Мониторинг изменений за период 02.05.16 - 08.05.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Принят закон, направленный на совершенствование налогового администрирования, развитие электронного документооборота и повышение эффективности проведения мероприятий налогового контроля

Так, в частности:

  • положения НК РФ о действии актов налогового законодательства во времени распространены на соответствующие нормативные правовые акты Правительства РФ;
  • уточнено правило о вступлении в силу нормативных правовых актов об утверждении новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) - не ранее чем по истечении двух месяцев со дня официального опубликования;
  • установлен срок (не позднее 10 дней), в течение которого лицам, обязанным представлять декларации (расчеты) в электронной форме, необходимо обеспечить получение от налоговых органов документов, используемых ими при реализации своих полномочий;
  • порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля дополнен процедурой ознакомления с материалами налоговой проверки, составления протокола ознакомления, а также установлено право представления письменного возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • более подробно прописан порядок проведения налогового мониторинга (в том числе определены требования к запросу о представлении мотивированного мнения и порядку исполнения мотивированного мнения налогового органа);
  • отредактированы положения, регламентирующие подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган (в том числе установлена обязанность налогового органа, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, по устранению нарушений прав лица, подавшего жалобу; предусмотрена возможность направления жалобы в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

(Федеральный закон от 01.05.2016 N 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации")

Режим налоговой тайны снят с части сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа

Перечень исключений из налоговой тайны, предусмотренный статьей 102 НК РФ, дополняется некоторыми сведениями об организациях-налогоплательщиках, вследствие того что большая их часть находится в общем доступе (так, в частности, действующим законодательством установлена обязанность опубликования в СМИ информации о бухгалтерской отчетности отдельных категорий юридических лиц).

В связи с этим, согласно подписанному Закону, не являются налоговой тайной следующие сведения (относящиеся к календарному году, предшествующему году размещения указанных сведений в сети Интернет):

  • о среднесписочной численности работников;
  • об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента);
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Такие сведения будут размещаться на официальном сайте ФНС России. Установлено также, что сведения, подлежащие размещению, по запросам не предоставляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

(Федеральный закон от 01.05.2016 N 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации")

Взносы в резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператоров не учитываются объединением туроператоров при исчислении налога на прибыль

Указанные средства предназначены для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам и на возмещение реального ущерба туристам, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма.

Согласно дополнениям в статьи 251 и 270 НК РФ средства, в виде взносов в указанные фонды, которые получены объединением туроператоров, а также расходы, понесенные им за счет таких средств, не включаются в состав доходов (расходов) при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

(Федеральный закон от 01.05.2016 N 128-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков более не актуален

Признан утратившим силу приказ ФНС России, которым утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков.

Это обусловлено в т. ч. систематизацией технологических процессов Службы.

Кроме того, были признаны утратившими силу нормативные правовые акты, на основании которых разработан стандарт.

(Приказ ФНС России от 28 апреля 2016 г. № СА-7-17/310@ "О признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 05.10.2010 № ММВ-7-10/478@ "Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков")

Определены коэффициенты-дефляторы к ставкам НДПИ при добыче угля на II квартал 2016 года

Минэкономразвития определило коэффициенты-дефляторы для расчета ставок НДПИ на II квартал 2016 года при добыче:

  • антрацита - 0,992;
  • угля коксующегося - 1,059;
  • угля бурого - 1,044;
  • угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,024.

Коэффициенты-дефляторы ежеквартально устанавливаются по каждому виду угля с учетом изменения цен на уголь в Российской Федерации.

(Приказ Минэкономразвития России от 18.04.2016 N 240 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля", зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2016 N 41960)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Определены правила формирования и ведения единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза

В единый перечень может быть включена следующая продукция:

  • в отношении которой актами Евразийской экономической комиссии установлены обязательные требования в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения;
  • в отношении которой в соответствии с международным опытом установлены обязательные требования безопасности в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения;
  • для которой в соответствии с научными данными и (или) результатами исследований, и (или) информацией международных организаций характерны риски, связанные с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба жизни и (или) здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и (или) здоровью животных и растений;
  • в отношении которой по результатам государственного контроля (надзора) выявлены и подтверждены риски причинения вреда и (или) нанесения ущерба жизни и (или) здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и (или) здоровью животных и растений.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 N 23 "О Порядке формирования и ведения единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза")


Вернуться в начало


Правовые новости

За привлечение денежных средств граждан в крупном размере в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов установлена уголовная ответственность

Так, предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и/или иных объектов недвижимости в крупном размере наказывается обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно в особо крупном размере, наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы до 2 лет или без такового.

Указанные деяния признаются совершенными в крупном размере, если сумма привлеченных денежных средств превышает 3 миллиона рублей, в особо крупном размере - 5 миллионов рублей.

Лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если сумма привлеченных денежных средств возмещена в полном объеме и/или если лицом приняты меры, в результате которых многоквартирный дом введен в эксплуатацию.

(Федеральный закон от 01.05.2016 N 139-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления уголовной ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости")

Уточнены критерии приема в российское гражданство в упрощенном порядке иностранных индивидуальных предпринимателей, инвесторов и специалистов

Иностранные индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в РФ непрерывно не менее трех лет, смогут претендовать на получение гражданства РФ в упрощенном порядке, если в указанный период сумма уплаченных ими ежегодно налогов и сборов (кроме налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных возвратов сумм излишне уплаченных налогов и сборов) и страховых взносов в ПФР составляет не менее 1 миллиона рублей. В настоящий момент таким критерием является ежегодная выручка не менее 10 миллионов рублей.

Кроме того, для инвесторов, желающих получить гражданство РФ в упрощенном порядке, будет установлена необходимость наличия определенной доли вклада в уставном капитале российского юридического лица (с установленным размеров чистых активов и налоговых отчислений) в течение трех лет. В настоящее время минимальных сроков не установлено.

Также теперь иностранные квалифицированные специалисты и иностранные выпускники российских образовательных организаций, работающие в РФ не менее трех лет, смогут претендовать на получение гражданства РФ по упрощенной процедуре только в случае, если в указанный период в отношении иностранного гражданина работодателем начислялись страховые взносы в ПФР.

При этом органы исполнительной власти в сфере миграции смогут запрашивать для проверки выполнения указанных условий необходимые сведения, в том числе составляющие налоговую тайну, в соответствующих инстанциях.

Закон вступает в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования.

(Федеральный закон от 01.05.2016 N 124-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации")


Вернуться в начало


Судебная практика

Из-за исправления ИНН в заявлении ИП не снят с учета и задолжал - суды сочли это законным

В августе 2014 года ИП подал заявление в регистрирующий орган о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Инспекция отказала в регистрации. Решение об отказе в регистрации ИП не направлялось, поскольку он выбрал способ уведомления – выдача заявителю.

В мае 2015 года он получил уведомление об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. При выяснении происхождения данной задолженности ему стало известно, что его регистрация в качестве ИП не прекращена, а также то, что инспекция отказала в регистрации со ссылкой на исправления в заявлении при заполнении ИНН.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав на пункт 1.10 требований к оформлению документов, утвержденных приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7- 6/25@ - в заявлении не допускается наличия исправлений, дописок и приписок.

В решении кассации (Ф10-37/2016 от 20.02.2016) указано: "исправления ИНН в графе 1.5 заявления свидетельствует о несоблюдении ... установленной формы заявления, что является основанием для отказа в государственной регистрации. Нарушение порядка заполнения установленных форм по существу приравнивается к непредставлению необходимых документов, определенных статьей 22.3 закона № 129-ФЗ".

Это дело приведено в обзоре судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов, направленного письмом ФНС от 1 апреля 2016 г. N ГД-4-14/5658@.

(дело № А83-2590/2015)

В сообщении о ликвидации компании указан неполный адрес - отказ в ликвидации законен

Компанией принято решение о ликвидации, назначении ликвидатора, сведения о ликвидации опубликованы в соответствующем издании. В сообщении был указан адрес компании, отличный от внесенного в ЕГРЮЛ (неполный адрес - не указан номер строения).

Был составлен промежуточный ликвидационный баланс, и ликвидатор обратился в инспекцию с заявлением о ликвидации, однако получил отказ со ссылкой на представление недостоверных документов.

Суды двух инстанций признали решение инспекции законным, указав на пункт 1 статьи 63 ГК - ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о регистрации компании, сообщение о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в госрегистрации должно быть отказано при непредставлении необходимых документов.

Суды (постановление апелляции 09АП-50305/2015 от 27.11.2015) отметили, что процедура госрегистрации носит строго формализованный характер, то есть необходимо не только представление полного пакета документов, но и их соответствие по форме и содержанию.

В данном случае, адрес в опубликованном сообщении не совпадал с адресом, указанным в ЕГРЮЛ, что суды приравняли к предоставлению недостоверных сведений.

Данное дело приведено в письме ФНС от 1 апреля 2016 г. N ГД-4-14/5658@, в котором содержится обзор споров с регистрирующими органами.

(дело № А40-136263/2015)

Суды против внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации компании задним числом

В октябре 2014 года компания обратилась в ИНФС с заявлением о госрегистрации ликвидации по решению учредителей. Инспекция отказала в регистрации, сославшись на несоблюдение пункта 2.9.6 требований по оформлению документов, представляемых для госрегистрации, – указание типа адресного объекта без использования сокращения в пунктах 2.5.1.3, 2.5.1.5 и 2.5.1.6 листа "А" заявления. Однако суды двух инстанций признали действия инспекции незаконными и обязали произвести госрегистрацию ликвидации на основании документов, представленных в октябре и зарегистрированных в реестре входящих документов. В мае 2015 года заявителем получены документы о госрегистрации ликвидации от 27 мая 2015 года, то есть запись внесена после вступления в силу решения суда.

Представители компании обратились в суд, полагая, что запись о ликвидации должна быть внесена прошедшей датой.

Суд первой инстанции удовлетворил требования компании. Апелляция и кассация (Ф08-322/2016 от 02.03.2016) отменили его решение.

Действительно, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 закона № 129-ФЗ госрегистрация производится в течение 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом в рассматриваемом деле в течение 5 дней инспекция приняла решение об отказе в регистрации. В данном случае запись в ЕГРЮЛ внесена после вступления в силу судебного акта на основании ранее представленных документов. По мнению судов, из этого следует, что правовых оснований для принуждения инспекции зарегистрировать ликвидацию прошедшей датой не имеется.

Данное дело приведено в письме ФНС от 1 апреля 2016 г. N ГД-4-14/5658@, в котором содержится обзор споров с регистрирующими органами.

(дело № А53-18610/2015)

Перевод бизнеса в новую фирму - основание для взыскания с нее задолженности по налогам

По результатам выездной проверки ООО "Б" инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, транспортный налог, ЕНВД, пени и штрафы, и выставила требование об уплате задолженности. В связи с неисполнением требования инспекция вынесла решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств. После принятия решения о приостановлении операций на счет ООО "Б" выручка не поступала, а срок на взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика инспекцией был пропущен.

Вместе с тем, инспекция установила, что учредителем и руководителем ООО "Б" создана другая фирма – ООО "З". При этом адреса госрегистрации, основной вид деятельности компаний совпадают, счета открыты в одном и том же банке, часть сотрудников ООО "З" ранее являлись сотрудниками ООО "Б", ООО "З" направляет денежные средства в счет погашения задолженности ООО "Б" перед контрагентами, а также перезаключает договоры с ними.

Инспекция решила, что учредитель и руководитель ООО "Б" умышленно при наличии решения инспекции, принятого по результатам выездной проверки, принимал меры с целью сокрытия денежных средств и имущества ООО "Б". Налоговая обратилась в суд с иском о признании ООО "Б" и ООО "З" зависимыми компаниями и взыскании с ООО "З" недоимки по налогам ООО "Б" в размере 3,9 млн рублей.

Суды трех инстанций удовлетворили требования инспекции, указав на положения статьи 20 НК - взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются компании, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности.

Суды признали, что учредитель и руководитель компаний оказывал влияние на их деятельность непосредственным образом, следовательно, данные компании являются зависимыми по отношению друг к другу. Суды (постановление кассации Ф05-4694/2016 от 27.04.2016) сочли правомерным взыскание налоговой задолженности с зависимого лица, поскольку ответчик получил от должника весь бизнес, включая основные средства и рабочий персонал.

(дело № А41-41949/2015)

Чем подтвердить получение от контрагентов счетов-фактур для вычета в более позднем периоде

18 апреля 2014 года компания представила в инспекцию налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2014 года.

По результатам камеральной проверки инспекция признала неправомерными часть вычетов и уменьшила сумму налога, заявленную к возмещению. Инспекция указала на пропуск трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК по счетам-фактурам, выставленным в 1 квартале 2011 года.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что трехлетний срок на предъявление налоговой декларации касается тех налоговых вычетов, право на предъявление которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, отстоящем от налогового периода, в которым соответствующие вычеты были фактически предъявлены, более чем на 3 года. Сравнению подлежит дата окончания периода, в котором возникло право на применение вычета, и дата представления налоговой декларации (первичной или уточненной), в которой эти вычеты фактически заявлены.

В данном случае в качестве подтверждения получения документов в апреле 2011 года суды (постановление кассации Ф05-5072/2016 от 27.04.2016) признали отметки о дате получения на оборотной стороне каждого счета-фактуры, журнал учета полученных счетов-фактур за 2 квартал 2011 года и переписку с контрагентом.

(дело № А40-76918/2015)

Подмена документов с переброской заказа на ИП не помогла фирме сохранить право на УСН

ООО "Э" применяло УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Одновременно учредитель и руководитель компании имел статус индивидуального предпринимателя.

ООО "Э" выполняло субподрядные работы для ООО "О".

По результатам выездной проверки налоговая доначислила ООО "Э" налог на прибыль, НДС, пени и штрафы. Инспекция установила, что по мере расчета за выполненные работы произошло превышение максимального размера дохода в 60 млн рублей, являющегося условием для применения УСН. В связи с этим поступившая от заказчика-застройщика оплата возвращена, договор и документы заменены на аналогичные, но в качестве субподрядчика фигурировал ИП (это подтверждено работниками заказчика). В налоговом учете ООО "Э" скорректировало соответствующие доходы и расходы. Полученные денежные средства от заказчика предприниматель перечислил компании в виде беспроцентного займа (заемные средства не включаются в состав доходов, что дало фирме возможность не превысить предельный размер дохода и продолжить применение УСН).

Суды трех инстанций признали формальным договор между ООО "О" и предпринимателем, учитывая наличие именно у компании, которая является членом СРО, допуска к спорным работам. Кроме того, обязательства по договору предусматривали не только выполнение спорных работ, но и установление гарантийных обязательств.

Суды (постановление кассации Ф04-1626/2016 от 22.04.2016) также учли, что выполнение работ силами ООО "О" подтверждается также показаниями работников компании и отсутствием у предпринимателя необходимых ресурсов.

(дело № А27-9464/2015)

Компания заключила с физлицами договоры возмездного оказания услуг.

По результатам выездной проверки ФСС признал эти договоры трудовыми, доначислил страховые взносы, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали решение фонда законным, разъяснив, что наименование договора не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отнесения его к гражданско-правовому или трудовому контракту. Определяющее значение имеет наличие или отсутствие признаков гражданско-правового или трудового договоров.

При работе по трудовому договору в договоре указаны процесс и условия труда, при работе по гражданско-правовому договору эти положения не включены в договор. Выполнение работ по трудовому договору предполагает, что работник выполняет работы определенного рода, а не разовые задания, выполняет обязанности согласно штатному расписанию и распоряжению работодателя. Предметом трудового договора являются действия (деятельность), а гражданско-правового - результат работы, принятый на основании акта приема-передачи.

Суды (Ф10-469/2016 от 04.04.2016) установили, что у истца договорами предусмотрена почасовая гарантированная ежемесячная оплата, в праздничные дни - в двойном размере; ответственность за материальные ценности заказчика; запись в журнале о приеме, сдаче смены; продолжительный системный характер работы. Объем работ не был конкретизирован, и значение для сторон имел факт трудовой функции. Договоры заключались на длительный срок, предусмотрена их пролонгация, подчинение режиму труда и контролю работодателя. Эти признаки относятся к трудовым договорам, следовательно, фонд правомерно доначислил взносы.

(дело № А68-3288/2015)

Провайдер не подтвердил перебои в работе сервера - штраф за просрочку сдачи РСВ-1 законен

Компания направила расчет по форме РСВ-1 за 2014 год 24 февраля 2015 года.

По результатам камеральной проверки фонд привлек компанию к ответственности в виде штрафа в размере 82 тысяч рублей - за несвоевременную сдачу отчетности.

Компания обратилась в суд и, не оспаривая, что отчетность представлена в неустановленный срок, пояснила, что с 18 по 24 февраля 2015 года на сервер компании произведена DDOS атака, что не позволило своевременно отправить расчет. В подтверждение этого компания представила письмо предпринимателя, который занимался техническим обслуживанием компьютеров компании.

Суды трех инстанций признали решение фонда законным, указав на пункт 1 части 9 статьи 15 федерального закона 212-ФЗ, которым установлена обязанность по представлению расчета РСВ-1 не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в электронной форме - не позднее 20 числа. Непредставление расчета в установленные сроки влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние 3 месяца, но не более 30% от суммы взносов и не менее 1 тысячи рублей.

В рамках судебного разбирательства был направлен запрос провайдеру, который не подтвердил перебои в работе сервера.

Суды (постановление кассации Ф05-2717/2016 от 01.04.2016) также указали на требования справедливости и соразмерности к размеру штрафа и снизили его в 2 раза, учитывая незначительность времени задержки расчета (1 рабочий день).

(дело № А41-30902/2015)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС рассказала, можно ли использовать распечатку с сайта в качестве доказательства в суде

ФНС заявила, что в действующем законодательстве РФ не закреплено определение "скриншота" ("снимок экрана") и порядок его использования.

Использование снимков с экранов в качестве доказательств регулируется частью 3 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса, в которой указано, что документы, полученные, в том числе, с использованием интернета, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены АПК, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором либо определены в пределах своих полномочий Верховным Судом.

Согласно нормам федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством случаях ее материальный носитель.

Кроме того, в постановлении пленума ВАС от 17.02.2011 № 12 указано, что иным документом, подтверждающим наличие или отсутствие сведений в ЕГРЮЛ, может являться в том числе "распечатанная на бумажном носителе и заверенная подписью истца или его представителя копия страницы официального сайта регистрирующего органа в сети Интернет, содержащей сведения о месте нахождения юридического лица и дату их обновления".

Судебная практика позволяет сделать вывод, что суды принимают "скриншоты" в качестве надлежащих доказательств, если они содержат определенные данные.

В постановлении федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2013 года по делу № А07-513/2013 указано, что специальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок фиксации и использования в качестве доказательств информации, содержащейся в интернете, не принято. Поэтому суд счел обоснованным применение инструктивных указаний Госарбитража СССР от 29.06.79 № И-1-4 "Об использовании в качестве доказательств документов, представленных с помощью электронно-вычислительной техники". Согласно данному акту в документах, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники, должно быть указано, какой вычислительный (информационно-вычислительный) центр и когда их изготовил (наименование центра и дата изготовления документа могут проставляться автоматически с помощью электронно-вычислительной техники либо любым другим способом). Поскольку распечатки с интернет-сайта (скриншоты) содержат информацию о дате их получения, наименовании сайта, принадлежности заявителю, суды правомерно заключили, что они имеют доказательственную силу в целях установления обстоятельств правонарушения.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27 апреля 2011 года по делу № А82-12456/2010 говорится, что скриншот - это страницы в сети интернет (снимок экрана, показывающий то, что видит пользователь на экране монитора), подтверждающие размещение информации, подлежащей раскрытию. "Скриншоты" являются надлежащим доказательством, только если на них проставлены дата и время получения информации с сайта. Это также отмечалось в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 6 декабря 2010 года по делу № А56-11028/2010 и от 17 августа 2012 года № А05-9977/2011. Также суд указал, что скриншот должен содержать данные о лице, которое произвело его выведение на экран и дальнейшую распечатку, программном обеспечении и использованной компьютерной технике.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на определенных критериях. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле.

(Письмо ФНС России от 31.03.16 № СА-4-7/5589)

Уточнены контрольные соотношения показателей налоговой декларации по ЕСХН в связи с ее обновлением

Изменения в налоговую декларацию по ЕСХН были внесены приказом ФНС России от 01.02.2016 N ММВ-7-3/51@ (в том числе в новой редакции изложен раздел 1 декларации "Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика", а также раздел 2 "Расчет единого сельскохозяйственного налога").

В этой связи обновлены контрольные соотношения показателей данной налоговой декларации для проверки правильности ее составления.

(Письмо ФНС России от 13.04.2016 N СД-4-3/6412@ "О внесении изменений в контрольные соотношения показателей налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу")

Когда налог на имущество физлиц может быть рассчитан исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости?

Разъяснения касаются исчисления налога на имущество физлиц исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.

В силу НК РФ в отдельных случаях налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговый орган органами, осуществляющими государственный технический учет, в установленном порядке до 1 марта 2013 г.

Данные об инвентаризационной стоимости рассматриваемого объекта недвижимости от органов, осуществляющих техническую инвентаризацию, в налоговые органы не поступали.

В связи с этим исчисление налога исходя из инвентаризационной стоимости рассматриваемого объекта недвижимости не производится.

(Письмо ФНС России от 22 апреля 2016 г. № БС-3-11/1829@ "Об исчислении налога на имущество физических лиц")

Место уплаты НДФЛ с арендной платы зависит от того, с кем заключен договор - с организацией или с её подразделением

Минфин РФ обратил внимание на то, что место перечисления НДФЛ с арендной платы зависит от того, с кем заключен договор аренды - с организацией или её обособленным подразделением.

В случае если организация заключила договоры аренды земельных участков, то сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом подлежит перечислению в бюджет по месту учета организации - налогового агента в налоговом органе.

Если договоры аренды земельных участков заключены обособленным подразделением организации (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации, то сумма налога подлежит перечислению в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации.

(Письмо Минфина России № 03-04-06/23195 от 21.04.2016 г.)

Имущественный вычет может включать отделку жилого дома

Расходы, связанные с отделкой жилого дома, произведенные после регистрации права собственности на жилой дом, могут быть включены в состав имущественного налогового вычета только при наличии документов, подтверждающих, что при оформлении права собственности на указанный дом отделочные работы не были выполнены.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 220 Кодекса в фактические расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться следующие расходы:

  • расходы на разработку проектной и сметной документации;
  • расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;
  • расходы на приобретение жилого дома или доли (долей) в нем, в том числе не оконченного строительством;
  • расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке жилого дома или доли (долей) в нем, не оконченного строительством) и отделке;
  • расходы на подключение к сетям электро-, водо- и газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо- и газоснабжения и канализации.

(Письмо Минфина России № 03-04-05/23340 от 22.04.2016 г.)

Проценты по вкладам в иностранных банках облагаются НДФЛ в полном объеме

ФНС РФ сообщила, что доход в виде процентов, полученных по вкладам в иностранных банках, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме независимо от размера процентной ставки по вкладу.

Федеральным законом от 23.11.2015 N 320-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2016, внесены изменения в статью 214.2 Кодекса, в соответствии с которыми определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам физических лиц в банках, в соответствии с указанной статьей возможно для доходов в виде процентов, получаемых по вкладам физических лиц в банках, находящихся только на территории Российской Федерации.

Физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить сумму налога с указанных доходов и представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

(Письмо ФНС России № БС-3-11/1827@ от 22.04.2016 г.)

Вознаграждения продавцам в рамках акции продвижения товаров облагаются НДФЛ

Суммы вознаграждения, выплачиваемые в зависимости от количества баллов, набранных в акции, проводимой организацией и направленной на увеличение реализации ее услуг и продукции среди работников-продавцов организаций и индивидуальных предпринимателей, образуют экономическую выгоду, подлежащую обложению НДФЛ в установленном порядке.

К данному виду дохода, полученному физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации, применяется налоговая ставка в размере 13 процентов, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ.

(Письмо Минфина России № 03-04-06/22403 от 19.04.2016 г.)

В 6-НДФЛ не надо указывать необлагаемые в РФ доходы иностранных физлиц

Федеральным законом от 08.06.2015 № 146-ФЗ в НК внесен ряд изменений, в частности, статья 232 НК "Устранение двойного налогообложения" изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2016 года.

В соответствии с пунктом 5 данной статьи, если международным договором РФ предусмотрено полное или частичное освобождение от налогообложения в РФ каких-либо видов доходов физлиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, освобождение от уплаты (удержания) налога у источника выплаты дохода в РФ либо возврат ранее удержанного налога в РФ производится в порядке, установленном пунктами 6 - 9 данной статьи.

Согласно пункту 8 статьи 232 НК сведения об иностранных физлицах и о выплаченных им доходах, с которых на основании международного договора РФ не был удержан налог, о суммах налога, возвращенных налоговым агентом - источником выплаты дохода, представляются таким налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в тридцатидневный срок с даты выплаты такого дохода.

Указанные сведения должны позволять идентифицировать налогоплательщика, вид выплаченных доходов, суммы выплаченных доходов и даты их выплаты.

К сведениям, позволяющим идентифицировать налогоплательщика, относятся в том числе паспортные данные, указание на гражданство.

Утверждение формы и способа представления данных сведений НК не предусматривает. В этой связи указанные сведения могут быть представлены в произвольной форме, а отражение таких доходов, не подлежащих налогообложению, в форме 6-НДФЛ не требуется.

(Письмо ФНС России от 13 апреля 2016 г. № БС-4-11/6417)

Какие реквизиты должны содержаться в заявлении на возврат излишне уплаченного НДФЛ?

Форма платежного поручения и порядок ее заполнения установлены Банком России.

В форме платежного поручения содержится информация о реквизитах, необходимых для перевода денежных средств, в том числе для идентификации получателя платежа (ИНН, КПП, БИК, корреспондентский счет и номер счета получателя).

ФНС России утверждены формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов.

В частности, утверждена форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа), которой установлен перечень обязательных реквизитов банка (кредитной организации), в том числе БИК, ИНН/КПП, корреспондентский счет банка (кредитной организации).

Перечисленные реквизиты должны в обязательном порядке содержаться в заявлении на возврат излишне уплаченного НДФЛ.

(Письмо ФНС России от 25 апреля 2016 г. № БС-3-11/1859@ "О рассмотрении обращения")

Минфин отменил письма ФНС о налоговом резидентстве РФ при наличии постоянного жилища

Минфин в своем недавнем письме указал на свои полномочия давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться. При этом ФНС, находящаяся в ведении Минфина, может лишь бесплатно информировать налогоплательщиков по ряду налоговых вопросов.

Минфин указал, что, выпуская письма от 29.01.2016 N ОА-4-17/1265@, от 16.01.2015 N ОА-3-17/87@ (и другие письма, в которых изложена аналогичная позиция), ФНС не согласовала свое мнение с Минфином.

Напомним, в этих письмах ФНС высказывалась о действии статуса налогового резидента физлица. Сам по себе факт нахождения физлица в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ, считает ФНС. Физлицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.

Минфин объявил названные письма ФНС не подлежащими применению.

(Письмо Минфина России от 21 апреля 2016 г. N 03-08-РЗ/23009)

Главбух не обязан подписывать экземпляр бухгалтерской отчетности, который представляется в органы статистики

Бухгалтерская отчетность, которую организация сдает в органы статистики, должна быть подписана ее руководителем. Подписи главбуха не требуется.

Статья 18 закона о бухучете обязывает хозяйствующие субъекты (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка РФ) сдавать по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Данная отчетность составляется по формам, которые утверждены приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н.

В данной форме нет полей, предназначенных для подписи главбуха. Поэтому, как отмечают в Росстате, бухгалтерская отчетность должна быть подписана руководителем организации. Подписи главного бухгалтера не требуется.

(Письмо Росстата от 07.04.16 № 532/ОГ)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.