (прекращать) оказывать услуги участникам платежной системы и их клиентам.

Операторы платежных систем, которые не являются национально значимыми, должны будут внести на специальный счет в Банке России обеспечительный взнос. В случае, если оператор в одностороннем порядке приостановит или прекратит оказание услуг участникам платежной системы и их клиентам, Банк России сможет наложить на него штраф в размере до 10 процентов от обеспечительного взноса за каждый день приостановления или прекращения услуг.

На операторов национально значимых платежных систем за аналогичные нарушения Банк России сможет налагать штраф в размере до 10 миллионов рублей за каждый день приостановления или прекращения услуг.

Для увеличения тарифов и введения новых тарифов оператор платежной системы должен будет направить уведомление в Банк России с обоснованием тарифных изменений. Уведомление будет направляться не менее чем за 120 дней до введения в действие тарифных изменений. Тарифные изменения будут вводится в действие не ранее чем через 120 дней после уведомления Банка России.

Изменениями в ст. 15.36 КоАП РФ вводится административная ответственность оператора платежной системы за неисполнение требований законодательства о национальной платежной системе с максимальным штрафом для должностного лица до 1 миллиона рублей.

Поправками в Закон РФ "О защите прав потребителей" вводится обязанность продавца обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.

(Федеральный закон от 05.05.2014 N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Россия присоединилась к конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям от 28 мая 1988 года

Факторинг - это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Конвенция регулирует отношения, возникающие при использовании договоров факторинга и уступки права требования, и определяет, в частности, права и обязанности сторон в отношениях по договору факторинга. Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 года. Ее ратифицировали, в частности, Франция, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Нигерия.

Присоединение к Конвенции обусловлено необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с международными стандартами в области факторинга.

По замыслу законодателей, присоединение России к конвенции и последующее совершенствование законодательства в этой сфере (в том числе - внесение поправок в валютное законодательство) окажет положительное влияние на увеличение доли факторинга в ВВП страны и на поддержку малого и среднего бизнеса в России.

(Федеральный закон от 05.05.2014 N 86-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям")

Установлены правила наличных расчетов с соблюдением требований валютного законодательства

Утвержденное Положение не распространяется на расчеты между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, на банковские операции, а также на платежи, осуществляемые в соответствии с таможенным и налоговым законодательством.

Конкретизированы требования, касающиеся соблюдения предельного размера наличных расчетов (в размере, не превышающем 100 тыс. рублей) в рамках одного договора.

Так, например, установлено, что наличные расчеты в валюте РФ между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

(Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов", зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 N 32079)


Вернуться в начало


Законопроекты

НК РФ могут дополнить понятием "личный кабинет налогоплательщика"

В Госдуму поступил законопроект № 515313-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ", который содержит поправки в порядок налогового администрирования.

Так, в частности, законопроект предусматривает дополнение статьи 11 Налогового кодекса РФ новым понятием "личный кабинет налогоплательщика", который предлагается определить как информационно-телекоммуникационный ресурс, доступ к которому осуществляется на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в сети "Интернет", в установленном им порядке, предназначенный для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и исполнения обязанностей, установленных НК РФ.

В Госдуму поступили поправки в порядок уплаты налога на имущество административно-деловыми и торговыми центрами

В Госдуму поступил законопроект № 515313-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ", который предусматривает внесение поправок в порядок уплаты налога на имущество организаций.

Так, в частности, законопроектом предлагается внесение изменений в статью 378.2 части второй Налогового кодекса РФ в части определения фактического использования объекта недвижимости при исчислении налога на имущество организаций.

В настоящее время при исчислении налога на имущество в отношении административно-деловых центров и торговых центров налоговая база определяется как кадастровая стоимость таких объектов недвижимости.

При этом фактическим использованием объекта в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а в целях размещения торговых объектов признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

"Исходя их действующих формулировок объект недвижимого имущества, в котором, к примеру, 19% площади используется для размещения офисов, а 19% – для размещения торговых помещений, не попадает под критерии объекта, налогообложения которого осуществляется от кадастровой стоимости. Для сравнения – объект, в котором 21% площади используется только для размещения офисов (или только для размещения торговых помещений), попадает под налогообложение от кадастровой стоимости. Таким образом, нарушается принцип справедливости налогообложения", - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

В этой связи документ предусматривает уточнение критериев фактического использования объекта недвижимого имущества путем внесения в ст. 378.2 НК РФ положений о том, что налоговая база как кадастровая стоимость определяется также в отношении объектов, в которых не менее 20% площади суммарно используется для размещения офисных и торговых объектов.

ИП могут избавить от обязанности самостоятельно исчислять земельный налог

В Госдуму поступил законопроект № 515313-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", который предусматривает внесение поправок в порядок уплаты земельного налога.

Законопроектом также предлагается внести в главу 31 "Земельный налог" НК РФ изменения, отменяющие обязанность физических лиц – ИП, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, самостоятельно исчислять земельный налог и авансовые платежи по налогу.

Таким образом, документ предусматривает направление налоговых уведомлений на уплату земельного налога налоговыми органами всем налогоплательщикам – физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям по всем земельным участкам как используемым (предназначенным для использования), так и неиспользуемым в предпринимательской деятельности.


Вернуться в начало


Судебная практика

Отсутствие работников - не повод не сдавать сведения о среднесписочной численности

ИФНС привлекла компанию, зарегистрированную в августе 2012 года, к штрафу по статье 126 НК за непредставление документов в установленный срок - сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. При этом работники у компании отсутствовали. Суды трех инстанций признали решение инспекции правомерным.

Согласно пункту 3 статьи 80 НК сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а при создании организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания. Статьей 126 НК предусмотрена ответственность за непредставление документов в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый документ.

Учитывая, что в установленный срок компания документы не предоставила, суды сочли, что инспекция правомерно привлекла ее к ответственности в виде штрафа в размере 100 рублей (с учетом смягчающих обстоятельств, которые в деле не указаны).

При этом суды напоминают, что статья 80 НК (в редакции, действовавшей в спорный период) распространяется на всех налогоплательщиков вне зависимости от количества наемных работников. Кроме того, показатель среднесписочной численности работников отнесен к показателям, влияющим на порядок исчисления налогов и применение различных режимов налогообложения, поэтому сведения об отсутствии работников относятся к информации, используемой налоговым органом в целях налогового контроля.

(Дело № А62-2115/2013)

Возможность ознакомления ИФНС с оригиналами документов не лишает ее права запросить копии

Поэтому сам по себе факт проведения проверки в помещении налогоплательщика не отменяет его обязанность выполнить требование. Однако если его срок истек за пределами проверки, штраф за непредставление документов не положен, указали суды.

В ходе выездной налоговой проверки компании выставлены требования о представлении заверенных копий документов в десятидневный срок с даты вручения. Однако к окончанию этого срока проверка была завершена. Организация в письме, направленном в налоговую, указала не незаконность требования документов после окончания проверки. Тем не менее, в связи с их непредставлением инспекция доначислила фирме штраф по статье 126 НК сумме 12 тысяч рублей.

Компания, ссылаясь также на наличие при проверке возможности ознакомиться с истребованными документами на своей территории, обратилась в суд.

Суды трех инстанций отклонили данный довод, указав, что проведение выездной проверки на территории налогоплательщика и ознакомление с оригиналами документов не освобождает от обязанности представлять копии документов.

Однако удовлетворяя заявленные требования, суды указывают на статьи 89, 93 НК, в соответствии с которыми правонарушение в виде непредставления документов считается оконченным по истечении установленного законом срока исполнения требования.

Учитывая, что к концу срока представления запрошенных документов проверка была окончена, суды признали требование неправомерным. Кроме того, суды отмечают, что запрошенные инспекцией документы не конкретизированы, перечислены лишь их категории, а реквизиты не определены, что свидетельствует о неопределенности требования.

(Дело № А76-4877/2013)

Процесс ликвидации фирмы - не основание для освобождения от уплаты налога

В период ликвидации компании, применяющей упрощенку, в налоговую инспекцию была предоставлена уточненная декларация за предшествующий год по УСН с указанием суммы к уплате 89 тысяч рублей. Согласно первичной декларации сумма к уплате составляла 0 рублей.

Однако по уточненке компания не уплатила налог в бюджет. Налоговики направили фирме требование об уплате, а она обратилась в суд с заявлением о признании недействительным этого требования. По мнению заявителя, требование выставлено в нарушение норм действующего законодательства после принятия решения о ликвидации организации и по истечении трех месяцев с момента выявления недоимки.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска, отметив доказанность факта неисполнения обязанности по уплате налога. Ни нормы НК, ни нормы ГК не содержат положений об освобождении организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать налоги. В частности, в статье 44 НК начало ликвидации фирмы не указано в качестве основания для прекращения данной обязанности.

В действиях ИФНС судьи не усмотрели нарушений регламента по взысканию налога, который установлен НК. Наоборот, в случае, если требование не будет выставлено, налоговая автоматически теряет право на последующее взыскание задолженности в судебном порядке.

Несостоятельным признан судами и довод компании о том, что налоговым органом пропущен срок направления требования. Пропуск трехмесячного срока со дня выявления недоимки не приводит к признанию требования недействительным, а также не лишает ИФНС права на взыскание налога в пределах срока, установленного НК. Такой вывод содержится и в постановлении пленума ВАС от 28.02.2001 № 5.

(Дело № А12-16429/2013)

Перепродажа товара без наценки не лишает права на вычет по НДС, решили суды

В проверяемый период ИП осуществлял два вида деятельности: оптовую торговлю, подпадающую под общий режим налогообложения, и услуги грузоперевозок - УСН на основе патента. Предприниматель представил в инспекцию налоговую декларацию по НДС, в которой заявил налог к возмещению. По результатам камеральной проверки ИФНС отказала предпринимателю, ссылаясь на реализацию товара без торговой наценки. По мнению инспекции, этот факт свидетельствует о недобросовестности предпринимателя.

Суды трех инстанций указали, что в этом случае налоговики должны доказать недостоверность сведений в представленных налогоплательщиком первичных документах. Однако к ним у ИФНС претензии отсутствуют, правильность цен по сделкам не устанавливалась, претензий к раздельному учету нет, сделки не оспорены. Кроме того, инспекция не указала конкретного перечня счетов-фактур, по которым предпринимателю отказано в вычетах.

Кассация отмечает: "сама по себе реализация товара без торговой наценки не свидетельствует о направленности действий предпринимателя на получение необоснованной налоговой выгоды исходя из общегражданского принципа свободы договора и возможности прекращения встречных обязательств зачетом в соответствии со статьями 1, 410 Гражданского кодекса".

Кроме того, суды установили, что документы, на основании которых вынесены спорные решения, получены с нарушением положений НК. Инспекция истребовала у ИП не только документы, непосредственно связанные с вычетами по НДС, но и документы, не связанные с вычетами и послужившие основанием для вывода о реализации товара без наценки. Учитывая данные обстоятельства, суды признали решение инспекции недействительным.

(Дело № А78-5584/2013)

Суды разъяснили, чем можно подтвердить включение НДС в стоимость в целях учета в расходах

В проверяемом периоде в 2010 году ИП выполнял работы по договору подряда, заключенному с ООО. Однако в договоре стоимость работ была указана без НДС, в счете-фактуре налог также не выделен. Сумма налога была предусмотрена только в локальной смете.

По результатам выездной проверки предпринимателя ИФНС доначислила в частности НДФЛ, пени и штраф. Инспекция считает, что включение в цену товаров (работ, услуг) НДС определяется только счетом-фактурой, и не может определяться данными локальной сметы. Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным и разъясняют следующее.

В соответствии со статьей 168 НК при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик НДС дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога.

Проанализировав договоры, локальную смету, счет-фактуру, платежные поручения, суды пришли к выводу, что в договоре согласована та стоимость работ, которая предусмотрена сметой, то есть с учетом НДС, несмотря на то, что НДС не выделен. При этом суды отмечают, что договором не оговорено, что стоимость работ предусмотрена без учета НДС.

Следовательно, предприниматель правомерно исчислил НДС в пользу ООО по налоговой ставке 18/118 и уменьшил на эту сумму базу для исчисления НДФЛ.

(Дело № А29-2771/2013)

Должен ли ИП на УСН, передавший здания в УК своей фирме, платить налог на имущество

Физлицо, имеющее статус ИП, в 2007 году приобрело нежилые здания, зарегистрировав право собственности в ЕГРП. В 2008 году им совместно с другим физлицом было организовано ООО, а данное имущество передано в качестве вклада в уставной капитал по акту приема - передачи. Право собственности было зарегистрировано за ООО только в 2013 году. До этого ООО выступало арендатором.

Инспекция, классифицировав данную сделку как мнимую, направила ИП требование об уплате налога на имущество за 2009-2011 годы. ИФНС сочла, что имущество, переданное в качестве вклада в уставной капитал в 2008 году, не могло быть использовано ИП в предпринимательской деятельности в 2009-2011 годах.

Предприниматель, не согласившись с признанием сделки мнимой, и полагая, что применение им УСН освобождает от уплаты налога на имущество, обратился в суд.

В соответствии со статьям 213 и 223 ГК организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями с момента госрегистрации права собственности на имущество в ЕГРП.

С момента передачи и до регистрации права собственности спорное имущество пять лет находилось на балансе ООО. Предприниматель не заявлял о том, что имущество после состоявшейся передачи было ему возвращено.

В результате суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в 2009 - 2011 годах спорное имущество находилось во владении и пользовании ООО и в предпринимательской деятельности ИП не использовалось. Следовательно, требование налогового органа об уплате налога на имущество правомерно.

Однако кассация, отменяя судебные акты предыдущих инстанций и прекращая производство по делу, разъясняет, что в арбитражном суде рассматриваются не все споры с участием ИП, а лишь связанные с их предпринимательской и иной экономической деятельностью.

В данном случае спор о признании недействительным спорного требования подлежал бы рассмотрению в арбитражном суде в случае использования истцом имущества в предпринимательской деятельности. Поскольку судами установлено, что оно таким способом не использовалось, то спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Решение налоговиков осталось в силе.

(Дело № А52-1549/2013)


Вернуться в начало


Прочее

Применительно к деятельности страховых организаций разъяснено использование общепринятого в мировой практике принципа "вытянутой руки"

Принцип "вытянутой руки" представляет собой совокупность правил, применяемых при определении соответствия цен в сделках между взаимозависимыми лицами рыночным. Эти правила предусмотрены разделом V.1 НК РФ.

В письме ФНС России, посвященном вопросам применения страховщиками данных правил, разъясняется, в частности, следующее:

  • при определении суммового критерия для целей признания сделки контролируемой помимо доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 НК РФ, учитываются также доходы от страховой деятельности, указанные в п. 2 ст. 293 НК РФ. Не учитываются при определении суммового критерия, в частности, суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды, доходы от долевого участия в других организациях, суммы возмещения убытков или ущерба, если их установление не связано с искусственным созданием условий, при которых сделка не признается контролируемой;
  • при сопоставлении коммерческих и финансовых условий совершенной сделки с условиями сопоставимых сделок возможно использование страховщиком информации о ценах в сделках, заключенных в соответствии с разработанными тарифами;
  • если методы, указанные в статье 105.7 НК РФ, не позволяют определить соответствие цены сделки рыночным ценам, возможно применение иных методов и подходов к ценообразованию при соблюдении принципа "вытянутой руки".

(Письмо Минфина России от 29.04.2014 N 03-01-РЗ/20100)

При определении сопоставимости сделок, предметом которых являются углеводородные ресурсы, используется информация о ценах и котировках российских и иностранных бирж

Использование таких сведений обусловлено презумпцией соответствия цен сделок, заключенных по результатам биржевых торгов, рыночным ценам.

Сопоставимыми признаются сделки, если, например, различия между коммерческими и (или) финансовыми условиями не оказывают существенного влияния на их результаты или если такие различия могут быть учтены с помощью соответствующих корректировок. Перечень характеристик, оказывающих существенное влияние на условия сделок, определен п. 4 ст. 105.5 НК РФ.

При определении групп однородных и идентичных товаров, относящихся к углеводородным ресурсам, необходимо учитывать следующее.

При определении идентичности физических характеристик в отношении:

  • нефти - могут использоваться характеристики, предусмотренные пунктом 4 Государственного стандарта Российской Федерации 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта России от 08.01.2002 N 2-ст.
  • автомобильного бензина, дизельного топлива, мазута, топлива для реактивных двигателей, авиационного бензина, судового топлива - допускается использование характеристик, предусмотренных Техническим регламентом ТС 013/2011, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826.

При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения. Соответственно, при признании товаров однородными допускаются некоторые различия в их физических характеристиках. При этом такие различия не должны влиять на возможность товаров выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

(Письмо Минфина России от 29.04.2014 N 03-01-РЗ/20105)

Доход латвийского банка в виде процентов по кредиту, предоставленному российской компании, подлежит налогообложению в РФ

Сумма налога в части, необходимой к уплате на территории Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход.

Данный вывод основан на положениях статьи 11 "Соглашения об избежании двойного налогообложения..." от 20.12.2010, заключенного Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики.

Иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение).

По данному вопросу рекомендовано также ознакомиться с позицией Минфина России, изложенной в письме от 09.04.2014 N 03-00-РЗ/16236 (письмо посвящено вопросам применения предусмотренных международными соглашениями льгот (пониженных ставок и освобождений) в отношении выплачиваемых доходов от источника в РФ).

(Письмо ФНС России от 24.04.2014 N ГД-4-3/8162@ "По вопросу порядка исполнения российской организацией функций налогового агента по удержанию налога с доходов в виде процентов по кредиту, выплачиваемых латвийскому банку")

Минфин высказался о начислении НДС на услуги иностранной организации по хранению информации на зарубежных серверах

Минфин России разъяснил вопрос определения места реализации услуг, которые иностранная организация, не имеющая представительства в РФ, оказывает российскому контрагенту. Этот вопрос важен при решении вопроса о налогообложения таких услуг налогом на добавленную стоимость. В комментируемом письме авторы обратили внимание на услуги по аренде движимого имущества и услуги по хранению информации в электронном виде на серверах, находящихся за пределами России.

Как известно, объектом налогообложения по НДС признается, в частности, реализация услуг на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Порядок определения места реализации установлен в статье 148 Налогового кодекса. В частности, в подпункте 4 пункта 1 данной статьи определено, что местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств), признается территория РФ, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на ее территории.

Соответственно, в рассматриваемом случае местом реализации услуг по аренде (прокату) движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств) признается территория РФ. А потому такие услуги облагаются НДС на общих основаниях.

С услугами по аренде наземных автотранспортных средств и услугами по хранению информации в электронном виде на серверах, находящихся за пределами России, ситуация иная. Минфин обращает внимание на положения подпункта 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ, где сказано, что место реализации услуг, не предусмотренных подпунктами 1 — 4.1, 4.3 пункта 1 статьи 148 НК РФ, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги, признается территория РФ в случае присутствия этой организации в России на основе государственной регистрации.

Услуги по хранению информации и аренде (прокату) автотранспортных средств к услугам, перечисленным в пп. 1 — 4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ, не относятся. При этом в рассматриваемом случае иностранный контрагент не состоит на учете в налоговых органах РФ. Соответственно, местом реализации таких услуг территория РФ не признается. На этом основании данные услуги НДС не облагаются.

(Письмо Минфина России от 25.04.14 № 03-07-РЗ/19611)

Исчисление налогоплательщиками, являющимися организациями, авансовых платежей по транспортному налогу в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей производится без учета повышающих коэффициентов

Сообщается, что в соответствии с пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

При этом определено, что в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающих коэффициентов.

Согласно пункту 2.1 статьи 362 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Иных условий исчисления суммы авансовых платежей по транспортному налогу пунктом 2.1 статьи 362 НК РФ не установлено.

Согласно разъяснениям Минфина России исчисление налогоплательщиками, являющимися организациями, авансовых платежей по транспортному налогу в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей производится без учета повышающих коэффициентов, установленных пунктом 2 статьи 362 НК РФ.

По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму транспортного налога в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 НК РФ, то есть с учетом повышающего коэффициента.

(Информация ФНС от 05.05.2014 "ФНС России разъяснила порядок исчисления авансовых платежей по транспортному налогу для дорогостоящих автомобилей")

ФСС РФ напоминает страхователям об отмене обязанности сообщать об открытии банковских счетов

Соответствующие изменения законодательства вступают в силу с 1 мая 2014 года. Кроме того, с указанной даты сокращаются сроки регистрации (снятия с регистрации) в государственных внебюджетных фондах - до трех рабочих дней.

Сообщается также, что для подтверждения факта регистрации страхователю будет направляться с использованием сети Интернет электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью. Получение в письменной форме на бумажном носителе подтверждения факта регистрации станет необязательным.

(Информация ФСС РФ от 24.04.2014)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.