Мониторинг изменений за период 29.09.14 - 05.10.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Крупнейшими налогоплательщиками могут признаваться организации, имеющие лицензию на осуществление определенного вида финансовой деятельности

В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших теперь будет применяться такой критерий, как наличие лицензии:

  • на право осуществления банковских операций;
  • на право осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера;
  • на право осуществления деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • профессионального участника рынка ценных бумаг и (или) лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра.

Для отнесения организации к налогоплательщикам, подлежащим администрированию на региональном уровне, помимо соответствия критериям по суммарному объему полученных доходов, величине активов и уплаченных налогов, необходимо соответствие установленному критерию среднесписочной численности работников - свыше 50 человек.

Не относятся к категории крупнейших налогоплательщиков организации, применяющие специальные налоговые режимы.

(Приказ ФНС России от 19.09.2014 N ММВ-7-2/483@ "О внесении изменений в приказы МНС России и ФНС России")

ФНС России обновила Регламент эксплуатации подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" налоговыми органами

Скорректирован Приказ ФНС России о вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица". Это сделано во исполнение Плана мероприятий по передаче функций из Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных в ФКУ "Налог-Сервис".

Регламент эксплуатации подсистемы изложен в новой редакции.

Назначение подсистемы состоит в оптимизации процессов взаимодействия с подразделениями Службы путем предоставления налогоплательщику доступа к информационным ресурсам ФНС России с использованием ТКС и организации электронного документооборота. Это позволит повысить собираемость налогов путем полного и качественного информирования налогоплательщика о состоянии процессов налогового администрирования по его объектам налогообложения, ускорить процессы приема и обработки документов и даст возможность принимать правильные решения в части мониторинга и управления состоянием расчетов с бюджетом налогоплательщика.

Для получения доступа налогоплательщик должен пройти процедуру регистрации и подписать Соглашение об открытии доступа к сервису "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица". Процедура регистрации проводится через подсистему и не требует обращения в инспекцию Службы.

Приказ вступает в силу с 12.01.2015.

(Приказ ФНС России от 15 сентября 2014 г. № ММВ-7-6/469@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 14.01.2014 № ММВ-7-6/8@")


Вернуться в начало


Таможенное дело

На сайте Евразийской экономической комиссии будет размещен реестр структур электронных документов и сведений, используемых при реализации информационного взаимодействия в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли Таможенного союза

Реестр включает в себя полный перечень указанных структур электронных документов и сведений, используемых в интегрированной системе между уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также между уполномоченными органами государств-членов и Евразийской экономической комиссией.

Реестр обязателен для применения при проектировании новых и модернизации существующих информационных систем, обеспечивающих реализацию информационного взаимодействия средствами интегрированной системы в рамках реализации общих процессов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегия Евразийской экономической комиссии от 30.09.2014 N 180 "О Порядке ведения и применения реестра структур электронных документов и сведений, используемых при реализации информационного взаимодействия в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли Таможенного союза")


Вернуться в начало


Правовые новости

Скорректированы положения Порядка ведения кассовых операций и правил хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях

Так, в частности:

  • введено понятие кассового обслуживания клиентов;
  • скорректированы порядок и формы применяемых документов (введена ссылка на Указание от 30.07.2014 N 3352-У "О формах документов...", изложены в новой редакции некоторые формы и введена форма 0401106 "Валютный кассовый ордер");
  • уточняется порядок работы с применением автоматических устройств (в том числе предусмотрен порядок сдачи организациями денежных средств для зачисления на банковские счета через автоматическое приемное устройство).

Указание вступает в силу с 1 ноября 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в более поздние сроки.

(Указание Банка России от 30.07.2014 N 3353-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 24 апреля 2008 года N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2014 N 34111)


Вернуться в начало


Законопроекты

Совет Федерации одобрил поправки в порядок уплаты НДФЛ беженцами

В рамках первого заседания осенней сессии Совет Федерации одобрил законопроект, который освобождает от НДФЛ компенсацию родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях.

Кроме того, законопроектом вносятся изменения, предусматривающие пониженную ставку НДФЛ в отношении доходов, полученных от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории России.

Данными изменениями ставка для иностранных граждан, признанных беженцами либо получивших временное убежище, понижается до 13%.

Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, действие указанных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Сенаторы одобрили новый порядок расчета налога на имущество физических лиц

В рамках первого заседания осенней сессии Совет Федерации одобрил законопроект, который вносит поправки в НК РФ, определяющие порядок установления размера налога на имущество физических лиц на основе кадастровой оценки недвижимости.

Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, законом вводится новая глава НК РФ "Налог на имущество физических лиц", согласно которой налог будет устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

При этом в качестве базы для исчисления налога на имущество физлиц применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта налогообложения на кадастровый учет.

Согласно законопроекту, субъекты РФ должны полностью перейти на налогообложение имущества физических лиц на основе кадастровой оценки до 2020 года.

Налоговая ставка составит 0,1% в отношении жилых домов, жилых помещений, в том числе, находящихся в состоянии незавершенного строительства. При этом ставка может быть уменьшена до нуля или увеличена, но не более, чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Правительство внесло в Госдуму законопроект о страховых взносах на обязательное соцстрахование

Правительство своим распоряжением от 30 сентября 2014 года № 1923-р вносит в Госдуму законопроект "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

Как сообщает правительственная пресс-служба, законопроектом устанавливается, что в 2015 году и в плановый период 2016 и 2017 годов указанные страховые взносы уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года №179-ФЗ.

Таким образом, законопроектом сохраняются 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

Кроме того, сохраняется льгота по уплате страховых взносов, которая стимулирует работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс.

Не только материалы налоговиков смогут быть поводом для уголовных дел в налоговой сфере

Госдума приняла во втором чтении законопроект № 357559-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (об уточнении порядка возбуждения уголовных дел)", внесенный президентом РФ.

Законопроектом признается утратившей силу введенная в 2011 году часть 1.1 статьи 140 УПК, согласно которой поводом к возбуждению уголовного дела по статьям 198-199.1 УК (уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента) могут быть только материалы, поступившие от налоговых органов.

Таким образом, с принятием законопроекта в виде закона в налоговой сфере опять будут действовать общеустановленные поводы для возбуждения уголовного дела. Это:

  • заявление о преступлении;
  • явка с повинной;
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В УПК также вводятся нормы, предусматривающие порядок возбуждения налогового дела. При поступлении из органа дознания сообщения о налоговых преступлениях следователь сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган по отношению к органу, в котором налогоплательщик состоит на учете. К сообщению прилагаются подтверждающие документы, расчеты суммы недоимки. Налоговики должны дать свое заключение на них, с учетом чего принимается решение о возбуждении дела. Если заключение не представлено, то решение принимается и без него.

Изменения вступят в силу со дня официального опубликования закона.

В Госдуму внесен законопроект о повышении МРОТ

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект об изменении минимального размера оплаты труда.

Как сообщает пресс-служба кабинета министров, законопроектом предлагается провести с 1 января 2015 года повышение МРОТ, установив его в сумме 5965 рублей в месяц.

Проект федерального закона подготовлен в целях приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствии с требованиями статьи 133 Трудового кодекса.

ФНС намерена дополнить коды видов операций по НДС

ФНС РФ разработала проект ведомственного приказа "О внесении изменений в приказ ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@ "Об утверждении кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур".

Текст документа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Ведомство поясняет, что документ дополняет виды операций новыми кодами, отражаемыми в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также в книгах покупок и книгах продаж.

Разработка документа обусловлена внесением Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ изменений в статью 174 НК РФ.

ФНС разработала формы реестров счетов-фактур

ФНС РФ разработала проект ведомственного приказа "Об утверждении форм реестров счетов-фактур, порядка их заполнения, порядка представления реестров счетов-фактур в налоговые органы и образца отметки налогового органа, проставляемой на реестрах счетов-фактур, представленных плательщиками акцизов в налоговый орган".

Текст документа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Ведомство поясняет, что утверждение форм реестров счетов-фактур направлено на реализацию положений статьи 201 Налогового кодекса РФ.

Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 200 НК РФ, производятся при представлении в налоговый орган реестров счетов-фактур, а также на основании сведений, отраженных в налоговых декларациях по акцизам, в которой налогоплательщики указывают сведения, указанные в счетах-фактурах (корректировочных счетах-фактурах).

В Подмосковье в 2015 году изменятся ставки транспортного налога

В Подмосковье подготовлен законопроект "О внесении изменений в Закон Московской области "О транспортном налоге в Московской области".

Текст документа опубликован в "Российской газете".

Согласно законопроекту, ставка налога для легковых автомобилей мощностью до 100 л.с. составит 10 рублей, для легковых автомобилей мощностью до 150 л.с. – 34 рубля, мощностью до 200 л.с. – 49 рублей.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2015 года.


Вернуться в начало


Судебная практика

ВС: на проценты, переплаченные в бюджет, взыскиваются проценты в пользу налогоплательщика

По результатам камеральной проверки представленной компанией уточненной декларации по НДС за 2 квартал 2011 года, инспекция уменьшила заявленный к возмещению налог. Требование об уплате налога и процентов (равных двукратной ставке рефинансирования ЦБ – пункт 17 статьи 176.1 НК) было исполнено путем зачета 30 марта 2012 года. Однако решением суда решение инспекции в отказе в возмещении НДС признано недействительным. Сумма излишне взысканного налога была возвращена компании, возврат процентов инспекция не произвела.

Компания обратилась в суд с заявлением о возврате процентов за пользование денежными средствами и процентов, начисленных на уплаченные компанией проценты. Суды трех инстанций и судья ВС, отказавший в передаче дела в судебную коллегию по экономическим спорам, удовлетворили требование налогоплательщика.

В данном случае бездействие налогового органа в отношении возврата налогоплательщику излишне уплаченных процентов в порядке пункта 17 статьи 176.1 НК является незаконным и нарушает права истца. Соответственно, возможно начисление процентов на сумму излишне взысканных с компании процентов, исчисляемых на сумму переплаты в размере ставки рефинансирования ЦБ.

В решении окружного арбитражного суда указано: "установление в отношении налогоплательщиков, претендующих на ускоренное возмещение НДС, дополнительного риска применения в отношении него положений пункта 17 статьи 176.1 Кодекса, компенсирующего потери бюджета за несвоевременное пользование бюджетными средствами, не исключает, в свою очередь, наличие возможности применения в отношении необоснованно взысканных по пункту 17 статьи 176.1 Кодекса процентов общеустановленного порядка начисления процентов (статьи 78, 79 Кодекса)".

Кроме того, при отмене решения об отказе в возмещении НДС факт использования бюджетных средств отсутствует, следовательно, начисление процентов в порядке пункта 17 статьи 176.1 НК неправомерно. Соответственно уплаченные проценты являются излишне уплаченными суммами, за неправомерное пользование которыми подлежат начислению проценты в порядке статей 78, 79 НК.

(Дело № А53-3810/2013)

Доставка товара легковушкой, зарегистрированной в ГИБДД через полгода, укрепила подозрения

По результатам выездной проверки инспекция отказала ООО "С" в вычетах по НДС и исключила расходы по операциям с некоторыми контрагентами, в частности ООО "А" и ООО "Ю", ссылаясь на их недобросовестность и неосмотрительность самого налогоплательщика. В результате инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штрафы.

В ходе проверки инспекция установила, что руководители указанных контрагентов отрицают свою причастность к деятельности компаний и подписание документов от их имени, то есть счета-фактуры и акты выполненных работ подписаны неустановленными лицами. Кроме того, ООО "А" и ООО "Ю" по юридическим адресам не располагаются, бухгалтерский учет не ведут, расходы, характерные обычной хозяйственной деятельности, у них отсутствуют. Денежные средства, полученные от ООО "С", обналичивались в течение нескольких дней путем прохождения через ряд расчетных счетов юрлиц, созданных для этой цели.

В представленных товарно-транспортных накладных от грузоотправителей ООО "А" и ООО "Ю" в качестве транспорта указан автомобиль с госномером, который на момент операций зарегистрирован в ГИБДД не был, а через полгода этот номер был выдан легковому автомобилю. Этот легковой автомобиль в силу его технических данных не мог перевезти стекло в объемах от 5,3 тонны до 19,6 тонны, указанных в предоставленных товарно-транспортных накладных.

Кроме того, инспекция отказала в применении налоговых вычетов по НДС, отраженных в 1 квартале 2010 года, по партии товара, поставленной в декабре 2009 года, в связи со сверхнормативным боем. В представленном акте указан бой стекла по товарной накладной на сумму 348 тысяч рублей, при этом общая сумма этой же накладной – 276 тысяч рублей. К тому же, в акте о бое для доставки стекла указан один автомобиль, а в товарно-транспортной накладной - другой.

Суды трех инстанций признали решение инспекции правомерным, указав на противоречивость сведений в представленных истцом документах, что свидетельствует о формальности их составления и о цели получения необоснованной налоговой выгоды.

(Дело № А12-24223/2013)

Суды разъяснили, что считать датой реализации недвижимости при методе начисления

В апреле 2011 года по итогам внеочередного собрания акционеров ОАО "Н" было принято решение о выделении из него ОАО "Г" и "Э", а ОАО "Г" в дальнейшем реорганизовать в ОАО "С". Также собранием утвержден разделительный баланс, по которому недвижимое имущество (два здания и земельный участок) переданы ОАО "Г", с последующей передачей ОАО "С". Реорганизация завершена 30 июня 2011 года.

В переходный период - 15 июня 2011 года ОАО "Н" и сторонний контрагент - ОАО "Б" - заключили договор купли-продажи вышеуказанного имущества. Согласно акту приема-передачи передача имущества произведена 21 июня 2011 года.

В соответствии с договором право собственности покупателя на приобретаемое имущество возникает с момента госрегистрации перехода права собственности, которое зарегистрировано 1 июля 2011 года.

По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила ОАО "С" налог на прибыль, пени и штраф, установив, что компания доходы от продажи имущества не учла при исчислении налога на прибыль.

Компания обратилась в суд, полагая, что не должна учитывать эти доходы, так как не является стороной по договору купли-продажи. Имущество передавалось не ею, а ОАО "Н" по акту передачи от 15 июня 2011 года, то есть до завершения процесса реорганизации. Кроме того, компания ссылается на изменения, внесенные в пункт 3 статьи 271 НК, в соответствии с которыми датой реализации недвижимого имущества признается дата его передачи по передаточному акту или иному документу о передаче.

Суды трех инстанций признали решение инспекции правомерным, указав, что право собственности на имущество перешло к истцу 30 июня 2011 года (с момента завершения реорганизации), а право собственности на имущество передано ОАО "Б" 1 июля 2011 года (на дату госрегистрации перехода права собственности). Следовательно, доход от реализации спорного имущества должен быть отражен в налоговом учете у ОАО "С", а не у ОАО "Н".

Суды отклонили ссылку истца на статью 271 НК, так как указанные положения вступили в силу с 1 января 2013 года (206-ФЗ от 29.11.2012), поэтому к правоотношениям 2011 года применимы быть не могут.

(Дело № А45-23287/2013)

Регистрация членов семьи в качестве ИП не помогла предпринимателю остаться на УСН

Предприниматель занимался продажей ГСМ на собственной АЗС, применяя УСН. По результатам выездной проверки инспекция установила, что кроме данного ИП на этой же АЗС осуществляли ту же деятельность в качестве предпринимателей его супруга и отец.

Инспекция установила также следующие обстоятельства: все оборудование и помещения АЗС были оформлены на предпринимателя, трудовые договоры с сотрудниками АЗС заключались им же, затраты по содержанию нес только ИП, им же заключались все договоры на поставку ГСМ. Все распоряжения, касающиеся выполнения сотрудниками АЗС своих обязанностей, выдавались только проверяемым предпринимателем.

Кроме того, только проверяемый ИП значился в реестре плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду, состоял на учете в качестве природопользователя и оформлял необходимые документы в отделе надзорной деятельности.

В результате инспекция сочла, что фактически деятельность по реализации ГСМ осуществлялась одним предпринимателем, и, сложив выручку его выручку с выручкой членов его семьи, установила превышение лимита на применение УСН в 3 квартале 2008 года, и доначислила налоги по общей системе. По мнению инспекции, супруга и отец предпринимателя действовали как звенья в схеме по "дроблению бизнеса".

Суды трех инстанций признали решение инспекции правомерным, указав, что предпринимателем создана схема, фактически направленная на получение налоговой выгоды в виде уклонения от уплаты налогов.

Судья ВС согласился с выводами судов и отказал предпринимателю в передаче дела в комиссию по экономическим спорам ВС.

(Дело № А51-14163/2012)

Оплата, произведенная ИП со счета физлица, не основание для отказа в вычетах НДС

ИП приобрел 1/2 доли в праве собственности на нежилое помещение по договору купли-продажи, заключенному с ЗАО. После приобретения помещение было сдано в аренду третьему лицу.

ИП представил в инспекцию декларацию по НДС за 4 квартал 2012 года, в которой заявил 950 тысяч рублей к возмещению из бюджета. По результатам камеральной проверки налоговики отказали в возмещении, указав на неправомерное предъявление к вычету НДС по приобретенному помещению. Инспекция указала, что договор-купли продажи был заключен ЗАО с физическим лицом, денежные средства были перечислены также со счета физлица (выступавшего не в роли ИП).

При этом счет-фактура первоначально был выставлен в адрес ИП, однако впоследствии ему был направлен исправленный счет-фактура, в котором в графе покупатель указано физлицо.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что нежилое помещение приобретено для целей предпринимательской деятельности и получения систематического дохода.

В данном случае предпринимателем представлены все необходимые документы, подтверждающие приобретение помещения, счет-фактура выставлен с выделенной суммой НДС, помещение принято на учет для использования в облагаемых НДС операциях.

Довод инспекции о перечислении денежных средств в счет оплаты со счета физического лица отклонен судами: "отнесение сделок к операциям, совершенным физическим лицом и предпринимателем, не зависит от порядка расчета, а определяется в зависимости от фактического использования имущества и услуг в предпринимательской деятельности".

Кроме того, по мнению судов, недостатки документов, представленных налогоплательщику третьим лицом, также не являются достаточным основанием для отказа в вычетах.

(Дело № А56-61502/2013)


Вернуться в начало


Прочее

С 1 октября применяются новые формы журнала счетов-фактур, книг покупок и продаж

Минфин сообщил, что изменения, внесенные в постановление правительства № 1137, постановлением от 30.07.2014 N 735, вступят в силу 1 октября - то есть 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

Напомним, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур дополнен новыми графами для отражения сведений о посреднической деятельности. Дополнительные графы появились также в формах книги покупок и книги продаж, применяемых при расчетах по НДС. Это связано с принятием федерального закона 134-ФЗ и появлением у неплательщиков НДС обязанности вести учет счетов-фактур при их выставлении и (или) получении в связи с посреднической деятельностью.

(Письмо Минфина России от 18.09.2014 № 03-07-15/46850)

НДС 0% применяется, если белорусскому поставщику возвращается нереализованный товар

ФНС указала, что Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе предусмотрены особенности применения НДС в случае возврата товаров по подтвержденной причине ненадлежащего их качества и (или) комплектации товаров.

В то же время не установлены особенности исчисления НДС в отношении возврата товаров, ранее приобретенных на основании договора купли-продажи, по иным причинам, в частности, нереализации товара.

В связи с этим операцию по возврату ранее приобретенного товара по причине его нереализации следует рассматривать как самостоятельную операцию по реализации данного товара. Вывоз реализуемых товаров с территории одного государства - члена ТС на территорию другого члена ТС считается экспортом товаров.

В рассматриваемом случае возврат нереализованных товаров российский налогоплательщик отразил в налоговой декларации по НДС как операцию по реализации товаров с применением нулевой ставки НДС (как экспортную операцию).

При этом в пакете документов, подтверждающих право на нулевую ставку НДС, налогоплательщик представил, в частности, договор купли-продажи, по которому он ранее приобрел товар, и дополнительное соглашение к нему, а также заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с соответствующей отметкой белорусского налогового органа. Дополнительное соглашение к договору купли-продажи предусматривает возврат товаров при их нереализации. ФНС указала, что представление такого пакета документов допустимо.

Вышеупомянутым Протоколом предусмотрено для подтверждения обоснованности нулевой ставки НДС представление, в частности, договоров (контрактов) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров.

(Письмо ФНС России от 18.09.2014 № ГД-4-3/18888@)

Вознаграждение банковского платежного агента за прием платежей физлиц облагается НДС

Минфин рассказал о налогообложении НДС вознаграждения банковского платежного агента за прием платежей физлиц на основании посреднического договора с кредитной организацией.

НК предусмотрено, что в отношении услуг, оказываемых на основе различных посреднических договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, освобождение от НДС не применяется. Исключение составляют посреднические услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 НК.

Таким образом, не применяется освобождение от НДС посреднических услуг при реализации отдельных банковских операций организациями, имеющими право совершать их без лицензии ЦБ.

Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента, в том числе для принятия от физлица наличных денежных средств и (или) их выдачи физлицу, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов.

Оказание услуг по приему платежей осуществляется банковским платежным агентом на основании посреднического договора. Вознаграждение, получаемое банковским платежным агентом от кредитной организации в рамках такого договора, подлежит налогообложению НДС.

(Письмо Минфина России от 19 сентября 2014 г. N 03-07-РЗ/46922)

"Упрощенщики" с объектом "доходы минус расходы" могут списывать входной НДС без счетов-фактур

Покупатели - "упрощенщики" с объектом "доходы минус расходы", которые с 1 октября заключили с продавцами соглашение о несоставлении счетов-фактур, смогут учитывать в расходах "входной" НДС на основании первичных документов.

С 1 октября 2014 начала действовать новая редакция подпункта 1 пункта 3 статьи 169 НК РФ. Данная норма позволяет продавцу не выписывать счет-фактуру в случае, если товары (работы, услуги, имущественные права) реализуются контрагентам, не являющимся плательщиками НДС или освобожденным от обязанности по исчислению и уплате налога. При этом между продавцом и покупателем должно быть заключено письменное согласие на несоставление счетов-фактур.

Как известно, плательщики УСН с объектом "доходы минус расходы" вправе учитывать затраты на уплату налогов и сборов (подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При этом они обязаны вести учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В пункте 2.5 Порядка заполнения Книги учета оговорено: в графе 5 налогоплательщик отражает расходы, указанные в статье 346.16 Кодекса.

Таким образом, при заполнении Книги учета доходов и расходов "упрощенщик" должен указать в графе 5 отдельной строкой сумму НДС. Все операции, регистрируемые в этом документе, должны быть подтверждены первичными документами. К числу таких документов относятся платежные документы, кассовые чеки или бланки строгой отчетности с выделением отдельной строкой суммы НДС. Отсутствие счетов-фактур (при наличии письменного согласия сторон на их несоставление) препятствием для списания в расходах НДС не является, считают в Минфине.

(Письмо Минфина России от 08.09.14 № 03-11-06/2/44863)

ФНС: предприниматель-"упрощенщик" вправе перейти на ПСН и (или) ЕНВД по отдельным видам деятельности с любой даты в течение года

Действующие нормы НК РФ запрещают налогоплательщику, применяющему УСН, переходить полностью на иной режим налогообложения до окончания налогового периода (календарного года). Однако норм, которые бы запрещали предпринимателю-"упрощенщику" перевести некоторые виды деятельности на ПСН и ЕНВД в течение календарного года, в НК РФ нет. Поэтому такой переход вполне возможен, считают в ФНС России.

Запрет на перевод всей деятельности с УСН на иные режимы налогообложения прописан в пункте 3 статьи 346.13 НК РФ. Однако пункт 1 статьи 346.11 разрешает организациям и предпринимателям применять УСН наряду с иными режимами налогообложения.

"Технология" перехода на ПСН и ЕНВД следующая. Заявление на патент подается не позднее, чем за 10 дней до начала применения ПСН, а налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения указанного заявления выдать предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента (ст. 346.45 НК РФ). На "вмененку" переход также осуществляется в добровольном порядке — соответствующее заявление подается в налоговый орган в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения в виде ЕНВД (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).

Поэтому, как считают в ФНС, применение индивидуальным предпринимателем УСН не является основанием для отказа ему в переходе на ПСН или ЕНВД по отдельным видам деятельности с любой даты в течение календарного года. Разумеется, что такие виды деятельности должны быть поименованы соответственно в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ и пункте 2 статьи 346.26 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 19.09.14 № ГД-4-3/19079@)

Выделенное юрлицо - не правопреемник реорганизованной фирмы в части стандартных вычетов

В рамках реорганизации некоммерческая организация передала выделившейся из нее организации – ОАО – заявления и иные документы, подтверждающие право работников на получение стандартных вычетов по НДФЛ. Таким образом, у ОАО отсутствовали адресованные ему письменные заявления работников.

ФНС разъяснила, что в такой ситуации полученная в результате выделения фирма не вправе предоставлять работникам стандартные налоговые вычеты.

Это объясняется тем, что созданная в результате реорганизации в форме выделения организация (ОАО) является самостоятельным юрлицом, признаваемым налоговым агентом в отношении производимых ею выплат своим работникам. При выделении из состава юрлица одного или нескольких юрлиц положения законодательства РФ не предусматривают правопреемство лиц в части предоставления стандартных налоговых вычетов.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

При этом письменные заявления работников должны быть адресными, то есть содержать в себе, в том числе, идентифицирующие признаки (ИНН, КПП, наименование и т.д.) налогового агента.

Также ведомство напомнило, что в случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца года вычет предоставляются по новому месту работы (в данном случае - ОАО) с учетом дохода, полученного с начала года по предыдущему месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 230 НК.

(Письмо ФНС России от 18.09.14 № БС-4-11/18849)

Надо ли АО, ставшим публичными, менять уведомления о постановке на учет в налоговых органах

ФНС напомнила о вступлении в силу 1 сентября поправок в ГК, касающихся акционерных обществ. Согласно переходным положениям АО, созданные до этой даты и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными АО вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 97 Гражданского кодекса публичное акционерное общество обязано представить для внесения в ЕГРЮЛ сведения о фирменном наименовании, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

При этом внесение изменений в наименование организации не влечет за собой снятие с учета такой организации в налоговых органах.

Изменения в сведениях об организациях в ЕГРН подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей соответствующие сведения.

Налоговый орган по месту нахождения организации, внесший изменения в сведения об организации в ЕГРН, обязан направить выписку из ЕГРЮЛ по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям, установленным НК.

На основании полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным НК, вносят изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН.

Замена уведомлений о постанове на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК, не требуется.

(Письмо ФНС России от 16.09.2014 г. № СА4-14/18715)

Замену в ЕГРЮЛ старых кодов ОКВЭД на новые планируется произвести без участия юридических лиц

Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) с датой введения в действие 1 февраля 2014 г., с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., и установлением переходного периода до 1 января 2015 г. и последующей отменой ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1).

Сообщается, что в настоящее время для целей государственной регистрации юридических лиц используются коды ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1).

Замену старых кодов ОКВЭД на новые планируется произвести автоматически, после доработки программного обеспечения.

(Письмо ФНС России от 07.08.2014 N НД-3-14/2624 "О применении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.