Мониторинг изменений за период 01.08.16 - 07.08.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Минэкономразвития России утвердило коэффициенты-дефляторы к ставкам НДПИ при добыче угля на III квартал 2016 года

Коэффициенты-дефляторы для расчета ставок НДПИ на III квартал 2016 года при добыче:

  • антрацита - 0,926;
  • угля коксующегося - 0,971;
  • угля бурого - 1,013;
  • угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,949.

Коэффициенты-дефляторы ежеквартально устанавливаются по каждому виду угля с учетом изменения цен на уголь в Российской Федерации.

(Приказ Минэкономразвития России от 18.07.2016 N 457 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля", зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2016 N 43024)

Вводятся в действие новые МСФО

Принято решение о введении в действие на территории Российской Федерации:

  • МСФО (IFRS) 16 "Аренда";
  • документ МСФО "Инициатива в сфере раскрытия информации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 7)";
  • документ МСФО "Признание отложенных налоговых активов в отношении нереализованных убытков (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 12)" (приложение N 3).

Одновременно прекращают действие МСФО (IAS) 17 "Аренда", Разъяснения КРМФО (IFRIC) 4 "Определение наличия в соглашении признаков аренды", Разъяснения ПКР (SIC) 15 "Операционная аренда - стимулы", Разъяснения ПКР (SIC) 27 "Определение сущности операций, имеющих юридическую форму аренды", введенных в действие приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. N 217н.

(Приказ Минфина России от 11.07.2016 N 111н "О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2016 N 43044)


Вернуться в начало


Статистика

С отчета за 2016 год вводится в действие обновленная форма статнаблюдения 1-МО "Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования"

Сведения по указанной форме представляются органами местного самоуправления муниципальных образований в территориальный орган Росстата в субъекте РФ. Срок представления отчета - 1 июня.

Признано утратившим силу приложение N 1 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-МО "Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования", утвержденное приказом Росстата от 27 июля 2015 г. N 343.

(Приказ Росстата от 26.07.2016 N 365 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования")


Вернуться в начало


Законопроекты

Появился перечень кодов бытовых услуг, который будет применяться в целях спецрежимов

На общественное обсуждение вынесен проект Постановления Правительства об утверждении кодов видов экономической деятельности и кодов услуг, относящихся к бытовым услугам, в целях применения Налогового кодекса.

В частности, будут утверждены два перечня:

  • кодов видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам;
  • кодов услуг, относящихся к бытовым.

Эти перечни необходимы будут с 2017 года в целях применения статей 346.20, 346.26, 346.27, 346.43 и 346.50 НК, то есть соответственно:

  • при определении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается налоговая ставка 0% по УСН;
  • при определении возможности применения ЕНВД при оказании бытовых услуг;
  • при определении в целях ЕНВД понятия ветеринарных услуг и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • при дифференциации видов деятельности при установлении потенциального дохода и при определении субъектами РФ дополнительного перечня видов деятельности в целях ПСН;
  • при определении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается налоговая ставка по 0% ПСН.

Напомним, с 1 января 2017 года прекратят свое действие ОКУН и ряд других классификаторов. Федеральным законом от 03.07.2016 № 248-ФЗ нормы НК приведены в соответствие с обновлением классификаторов.

Подготовлены новые перечни кодов продукции, освобождаемой от НДС

Минсельхоз подготовил перечни кодов видов племенной продукции, освобождаемой от НДС при импорте и реализации.

Текст соответствующего проекта правительственного постановления опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Утверждение данных кодов связано с принятием Федерального закона от 23.06.2016 № 187-ФЗ. Напомним, данный закон предусматривает освобождение от НДС сельскохозяйственных товаропроизводителей и российских организаций, занимающихся лизинговой деятельностью и ввозящих в РФ племенных животных и биопродукцию.

Для этих целей постановление утвердит:

  • перечень кодов видов продукции, освобождаемой от НДС при ввозе на территорию РФ, перечисленной в подпункте 19 статьи 150 НК РФ, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
  • перечень кодов видов продукции, освобождаемой от НДС при реализации, перечисленной в подпункте 35 пункта 3 статьи 149 НК РФ, в соответствии Общероссийским классификатором продукции (ОКП);
  • перечень кодов видов продукции, освобождаемой от НДС при реализации, перечисленной в подпункте 35 пункта 3 статьи 149 НК РФ, в соответствии Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Постановление вступит в силу с 1 октября 2016 года. При этом второй перечень из списка будет применяться до 1 января 2017 года, то есть до отмены ОКП.

Акцизы: ФНС готовит формы реестров таможенных документов

ФНС готовит ведомственный приказ с новыми формами реестров, предусмотренных пунктом 10 статьи 198 НК РФ.

Данные реестры составляются в случае вывоза подакцизных товаров за пределы РФ для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза, для возмещения акцизов, уплаченных из-за отсутствия банковской гарантии, а также для вычета уплаченных ранее акцизов.

Текст проекта приказа ФНС опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Так, в частности, приказ утвердит:

  • форму реестра таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подпунктом 3 пункта 7 статьи 198 НК РФ;
  • форму реестра таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 7 статьи 198 НК РФ.

В ФНС поясняют, что данные формы разработаны после внесения поправок в статью 198 НК РФ Федеральным законом от 05.04.2016 № 101-ФЗ.

Согласно этим изменениям, в налоговые органы вместо копий таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных или иных документов представляются соответствующие реестры.

ФНС подготовила обновленную форму декларации 3-НДФЛ

ФНС РФ подготовила ведомственный приказ с поправками в форму налоговой декларации 3-НДФЛ. Текст проекта приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Напомним, действующая форма декларации утверждена приказом ФНС от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@.

Специалисты ФНС поясняют, что новая редакция учитывает увеличение размера стандартного вычета, предусмотренное Федеральным законом от 23.11.2015 № 317-ФЗ, а также особенности определения НДФЛ по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ.

Кроме того, новая форма декларации 3-НДФЛ учитывает особенности налогообложения доходов физлиц, полученных от контролируемых иностранных компаний, установленные нормами Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ.

Так, в частности, приказ ФНС обновит:

  • Раздел 2. "Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке (001)";
  • Лист Б. "Доходы от источников за пределами Российской Федерации, облагаемые налогом по ставке (001)";
  • Лист 3. "Расчет налогооблагаемого дохода от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок".

Предполагается, что новая форма декларации вступит в силу с отчетности за 2016 год.

Минфин подготовил поправки в ПБУ 1/2008 "Учетная политика"

Минфин на своем сайте разместил проект "Изменения в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Изменения касаются в основном формирования учетной политики в случае отсутствия установленных способов ведения бухучета по конкретному вопросу. Так, например, организации, которые вправе применять упрощенные способы бухучета, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

Исключается из ПБУ упоминание о пояснительной записке: из пункта 24 её просто уберут, а пункт 25 (об объявлении изменений учетной политики в пояснительной записке) исключат полностью.


Вернуться в начало


Судебная практика

ИФНС вправе требовать у банка выписку по счетам фирмы, не стоящей на учете в этой инспекции

ИФНС направила в банк запрос о предоставлении выписки по операциям на всех счетах ООО. Банк отказал в предоставлении выписки, указав, что запрос был направлен неуполномоченным налоговым органом – указанная компания не стоит на учете в этой инспекции. Непредставление информации послужило основанием для привлечения банка к ответственности по статье 135.1 НК в виде штрафа в размере 40 тысяч рублей.

Суд первой инстанции признал законным решение инспекции. Апелляция отменила его решение. Окружной арбитражный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, указав на пункт 2 статьи 86 НК – инспекция вправе запросить выписку по операциям на счетах компании, в отношении которой проводятся мероприятия налогового контроля, в том числе и в случае, когда последняя не состоит на учете в этом налоговом органе.

В решении судьи ВС (305-КГ16-3065 ОТ 25.04.2016) указано: "положения данной нормы не содержат ссылку на обязательное нахождение лица, в отношении которого запрашиваются документы, на учете в налоговом органе, направившем требование, исходя из того, что истребование документов у контрагентов в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса РФ является условием, которое было соблюдено инспекцией для запроса у банка выписки по счетам ООО".

Напомним также, что аналогичный подход суды применяют также, если на учете в запрашивающей выписку инспекции не стоит сам банк.

Дело приведено в обзоре судебной практики, изложенном в письме ФНС от 7 июля 2016 г. N СА-4-7/12211@.

(дело № А40-45101/2015)

Суды: нарушение сроков камеральной проверки не препятствует доначислениям по ней

17 января 2015 года предприниматель представил в ИФНС декларацию по ЕНВД. Камеральная проверка начата 9 февраля и окончена 12 мая.

По результатам камеральной проверки инспекция доначислила ЕНВД, пени и штраф. Предприниматель не учел транспортные средства, находящиеся в ремонте, при исчислении ЕНВД.

Предприниматель оспорил решение инспекции в суде, ссылаясь на нарушение сроков проведения камеральной проверки, предусмотренных пунктом 2 статьи 88 НК - камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, разъяснив, что согласно пункту 14 статьи 101 НК основанием для отмены решения инспекции являются нарушения, которые привели или могли привести к принятию неправомерного решения. Суды пояснили, что установленный пунктом 2 статьи 88 НК срок не является пресекательным, и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога.

По мнению судов, в данном случае минимальный период просрочки начала проверки не является основанием для отмены решений, принятых по результатам проверки.

Суды (постановление кассации Ф06-9445/2016 от 23.06.2016) также отклонили довод истца о том, что ему не было направлено требование о необходимости дачи пояснений или внесения исправлений. Суды установили, что предпринимателю был направлен акт проверки, получив который он мог предоставить свои возражения, однако этой возможностью он не воспользовался.

(дело № А06-9110/2015)

"Подозрительный" контрагент является поставщиком товара для ряда ИФНС - решение отменено

Также суды указали, что изъятие клише печати контрагента до заключения сделки не указывает на ее фиктивность.

Между ООО "Н" (заказчик) и поставщиками ООО "Т" и "А" в ноябре 2011 года и октябре 2012-го были заключены договоры поставки оборудования, по которым ООО "Н" учло расходы и заявило вычет в налоговой декларации по НДС.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычетах, доначислила НДС, пени и штраф. По взаимоотношениям с ООО "Т" инспекция ссылается на противоречия в оформлении ТТН и ТН в части сведений об автомобиле и о водителе. Кроме того, контрагент не представляет отчетность с момента постановки на учет, руководитель для дачи пояснений в инспекцию не явился, адрес, указанный в учредительных документах, является массовым. Инспекцией также установлено "обналичивание" денежных средств: в 1-ом "звене" денежные средства списываются с расчетного счета поставщика наличными в размере 27%, в следующем "звене" наличные денежные средства списываются в размере 82% от общей суммы дебетового оборота по расчетному счету.

В отношении ООО "А" инспекция указывает на его отсутствие по месту нахождения, заявленному в ЕГРЮЛ. Кроме того, в ходе проверки инспекция направила МВД запрос на предоставление информации о данной фирме. Согласно ответу по адресу местонахождения одного из контрагентов "А" были изъяты документы и клише 18 фирм, в том числе "А". По мнению инспекции, это свидетельствует о ведении данной фирмой с этого момента незаконной предпринимательской деятельности.

Суд первой инстанции поддержал выводы инспекции.

Апелляция отменила его решение, указав, что недостатки в оформлении ТТН и ТН не свидетельствуют о формальности сделки. Суд указал на факты взаимодействия с поставщиком до заключения договора: направление работника истца в командировку с целью последующего заключения договора поставки спорного оборудования. Суд счел это проявлением достаточной степени осмотрительности и осторожности. Суд также установил, что на момент совершения сделки адрес регистрации ООО "Т" не являлся массовым, компания уплачивала аренду, налоги и страховые взносы. Кроме того, контрагент в 2011 году (то есть, тогда же, когда заключил спорную сделку) поставлял канцелярские товары нескольким ИФНС региона.

В отношении ООО "А" апелляция учла представленный налогоплательщиком договор субаренды нежилого помещения, в котором контрагент арендовал помещение, с подтверждающим это письмом арендодателя. Также суд пришел к выводу о незаконном пользовании неустановленными лицами печатью ООО "А" до июля 2010 года - до изъятия клише, а не после данного события.

Кассация (Ф08-1131/2016 от 31.05.2016) согласилась с выводами апелляции, учитывая доказанность приобретения оборудования, постановки его на учет и дальнейшей реализации.

(дело № А53-11218/2015)

Уведомление о контролируемых сделках, в отличие от цен в них, вправе проверять ИФНС

Компания представила в ИФНС по месту учета уведомление о контролируемых сделках. При проверке инспекция установила невключение в уведомление ряда сделок с иностранными фирмами, обладающих признаками контролируемой сделки, и направила компании уведомление о выявленных несоответствиях с требованием представить в течение 5 дней пояснения или уточненное уведомление. Компания вносить исправления отказалась, и инспекция вынесла решение о привлечении к ответственности по статье 129.4 НК - за недостоверные сведения.

До вынесения решения компания все-таки представила уточненное уведомление и попыталась оспорить штраф в суде, полагая, что у территориального налогового органа отсутствуют полномочия по проверке достоверности сведений, включенных в уведомление о контролируемых сделках, а также полномочия для указанного привлечения к ответственности.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, разъяснив, что при подаче уточненного расчета компания освобождается от ответственности, если представила его до установления несоответствия инспекцией. В данном случае компания представила уточненное уведомление только после такого момента.

При этом суды отклонили довод компании об отсутствии у инспекции полномочий по проверке достоверности сведений, включенных в уведомление о контролируемых сделках, указав на положения статьей 105.16, 105.17 НК. В решении окружного арбитражного суда указано: "именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности представления налогоплательщиком уведомления, отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных в этом уведомлении сведений, при этом территориальный налоговый орган … не осуществляет налоговый контроль в сфере правильности применения цен с использованием методов, перечисленных в главе 14.3 части первой Налогового кодекса РФ, компетенция осуществления которого передана исключительно ФНС России".

Судья ВС (305-КГ16-3837 от 17.05.2016) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Об этом споре ФНС рассказала в письме от 7 июля 2016 г. N СА-4-7/12211@.

(дело № А40-71494/2015)

НДС, доначисленный из-за неправомерного применения ЕНВД, можно учесть в расходах

Компания применяла ЕНВД и занималась розничной торговлей продовольственными товарами. Руководителем и учредителем компании была Г., которая также являлась предпринимателем. Собственником арендуемого для торговли помещения был супруг Г. С ноября 2011 года часть помещения магазина была отремонтирована, и общая торговая площадь увеличилась до 195,5 кв.м. В третьем квартала 2010 года 46 кв.м. торговой площади было передано в безвозмездное пользование ИП Г.

По результатам выездной проверки компании налоговая установила, что предприниматель не имела сотрудников, расходов по использованию арендуемого помещения не несла, кроме арендной платы. Зона торговли ИП не была самостоятельной – торговые площади предпринимателя и фирмы не отделены друг от друга. Инспекция сочла договор безвозмездного пользования формальным, указала на превышение лимита торговой площади для применения ЕНВД, доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф.

Суды трех инстанций согласились с выводами инспекции о неправомерности применения ЕНВД и указали, что НДС, доначисленный в ходе проверки, к стоимости реализованных товаров покупателям не предъявлялся, не может быть с них взыскан и подлежит уплате за счет собственных средств налогоплательщика. Следовательно, к доначисленному НДС подлежит применению подпункт 1 статьи 264 НК об учете налога в составе расходов.

При этом суды отклонили довод инспекции о необоснованности данных расходов. В решении кассации (Ф04-1802/2016 от 24.05.2016) указано: "неправомерность действий налогоплательщика явилась основанием для доначисления НДС, но сам налог доначислен инспекцией правомерно и базируется на фактическом осуществлении Обществом хозяйственных операций, поэтому наравне с другими, в том числе отраженными самим Обществом, налоговыми обязательствами подлежит учету в составе расходов по налогу на прибыль налогового периода, к которому относится доначисление".

(дело № А27-8705/2015)

Суды против учета в расходах стоимости услуг ИП - бывших работников налогоплательщика

Компания занималась производством и реализацией медикаментов (антибиотиков) с привлечением торговых представителей. Размер их вознаграждения составлял не менее 1% от выручки. Всего за 2009-2011 годы компания учла в расходах выплаченное представителям вознаграждение в размере 789 млн рублей.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф. Налоговая проанализировала документы, провела мероприятия контроля по 19 представителям. Несколько представителей пояснили, что работали в коммерческом отделе налогоплательщика, пока руководитель не сообщил о расформировании отдела и необходимости его работникам зарегистрировать ИП, а также открыть расчетные счета с банковской картой, получить печати и передать их в бухгалтерию. При этом обязанности работников не изменились. Один из представителей пояснил, что никогда не составлял и не предоставлял компании ежемесячные отчеты исполнителя по объему выполненных услуг и не помнит, чтобы он подписывал какие-либо отчеты. Вознаграждение рассчитывала бухгалтерия фирмы, сообщая сумму представителям.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что ежемесячные отчеты не содержат информации о суммах оплаты, поступившей от покупателей за продукцию, тогда как акты оказанных услуг за соответствующие периоды содержат конкретный размер вознаграждения. Процент вознаграждения постоянно менялся. При этом отчеты содержат недостоверные сведения о количестве заключенных договоров. Ни в отчетах, ни в актах оказанных услуг не указаны ни покупатели, ни реквизиты договоров, во исполнение которых поступила выручка на расчетный счет компании.

По мнению судов (Ф04-2984/2016 от 14.07.2016), акты оказанных услуг содержат недостоверные сведения в части выплаченного размера вознаграждения, поскольку фактически денежные средства компания выплачивала за трудовую деятельность, а не за услуги ИП в качестве торгового представителя. На это указало произвольное определение сумм вознаграждения предпринимателей, разные показания должностных лиц истца и представителей (одни показали, что размер вознаграждения зависел от суммы заключенных договоров, другие – от выручки, третьи – от стоимости отгруженных товаров).

При этом налогоплательщик не вел учет выручки, поступившей от покупателей по территориям, подконтрольным предпринимателям, следовательно, не контролировал правильность отражения объема выручки в их отчетах.

(дело № А45-18777/2014)

ПФ вправе истребовать карточки счетов и оборотно-сальдовые ведомости в рамках проверки

В ходе выездной проверки ПФ истребовал у компании документы: главные книги, регистры бухучета по счетам 50, 51, 76, 91 (карточки, оборотные ведомости за 2012-2014). Представить их надо было в течение 10-дневного срока с момента получения требования. В ответ на требование компания сообщила о представлении оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 50, 51 за 2012-2014 года и отказе в представлении иных истребованных документов, сославшись на подпункт 4 пункта 2 статьи 28, подпункта 1 пункта 1 статьи 29 закона 212-ФЗ. По мнению компании, фонд не вправе требовать у плательщиков страховых взносов документы, которые не относятся к начислению и уплате страховых взносов.

По результатам проверки фонд привлек компанию к ответственности по статье 48 закона 212-ФЗ в виде штрафа в 3 тысячи рублей (за 15 документов).

Суды трех инстанций оставили штраф в силе и разъяснили, что под документами, необходимыми для контроля за правильностью исчисления взносов, следует понимать документы, без которых этот контроль невозможен.

Счет 91 предназначен для учета прочих расходов и доходов. Он корреспондирует со счетами: 68 "Расчеты с бюджетом", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты" - то есть, со счетами начислений и выплат, в том числе, в адрес работников. Анализ 91 счета необходим фонду для исключения фактов занижения базы для исчисления взносов путем неотражения производимых выплат по счетам начислений расчетов с физлицами, либо ошибочного отнесения выплат на иные счета, минуя счета учета расчетов с персоналом.

Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, в том числе по имущественному и личному страхованию, по претензиям, по суммам, удержанным из оплаты труда работников в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, то есть также необходим для контроля.

Судья ВС (303-КГ16-5234 от 06.07.2016) отметил: "перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в пункте 7.4 методических рекомендаций, утвержденных распоряжением правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34р. В этот перечень входят и регистры бухгалтерского учета, в том числе карточки счетов и оборотно-сальдовые ведомости". Компании отказано в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А51-12157/2015)

Длительность сроков и регулярность выплат не делают договоры трудовыми, указал суд

В 2010-2013 годах компания заключала с физлицами гражданско-правовые договоры по оказанию услуг - комплексной уборке нежилых помещений.

По результатам выездной проверки ФСС решил, что договоры имеют признаки трудовых, поскольку заключались на длительные сроки с одними и теми же лицами, виды работ носили систематический характер, оплата производилась ежемесячно, была предусмотрена личная ответственность исполнителя за нарушение правил пожарной безопасности. В результате фонд доначислил страховые взносы, пени и штраф.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, указав на положения статьи 56 ТК - под трудовым договором понимается соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности) и подчинении правилам внутреннего трудового распорядка. Суды пояснили, что длительность договоров, обеспечение заказчиком исполнителей средствами труда и ответственность исполнителя за пожарную безопасность не являются бесспорным доказательством заключения именно трудового договора.

Суды установили, что по спорным договорам выполнялась не какая-либо определенная трудовая функция, входящая в обязанности физлица, а конкретная работа с указанием объема, конкретных действий, которые исполнитель обязуется совершить по заданию компании. Договоры не содержат условий о соблюдении определенного режима работы и отдыха, о выплате пособий по временной нетрудоспособности и травматизму, оплате отпусков и социальных гарантиях. Договорами не установлено подчинение физлиц правилам внутреннего трудового распорядка в компании. Спорные договоры предусматривали фиксированные суммы оплаты за выполненные работы, не учитывающие тарифные ставки и должностные оклады.

Суды (постановление кассации Ф06-9672/2016 от 22.06.2016) признали спорные договоры договорами возмездного оказания услуг, заключение которых было обусловлено необходимостью привлечения работников, не состоящих в штате страхователя, для выполнения дополнительно возникающего объема работ по мере необходимости.

(дело № А06-9620/2015)


Вернуться в начало


Прочее

Минфин разъяснил, в каких случаях можно не сдавать налоговые декларации и бухотчетность

Минфин напомнил, что лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, при отсутствии операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую упрощенную налоговую декларацию.

У организаций, не имеющих объектов налогообложения по транспортному налогу, налогу на имущество организаций, водному налогу и земельному налогу, не возникает обязанности по представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов).

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК установлена обязанность организаций представлять в налоговый орган по месту своего нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Из этого правила есть некоторые исключения - например, если организация в соответствии с законом "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухучет.

(Письмо Минфина России от 23 июня 2016 г. № 03-02-08/36474)

Как лизингодателю считать прибыль (убытки) при передаче предмета лизинга лизингополучателю

Минфин указал, что включение в договор лизинга дополнительного условия о возможности перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю позволяет рассматривать такой договор как смешанный, содержащий в себе элементы договоров финансовой аренды и купли-продажи.

Следовательно, передача предмета лизинга лизингополучателю по окончании договора лизинга является реализацией лизингового имущества для целей налогообложения прибыли.

При реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества. Если она с учетом расходов, связанных с реализацией такого имущества, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком. Полученный убыток включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

(Письмо Минфина России от 28 июня 2016 г. № 03-03-06/2/37567)

Суд отказал во взыскании задолженности: можно ли ее признать безнадежной

Минфин РФ дал пояснения об основаниях для признания задолженности безнадежной в целях исчисления налога на прибыль.

Ведомство напоминает, что безнадежными признаются те долги, по которым истек срок исковой давности, а также те долги, по которым обязательство прекращено из-за невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.

Кроме того, безнадежными признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава при возврате исполнительного документа по следующим основаниям:

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом меры оказались безрезультатными.

Налогоплательщик, имеющий дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной только при наступлении одного из вышеперечисленных обстоятельств. Других оснований признания дебиторской задолженности безнадежной НК РФ не предусматривает.

Таким образом, если судом вынесено решение об отказе во взыскании задолженности, то такая задолженность не является безнадежной и не может быть учтена в уменьшение базы по налогу на прибыль.

(Письмо Минфина России от 22.07.2016 № 03-03-06/1/42962)

Величина коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за июнь 2016 года увеличилась до 7,8150

Изменение коэффициента связано с ростом среднего уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. Так, в мае 2016 года данный показатель составлял 44,59 долл. США за баррель, а в июне - 46,23 долл. США за баррель.

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю. В июне его значение составило 65,3124.

(Письмо ФНС России от 19.07.2016 N ЕД-4-3/12954@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за июнь 2016 года")

УСН: когда ИП вправе применять ставку 0%

Минфин РФ пояснил условия применения ставки 0% впервые зарегистрированными ИП, применяющими УСН.

Речь идет о нормах пункта 4 статьи 346.20 НК РФ, согласно которым субъекты РФ вправе установить налоговую ставку по УСН в размере 0% для впервые зарегистрированных ИП.

В министерстве в этой связи уточняют, что налоговая ставка в размере 0% может устанавливаться законами субъектов РФ только для ИП на УСН, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов.

При этом данная льгота не может применяться индивидуальными предпринимателями, снявшимися с учета в связи с прекращением деятельности и вновь зарегистрированными (повторно или в очередной раз) после вступления в силу подобных региональных законов.

(Письмо Минфина России от 12.07.2016 № 03-11-11/40882)

Неуплата имущественных налогов физлицами приводит к взысканию и пеням, а не штрафу

Минфин напомнил, что статьей 122 НК установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК.

Пунктом 19 постановления пленума ВАС от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что при применении указанных положений статьи 122 НК следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного названной статьей. В этом случае с него подлежат взысканию пени.

ФНС в свое время разъясняла налоговикам данное постановление письмом от 22.08.2014 N СА-4-7/16692. Из указанных разъяснений следует, что если неуплата налога образовалась в результате его неправильного исчисления и выявлена налоговым органом, применяется статья 122 НК. При этом решение по результатам рассмотрения материалов проверки выносится в порядке, установленном статьей 101 НК.

Налогоплательщики - физлица уплачивают транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физлиц в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Неисполнение налогоплательщиком - физлицом обязанности по уплате указанного налога в установленный срок является основанием для применения мер принудительного исполнения такой обязанности и взыскания пеней.

(Письмо Минфина России от 28.06.16 № 03-02-08/37483)

Разъяснено, как исчисляется срок для продажи квартиры без НДФЛ, если она была образована при разделе другой квартиры

Разъяснено, как исчисляется срок для продажи квартиры без НДФЛ, если она была образована при разделе другой квартиры. Имеется в виду ситуация, когда гражданин какое-то время владел квартирой, а затем разделил ее на несколько самостоятельных, зарегистрировал право собственности на них и впоследствии решил продать. По мнению Минфина России, срок владения квартирой для продажи ее без уплаты НДФЛ нужно отсчитывать с момента приобретения самой первой квартиры, из которой были выделены все остальные. Но внешние границы исходной квартиры не должны претерпеть изменений. Ведомство обосновало свою позицию следующим образом.

Чиновники напомнили, что право собственности прекращается при отчуждении имущества, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 235 ГК РФ). При разделе записи об объектах, образованных в результате этого, вносятся в новые разделы ЕГРП и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами (п. 9 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

При этом в новых разделах ЕГРП и в новых делах делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к исходному объекту.

Минфин России подчеркнул также, что у собственника нет обязанности представлять в Росреестр заявление о государственной регистрации прекращения права собственности на первоначальный объект недвижимости.

Поэтому отсчитывать пять лет (а для квартир, приобретенных до 1 января 2016 года, и некоторых других – три года в соответствии с п. 17.1 ст. 217, ст. 217.1 НК РФ) нужно с момента приобретения первоначального объекта недвижимости.

Добавим, что финансисты и налоговики и ранее высказывали аналогичную точку зрения по похожим вопросам. Так, ФНС России рассказала недавно о правовой позиции ВС РФ, который отметил: неважно, когда было зарегистрировано право на образованную из коммуналки квартиру – главное, когда налогоплательщик приобрел последнюю комнату и фактически начал владеть квартирой полностью.

(Письмо Минфина России от 22 июля 2016 г. № 03-04-07/43026)

Денежные средства, полученные на банковский счет от супруга, НДФЛ не облагаются

Денежные средства, поступившие на счет супруга от супруга, не признаются доходами, подлежащими обложению НДФЛ, даже если эти средства перечисляются на счета в зарубежных банках.

В этом же письме налоговая служба напоминает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории иностранного государства более одного года, утрачивают статус нерезидента при кратковременном возвращении на территорию Российской Федерации. И обязаны в соответствии с частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

(Письмо ФНС России № БС-2-17/771@ от 12.07.2016 г.)

Соцвычет возможен и в случае обучения в иностранном образовательном учреждении

Минфин рассказал о получении социального вычета по НДФЛ при оплате своего обучения в иностранном образовательном учреждении.

Налогоплательщик имеет право на получение социального вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, с учетом ограничения, установленного пунктом 2 статьи 219 НК (до 120 тысяч рублей по всем соцвычетам).

Указанный вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение.

При этом статья 219 НК не ограничивает возможность реализации права выбора образовательного учреждения только российскими образовательными учреждениями.

Статус иностранного образовательного учреждения должен подтверждаться соответствующими документами, предусмотренными законодательством этого иностранного государства.

(Письмо Минфина России от 30.06.16 № 03-04-05/38316)

Минфин разъяснил порядок налогообложения доходов, полученных предпринимателем на УСН от продажи недвижимого имущества

Какой налог должен заплатить предприниматель на УСН при продаже недвижимого имущества? По мнению Минфина, ответ на этот вопрос зависит от того, какие виды деятельности ИП указал при госрегистрации, и использовалось ли данное имущество в предпринимательской деятельности.

В пункте 1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что предприниматели на УСН при расчете налоговой базы учитывают:

  • доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Как поясняют чиновники, доходы от видов деятельности, которые при регистрации ИП были внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности.

Соответственно, если ИП осуществляет деятельность по продаже недвижимого имущества и недвижимое имущество использовалось в предпринимательской деятельности, то доходы от его продажи облагаются единым "упрощенным" налогом. Если же предприниматель не занимается продажей недвижимости и недвижимое имущество не использовалось в предпринимательской деятельности, то доходы от продажи такого имущества облагаются НДФЛ.

(Письмо Минфина России 18.07.16 № 03-11-11/41910)

Для определения кадастровой стоимости земельного участка следует обращаться в органы Росреестра

Приведены разъяснения ФНС России по вопросу применения кадастровой стоимости для исчисления земельного налога. Она определяется в соответствии с земельным законодательством и является налоговой базой по земельному налогу. Территориальные органы Росреестра обязаны представлять в налоговые органы регламентированные сведения об объектах налогообложения, в том числе об их кадастровой стоимости ежегодно до 15 февраля по состоянию на 1 января текущего года.

(Письмо ФНС России от 1 августа 2016 г. № БС-3-11/3512@ "О земельном налоге")

Заполняем уведомление об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках, расположенных за рубежом

В силу Закона о валютном регулировании резиденты обязаны сообщать налоговым органам по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте и валюте России в банках, расположенных за рубежом.

Отмечено, что в разделе "Сведения о счете (вкладе) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации" в поле "Номер счета (вклада) на момент заполнения" уведомления допускается указание номера счета как в национальном формате, так и формате IBAN.

Переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за рубежом, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках совершаются при предъявлении банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии документа.

В уведомлении рекомендуется указывать номер счета в формате, аналогичном тому, на который предполагается совершать переводы.

Номер счета, указанный в уведомлении, должен совпадать с тем, что отмечен в отчете о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом.

(Письмо ФНС России от 27 июля 2016 г. № ОА-3-17/3424@ "О рассмотрении обращения")

Росстат дал разъяснения по вопросам использования ресурса statreg.gks.ru, содержащего официальную информацию о формах статнаблюдения

Сообщается, в частности, что в случае если на указанном ресурсе имеется информация о том, что организация должна сдавать ту или иную форму статистического наблюдения, то штраф за ее непредставление будет законным.

Однако, в случае, если на сайте форма значится как обязательная, но организация была проинформирована органом статистики в письменной форме о том, что форму не нужно предоставлять, штрафные санкции на нее не налагаются.

Действующие организации должны получать информацию о перечне форм федерального статистического наблюдения, которые они должны предоставлять, в конце года, предшествующего отчетному, а вновь созданным организациям следует проверять такую информацию ежемесячно в течение первого года их создания.

(Письмо Росстата от 26.07.2016 N 04-04-4/92-СМИ "Об использовании ресурса statreg.gks.ru")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.