Мониторинг изменений за период 21.12.15 - 27.12.15

Бухгалтерский учет и налогообложение

Начиная с отчета за налоговый период 2015 года представляется обновленная форма 3-НДФЛ

С учетом изменений налогового законодательства внесены поправки в форму налоговой декларации 3-НДФЛ, порядок ее заполнения, а также формат ее представления в электронном виде.

В новой редакции изложены: раздел 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога...", Лист Б, Лист Д2, Лист Е1, Лист Е2, Лист Ж.

В обновленной форме учтены изменения, касающиеся особенностей налогообложения доходов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, налогообложения сумм прибыли контролируемых иностранных компаний, уточнения порядка предоставления налоговых вычетов (включая предоставление налоговыми агентами социальных вычетов по расходам на лечение и образование), изменения ставки налога по доходам в виде дивидендов.

(Приказ ФНС России от 25.11.2015 N ММВ-7-11/544@ "О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@", зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 N 40163)

Отчеты физлиц о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ должны представляться в соответствии с утвержденными правилами

Отчет представляется по форме, предусмотренной приложением к новому Постановлению Правительства РФ. По общему правилу срок представления отчета - до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (с 1 января по 31 декабря).

Если открыт совместный счет, то отчет представляется каждым физлицом - резидентом.

В электронной форме отчет представляется через личный кабинет налогоплательщика.

При обнаружении неточностей налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о необходимости представления уточненного отчета.

(Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации")

Участникам эксперимента разрешили еще год применять "инновационные" ККТ

Правительство разрешило организациям и ИП, которые участвовали в эксперименте по онлайн-ККТ, до 31 декабря 2016 года включительно продолжить апробацию данной новой системы. Эксперимент проводился в Татарстане, Калужской и Московской областях, а также в Москве, сообщила пресс-служба кабмина.

Кроме того, вводятся механизмы, обеспечивающие более эффективное администрирование применения ККТ со стороны налоговых органов.

Принятое решение позволит снизить административную и финансовую нагрузку на организации и ИП за счет упрощения предоставления госуслуги по регистрации (перерегистрации) ККТ, упрощения требований к ККТ, предоставления организациям и ИП возможности использования при расчетах современных электронных устройств, расширяя при этом возможности использования электронных сервисов.

(Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2015 года № 1402)


Вернуться в начало


Таможенное дело

С 1 января 2016 года в отношении Украины применяется запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2015 N 842 в список стран, в отношении которых был введен запрет на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, были включены Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн.

При этом было предусмотрено, что в отношении Украины указанный запрет применяется со дня вступления в силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 19 сентября 2014 г. N 959 "О введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Украина", но не позднее 1 января 2016 года.

(Постановление Правительства РФ от 21.12.2015 N 1397 "О внесении изменения в пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778")

Внесены изменения в классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций

В новой редакции изложен ряд позиций, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 378, классификатора особенностей перемещения товаров, классификатора льгот по уплате таможенных платежей, классификатора видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, классификатора видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.12.2015 N 168 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378")


Вернуться в начало


Законопроекты

Перспектива публикации сведений, ныне составляющих налоговую тайну, прошла 1 чтение

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 911054-6, дополняющий статью 102 Налогового кодекса, внесенный председателем комитета ГД по бюджету и налогам Андреем Макаровым.

В настоящее время из режима налоговой тайны исключаются сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика. Предлагается указать, что указанное согласие на использование данных сведений любыми лицами по их усмотрению представляется в налоговый орган в отношении всех или части сведений по выбору налогоплательщика. Согласие можно будет подать в письменной форме лично или передать в электронной форме по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика по форме или формату, утверждаемым ФНС.

Сейчас к налоговой тайне не относятся сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Предложено добавить, что открытыми также будут данные о наличии и сумме недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Кроме того, из состава сведений, составляющих налоговую тайну, предложено исключить сведения о налогоплательщике – организации в части:

  • среднесписочной численности работников за календарный год и совокупной суммы их доходов, отраженных в расчетах о доходах физлиц за календарный год (судя по формулировкам, речь идет скорее о вводимом с 2016 года ежеквартальном расчете по форме 6-НДФЛ, чем о справке 2-НДФЛ), если среднесписочная численность - более 2 человек;
  • уплаченных в предыдущем календарном году сумм налогов (в том числе, уплаченных налоговым агентом) и сборов (по конкретным налогам, сборам), без учета уплачиваемых на таможне;
  • сумм доходов и расходов (выручки и себестоимости) по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика, составленной в соответствии с законом о бухучете, за предшествующий год.

Перечисленные сведения (включая данные о выявленных недоимках) в общедоступном виде предлагается публиковать на сайте ФНС.

В пояснительной записке автор указывает, что к бухгалтерской отчетности организации, даже не подлежащей обязательному опубликованию, полученной органами госстатистики, формально позволен открытый доступ, однако та же бухгалтерская отчетность, полученная налоговыми органами, подпадает под строгий режим хранения и ограничения доступа к ней. При этом имеющиеся в налоговых органах данные о субъектах предпринимательской деятельности крайне востребованы всеми участниками гражданского оборота. Налогоплательщики, обязанные проверять своих контрагентов, не имеют в настоящее время необходимого информационного ресурса, позволяющего им судить о реальности и добросовестности своих бизнес-партнеров, указал автор, однако вся необходимая информация имеется у налоговых органов в защищаемом от разглашения виде.

Ценз для заявительного возмещения НДС без банковской гарантии снизили в 3 чтении

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 933136-6 о внесении изменений в статью 176.1 НК "Заявительный порядок возмещения налога".

В настоящее время право на возмещение НДС в заявительном порядке (до завершения камералки) и без представления банковской гарантии имеют организации, которые за три календарных года уплатили НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ на сумму от 10 млрд рублей. Это без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента.

Законопроектом указанный лимит снижен с 10 до 7 млрд рублей.

Новые правила будут применяться к порядку возмещения НДС по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды начиная с первого квартала 2016 года.

Расширен список получателей льгот по НДФЛ

Государственная дума России приняла во втором чтении проект закона, который расширяет перечень получателей льгот по НДФЛ.

Согласно законопроекту, освобождать от взимания этого налога будут помощь, а также подарки, которые получены тружениками тыла ВОВ и бывшими военнопленными во время ВОВ за счет бюджетных средств, средств иностранных государств — в сумме оказываемой помощи, а также средств иных лиц — в размере, который не превышает 10 тыс. руб. за налоговый период.

Кроме того, от подоходного налога освобождаются доходы в виде суммы задолженности перед кредиторами, от исполнения требований по уплате которой налогоплательщик освобождается в рамках проведения процедур, применяемых в отношении него в деле о банкротстве гражданина. Налог не будет взыматься и с доходов налогоплательщика от продажи имущества, которое подлежало реализации в случае его признания банкротом.

НДФЛ не придется платить и при частичном прекращении обязательства по ипотечному кредиту, который был выдан до 1 октября 2014 г. в зарубежной валюте банком, находящемуся на территории России, налогоплательщику, не являющемуся взаимозависимым лицом с этим банком.

В третьем чтении принят закон о штрафах за непредставление статистических отчетов

Госдума приняла в третьем чтении и направила на одобрение в Совет Федерации законопроект № 827806-6 о внесении изменения в статью 13.19 КоАП (в части усиления ответственности за непредоставление первичных статистических данных).

Изменится состав правонарушения. Сейчас это "нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации". Согласно новой редакции состав нарушения будет определен как "непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных".

Предлагается установить размер штрафа в пределах от 10 до 20 тысяч рублей для должностных лиц (сейчас - от 3 до 5 тысяч рублей).

Кроме того, за то же нарушение будет установлен отсутствующий в настоящее время штраф для юрлиц в размере от 20 до 70 тысяч рублей.

Повторное совершение такого нарушения будет приводить к штрафам на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на юрлиц – от 100 до 150 тысяч рублей.

Принят закон о ежемесячной отчетности в ПФР

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 911767-6, который вводит ежемесячную отчетность в ПФР.

При этом законопроект содержит поправки в Федеральный закон № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Так, в частности, статья 11 закона дополняется новым пунктом 22.

Согласно поправкам, работодатель ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, будет представлять о каждом работающем у него лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество.

Сведения представляются, в том числе, о лицах, которые заключили договоры ГПХ, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы.

Предполагается, что новые нормы вступят в силу с 1 апреля 2016 года.

Срок для уплаты взносов на травматизм по трудовым и гражданско-правовым договорам со следующего года будет единым

Такие поправки предусмотрены Законопроектом № 797841-6, который прошел в Госдуме уже третье чтение.

Также с 10 до 30 дней увеличен срок представления в территориальное отделение ФСС заявления о регистрации в качестве страхователя при заключении с работниками трудового договора и договора ГПХ (если уплата взносов на травматизм предусмотрена договором ГПХ). Определены порядок и сроки снятия с учета в качестве страхователя.

Предполагается, что поправки должны вступить в силу с 1 января 2016 года.

В 2016 году появится новая форма уведомления об изменении места нахождения юрлица

ФНС готовит поправки в формы документов, представляемых при регистрации юрлиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств.

Уведомление о разработке изменений в приложения к приказу от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.

Текст самого проекта приказа пока не опубликован. При этом ведомство отмечает, что поправки направлены на "обеспечение возможности уведомления регистрирующего органа о принятии юрлицом решения об изменении своего места нахождения по установленной форме".

Также внесение поправок в действующие формы связано с переходом на использование при государственной регистрации Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2).


Вернуться в начало


Судебная практика

Две камералки приводят к двум штрафам за непредставление одних и тех же документов

В целях проверки первичной налоговой декларации по НДС инспекция направила компании требование в срок до 11 марта 2014 года представить документы, которые необходимы для подтверждения вычетов.

Документы по требованию компания не представила, однако 7 марта представила уточненную декларацию по НДС за тот же период. В связи с этим инспекция прекратила проверку первичной декларации, оштрафовала за неисполнение требования, начала проверку уточненной декларации и выставила требование о представлении тех же документов. Документы компанией также не были представлены, и инспекция еще раз начислила штраф по статье 126 НК – за непредставление документов.

Компания обратилась в суд, ссылаясь на повторное привлечение к ответственности за непредставление одних и тех же документов в рамках второго требования.

Суд первой инстанции удовлетворил требование компании, решив, что первое требование о предоставлении документов стало недействительным с момента подачи уточненки.

Апелляция отменила решение суда первой инстанции, разъяснив, что нормы статей 88, 93 НК не содержат положений об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, а также о возможности неисполнения требования налогоплательщиком ввиду представления уточненной декларации. Суд установил, что перечисленные во втором требовании документы относятся к предмету проверки и проверяемому периоду и необходимы для подтверждения правомерности вычетов.

В решении кассации (Ф06-3491/2015 от 14.12.2015) указано: "прекращение камеральной налоговой проверки первоначальной налоговой декларации в соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 Кодекса не является основанием для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности по статье 126 Кодекса за несвоевременное представление затребованных документов".

К аналогичным выводам ранее приходил в том числе судья ВС.

(дело № А65-27076/2014)

Заключение договора с продавцами ранее, чем с покупателями, не делает сделку формальной

По результатам аукциона ООО "И" заключило с госучреждением контракт на поставку котлов, а с ООО "М" - на поставку насосов. Товар был приобретен у ООО "К" и ООО "А" и реализован покупателям.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила ООО "И" НДС, пени и штраф, указав отсутствие контрагентов по юрадресам, отсутствие у поставщиков необходимых условий для исполнения договора. Кроме того, налоговикам не понравилось, что договоры на поставку оборудования были заключены ранее дат заключения договоров с покупателями.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, установив, что на момент приобретения товара контрагенты налогоплательщика состояли на налоговом учете и ликвидированы не были.

Суды приняли пояснения налогоплательщика, что после получения предложений на участие в аукционе он располагал сведениями о необходимом оборудовании, в связи с чем предпринял меры по поиску поставщика, предлагающего наиболее выгодные условия. Суды указали, что участие в аукционе возлагает на победителя обязательства по заключению договоров в строго определенный срок, неисполнение данных обязательств влечет штрафы, поэтому общепринятым является предварительный поиск поставщиков и предварительное согласование сроков, места поставки заявленного товара.

Компания также пояснила, почему были выбраны именно эти поставщики. ООО "И" обратилась к производителю необходимого оборудования, который сообщил, что оно зарезервировано за ООО "К", с которым налогоплательщик работал с 2004 года и не сомневался в его деловой репутации. ООО "А" было найдено в интернете, при этом были истребованы все необходимые документы.

В решении кассации (Ф06-3765/2015 от 09.12.2015) указано: "заключение обществом договоров с контрагентами на поставку товарно-материальных ценностей ранее дат заключения договоров с покупателями ..., само по себе не свидетельствует о формальном характере сделок".

(дело № А12-13275/2015)

Взаимные договоры поручения квалифицированы как часть схемы разделения выручки

Между ООО (поверенный, применяющий ОСН) и ИП (доверитель, применяющий ЕНВД) был заключен договор, по которому доверитель поручает поверенному от имени и за счет доверителя совершать действия по оформлению сделки купли-продажи товара физлицам в торговых отделах доверителя, в том числе принимать денежные средства и выдавать кассовый чек. Еще один аналогичный договор был заключен между теми же лицами, но в нем ИП являлся поверенным, а ООО - доверителем. В обоих случаях поверенные получали вознаграждение.

Реализация товаров ИП и ООО велась на одной площади с едиными входами, оформленной в едином фирменном стиле, с использованием одной кассовой линии, с совместным инкассированием выручки ООО и ИП, товары приобретались у одних и тех же поставщиков, доставлялись на склад компании, доставка, разгрузка товара и его хранение велась силами ООО ввиду отсутствия соответствующих работников у предпринимателя.

В ходе выездной проверки ООО налоговая решила, что создана схема уклонения от налогообложения, позволяющая распределять выручку для минимизации налогов. В результате инспекция добавила к выручке ООО выручку ИП, доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штрафы.

Суд первой инстанции признал решение инспекции недействительным, указав на отсутствие доказательств реального неисполнения договоров поручительства и недоказанности в действиях ООО и ИП недобросовестности.

Апелляция согласилась с выводами инспекции, а окружной арбитражный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, указав, что кроме указанного ИП на территории магазина находились и другие предприниматели, и характер их взаимоотношений существенно не отличался от характера спорных взаимоотношений.

Судебная коллегия по экономическим спорам (306-КГ15-7673 от 27.11.2015) оставила в силе решение апелляции, указав, что окружной арбитражный суд превысил свои полномочия и переоценил фактические обстоятельства дела.

(дело № А12-24270/2014)

Подставной руководитель контрагента подтвердил сделку - не доказательство реальности

Являясь исполнителем по ряду договоров, ООО "М" привлекло субподрядчиков: ООО "А", "С" и "И". В подтверждение взаимоотношений налогоплательщиком представлены договоры, приложения к ним, календарные планы, протоколы соглашения о договорной цене, счета- фактуры, акты о сдаче-приемке выполненных работ.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав операции формальными. По запросу инспекции контрагенты документы не представили. Инспекция установила, что у них отсутствуют необходимые ресурсы, по адресу регистрации они не располагаются, документы от имени контрагентов подписаны неустановленными лицами, а их учредители и руководители в целом отрицают причастность к деятельности компаний, подписание документов от имени компаний, выдачу доверенностей на подписание документов и знакомство с руководителем налогоплательщика. Руководитель ООО "И" также указал на отсутствие своего волеизъявления на занятие предпринимательской деятельностью при создании фирмы.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным.

В суде руководитель ООО "И" подтвердил взаимоотношения с налогоплательщиком. Однако суды (постановление кассации Ф04-25689/2015 от 15.12.2015) отклонили эти показания, учитывая, что директор подставной. Также сыграли свою роль результаты почерковедческой экспертизы и показания свидетелей, непосредственно выполнявших спорные работы (сотрудников налогоплательщика, подтвердивших выполнение работ собственными силами).

(дело № А70-13209/2014)

Выставление счета-фактуры с НДС по необлагаемым услугам является основанием для вычета

ОАО (заказчик) и ЗАО (исполнитель) заключили договор на выполнение работ, согласно которому стоимость работ включает в себя НДС по ставке 18%.

После выполнения работ и их оплаты ОАО заявило вычет в налоговой декларации по НДС, представив в подтверждение договор, акты приемки, счета фактуры, платежные поручения.

По результатам выездной проверки ИНФС отказала в вычете, доначислила НДС, пени и штраф, указав, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые выполнены ЗАО для ОАО, не подлежат обложению НДС на основании подпункта 16 пункта 3 статьи 149 НК.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав на пункт 5 статьи 173 НК, в соответствии с которым сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками налога, освобожденными от его уплаты, или в отношении операций, которые не подлежат налогообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. Такой счет-фактура в случае, если выполненные работы не облагаются налогом, является основанием для вычетов НДС.

Кассация (Ф01-5042/2015 от 14.12.2015) отметила: "документы, представленные в подтверждение заявленного вычета по налогу на добавленную стоимость, соответствуют требованиям налогового законодательства, … отсутствуют доказательства, опровергающие факты исчисления, отражения в книге продаж и уплаты в бюджет контрагентом налога на добавленную стоимость, выделенного в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику".

Аналогичное мнение суды высказывали и ранее. Противоположную позицию высказывал в 2013 году Минфин (настаивая на неправомерности вычетов по счетам-фактурам, составленным, по мнению ведомства, с нарушением). Также напомним, что в случае операций, облагаемых НДС по ставке 0%, по счету-фактуре с выделенным по другой ставке налогом суды, включая ВС, вычет не разрешают.

(дело № А11-10797/2014)

Контрагент получил имущество путем обмана - в целях НДС все равно реализация

ОАО приобрело у ООО продукцию и расплатилось за нее векселями (банка-1 и банка-2), полученными в качестве предоплаты от ЗАО за сооружения (понтоны). Часть понтонов была реализована в адрес ЗАО, и ОАО отразило налоговую базу по НДС со стоимости понтонов.

В ходе выездной проверки ОАО инспекция установила, что в адрес ООО были переданы неподлинные векселя, а их копии - копии векселей, представленные для проверки - не соответствуют копиям векселей, представленных банками. При этом все действия, связанные с движением векселей, совершены в течение непродолжительного времени, расходы на приобретение векселей ОАО не понесло. В результате инспекция отказала в вычетах с сумм оплаты по договору поставки векселями.

Оспаривая решение инспекции в части размера доначислений компания указала, что если векселя фальшивы, то и сделка с ЗАО (от которого векселя получены) также является фиктивной. Следовательно, по мнению компании, инспекция должна была исключить стоимость понтонов из облагаемой базы. ОАО указало на решение суда по уголовному делу в отношении директора ЗАО (по которому понтоны им получены путем обмана). Таким образом, компания указала на отсутствие реализации по договору с ЗАО (отсутствие ТТН, акта приемки-передачи и счета-фактуры), и, как следствие, отсутствие оснований для уплаты НДС с реализации.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, указав, что ОАО не доказало отсутствие реализации. При этом суды учли другое решение суда, в рамках которого было отказано в иске о признании недействительным договора купли-продажи между ЗАО и ОАО. Суды (постановление кассации Ф07-1441/2015 от 11.12.2015) сочли, что отсутствие перечисленных ОАО документов не является доказательством реализации спорных понтонов в адрес иного юрлица. Таким образом, реализацию понтонов в адрес ЗАО суды сочли подтвержденной.

(дело № А56-23308/2014)

Счета-фактуры и товарные накладные составлены до приобретения товара - в вычете отказано

ИП (покупатель) и ООО (продавец) заключили договор на поставку бытовой химии. В подтверждение исполнения договора ИП представил счета-фактуры и товарные накладные по форме ТОРГ-12. Доставка договором предусмотрена силами предпринимателя, а право собственности на товар переходит в момент подписания ТОРГ-12. Предоплата договором не установлена, и информация об оплате за товар отсутствует.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила предпринимателю НДС, пени и штраф, указав, что счет-фактура выставлен ранее отгрузки товара, подписан неустановленным лицом, отсутствуют товарно-сопроводительные документы, на основании которых переходит право собственности.

По мнению предпринимателя, для данного случая статьей 168 НК не предусмотрен запрет на оформление счета-фактуры в более ранние сроки относительно даты поставки товара. Наличие недостоверной подписи в счете-фактуре при отсутствии доказательств взаимозависимости лиц не может служить основанием для отказа в налоговом вычете, также считал ИП.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, установив, что в ТОРГ-12 в графах "отпуск разрешил", "отпуск груза произвел" отсутствуют расшифровка подписи, указание на дату отпуска груза и дату получения груза. В накладной разделы "отпуск разрешил", "отпуск груза произвел" не заполнены, подписи передающей стороны и дата отпуска груза отсутствуют. Подписи водителей-экспедиторов на товарных накладных также отсутствуют. Таким образом, представленные предпринимателем документы не подтверждают факт поставки товара.

Суды (постановление кассации Ф08-9227/2015 от 16.12.2015) также учли, что ООО зарегистрировано с минимальным уставным капиталом, не имеет основных и транспортных средств, персонала, справки по форме 2-НДФЛ за 2011 год и документы по требованию инспекции не представило, учредители и должностные лица указанной организации находятся в розыске.

По мнению судов, предприниматель неправомерно заявил вычет по счетам-фактурам и товарным накладным, составленным до момента фактического приобретения товара, в отсутствие предусмотренных договором поставки товарно-транспортных документов (ТОРГ-12), на основании которых переходит право собственности на товар.

(дело № А63-2192/2015)

Суды разрешили вычет по автомобилю, приобретенному у ИП-директора через посредников

ООО "В" приобрело у ООО "А" автомобиль (Land Rover Range Rover) и заявило вычет в налоговой декларации по НДС. По результатам камеральной проверки налоговая отказала в вычете.

Налогоплательщик с 1 января 2014 года переведен с УСН на общий режим, автомобиль приобретен в 1 квартале. До этого времени он использовался ИП И., который также являлся директором ООО "В", затем И. его реализовал ООО "А". Налогоплательщик купил автомобиль за счет средств, полученных от И. в виде займа. Автомобиль в течение 1 квартала трижды становился объектом административных правонарушений (штрафы выписаны на И.), что, по мнению налоговиков, свидетельствует о том, что автомобиль в деятельности ООО "В" не использовался, управлял им И. в личных целях.

По мнению инспекции, компанией создана цепочка посредников для получения необоснованной налоговой выгоды, поскольку автомобиль не использовался в деятельности, облагаемой НДС.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что компанией соблюдены все требования для применения налогового вычета. Суды установили, что автомобиль сдавался в аренду ряду фирм.

Инспекция не доказала, что спорная сделка неправомерна, и автомобиль продолжает использоваться И. в личных целях. Приобретение автомобиля за счет средств заемных у учредителя или руководителя, по мнению судов (постановление кассации Ф04-27521/2015 от 16.12.2015), не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды, переход с УСН на ОСН не препятствует налогоплательщику приобретать имущество. Нарушение правил дорожного движения И. при эксплуатации автомобиля не подтверждает выводов инспекции о неиспользовании автомобиля в деятельности, облагаемой НДС.

(дело № А46-3085/2015)

Контрагент зарегистрирован по заложенному паспорту - в вычетах отказано

В 2010 году между ООО "А" (покупатель) и ООО "Ч" (продавец) был заключен договор купли-продажи оборудования по переработке нефти и газового конденсата. В подтверждение сделки ООО "А" представило договор купли-продажи и спецификацию к нему, счет-фактуру, акт сдачи-приема товара, ТТН.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала ООО "А" в вычете НДС, указав, что налогоплательщик не подтвердил реальность спорной операции. Инспекция установила, что численность ООО "Ч" составляет 1 человек, оно не имеет необходимых ресурсов для исполнения сделки (основных средств, движимого имущества), основной его деятельностью является деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров. ООО "Ч" имеет признаки "массового учредителя", находится по адресу массовой регистрации, налоговую базу по НДС в отчетности не отразило, налог не уплатило.

Руководитель ООО "Ч" пояснила, что состоит на учете в наркодиспансере, неоднократно закладывала свой паспорт в качестве залога лицам, занимавшим ей деньги либо наркотические вещества. Ранее она была судима по статье 161 УК (грабеж), ООО "Ч" на свои паспортные данные не регистрировала, каких-либо документов от имени фирмы не подписывала, ООО "А" ей не знакомо.

Компания оспорила решение инспекции в суде, полагая, что не обязана проверять порядочность своего контрагента в публичных отношениях и не должна отвечать за его недобросовестность. Компания обратила внимание, что оплата за оборудование произведена безналичным расчетом.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным. Суды учли, что во всех ТТН грузоотправителем и грузополучателем указано ООО "А", отсутствует ссылка на номер путевого листа. Таким образом, они не содержат полной информации о доставке товара. Суды (постановление Ф08-9262/2015 от 18.12.2015) также установили, что ООО "Ч" не оплачивало оборудование.

Суды не в первый раз признают формальными взаимоотношения с контрагентами при аналогичных обстоятельствах. Например, по делу № А53-19294/2013 было установлено, что контрагент компании зарегистрирован по документам неоднократно судимого лица, которое употребляло наркотики и систематически находилось на лечении. При рассмотрении дела № А27-9602/2013 выяснилось, что руководитель контрагента – алкоголик, осужденный к лишению свободы, значит, истцом не проявлена должная осмотрительность.

(дело № А01-88/2015)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России напоминает о вступлении в силу с 1 января 2016 года новых правил для российских организаций финансового рынка (ОФР) по уведомлению уполномоченных органов о направлении информации в иностранный налоговый орган

Сообщается, что с 1 января 2016 года будет запущен единый канал информационного взаимодействия уполномоченных органов с ОФР - интерактивный сервис ФНС России "Сообщение о клиенте - иностранном налогоплательщике". Сервис позволит просто и удобно направлять уведомления уполномоченным органам обо всех фактах информационного взаимодействия с иностранным налоговым органом. Кроме того, в нем будут размещаться решения Росфинмониторинга о запрете на направление информации в иностранный налоговый орган.

В специальном разделе сайта ФНС России "Направление информации организациями финансового рынка об иностранных клиентах" можно ознакомиться с общей информацией об обязанностях ОФР по уведомлению уполномоченных органов, форматами электронных уведомлений и рекомендательным порядком их заполнения.

(Информация ФНС России от 18.12.2015 "Форматы электронных уведомлений для направления информации о клиенте - иностранном налогоплательщике размещены на сайте ФНС России")

Дополнительная информация в счетах-фактурах: где нужно указывать

В счетах-фактурах может содержаться дополнительная информация. Такое право дает пункт 9 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137. Напомним, что данный пункт появился в Правилах с 1 января 2015 года.

Минфин РФ разъяснил, где именно должна указываться дополнительная информация.

По мнению чиновников, дополнительную информацию следует указывать в дополнительных строках и графах после предусмотренных формой счета-фактуры подписей руководителя и главного бухгалтера организации или иного уполномоченного лица (подписи индивидуального предпринимателя).

(Письмо Минфина РФ от 24.11.15 № 03-07-09/68169)

Величина коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2015 года снизилась до 6,6579

В прошлом налоговом периоде - октябре 2015 года величина коэффициента составляла 7,6405, в сентябре - 8,0795.

Изменение коэффициента связано со снижением среднего уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья с 46,61 (в октябре) до 41,72 долл. США за баррель (в ноябре).

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю. В ноябре его значение составило 65,0337 (в октябре - 63,0871, в сентябре - 66,7749).

(Письмо ФНС России от 18.12.2015 N СД-4-3/22222@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2015 года")

Налог на имущество организаций: как быть, если налогоплательщик представил решение об изменении кадастровой стоимости, а от органов Росреестра такая информация не поступала?

Если кадастровая стоимость меняется по решению суда или комиссии по рассмотрению споров, сведения о новой стоимости учитываются при расчете налога на имущество организаций начиная с того периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре, но не ранее даты внесения в госкадастр недвижимости стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В отношении земельного налога Минфин России ранее разъяснил, как действовать налоговым органам, если налогоплательщик представил решение комиссии или суда об определении кадастровой стоимости в размере рыночной, а от органов Росреестра такая информация не поступала.

В указанном случае налоговым органам в рамках межведомственного взаимодействия необходимо обратиться в органы Росреестра для подтверждения представленной налогоплательщиком информации об изменении кадастровой стоимости.

Как пояснила ФНС России, указанные разъяснения Минфина России должны применяться и в целях налога на имущество организаций.

(Письмо ФНС России от 18 декабря 2015 г. № БС-4-11/22243@ "О налоге на имущество организаций")

ФНС России информирует о коэффициентах-дефляторах на 2016 год для налогоплательщиков, применяющих УСН, ПСН и ЕНВД

Сообщается, что приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год" установлены коэффициенты-дефляторы, необходимые для исчисления:

  • ЕНВД - коэффициент не изменился по сравнению с 2015 годом и равен 1,798;
  • УСН и ПСН - коэффициент равен 1,329.

(Письмо ФНС России от 30.11.2015 N СД-4-3/20847@ "О коэффициенте-дефляторе на 2016 год")

Индивидуальные предприниматели - участники простого товарищества исполняют обязанность по уплате торгового сбора самостоятельно в установленной пропорции

При наличии у каждого участника договора права на осуществление торговой деятельности с использованием объектов торговли, каждый участник договора, независимо от возложенных на него обязанностей, признается плательщиком торгового сбора.

При этом сумма сбора определяется им согласно пункту 1 статьи 417 НК РФ как произведение ставки сбора и фактического значения физического показателя соответствующего объекта осуществления торговли, определяемого:

  • либо пропорционально стоимости вкладов товарищей (внесенным товарищами долям имущества) в общее дело;
  • либо установленного (распределенного) в отношении каждого товарища договором о совместной деятельности или дополнительным соглашением товарищей.

(Письмо ФНС России от 08.12.2015 N СД-4-3/21500 "О направлении письма Минфина России от 14.10.2015 N 03-11-09/58701")

Разъяснен порядок налогообложения НДФЛ сумм прощенной задолженности по договору кредита, заключенному с несколькими созаемщиками, обеспеченному поручительством

При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения по договору как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности.

По мнению ФНС России, при списании задолженности с баланса кредитной организации экономическая выгода, подлежащая налогообложению НДФЛ, возникает у созаемщиков в равных долях, если из договора либо соглашения сторон не следует иного.

Поручитель не является стороной кредитного договора, в связи с чем экономической выгоды при списании задолженности у него не возникает.

(Письмо ФНС России от 15.12.2015 N БС-4-11/21968@ "О налогообложении доходов физических лиц")

Разъяснен порядок налогообложения доходов физических лиц при продаже доли в уставном капитале общества, оплаченной неденежными средствами

Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников либо определяется независимым оценщиком (если номинальная стоимость такого имущества превышает 20 тыс. рублей).

Для целей исчисления НДФЛ сумма дохода, полученного от продажи доли, может быть уменьшена на документально подтвержденные расходы, связанные с ее приобретением (в том числе на сумму денежной оценки вносимого имущества).

(Письмо ФНС России от 15.12.2015 N БС-4-11/21969@ "О налогообложении доходов физических лиц")

В составе профессионального налогового вычета по НДФЛ могут быть учтены проценты за пользование кредитом, полученным ИП для оплаты товарных ценностей

Разъяснения Минфина России по указанному вопросу направлены в налоговые органы для использования в работе.

(Письмо ФНС России от 16.12.2015 N БС-4-11/22012@ "О налогообложении доходов физических лиц")

Разъяснены условия освобождения от НДФЛ доходов, полученных в период организации и проведения Олимпиады в г. Сочи

Для подтверждения обоснованности освобождения от налогообложения доходов физлица, полученных в указанный период, в налоговый орган необходимо представить:

  • если доходы получены в период организации Игр - трудовой договор, предусмотренный пунктом 50 ст. 217 НК РФ на выполнение соответствующих работ, неотъемлемой частью которого является утвержденный список граждан или список временного персонала официальных вещательных компаний, представленный иностранным организатором Игр;
  • если доходы получены в период проведения Игр - олимпийское (параолимпийское) удостоверение личности и аккредитации.

(Письмо ФНС России от 16.12.2015 N БС-4-11/22013@ "О налогообложении доходов физических лиц")

С 1 января 2016 года за представление документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе по форме 2-НДФЛ), налоговых агентов будут штрафовать на 500 рублей за каждый документ

Такое положение устанавливается Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах".

ФНС России рекомендует налоговым агентам в целях представления достоверных сведений по форме 2-НДФЛ в налоговый орган принять меры по актуализации персональных данных физических лиц - получателей дохода.

При выявлении фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе персональные данные физических лиц), производство по делу о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном статьей 101.4 Кодекса.

(Письмо ФНС России от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@ "Об ответственности за представление сведений по форме 2-НДФЛ с недостоверными данными")

"Беженцы" вправе претендовать на получение стандартного налогового вычета на ребенка

Налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета на ребенка по НДФЛ при представлении налоговому органу удостоверения беженца либо свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ, в которых, в частности, указаны сведения о несовершеннолетних детях, прибывших в РФ.

Сообщается также, что предоставление иных документов, подтверждающих сведения о налогоплательщике и его детях, для получения стандартного налогового вычета не требуется.

(Письмо ФНС России от 14.12.2015 N БС-4-11/21862@ "О предоставлении стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок")

Выплаты сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а также членам их семей, произведенные в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 09.06.2015 N 1063-р, не подлежат налогообложению НДФЛ

Указанным Распоряжением поручено произвести выплату единовременной материальной помощи:

  • сотрудникам, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение, в случае установления инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (раны, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, а также в случае получения сотрудниками в период прохождения службы тяжелого либо легкого увечья (ранения, травмы, контузии);
  • членам семьи сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации из числа выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Указанные суммы единовременной материальной помощи не подлежат налогообложению НДФЛ на основании абзаца второго пункта 3 и пункта 8 статьи 217 НК РФ соответственно.

(Письмо ФНС России от 14.12.2015 N БС-4-11/21863@ "Об обложении налогом на доходы физических лиц выплат, производимых сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а также членов их семей")

В случае исполнения обязанности по уплате налогов представителем налогоплательщика необходимо представить оригинал доверенности либо нотариально заверенную копию

Налог может быть уплачен представителем налогоплательщика от имени представляемого. В платежном документе на перечисление суммы налога в бюджет должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Отмечено, что изготовленная при помощи копировальной техники доверенность, на которой отражены копии подписей и печатей, не является документом, удостоверяющим полномочия представителя.

При перечислении платежа необходимо предъявить оригинал доверенности на представление интересов от имени налогоплательщика либо заверенную в установленном порядке копию такой доверенности.

(Письмо ФНС России от 08.12.2015 N ЗН-4-1/21494@ "О направлении разъяснений")

Сведения об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства представляются налоговыми органами только при наличии согласия таких лиц о признании этих сведений общедоступными

В ответ на вопрос об информационном взаимодействии налоговых органов с Росалкогольрегулированием по данному вопросу, ФНС России напоминает, что информация об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к конкретным критериям в силу положений пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса РФ является налоговой тайной.

(Письмо ФНС России от 07.10.2015 N ЕД-4-2/17424@ "О порядке обмена информацией с Росалкогольрегулированием")

ФСС РФ изложил свою позицию по вопросу определения среднего заработка пропорционально продолжительности рабочего времени для целей исчисления пособия по больничному листу

Сообщается, что средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени только в случаях, указанных в пп. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании...", а именно когда застрахованное лицо за расчетный период не имело заработка либо когда рассчитанный средний заработок в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, и рассчитывается исходя из МРОТ.

В случае если пособие исчисляется исходя из фактического заработка, то уменьшать этот заработок в зависимости от продолжительности рабочего времени, установленного на момент наступления страхового случая, является неправомерным.

(Письмо ФСС РФ от 16.11.2015 N 02-09-14/15-19990 "О расчете пособия")

Банком России принято решение о переносе даты начала применения плана счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций с 01.01.2017 на 01.01.2018

Сообщается, что указанное решение в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, центральных контрагентов, клиринговых организаций, форекс-дилеров и управляющих компаний инвестиционного фонда направлено на предоставление возможности субъектам НФО и разработчикам программного обеспечения своевременной и детальной проработки методологических и технических аспектов внедрения Плана счетов и ОСБУ.

Начало применения нового Плана счетов и ОСБУ с 01.01.2018 позволит обеспечить представление субъектами НФО достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности в Банк России, подготовленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

(Информация Банка России "Об изменении даты начала применения плана счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.