Мониторинг изменений за период 04.04.16 - 10.04.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Сумма страховой выплаты поставщику товаров в связи с неоплатой их покупателем включается в базу по НДС, только если налог не был исчислен поставщиком в момент отгрузки данных товаров

Соответствующее уточнение внесено в подпункт 4 пункта 1 статьи 162 НК РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 19-П данное положение НК РФ было признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку позволяло требовать от налогоплательщика - поставщика товаров (работ, услуг), заключившего договор страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем по оплате поставленных товаров (работ, услуг), включения в налоговую базу по НДС:

  • стоимости реализованных товаров (работ, услуг) на день их отгрузки покупателю;
  • суммы страховой выплаты, полученной им в связи с нарушением покупателем обязательства по оплате поставленных ранее товаров (работ, услуг).

В целях исключения возможности двойного налогообложения одной и той же операции Законом внесено уточнение в статью 162 НК РФ.

(Федеральный закон от 05.04.2016 N 97-ФЗ "О внесении изменения в статью 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Принят закон, предусматривающий совершенствование механизма взимания акцизов и уточняющий требования к банковской гарантии

Законом определено, в частности, что максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, будут устанавливаться Правительством РФ в зависимости в том числе от величины собственных средств (капитала) банка и значений обязательных нормативов.

Налогоплательщики, которые экспортируют произведенную ими алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, имеют право представить в налоговый орган одну банковскую гарантию в целях одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза и от уплаты акциза при реализации алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, вывозимой за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта.

Установлены особые требования к такой банковской гарантии (в том числе к сроку ее действия, а также к определению общей суммы фактического исполнения обязательств налогоплательщика, обеспеченных банковской гарантией). Регламентированы действия налоговых органов, предпринимаемых в целях исполнения обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Налогоплательщикам предоставляется право направлять в налоговые органы реестры таможенных деклараций с указанием регистрационных номеров деклараций вместо их копий, а также реестры транспортных, товаросопроводительных и иных документов. Реестры должны представляться в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Скорректирован порядок применения вычетов сумм акцизов в отношении возвращенных подакцизных товаров. В частности, включены условия о документальном подтверждении фактов возврата товара и об уплате в полном объеме акциза при реализации впоследствии возвращенных товаров.

Отменено предоставление вычетов по акцизам в случае возврата (отказа) от алкогольной и спиртосодержащей продукции.

(Федеральный закон от 05.04.2016 N 101-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

В Налоговом кодексе РФ уточнены категории запасов углеводородного сырья с учетом их новой классификации

Положения НК РФ приведены в соответствие с Классификацией запасов и ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной приказом Минприроды России от 01.11.2013 N 477, вступившим в силу с 1 января 2016 года.

(Федеральный закон от 05.04.2016 N 102-ФЗ "О внесении изменений в статью 11.1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")

Уточнены размеры госпошлин, взимаемых при подаче заявлений о вынесении судебного приказа

Подпункт 2 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ дополнен отсылкой, на основании которой при подаче заявления о вынесении судебного приказа госпошлина взимается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, предусматривающей размеры госпошлин при подаче исковых заявлений имущественного характера в зависимости от цены иска.

(Федеральный закон от 05.04.2016 N 99-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Сведения о выявлении нового объекта (недостоверных сведений об объекте) обложения торговым сбором направляются в налоговые органы по утвержденным формам

Утверждены формы, форматы и порядок направления указанных сведений.

Уполномоченными органами по представлению сведений являются органы местного самоуправления и органы госвласти городов федерального значения, определенные нормативным правовым актом муниципального образования, законами городов федерального значения.

Информация направляется еженедельно не позднее последнего рабочего дня недели по установленным форматам в электронной форме посредством размещения на FTR-сервере (либо с использованием съемных носителей).

(Приказ ФНС России от 10.03.2016 N ММВ-7-2/122@ "Об утверждении форм и формата представления Информации о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, Информации о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором в электронной форме, порядка их направления в налоговый орган", зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2016 N 41655)

Сведения о физическом лице, назначенном на должность нотариуса, представляются в налоговые органы в соответствии с обновленной формой

Соответствующие сведения представляются в налоговые органы на основании статьи 85 НК РФ, по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@.

В связи с отменой лицензирования нотариальной деятельности, изменено наименование формы Н "Сведения о физическом лице, получившем лицензию на право нотариальной деятельности...", а также исключен раздел 3 "Сведения о лицензии на право нотариальной деятельности".

(Приказ ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-14/112@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@", зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2016 N 41662)

Внесены изменения в перечень товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев

В указанный перечень включена новая позиция "75 6359 Комплексы с беспилотными летательными аппаратами средней дальности".

Кроме того, в новой редакции изложена позиция, определенная кодом ОКП 31 3000.

(Постановление Правительства РФ от 30.03.2016 N 249 "О внесении изменений в перечень товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев")

В связи с началом действия Порядка обмена счетами-фактурами в электронной форме с применением электронной подписи уточнены положения, касающиеся Сети доверенных операторов электронного документооборота

В новой редакции изложены утвержденные Приказом ФНС России от 20.04.2012 N ММВ-7-6/253@:

  • Временное положение о Сети доверенных операторов электронного документооборота;
  • Временное положение о порядке присоединения к Сети доверенных операторов электронного документооборота.

Данные изменения связаны со вступлением в силу Приказа Минфина России от 10.11.2015 N 174н, которым был утвержден порядок обмена счетами-фактурами в электронной форме с применением электронной подписи.

В новой редакции, в частности, уточнены требования к организациям, желающим присоединиться к Сети доверенных операторов электронного документооборота, в части наличия у них необходимых лицензий.

Приказ вступает в силу с 1 июля 2016 года. Паспорта о присоединении к Сети доверенных операторов электронного документооборота, выданные в соответствии с Приказом ФНС России от 20.04.2012 N ММВ-7-6/253@, сохраняют действие в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего приказа.

(Приказ ФНС России от 04.04.2016 N ММВ-7-6/176@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 20.04.2012 N ММВ-7-6/253@")

Бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета дополнена новыми формами

Новые формы применяются начиная с составления отчетности на 1 апреля 2016 года.

В состав дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета включены:

  • Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества (ф. 0503190);
  • Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191);
  • Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192);
  • Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (ф. 0503193).

Дополнительная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств федерального бюджета на следующие даты: квартальная - на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.

Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года.

(Приказ Минфина России от 01.03.2016 N 15н "Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и Инструкции о порядке их составления и представления", зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2016 N 41606)


Вернуться в начало


Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Обновлена технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе ФСС РФ в электронном виде

В частности:

  • терминология, используемая в приказе, приводится в соответствие с действующим российским законодательством. Так, вводится понятие "средства электронной подписи" взамен ранее использовавшегося "средства криптографической защиты информации";
  • в "Описании формата файла расчета в электронном виде, соответствующего форме расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденного Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.02.2016 N 54 в действующей редакции" добавлены новые строки "Численность работников инвалидов" и "Численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами";
  • добавлено описание порядка заполнения указанных граф;
  • обновлены ссылки на нормативные акты;
  • указано, что в системе электронного документооборота ФСС РФ должны использоваться и признаваться квалифицированные сертификаты ключей подписи, изданные УЦ ФСС или другими УЦ, аккредитованными в соответствии с положениями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

(Приказ ФСС РФ от 29.03.2016 N 123 "О внесении изменений в Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 12 февраля 2010 г. N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования")

В связи с продлением на 2016 год пилотного проекта по выплате пособий через органы ФСС РФ обновлены особенности заполнения формы 4-ФСС для страхователей - участников проекта

В рамках пилотного проекта, проводимого на основании Постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, расчет и выплата пособий по обязательному социальному страхованию осуществляются территориальными органами ФСС РФ.

Поправками, внесенными в названное постановление, проведение проекта продлено на 2016 год. Кроме того, с 1 июля 2016 года к участию в проекте присоединяются Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области.

С учетом данного обстоятельства уточнены общие сроки применения установленных особенностей, а также порядок формирования отдельных показателей расчета 4-ФСС.

(Приказ ФСС РФ от 09.03.2016 N 88 "О внесении изменений в Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 267 "Об утверждении особенностей заполнения страхователями расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС)", зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2016 N 41621)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Утверждена номенклатура производимой в ЕАЭС сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности, в отношении которой осуществляются ценовой мониторинг и анализ конкурентоспособности

В указанную номенклатуру включены, в частности, зерновые и зернобобовые культуры, картофель и овощебахчевые культуры, плоды и ягоды, скот и птица, молоко, масло, сыры, макаронные изделия, рыба. Соответствующий ценовой мониторинг и анализ конкурентоспособности названной продукции будет осуществлять Евразийская экономическая комиссия.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 15 "О номенклатуре сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности, производимой в государствах - членах Евразийского экономического союза, в отношении которой Евразийской экономической комиссией осуществляются ценовой мониторинг и анализ конкурентоспособности")


Вернуться в начало


Правовые новости

Соответствие предельным значениям дохода для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства будет определяться не по величине выручки, а на основе дохода от осуществления предпринимательской деятельности

Изменениями, внесенными в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", осуществлен переход к использованию показателя дохода, полученного в рамках осуществления предпринимательской деятельности, вместо выручки от реализации товаров (работ, услуг) при отнесении хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствие с положениями закона приведено постановление Правительства РФ, устанавливающее предельные значения для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Доход определяется за предшествующий календарный год в соответствии с законодательством о налогах и сборах суммарно по всем видам деятельности, по всем налоговым режимам.

При этом сами предельные значения оставлены на прежнем уровне: микропредприятия - 120 млн рублей, малые предприятия - 800 млн рублей, средние предприятия - 2 млрд рублей.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".

(Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства")

С 1 года до 2 лет увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования

Соответствующая поправка внесена в статью 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

(Федеральный закон от 05.04.2016 N 89-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования")

Упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба

Функции и полномочия указанных ведомств, а также их штатная численность передаются МВД России. При этом предусматривается, что штатная численность ФМС России будет сокращена на 30 процентов.

Организационно-штатные мероприятия, связанные с реализацией настоящего Указа, должны быть завершены до 1 июня 2016 года.

(Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции")


Вернуться в начало


Судебная практика

Конституционный суд не нашел ущемления прав плательщиков УСН

Обязанность заплатить НДС в бюджет при выделении его в счете-фактуре не ущемляет права плательщиков УСН. Такой вердикт вынес Конституционный суд.

Применение УСН предполагает, что налогоплательщик освобождается от уплаты НДС. Это, по мнению судей, создает хорошую конкурентоспособность по сравнению с плательщиками, применяющими ОСНО и вынужденными увеличивать цены на свои товары (работы, услуги) на сумму НДС. Однако нормами п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ упрощенцам дается и альтернатива: сформировать свою цену с учетом НДС, выставить счет-фактуру с выделенным налогом, который контрагент сможет принять к вычету, но сам упрощенец должен при этом заплатить в бюджет.

Таким образом, при УСН можно выбрать наиболее оптимальный способ организации экономической деятельности и налогового планирования. При этом такая вариативность не означает, что плательщик на спецрежиме вправе вольно распоряжаться суммами НДС, выставленными покупателю (заказчику), не уплачивая их в бюджет.

(Определение Конституционного суда РФ № 460-О от 29 марта 2016 г.)

Проверка операций по счетам контрагента не входит в набор проявлений осмотрительности

ООО "Г" (арендатор) и ООО "Л" (арендодатель) заключили договор аренды транспортных средств. ООО "Г" учло затраты по договору в расходах, и заявило вычет в налоговой декларации по НДС.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО "Г" налог на прибыль, НДС, пени и штрафы, признав указанные операции формальными, поскольку контрагент компании имеет признаки фирмы-"однодневки". Инспекция указала, что документы от имени контрагента подписаны неустановленным лицом, поскольку его учредитель и руководитель в период подписания находился под стражей, а затем был приговорен к лишению свободы. При этом он пояснил, что фирм не учреждал, документы не подписывал, доверенностей не выдавал. К тому же, налоговая обнаружила, что выписки по расчетному счету контрагента свидетельствуют об отсутствии расходов, характерных для ведения деятельности.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что инспекция не доказала формальность сделки. При этом доводы инспекции по ООО "Л" были рассмотрены также в рамках судебных споров по камеральным проверкам компании, в результате чего установлена реальности сделки.

Суды приняли показания налогоплательщика, который пояснил, что лично с руководителем контрагента не общался, а общался через его представителя по доверенности. Кассация (Ф05-2957/2016 от 25.03.2016) указала, что доверенность от организации заверена печатью организации, а не нотариально заверена, в связи с чем проверить подлинность поставленной от имени руководителя подписи невозможно.

В отношении отсутствия у контрагента расходов, свидетельствующих, по мнению инспекции, о ведении деятельности, суды пояснили, что выписки по расчетным счетам предоставляются только уполномоченным на это лицам, истец никак не мог проверить операции по счетам контрагента.

(дело № А40-101417/2015)

Оформление оплаты за автостоянку в качестве членских взносов не помогло уйти от налогов

Компания получила от администрации по договору аренды земельные участки под автостоянки. В 2011-2012 годах компания применяла ЕНВД, а с 2013 года перешла на УСН с объектом налогообложения "доходы".

В ходе выездной проверки ИФНС установила, что компания не отразила выручку за 2011-2013 годы за хранение автотранспортных средств на платной основе, однако отражала ежемесячные целевые поступления - членские взносы в общество автомобилистов, не облагая их налогами. Инспекция доначислила ЕНВД, УСН, пени и штраф.

В ходе проверки установлено нахождение на автостоянке автотранспортных средств. Собственники автомобилей пояснили, что ежемесячно за хранение автомобиля уплачивали 700-800 рублей в зависимости от года пользования автостоянкой. Каких-либо скидок или льгот никто не имел. Никаких обязанностей, как член общества, никто из них не выполнял. Никакими благами общества, кроме автостоянки, никто никогда не пользовался. Информация о работе общества никому не известна. Цель оплаты: за стоянку - сохранность автомобиля. Кроме того, накопительные ведомости по уплате членских взносов сформированы как ведомости по оплате услуг автостоянки по конкретным номерам автостоянок, где уплатившие денежную сумму лица идентифицируются как владельцы конкретных автомашин, а не как члены общества. Инспекция сочла членские взносы оплатой за услуги стоянки.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, посчитав доказанным оказание платных услуг по хранению автомобилей. Суды учли, что организация, устанавливая размер членского взноса, руководствовалась такими показателями как размер автомобиля, место его стоянки, а размер членских взносов оказался соизмерим с расценками на оказание подобных услуг в регионе.

Судья ВС (306-КГ16-1286 от 24.03.2016) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А65-6467/2015)

ВС разъяснил очередность взыскания пеней, налога при добровольной уплате и по требованию

В ходе проверки налоговая установила, что банк в нарушение пунктов 2 и 3 статьи 60 НК в мае-августе 2014 года задержал исполнение ряда инкассовых поручений по налоговым платежам (пеням), сославшись на приостановление инспекцией операций по счетам клиентов. Банк объяснил свои действия тем, что налоговики в своих инкассовых поручениях по пеням указали на пятую очередность списания. Тем не менее, инспекция привлекла банк к ответственности по пункту 1 статьи 135 НК в виде штрафа.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, разъяснив, что приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету и не распространяется на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию налогов, сборов, штрафов и пеней и их перечислению в бюджет (абзац 3 пункта 1 статьи 76 НК).

Начиная с 2014 года при недостаточности денежных средств на счете соблюдается следующая очередность списания денежных средств:

  • в первую очередь - по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь - по исполнительным документам на выплату выходных пособий и оплате труда;
  • в третью очередь - по платежным документам на расчеты по оплате труда, поручениям налоговых органов или фондов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов, сборов и взносов;
  • в четвертую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

В период приостановления операций по счету налогоплательщика разрешены платежи первой, второй и третьей очереди, в том числе, в этот период разрешено списание денежных средств в счет уплаты в бюджет платежей по поручениям налоговых органов.

Согласно пунктов 1, 8 статьи 45 и пунктов 1, 8 статьи 46 НК обязанность по уплате налогов и пеней исполняется налогоплательщиком либо самостоятельно, либо в принудительном порядке.

Таким образом, платежи в бюджет по поручениям инспекции подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика, – в пятую очередь, пояснил судья ВС. При этом, пени, принудительно взыскиваемые, должны взыскиваться в том же порядке и в той же очередности, что и сам налог.

Судья ВС (307-КГ16-960 от 21.03.2016) также отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А05-3984/2015)

Суды не против вычета со стоимости работ по демонтажу объекта незавершенного строительства

Компания приобрела объект незавершенного строительства, планируя использовать его в своей деятельности. Однако затем приняла решение его демонтировать в целях обеспечения требований охраны труда и безопасности деятельности и использовать освободившиеся земельные участки. Стоимость ликвидированных объектов была учтена во внереализационных расходах, а со стоимости подрядных работ по демонтажу объекта был заявлен вычет по НДС.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, НДС, пени и штраф, указав, что затраты на незавершенное строительство при ликвидации его объекта в состав внереализационных расходов, указанных в подпункта 8 пункта 1 статьи 265 НК, не включаются. Кроме того, в силу пункта 6 статьи 171 НК вычетам не подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядчиками при проведении работ по демонтажу объектов незавершенного строительства, поскольку такой демонтаж не является реализацией и не признается объектом обложения НДС.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, разъяснив, что запрет на отнесение затрат по стоимости объектов незавершенного строительства к расходам ставит налогоплательщика в неравное положение с лицом, которое ликвидирует основные средства и имеет право на включение их остаточной стоимости в виде суммы недоначисленной амортизации в расходы (подпункт 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ). Суды учли, что компания приобретала объекты основных средств для использования в деятельности и несла при этом определенные затраты.

В части налогового вычета суды (постановление кассации Ф04-284/2016 от 15.03.2016) установили, что подрядчики привлекались для выполнения работ по освобождению земельных участков, которые были необходимы для использования в производственной деятельности компании. В подтверждение компанией представлены проекты использования участков. Кроме того, образовавшиеся при демонтаже материалы были реализованы компанией, то есть использованы в деятельности, облагаемой НДС.

(дело № А67-8553/2014)

Суды отказали в вычете по счетам-фактурам, составленным после ликвидации контрагентов

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что компания заявила вычеты в 2012 году по операциям 2010-2011 годов, ссылаясь на позднее получение документов. Инспекция установила, что в 2012 году контрагенты налогоплательщика деятельность не вели и были исключены из ЕГРЮЛ. В результате инспекция отказала в вычетах, доначислила НДС, пени и штраф.

Компания оспорила решение инспекции в суде, указывая на журнал входящей корреспонденции, подтверждающий получение от контрагентов документов и существование контрагентов на момент проведения операций. По мнению компании, инспекция не доказала возможность получения документов в 2010-2011 годах.

Суды трех инстанций признали спорные счета-фактуры недостоверными и указали, что компания должна была пояснить, с чем связано получение документов в более позднем периоде. Учитывая, что на момент заявления вычетов контрагенты не существовали, они не могли направить спорные документы. Суды (постановление кассации Ф04-7885/2014 от 18.03.2016) учли, что документы от имени контрагентов подписаны неустановленными лицами и отметили, что формальное представление документов не является безусловным основанием для получения вычетов по НДС при отсутствии надлежащих доказательств (в том числе относительно периода предъявления права на вычет). При этом именно налогоплательщик должен представить документы, отвечающие требованиям статей 169, 171, 172 НК.

(дело № А45-4562/2014)

Суды согласились с расчетом срока для учета зависшей кредиторки, когда документы сгорели

По результатам выездной налоговой проверки за 2012-2013 годы инспекция доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав на нарушение компанией пункта 18 статьи 250 НК – она не включила в состав внереализационных доходов суммы кредиторской задолженности перед рядом компаний, в отношении которых истек срок исковой давности в 2013 году (31 декабря 2013 года).

Инспекция установила, что спорная задолженность числилась на 1 января 2011 года как входящий остаток по счету 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками", и решила, что трехлетний срок истек 31 декабря 2013 года, поскольку документов, подтверждающих прерывание срока, компанией не представлено – первичные документы утрачены при пожаре 18 февраля 2011 года.

Суды двух инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что инспекцией не доказано истечение срока исковой давности по этой задолженности.

Кассация отменила их решение, указав на обязанность налогоплательщика согласно подпунктов 3, 8 пункта 1 статьи 23 НК вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и обеспечивать сохранность документов бухгалтерского и налогового учета в течение 4 лет. Порядок хранения первичных документов и учетных регистров установлен положением о документах и документообороте в бухчете, утвержденным Минфином СССР 29.07.1983 № 105. Ссылаясь на акт о пожаре, компания не доказала соблюдение требований указанного акта, в том числе предусматривающих порядок действий в случае пропажи или гибели первичных документов (проведение мероприятий по восстановлению документов, по проведению инвентаризации обязательств и прочих).

Суд (постановление Ф04-708/2016 от 24.03.2016) отклонил довод компании о том, что в утраченных договорах могли быть предусмотрены разные сроки исполнения обязательств, как голословные. Учитывая, что компанией не доказано прерывание срока исковой давности, инспекция правомерно включила спорную кредиторскую задолженность во внереализационные доходы.

(дело № А75-4896/201)

Удержание стоимости питания из зарплаты "полевых" работников не является реализацией

Компания занималась геологоразведочными, геофизическими и геохимическими работами в области изучения недр. Часть работ выполнялась на объектах, расположенными в полевых условиях, работниками компании вне места постоянного проживания и без ежедневного возвращения домой. При этом компания на основании коллективного договора обеспечивала их продуктами питания, что подтверждается накладными, требованиями-накладными, товарными отчетами, ведомостями забора продуктов. Питание приобрелось ответственным работником экспедиции по заявкам руководителей полевых подразделений с учетом мнений каждого работника подразделения. Продукты хранились на центральном складе экспедиции и выдавались по накладным ведомостям, кроме того, всем работникам выдавалось полевое довольствие на основании фактического времени нахождения работника на участке работ.

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что стоимость питания была удержана из заработной платы работников и решила, что установленный порядок обеспечения питанием является реализацией продуктов, доначислила компании налог на прибыль, НДС пени и штраф.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, разъяснив, что в спорном случае отсутствует факт реализации продукции работникам, так как организация питания связана с особенностями деятельности компании и условиями трудовых договоров, в которых, в частности, предусмотрены требования об обеспечении работников нормальными условиями питания в полевых условиях. Суды учли, что между компанией и работниками не было заключено гражданско-правовых договоров

В решении (Ф07-2270/2016 от 02.03.2016) кассации указано: "организация питания путем закупа продуктов питания, хранения, согласно санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и требованиям, выдача в соответствии с потребностью и согласно ведомостям не носит характера самостоятельной предпринимательской деятельности Общества".

(дело № А42-8726/2014)

Суд разрешил учесть в расходах выплаты при увольнении по соглашению сторон до 2015 года

Компания заключала с работниками соглашения о прекращении трудовых отношений с выплатой выходного пособия (в зависимости от заработной платы, но не более четырехкратного размера), не установленной в трудовых договорах и в ТК, включая пособие в расходы при исчислении налога на прибыль.

По результатам выездной проверки за 2012-2013 годы ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав, что компания неправомерно в нарушение пункта 1 статьи 252, статьи 255, пункта 49 статьи 270 НК учла в расходах выплаты денежных компенсаций при увольнении по соглашению сторон. ТК такая компенсация не предусмотрена, следовательно, эти затраты являются экономически необоснованными.

Суды двух инстанций согласились с выводами инспекции.

Кассация (АС Московского округа Ф05-1846/2016 от 16.03.2016) отменила их решение, указав, что перечень расходов на оплату труда, предусмотренный статьей 255 НК, является открытым. Спорные расходы могут быть учтены на основании 25 пункта указанной нормы, как другие виды расходов. Данный вывод подтверждается разъяснениями, содержащимися в письме Минфина N 03-3-06/1/18890 от 03.04.2015 и некоторыми другими более старыми письмами. Это подтверждается также последующим (с 1 января 2015 года) изменением редакции пункта 9 статьи 255 НК - внесены поправки, согласно которым теперь к расходам на оплату труда относятся также и выходные пособия, предусмотренные в том числе соглашениями о расторжении трудового договора. По мнению суда, новая редакция не вводит новое правило, а направлена на устранение неопределенности в применении статьи 255 НК, поэтому может применяться к правоотношениям до 1 января 2015 года.

АС Московского округа недавно уже делал такие же выводы, рассматривая аналогичный спор. Однако в другом округе имеется противоположный прецедент, когда суды не решились применить указанные изменения к 2011-2013 годам (АС Волго-Вятского округа). Кроме того, АС Московского округа оказался против учета в расходах выплат "за особые условия" при увольнении по соглашению сторон президента и гендиректора в размере 58 млн рублей (решение оставил в силе ВС).

(дело № А40-120299/2015)

Суды разъяснили, когда компенсация работникам мобильной связи взносами не облагается

Компанией был установлен лимит расходов на использование сотовой связи для каждого работника в зависимости от должности. С сотрудниками по списку были заключены допсоглашения к трудовым договорам об установлении ежемесячной компенсации за использование личного телефона с указанием размера данной компенсации.

По результатам проверки ФСС указал на неправомерное занижение базы для исчисления страховых взносов на сумму таких компенсаций, доначислил взносы, пени и штраф. По мнению фонда, эта компенсация может учтена в необлагаемой базе только, если расходы связаны с исполнением физлицом трудовых обязанностей, что страхователем не доказано.

Суды трех инстанций признали решение фонда недействительным, указав на положения статьи 188 ТК - при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за его использование, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. От обложения взносами освобождаются все виды установленных законодательством компенсаций, связанных с выполнением физлицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 закона 212-ФЗ).

Суды (постановление кассации Ф09-1286/2016 от 23.03.2016) отметили, что в данном случае компанией представлен приказ о закреплении телефонов за сотрудниками компании, приказ о порядке учета расходов на оплату услуг связи. Превышение лимитов, установленных приказами, фондом не доказано.

(дело № А76-10225/2015)


Вернуться в начало


Прочее

Минфином России разъяснены некоторые вопросы об осуществлении симметричной корректировки сторонами контролируемой сделки

Так, например, сообщается, что в случае если одна сторона сделки между взаимозависимыми лицами самостоятельно осуществила корректировку налоговой базы и сумм налога (убытка) и представила в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, в которой отражена соответствующая корректировка, другая сторона сделки вправе осуществить симметричную корректировку также в уточненной налоговой декларации, за этот же налоговый период.

Отмечено также, что в случае увеличения суммы убытка в результате симметричной корректировки, права на зачет или возврат налога у другой стороны сделки и, соответственно, оснований для применения правил, установленных в отношении зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога, не возникает.

(Письмо Минфина России от 22.03.2016 N 03-01-18/15939)

Инспекторы не вправе отказать в вычете НДС из-за того, что налоговая ставка указана в счете-фактуре без символа "%"

Отсутствие в графе 7 "Налоговая ставка" счета-фактуры символа "%" не является основанием для отказа в вычете сумм налога на добавленную стоимость.

Как известно, в графе 7 счета-фактуры указывается налоговая ставка. Таково требование подпункта "ж" пункта 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137). Согласно статье 164 НК РФ, ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в процентах. В других показателях ставки налога не отражаются, поскольку это не предусмотрено законодательством. Таким образом, если в графе 7 "Налоговая ставка" счета-фактуры нет символа "%" (указана только цифра), инспекторы не должны отказывать в вычете НДС.

К тому же, добавили авторы письма, ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг) и их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС. Об этом сказано в пункте 2 статьи 169 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 03.03.16 № 03-07-09/12236)

Агентства по подбору персонала, применяющие УСН, не заключающие трудовых договоров с лицами, направляемыми для работы к заказчику, вправе продолжать применять УСН

С 1 января 2016 года не вправе применять УСН агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников. Соответствующее положение установлено Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ.

Необходимо учитывать, что деятельность по предоставлению труда работников (персонала) определяется как направление работодателем своих работников (с которыми у него заключены трудовые договоры) с их согласия к принимающей стороне, для выполнения ими трудовых функций в интересах принимающей стороны.

Следовательно, если агентство не осуществляет деятельность по предоставлению труда работников, а оказывает юридическим лицам услуги по подбору персонала, не заключая при этом трудовые договоры с соискателями, то оно вправе применять упрощенную систему налогообложения.

(Письмо Минфина России от 11.03.2016 N 03-11-06/2/13564)

Величина коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за февраль 2016 года установлена в размере 4,5391.

По сравнению с прошлым налоговым периодом размер данного коэффициента (Кц) увеличился (в январе 2016 года он составлял 3,9560).

Изменение коэффициента связано с ростом среднего уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. Так, в январе 2016 года данный показатель составлял 28,53 долл. США за баррель, в феврале 2016 года - 30,34 долл. США за баррель.

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю. В феврале его значение составило 77, 2298 (в январе - 76,3127).

(Письмо ФНС России от 29.03.2016 N СД-4-3/5327@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за февраль 2016 года")

ФНС: если с доходов физлица не был удержан НДФЛ, справку 2-НДФЛ о доходах такого лица нужно подать дважды

Направление налоговым агентом сообщения о невозможности удержать НДФЛ не освобождает его от обязанности отчитаться в общем порядке о выплаченных этому физлицу доходах. В связи с этим о неудержанном налоге за 2015 год следовало проинформировать дважды: до 1 марта, указав в форме 2-НДФЛ в поле "признак" цифру 2, и не позднее 1 апреля, указав в этом поле цифру 1.

Напомним, что по окончании календарного года налоговый агент представляет в налоговые органы справку 2-НДФЛ в следующие сроки:

  • до 1 марта — справку с признаком "2". Такая справка составляется в том случае, если налоговый агент не имеет возможность удержать исчисленную сумму НДФЛ из доходов физлица;
  • до 1 апреля — справку с признаком "1". В этом случае сообщается сумма всего дохода, полученного физлицом за прошедший год; налоговой базе, с которой исчислен НДФЛ.

Освобождает ли подача сведений о невозможности удержать налог (п. 5 ст. 226 НК РФ) от обязанности представить сведения по форме 2-НДФЛ по итогам налогового периода в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ в отношении такого физического лица? Нет, не освобождает, считают в Федеральной налоговой службе. Как заявили чиновники, обязанности налогового агента, предусмотренные статьей 230 Налогового кодекса, возлагаются на него независимо от обязанностей, установленных статьей 226 НК РФ.

Таким образом, в описанной ситуации налоговый агент должен представить в инспекцию две справки 2-НДФЛ на одного человека, но с указанием разных признаков. В противном случае организация или предприниматель могут быть оштрафованы на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ, то есть на 200 рублей за каждую непредставленную справку 2-НДФЛ.

Отметим, что аналогичные разъяснения ФНС давала в письме от 29.10.08 N 3-5-04/652@. При этом позицию налоговой службы поддерживают и в Минфине (см. письма от 01.12.14 № 03-04-06/61283, от 29.12.11 № 03-04-06/6-363).

В то же время суды указывают на то, что справки с признаком "2" содержат все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке с признаком "1". Поэтому если налоговый агент сообщил о невозможности удержать НДФЛ, подав справку с признаком "2", то повторную справку с признаком "1" можно не представлять (см. Постановления ФАС Уральского округа от 23.05.14 № Ф09-2820/14, ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.13 № А19-16467/2012).

(Письмо ФНС России от 30.03.16 № БС-4-11/5443)

Представление физлицом налоговой декларации по НДФЛ при продаже недвижимого имущества: разъяснения ФНС России

Разъясняется, что в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность до 1 января 2016 г., установлено, что при получении физлицом дохода от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности менее 3 лет, у него возникает обязанность по представлению налоговой декларации по НДФЛ.

Декларация представляется физлицом не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган по месту его жительства. Сумма налога, исчисленная исходя из налоговой декларации, самостоятельно уплачивается налогоплательщиком по месту жительства не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Не подлежат налогообложению доходы, получаемые физлицами, являющимися налоговыми резидентами России, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика 3 года и более.

Доход, полученный физлицом - налоговым резидентом России от продажи имущества, находившегося в его собственности более 3 лет, декларированию не подлежит.

(Письмо ФНС России от 30 марта 2016 г. № БС-19-11/53 "О направлении ответа")

Минфин: не нужно удерживать НДФЛ со стоимости питания для работников, если невозможно персонифицировать доход каждого из них

Со стоимости продуктов питания, которые организация закупает для работников, не надо удерживать НДФЛ, если невозможно установить, сколько продуктов съел каждый сотрудник.

Как отмечают чиновники, стоимость питания относится к доходам, полученным в натуральной форме, а значит, облагается НДФЛ (п. 1 ст. 210, п. 2 ст. 211 НК РФ). Налоговая база определяется как стоимость продуктов питания, которые потребил каждый сотрудник. Организация, от которой работники получают доход в натуральной форме, должна выполнять функции налогового агента, предусмотренные статьей 226 НК РФ. В этих целях работодатель обязан принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками.

Вместе с тем, в статье 41 Налогового кодекса сказано: доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В связи с этим авторы письма признают, что если определить стоимость продуктов, потребленных каждым работником, невозможно, то и дохода, облагаемого НДФЛ, не возникает.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 07.09.15 № 03-04-06/51326 и от 13.05.11 № 03-04-06/6-107. Вывод чиновников согласуется с позицией Верховного суда РФ, который указал следующее. Если налоговый агент объективно не может определить экономическую выгоду конкретного работника, то и штрафа по статье 123 НК РФ за неуплату НДФЛ быть не должно (речь идет о ситуации, когда потребление напитков и блюд организовано по принципу "шведского стола").

(Письмо Минфина России от 21.03.16 № 03-04-05/15542)

В целях уменьшения НДФЛ не важно, в каком регионе иностранный работник оплатил патент

ФНС указала, что фиксированный авансовый платеж по НДФЛ в виде стоимости патента уплачивается иностранным гражданином по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента. Вместе с тем, до начала трудовой деятельности такие платежи уплачиваются налогоплательщиком по месту его жительства (пребывания) в РФ.

По мнению ФНС, налоговый агент вправе уменьшить исчисленную сумму НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей за период действия патента (патентов) в налоговом периоде вне зависимости от места уплаты фиксированных авансовых платежей.

При этом работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент. Патент выдает орган ФМС в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается вести трудовую деятельность.

(Письмо ФНС России от 16 марта 2016 года № БС-3-11/1096@)

Минфин России разъяснил новые правила определения дохода от экономии на процентах

С 1 января 2016 года вступило в силу положение НК РФ, определяющее дату фактического получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах для целей исчисления НДФЛ. Теперь такой датой является последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства (ранее такой доход рассчитывался на день уплаты процентов по займу).

Сообщается, что новый порядок применяется вне зависимости от даты получения займа (кредита), а также вне зависимости от того, в какой из дней месяца было прекращено долговое обязательство.

(Письмо ФНС России от 29.03.2016 N БС-4-11/5338@ "О налогообложении доходов физических лиц")

Минфин сообщил, как оформить трудовые отношения с руководителем, который одновременно является единственным учредителем организации

Если генеральный директор является единственным учредителем организации, то "трудовые отношения" с ним как с работником оформляются не трудовым договором, а решением единственного участника общества. Такую позицию выразил Минфин России

Минфин ссылается на следующие нормы трудового законодательства. Статьей 56 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор предполагает две стороны: работника и работодателя. Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20 ТК РФ). При отсутствии одной из сторон трудового договора он не может быть заключен. Следовательно, если руководитель организации является ее единственным учредителем (то есть одна из сторон трудового договора отсутствует), то он не может заключить сам с собой трудовой договор.

В Минфине считают, что при решении вопроса об оформлении трудовых отношений в описанной ситуации следует руководствоваться определением ВАС РФ от 05.06.09 № 6362/09. А в нем указано: в силу статьи 39 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ (об ООО) назначение лица на должность директора оформляется решением единственного учредителя общества. Следовательно, "трудовые отношения" с директором как с работником оформляются не трудовым договором, а решением единственного участника. Этот же вывод повторили специалисты Минфина. В этом же письме чиновники добавили, что генеральный директор, являющийся единственным учредителем ООО, вправе свои решением устанавливать порядок начисления дивидендов (например, ежеквартально), облагая их НДФЛ в общем порядке.

Вместе с тем отметим, что трудовые отношения не могут возникнуть без заключения трудового договора. Ведь в статье 16 ТК РФ прямо сказано: для возникновения трудовых отношений необходимо заключить трудовой договор. Также напомним, что специалисты Минздравсоцразвития России относят руководителя — единственного учредителя организации к лицам, работающим по трудовому договору (приказ от 08.06.10 № 428н).

(Письмо Минфина России от 15.03.16 № 03-11-11/14234)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.