Мониторинг изменений за период 30.06.14 - 06.07.14



Бухгалтерский учет и налогообложение

Установлены особенности уплаты государственных пошлин при обращении в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды

Внесение изменений в Налоговый кодекс РФ связано с объединением Верховного Суда РФ и ВАС РФ и перераспределением вопросов осуществления правосудия.

Установлены размеры госпошлин по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в порядке гражданского процессуального законодательства, а также в порядке арбитражного процессуального законодательства (внесенные поправки не повлияли на ранее установленные размеры госпошлин).

В новой редакции изложены также положения НК РФ, касающиеся освобождения от уплаты госпошлин при обращении в судебную систему РФ.

(Федеральный закон от 28.06.2014 N 198-ФЗ "О внесении изменений в статьи 31 и 105 части первой и главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Вводятся дополнительные меры налогового стимулирования инвестиционных проектов по разработке участков недр, содержащих трудноизвлекаемые запасы углеводородного сырья

Принятым законом, в частности, уточняются условия применения налоговой ставки НДПИ ноль процентов при добыче нефти и газа горючего природного на некоторых участках недр (в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, на территории Ненецкого автономного округа, полуостровах Ямал и Гыданский).

Корректируются сроки и условия применения коэффициента (Кд), характеризующего степень сложности добычи нефти, с учетом степени выработанности запасов, а также порядок применения показателей проницаемости и (или) эффективной ненасыщенной толщины пласта по залежи углеводородного сырья для целей определения значений коэффициента Кд.

(Федеральный закон от 28.06.2014 N 187-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе")

Уточнен порядок представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через сайт ФНС России

Установлено, что квалифицированные сертификаты пользователям данного Интернет-сервиса выдаются удостоверяющими центрами, аккредитованными Минкомсвязи России.

Если у налогоплательщика нет ключа электронной подписи, ему необходимо обратиться в любой удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи России, чтобы получить такой ключ. Перечень удостоверяющих центров опубликован на сайте Минкомсвязи России в разделе "Аккредитация удостоверяющих центров".

Если у налогоплательщика имеется действующий ключ электронной подписи, квалифицированный сертификат которого выдан удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи России, налогоплательщику необходимо обратиться к оператору электронного документооборота с просьбой обеспечить ему возможность представления отчетности через сайт ФНС России с использованием ранее полученного ключа электронной подписи.

Перечень операторов электронного документооборота размещен на сайте ФНС России в разделе "Иные функции ФНС" / "Реестры и проверка контрагентов" / "Реестр операторов ЭДО".

Оператор электронного документооборота после регистрации налогоплательщика для работы через сайт ФНС России выдает ему идентификатор абонента. Этот идентификатор необходимо будет указать при формировании транспортного контейнера в программе "Налогоплательщик ЮЛ" для представления отчетности через сайт ФНС России.

Квалифицированный сертификат для представления отчетности через сайт ФНС России должен соответствовать положениям Приказа ФНС России "Об утверждении Порядка применения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи в информационных системах ФНС России" от 08.04.2013 N ММВ-7-4/142@.

(Приказ ФНС России от 25.06.2014 N ММВ-7-6/333@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@")

Обновлены формы документов, направляемых банками в налоговые органы в рамках взаимодействия

Утверждены:

  • форма "Сообщение банка об открытии (закрытии) счета (депозита)";
  • форма "Сообщение банка об изменении реквизитов счета (депозита)";
  • форма "Сообщение банка об открытии (закрытии) счета (вклада) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем";
  • форма "Сообщение банка об изменении реквизитов счета (вклада) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем";
  • форма "Сообщение банка о предоставлении права (прекращении права) использовать корпоративное электронное средство платежа (КЭСП) для переводов электронных денежных средств";
  • форма "Сообщение банка об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа (КЭСП)";
  • форма "Сообщение банка об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов), корпоративного электронного средства платежа (КЭСП) в связи с реорганизацией банка".

Кроме того, утвержден формат сообщений банка налоговому органу в электронной форме об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 28.09.2009 N ММ-7-6/475@ "Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета, о предоставлении права (прекращении права) использовать корпоративное электронное средство платежа (КЭСП) для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов КЭСП".

(Приказ ФНС России от 23.05.2014 N ММВ-7-14/292@ "Об утверждении форм и формата сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа", зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014 N 32904)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Принят закон, направленный на совершенствование правового регулирования исчисления и уплаты страховых взносов, а также на устранение недостатков порядка их администрирования

Вносятся изменения в пять федеральных законов: "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования:", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете:", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев:", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

В числе нововведений следует отметить, в частности, следующее:

  • страхователи, которые подают сведения персонифицированного учета на 25 и более работающих у них застрахованных лиц (в том числе по договорам гражданско-правового характера), обязаны представлять их в электронной форме (ранее на 50 лиц и более);
  • уточнен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами (из данного перечня, в частности, исключены суммы выходного пособия и среднемесячного заработка на период трудоустройства, сверх установленного размера);
  • к числу застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, дополнительно отнесены арбитражные управляющие, а также иные лица, занимающиеся частной практикой, и установлен порядок их регистрации в территориальных органах страховщика;
  • установлены условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
  • банкам вменили обязанность выдавать органам контроля за уплатой страховых взносов справки о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям;
  • определены прядок и основания продления (до четырех или шести месяцев) срока проведения выездной проверки.

(Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования")

Страховщиков, занимающихся социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязали оказывать застрахованному лицу бесплатную помощь, необходимую для получения страхового обеспечения

Установлено, что страховщик обязан оказывать застрахованному лицу бесплатную помощь, необходимую для получения страхового обеспечения в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованного лица в судах в случае, если застрахованное лицо письменно заявляет о такой необходимости и дает согласие на получение и обработку его персональных данных.

Порядок оказания такой помощи устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(Федеральный закон от 28.06.2014 N 192-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4.2 и 4.3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")


Вернуться в начало


Правовые новости

В АПК РФ внесены изменения, связанные с упразднением ВАС РФ

В частности, согласно поправкам арбитражные суды смогут ссылаться в своих решениях на постановления Пленума и Президиума ВС РФ, а также на сохранившие силу постановления Пленума и Президиума ВАС РФ.

В связи с тем, что из подведомственности арбитражных судов исключены дела об оспаривании нормативных правовых актов (Федеральный закон от 04.06.2014 N 143-ФЗ), главой 23 АПК РФ будет регулироваться рассмотрение соответствующих дел лишь Судом по интеллектуальным правам.

Законом определены особенности кассационного и надзорного производства по арбитражным делам в Верховном Суде РФ.

Кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения арбитражных судов, Суда по интеллектуальным правам будут рассматриваться Судебной коллегией ВС РФ. Срок для подачи жалобы составит, по общему правилу, 2 месяца со дня вступления в силу последнего обжалуемого решения.

Поступившие кассационные жалобы будут предварительно изучаться судьей ВС РФ, который будет решать, требуется ли передать жалобу для рассмотрения в Судебную коллегию. Если судья откажет в передаче жалобы, Председатель ВС РФ, а также его заместитель смогут отменить его решение и передать жалобу для рассмотрения.

Основанием для отмены или изменения обжалуемых решений в кассационном производстве будут существенные нарушения норм материального права и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Надзорные жалобы будут рассматриваться Президиумом ВС РФ. В порядке надзора будут обжаловаться, в частности:

  • вступившие в законную силу решения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции (если они не были предметом апелляционного рассмотрения);
  • определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб на решения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб составит 3 месяца со дня вступления в законную силу указанных решений. Надзорные жалобы будут предварительно изучаться судьей ВС РФ, который будет принимать решение о необходимости их передачи в Президиум ВС РФ.

Закон предоставил право Председателю ВС РФ и его заместителю вносить в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора по жалобе заинтересованных лиц.

Такое представление может быть внесено в целях устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых постановлений и лишили участников спорных правоотношений возможности осуществить права, гарантированные АПК РФ либо существенно их ограничили.

В качестве оснований для отмены или изменения решений в порядке надзора предусмотрены:

  • нарушение прав и свободы человека и гражданина, гарантированных Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
  • нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;
  • нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.

Постановления Президиума ВС РФ будут вступать в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.

Закон определяет переходные положения, связанные с рассмотрением арбитражных дел после упразднения ВАС РФ.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".

(Федеральный закон от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации")

Регламентирован порядок рассмотрения Федеральной службой судебных приставов России отдельных видов заявлений от физических и юридических лиц

Определен порядок рассмотрения, в частности, следующих заявлений:

  • о временном ограничении на выезд должника из РФ;
  • о розыске должника или его имущества;
  • о продлении сроков в исполнительном производстве;
  • об отложении исполнительных действий и об отложении применения мер принудительного исполнения;
  • о приостановлении или прекращении исполнительного производства;
  • об отмене постановления судебного пристава об окончании исполнительного производства;
  • о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица;
  • заявлений в рамках исполнительного производства об исправлении допущенных в постановлении судебного пристава описок или явных арифметических ошибок.

Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц ФССП России при выполнении данной функции.

Срок рассмотрения заявлений не должен превышать 32 рабочих дней.

(Приказ Минюста России от 28.04.2014 N 92 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы судебных приставов по предоставлению государственной услуги по рассмотрению заявлений в рамках исполнительного производства об исправлении допущенных в постановлении судебного пристава описок или явных арифметических ошибок, о продлении сроков в исполнительном производстве, об отложении исполнительных действий и об отложении применения мер принудительного исполнения, о приостановлении или прекращении исполнительного производства, об отмене постановления судебного пристава об окончании исполнительного производства, о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, о розыске должника, его имущества или розыске ребенка, о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014 N 32886)

Банкам запрещено раскрывать информацию о российских гражданах и юридических лицах иностранным государствам

Закон запретил организациям финансового рынка (кредитным организациям, брокерам, депозитариям, управляющим компаниям инвестиционных фондов и др.) собирать и передавать иностранным государствам информацию о следующих клиентах:

  • о гражданах России, за исключением граждан, имеющих одновременно иностранное гражданство (кроме гражданства государства - члена Таможенного союза) или вид на жительство в иностранном государстве;
  • об организациях, созданных в соответствии с законодательством России, в которых более 90 процентов акций уставного капитала прямо или косвенно контролируют указанные граждане России и (или) Российская Федерация.

Одновременно на иностранные организации финансового рынка возложена обязанность сообщать в ФНС России реквизиты открытых у них счетов (вкладов) российских граждан и организаций, которые прямо или косвенно контролируются российскими гражданами. Указанная информация должна сообщаться ими ежегодно в срок до 30 сентября года, следующего за годом, в течение которого указанные счета (вклады) были открыты.

В свою очередь, российские организации финансового рынка должны будут выявлять среди своих клиентов иностранных налогоплательщиков для последующей передачи информации о них в иностранные налоговые органы.

Если у кредитной организации возникнет обоснованное и документально подтвержденное предположение, что ее клиент является иностранным налогоплательщиком, но такой клиент не представит информации, необходимой для его идентификации в качестве иностранного налогоплательщика, организация вправе отказаться от заключения с ним договора, предусматривающего оказание финансовых услуг.

Закон дополнил КоАП РФ статьей 15.27.2, которая вводит ответственность за неисполнение требований о предоставлении информации о лицах, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов. Согласно данной статье в случае, если, например, банк раскроет иностранному налоговому органу информацию о своем клиенте - российском гражданине, на банк может быть наложен штраф в размере от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

(Федеральный закон от 28.06.2014 N 173-ФЗ "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о налоговом мониторинге

Депутаты Госдумы одобрили накануне в первом чтении законопроект № 529630-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", которые предусматривает введение института налогового мониторинга.

Сущность законопроекта заключается в том, что налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения.

В свою очередь, налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения.

Депутаты одобрили поправки в порядок администрирования НДС

Депутаты Госдумы одобрили накануне во втором (основном) чтении законопроект № 522135-6 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", направленный на совершенствование администрирования НДС.

Так, поправки в статью 168 НК РФ предлагают увеличить срок, в течение которого продавец вправе предъявить счет-фактуру покупателю по совершенным операциям. Это позволит продавцам сократить количество счетов-фактур, выставляемых в адрес одного покупателя в течение месяца.

Законопроектом также уточняется норма пункта 3.1 статьи 169 НК РФ. Обязанность ведения Журнала учета в части посреднической деятельности возлагается не только на лиц, не являющихся налогоплательщиками (как это предусмотрено действующей редакцией пункта 3.1 статьи 169 НК РФ), но и на налогоплательщиков НДС, в том числе освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога.

Кроме того, к числу лиц, обязанных вести Журнал учета, законопроектом предлагается отнести экспедиторов, определяющих налоговую базу в виде вознаграждения, а также застройщиков (либо технических заказчиков) при выполнении ими функций застройщика либо технического заказчика.

Депутаты предлагают дополнить перечень организаций, не уплачивающих налог на прибыль

В Госдуму поступил законопроект № 560392-6 "О внесении изменения в статью 246 части второй Налогового кодекса РФ", разработанный группой депутатов.

В настоящее время части 2 - 4 статьи 246 НК РФ закрепляют перечень организаций, которые не признаются налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций.

Законопроект предлагает дополнить указанный перечень организаций, которые не признаются налогоплательщиками, организациями, оплачивающими отдых и проезд к месту отдыха своих работников на территории РФ, в части предоставляемых ими услуг.

Госдума решила перенести срок уплаты имущественных налогов на 1 июля

Депутаты Госдумы одобрили накануне в первом чтении законопроект № 310899-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц", направленный на изменении сроков уплаты налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Авторы законопроекта напоминают, что согласно действующему законодательству, уплата местных налогов приходится на четвертый квартал года. Это приводит к неравномерной наполняемости местных бюджетов и отсутствию средств в достаточном объеме в течение года на исполнение возложенных полномочий. При этом вручение налоговых уведомлений на уплату транспортного налога и местных налогов осуществляется в первом полугодии.

В целях оптимизации сроков уплаты вышеуказанных налогов законопроектом предлагается перенести срок уплаты с 1 ноября на 1 июля.

Депутаты одобрили расширение полномочий субъектов РФ при регулировании ПСН

Депутаты Госдумы одобрили накануне во втором (основном) чтении законопроект № 518647-6 "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса РФ", предусматривающий наделение субъектов РФ дополнительными полномочиями в сфере регулирования патентной системы налогообложения.

Документ предусматривает предоставление субъектам РФ права устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости места ведения деятельности на территории субъекта РФ.

Указанное изменение позволит территориально дифференцировать уровень налогообложения отдельных видов деятельности при применении патентной системы налогообложения, в том числе в городах федерального значения.

Депутаты Госдумы одобрили законопроект об индексации госпошлин

Депутаты Госдумы одобрили во втором (основном) чтении правительственный законопроект № 543504-6 "О внесении изменений в главу 25-3 части второй Налогового кодекса РФ", который индексирует государственные пошлины на уровень инфляции.

В правительстве поясняют, что необходимость индексации пошлин с учетом прогнозируемого периода обусловлена отсутствуем в РФ практики осуществления такой индексации ежегодно. Так, индексация размеров государственных пошлин не производилась с 2009 года.

Вместе с тем, с учетом того, что федеральными законами, принятыми после 2009 года, за отдельные юридически значимые действия были установлены или изменены размеры действовавшей государственной пошлины, в законопроекте применен дифференцированный подход к определению уровня накопленной инфляции.

С учетом дифференцированного подхода средний коэффициент индексации государственных пошлин составил 1,57.

ФНС разработала новую форму декларации по НДС

ФНС РФ разработала проект ведомственного приказа "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в электронной форме".

Текст документа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Изменение формы декларации обусловлено внесением Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ поправок в статьи 169 и 174 Налогового кодекса РФ.


Вернуться в начало


Судебная практика

Суд разрешил принять к вычету НДС по объекту, не используемому в облагаемых операциях

Компания приобрела объект недвижимости. При покупке уплатила НДС в бюджет, являясь налоговым агентом.

Здание какое-то время не использовалось в деятельности фирмы, затем она сдала его в аренду ровно на один квартал. Причем, в этом квартале фирма не заявила вычет по НДС, а сделала это в следующем отчетном году, представив "уточненку" по НДС.

После проведения ее камеральной проверки ИФНС отказала компании в вычете. Налоговики мотивировали отказ тем, что с момента приобретения имущества до спорного квартала оно не использовалось для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС.

К тому же, договор аренды на один квартал был заключен с аффилированной фирмой. Налоговики установили, что арендодатель и арендатор - это организации с одним учредителем, юридическим адресом и счетами в одном банке. Поэтому инспекция посчитала, что в данном случае речь идет о необоснованной налоговой выгоде.

Компания, не согласившись с выводами налоговиков, подала в суд.

Арбитражный и апелляционный суды согласились с выводами ИФНС, и налогоплательщик решил добиваться правды в суде кассационной инстанции.

Кассация отменила решения судов предыдущих инстанций, поскольку инспекция привела единственный довод для отказа в принятии к вычету суммы НДС – неиспользование имущества в операциях, облагаемых НДС. Однако согласно пп.3 п.3 ст. 171 НК условием для применения вычета является цель приобретения имущества, а не его фактическое использование.

Кассация указала, что инспекцией не доказано, что фирма приобрела объект недвижимости не для целей осуществления операций, облагаемых НДС. При этом неиспользование имущества для этих целей в предшествующих налоговых периодах не является правовым основанием для отказа в применении вычета и возмещении НДС.

(Дело № А40-147283/2013)

Документы по необлагаемым НДС операциям налоговики не вправе требовать при камеральной проверке

В ходе камеральных проверок уточненных деклараций по НДС за 1-4 кварталы 2012 года инспекция направила компании требование о предоставлении документов, подтверждающих право на освобождение от налогообложения по операциям займа (подпункт 15 пункта 3 статьи 149 НК). Истребованы были книги покупок, книги продаж, счета-фактуры, договоры займа, кредитные договоры, договоры купли-продажи. Компания оспорила требование в суде.

Через пару месяцев в ходе камеральной проверки декларации по НДС за 1 квартал 2013 года произошло то же самое: ИФНС направила компании аналогичное требование, и она снова обратилась в суд.

Суды четырех инстанций, включая коллегию судей ВАС, по обоим делам признали направление инспекцией спорных требований неправомерным.

При проведении камеральной проверки инспекция вправе истребовать документы, подтверждающие право на налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК). В соответствии со статьей 56 НК льготами признается возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере. При этом при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК).

Не подлежат налогообложению операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО (подпункт 15 пункта 3 статьи 149 НК). Иными словами, налогоплательщик не обязан исчислять и уплачивать НДС с этих операций.

Согласно позиции президиума ВАС, изложенной в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12, не является льготой прямо предусмотренное законодательством отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать НДС с операций, в частности, по реализации земельных участков. По мнению судов, данная позиция относится и к операциям, не подлежащим налогообложению на основании статьи 149 НК.

Таким образом, направление налогоплательщику при проведении камеральной проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, неправомерно.

(Дело № А26-5082/2013)

Суд: налогоплательщик не виноват в подписании от контрагента счета-фактуры неизвестно кем

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила фирме налог на прибыль, НДС, пени и штраф, усомнившись в приобретении ею лесоматериалов у поставщика. Представленные компанией первичные документы, включая товарные накладные и счета-фактуры, подписаны неустановленным лицом от имени контрагента. К тому же, у него отсутствуют условия для деятельности: специальная техника, транспортные средства, квалифицированный персонал. Директор контрагента пояснил, что являлся его руководителем и учредителем формально, деятельность не осуществлял, документы не подписывал.

При этом факт поставки и переработки лесоматериалов налоговым органом не оспаривается. Денежные средства за поставленные лесоматериалы компания в полном объеме перечислила на расчетный счет контрагента.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции.

Довод об отсутствии у поставщика реальной возможности самостоятельно выполнять условия договора отклонен судами, поскольку право налогоплательщика на возмещение НДС не ставится в зависимость от среднесписочной численности работников контрагента, наличия или отсутствия у него складских помещений, управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов и транспортных средств.

По мнению судов, вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных неустановленным лицом, не может самостоятельно рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной.

В решении кассации указано: "обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных статьей 169 НК РФ, возлагается на продавца. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений".

В данном случае инспекция не представила доказательств, подтверждающих взаимозависимость, аффилированность компаний, согласованность их действий, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды.

Суды также учли противоречие выводов налогового органа в отношении договоров с данным контрагентом: расходы за 2010 год не приняты, а за 2011 год - приняты в полном объеме.

(Дело № А26-6337/2013)

Вместо уменьшения суммы требования после решения УФНС налог взыскивался повторно

Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании недействительными ряда требований и решений ИФНС, вынесенных по результатам выездной проверки и рассмотрения его жалобы в вышестоящем налоговом органе (УФНС).

Материалы дела показали, что недоимка по решению, вынесенному по результатам налоговой проверки, предпринимателем добровольно в установленный срок погашена не была, поэтому ИФНС приняла еще одно решение - о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Инспекция выставила инкассовые поручения и сняла с расчетного счета ИП более половины причитающихся к взысканию сумм.

Лишь после списания инкассовыми поручениями предприниматель обжаловал в УФНС решение, вынесенное по результатам проверки. По результатам рассмотрения жалобы управлением первоначальное решение было изменено. Решение, принятое управлением, уменьшало сумму недоимки, подлежащей взысканию.

Каких-либо нарушений в действиях налоговой до этого момента судами установлено не было.

Далее инспекцией было выставлено новое требование, причем суммы к взысканию были взяты налоговиками из решения УФНС.

В результате суды обнаружили, что оба требования (первоначальное и вынесенное по результатам рассмотрения жалобы) содержат аналогичные суммы налогов, пени и штрафов.

Суды трех инстанций указали налоговикам на необходимость исправления допущенного "задвоения" суммы недоимки.

Довод инспекции о том, что первоначальное требование автоматически было отменено, был отклонен судами в связи с состоявшимся списанием сумм налогов, пеней и штрафов. Согласно статье 71 НК "Последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора" налоговый орган обязан был отозвать указанное требование и направить уточненное требование.

Требование, принятое по решению УФНС, уточненным требованием судами не признано, так как в нем не содержится указание на отзыв ранее направленного требования, хотя соответствующая графа предусмотрена в форме требования, и заполняется в случае изменения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

(Дело № А65-22091/2013)

Суды разрешили учесть расходы 2003-2004 годов в уточненке за 2009 год, поданной в 2013 году

По результатам выездной проверки за 2003-2004 годы инспекция срезала расходы по нескольким контрагентам, уменьшив убытки. В 2006 году (после проверки) компания представила уточненки, учтя эти исключения и увеличив налоговую базу. Уплата налога произведена путем зачета имеющейся переплаты по НДС. Поскольку инспекция наложила на компанию штраф, последняя обратилась в суд. Решением суда, вступившим в силу в 2009 году, доначисление налога и штрафа признано недействительным, а спорные расходы - документально подтвержденными и экономически обоснованными.

В результате получилось, что в 2006 году фирма излишне уплатила налог за 2003, 2004 годы. Поэтому 20.03.2013 она представила в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2009 год.

По результатам камеральной проверки этой декларации инспекция сочла, что компания завысила внереализационные расходы на сумму спорных затрат 2003-2004 года, и доначислила налог на прибыль.

ИФНС отметила, что положения пункта 1 статьи 54 НК, предусматривающие возможность корректировки налоговой базы в случаях, когда ошибки привели к излишней уплате налога, вступили в силу лишь с 01.01.2010, а, следовательно, не могут применяться при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2009 год. К тому же, по мнению инспекции, исключение спорных расходов не привело к излишней уплате налога на прибыль, так как финансовый результат деятельности компании за 2003-2004 годы был отрицательным, и налог к уплате в бюджет отсутствовал.

Суды трех инстанций признали и это решение инспекции недействительным. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу (пункт 3 статьи 5 НК). Положения статьи 54 НК, по мнению судов, устанавливают такие дополнительные гарантии.

Следовательно, компания правомерно применила вышеуказанные положения, обнаружив в 2009 году искажение налоговых обязательств за 2003, 2004 годы (в связи с вступлением в законную силу судебных актов) и подав уточненную декларацию за 2009 год.

В решении кассации также указано: "невключение расходов в налогооблагаемую базу предыдущего периода влечет за собой завышение налоговой базы как в случае положительного финансового результата в данном периоде, так и в случае отрицательного результата (занижение убытка текущего периода)".

Начиная с 2006 года финансовый результат компании был положительным, и налог на прибыль мог быть уменьшен на убытки прошлых лет (2003-2004). Исключение спорных расходов за 2003 - 2004 годы привело к занижению суммы убытка, переносимого на будущее, а значит, оно должно рассматриваться как приводящее к излишней уплате налога.

(Дело № А76-17404/2013)


Вернуться в начало


Прочее

Для отражения в налоговой декларации сообщаются коды операций по перевозке и реализации углеводородного сырья, подлежащих налогообложению НДС с 1 января 2014 года по ставке ноль процентов

Изменения в порядок налогообложения указанных операций были внесены Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ.

До внесения изменений в Порядок заполнения налоговой декларации для отражения льготных операций рекомендовано:

  • в отношении операций по реализации работ (услуг) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, применять код 1010405;
  • при реализации товаров, указанных в подпункте 2.9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, - код 1010401.

(Письмо ФНС России от 24.06.2014 N ГД-4-3/11994@ "О налоге на добавленную стоимость")

ФНС уточняет порядок определения базы по НДС при передаче имущественных прав на нежилые помещения

ФНС РФ приводит разъяснения по вопросу определения базы по НДС при передаче имущественных прав на нежилые помещения. Ведомство напоминает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 155 НК РФ при передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места налоговая база определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав.

При этом статьей 155 НК РФ особенности определения налоговой базы при передаче прав на нежилые помещения не установлены.

Вместе с тем, в Постановлении ВАС РФ указано, что имущественные права на недвижимое имущество и на имущество, перечисленное в пункте 3 статьи 155 Кодекса, отнесены к одному виду объектов гражданских прав и их правовой режим применительно к вопросам исчисления НДС, в случае если законодательство о налогах и сборах не установило исключений, должен определяться одинаково.

Следовательно, при отсутствии специального порядка определения налоговой базы для случаев реализации имущественных прав на нежилые помещения НДС следует исчислять в порядке, установленном пунктом 3 статьи 155 Кодекса, то есть с разницы между ценой реализации имущественных прав с учетом налога и ценой их приобретения.

(Письмо ФНС РФ от 30.06.2014 № ГД-4-3/12291@)

При передаче доли в уставном капитале в закрытый ПИФ у общества не возникает учитываемых для целей налогообложения доходов (расходов)

Данный вывод ФНС России основан на положениях статьи 277 НК РФ и пункта 1 статьи 10 Федерального закона "Об инвестиционных фондах".

Доля в праве собственности на имущество ПИФа удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

При реализации (погашении) или ином выбытии ценных бумаг доходы будут формироваться исходя из цены реализации, а расходы - исходя из цены их приобретения, которая в этом случае будет равна стоимости переданной в ПИФ доли в уставном капитале общества.

(Письмо ФНС России от 27.06.2014 N ГД-4-3/12321@ "Об исчислении налога на прибыль при передаче организацией доли в уставном капитале ООО в закрытый паевой инвестиционный фонд")

Размер налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций уменьшается на сумму возвращенного в бюджет неиспользованного остатка субсидий

Согласно разъяснениям ФНС России указанную операцию следует рассматривать в качестве нового обстоятельства, влияющего на размер действительных налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций. В этом случае сумма перечисленного в доход бюджета остатка субсидий должна быть учтена в составе внереализационных расходов отчетного (налогового) периода, в котором произведено указанное перечисление.

(Письмо ФНС России от 30.06.2014 N ГД-4-3/12324@ "О порядке учета в целях налогообложения прибыли субсидий")

По состоянию на 30 мая 2014 года подготовлен реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу http://minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=52.

(Письмо ФНС России от 24.06.2014 N ГД-4-3/12065@ "О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 30.05.2014) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.