Мониторинг изменений за период 03.10.16 - 09.10.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

На территории РФ вводится в действие документ МСФО «Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»

Документ вступает в силу: для добровольного применения со дня официального опубликования; для обязательного применения - в сроки, определенные документом (установлено, что организация должна применять поправки в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2018 года или после этой даты).

(Приказ Минфина России от 14.09.2016 N 156н «О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации», зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2016 N 43921).

Подготовлены методические рекомендации по отражению в бухгалтерском учете операций НПФ, связанных с ведением деятельности в качестве страховщика

Методические рекомендации содержат примеры бухгалтерского учета операций, подпадающих под действие Положения Банка России от 05.11.2015 N 502-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета...».

Данные примеры являются условными, и при проведении классификации договоров фондам рекомендовано руководствоваться внутренними документами, в том числе страховыми правилами, пенсионными правилами, учетной политикой фонда, условиями пенсионных схем и пенсионных договоров.

(«Методические рекомендации по бухгалтерскому учету операций негосударственных пенсионных фондов, на которые распространяется Положение Банка России от 5 ноября 2015 года N 502-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций негосударственных пенсионных фондов, связанных с ведением ими деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению», утв. Банком России 29.09.2016 N 32-МР)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

В новой редакции изложен формат файла расчета (форма 4-ФСС) в электронном виде

Внесены изменения в Технологию приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе ФСС РФ.

Требования к формату файла приведены в соответствие с «бумажной» формой данного расчета, с учетом внесенных в него изменений.

Также в новой редакции изложено описание контрольных соотношений показателей логического контроля к расчету.

(Приказ ФСС РФ от 29.09.2016 N 386 «О внесении изменений в Технологию приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной подписи, утвержденной Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 12 февраля 2010 г. N 19»)

Статистика

Утверждена новая статистическая форма N 1 кадры «Сведения о повышении квалификации и профессиональной подготовке работников организаций», действующая с отчета за 2016 год

Форму представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности и видов экономической деятельности (кроме государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования; деятельности религиозных организаций, домашних хозяйств, экстерриториальных организаций).

Срок представления формы - 3 февраля.

С введением указанного статистического инструментария признается утратившим силу приложение N 17 «Форма федерального статистического наблюдения N 1 кадры «Сведения об обучении работников организаций», утвержденное Приказом Росстата от 29.08.2013 N 349.

(Приказ Росстата от 28.09.2016 N 554 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за повышением квалификации и профессиональной подготовкой работников организаций»)

Утверждена новая годовая статистическая форма N 5-ФК (сводная) «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку», действующая с отчета за 2016 год

Данные по указанной форме представляются, в частности, юридическими лицами - организациями, осуществляющими спортивную подготовку, а также региональными и местными органами власти в сфере спорта, по адресам и в сроки, установленные в форме.

С введением данного статистического инструментария признается утратившим силу приказ Росстата от 30.12.2015 N 674.

(Приказ Росстата от 30.09.2016 N 559 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку»)

Законопроекты

Минфином России подготовлен проект основных мер в области налоговой политики, планируемых к реализации в 2017 - 2019 годах

В целях реализации Послания Президента РФ и антикризисных мер Правительства РФ планируется проведение ряда мер, направленных на стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса. Это в том числе:

  • освобождение от НДФЛ на срок до 31 декабря 2018 года доходов от деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, оказывающих некоторые виды услуг физическим лицам (например, уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми);
  • предоставление права уменьшать суммы ЕНВД на расходы по приобретению ККТ, обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы;
  • стимулирование разработки новых месторождений и рационального недропользования посредством введения новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения;
  • освобождение от налогообложения купонного дохода по облигациям.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ предлагается: изменить существующее соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации; ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах.

В рамках совершенствования порядка налогообложения НДС предлагается реализовать механизм возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в РФ, а также внести изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание начиная с 2018 - 2019 годов в Российской Федерации НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физическим лицам с использованием интернет-площадок.

В период 2017 - 2019 годов планируется значительное повышение ставок акцизов (в том числе увеличение в 2 раза ставок акциза в отношении вин (за исключением игристых вин (шампанских), фруктовых вин и пр.). В перечень подакцизных товаров предлагается включить «электронные сигареты» (системы доставки никотина одноразового использования). Ставки акциза на все виды табачной продукции, установленные на 2017 год, предполагается увеличить на 10 процентов, а ставки акцизов на 2018 и 2019 годы проиндексировать на 10 процентов к предыдущему году.

На автомобильный бензин класса 5 ставку акциза на 2017 год предлагается установить в размере 10 130 рублей за 1 тонну, на 2018 год - 10 637 рублей за 1 тонну, на 2019 год - 11 062 рубля за 1 тонну.

Предусматривается уточнение порядка налогообложения природных ресурсов (НДПИ). В том числе - увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль в период 2017 - 2019 гг. посредством уточнения порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти.

Прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, за собственниками земельных участков, на которых расположены указанные объекты.

Также рассматриваются меры, направленные на совершенствование налогового администрирования (в частности, планируется увеличение размера пени) и оптимизации действующих налоговых льгот.

Опубликован проект федерального стандарта бухучета по основным средствам

Разработчик - Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ») - опубликовал на своем сайте проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства».

Стандарт не будет применяться организациями госсектора; некоммерческие организации смогут применять его с учетом специфики ведения деятельности не для целей получения дохода; те, кто имеет право вести упрощенный бухучет, смогут не применять ряд пунктов стандарта.

Стандарт не будет применяться в отношении:

  • животных и растений (за исключением плодоносящих растений), используемых для получения сельскохозяйственной продукции;
  • недвижимости, предназначенной для предоставления за плату во временное владение и (или) пользование и (или) получения дохода от прироста ее стоимости;
  • объектов концессионных соглашений;
  • основных средств и других внеоборотных активов, использование которых прекращено в связи с принятием решения об их продаже, включая продажу остающихся от их разборки материальных ценностей

Основными средствами будут считаться активы, в том числе, предназначенные для использования в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для предоставления за плату во временное владение и (или) пользование (кроме недвижимости), для административных целей, обеспечения защиты окружающей среды, безопасности деятельности организации, либо для использования в целях деятельности некоммерческой организации. При этом актив должен иметь материально-вещественную форму и быть предназначен для использования в течение более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.

Актив, характеризующийся совокупностью указанных признаков, будет считаться основным средством вне зависимости от того, является ли он завершенным, готовым к использованию объектом, или находится в незавершенном состоянии на любой стадии создания (строительства, сооружения, изготовления).

Напомним, что согласно программе разработки федеральных стандартов бухучета на 2016 - 2018 годы в третьем и четвертом кварталах текущего года указанная организация-разработчик подготовит также проекты стандартов «Запасы» и «Нематериальные активы».

Налоговики разработали форму заявления для выдачи справки о получении социального вычета

В заявлении предусматривается раскрытие следующей информации:

  • наименование налогового органа, в который подается заявление;
  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • ИНН заявителя;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (серия и номер, кем и когда выдан);
  • дата рождения заявителя;
  • адрес места жительства/регистрации заявителя;
  • контактный телефон заявителя;
  • наименование страховщика, которому будет предоставлена справка;
  • реквизиты страхового договора.

Форме заявления присвоен код налоговых документов (КНД) 1112520.

До инициативы налогового ведомства единой формы заявления предусмотрено не было, оно писалось в произвольной форме.

Речь идет о Справке о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Напомним, что социальный вычет по НДФЛ можно получить на сумму уплаченных пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования (подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ). Информация о наличии либо отсутствии получения социального вычета необходима страховым компаниям и НПФ для удержания НДФЛ по месту выплат страховых премий по договорам добровольного пенсионного страхования либо негосударственного пенсионного обеспечения. НДФЛ взимается в случае досрочного расторжения договора с суммы взносов при их выплате физлицу. Но если налогоплательщик не воспользовался к этому моменту своим правом на социальный вычет, налог взиматься не будет. Именно для подтверждения того, что социальный вычет применен не был, и пригодится новая форма (подп. 2, 4 п. 1 ст. 213 НК РФ, п. 2 ст. 213.1 НК РФ).

Минтруд России предлагает сохранить на период до 2019 года включительно размеры действующих тарифов страховых взносов

Согласно Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» для основной категории плательщиков тариф страховых взносов будет сохранен в размере 30,0%: в ПФР - 22,0% (в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов) и в размере 10,0% (сверх установленной предельной величины базы); в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1%.

Кроме того, предусматривается перенести на 2 года (с 1 января 2019 года на 1 января 2021 года) переход на выплаты пособий территориальными органами ФСС РФ, постепенно включая в этот механизм новые субъекты Российской Федерации.

Подготовлены новые формы справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам

В проекте приказа ФНС России предусмотрела следующие документы:

  • форму справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и ИП;
  • форму справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физлиц, не являющихся ИП;
  • порядок заполнения форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам;
  • формат представления справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и ИП в электронной форме;
  • формат представления справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся ИП, в электронной форме.

По сравнению с действующими формами справок, утвержденными в 2015 году (приказ ФНС России от 5 июня 2015 г. № ММВ-7-17/227@ «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме»), в них появилась информация о страховых взносах, которые налоговая служба будет администрировать, начиная со следующего года (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

В случае принятия, приказ ФНС России вступит в силу с 1 января 2017 года.

Напомним, что ФНС России обязана представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа. Так, справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов – в течение 10 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Судебная практика

Создание контрагента за 10 дней до заключения договора не говорит о формальности сделки

В рамках исполнения договоров подряда ОАО привлекло субподрядчика – ООО. ОАО заявило вычет в налоговой декларации по НДС, представив счета-фактуры, акты о приемке выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ (КС-3).

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании НДС, пени и штраф, полагая, что у контрагента не имелось возможности реального выполнения работ, поскольку он создан за 10 дней до заключения договора с налогоплательщиком и не имел материальных и трудовых ресурсов. По мнению инспекции, все работы выполнены налогоплательщиком самостоятельно. Акты выполненных работ заполнены ненадлежащим образом.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что контрагент зарегистрирован в установленном порядке и состоит на налоговом учете, работы реально выполнены и переданы заказчикам (подтверждается проведенными встречными налоговыми проверками заказчиков). Представленные компанией документы позволяют идентифицировать контрагента, стоимость и объемы выполненных работ. Налогоплательщик оплатил работы, а контрагент отразил сделку в книге продаж, оборотно-сальдовой ведомости, декларациях по НДС.

Суды отклонили довод инспекции об отсутствии в актах выполненных работ наименования, согласования и подписи заказчиков, поскольку договоры субподряда заключены между ОАО и ООО, неуказание вида деятельности по ОКДП и вида операций также не свидетельствует о невыполнении работ спорным контрагентом.

В решении кассации (Ф07-7777/2016 от 27.09.2016) указано: «заключение спорных договоров через 10 дней после регистрации ООО … в качестве юридического лица, в совокупности с непредставлением налоговым органом иных доказательств в обоснование довода о создании схемы по уходу от уплаты налогов, не указывает на недобросовестность Общества». Инспекция не доказала, что работы выполнены налогоплательщиком самостоятельно.

(дело № А13-3376/2015)

ВС: доначисленные при проверке и уплаченные налоги можно признать излишне взысканными

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налоги, пени и штрафы и выставила требование об их уплате. Компания уплатила налоги и обратилась в инспекцию, полагая, что уплаченные суммы являются излишне взысканными. Инспекция отказала в возврате налогов, что явилось основанием для обращения в суд.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной арбитражный суд отказали в удовлетворении требований, указав, что при необжаловании решения инспекции по итогам проверки и при отсутствии уточненных деклараций за спорный период не имеется оснований для признания данных сумм в качестве излишне взысканных.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС отменила решение судов, разъяснив, что в изложенной ситуации суд должен решить вопрос о законности ненормативного правового акта. Добровольное перечисление налогов во исполнение решения инспекции не является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.

В данном случае налогоплательщик уплатил налоги по решению инспекции, следовательно, был вправе ставить вопрос о возврате соответствующих сумм как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в статье 79 НК), а суд должен был исследовать вопрос законности указанного решения. По мнению ВС (304-КГ16-3143 от 20.07.2016), требование о представлении уточненных деклараций означает требование о повторном представлении тех же деклараций, которые были представлены ранее.

Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

(дело № А27-1958/2015)

Суды против ухода от налогов с помощью договора аренды, заменяющего договор купли-продажи

ООО «Б» (арендатор) заключило с ООО «У» (арендодатель) однотипные договоры аренды имущества с переходом права собственности по выкупной цене по истечении срока договора. Выплаченная арендная плата засчитывается в выкупную цену. Размер арендной платы составляет твердую цену в месяц, равную ориентировочной сумме договора, деленной на количество месяцев аренды. Залоговая (выкупная) стоимость передаваемого в аренду имущества равна ориентировочной цене или размеру ежемесячной арендной платы, умноженной на количество месяцев аренды. В результате арендатор учитывает стоимость имущества в расходах в течение срока аренды, заявляет вычеты НДС с арендной платы и не уплачивает налог на имущество, поскольку имущество передается по нулевой стоимости.

В ходе проверки ООО «Б» инспекция классифицировала спорные договоры как договоры купли-продажи имущества с отсрочкой его передачи и предоплатой, в связи с чем определила арендные платежи до даты окончания действия договоров и передачи права собственности на имущество в качестве авансовых платежей за переданное имущество. Инспекция указала, что такие платежи не учитываются в расходах единовременно в качестве арендных. После передачи имущества в собственность эти платежи надо включить в состав первоначальной стоимости имущества с последующим ее списанием через механизм амортизации. Компании доначислены налог на прибыль, НДС, налог на имущество, пени и штрафы.

По мнению компании, до момента, когда платежи будут учтены в составе выкупной цены, их следует рассматривать только как арендную плату. В момент перехода имущества в собственность арендатора первоначальная стоимость оборудования равна нулю, поскольку арендные платежи учтены в расходах и не могут учитываться в стоимости амортизируемого имущества. Действующее законодательство не требует того, чтобы платежи по договору аренды с правом последующего выкупа арендованного имущества были в обязательном порядке распределены на составляющие в виде выкупной цены и арендной платы.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, признав, что реальная воля сторон была направлена на заключение договора купли-продажи с отсрочкой передачи права собственности на имущество и предварительной оплатой ежемесячно равными платежами в течение действия отсрочки.

Суды (постановление кассации Ф05-14509/2016 от 29.09.2016) обратили внимание на отличие спорных договоров от обычного договора аренды - прямое условие о безусловном и безальтернативном переходе права собственности на имущество по окончанию срока аренды.

(дело № А40-205262/2015)

Суды разрешили учесть стоимость лицензии единовременно при неуказании ее срока

Компания (лицензиат) и немецкая фирма (лицензиар) заключили лицензионное соглашение о продаже права пользования неисключительной лицензией на технологический процесс. Лицензией является совокупность опыта, знаний, ноу-хау, технической информации, патенты, улучшения по процессу, принадлежащему или контролируемому лицензиаром. Срок использования лицензии в договоре не определен.

Согласно соглашению лицензиар предоставляет лицензиату неэксклюзивное право использовать информацию, проектировать, строить и эксплуатировать установку. Затраты на приобретение лицензии – 285 млн рублей были учтены компанией единовременно.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав на пункт 4 статьи 1235 ГК – в случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на 5 лет.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на пункт 1 статьи 272 НК – расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (постановление кассации Ф05-14008/2016 от 28.09.2016).

(дело № А40-201795/2015)

Покупатель не обязан проверять полномочия лиц, подписавших счета-фактуры за продавца

Компания в налоговой декларации по НДС заявила вычет по приобретению товара (рыбной муки и биодобавок). В подтверждение были представлены договоры поставки, дополнительные соглашения, товарные накладные, счета-фактуры, платежные документы. Приобретенный товар был в дальнейшем реализован.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, указав на необоснованность налоговых вычетов по ряду контрагентов. Инспекция ссылается на отсутствие у контрагентов возможности исполнения сделок (отсутствие необходимых ресурсов), а также непроявление компанией должной осмотрительности при выборе контрагентов. Согласно заключению эксперта подписи от имени руководителей контрагентов на договорах поставки, товарных накладных и счетах-фактурах, выполнены не ими, а другими лицами, при этом руководители контрагентов не подтвердили наличие полномочий для подписания первичных документов от имени компаний у иных лиц.

Суды трех инстанций отклонили эти доводы и отменили решение инспекции, указав, что обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета, возлагается на продавца.

В данном случае контрагенты были зарегистрированы в качестве юрлиц, сведения о них и об их руководителях были включены в ЕГРЮЛ, реальность сделки не опровергнута. При заключении договоров налогоплательщик получил от контрагентов учредительные документы, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, а также приказы о назначении исполнительных органов.

Суды (постановление кассации Ф10-2890/2016 от 24.08.2016) пояснили, что обязанность по проверке полномочий лица, обратившегося с заявлением о госрегистрации, возложена на налоговые органы, и для любых третьих лиц сведения, содержавшиеся в государственном реестре являются достоверными, в том числе относительно полномочий должностных лиц. Налогоплательщик не наделен полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в федеральных информационных ресурсах.

(дело № А08-6153/2015)

Суды: декларация о соответствии продукции необходима для подтверждения ставки НДС 10%

В 2012-2013 годах компания занималась забоем скота и реализацией мясной продукции собственного производства (говядины и субпродуктов) и исчисляла НДС по ставке 10%.

По результатам выездной проверки инспекция доначислила НДС, пени и штраф, указав на неправомерное применение пониженной ставки НДС при реализации мяса и субпродуктов без подтверждающих право на применение этой ставки налога документов.

Компания оспорила решение инспекции в суде, полагая, что при реализации мяса и мясопродукции законодательство не требует обязательной сертификации - она носит добровольный характер.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований.

Согласно перечню, утвержденному постановлением правительства от 01.12.2009 № 982, в редакции, действовавшей в спорный период, мясо говядины в полутушах и четвертинах и субпродукты относятся к коду 9210 «продукция мясной и птицеперерабатывающей промышленности (включая яйцепродукты)» и подлежат подтверждению соответствия в форме принятия декларации о соответствии.

В данном случае налогоплательщик не подтвердил надлежащими доказательствами обоснованность применения пониженной ставки НДС при реализации товара, следовательно, доначисление ему НДС по ставке 18% правомерно, указали суды (постановление кассации Ф07-6311/2016 от 08.09.2016).

(дело № А13-14290/2015)

Попытка упрощенца вернуть НДС, повысив долю участия фирмы, обернулась доначислением

Суды разъяснили, в какой момент утрачивается право на УСН при превышении долей участия других фирм установленного лимита в 25%.

23 сентября 2014 года внеочередным собранием учредителей ООО, применявшего УСН, принято решение увеличить уставной капитал за счет вклада одного из участников, утвердить в новой редакции устав. 24 сентября платежным поручением на счет компании был перечислен вклад, и доля фирмы-участника составила 30%. Запись об увеличении уставного капитала внесена в ЕГРЮЛ 9 октября.

Полагая, что с 3 квартала компания утратила право на применение УСН на основании подпункта 14 пункта 4 статьи 346.12 НК, она направила в инспекцию декларацию по НДС с суммой налога к возмещению 17,7 млн рублей.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в возмещении, доначислила суммы неуплаченного налога, привлекла компанию к ответственности в виде пени и штрафа. Инспекция указала на утрату права на УСН только с 4 квартала.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на пункт 2.1 статьи 19 закона об ООО - изменения в связи с увеличением уставного капитала ООО за счет вкладов третьих лиц приобретают силу с момента их госрегистрации.

В данном случае моментом госрегистрации является 9 октября, то есть право на вычет «входного» налога, уплаченного поставщикам в 3 квартале 2014 года, до перехода на общую систему налогообложения, у налогоплательщика отсутствует. При этом в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС лицами, не являющиеся плательщиками НДС, сумма налога подлежит уплате в бюджет (подпункт 1 пункта 5 статьи 173 НК), указал суд (постановление кассации Ф03-4447/2016 от 03.10.2016).

(дело № А80-56/2016)

Суд: компании на УСН должны сдавать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Компания, применяющая УСН, не представила в инспекцию бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за 2014 год. Инспекция привлекла компанию к ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 126 НК в сумме 200 рублей (с учетом смягчающих обстоятельств).

Компания оспорила решение инспекции в суде, ссылаясь на статью 346.24 НК, предусматривающую ведение только книги доходов и расходов для исчисления налоговой базы. Истец полагает, что обязанность по введению бухучета понуждает ввести двойной учет - представлять отчетность еще и по формам, которые утверждены приказами Минфина от 02.07.2010 № 66н, от 17.08.2012 № 113н.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на пункт 4 статьи 6 федерального закона «О бухгалтерском учете» - им установлен перечень экономических субъектов, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, к ним отнесены и субъекты малого предпринимательства. Они формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с показателями только по группам статей (без детализации показателей по статьям) с приложениями, в которых приводится наиболее важная информация. Обязанность по представлению годовой бухгалтерской отчетности предусмотрена также пунктом 1 статьи 23 НК.

В решении кассации (Ф03-4557/2016 от 04.10.2016) указано: «установленная статьей 346.24 НК РФ обязанность вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в Книге учета доходов и расходов организаций не отменяет предусмотренную подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ обязанность по представлению годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности».

(дело № А04-11211/2015)

Суды согласились с начислением взносов на суточные в однодневных служебных поездках

В 2012 – 2014 годах в связи с выполнением договора по оказанию услуг охраны компания направляла работников на объект охраны. Согласно трудовым договорам график работы носил посменный характер. При этом компания выплачивала работникам суточные, которые не включала в базу для исчисления страховых взносов.

По результатам выездной проверки ПФ указал на занижение базы по взносам, указав на незначительность расстояния от объекта до места жительства. Фонд доначислил страховые взносы, пени и штраф.

Суд первой инстанции отменил решение фонда, признав спорные выплаты возмещением расходов, вызванных с необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.

Апелляция и кассация отменили его решение, указав на пункт 11 положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением правительства № 749 - при командировках в местность, откуда работник, исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы, имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.

Суды (постановление кассации Ф08-5652/2016 от 31.08.2016) установили, что в данном случае работники могли ежедневно возвращаться к месту жительства после окончания рабочей смены, следовательно, спорные выплаты не являются суточными.

Ранее суды высказывали другое мнение. По делам А07-24877/2015 и А67-6704/2015 суды не признавали выплаты по однодневным командировкам суточными, однако относили их к прочим расходам, произведенным с ведома работодателя, которые не являются доходом работника и не облагаются взносами. Минтруд в письме от 01.04.15 № 17-3/В-156 указал, что указанные «иные расходы», не облагаемые взносами, должны быть документально подтверждены, и только при отсутствии подтверждения облагаются взносами.

В рассматриваемом деле суды не рассматривали возможность отнесения спорных «суточных» к прочим расходам, произведенным с ведома работодателя. Однако при этом также не указано на доказанность злоупотреблений (как, например, по делу А26-2352/2013, согласно материалам которого суточными страхователь маскировал зарплату).

(дело А32-25899/2015)

Прочее

При наличных денежных расчетах применение унифицированных форм по учету торговых операций не является обязательным

В налоговые органы направлено разъяснение Минфина России по вопросу применения постановления Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации...».

Сообщается, что данное Постановление не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники...», и следовательно, на основании пункта 1 статьи 1 данного Закона, не подлежит обязательному применению.

(Письмо ФНС России от 26.09.2016 N ЕД-4-20/18059@ «О направлении разъяснений»)

При оформлении УПД необходимо учитывать специфику документа

При оформлении рекомендованной формы универсального передаточного документа (УПД) необходимо учитывать специфику порядка составления такого документа, предупреждает ФНС РФ. В своем письме налоговая служба отвечала на вопрос о правомерности включения в УПД одновременной отгрузки товаров и приемки-передачи сопутствующих услуг.

УПД объединяет в себе первичный учетный документ об отгрузке, являющийся основанием для составления счета-фактуры, оформленный таким образом, что исполняются установленные статьей 169 Кодекса требования к счетам-фактурам. То есть при составлении УПД им оформляется одновременно и отгрузка товара (работы, услуги), и выставление счета-фактуры по факту этой конкретной отгрузки.

В целях определения содержания факта хозяйственной жизни, документируемого первичным учетным документом, в рекомендованную форму УПД включено поле для отражения информации об основании проведения операции, позволяющей однозначно определить отношения, в которые стороны вступают при совершении операции.

Наличие множества оснований в рекомендованной форме УПД не дает возможности исполнения требования статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части однозначного определения содержания факта хозяйственной жизни, в том числе для идентификации возникающих налоговых последствий.

Поскольку первичный учетный документ составляется в момент совершения хозяйственной операции, а в соответствии со статьей 38 Кодекса услуга реализуется и потребляется в процессе ее оказания, следовательно, к моменту передачи товаров оказанная по тому же основанию услуга должна быть уже потреблена заказчиком. В таком случае отражение в УПД одновременной отгрузки товаров и приемки-передачи сопутствующих услуг не будет нарушать требований действующего законодательства.

(Письмо ФНС России № ЕД-4-15/17910 от 23.09.2016 г.)

ФНС России доводит для использования в работе данные, применяемые для исчисления налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за август 2016 года

Сообщается, что:

  • средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья - 43,69 долл. США за баррель;
  • среднее значение курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого Банком России, за все дни налогового периода - 64,9293;
  • значение коэффициента Кц - 7,1372.

(Письмо ФНС России от 19.09.2016 N СД-4-3/17528 «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за август 2016 года»)

Налогоплательщики, применяющие УСН, ЕНВД, вправе уменьшить сумму исчисленного налога на сумму страховых взносов, уплаченных с доходов, превышающих 300 тыс. рублей

Согласно пенсионному законодательству индивидуальные предприниматели дополнительно к фиксированному платежу уплачивают страховые взносы в размере 1 процента с годового дохода, превышающего 300 000 рублей.

Порядок уменьшения суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН и ЕНВД, разъяснен в письме Минфина России от 07.12.2015 N 03-11-09/71357.

Дополнительно сообщено, что ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшить исчисленную сумму налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов, уплаченных в том числе с доходов, превышающих 300 тыс. рублей за расчетный период. При этом сумма налога не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов.

(Письмо ФНС России от 28.09.2016 N СД-4-3/18281@ «О направлении письма Минфина России от 20.09.2016 N 03-11-09/54901»)

При исчислении налога на имущество с кадастровой стоимости налоговый вычет предоставляется в отношении каждого находящегося в собственности физлица объекта недвижимости

Для жилых домов и жилых строений на земельных участках применяется вычет в размере кадастровой стоимости 50 кв. м. Для квартир вычет составляет кадастровую стоимость 20 кв. м, для комнат - кадастровую стоимость 10 кв. м.

Сообщается, что в случае, если у налогоплательщика есть в собственности три квартиры, комната, два жилых дома, то вычет будет предоставлен в отношении каждой из трех квартир, комнаты и каждого из домов.

Если квартира зарегистрирована на двоих собственников (по 1/2 доли в праве собственности), то каждый собственник будет освобожден от уплаты налога с 10 кв. м квартиры (вычет в размере 20 кв. м./2).

(Информация ФНС России от 03.10.2016 «О расчете вычета при исчислении налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости»)

В Крыму пока не платят налог на имущество физических лиц

ФНС РФ сообщила о том, что крымчане не платят пока налог на имущество физических лиц. Напомним, что до 1 декабря 2016 года уплачивается налог за 2015 год.

Согласно статье 15 Налогового кодекса данный налог отнесен к местным налогам, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно положениям статьи 17 Кодекса, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.

В настоящее время на территории Республики Крым представительными органами местного самоуправления не приняты нормативные правовые акты, устанавливающие налог на имущество физических лиц в данном регионе, пишет ФНС РФ. Хотя на самом деле это не так. Алуштинский горсовет принял решение о введении налога на имущество физических лиц 21 ноября 2014 года, а Кольчугинский сельский совет 24 октября 2014 года. Но если эти решения не были опубликованы в соответствии со статьей 5 НК РФ, то в 2015 году они не действуют.

Ялтинский горсовет принял решение о введении налога на имущество физлиц с 1 января 2016 года, однако, похоже, опоздал с публикацией. Решение опубликовано 1 декабря 2015 года.

(Письмо ФНС России № БС-3-11/4407@ от 27.09.2016 г.)

Сроком владения на квартиру, образованную в результате объединения двух квартир налогоплательщика, следует считать дату первоначальной госрегистрации права собственности на исходные квартиры

Доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества (в том числе квартиры), освобождаются от налогообложения НДФЛ при условии нахождения объекта в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока и более.

В целях применения данного положения Минфином России предложено считать дату первоначальной государственной регистрации права собственности на исходные квартиры, которые до момента отчуждения не выбывают из владения, пользования и распоряжения налогоплательщика. При этом в ситуации, когда даты государственной регистрации права собственности на исходные квартиры не совпадают, при определении срока владения объектом недвижимого имущества следует считать наиболее позднюю из таких дат.

(Письмо ФНС России от 23.08.2016 N БС-4-11/16743@ «О порядке налогообложения доходов от продажи квартиры, образованной в результате объединения двух квартир»)

ФСС РФ принимает расчеты по форме 4-ФСС только за отчетные периоды до 1 января 2017 года

Начиная с отчета за 1 квартал 2017 года данный расчет представляется в ФНС России.

ФСС РФ принимает расчеты только в части взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (проект нового расчета находится на согласовании в Минтруде России).

Возмещение страхователям перерасхода средств на выплату страхового обеспечения сверх начисленных ими страховых взносов будет осуществляться Фондом в установленном порядке.

В связи с передачей ФНС России полномочий по администрированию страховых взносов сообщается также порядок взаимодействия с Управлениями ФНС России по вопросам передачи информации, необходимой для проведения бухгалтерских записей, связанных с исполнением бюджета Фонда.

(Письмо ФСС России от 17.08.2016 N 02-09-11/04-03-17282 «Об изменении порядка администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе в Фонд социального страхования»)

Минтруд подтвердил: премии нужно выплачивать в сроки, установленные локальными нормативными актами

Премии по итогам работы за прошедший период могут быть выплачены позже 15 дней с момента окончания периода, за который они начислены. Но только при условии, если это предусмотрено коллективным договором или локальным нормативным актом.

Напомним, что по новым правилам, которые действуют с 3 октября, зарплату нужно перечислять в срок не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (ст. 136 ТК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.16 № 272-ФЗ). Заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30(31) текущего периода, за вторую половину месяца — с 1 по 15 число следующего месяца.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) входят в состав заработной платы. Однако они выплачиваются за более продолжительные периоды, чем полмесяца — месяц, квартал, полугодие, год. При этом премии начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка труда. В связи с этим специалисты Минтруда считают, что при выплате премий укладываться в сроки выплаты зарплаты (то есть перечислять их не позднее 15-го числа следующего месяца) не нужно. Сроки перечисления стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период могут быть установлены коллективным договором или локальным нормативным актом.

Так, в положении о премировании можно прописать, что выплата премии за месяц осуществляется в месяце, следующем за отчетным, а выплата премии по итогам работы за год — в марте следующего года. Также можно указать конкретную дату перечисления бонуса. Если такое условие соблюдено, то выплата поощрительного бонуса по истечении 15 дней со дня окончания периода, за который он начислен, не будет являться нарушением требований Трудового кодекса в новой редакции.

(Письмо Минтруда России от 21.09.16 № 14-1/В-911)

Минтруд утвердил рекомендованную форму справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы

Для постановки на учет в службе занятости и получения пособия по безработице гражданину, помимо прочих документов, потребуется справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Рекомендуемая форма такой справки приведена в недавно обнародованном письме Минтруда России.

В справке указывается наименование работодателя, приводится размер среднего заработка физлица за последние три месяца и информация о полном или неполном рабочем дне. Кроме того, в справке указываются: сведения об отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 или 3-х лет; отпуске без сохранения заработной платы; время простоя; время вынужденного прогула по вине работника; временная нетрудоспособность, в том числе отпуск по беременности и родам, и другие периоды, когда заработная плата не выплачивалась.

В Минтруде отмечают, что утвержденная форма справки является рекомендуемой. Работодатель может составить справку и в произвольной форме. В свою очередь служба занятости обязана принять справку, составленную в произвольной форме, если она содержит сведения, необходимые для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице.

(Письмо Минтруда России от 15.08.16 № 16-5/В-421)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.