Мониторинг изменений за период 22.06.15 - 28.06.15

Бухгалтерский учет и налогообложение

Дополнен и уточнен перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не подлежит налогообложению НДС

В перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, включены, в частности, следующие позиции, классифицируемые кодами ТН ВЭД ТС:

  • 7309 00 590 0 "Стальные емкости для хранения жидких, едких сред, используемые в химической, фармацевтической промышленности";
  • 7310 10 000 0 "Стальные емкости вместимостью 250 литров, используемые в химической, фармацевтической промышленности...";
  • 8462 21 800 8 "Двухвалковая правильная машина для круглого металлопроката...";
  • 8414 10 890 0 "Система вакуумирования, производитель "Даниели и К...".

Некоторые позиции изложены в новой редакции. Это коснулось оборудования, классифицируемого кодами ТН ВЭД ТС: 8419 89 989 0, 8424 89 000 9, 8477 20 000 0 и др.

(Постановление Правительства РФ от 24.06.2015 N 617 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 372")

Для обмена информацией и документами с налоговыми органами через личный кабинет налогоплательщика физическому лицу необходимо направить в налоговый орган уведомление по утвержденной форме об использовании ЛКН

С 1 июля 2015 года в НК РФ установлена возможность использования для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

Об использовании ЛКН необходимо уведомить налоговую инспекцию.

В этой связи ФНС России утвердила:

  • форму уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета;
  • формат указанного выше уведомления в электронной форме;
  • порядок и сроки направления уведомления в налоговые органы.

(Приказ ФНС России от 08.06.2015 N ММВ-7-17/231@ "Об утверждении формы и формата уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика, а также порядка и сроков его направления в налоговые органы физическими лицами", зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2015 N 37742)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Утверждены формы документов, применяемых при предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в ФСС РФ

Утверждены: форма заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), формы решений о предоставлении и об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки), временном приостановлении уплаты сумм задолженности по страховым взносам, об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки).

(Приказ ФСС РФ от 21.05.2015 N 205 "Об утверждении форм документов, применяемых при предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2015 N 37740)

Утверждены формы запросов, направляемых территориальными органами ПФР в банки о представлении сведений по счетам организаций и ИП

В банки направляются следующие запросы:

  • о представлении справки о наличии счетов;
  • о представлении справки об остатках денежных средств на счетах;
  • о представлении выписок по операциям на счетах.

Запрос на бумажном носителе вручается под расписку уполномоченному представителю банка или направляется в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Определен порядок исчисления срока, в течение которого банком должна быть представлена справка (выписка) по запросу территориального органа ПФР, с учетом способа направления запроса.

В мотивировочной части запроса должны указываться основания его направления (проведение выездных или камеральных проверок плательщиков страховых взносов; вынесение решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках).

(Постановление Правления ПФ РФ от 13.04.2015 N 100п "Об утверждении Порядка направления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации запросов в банк о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах, о представлении выписок по операциям на счетах, а также форм соответствующих запросов", зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2015 N 37680)

Обновлена форма РСВ-1 ПФР с учетом изменений законодательства о страховых взносах, вступивших в силу с 1 января 2015 года

Так, в частности, в 2015 году: прекратили свое действие пониженные тарифы, установленные для применения в 2012 - 2014 годах для отдельных категорий плательщиков страховых взносов; полежат обложению страховыми взносами выплаты в пользу иностранных работников, независимо от продолжительности заключенных с ними трудовых договоров и пр.

Новая форма применяется начиная с расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2015 года.

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Постановление Правления ПФ РФ от 04.06.2015 N 194п "О внесении изменений в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16 января 2014 года N 2п")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Утвержден новый перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию

До 5 августа 2016 года включительно устанавливается запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.

Перечень такой продукции, сырья и продовольствия в основном идентичен перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 N 778, за исключением мальков форели Oncorhynchus mykiss, молоди (спата) устриц и мидий, специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания.

Кроме того, в новый перечень включены пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5 мас.% или более молочного жира.

(Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 N 625 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778")


Вернуться в начало


Правовые новости

Для оформления паспорта сделки в уполномоченный банк может быть представлен договор в виде одного подписанного сторонами документа, а также в виде совокупности документов

В Методических рекомендациях разъяснены требования к документам, представляемым резидентами в уполномоченные банки для оформления паспортов сделок, либо при переводе паспортов сделок на обслуживание в иной уполномоченный банк, в случае заключения договоров (проектов договоров), предусматривающих осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов.

Так, на основании положений Гражданского кодекса РФ сделан вывод о том, что в уполномоченный банк может быть представлен:

  • договор, оформленный в виде одного документа, подписанного сторонами сделки (в частности, если в соответствии с законом или соглашением сторон договор в письменной форме заключается только путем составления одного документа);
  • договор в виде иных документов (совокупности документов), отвечающих установленным требованиям (это связано с тем, что согласно ГК РФ договор может быть заключен путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными). Необходимое условие - такие документы должны содержать все существенные условия договора, необходимые для осуществления валютного контроля.

("Методические рекомендации по вопросу оформления паспорта сделки на основании документов, рассматриваемых в качестве договоров в соответствии с нормами главы 28 Гражданского кодекса Российской Федерации", утв. Банком России от 15.06.2015 N 14-МР)

С 1 января 2016 года начинает действовать новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008)

Основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг.

Классификатор обеспечивает информационную поддержку решения ряда задач, в числе которых:

  • проведения работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов;
  • реализации комплекса учетных функций по основным фондам в рамках работ по государственной статистике;
  • осуществления международных сопоставлений по структуре и состоянию основных фондов;
  • расчета экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и другие;
  • расчета рекомендательных нормативов проведения капитальных ремонтов основных фондов.

Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 с вышеуказанной даты будет отменен.

(Приказ Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008)")

С 1 июля 2015 года начинает действовать новый Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) ОК 018-2014

ОКИН предназначен для использования при сборе, обработке и анализе демографической, социальной и экономической информации о населении, решения задач учета, анализа и подготовки кадров предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, министерствами и ведомствами.

С указанной даты отменяется Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) ОК 018-95.

(Приказ Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора информации о населении (ОКИН) ОК 018-2014")


Вернуться в начало


Судебная практика

В ходе допмероприятий ИФНС вправе доказывать выявленные нарушения, а не искать новые

По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция отразила в акте проверки сумму доначислений в размере 179 тысяч рублей. В ходе мероприятий дополнительного контроля инспекция установила, что компания не восстановила НДС в связи с получением бюджетных средств субсидии на возмещение части затрат на оплату первого взноса по договорам лизинга транспортных средств. При этом в акте проверки невосстановление НДС не вменялось компании в качестве налогового правонарушения, указано только на установление факта перечисления субсидии субъекту малого предпринимательства.

В решении по проверке (после допмероприятий) сумма доначислений была увеличена на 106 тысяч рублей и составила 287 тысяч.

Суды трех инстанций разъяснили, что дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений.

В данном случае, в ходе проверки инспекция не установила факт правонарушения, влекущий доначисление 106 тысяч. Из текста решения также не следует, что допмероприятия проводились с целью подтверждения факта неуплаты НДС в связи с его невосстановлением в результате получения субсидий.

Следовательно, по мнению судов (постановление кассации Ф09-1928/2015 от 29.05.2015) решение, основанное на данном акте проверки, не соответствует статьи 101 НК, в связи с чем доначисление 106 тысяч рублей является незаконным.

(дело № А34-4179/2014)

Неверный ОКАТО при перечислении налога - не повод для доначислений

При перечислении НДФЛ компании указала неверный код ОКАТО.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании НДФЛ, пени и штраф. Кроме того, инспекция указала на необходимость уплаты НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения.

Суды трех инстанций признали недействительным решение инспекции, указав, что согласно положениям статьи 45 НК только два вида ошибок при заполнении платежного поручения приводят к возникновению недоимки: неправильное указание номера счета Федерального казначейства или наименования банка получателя.

При этом НДФЛ в соответствии со статьей 13 НК относится к числу федеральных налогов, следовательно, счет органа казначейства для перечисления денежных средств для уплаты данного налога одинаков как для перечислений в бюджет по месту головной организации, так и по месту нахождения обособленного подразделения.

Суды (постановление кассации Ф04-18551/2015 от 03.06.2015) установили, что в платежных документах счет ФК был указан правильно и сумма налога, удержанная компанией с доходов, выплаченных сотрудникам обособленного и головного подразделений, находящихся на территории муниципальных образований, поступила в бюджет, следовательно, основания для доначислений отсутствовали.

(дело № А27-6566/2014)

Временное неиспользование товара в облагаемой НДС деятельности не мешает вычету

В 4 квартале 2012 года ООО "А" приобрело транспортные средства и заявило вычет в налоговой декларации по НДС. В этот же период они были сданы в аренду ООО "Э", которое перечислило ООО "А" аванс и выдало заем, который погашался в счет арендной платы.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала ООО "А" в вычете, указав на несоблюдение требований статей 171, 172 НК в части использования приобретенного оборудования в деятельности, облагаемой НДС.

В ходе допроса руководителя и учредителя контрагента установлено, что он является номинальным руководителем, документы от имени компании не подписывал. Также установлено, что миллионные обороты по расчетному счету ООО "Э" не отражены в налоговой отчетности.

Инспекция решила, что сделка по передаче в аренду транспортных средств является формальной, следовательно, они не использовались в деятельности облагаемой НДС и вычет при их приобретении заявлен компанией неправомерно.

Суды трех инстанций признали недействительным решение инспекции, указав, что последняя не установила согласованных действий компаний, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.

При этом на момент заключения договоров аренды у ООО "А" имелись в наличии транспортные средства и прицепы, а ООО "Э" было зарегистрировано в установленном порядке, поставлено на налоговый учет. Кроме того, ООО "Э" оплатило аренду авансом с расчетного счета в банке, что свидетельствует о наличии лица, уполномоченного совершать операции по расчетному счету, наличие в банке карточки с нотариально заверенным образцом подписи такого лица. Однако налоговый орган не установил лицо, которое может от имени ООО "Э" вести хозяйственные операции.

Суды пояснили, что основанием для отказа в применении налоговых вычетов может являться лишь приобретение имущества заведомо для операций, не являющихся объектами налогообложения.

В решении кассации (Ф09-1928/2015 от 29.05.2015) указано: "временное неиспользование товаров (работ, услуг) в облагаемой НДС деятельности по различным причинам (за исключением создания налогоплательщиком схемы, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды), не может являться основанием для отказа в применении налогового вычета, предъявленного налогоплательщику при приобретении товара (работы, услуги)".

(дело № А34-4179/2014)

В случае выявления недоимки инспекция не обязана уменьшать сумму доначисленного НДС на вычеты, не заявленные в декларации

Наличие документов, подтверждающих право на вычет НДС, без заявления суммы вычетов в декларации не является основанием для уменьшения НДС. Соответственно, инспекторы не должны учитывать при расчете недоимки сумму вычетов, не заявленных в декларации. Об этом напомнил Верховный суд.

В ходе проверки инспекция обнаружила, что организация неверно заполнила книгу продаж за IV квартал 2011 года. Это стало основанием для доначисления НДС и пени. Организация подготовила возражения на акт проверки и представила счета-фактуры, которые подтверждали право на вычеты в большем размере, чем было заявлено в декларации. По мнению налогоплательщика, несмотря на то, что данные вычеты не были заявлены в декларации, инспекция должна была их учесть. Но налоговики ответили отказом.

Суд первой инстанции поддержал организацию. Как указали арбитры, инспекция при исчислении НДС должна была уменьшить общую сумму налога на не отраженные в декларации налоговые вычеты, поскольку у нее имелись подтверждающие документы. Однако вышестоящие суды, в том числе Верховный суд, с таким подходом не согласились. Применение вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер, может быть реализовано посредством декларирования, и только при соблюдении установленных в главе 21 НК РФ условий. Поэтому, само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих право на вычет, без отражения суммы вычетов в декларации, не является основанием для уменьшения налога. В рассмотренном споре организация не заявляла спорную сумму вычетов. Следовательно, у инспекции не было оснований самостоятельно учитывать вычеты, на которые претендовал налогоплательщик.

Вместе с тем, отметили судьи, недекларирование налоговых вычетов не лишает налогоплательщика права на их применение в последующем.

Напомним, что аналогичная позиция выражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.11 № 23/11.

(Определение Верховного суда РФ от 15.06.15 № 302-КГ15-5774)

Соглашение с контрагентом о факсимиле помогло отстоять в суде счета-фактуры

ООО "Б" (покупатель) заключило договоры на поставку морепродуктов и рыбы с ООО "А" и "Р", затем заявило вычет в налоговой декларации по НДС.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычетах, сославшись на отсутствие у контрагентов необходимых условий для исполнения договоров (отсутствуют основные средства и персонал), а также указав, что счета-фактуры подписаны факсимиле.

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что при заключении договоров ООО "Б" проверило правоспособность контрагентов, в частности, получило необходимые документы и проверило регистрацию контрагентов на сайте ФНС. Должностные лица компании-истца пояснили, что с руководителями контрагентов они общались лично, предварительно установив их личность. Товар в рамках заключенных договоров фактически поставлен налогоплательщику и им оплачен. Регистрация контрагентов до настоящего времени не прекращена.

Суды (постановление апелляции 13АП-7504/2015 от 01.06.2015) разъяснили, что отсутствие производственных мощностей и трудовых ресурсов не свидетельствует об их отсутствии на ином праве нежели собственность и не говорит о формальности сделки. Доказательств согласованности действий инспекция не представила.

В отношении использования факсимиле суды пояснили, что обязанность по составлению счетов-фактур возлагается на продавца. Суды применили положения пункта 2 статьи 169 НК, в соответствии с которым ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товара (работ, услуг), их стоимость, а также ставку налога, не являются основанием для отказа в вычете НДС. Кроме того, действующее налоговое законодательство и законодательство о бухучете не содержат запрета на совершение подписи руководителя путем проставления штампа-факсимиле.

Кроме того, в данном случае возможность применения факсимиле при подписании счетов-фактур предусмотрена соглашением с контрагентами.

В целом ранее суды негативно относились к использованию факсимиле. Например, дело А04-7449/2013 касалось возмещения НДС по экспорту. Апелляция и кассация согласились с инспекцией, указав, что пакет документов, подтверждающий право на ставку НДС 0%, засвидетельствован факсимиле неправомерно. В деле № А53-18441/2011 подпись факсимиле на квитанции к приходному кассовому ордеру указала на "подделку" подписи, поскольку лицо, в отношении подписи которого изготовлено факсимиле, отрицало факт получения денежных средств.

Во многих случаях суды считали применение факсимиле на счетах-фактурах недопустимым ни при каких условиях. В качестве примеров можно привести дела А57-8362/2013, А57-4665/2013, А79-13124/2012, А42-3909/2012, А72-7108/2012. В постановлении ВАС от 27.09.2011 № 4134/11 указано, что документы бухучета должны содержать личные подписи соответствующих лиц.

В решениях по делу № А32-2968/2012 апелляция и кассация отметили, что если бы обоюдное согласие сторон на использование факсимиле было подтверждено соответствующим соглашением, то у покупателя имелись бы шансы выиграть дело.

(дело № А21-9443/2014)

Суды не стали применять правило 5% к организации в целом - вычет касался подразделения

Компания заявила налоговый вычет по услугам, приобретенным для своего подразделения – санатория. По мнению компании, доля расходов санатория по отношению к расходам всей компании на производство и реализацию составляет менее 5%, поэтому она вправе принять НДС к вычету.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычете, доначислила налог, пени и штраф, указав, что эти услуги приобретались санаторием, деятельность которого не подлежит обложению НДС.

Суды трех инстанций признали правомерным решение инспекции, указав, что в данном случае спор идет в отношении сумм НДС по приобретенным услугам, используемым только для необлагаемых операций, к которым не подлежат применению правила 5%, установленные абзацем 9 пункта 4 статьи 170 НК. Следовательно, данные суммы налога в соответствии с положениями пункта 2 статьи 170 НК подлежат учету в стоимости соответствующих услуг.

Суды (постановление кассации Ф04-18551/2015 от 03.06.2015) исходили из того, что налоговым органом установлен факт прямого предназначения товаров (работ, услуг) - для санатория. Таким образом, к организации в целом правило 5% в этом случае не применяется.

(дело № А27-6566/2014)

Компенсации работникам за утрату трудоспособности не учитываются в расходах

Компания учла в расходах при исчислении налога на прибыль суммы единовременных пособий работникам при выходе на пенсию по инвалидности из расчета 20% среднемесячного заработка за последний год работы за каждый процент утраты ими профессиональной трудоспособности. Эти выплаты были предусмотрены федеральным отраслевым соглашением и коллективными договорами.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, указав на неправомерное завышение расходов.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что расходы, связанные со стимулирующими выплатами и компенсациями работникам, могут быть учтены в составе расходов, если они соответствуют требованиям статьи 252 НК, то есть связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений.

Спорные выплаты относятся к социальным гарантиям и компенсациям и не являются выплатами стимулирующего характера, поскольку не связаны с производственными результатами работников, выплачиваются не в целях достижения работником каких-либо результатов, повышения профессионального мастерства, а в связи с наступлением не зависящего от них события - получения права на пенсионное обеспечение.

Отклонен судами (постановление кассации Ф04-18551/2015 от 03.06.2015) довод компании об учете спорных выплат в расходах на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 НК в качестве расходов на возмещение причиненного ущерба. Согласно статье 184 ТК при повреждении здоровья работодатель обязан возместить работнику утраченный заработок, а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы. Однако спорные расходы компенсацией причиненного вреда здоровью, выплата которой предусмотрена статьей 184 ТК, не являются, решили суды.

(дело № А27-6566/2014)

Налоговики доказали в суде фиктивность переброски транспортных средств между юрлицами

ООО "А" приобрело у ООО "И" транспортные средства по договорам от 30.09.2013 года на сумму 11,1 млн рублей и заявило вычет в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2013 года.

По результатам камеральной проверки инспекция отказала в возмещении НДС, доначислила налог, пени и штраф. ИФНС установила, что на расчетный счет ООО "И" денежные средства от ООО "А" не поступали. Частично задолженность погашена взаимозачетом на сумму 5,2 млн рублей.

Инспекция установила взаимозависимость компаний, поскольку равноправными учредителями компаний являются одни и те же физлица, Компании ведут одинаковый основной вид деятельности - архитектура, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве, зарегистрированы по одному юрадресу.

При этом, как до, так и после совершения сделки купли-продажи транспортные средства находились в эксплуатации ООО "И", управлял ими персонал ООО "И", расходы на техническое обслуживание, автостоянку несло ООО "И", то есть фактическое использование и местонахождение транспортных средств после заключения договоров купли-продажи не изменилось.

Инспекция решила, что компаниями создан формальный документооборот с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

Суды трех инстанций согласились с выводами инспекции, указав, что налогоплательщик не доказал, что транспортные средства находились в его пользовании, именно он нес расходы по содержанию (обслуживанию, хранению) спорных транспортных средств и использовал их в своей хозяйственной деятельности. По мнению судов, созданный компаниями документооборот направлен на формальную смену собственников транспортных средств.

Довод компании о том, что в связи с отсутствием возможности погашения задолженности она планировала передать приобретенные транспортные средства в аренду ООО "И", отклонен судами, поскольку фактические доказательства передачи спорных транспортных средств в аренду отсутствуют.

Суды не увидели разумной деловой цели в спорном сделке. Не исключено, что действия компаний были направлены на уход от налогообложения налогом на имущество (который в рамках рассмотренного спора не фигурировал, поскольку речь шла о камералке декларации по НДС). Напомним, на основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не признавалось объектом налогообложения налогом на имущество движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве ОС вне зависимости от приобретения его у лиц, признаваемых взаимозависимыми.

(дело № А70-8942/2014)

Излишне уплаченные взносы возвращаются в течение одного месяца

Арбитражный суд Центрального округа подтвердил, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца.

Суд указал, что орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.

(дело N А48-2254/2014)


Вернуться в начало


Прочее

Минфином России разъяснен порядок зачисления доходов от уплаты госпошлины за госрегистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве ИП при их обращении в МФЦ

Сообщается, что зачисление доходов от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, оказываемую при обращении через МФЦ, должно осуществляться в бюджеты муниципальных образований, которые являются учредителями МФЦ с указанием в распоряжении о переводе денежных средств в бюджеты ОКТМО соответствующего муниципального образования.

Главным администратором доходов от уплаты государственной пошлины является ФНС России.

Инспекциям ФНС России необходимо доводить до плательщиков сведения о реквизитах счетов, значения ИНН и КПП получателя (администратора поступлений в бюджет), КБК и другую информацию, необходимую для заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты, в том числе ОКТМО.

(Письмо ФНС России от 15.06.2015 N ЗН-4-1/10311@ "О направлении Письма Минфина России от 16.04.2015 N 02-08-10/21987")

На сайте ФНС России можно бесплатно получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе

С помощью данного сервиса все заинтересованные лица могут бесплатно получать сведения из вышеуказанных реестров в виде выписки либо справки об отсутствии запрашиваемой информации в форме электронного документа в формате PDF, подписанного электронной подписью.

При этом не требуется сертификат ключа электронной подписи заявителя.

Для регистрации в сервисе достаточно указать адрес электронной почты, на который поступит ссылка для скачивания выписки.

Сформированную выписку/справку можно скачать в течение 5 дней.

(Информация ФНС России от 25.06.2015 "О получении сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП при помощи онлайн-сервиса")

НДС по имуществу, вышедшему из строя при аварии, можно не восстанавливать

ФНС ответила на ряд вопросов о применении вычетов НДС:

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику в отношении работ по восстановлению здания, принимаются к вычету независимо от того, что стоимость указанных работ компенсируется налогоплательщику страховой организацией.

Следующий вопрос касается восстановления и уплаты в бюджет сумм НДС, ранее принятых налогоплательщиком к вычету, при выбытии имущества по причине аварии. ФНС рекомендует руководствоваться решением ВАС от 23.10.2006 № 10652/06, согласно которому утрата имущества в результате чрезвычайной ситуации не относится к числу случаев, при которых суммы НДС, ранее правомерно принятые налогоплательщиком к вычету, подлежат восстановлению.

При изменении стоимости выполненных работ в сторону увеличения покупатель этих работ имеет право на вычет независимо от периода выполнения таких работ.

Суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для операций, не признаваемых объектами налогообложения НДС, вычетам не подлежат, а учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг).

На вопрос о вычетах в отношении приобретенных объектов недвижимости, подлежащих ликвидации в связи со строительством на их месте нового объекта, который будет использоваться в операциях, облагаемых НДС, налоговая служба самостоятельно ответить затруднилась - указала, что вопрос требует согласования с Минфином.

(Письмо ФНС России от 17 июня 2015 г. № ГД-4-3/10451@)

При возврате основного средства поставщику необходимо исчислить НДС

Минфин напомнил, что счета-фактуры, выставленные при возврате принятых на учет налогоплательщиком НДС товаров, подлежат регистрации в книге продаж (пункт 3 правил, утвержденных постановлением 1137).

Таким образом, при возврате основного средства, ранее принятого на учет покупателем - налогоплательщиком НДС, следует исчислять "исходящий" налог. Ранее ведомство также разъясняло, как в такой ситуации составить счет-фактуру.

Если производится замена по гарантии бракованного основного средства на исправное, эта операция в целях налога на прибыль не признается отдельной сделкой, а производится в рамках первоначального договора поставки, поэтому в учете организации не происходит ошибок (искажений), не возникает доходов и расходов.

Поэтому необходимости восстанавливать в составе доходов начисленную ранее по бракованному основному средству амортизацию и амортизационную премию у организации не возникает.

(Письмо Минфина России от 03.06.15 № 03-07-11/31971)

Расходы на переговоры с физлицами можно учесть как представительские

Минфин напомнил, какие расходы относятся к представительским. Это расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах, в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий (пунктом 2 статьи 264 НК).

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Указанная норма связывает представительские расходы с приемом представителей организаций, однако Минфин высказал мнение, что к представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физлицами, являющимися как фактическими, так и потенциальными клиентами организации.

Также ведомство напомнило, что представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

(Письмо Минфина России от 05.06.15 № 03-03-06/2/32859)

Минфином России сделан вывод о необходимости удержания российской организацией налога на прибыль с дохода, выплачиваемого иностранной компании, от реализации ее акций (долей)

В разъяснениях речь идет о доходах иностранных компаний от реализации акций (долей) российских организаций, активы которых более чем на 50 процентов состоят из недвижимого имущества, расположенного на территории РФ (пп.5 п.1 ст.309 НК РФ).

Из анализа положений пункта 2 статьи 309 НК РФ сделан вывод о том, что данная норма устанавливает обязанность российской организации удержать налог при выплате иностранной организации указанного выше дохода.

При этом на основании статьи 311 НК РФ сообщается об обязанности российской организации исчислять и удерживать налог при каждой выплате таких доходов.

(Письмо ФНС России от 22.06.2015 N ГД-4-3/10791@ "О порядке удержания налога на прибыль организаций при выплате в пользу иностранных организаций дохода, указанного в подпункте 5 пункта 1 статьи 309 НК РФ")

Конвенция о взаимопомощи не относится к международным "налоговым" договорам РФ

Минфин в своем недавнем письме указал, что положения о международных договорах по вопросам налогообложения содержит статья 7 НК.

Согласно пункту 1 статьи 7 НК если таким международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров.

Пункт 3 статьи 7 НК говорит о неприменении пониженных ставок налога или отказе от освобождения от налогообложения в отношении доходов от источников в РФ для иностранных лиц, не имеющих фактического права на доход, согласно положениям международных договоров. Установлен порядок уплаты налога, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть) (п.4 ст.7).

При этом положения Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, вступающей в силу для РФ 1 июля 2015 года, не содержат термина "лицо, имеющее фактическое право на доход" или понятий, аналогичных ему. Конвенция также не содержит положений о применении пониженных ставок налога или положений об освобождении от налогообложения доходов у источника выплаты.

Таким образом, по мнению ведомства, понятие "международный договор РФ по вопросам налогообложения" в рамках пункта 4 статьи 7 НК не распространяется на указанную Конвенцию.

(Письмо Минфина России от 27 мая 2015 г. N 03-08-05/30531)

Величина коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за май 2015 года составила 9,3174

Величина коэффициента по сравнению с прошлым налоговым периодом (апрелем 2015 года) увеличилась с 8,8425 до 9,3174.

Это связано с изменением показателей, исходя из которых он рассчитывается. Первый показатель - средний уровень мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. В мае 2015 года данный показатель определен на уровне 63,07, что значительно выше, чем в прошлом налоговом периоде (в апреле - 58,60 долл. США за баррель).

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю. В этом налоговом периоде его значение снизилось и составило 50,5895 (в апреле - 52,9336).

(Письмо ФНС России от 17.06.2015 N ГД-4-3/10509@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за май 2015 года")

Новая налоговая декларация по НДПИ применяется начиная с отчетности за июнь 2015 года

Указано также, что за налоговый период - май 2015 года - налогоплательщики вправе представить налоговую декларацию как по новым, так и по старым формам и форматам (т.е. утвержденным Приказом ФНС России от 14.05.2015 N ММВ-7-3/197@ и Приказом ФНС России от 16.12.2011 N ММВ-7-3/928@).

(Письмо ФНС России от 23.06.2015 N ГД-4-3/10875@ "О представлении налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых")

Организации - собственники земельных участков в Крыму, в том числе не оформившие правоустанавливающие документы в соответствии с законодательством РФ, являются плательщиками земельного налога

В письме ФНС России сообщается о том, что согласно действующему законодательству обязанность уплатить земельный налог за 2015 год предусматривается также в отношении организаций, не переоформивших документы о праве собственности на земельные участки согласно российскому законодательству, имеющих документы, подтверждающие право собственности или право пользования на земельные участки, выданные государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым, города Севастополя.

В связи с отсутствием сведений кадастрового учета осуществить постановку на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения земельных участков в настоящее время не представляется возможным.

В этой связи рекомендовано налоговым органам довести до сведения указанных налогоплательщиков информацию том, что в случае нахождения земельного участка на территории налогового органа, отличного от налогового органа по месту нахождения организации (местам нахождения филиала, представительства, иного обособленного подразделения), необходимо обратиться в данный налоговый орган с заявлением в произвольной форме о постановке на учет по месту нахождения земельного участка.

(Письмо ФНС России от 16.06.2015 N БС-4-11/10412@ "О земельном налоге")

Минфин: предприниматель не вправе применять ПСН в отношении доходов, полученных от субаренды части нежилого помещения

Индивидуальный предприниматель владеет на праве собственности половиной доли нежилого помещения, а другую половину помещения арендует. Сможет ли ИП использовать патентную систему налогообложения, если сдаст все помещение в аренду по одному договору? В Минфине России полагают, что в таком случае данный спецрежим можно будет применять только в отношении доходов от аренды той части помещения, которая принадлежит предпринимателю на праве собственности.

Нужно отметить, что разъяснение Минфина является ответом на запрос индивидуального предпринимателя из Москвы. Но ответ Минфина может также пригодиться предпринимателям из других регионов, где ПСН введена в отношении деятельности по передаче в аренду нежилых помещений.

В подпункте 19 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ оговорено, что ПСН может быть введена законами субъектов РФ в отношении деятельности по передаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

В столичном законе о ПСН размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода установлен по предпринимательской деятельности в сфере сдачи в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

По мнению специалистов финансового ведомства, из данного положения следует, что ИП вправе применять ПСН только по доходам, полученным от сдачи в аренду половины помещения, которая принадлежит ему на праве собственности.

Поскольку вторую половину нежилого помещения ИП арендует у собственника, а затем сдает ее в субаренду, то налогообложение дохода в виде арендной платы за эту часть помещения в рамках ПСН невозможно. Такие доходы могут облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения. При этом неважно, что все помещение (и та половина, которая принадлежит ИП на праве собственности, и та половина, которую он арендует), сдается в аренду одному арендатору по одному договору аренды.

(Письмо Минфина России от 02.06.15 № 03-11-11/31701)

Плательщики торгового сбора в Москве должны сообщить о себе налоговикам до 7 июля

Организации и ИП, осуществляющие в Москве виды деятельности, в отношении которых введен торговый сбор, обязаны представить в налоговый орган соответствующее уведомление до 7 июля 2015 года.

ФНС поясняет, что уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора представляется по рекомендуемой форме не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.

Таким образом, организации и ИП, уже фактически использующие объекты движимого или недвижимого имущества для торговой деятельности, обязаны представить налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в срок не позднее 7 июля 2015.

При этом датой возникновения объекта обложения сбором в данном случае будет считаться 01.07.2015.

(Письмо ФНС России № ГД-4-3/10382@ от 17.06.2015)

Сформировать уведомление по торговому сбору можно с помощью программы "Налогоплательщик ЮЛ", доступной на сайте ФНС России

С 1 июля 2015 года все плательщики торгового сбора обязаны в течение пяти рабочих дней со дня начала осуществления торговой деятельности представить в налоговую инспекцию уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые начали осуществлять торговую деятельность на территории Москвы до 1 июля 2015 года и планируют вести ее и после указанной даты, обязаны представить в налоговую инспекцию такое уведомление в срок не позднее 7 июля 2015 года.

Вышеуказанная программа позволяет организациям и индивидуальным предпринимателям сформировать уведомление о постановке на учет как на бумажном носителе, так и в электронном виде, исключив при этом ошибки заполнения. Уведомление, сформированное в электронном виде, может быть представлено плательщиками сбора в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи.

(Информация ФНС России от 25.06.2015 "О подаче в электронном виде уведомления по торговому сбору")

ПФР напомнил об изменениях порядка уплаты страховых взносов и новой форме расчета РСВ-1 ПФР

С 1 полугодия 2015 года расчет РСВ-1 ПФР представляется по новой форме.

В нем учтены изменения порядка уплаты страховых взносов с 1 января 2015 года, в том числе:

  • отменена предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
  • право применения пониженных тарифов страховых взносов установлено для участников свободной экономической зоны и резидентов территории опережающего социально-экономического развития (для данной категории плательщиков установлены коды тарифа и коды категории застрахованного лица);
  • прекратили свое действие пониженные тарифы для отдельных категорий плательщиков, указанных в пункте 1-3 и пункте 7 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ;
  • обязанность уплаты страховых взносов с сумм выплат в пользу иностранных работников установлена независимо от продолжительности заключенных с ними трудовых договоров.

(Информация ПФ РФ "Прием отчетности с первого полугодия 2015 года")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.