Мониторинг изменений за период 01.02.16 - 07.02.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Россией ратифицировано новое соглашение с Китаем об избежании двойного налогообложения, подписанное 13 октября 2014 года в Москве, а также протоколы к нему

Соглашение будет действовать в отношении налогов, взимаемых с общей суммы дохода или отдельных элементов дохода лиц, имеющих местожительство, постоянное местопребывание, место управления, место регистрации в РФ или в КНР, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества и налоги на общую сумму заработной платы, выплачиваемой предприятиями.

Соглашение предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства производится в другом договаривающемся государстве, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через расположенное в нем постоянное представительство.

При этом в отношении деятельности на строительном или монтажном объекте установлено, что такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства, если указанные объекты существуют более 18 месяцев, а в отношении оказания услуг - если такие услуги оказываются в течение 183 дней в любом 12-месячном периоде.

Целью заключения протокола является освобождение от налогообложения у источника выплаты в одном договаривающемся государстве процентов, выплачиваемых по кредитам и займам, предоставленных банками другого договаривающегося государства. Отмечается, что в условиях санкций, введенных в отношении РФ, данная мера позволит российским заемщикам снизить затраты по привлечению и обслуживанию кредитов китайских банков.

Установлено, что оба договаривающихся государства уведомят друг друга по дипломатическим каналам о выполнении ими внутригосударственных процедур, необходимых для вступления соглашения в силу. Соглашение вступит в силу на 30-й день после получения последнего из этих уведомлений и будет применяться в отношении доходов, полученных за налоговые годы, начинающиеся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором соглашение вступит в силу.

При этом действующее в настоящее время соглашение между Россией и Китаем об избежании двойного налогообложения, подписанное 27 мая 1994 года в Пекине, прекратит действие применительно к доходам, в отношении которых будут применяться положения нового соглашения.

(Федеральный закон от 31.01.2016 N 6-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и протокола к нему, а также Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы")

Освобождение от уплаты госпошлины при обращении Уполномоченного по правам человека в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных органами власти, закреплено в Налоговом кодексе РФ

Соответствующее уточнение внесено в пп. 16 п. 1 ст. 333.36 НК РФ. Согласно прежней редакции данной нормы госпошлина не уплачивалась только при обращении в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда.

В остальных случаях госпошлина уплачивалась из бюджетных средств, предусмотренных на содержание Уполномоченного по правам человека и его рабочий аппарат. При этом, например, органы прокуратуры в аналогичной ситуации освобождены от уплаты государственной пошлины.

Принятие закона направлено на обеспечение равенства государственных органов при осуществлении их правозащитной

(Федеральный закон от 01.02.2016 N 8-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Утверждена форма заявления о предоставлении в налоговый орган адреса иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории РФ через постоянное представительство

Адрес иностранной организации представляется для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Соответствующее заявление налогоплательщика - иностранной организации необходимо направить по утвержденной форме (форма N 2А).

(Приказ ФНС России от 24.12.2015 N ММВ-7-14/598@ "Об утверждении формы заявления о предоставлении налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах", зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40920)

Утверждены формы документов, которыми оформляются решения налоговых органов по вопросам возмещения сумм акцизов

В целях реализации полномочий налоговых органов, предусмотренных ст. 176.1, 184, 203.1 НК РФ, утверждены формы:

  • Решения о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению, в порядке, предусмотренном ст. 203.1 Налогового кодекса РФ;
  • Решения об отказе в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению;
  • Решения об отмене решения о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению;
  • Заявления об освобождении банка от обязательств по банковской гарантии.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 24.10.2011 N ММВ-7-3/656@ "Об утверждении формы заявления об освобождении банка от обязательств по банковской гарантии, выданной налогоплательщику в целях применения статей 176.1, 184 и 204 Налогового кодекса Российской Федерации".

(Приказ ФНС России от 11.12.2015 N ММВ-7-15/571@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах", зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40916)

С отчета за 1 квартал 2016 года декларация по водному налогу представляется по новой форме

Новая форма декларации разработана в связи с изменениями порядка исчисления водного налога (в том числе введены новые ставки налога и повышающие коэффициенты к ним).

Приказом ФНС России определен также порядок заполнения налоговой декларации и формат ее представления в электронной форме.

(Приказ ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/497@ "Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по водному налогу в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2016 N 40785)

С отчета за 1 квартал 2016 года представляется обновленная налоговая декларация по ЕНВД

В новой форме декларации изменен раздел 2 "Расчет суммы единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности", на титульном листе исключено поле для простановки печати, а также заменены штрих-коды отдельных листов в декларации.

Внесены уточнения в порядок заполнения декларации и скорректирован формат представления декларации в электронной форме.

(Приказ ФНС России от 22.12.2015 N ММВ-7-3/590@ "О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 04.07.2014 N ММВ-7-3/353@", зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2016 N 40825)

В форму заявления на получение патента (форма N 26.5-1) внесены изменения

Лист заявления со штрих-кодом 09204027, в котором указывают данные в отношении осуществляемого вида деятельности, заменен на лист со штрих-кодом 09206021 (в новом листе добавлены строки для указания применяемой налогоплательщиком ставки налога при применении ПСН в отношении осуществляемого вида деятельности).

Кроме того, на титульном листе исключено поле для проставления печати, и скорректированы штрих-коды листов заявления.

(Приказ ФНС России от 22.12.2015 N ММВ-7-3/591@ "О внесении изменений в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 18.11.2014 N ММВ-7-3/589@ "Об утверждении формы заявления на получение патента", зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2016 N 40765)

Обновлены требования к составлению бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений

В состав бухгалтерской отчетности включена еще одна форма отчета "Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723)". Отчет ежеквартальный, составляется в разрезе кодов КОСГУ.

Отчетность также дополняется формой "Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295)". Периодичность представления отчета - квартальная, годовая. В Сведениях (ф. 0503295) указываются обобщенные за отчетный период данные об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения.

Существенно скорректирован порядок заполнения и форма Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).

Отчет "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)" дополнен новым разделом "Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности".

(Приказ Минфина России от 17.12.2015 N 199н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений", зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2016 N 40889)

Установлены сроки, порядок составления, публикации и представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков

Страховщики составляют годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности.

В состав приложений страховщики вправе включить дополнительную сопутствующую информацию в форме таблиц и текстовых пояснений, если такая информация необходима для понимания воздействия конкретных операций, событий и условий на финансовое положение страховщика.

Определен состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также перечень примечаний, включаемых в отчетность страховой организации, обществ взаимного страхования и страховых медицинских организаций, осуществляющей деятельность в сфере ОМС.

Установлены требования к составлению и представлению конкретных форм отчетов.

("Положение "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования", утв. Банком России 28.12.2015 N 526-П, зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2016 N 40869)

Утвержден Отраслевой стандарт о порядке составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности НПФ

Положение устанавливает состав, порядок составления и представления в Банк России отчетности НПФ, а также определяет порядок ее публикации.

В состав приложений к бухгалтерской (финансовой) отчетности НПФ вправе включить дополнительную сопутствующую информацию в форме таблиц и текстовых пояснений, не предусмотренную Положением.

По всем отраженным суммам за отчетный период негосударственный пенсионный фонд должен представить сопоставимую сравнительную информацию за предыдущий отчетный период.

Установлен перечень МСФО, требования которых необходимо соблюдать при составлении отчетности.

Состав отчетности и примечаний к ней определены с учетом организационно-правовой формы НПФ.

("Положение "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов", утв. Банком России 28.12.2015 N 527-П)

Для некредитных финансовых организаций устанавливается порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с деятельностью в период между окончанием отчетного периода и датой утверждения отчетности

Речь идет о фактах деятельности, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние организации.

Для оценки в денежном выражении последствий события после окончания отчетного периода делается соответствующий расчет и обеспечивается обоснование такого расчета.

Определяются, в частности, корректирующие и некорректирующие события после окончания отчетного периода, а также порядок отражения в бухгалтерском учете корректирующих событий.

Положение вступает в силу с 1 января 2017 года.

Положение применяется микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами с 1 января 2018 года, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами - с 1 января 2019 года.

("Положение "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями событий после окончания отчетного периода", утв. Банком России 16.12.2015 N 520-П, зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2016 N 40722)

ФНС дополнила госреестр ККТ двумя моделями программно-технических комплексов

ФНС включила в первый раздел государственного реестра контрольно-кассовой техники сведения о моделях контрольно-кассовой техники: программно-технические комплексы "АТОЛ СМ-02ПТК", "RightOne-TK".

Первая предназначена для сфер торговли, услуг (включая электросвязь, ЖКХ), отелей и ресторанов, транспорта, почты. Вторая годится также и для АЗС, а на транспорте может печатать билет.

(Приказ ФНС России от 22 декабря 2015 г. № ЕД-7-2/592@)


Вернуться в начало


Правовые новости

Электронные документы, которыми при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обмениваются заявители и нотариусы с налоговыми органами, должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью

Установлено также, что направляемые в регистрирующий орган электронные документы должны быть оформлены с учетом следующих требований:

  1. при наличии у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи (в том числе в случае, когда заявителем является нотариус):
    • необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение формируются в виде файла формата Excel, TIF, PDF;
    • иные документы формируются в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей образами документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ.
  2. при отсутствии у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи электронные документы формируются в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей образами документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ.

На каждый сформированный электронный документ при его подписании электронной подписью формируется файл с содержимым такой электронной подписи.

При формировании транспортного контейнера может быть указана необходимость получения экземпляра документов, сформированных регистрирующим органом в связи с внесением записи в ЕГРИП или ЕГРЮЛ, на бумажном носителе.

(Приказ ФНС России от 24.12.2015 N ММВ-7-14/599@ "О внесении изменений в Порядок направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утвержденный Приказом ФНС России от 12 августа 2011 г. N ЯК-7-6/489@", зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2016 N 40780)


Вернуться в начало


Законопроекты

В 3 чтении принят закон с поправками по контролируемым иностранным компаниям

Госдума приняла в третьем чтении и направила в Совфед законопроект № 953192-6 о внесении изменений в НК в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и доходов иностранных организаций.

В определение лиц, имеющих фактическое право на доходы, вводится понятие иностранной структуры без образования юрлица.

Уточняются определения дохода в критериях отнесения иностранной компании (в том числе холдинговой, субхолдинговой) к активной.

Увеличивается срок на подачу уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юрлица) с одного месяца до трех с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации. Устанавливается порядок, по которому отчитывается об участии лицо, не бывшее налоговым резидентом РФ, но ставшее им по итогам года.

Корректируется состав сведений, указываемых в уведомлениях о контролируемых иностранных компаниях и об участии в иностранных организациях.

Удлиняется срок, в течение которого следует подать уведомление о КИК по требованию налогового органа (если уведомление не подано самостоятельно).

В статье 105.2 НК указывается порядок определения доли прямого участия в организации, если акции (доли в уставном (складочном) капитале (фонде)) организации входят в состав активов инвестиционного фонда или НПФ. Кроме того, доли участия по описанному в настоящее время в данной статьей алгоритму будут определяться не только для организаций, но и для других лиц. Вносятся изменения в третий этап определения доли косвенного участия.

В целях НДФЛ не будет признаваться получением дохода или возникновением права на распоряжение доходом получение прав контроля в отношении иностранной структуры без образования юрлица или иностранного юрлица, для которого в соответствии с его личным законом не предусмотрено участие в капитале, если такие права получены в результате их передачи между лицами, являющимися членами одной семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ.

Не будет считаться налогооблагаемым НДФЛ доходом матвыгода от приобретения ценных бумаг у КИК налогоплательщиком, признаваемым ее контролирующим лицом, а также его российским взаимозависимым лицом, если доходы такой КИК от реализации указанных ценных бумаг и расходы в виде цены приобретения ценных бумаг исключаются из прибыли (убытка) согласно пункту 10 статьи 309.1 НК.

Устанавливаются некоторые условия для освобождения от НДФЛ, а также от налога на прибыль доходов контролирующего лица в виде дивидендов, полученных от контролируемой им иностранной компании в результате распределения ее прибыли.

Вносится множество других поправок. Часть их них будет распространяться "задним числом" на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Оспорить письма ФНС, носящие нормативный характер, юрлицу обойдется в 4500 рублей

Госдума приняла в третьем чтении и направила в Совет Федерации законопроект № 892365-6 о внесении изменения в статью 333-19 НК в связи с ожидаемыми поправками в Кодекс административного судопроизводства (в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов).

Устанавливается, что по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, а также верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа, госпошлина при подаче административного искового заявления об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, уплачивается в следующих размерах: для физлиц - 300 рублей; для организаций - 4500 рублей.

Подготовлены изменения в РСВ-1

Правление ПФР готовит поправки в порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и на обязательное медицинское страхование.

Текст поправок размещен на сайте ПФР. Изменения будут внесены в постановление правления ПФР от 16 января 2014 года № 2п, утверждающее форму РСВ-1 ПФР и порядок ее заполнения.

В ПФР поясняют, что поправки связаны с введением нового кода пониженного тарифа (25) и соответствующих кодов категорий застрахованных лиц для плательщиков, получивших статус резидента свободного порта Владивосток.

Кроме того, изменения связаны с правом применять код ОКВЭД ОК029-2001 (КДЕС Ред. 1) или код ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) до 1 января 2017 года, а также добавлением категорий застрахованных лиц, из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих в РФ.

Новый порядок будет применяться, начиная с представления формы РСВ-1 за первый квартал 2016 года.


Вернуться в начало


Судебная практика

Бесполезно представлять документы в суд, не доказав невозможность этого при проверке

В ходе выездной проверки ИФНС направила компании требование о предоставлении документов: книг покупок, счетов-фактур, товарных накладных, первичных документов, документов, подтверждающих постановку на учет приобретенных товаров, работ, услуг. Компания документы не представила, и инспекция применила расчетный метод исчисления налогов, предусмотренный подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК, рассчитав налог на основании данных об операциях по расчетному счету компании и сведений, полученных в рамках встречных проверок контрагентов налогоплательщика. В результате компании был доначислен НДС, пени и штраф.

Компания обратилась в УФНС, представив выписки из книги покупок по конкретным поставщикам, копии актов сдачи-приемки выполненных работ, товарных накладных, счетов-фактур в отношении контрагентов компании (но не весь пакет документов). Жалоба была оставлена без удовлетворения.

Затем компания подала в суд, представив весь пакет документов.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, установив, что книги покупок не содержали подписи лица, их составившего, сформированы нарастающим итогом, а не поквартально, не указаны итоговые суммы НДС по ставке 10 и 18 процентов. Итоговые показатели книги покупок не соответствуют показателям, указанным в налоговых декларациях.

Суды (постановление кассации Ф06-4789/2015 от 27.01.2016) отметили, что представляя полный пакет документов для подтверждения налоговых вычетов непосредственно в суд, компания не обосновала невозможность их представления в период проведения выездной проверки и в вышестоящий налоговый орган, а также не указала объективных причин для представления документов непосредственно в суд.

(дело № А12-14650/2015)

Суды против вычетов со стоимости товаров, приобретенных с истекшим сроком годности

ООО "Б" отразило в учете приобретение у ООО "Р" расходных материалов (картриджей) и заявила вычет в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2012 года.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах, решив, что представленные к проверке документы носят формальный характер. Инспекция установила, что контрагент компании не имеет материальных ресурсов, необходимых для поставки продукции, не располагается по юрадресу, а руководитель и учредитель контрагента для дачи показаний относительно взаимоотношений с налогоплательщиком в инспекцию не явился. Установлено, что по указанным в счетах-фактурах ГТД картриджи ввезены на территорию РФ в 2003, 2004, 2010 годах (соответственно, приобретены в 2012 году с частично или полностью истекшим сроком годности), что, по мнению инспекции, свидетельствует об отсутствии разумных экономических причин спорной сделки.

Суд трех инстанций признали решение инспекции законным, разъяснив, что положения статей 171 - 173 и 176 НК предполагают возможность возмещения налогоплательщику НДС из бюджета по реальным хозяйственным операциям.

Суды (постановление кассации Ф07-3200/2015 от 29.01.2016) учли, что в нарушении пункта 1 статьи 432, пункта 3 статьи 455 ГК в договоре поставки отсутствует существенное условие о наименовании и количестве товара. Кроме того, одним из пунктов договора предусмотрена доставка за счет покупателя, другим – за счет продавца. Однако документы, подтверждающие доставку, не представлены. Суды также отклонили довод налогоплательщика о возможности при наличии товарной накладной без оформления каких-либо документов перевезти груз на личном автомобиле единственного участника фирмы. К тому же, последний для дачи показаний в инспекцию не явился.

(дело № А56-69499/2013)

Оприходование товара не подтверждает его приобретение, нужны доказательства доставки

По результатам выездной налоговой проверки ООО "П" инспекция отказала в вычетах НДС по операциям с ООО "Р", признав их взаимоотношения в рамках договора поставки товара формальными.

Инспекция установила, что численность ООО "Р" составляет 1 человек, отчетность представляется с нулевыми показателями, юридическим адресом является квартира, сведения о найме третьих лиц, аренде офисных и складских помещений не представлены, транспортные средства и имущество отсутствуют. Через полгода после спорных операций компания мигрировала в другую область. При этом фактическое место нахождения ее не установлено, поскольку по месту регистрации находится жилой дом. По запросу инспекции компания документы не представила. Кроме того, счета-фактуры от имени ООО "Р" подписаны неустановленным лицом.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, отклонив представленный истцом приказ о подтверждении полномочий Ж. на подписание документов от имени ООО "Р". Суды указали, что Ж. никогда не являлся работником контрагента налогоплательщика.

Суды установили, что согласно договору товар должен доставляться силами истца. Однако доказательства доставки товара он не представил. Также он не подтвердил, как согласовывались условия поставки, место погрузки товара и как производилась отгрузка. Суды (постановление кассации Ф08-10381/2015 от 28.01.2016) пояснили, что оприходование товара не подтверждает его приобретение именно у спорного контрагента. Таким образом, реальность операций по доставке груза от контрагента не подтверждена, в вычетах правомерно отказано.

(дело № А53-5861/2015)

Доставка питания, предусмотренная положением об оплате труда, не учитывается в расходах

ООО "А" (заказчик) заключило с ООО "К" (исполнитель) договор на оказание услуг по доставке питания для работников, учло эти расходы при исчислении налога на прибыль в прочих расходах и заявило вычет в налоговой декларации по НДС. Положением об оплате труда работников предусмотрено, что работодатель организует доставку питания, а сотрудник самостоятельно его оплачивает.

По результатам выездной налоговой проверки ООО "А" инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, указав, что обязанность организовать доставку питания за счет работодателя законодательством не установлена. При этом в компании имеется помещение столовой, которое доступно для всех работников и оборудовано микроволновыми печами и холодильниками, кулерами и столами, то есть обеспечены гарантированные трудовым законодательством нормальные условия труда. Более того, затраты по покупку обедов несут работники, а не работодатель, а в трудовых и коллективном договорах положения об оплате питания отсутствует.

Компания оспаривала решение инспекции в суде, полагая, что спорные расходы отвечают критериям, установленным статьей 252 НК (обоснованы и документально подтверждены), и связаны с производственной деятельностью компании, доходы от которой облагаются НДС.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования компании в части доначислений по налогу на прибыль.

Кассация отменила их решение, указав на положения пункта 25 статьи 270 НК - не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде предоставления питания по льготным ценам или бесплатно, за исключением случаев, когда это предусмотрено трудовыми или коллективными договорами.

Суд (Ф07-3885/2015 от 27.01.2016) установил, что коллективный договор в компании отсутствует, а трудовые договоры такого положения не содержат. Таким образом, спорные услуги оказывались непосредственно работникам, а не компании. Поскольку сам работодатель не является потребителем услуг питания, то вычета НДС в этой ситуации также не возникает.

(дело № А44-3160/2015)

Суды разъяснили, сколько работников праве привлечь предприниматель, совмещающий ПСН и ЕНВД

ИП применял ПСН по виду деятельности "сдача в наем собственного недвижимого имущества" (численность работающих - 1 человек без учета предпринимателя) и ЕНДВ для розничной торговли (в материалах дела не указано, сколько работников было привлечено).

По результатам выездной проверки ИФНС сочла неправомерным применение предпринимателем ПСН, и доначислила налоги по общей системе налогообложения. Инспекция указала, что ИП превысил численность работников для применения ПСН, предусмотренную пунктом 5 статьи 346.43 НК. Налоговики считают, что при наличии ПСН средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам деятельности ИП.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что указанное ограничение не может распространяться на иные режимы налогообложения, поскольку установлено главой НК, регулирующей исключительно ПСН. Независимо от количества выданных ИП патентов численность работников по всем видам деятельности, облагаемым ПСН, не должна превышать 15 человек.

В решении кассации (Ф06-4859/2015 от 29.01.2016) указано: "индивидуальный предприниматель, совмещающий патентную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, вправе иметь наемных работников, средняя численность которых не превышает за налоговый период 100 человек, при условии, что средняя численность привлекаемых наемных работников, занятых в предпринимательской деятельности, облагаемой в соответствии с патентной системой налогообложения, за налоговый период не превышает 15 человек".

В данном случае средняя численность персонала в рамках ПСН не превышала 15 человек, таким образом, предприниматель не утратил право на ПСН.

(дело № А72-3380/2015)

ФСС вправе при проверке признать договор подряда трудовым и доначислить взносы

Компания заключала с физлицами договоры на выполнение организационно-методических работ по охране труда в течение года, на оказание услуг по обеспечению пропускного режима, на выполнение исследовательских и опытно-конструкторских работ, консультирование, на оказание услуг и выполнение работ по обеспечению ежемесячной сверки расчетов и прочие. Договорами была предусмотрена ежемесячная и твердо установленная оплата, размер которой не зависел от объема и качества выполненных работ и оказанных услуг. Договоры и акты не содержат количественных и качественных характеристик.

По результатам выездной проверки ФСС указал на неправомерное занижение базы по страховым взносам на сумму выплат на основании гражданско-правовых договоров, которые, по мнению фонда, фактически являются трудовыми. Компании были доначислены взносы, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали решение фонда законным, проанализировав спорные договоры и установив, что их предметом является определенная трудовая функция, а не результат определенной услуги.

Суд разъяснили, что цена договора подряда (согласно статье 709 ГК) включает компенсацию затрат исполнителя и его вознаграждение, а в данном случае договорами предусмотрена ежемесячная установленная оплата. Таким образом, выплаты по указанным договорам являются скрытой формой оплаты труда и подлежат обложению взносами.

Суды (постановление кассации Ф01-5326/2015 от 25.12.2015) отклонили довод истца о отсутствии у фонда права на оценку договоров. Суды указали на часть 1 статьи 4.2 закона 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в соответствии с которым фонд имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты взносов. Кассация указала: "само по себе право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов подразумевает право на оценку представляемых страхователем документов, в том числе договоров".

(дело № А79-9190/2014)


Вернуться в начало


Прочее

Как иностранцу или лицу без гражданства получить ИНН?

Для целей НК РФ под физлицами понимаются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Минфином России утверждены особенности учета в налоговых органах физлиц - иностранных граждан, не являющихся ИП.

Необходимые для постановки на учет документы представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с нотариальным переводом.

В связи с этим разъяснено, что при наличии у физлица документального подтверждения регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории России оно вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) для постановки на учет с присвоением ИНН и выдачи документа, подтверждающего указанную постановку.

(Письмо ФНС России от 22 января 2016 г. № ГД-2-14/64@ "О постановке на учет физических лиц")

Верховный Суд РФ признал правомерным взыскание налоговым органом задолженности налогоплательщика с его взаимозависимого лица

В налоговые органы для использования в работе направлено Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2015 N 305-КГ15-13737.

По результатам выездной налоговой проверки инспекцией была выявлена у налогоплательщика недоимка по налогу и вынесено решение о взыскании задолженности с взаимозависимого лица, созданного налогоплательщиком с целью уклонения от исполнения обязанности по уплате налогов.

Суд признал доказанным установленный налоговым органом факт взаимозависимости и аффилированности обществ, имеющих общего учредителя и генерального директора, один фактический адрес, контактные телефоны, информационный сайт и вид деятельности.

Таким образом, инспекцией была доказана совокупность условий, при которых взыскание налоговой задолженности производится с зависимого лица, получившего от должника весь бизнес, включая основные активы и рабочий персонал.

(Письмо ФНС России от 18.11.2015 N СА-4-7/20176@ "О направлении и использовании в работе Определения Верховного Суда РФ от 02.11.2015 N 305-КГ15-13737")

Вычет НДС по подрядным работам можно заявить до завершения стройки

Суммы налога, предъявленные подрядчиками заказчику-инвестору по выполненным работам, принимаются к вычету заказчиком-инвестором по мере принятия к учету этих работ, в том числе на счете 08.

Налоговики разъяснили, что для принятия НДС к вычету не нужно дожидаться завершения строительства объекта и ввода его в эксплуатацию. В качестве обоснования авторы письма приводят пункт 6 статьи 171 НК РФ и пункт 5 статьи 172 НК РФ. Из данных пунктов следует, что налоговые вычеты в отношении работ по капитальному строительству производятся после принятия на учет работ.

Помимо этого, конечно, необходимо выполнение других условий для вычета:

  • наличие счетов-фактур от подрядчика;
  • намерение использовать строящийся объект в операциях, облагаемых НДС.

(Письмо ФНС России от 20.01.2016 № СД-4-3/609@)

Для получения свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, следует представить заявление по рекомендуемой форме

К заявлению (по форме, предусмотренной приложением к данному письму) необходимо приложить документы в соответствии с п. 4 ст. 179.5 НК РФ.

Заявление регистрируется в Журнале регистрации заявлений о выдаче свидетельств.

Второй экземпляр заявления с отметками о его принятии передается заявителю.

Если при рассмотрении заявления и документов выполняются условия, установленные пунктами 1 и 4 статьи 179.5 НК РФ, то налоговым органом принимается решение о выдаче свидетельства.

Согласно рекомендациям свидетельство оформляется на бланке, образец которого утвержден приказом ФНС России от 23.11.2004 N САЭ-3-09/123@ "Об утверждении образца бланка свидетельства".

(Письмо ФНС России от 28.01.2016 N ЕД-4-15/1160@ "О направлении рекомендаций по выдаче свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами")

Расходы на лечение детей: можно ли включить в базу налога на прибыль

Минфин РФ уточнил возможность учета расходов на дорогостоящее лечение детей в целях налога на прибыль.

Ведомство отмечает, что материальная поддержка, направленная на лечение детей, является добровольным волеизъявлением налогоплательщика. В этой связи учет подобных расходов для целей налога на прибыль не соответствует принципам признания расходов, предусмотренным главой 25 НК РФ.

Кроме этого, возможность включения указанных сумм в расходы для целей налогообложения прибыли фактически будет означать осуществление организацией соответствующих расходов за счет средств бюджета из-за недополученных сумм налога на прибыль в доходах этих бюджетов.

(Письмо Минфина РФ № 03-01-11/1917 от 21 января 2016 г.)

Оформление первички: какую электронную подпись можно применять

Минфин РФ в своем недавнем письме уточнил порядок применении электронной подписи для оформления первичных учетных документов в целях налога на прибыль.

В письме отмечается, что хозяйствующие стороны при оформлении первичных учетных документов могут организовать электронный документооборот, применяя простую или усиленную неквалифицированную электронные подписи.

Необходимым условием является соблюдение требований закона № 63-ФЗ от 06.04.2011 "Об электронной подписи".

Вместе с тем в ведомстве напоминают, что налоговое законодательство предъявляет требование по применению квалифицированной электронной подписи для электронных счетов-фактур и при электронном взаимодействии с налоговыми органами, в том числе при сдаче налоговой отчетности.

(Письмо Минфина России № 03-03-06/61 от 11 января 2016 г)

Минэкономразвития России проинформировало о коэффициентах-дефляторах к ставке НДПИ при добыче угля на I квартал 2016 года

Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:

  • на антрацит - 0,942;
  • на уголь коксующийся - 1,018;
  • на уголь бурый - 0,995;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,013.

(Информация Минэкономразвития России "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на I квартал 2016 года")

Разъяснен порядок применения в 2016 году налогового вычета с учетом повышающих коэффициентов по акцизам на прямогонный бензин

Речь идет об операциях, совершенных в 2014 - 2015 годах.

С 1 января 2015 года сумма акциза, начисленная при совершении таких операций, подлежит вычету с применением повышающего коэффициента в случае использования полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, отвечающей установленным требованиям.

Сообщено, что суммы акцизов, начисленные:

  • при получении прямогонного бензина в 2014 году, подлежат вычетам с коэффициентом 1,37 с 1 января по 31 декабря 2015 года;
  • при получении прямогонного бензина в 2015 году, подлежат вычетам с коэффициентом 1,6 с 1 января по 31 декабря 2016 года.

(Письмо Минфина России от 20.01.2016 N 03-07-06/1648)

Доходы от продажи недвижимости, приобретенной в собственность до 1 января 2016 года, облагаются НДФЛ по "старым" правилам

Изменения, касающиеся порядка обложения НДФЛ доходов от продажи объектов недвижимого имущества, были внесены Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в том числе поправками предусматривается увеличение с трех до пяти лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения).

Однако новые правила распространяются на объекты недвижимого имущества, которые приобретены после 1 января 2016 года (пункт 3 статьи 4 Закона N 382-ФЗ).

Также в письме Минфина России сообщен порядок налогообложения НДФЛ в отношении продажи имущества, приобретенного до 1 января 2016 года (в части получения имущественного налогового вычета при реализации имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, а также права налогоплательщика на уменьшение облагаемых НДФЛ доходов на сумму расходов, связанных с приобретением указанного имущества).

(Письмо Минфина России от 21.01.2016 N 03-04-05/2050)

Вычет по НДФЛ при приобретении по договору купли-продажи жилого дома и участка с хозяйственными постройками:

В силу НК РФ налогоплательщик имеет право на вычет в размере расходов на новое строительство либо приобретение жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, покупку участков или доли (долей) в них, предоставленных для ИЖС, а также на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, но не более 2 млн руб.

Для подтверждения права на вычет при покупке участка, на котором расположен приобретаемый жилой дом, налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие право собственности на участок и на жилой дом.

Повторное предоставление вычета не допускается.

Перечень объектов, по которым может быть предоставлен вычет, является закрытым.

В случае заключения договора купли-продажи жилого дома и участка с хозяйственными постройками, в котором участниками сделки указана цена продаваемой недвижимости, но не выделена отдельно стоимость дома и участка, вычет по всей сумме сделки не может быть предоставлен.

Вместе с тем при наличии допсоглашения к договору купли-продажи, в котором отдельно выделена стоимость дома и участка, налогоплательщик вправе претендовать на вычет в размере фактически произведенных расходов на приобретение участка и жилого дома.

Отмечается также, что с 01.03.2013 договор купли-продажи недвижимости не требует госрегистрации и вступает в силу с момента его подписания. Следовательно, регистрация допсоглашения к нему также не нужна.

(Письмо ФНС России от 25 января 2016 г. № БС-3-11/208@ "О рассмотрении обращения")

Может ли получить вычет по НДФЛ военнослужащий, если он купил жилье в рамках накопительно-ипотечной системы?

Граждане, являющиеся военнослужащими, могут приобретать жилье по накопительно-ипотечной системе (далее - НИС).

Разъяснено, что имущественный вычет, предоставляемый участнику НИС, может быть применен к общей сумме расходов на приобретение жилья, уменьшенных на величину денежных средств, полученных на покупку этого жилья из средств федерального бюджета.

Аналогичной позиции придерживаются КС РФ (определение от 24.01.2013 N 22-О) и Минфин России.

(Письмо ФНС России от 20 января 2016 г. № БС-19-11/5@ "О направлении ответа")

Справка о доходах физического лица 2-НДФЛ за 2015 год представляется по новой форме

Новая форма 2-НДФЛ разработана с учетом изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и утверждена Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@.

Кроме того, в письме ФНС России указано, что сумма налога исчисляется в полных рублях (сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога более 50 копеек округляется до полного рубля).

(Письмо ФНС России от 28.12.2015 N БС-3-11/4997@ "О рассмотрении обращения")

НДФЛ: доходы от переуступки права требования по договорам займа можно уменьшить на расходы по приобретению этих прав

Из Обзора судебных актов, вынесенных КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения во втором полугодии 2015 г., исключено разъяснение, касающееся применения имущественных вычетов по НДФЛ в отношении доходов от переуступки права требования исполнения обязательств по договорам займа.

Ссылаясь на ВС РФ (определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 13.05.2015 N 5-КГ15-19), налоговое ведомство указывало, что учет произведенных налогоплательщиком расходов при уступке прав требования предусмотрен только в отношении договоров участия в долевом строительстве. Что касается возможности уменьшения суммы облагаемых налогом доходов от переуступки права требования исполнения обязательств по договорам займа, такого права налогоплательщикам законодатель не предоставляет.

Однако названное определение отменено (постановление Президиума ВС РФ от 22.07.2015 N 8-ПВ15). Президиум ВС РФ пришел к выводу, что при исчислении НДФЛ доход, полученный от реализации подобного права требования, может быть уменьшен на расходы, связанные с приобретением данного права.

(Письмо ФНС России от 20 января 2016 г. № СА-4-7/566 "О внесении изменений в письмо ФНС России от 24.12.2015 № СА-4-7/22683@")

Сведения о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ: обязательно ли указывать ИНН физлица?

В силу НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган документ, содержащий сведения о доходах физлиц истекшего налогового периода и суммах налога за этот период по каждому физлицу.

Форма и порядок заполнения данных сведений за 2015 г. утверждены ФНС России.

В разделе 2 "Данные о физлице - получателе дохода" указывается ИНН физлица, подтверждающий постановку на учет в российском налоговом органе. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.

Сообщается, что установлены дополнительные правила форматно-логического контроля за содержанием реквизитов в отношении физлица - получателя доходов. В частности, проводится проверка на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643".

Результатом данного контроля является формирование "Протокола приема сведений о доходах физлиц" с типом сообщения налоговому агенту вида "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". При этом сведения о доходах физлиц (при отсутствии иных нарушений форматно-логического контроля) считаются прошедшими контроль и подлежат приему.

(Письмо ФНС России от 27 января 2016 г. № БС-4-11/1068@ "О направлении ответа")

Установлен порядок представления страховыми брокерами статистической отчетности за 2015 год в электронном виде

Отчетность предоставляется в соответствии с Указанием Банка России от 19.12.2014 N 3499-У. Брокеры представляют отчетность в виде набора файлов, упакованного в один архив формата ZIP.

Файл архива формируется страховым брокером самостоятельно и присоединяется в качестве вложения к сообщению, направляемому в адрес Банка России через личный кабинет субъектов страхового дела. При этом в строке "Тема" направляемого сообщения необходимо указать: "BROKER" латинскими буквами и, через запятую, регистрационный номер записи страхового брокера в едином государственном реестре субъектов страхового дела (четыре цифры).

Банком России определены требования к составу архива, содержащего файлы отчетности, к xml-структуре файлов, представляемых в составе статистической отчетности, а также к электронной подписи.

Установлено, в частности, что электронная подпись должна выполняться в виде отдельного файла, имя которого получается путем добавления к имени подписываемого файла расширения ".sig1". Формат файла подписи должен соответствовать спецификации RFC3369, стандарту PKCS#7. Сертификат открытого ключа подписи должен быть выпущен удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи России. Для формирования электронной подписи должны использоваться сертифицированные средства криптографической защиты информации (СКЗИ), легально установленные на рабочей станции страхового брокера. Рекомендуемая марка: "КриптоПро CSP" версии не ниже 3.6.

(Информация Банка России от 04.02.2016 "Условия и форматы представления страховыми брокерами статистической отчетности за 2015 год в форме электронного документа")

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны предоставить в Минфин России сведения об аудиторской деятельности за 2015 год (форма N 2-аудит) не позднее 1 марта 2016 года

Сообщается, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять Сведения об аудиторской деятельности (форма 2-аудит) в электронном виде. Указанный сервис реализован в рубрике "Личный кабинет Аудитора" раздела "Аудиторская деятельность" на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет" (www.minfin.ru) путем заполнения электронной формы в интерактивном режиме.

Информация, необходимая пользователю указанного сервиса, размещена на официальном сайте Минфина России в рубрике "Аудиторская деятельность - Общая информация - Деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов - Отчетность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов - Предоставление отчетов по форме N 2-аудит в электронном виде". Для доступа в "Личный кабинет аудитора" индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям присвоены уникальные коды: логин и пароль. Коды доступа необходимо получить в саморегулируемых организациях аудиторов.

(Письмо Минфина России от 29.01.2016 N 07-04-24/4007 "О предоставлении сведений об аудиторской деятельности (форма N 2-аудит)")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.