Мониторинг изменений за период 05.09.16 - 11.09.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

План счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях с 1 января 2017 года дополняется новыми счетами

Соответствующие дополнения вносятся в "Положение о Плане счетов бухгалтерского учета..." (утв. Банком России 02.09.2015 N 486-П), вступающее в силу с указанной даты.

Кроме того, уточняются сроки начала применения данного Положения отдельными категориями некредитных финансовых организаций.

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 30.08.2016 N 4115-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 486-П "О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения")

ФНС сформировала реестры онлайн-ККТ, накопителей, операторов фискальных данных

На сайте ФНС опубликованы реестры онлайн-касс и фискальных накопителей, а также список операторов фискальных данных, предусмотренные федеральным законом N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). Об этом сообщила ФНС в своей "информации".

В реестр контрольно-кассовой техники включены сведения о следующих моделях: ШТРИХ-ON-LINE и АТОЛ FPrint-22ПТК.

В реестр фискальных накопителей включены сведения о модели фискального накопителя "Шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных фискальный накопитель "ФН-1".

Операторами фискальных данных стали четыре организации: "Энергетические системы и коммуникации", "Такском", "Эвотор ОФД" и "Ярус".

Реестры также доступны на главной странице сайта ФНС: в разделе "Иные функции ФНС" - подраздел "Реестры и проверка контрагентов" (реестр онлайн-ККТ, реестр фискальных накопителей, операторы фискальных данных).

(Приказ ФНС России от 31 августа 2016 г. № ЕД-7-20/467@)


Вернуться в начало


Статистика

Обновлены формы федерального статистического наблюдения за финансами

Утверждены, в частности:

  1. годовые формы с введением их в действие с отчета за 2016 год:
    • N 12-Ф "Сведения об использовании денежных средств";
    • N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации";
  2. квартальная с отчета за январь - март 2017 года:
    • N П-6 "Сведения о финансовых вложениях и обязательствах".

Утратившими силу признаются приложение N 1 "Форма федерального статистического наблюдения N 12-Ф "Сведения об использовании денежных средств", приложение N 4 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации", приложение N 18 "Форма федерального статистического наблюдения N П-6 "Сведения о финансовых вложениях и обязательствах", утвержденные Приказом Росстата от 05.08.2016 N 390.

(Приказ Росстата от 31.08.2016 N 468 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за финансами")

Статистическое наблюдение за деятельностью образовательных организаций будет осуществляться с применением новых форм

Росстат утвердил новый статистический инструментарий для организации Минобрнауки России федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций.

Формы подлежат представлению с периодичностью 1 раз в год с отчета на начало 2016/2017 учебного года:

  • N СПО-1 "Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • N ВПО-1 "Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".

Предоставление данных по утвержденным формам необходимо осуществлять по адресам и в сроки, установленные в этих формах.

С введением статистического инструментария, утвержденного Приказом, утратившими силу признаются:

  • Приложение N 8 "Форма N 1 (профтех) "Сведения об образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования, приложение N 10 "Форма N 3 (профтех) "Сведения о работниках образовательных учреждений начального профессионального образования" и приложение N 11 "Форма N 5 (профтех) "Сведения о численности обучающихся образовательных учреждений, реализующие программы начального профессионального образования по профессиям", утвержденные Приказом Росстата от 14.01.2013 N 12;
  • Приказ Росстата от 31.07.2015 N 350 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций".

(Приказ Росстата от 01.09.2016 N 471 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Определены полномочия Минпромторга России и ТПП РФ, касающиеся подтверждения страны происхождения товаров при их вывозе в государства - участники СНГ

Установлено, что Минпромторг России осуществляет контроль за обоснованностью выдачи ТПП РФ и определяемыми ею торгово-промышленными палатами документов о происхождении товаров, достоверностью содержащихся в них сведений, а также осуществляет проверку выполнения производителями критериев определения страны происхождения товаров;

ТПП РФ, в свою очередь, является центральным уполномоченным органом (организацией) по выдаче сертификатов о происхождении товара формы СТ-1 при его вывозе в государства - участники Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., ведению единой электронной системы сертификации происхождения товаров в соответствии с условиями данного Соглашения, а также по контролю за надлежащим функционированием указанной системы.

(Постановление Правительства РФ от 31.08.2016 N 863 "Об органах (организациях) Российской Федерации, уполномоченных подтверждать страну происхождения товаров при их вывозе в государства - участники Содружества Независимых Государств")


Вернуться в начало


Законопроекты

Изменится перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера

Минэкономразвития заявило о разработке проекта постановления правительства РФ, которым планируется актуализировать перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), утвержденный постановлением правительства от 23 мая 2000 года № 402.

Необходимость этого вызвана тем, что перечень давно не корректировался (последний раз изменения в перечень вносились в 2009 году), поясняет Минэкразвития, а ситуация с транспортной доступностью меняется.

При разработке нового перечня будут учтены такие критерии, как полное отсутствие связи по дорогам с твердым покрытием и необеспеченность связью с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом; отсутствие круглогодичной связи с общей сетью железнодорожных и автомобильных дорог субъекта РФ; наличие сезонной транспортной изоляции более 180 дней; наличие естественных преград для передвижения любого вида наземного транспорта.

В 13 субъектах РФ (Архангельская, Иркутская, Сахалинская, Томская, Тюменская, Магаданская области, Еврейская автономная область, Камчатский, Приморский края, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Республика Алтай) перечень сохранит свою актуальность в действующей редакции.

Вместе с тем, в 8 субъектах РФ (Амурская область, Забайкальский, Красноярский, Хабаровский, Пермский край, Республики Бурятия и Карелия, Ханты-Мансийский автономный округ) количество труднодоступных местностей сократилось. На странице проекта можно найти подробное описание, какие именно населенные пункты будут исключены из перечня и по каким причинам. Среди них - Норильск, Ханты-Мансийск.

Перечень также дополнится некоторыми местностями в Мурманской области, Республиках Коми, Саха (Якутия) и Тыва (на странице проекта перечислено, какими именно).

Стало известно, какие поправки ФНС внесет в форму декларации по НДС

ФНС опубликовала проект изменений, которые планирует внести в свой приказ от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@ об утверждении действующей формы декларации по НДС. Ранее сообщалось, в связи с каким перечнем принятых поправок в НК это делается.

Будет заменено множество штрих-кодов. Кроме того, в новой редакции будут изложены:

  • раздел 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 НК";
  • приложение 1 к Разделу 3 "Сумма налога, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за истекший календарный год и предыдущие календарные годы";
  • раздел 4 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена";
  • раздел 6 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена";
  • страница со штрих-кодом 00309127 раздела 8 "Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период";
  • страница со штрих-кодом 00309141 приложения 1 к разделу 8 "Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период";
  • страница со штрих-кодом 00309858 раздела 9 "Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период";
  • страница со штрих-кодом 00309196 приложения 1 к разделу 9 "Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период".

Также будут обновлены электронные форматы представления декларации, сведений из книги покупок, книги продаж, дополнительных листов книг покупок и продаж, сведений из журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (для агентских и тому подобных операций), сведений из счетов-фактур, выставленных лицами, не являющимися плательщиками НДС (то есть обновятся все форматы).

Будут внесены соответствующие изменения в порядок заполнения декларации, в новой редакции будет изложено приложение к порядку заполнения "Коды операций".


Вернуться в начало


Судебная практика

Суды отменили регистрацию ИП другими лицами по его утерянному паспорту

С июля 2009 года К. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Узнав об этом в 2014 году, он обратился в суд.

Суды трех инстанций признали регистрацию незаконной, установив, что паспорт, по которому произведена регистрация, был утрачен. Эксперты установили, что подпись в доверенности, выписке из реестра для регистрации нотариальных действий и заявлении о госрегистрации физлица в качестве ИП выполнена не К.

В постановлении кассации (Ф06-6539/2016 от 10.03.2016) указано: "регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя на основании данных утраченного паспорта, то есть без установления личности заявителя, не соответствует требованиям федерального закона 129-ФЗ".

Данное дело приведено в обзоре судебной практики с участием регистрирующих органов № 2 (2016), изложенном в письме ФНС от 4 июля 2016 г. N ГД-4-14/11938@.

(дело № А65-8531/2015)

Не установлено обязательного досудебного порядка обжалования решения о госрегистрации

К. обратился в суд с иском о признании записи в ЕГРЮЛ (о назначении руководителя компании) недействительной. Суды двух инстанций оставили требования компании без рассмотрения, указав на нарушение досудебного порядка урегулирования спора, установленного статьей 25.2 федерального закона 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Кассация отменила решение судов (Ф05-4621/2016 от 12.04.2016), разъяснив, что указанной нормой предусмотрена невозможность обращения в суд до обжалования в вышестоящий орган только в отношении решения об отказе в госегистрации. В данном случае, предметом настоящего заявления является обжалование решения регистрирующего органа о госрегистрации оспариваемой записи, следовательно, у истца отсутствовала обязанность обжаловать его в вышестоящий регистрирующий орган до обращения в суд.

Аналогичные выводы сделали апелляция и кассация по другому делу № А21-9511/2015. Несмотря на то, что регистрирует юрлиц и ИП, в настоящее время, ФНС, действие НК на спорные правоотношения не распространяется, они регулируются нормами федерального закона 129-ФЗ. Пунктом 1 статьи 25.2 закона 129-ФЗ установлен досудебный порядок обжалования решения об отказе в госрегистрации, для оспаривания решения о госрегистрации такой порядок не предусмотрен.

(дело № А41-68330/2015)

Налоговая и суды пресекли схему с оприходованием выручки в виде займа от физлица

Компания на УСН занималась перевозками пассажиров в городском сообщении по автобусным маршрутам, а также ремонтом и техническим обслуживанием автотранспортных средств.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог по УСН, пени и штраф, указав на занижение дохода, полученного от пассажирских перевозок, и завышение расходов на ГСМ.

Инспекция установила, что первичная учетная документация компании не отражает действительное количество автобусов на маршруте, количество рейсов, проданных билетов и количество перевезенных пассажиров. Это обстоятельство инспекция установила при сравнении данных компании с данными, предоставленными отделом транспорта и связи администрации города. В 2010 году доходы были занижены на 10,6 млн рублей, в 2011 – на 13,4 млн рублей.

Факты занижения выручки и несоставления документов при сдаче выручки также подтверждается свидетельскими показаниями работников компании. Бывший заместитель гендиректора А. пояснил, что ежедневно водители вечером приезжали в гараж и привозили суммы заработанных денег согласно плану, сдавая их ему или другому лицу. Документы при этом не составлялись. В подтверждение своих показаний А. представил четыре тетради за 2010-2011 годы, в которых отражены суммы ежедневной выручки, сдаваемой водителями.

В целях сокрытия выручки компания заключила с А. договор беспроцентного займа на сумму 13,3 млн рублей. На основании указанного договора значительные суммы денежных средств приходовались в кассу компании в качестве займа, а также выдавались из кассы А. в качестве погашения займа. Инспекция определила доходы компании на основании данных в представленных А. тетрадях.

Кроме того, инспекция исключила из расходов затраты, связанные с приобретением ГСМ, указав, что представленные документы не соответствуют критериям, установленным в статье 252 НК. В подтверждение расходов компания представила кассовые чеки с реквизитом "повтор документа". В путевых листах отсутствуют сведения о ГСМ, количестве топлива при выезде автобуса из гаража, количестве выданного топлива, количестве топлива при смене водителей, а также при возвращении в гараж. Более того, согласно свидетельским показаниям водители заправляли автобусы за свои личные средства, остающиеся в их распоряжении после сдачи выручки в качестве зарплаты. Эти затраты водителям не возмещались, также как и стоимость запчастей для мелкого ремонта.

Компания оспорила решение инспекции в суде, указывая на недоказанность того, что денежные суммы, указанные в тетрадях А., зачислены в кассу компании. По мнению компании, свидетельские показания не могут являться основанием для установления доходов.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на умышленное занижение налоговой базы по УСН. При этом, суды (постановление кассации Ф01-3264/2016 от 31.08.2016) признали надлежащим доказательством представленные А. тетради.

(дело № А11-980/2015)

Суды против доначислений из-за показаний свидетеля, конфликтующего с налогоплательщиком

Предприниматель занимался оказанием гостиничных услуг, используя два помещения в здании, которым он распоряжался на праве аренды.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила предпринимателю ЕНВД, пени и штраф. Инспекция установила, что в арендованном здании имеется три помещения. Получив показания бывшего работника ИП о сдаче в аренду всех помещений, налоговая учла площадь третьего при доначислении ЕНВД.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что спорное помещение в техническом паспорте указано как нежилое.

Суды критически отнеслись к показаниям свидетеля, указав, что он не мог обладать информацией об использовании помещения, поскольку в проверяемый период не работал у ИП. Кроме того, установлено наличие конфликта между предпринимателем и данным свидетелем.

При этом суды (постановление кассации Ф04-4047/2016 от 31.08.2016) учли показания работников налогоплательщика, указавших, что на втором этаже сдавались два номера из трех, третий номер не сдавался. Свидетели предупреждены об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний.

(дело № А67-4564/2015)

Агентский договор может помешать налоговикам взыскать налоги с зависимого лица

По результатам выездной проверки в 2012 году ИФНС доначислила ООО "П" налоги, пени и штраф и ввиду неисполнения требования об уплате задолженности вынесла решение о взыскании денежных средств на счетах компании. Однако задолженность погашена не была вследствие отсутствия у фирмы денег и иного имущества.

Инспекция установила, что до января 2013 года единственным участником ООО "П" являлось ОАО.

Вступившим в законную силу приговором суда генеральный директор ООО "П" признан виновным по статье 199.2 УК - сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно производиться взыскание налогов. Приговором установлено, что гендиректор после получения решения инспекции расходовал денежные средства ООО "П" через расчетные счета третьих лиц – ОАО и ООО "О". При этом в адрес фирм-дебиторов ООО "П" направлялись письма с указанием о необходимости перечисления денежных средств, предназначенных для ООО "П", в счет его расходов, минуя его расчетные счета, операции по которым были приостановлены.

Инспекция обратилась в суд с иском о признании ОАО и ООО "П" зависимыми и взыскании с ОАО недоимки по налогам и пеням, числящейся за ООО "П", в общей сумме 2,2 млн рублей.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска, установив, что поступление денежных средств ООО "П" на счета истца и последующее их перечисление контрагентам произведено в рамках агентских договоров. На их основании ОАО оформляло с заказчиками договорные отношения, а ООО "П" обеспечивало выполнение работ. Вместе с тем, необходимым условием взыскания недоимки в порядке подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК является наличие в распоряжении основного общества выручки зависимого, когда на счета основного поступает выручка зависимого. При этом взыскание может производиться лишь в пределах поступившей выручки зависимой фирмы, а взыскание налога за счет средств на счетах основного общества, имеющих иные источники, является неправомерным.

Суды (постановление кассации Ф10-2921/2016 от 30.08.2016) учли, что агентский договор был заключен в 2009 году - не в связи с проводимой проверкой ООО "П". Кроме того, ООО "П" признано банкротом, а инспекция включена в реестр требований кредиторов. Суды применили положения пункта 9 статьи 142 федерального закона 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - неудовлетворенные по причине недостаточности имущества должника обязательства считаются погашенными.

(дело № А48-5782/2015)

Суды против доначислений НДС с возмещения расходов по комиссионному поручению

ООО (исполнитель) заключило с ЗАО (заказчик) договоры на приемку, сушку, очистку хранение, отпуск и переработку зерна риса. Согласно договору ООО от своего имени, но в интересах, по поручению и за счет заказчика, заключает сделки с третьими лицами для отгрузки зерна при условии 100% предоплаты заказчиком счета исполнителя о предполагаемых расходах и комиссионного вознаграждения.

По результатам выездной проверки ИФНС указала, что ООО не обеспечило раздельный учет сумм, приходящихся на агентское вознаграждение и на оплату услуг по исполнению договора. Кроме того, компанией неправомерно не учтены в налогооблагаемой базе по НДС суммы поступившей предоплаты по комиссионному вознаграждению. Инспекция доначислила НДС, пени и штраф.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, проанализировав указанные договоры, и установив, что под расходами стороны понимают только расходы по исполнению комиссионных поручений. Согласно платежному поручению назначение авансового платежа указано "оплата за расходы, связанные с отгрузкой". Суды признали, что в договоре и платежном поручении речь идет именно о расходах по исполнению договора комиссии, которые согласно статье 156 НК не облагаются НДС.

Суды также установили, что компания вела раздельный учет расчетов по договорам. По счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" компания отражала операции, связанные с реализацией товаров, работ, услуг, а также агентское вознаграждение от посреднических услуг, а по счету 76.5 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" – возмещаемые транспортные расходы, подлежащие перевыставлению и не связанные с собственной реализацией услуг.

В решении кассации (Ф08-5364/2016 от 09.08.2016) указано: "поскольку полученные … суммы в оплату расходов по исполнению комиссионного поручения носят транзитный характер, не являются доходом общества либо авансом, то они, в связи с отсутствием объекта налогообложения у общества, не подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость".

(дело № А32-35378/2015)

Кредитор ликвидирован - задолженность учитывается в доходах независимо от срока давности

В июле 2012 года ООО "В" (заказчик) заключило договор с подрядчиком ООО "С", который свои обязательства выполнил. Однако заказчик работы не оплатил.

ООО "С" было ликвидировано по решению суда в августе 2013 года. Срок исковой давности по взысканию указанной кредиторской задолженности на тот момент еще не истек. Располагая общедоступными сведениями о ходе производства по делу о признании кредитора несостоятельным, ООО "В" не стало учитывать задолженность, ожидая получения информации о новом кредиторе для надлежащего исполнения обязательств или истечения срока исковой давности в 2015 году.

По результатам выездной проверки ООО "В" налоговая включила кредиторскую задолженность во внереализационные доходы, доначислила налог на прибыль, пени и штраф, мотивируя это тем, что ликвидация контрагента по решению суда свидетельствует о безнадежности задолженности к взысканию.

В суд в 2016 году компания представила договор и акт переуступки права требования задолженности от ООО "С" к ИП, датированные 2012 годом. При этом компания не оспаривает, что предприниматель не обращался с претензией о выплате задолженности.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на статью 419 ГК - обязательство прекращается ликвидацией юрлица (должника или кредитора).

То есть по факту ликвидации кредитора задолженность перед ним должна быть включена в состав внереализационных доходов именно в том периоде, в котором была внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Суды (постановление кассации Ф06-11915/2016, Ф06-13140/2016 от 31.08.2016) учли, что трехлетний срок исковой давности истек в 2015 году. Новые документы представлены после истечения этого срока и проведения проверки, что, по мнению судов, свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика.

(дело № А12-49140/2015)

Выходное пособие при увольнении в пределах норм взносами не облагается, напомнили суды

На основании допсоглашений к трудовым договорам компания выплачивала увольняемым работникам компенсации при увольнении по соглашению сторон. По результатам выездной проверки за 2012-2014 годы ФСС доначислил на эти компенсации страховые взносы, пени и штраф.

Суд первой инстанции отменил решение фонда, признав, что спорные выплаты не являются выплатами в рамках трудовых отношений, поэтому не подлежат включению в базу для начисления взносов.

Апелляция отменила решение суда, признав, что выплата работникам каких-либо компенсаций в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, ТК не предусмотрена. Следовательно, компенсация, указанная в допсоглашении и выплачиваемая работнику при увольнении по соглашению сторон, подлежит обложению взносами.

Кассация оставила в силе решение суда первой инстанции, указав на подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 9 закона 212-ФЗ - не подлежат обложению взносами компенсации в связи с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск и выплат сверх трехкратного среднего месячного заработка (шестикратного для "северных" компаний). Перечень случаев выплаты выходного пособия установлен статьей 178 ТК, там же оговорена возможность предусмотреть трудовым или коллективным договором другие случаи, в том числе выплаты в повышенных размерах.

В решении кассации (Ф05-12284/2016 от 30.08.2016) указано: "Трудовой кодекс РФ прямо предусматривает возможность установления случаев выплаты выходного пособия и его размера трудовым или коллективным договорами, соглашениями. В связи с чем, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами".

(дело № А40-162992/2015)


Вернуться в начало


Прочее

Налоговым инспекциям разъяснен порядок исполнения судебных приказов иностранных судов

Порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей устанавливается соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством и Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Приказом ФССП России от 30.07.2014 за N 0007/18 утверждены "Методические рекомендации по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства".

Сообщается, что в соответствии с пунктом 1 Методических рекомендаций исполнительные документы, выданные судами иностранных государств и поступившие в структурные подразделения центрального аппарата ФССП России и территориальных органов ФССП России без разрешения принудительного исполнения судебного решения на территории РФ, подлежат возврату взыскателю или в суд, направивший документ, с разъяснениями о необходимости признания решения иностранного суда на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями международных договоров.

(Письмо ФНС России от 25.08.2016 N СА-4-7/15606@ "О разъяснении порядка действий налоговых органов при получении ими судебных приказов иностранных судов")

Нельзя принимать НДС к вычету по товару, учтенному на забалансовом счете

По условиям договора покупатель не может распоряжаться приобретаемыми товарами до перехода права собственности на них.

Минфин недавно пояснил, что принять к вычету НДС, предъявленный при приобретении товаров, которые приняты к учету на забалансовом счете, до перехода права собственности на них нельзя, так как отсутствует право использования этих товаров в операциях, облагаемых НДС.

Если покупатель возвратил всю партию товара, право собственности на которую к нему не перешло, то вычет сумм НДС нельзя осуществить. Вычет делают на основании счета-фактуры, который зарегистрирован продавцом в книге продаж при отгрузке товаров, путем его регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты.

(Письмо Минфина России от 22.08.2016 № 03-07-11/48963)

При передаче имущества в уставной капитал дочерней фирмы надо восстанавливать НДС

Минфин рассказал в своем недавнем письме о восстановлении НДС при передаче имущества в уставный капитал дочерней организации.

Суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком, подлежат восстановлению в случае передачи имущества, НМА, имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ. При этом восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

К вычету у налогоплательщика, получившего имущество в качестве вклада в уставный капитал, принимаются суммы налога, восстановленные передающей стороной. При этом указанные вычеты производятся в случае использования этого имущества для операций, подлежащих налогообложению НДС.

Нормы законодательства о налогах и сборах не могут носить индивидуального характера. Поэтому организация в указанной ситуации не может быть освобождена от обязанности восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету.

(Письмо Минфина России от 15.08.16 № 03-07-03/47566)

На приобретенную спецодежду можно получить вычет по НДС, если она не возвращается работодателю

Минфин России в ответ на запрос налогоплательщика уточнил, что покупка спецодежды в том случае, если она затем передается в собственность работнику, относится к реализации товара, следовательно сумма НДС в стоимости покупки подлежит вычету.

Финансовое ведомство сослалось на то, что передача спецодежды работнику влечет за собой смену собственника на нее, а, следовательно, является реализацией товара и объектом налогообложения по НДС (подп.1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Реализацией товара, напомним, признается передача права собственности на него (п. 1 ст. 39 НК РФ). Причем НДС будет облагаться только та спецодежда, которую работник не возвращает работодателю.

Налогоплательщик также пояснил, что ФСС России возместил организации затраты на стоимость купленной спецодежды в виде зачета в счет уплаты страховых взносов. Минфин России уточнил, что в этом случае организация также имеет право на вычет, так как снижение налоговой базы по НДС происходит независимо от того, оплатил ли работодатель спецодежду или получил ее безвозмездно. Ведь в дальнейшем она была передана работникам (реализована), а значит, стоимость спецодежды является объектом налогообложения.

Напомним, что в соответствии с законодательством налоговый вычет можно получить в сумме "входящего" НДС, выставленного налогоплательщику при покупке товара, если в дальнейшем он был перепродан (подп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 25 августа 2016 г. № 03-07-11/49604 "О применении НДС при приобретении спецодежды для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда")

Для проверки правильности заполнения налоговой декларации по водному налогу опубликованы контрольные соотношения ее показателей

Налоговая декларация по водному налогу утверждена Приказом ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/497@.

Налогоплательщики вправе использовать контрольные соотношения для проверки правильности заполнения формируемой отчетности.

(Письмо ФНС России от 07.09.2016 N СД-4-3/16671@ "Об утверждении контрольных соотношений декларации по водному налогу")

От налога освобождается принадлежащий инвалиду автомобиль, если он переоборудован

ФНС указала, что согласно нормам НК не являются объектом налогообложения транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы соцзащиты.

Таким образом, выделено две самостоятельных и не тождественных друг другу категории транспортных средств, для каждой из которых установлены свои условия освобождения от налогообложения транспортным налогом. Это категории:

  • автомобили, полученные или приобретенные через органы соцзащиты населения и при этом имеющие двигатель мощностью до 100 лошадиных сил:
  • автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, то есть оборудованные с учетом функциональных возможностей и потребностей инвалидов. Освобождение от налога не ставится в зависимость только от принадлежности собственника транспортного средства к категории граждан - инвалиды. Автомобиль должен быть специальным образом оборудован. Информация об изменении конструкции транспортного средства указывается в разделе "Особые отметки" ПТС.

(Письмо ФНС России от 25 августа 2016 г. № БС-17-11/122@)

Жилье оформлено после 15 июля - право на имущественный вычет подтверждается выпиской

ФНС рассказала о порядке предоставления имущественного налогового вычета в связи со вступлением в силу федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ, которым, среди прочего, вносились изменения в статью 14 закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Изменения в этой части вступили в силу с 15.07.2016. Теперь проведенная госрегистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРП, в связи с чем прекращается выдача свидетельств о госрегистрации прав, в том числе повторных.

С указанной даты госорганы, органы местного самоуправления, суды, а также иные органы и организации обязаны принимать для подтверждения регистрации прав на недвижимое имущество выписку из ЕГРП наравне со свидетельством о госрегистрации.

В соответствии с положениями подпункта 6 пункта 3 статьи 220 НК для подтверждения права на имущественный вычет налогоплательщик в случае приобретения жилья представляет, в том числе, документы, подтверждающие право собственности на него.

Документом, подтверждающим право налогоплательщика на имущественный вычет в сумме расходов, направленных на приобретение объекта недвижимости, право собственности на который зарегистрировано после 15.07.2016, по мнению ФНС, является выписка из ЕГРП.

Однако данная позиция еще будет согласовываться с Минфином, пишет ФНС.

(Письмо ФНС России от 24 августа 2016 г. № БС-3-11/3879)

ФНС России разъяснен порядок представления уточненного расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ

Сообщается, в частности, что если при заполнении расчета по форме 6-НДФЛ налоговым агентом допущена ошибка в части указания КПП или ОКТМО, то при обнаружении данного факта налоговый агент представляет в налоговый орган по месту учета два расчета по форме 6-НДФЛ, а именно:

  • уточненный расчет к ранее представленному с указанием соответствующих КПП или ОКТМО и нулевыми показателями всех разделов расчета;
  • первичный расчет с указанием правильного КПП или ОКТМО.

При этом, если расчет по форме 6-НДФЛ с указанием правильного КПП или ОКТМО налоговым агентом представлен после срока, установленного абзацем 3 пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), то учитывая положения статей 81, 111 Кодекса, мера ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренная пунктом 1.2 статьи 126 Кодекса, не применяется.

(Письмо ФНС России от 12.08.2016 N ГД-4-11/14772 "О представлении уточненного расчета по форме 6-НДФЛ")

ФНС России разъяснила, при каких условиях материальная выгода, полученная от экономии на процентах, может освобождаться от налогообложения

Сообщается, что в соответствии с НК РФ материальная выгода от экономии на процентах по кредиту на строительство или покупку на территории РФ жилья или участков под индивидуальный жилой дом, а также доход от "выгодной" ставки при рефинансировании таких кредитов освобождаются от НДФЛ, если у физлица есть право на имущественный налоговый вычет при приобретении жилья. Данное право должно быть подтверждено налоговым органом.

При отсутствии у налогоплательщика такого права его доходы в виде материальной выгоды подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Если у налогоплательщика есть право только на имущественный вычет по уплаченным процентам при приобретении жилья, то оснований от освобождения материальной выгоды от НДФЛ нет.

(Информация ФНС России "Об основных условиях освобождения от НДФЛ материальной выгоды от экономии на процентах")

Объединение квартир не сокращает срок владения в целях НДФЛ при последующей продаже

Минфин рассказал об исчислении НДФЛ при продаже квартиры, образованной в результате объединения двух квартир.

Доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи недвижимости, освобождаются от налогообложения, если объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения и более.

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно нормам закона 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству с объектами недвижимости записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы ЕГРП, открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.

В новых разделах ЕГРП и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к объектам недвижимости, в результате действий с которыми внесены новые записи.

Федеральным законом не предусмотрена обязанность собственника объекта представлять в регистрирующий орган заявление о госрегистрации прекращения права собственности на первоначальный объект недвижимости.

При определении в целях налогообложения срока владения объектом, по мнению Минфина, моментом возникновения права собственности на образованную в результате объединения квартиру (в пределах общих границ исходных квартир налогоплательщика) следует считать дату первоначальной госрегистрации права собственности на исходные квартиры, которые до момента отчуждения не выбывают из владения, пользования и распоряжения налогоплательщика. При этом если даты госрегистрации права собственности на исходные квартиры не совпадают, то при определении в целях налогообложения срока владения следует считать наиболее позднюю из таких дат.

Аналогичного мнение придерживается ВС. Минфин же ранее (2 года назад) высказывал иную позицию в отношении объединения комнат одним собственником, насчет объединения квартир в общей совместной собственности, а также - об объединении квартир с выделением долей трех собственников.

(Письмо Минфина России от 23.08.16 № 03-04-07/49241)

Если в течение года не вовремя сдавать нулевые РСВ-1, общий штраф составит 4000 рублей

Минтруд ответил на вопрос организации, которая была оштрафована за нарушение срока представления нулевых расчетов РСВ-1.

Согласно нормам закона 212-ФЗ такой расчет на бумажном носителе надо сдавать не позднее 15-го числа (в форме электронного документа - не позднее 20-го числа) второго календарного месяца, следующего за отчетным кварталом.

Представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в орган ПФ об отсутствии выплат и вознаграждений в пользу физлиц, являющихся объектом обложения взносами, и, соответственно, об отсутствии уплаченных сумм взносов.

Законом 212-ФЗ не предусмотрено освобождения от представления расчетов в случае неосуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Просрочка сдачи расчета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей (часть 1 статьи 46 закона 212-ФЗ).

Непредставление нулевых расчетов приводит к штрафу в минимальном размере - 1000 рублей. За непредставление расчетов по форме РСВ-1 за первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год общая сумма штрафа составит 4000 рублей.

Минтруд также сообщил о перспективах применения в данной ситуации ответственности, предусмотренной статьей 48 закона 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В предусмотренных законом случаях плательщики взносов обязаны представлять, в частности, в территориальные органы ПФ документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов. Согласно статье 48 закона 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок документов (их копий), необходимых для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты взносов, влечет штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Штраф по статье статьей 46 закона 212-ФЗ касается именно представления расчета, в частности, РСВ-1, являющегося формой отчетности, а статья 48 закона 212-ФЗ устанавливает ответственность за другое правонарушение.

(Письмо Минтруда России от 13.07.16 № 17-4/ООГ-1055)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.