Мониторинг изменений за период 08.08.16 - 14.08.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Премия Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации включена в перечень премий, суммы которых не подлежат налогообложению

Премия учреждена Указом Президента РФ от 26.04.2016 N 200. Ее размер составляет 2,5 млн. рублей.

Перечень премий, освобождаемых от налогообложения, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2001 N 89.

(Постановление Правительства РФ от 03.08.2016 N 752 "О внесении изменения в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению")

Обновлена форма Справки о получении/неполучении налогоплательщиком социального налогового вычета

В случае расторжения договора добровольного страхования жизни с суммы страховых взносов, в отношении которых налогоплательщику был предоставлен социальный налоговый вычет, страховая организация обязана удержать НДФЛ. Налог не удерживается, если налогоплательщик представит справку, выданную налоговым органом по месту его жительства, подтверждающую неполучение указанного социального налогового вычета.

Действующая форма Справки (утв. Приказом ФНС России от 12.11.2007 N ММ-3-04/625@) не учитывала данные изменения налогового законодательства, в связи с чем применялась рекомендованная форма Справки, приведенная в приложении к письму ФНС России от 10.02.2016 N БС-4-11/2150@.

Теперь форма данной Справки утверждена в установленном порядке. Признан утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 12.11.2007 N ММ-3-04/625@ "О форме справки".

(Приказ ФНС России от 13.07.2016 N ММВ-7-11/403@ "Об утверждении формы справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2016 N 43119)

Утверждены Требования к форматам и способам передачи в Федеральное казначейство в электронном виде бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений

Годовая, квартальная бухгалтерская отчетность учреждений представляется в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства в электронном виде в соответствии с Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".

Утвержденные Требования действуют для квартальной отчетности за 2016 год. Документ вступил в силу с 1 июля 2016 года.

Установлены общие требования к формату файлов отчетов, требования к составу информации при передаче бухгалтерской отчетности. В приложениях приведены справочник кодов субъектов РФ, коды государственных внебюджетных фондов, справочник дополнительных кодов.

("Требования к форматам и способам передачи в электронном виде бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в Федеральное казначейство. Версия 8.0", утв. Казначейством России 02.08.2016)

Скорректированы форматы передачи в электронной форме сведений в налоговые органы органами юстиции

Так, в частности, поправки коснулись следующих форматов представления сведений:

  • о физическом лице, назначенном на должность нотариуса, занимающегося частной практикой (освобожденного от нее) (исключено упоминание о получении лицензии);
  • об адвокате (в том числе изложен в новой редакции Рисунок 1 "Диаграмма структуры файла обмена");
  • о выдаче свидетельства о праве на наследство (формат изложен в новой редакции);
  • о нотариальном удостоверении договора дарения (формат изложен в новой редакции).

(Приказ ФНС России от 15.07.2016 N ММВ-7-14/407@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 22.10.2012 N ММВ-7-6/777@", зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2016 N 43157)


Вернуться в начало


Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Вводится в действие обновленная форма "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" (форма СЗИ-6)

Органы Пенсионного фонда РФ обязаны предоставлять сведения о состоянии индивидуального лицевого счета по форме СЗИ-6 лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования. Сведения предоставляются бесплатно по обращению застрахованного лица.

Новая форма заменит собой ранее действовавшую форму, утвержденную Постановлением Правления ПФ РФ от 11.12.2014 N 493п.

(Постановление Правления ПФ РФ от 15.06.2016 N 491п "Об утверждении Формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица", зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2016 N 43178)


Вернуться в начало


Статистика

Росстат утвердил 9 новых форм федерального статистического наблюдения в сфере образования

Приказом утверждены годовые формы, представляемые с отчета за 2016 год:

  • N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников";
  • N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • N 2-ГС (ГЗ) "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации";
  • N 2-МС "Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих".

Месячную с отчета по состоянию на 1 февраля 2017 года:

  • N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате".

Месячные с отчета за январь 2017 года:

  • N 1-З "Анкета выборочного обследования рабочей силы";
  • N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников".

Квартальную с отчета за I квартал 2017 года:

  • N П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников".

Квартальную с отчета за январь - март 2017 года:

  • N 1-Т (ГМС) "Сведения о численности и оплате труда работников государственных органов и органов местного самоуправления по категориям персонала".

Адреса и сроки предоставления установлены в формах отчета.

Утратившими силу признаны Приказы Росстата от 24.09.2014 N 580 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в области образования, науки, инноваций и информационных технологий", Приказ Росстата от 09.10.2015 N 647 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения "Анкета выборочного обследования рабочей силы", а также ряд форм, утвержденных Приказом Росстата от 03.08.2015 N 357 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий".

(Приказ Росстата от 02.08.2016 N 379 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования")

Обновлены формы федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта

Приказом вводятся:

Годовые с отчета за 2016 год формы:

  • N 1-ТР (автотранспорт) "Сведения о грузовом автотранспорте и протяженности автодорог необщего пользования";
  • N 65-автотранс "Сведения о деятельности пассажирского автомобильного транспорта";
  • N 65-ЭТР "Сведения о городском электрическом транспорте";
  • N 1-РЖД (жел) "Основные показатели деятельности железнодорожного транспорта общего пользования";

Годовая с отчета по состоянию на 1 января 2017 года форма:

  • N 3-ДГ (мо) "Сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и искусственных сооружениях на них, находящихся в собственности муниципальных образований";

Месячные с отчета за январь 2017 года:

  • N 1-автотранс "Сведения о работе автобусов по маршрутам регулярных перевозок";
  • 12-труб (нефтепродукты) "Сведения о магистральном нефтепродуктопроводном транспорте";

Квартальная с отчета за январь - март 2017 года:

  • N ПМ-1 (автогруз) "Выборочное обследование деятельности малого предприятия в сфере автомобильного транспорта".

Адреса и сроки предоставления установлены в формах отчета.

(Приказ Росстата от 03.08.2016 N 385 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта")

Росстатом утвержден ряд новых форм федерального статистического наблюдения, используемых для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой

Утверждены и вводятся в действие:

  • 10 годовых, с отчета за 2016 год, в том числе N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах", N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха", N 1-ООПТ "Сведения об особо охраняемых природных территориях", N 1-ЛХ "Сведения о воспроизводстве лесов и лесоразведении", N 12-ЛХ "Сведения о защите лесов", N 2-ТП (охота) "Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве";
  • 2 месячные с отчета за январь 2017 года - N П-1(СХ) "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" и N 2 "Производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан";
  • месячная с отчета за январь 2017 года, годовая с отчета за 2016 год - N 3-фермер "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота";
  • квартальная с отчета за январь - март 2017 года - N 1-СХ (баланс)-срочная "Сведения о движении зерна и продуктов его переработки";
  • представляемая с периодичностью 2 раза в год, 1 раз в год с отчета в 2017 году - N 2-фермер "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур";
  • представляемая с периодичностью 1 раз в год с отчета в 2017 году N 29-СХ "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур".

Формы федерального статистического наблюдения подлежат представлению по адресам и в сроки, указанные в формах.

(Приказ Росстата от 04.08.2016 N 387 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой")

Росстатом утверждены формы статистического наблюдения за рыночными услугами, туризмом, административными правонарушениями в сфере экономики и оборотом розничной торговли

Утверждены 7 форм федерального статистического наблюдения с вводом их в действие:

  • годовые с отчета за 2016 год - N 1-турфирма "Сведения о деятельности туристской фирмы", N 1-КСР "Сведения о деятельности коллективного средства размещения", N 1-АЭ "Сведения об административных правонарушениях в сфере экономики";
  • месячная с отчета за январь 2017 года - N П (услуги) "Сведения об объеме платных услуг населению по видам";
  • квартальная с отчета за I квартал 2017 года - N 1-ДА (услуги) "Обследование деловой активности в сфере услуг";
  • квартальные с отчета за январь - март 2017 года - N 1-КСР (краткая) "Сведения о деятельности коллективного средства размещения", N 3-ТОРГ (ПМ) "Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия".

Предоставление данных по указанным формам производится по адресам и в сроки, установленные формами.

(Приказ Росстата от 04.08.2016 N 388 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за рыночными услугами, туризмом, административными правонарушениями в сфере экономики и оборотом розничной торговли")

Утверждены формы статистического наблюдения за результатами деятельности малого предприятия и его расходами на производство и продажу продукции, а также за расходами бюджетного, автономного и казенного учреждения в 2016 году

Указанные формы представляются в территориальный орган Росстата в субъекте РФ 1 апреля 2017 года.

Форму N ТЗВ-МП представляют юридические лица, являющиеся малыми предприятиями, а форму N ТЗВ-бюджет - бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Приказом также утверждены указания по заполнению указанных форм.

(Приказ Росстата от 29.07.2016 N 373 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения N ТЗВ-МП и N ТЗВ-бюджет")

Росстатом утвержден статистический инструментарий для организации федерального статистического наблюдения за затратами на производство и продажу товаров, работ и услуг

Утверждены 54 формы приложений к форме N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации", в которых указываются сведения о расходах на производство и продажу продукции (товаров, работ и услуг) организаций по видам деятельности.

Указанные формы также содержат адреса и сроки их представления.

Формы вводятся в действие для отчета за 2016 год.

(Приказ Росстата от 29.07.2016 N 374 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за затратами на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Определена процедура совершения таможенных операций при проведении идентификации товаров ЕАЭС, ввозимых в ОЭЗ с остальной части таможенной территории ЕАЭС, и при обратном вывозе таких товаров из ОЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС

Приказом установлен порядок совершения действий должностных лиц таможенных органов и заинтересованных лиц, совершаемых в отношении ввозимых (ввезенных) на территорию особой экономической зоны, созданной на территории Калининградской или Магаданской областей, товаров Евразийского экономического союза, для подтверждения их статуса как товаров ЕАЭС при обратном вывозе этих товаров с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС.

В частности, проведение идентификации товаров ЕАЭС, ввозимых (ввезенных) с остальной части таможенной территории ЕАЭС на территорию ОЭЗ, осуществляется таможенным органом на основании заявления о проведении идентификации. Таможенный орган в целях проведения идентификации товаров ЕАЭС, ввозимых на территорию ОЭЗ, проводит таможенный контроль в форме таможенного осмотра.

По результатам проведения таможенного контроля уполномоченным должностным лицом таможенного органа принимается решение об идентификации товаров путем проставления на заявлении отметки: "Идентификация проведена. Товар(ы) Евразийского экономического союза ввезен(ы) в ОЭЗ, акт таможенного досмотра (осмотра) (указывается номер акта таможенного досмотра (осмотра)", заверяемая оттиском личной номерной печати с проставлением даты, времени и подписи уполномоченного должностного лица таможенного органа.

В приложении приведен в том числе образец заявления о проведении идентификации.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Приказ Минфина России от 13.05.2016 N 61н "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при проведении идентификации товаров Евразийского экономического союза, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Евразийского экономического союза, и совершения таможенных операций при обратном вывозе таких товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза", зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2016 N 43115)


Вернуться в начало


Правовые новости

Правительство РФ утвердило праздничные дни на 2017 год: новогодние каникулы продлятся с 31 декабря по 8 января

Согласно подписанному Постановлению Правительства РФ в 2017 году переносятся выходные дни с воскресенья 1 января на пятницу 24 февраля и с субботы 7 января на понедельник 8 мая.

Таким образом, в следующем году россияне будут отдыхать:

  • в новогодние каникулы девять дней - с 31 декабря 2016 года по 8 января 2017 года;
  • в феврале четыре дня - с 23 по 26 февраля;
  • в марте один праздничный день - 8 марта;
  • в майские праздники - с 29 апреля по 1 мая и с 6 мая по 9 мая;
  • в июне три дня - 10, 11 и 12 июня;
  • в ноябре три дня - с 4 по 6 ноября.

(Постановление Правительства РФ от 04.08.2016 N 756 "О переносе выходных дней в 2017 году")

Департамент налоговой и таможенной политики: функции, полномочия

Утверждено новое положение о Департаменте налоговой и таможенной политики. Он является структурным подразделением Минфина России и обеспечивает осуществление его функций по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также в сфере применения ККТ. Исключение - производство с/х товаропроизводителями вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда.

Расширены полномочия Департамента. Он в т. ч. подготавливает к утверждению нормативные правовые акты (далее - НПА), предусмотренные положениями о ФТС России и Росалкогольрегулировании. Также Департамент занимается подготовкой и согласованием проектов актов, составляющих право ЕАЭС, федеральных законов, актов Президента России, Правительства РФ и иных НПА в области таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела. Принимает участие в обеспечении деятельности заместителя Министра финансов России, координирующего и контролирующего деятельность Департамента.

Департамент подчиняется Министру финансов России. Последний определяет структуру и штатную численность его работников.

Возглавляет Департамент директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Министром финансов России.

Документы, направляемые от имени Департамента по вопросам, входящим в его компетенцию, подписываются директором или его заместителями.

Положение о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики признано утратившим силу.

(Приказ Минфина России от 25 июля 2016 г. № 267 "Об утверждении Положения о Департаменте налоговой и таможенной политики")


Вернуться в начало


Судебная практика

Суды против штрафа за непредставление документов по дублирующим требованиям

В рамках выездной проверки налоговая четыре раза направляла компании требования о предоставлении документов. Одно из них касалось представления 4695 документов. Компания все их не представила и была привлечена к ответственности по статье 126 НК.

Суды двух инстанций признали законным решение инспекции, указав, что истребуемые документы в установленный срок не представлены, при этом они имелись у компании и невозможность их представления не доказана.

Кассация отменила решение судов, разъяснив, что ответственность по статье 126 НК наступает за непредставление только тех документов, которые предусмотрены НК или иными актами о налогах и сборах.

Суд установил, что в рамках выездной проверки инспекция неоднократно истребовала документы по различным требованиям, которые не содержали информации о том, что являются повторными, хотя по существу являлись по отношению к спорному требованию дублирующими и уточненными. Всего же в ходе проверки у компании было истребовано порядка 57 тысяч документов.

При этом 1391 документ (по которым штраф составил 278 тысяч рублей) запрашивался повторно, часть документов была представлена по предыдущему требованию, часть - не влияла на налогооблагаемую базу (договор со всеми изменениями, дополнениями, спецификациями, расчеты формирования цены, переписка по исполнению договоров, бухгалтерские справки).

Суд учел большой объем запрашиваемых документов, который не позволил налогоплательщику представить их в установленные сроки, и снизил общий размер штрафа с 939 до 100 тысяч рублей.

В решении кассации (Ф05-10243/2016 от 27.07.2016) указано: "непредставление документов по спорному требованию и вынесенное на его основе решение не имело каких-либо негативных последствий в виде затруднений при осуществлении мероприятий налогового контроля, не сказалось на их своевременности и полноте, не являлось существенным и значимым для налогового органа".

(дело № А40-159826/2015)

Цепочка посредников не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды

ОАО приобрело у ООО "Т" и "А" товар (масла) и заявило вычет в налоговой декларации по НДС, представив в подтверждение договоры, счета-фактуры, товарные накладные.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычете, доначислила НДС, пени и штраф, сославшись на отсутствие у контрагентов необходимых ресурсов (технической базы и персонала). Кроме того, товар был реализован налогоплательщику через ряд посредников - контрагентов 1 и 2 звена.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что представленные документы содержат все необходимые реквизиты, соответствуют требованиям статьи 169 НК, товар оплачен перечислениями на расчетные счета контрагентов, принят на учет и использован в производственной деятельности, облагаемой НДС. Руководители контрагентов подтвердили сделку и подписание документов.

В решении кассации (Ф06-10685/2016 от 25.07.2016) указано: "факт приобретения товара через цепочку посредников не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды заявителем".

Доказательств приобретения товара напрямую от производителя инспекцией не представлено

(дело № А12-45563/2015)

Банкротство взаимозависимого контрагента - не повод для отказа в вычете НДС

ЗАО (заказчик) заключило с ООО (подрядчик) договор подряда по строительству объекта в соответствии с проектной документацией. Ориентировочная стоимость работ, поручаемых подрядчику, составила 400 млн рублей. Договором был предусмотрен аванс, который ООО письмом просило перечислить в счет взаимозачета своим контрагентам. Часть работ была выполнена, но не на всю сумму аванса.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете НДС, сославшись на осведомленность налогоплательщика о предстоящем банкротстве ООО и взаимозависимость контрагентов. Руководитель ООО работал в ЗАО, компании находились по одному адресу и имели счета в одном банке.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на отсутствие доказательств расторжения договора подряда, реальность выполнения работ не оспаривается.

Суды пояснили, что ведение деятельности по одному адресу не является признаком недобросовестности налогоплательщика, как и наличие расчетных счетов в одном банке. Взаимозависимость также не является препятствием для совершения сделок.

Суды (постановление кассации Ф10-2565/2016 от 28.07.2016) учли, что налогоплательщиком приняты необходимые меры по возврату авансов, перечисленных ООО, по которым работы по договору подряда не выполнены, а именно, на основании определения суда в реестр требований кредиторов ООО в составе третьей очереди включено требование ЗАО в размере 68 млн рублей.

(дело № А62-6417/2015)

Невыявление всех утраченных налогоплательщиком счетов-фактур не ставится в вину ИФНС

В рамках выездной проверки ИФНС истребовала у компании документы, подтверждающие право на вычет. Налогоплательщик документы не представил, сославшись на их утрату. Инспекция истребовала их у контрагентов компании. В части представленных контрагентами документов вычет был предоставлен, в остальном – в вычете отказано. По результатам проверки инспекция доначислила НДС, пени и штраф, в том числе по статье 126 НК - за непредставление документов.

Суд первой инстанции отменил решение инспекции, указав на представление налогоплательщиком книги покупок и журнала учета полученных счетов-фактур как документов, подтверждающих вычет.

Апелляция отменила решение суда, разъяснив, что книги покупок и журналы учета не могут заменить оригиналов счетов-фактур. В данном случае счета-фактуры налогоплательщиком не представлены, следовательно, право на вычет не подтверждено.

В решении кассации (Ф06-11021/2016 от 29.07.2016), которая согласна с апелляцией, указано: "невыявление налоговым органом всех документов налогоплательщика для подтверждения всей суммы вычета не может быть поставлено в вину проверяющего, поскольку такая обязанность возложена на заявителя".

(дело № А57-26564/2014)

Суды разрешили вычеты по счетам-фактурам, подписанным от имени правопредшественника

Между ООО "Т" (поставщик) и ЗАО (покупатель) заключен договор поставки на 2013 год, по исполнению которого ЗАО заявило вычет в налоговой декларации по НДС.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычете, сославшись на внесение 25 марта 2013 года в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности данного поставщика в связи с реорганизацией в форме присоединения к ООО "В", в то время как счета-фактуры еще в течение месяца после этой даты по-прежнему выставлялись от имени ООО "Т". При этом инспекция не оспаривает факт оприходования, реальной оплаты и дальнейшей реализации товара.

Компания оспорила решение инспекции в суде, ссылаясь на представление необходимых документов, подтверждающих факт реальной отгрузки товара и формальное подписание счетов-фактур от имени компании, прекратившей свое существование. Представители компании пояснили, что о реорганизации стало известно из разговора с руководителем контрагента после принятия товара на учет.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на отсутствие осведомленности налогоплательщика о реорганизации контрагента в периоде выставления спорных счетов-фактур. Суды отметили, что налогоплательщиком заключен договор с зарегистрированным в установленном порядке юрлицом, сведения о котором содержатся ЕГРЮЛ, что было проверено при заключении договора. Спорные счета-фактуры имеют все необходимые реквизиты и подписи, предусмотренные пунктом 5 и 6 статьи 169 НК, расшифровки подписей лиц, подписавших счета-фактуры от имени ООО "Т".

Суды учли длительные хозяйственные связи с ООО "Т" и надежность партнера – товар всегда поставлялся вовремя и надлежащего качества, и указали на отсутствие оснований для повторной проверки правоспособности контрагента.

(дело № А65-9483/2015)

НДС со стоимости материалов, использованных при гарантийном ремонте, восстанавливается

В 2011-2012 годах компания проводила гарантийный ремонт реализованной техники (с использованием приобретенных материалов и услуг сторонних организаций). Суммы НДС, предъявленные поставщиками указанных материалов и услуг, были заявлены налогоплательщиком к вычету. По мнению компании, спорные суммы НДС уплачены в составе стоимости запасных частей, материалов и услуг сторонних организаций, используемых для операций, облагаемых НДС, поскольку стоимость гарантийного ремонта включена в цену реализованной техники.

По результатам выездной проверки ИФНС указала на неправомерное невосстановление НДС, ранее принятого к вычету, в части гарантийного ремонта, доначислила НДС, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав на подпункт 13 пункта 2 статьи 149 НК – освобождается от налогообложения стоимость услуг по безвозмездному гарантийному ремонту. Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 НК суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению в случаях использования товаров (работ, услуг) в операциях не облагаемых НДС.

Суды установили, что согласно договоров поставки покупатель приобретает технически исправный товар, а в случае обнаружения какого-либо дефекта в течение гарантийного срока налогоплательщик обязан за свой счет устранить дефект. Гарантийное обслуживание включается в стоимость продукции, то есть дополнительная плата за него не взымается. Следовательно, для налогоплательщика объектом налогообложения является реализация технически исправного товара, и к вычетам он вправе отнести только НДС, уплаченный поставщикам по товарам, которые использовались в облагаемых НДС операциях.

Суды (постановление кассации Ф06-11039/2016 от 28.07.2016) также отклонили довод налогоплательщика о необходимости корректировки инспекцией налоговых обязательств по налогу на прибыль на сумму доначисленного по результатам проверки НДС, указав, что НК такая обязанность не установлена. Инспекция предложила компании внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (представить уточненные декларации).

(дело № А72-6344/2015)

Маневры с договорами не помогли фирме перейти на общий режим с УСН ради вычетов НДС

Компания применяла УСН с объектом налогообложения "доходы". 15 октября 2013 года компания представила в инспекцию уведомление об отказе от применения УСН с 1 октября в связи с превышением лимита доходов в 4 квартале. За 4 квартал компания представила отчетность по общей системе налогообложения (НДС, налог на прибыль), в том числе, исчислила налоговую базу и заявила вычеты по НДС.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила компании НДС, УСН, пени и штрафы, указав на неправомерный переход с упрощенки на общий режим. Инспекция установила, что в 4 квартале на расчетный счет компании поступили денежные средства от ООО "Т" в сумме 55,7 млн рублей (включая НДС 8,5 млн рублей) и предоплата от ООО "Ю" на сумму 10,7 млн рублей (в том числе НДС 1,6 млн рублей). Затем договоры со вторым контрагентом были расторгнуты, полученные авансы подлежали возврату. Кроме того, при определении суммы доходов компания учла всю сумму оплаты, поступившую от ООО "Т", с учетом НДС.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на пункт 1 статьи 248 НК - из доходов исключаются суммы налогов, которые продавец предъявляет покупателю. Следовательно, компания, применяющая УСН, в состав доходов не включает сумму НДС, полученную в составе стоимости реализованных товаров (работ, услуг) при выставлении счета-фактуры с выделением налога. Налог в полном объеме должен быть перечислен в бюджет в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 НК.

Также суды (постановление кассации Ф04-3191/2016 от 26.07.2016) указали на пункт 1 статьи 346.17 НК - в случае возврата налогоплательщиком аванса на сумму возврата при УСН уменьшаются доходы того периода, в котором произведен возврат.

Если не учитывать НДС, поступивший от ООО "Т", и предоплату, полученную от ООО "Ю", доход компании составил 47,2 млн рублей, то есть не превысил установленный для применения УСН лимит, следовательно, компания была не вправе переходить на общий режим и заявлять вычеты в декларации по НДС.

(дело № А75-11823/2015)

Наличие или отсутствие прочной связи с фундаментом влияет на амортизационную группу

При вводе в эксплуатацию ряда объектов основных средств, не указанных в ОКОФ, компания согласно пункту 6 статьи 258 НК отнесла их к 5 амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 7 и до 10 лет включительно - "сборно-разборные и передвижные объекты".

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на имущество и уменьшила убыток по налогу на прибыль, отнеся объекты к 7 амортизационной группе (со сроком использования свыше 15 и до 20 лет). Инспекция сослалась на ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований" утвержденный постановлением Госстроя СССР от 25.03.1988 № 48 с приведением сравнительной таблицы "Примерных сроков службы зданий и сооружений", и указала на прочную связь объекта с фундаментом и невозможность разборки объекта и повторной сборки на новом месте.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив мобильность спорных объектов, возможность их демонтажа и последующего использования на новом месте, что также подтверждено документами изготовителей - корпус объекта устанавливается на фундамент без какой-либо сварки и прочной связи с ним.

Суды (постановление кассации Ф05-8959/2016 от 04.07.2016) также указали, что инспекция не установила действительный размер налоговых обязательств, что является целью выездной проверки согласно статье 89 НК - не учла сумму доначисленного налога на имущество и амортизационных отчислений. Сумму доначисленного налога инспекция должна была учесть согласно пункта 1 статьи 264 НК. Кроме того, поскольку из анализа расчета амортизационных начислений следует, что их сумма была больше суммы исключенного убытка, инспекция была не вправе уменьшать убыток.

(дело № А40-143307/2015)

Если в лицензионном договоре срок не установлен, затраты на ПО учитываются в течение 5 лет

ООО (лицензиар) предоставило АО (лицензиату) на условиях простой (неисключительной) лицензии право на использование программ для электронно-вычислительных машин. Срок использования программ договорами не предусмотрен. Расходы по договору АО учло единовременно.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на положения подпункта 26 пункта 1 статьи 264, пункта 1 статьи 272 НК, согласно которым расходы на приобретение программы для ЭВМ включаются в состав прочих расходов при применении метода начисления в следующем порядке:

  • если договорами установлен срок использования программ - равномерно в течение этих периодов;
  • если срок использования не предусмотрен - с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Согласно пункту 4 статьи 1235 ГК если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на 5 лет, если ГК не предусмотрено иное.

В решении кассации (Ф06-11039/2016 от 28.07.2016) указано: "если условиями лицензионного соглашения срок использования программы для ЭВМ не установлен, расходы на приобретение неисключительных прав на данное программное обеспечение принимаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций равномерно с учетом срока, установленного ГК РФ (5 лет), не единовременно".

(дело № А72-6344/2015)


Вернуться в начало


Прочее

Информация о работе по исключению из ЕГРЮЛ недействующих юрлиц представляется по новым правилам

С 3 августа 2016 г. признаются безнадёжными к взысканию недоимка, задолженность по пеням и штрафам, не погашенные по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации, в случае исключения юрлица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ. При этом необходимо вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа.

Приведена новая форма представления налоговыми органами информации о работе по исключению из ЕГРЮЛ недействующих юрлиц. Определены сроки и порядок представления указанных сведений.

(Письмо ФНС России от 4 августа 2016 г. № ГД-4-14/14299@ "О направлении информации о работе налоговых органов по исключению из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном статьёй 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, недействующих юридических лиц, имеющих и не имеющих недоимку, задолженность по пеням и штрафам")

Минфин советует при реализации на экспорт выставлять счета-фактуры в бумажном виде

Минфин дал разъяснения о выставлении счетов-фактур российской организацией при реализации товаров на экспорт.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 169 НК счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.

В соответствии с правилами заполнения счета-фактуры, утвержденными постановлением правительства от 26 декабря 2011 г. N 1137, в случае составления счета-фактуры на бумажном носителе первый экземпляр выставляется покупателю, а второй остается у продавца.

Таким образом, при реализации товаров на экспорт иностранному лицу, не имеющему технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур, составленных в электронной форме, российской организации следует составлять счета-фактуры на бумажном носителе в двух экземплярах.

(Письмо Минфина Росси от 21.07.16 № 03-07-08/42816)

На каком основании возможен вычет НДС с предоплаты при ее зачете на другой договор

Минфин рассказал, как оформить вычет НДС, исчисленного с предоплаты, если договор с заказчиком расторгнут, а предоплата зачтена в счет оплаты по другому договору с этим же контрагентом.

В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 171 НК вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм предоплаты, в случае изменения условий либо расторжения договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Таким образом, вычет НДС в случае зачета денежных средств по расторгнутому договору в счет оказания услуг по другому договору с одним и тем же заказчиком без возврата соответствующей суммы предварительной оплаты НК не предусмотрен.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 8 статьи 171 и пунктом 6 статьи 172 НК суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком с предоплаты, подлежат вычету с даты отгрузки. В связи с этим сумма НДС, исчисленная и уплаченная продавцом с предоплаты, принимается к вычету при фактическом оказании услуг по другому договору, указал Минфин.

(Письмо Минфина России от 18.07.2016 № 03-07-11/41972)

УСН: какой датой учитывать доходы по агентскому договору

Минфин РФ в своем недавнем письме разъяснил, какой датой учитывать получение доходов по агентскому договору принципалом, применяющим УСН.

Ведомство напоминает, что согласно нормам пункта 1 статьи 346.17 НК РФ, датой получения доходов налогоплательщиков, применяющих УСН, признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу.

Таким образом, датой получения доходов для налогоплательщика-принципала на УСН, полученных в рамках агентского договора, признается день поступления денежных средств на его счета в банках или в кассу.

(Письмо Минфина России от 29.07.2016 № 03-11-06/2/44819)

ФНС разрешила уменьшить ЕНВД на взносы, уплаченные ИП за себя по сроку уплаты ЕНВД

Предприниматель занимался розничной торговлей и применял ЕНВД. В декларации по ЕНВД за 3 квартал 2015 года он отразил сумму страховых вносов, уплаченных 26 октября 2015 года.

По результатам камеральной проверки инспекция доначислила ЕНВД, пени и штраф, установив, что в 3 квартале взносы предпринимателем не уплачивались, поэтому уменьшение суммы исчисленного ЕНВД на сумму взносов неправомерно. УФНС оставило в силе решение инспекции.

ФНС отменила их решения, указав на пункт 1 статьи 346.32 НК - ЕНВД уплачивается не позднее 25 числа первого месяца следующего налогового периода.

Согласно пункту 7 статьи 6.1 НК в случаях, когда последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Поскольку 25 октября 2015 года приходилось на выходной день, то срок уплаты ЕНВД за 3 квартал – 26 октября. Этот срок предпринимателем не нарушен, как и срок уплаты взносов в фиксированном размере.

Положения НК устанавливают только размер уменьшения ЕНВД на суммы взносов, но не период такого уменьшения, указала ФНС.

(Решение Центрального аппарата ФНС России СА-4-9/10297@ от 09.06.2016)

Ограничение удержания НДФЛ в 50% от суммы дохода не действует при выплате денежного приза

Организация, являющаяся налоговым агентом, вправе удержать налог на доходы физических лиц с денежной выплаты стоимости приза без учета установленного ограничения в 50%.

С 1 января 2016 года действует ограничение 50 процентов от суммы выплачиваемого дохода, не удержанного при выплате дохода в натуральной форме или при получении дохода в виде материальной выгоды. Поскольку приз выплачивается в денежной форме, это ограничение не применяется.

(Письмо Минфина России № 03-04-05/42063 от 18.07.2016 года)

При продаже недвижимости за рубежом налогоплательщик имеет право на вычет по НДФЛ

Минфин России подчеркнул, что место нахождения имущества для целей использования вычета при его продаже значения не имеет. Таким образом, даже если недвижимость расположена на территории иностранного государства, после ее отчуждения можно рассчитывать на имущественный вычет по общим правилам.

Напомним, правом на него обладают налогоплательщики, которые продали некоторые объекты, находившиеся в собственности менее пяти лет (а для унаследованной от родственников, приватизированной или перешедшей по договору ренты недвижимости или объектов, приобретенных до 1 января 2016 года, – менее трех лет). К ним относятся жилой дом, квартира, комната (включая приватизированные жилые помещения), дача, садовый домик или земельный участок либо доля в указанном имуществе. Размер вычета в целом за налоговый период не может превышать 1 млн руб. (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Вместо получения вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих налогооблагаемых доходов на сумму расходов по приобретению проданного имущества. При этом расходы должны быть документально подтверждены, прежде всего, платежными документами (подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ).

Более подробно о вычетах при продаже имущества и других налоговых вычетах для физических лиц, а также условиях их предоставления и оформлении узнайте из нашего спецпроекта!

А вот с вычетом при приобретении имущества ситуация обратная: претендовать на такой вычет в размере 2 млн руб. могут налогоплательщики, приобретающие недвижимость исключительно на территории России (подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 15 июля 2016 г. № 03-04-05/41795 "О получении имущественного налогового вычета по НДФЛ при продаже имущества, находящегося за пределами РФ")

В налоговых отношениях представитель-адвокат не может действовать на основании ордера

Минфин рассмотрел запрос, поданный адвокатом налогоплательщика. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК (статья 26 НК). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 29 НК уполномоченный представитель налогоплательщика - физлица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Полномочия адвоката подтверждаются ордером только в случаях, предусмотренных законодательством, - это следует из пункта 2 статьи 6 федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ".

НК не предусматривает возможность подтверждения полномочий представителя ордером, указал Минфин.

Вместе с тем, ведомство ответило и на вопрос по существу. Чиновники напомнили, что изменение состава собственников, в том числе переход имущества к одному из участников общей долевой собственности, не влечет для этого лица прекращения права собственности на указанное имущество. При этом изменение состава собственников имущества предусматривает госрегистрацию такого изменения.

Таким образом, изменение размера доли налогоплательщика в праве собственности на земельный участок и дом не прерывает срок нахождения указанного имущества в собственности налогоплательщика.

Поэтому если участок и дом находились в собственности налогоплательщика (независимо от изменения размера доли в праве собственности на указанное имущество) более трех лет, то доходы от продажи указанного земельного участка и дома не облагаются НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 11.07.16 № 03-04-05/40392)

Если протокол об административном правонарушении составлен неправильно...

ФНС разъяснила, что уполномоченное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должно выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть устранена при рассмотрении дела, уполномоченное должностное лицо выносит определение о возвращении протокола и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. На устранение недостатков отводится не более 3 суток со дня поступления материалов.

Обращается внимание, что определение о возврате протокола об административном правонарушении выносится должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, независимо от того, должностным лицом какого налогового органа составлен протокол.

(Письмо ФНС России от 4 августа 2016 г. № ОА-4-17/14271@ "О направлении разъяснений")

Если за больным ребенком ухаживают несколько членов семьи по очереди, каждому должен выдаваться первичный больничный лист

Если за больным ребенком ухаживают несколько членов семьи по очереди, каждому должен выдаваться первичный больничный лист. ФСС России рассмотрел ситуацию, когда работодателю предъявила листок нетрудоспособности сотрудница-бабушка болеющего ребенка. В больничном листе было отмечено, что он является продолжением листка, выданного матери ребенка. По мнению Фонда, такой больничный нужно переоформить, и на новом документе должно быть написано, что он первичный.

ФСС России напомнил, что листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком семьи выдается одному из членов семьи, фактически осуществляющему уход. При необходимости больничный может выдаваться попеременно разным членам семьи (п. 34, п. 36 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).

Специалисты ФСС России подчеркнули, что при этом листок нетрудоспособности каждому члену семьи оформляется как первичный – поскольку страховым случаем является не болезнь члена семьи, а временная нетрудоспособность застрахованного лица в связи с необходимостью осуществления ухода за больным членом семьи. А листок нетрудоспособности, выданный члену семьи, который первый осуществлял уход за больным ребенком, подлежит закрытию.

Продолжение листка нетрудоспособности необходимо только в том случае, когда продолжается страховой случай и данное застрахованное лицо продолжает осуществлять уход за больным членом семьи.

Важно, что каждому из застрахованных лиц, осуществляющему попеременно уход за больным ребенком, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется как по отдельным страховым случаям. Иными словами, за первые 10 календарных дней – в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа, за последующие дни – в размере 50% среднего заработка. Напомним, работникам со стажем восемь и более лет полагается 100% среднего заработка, со стажем от пяти до восьми лет – 80%, а со стажем менее пяти лет – 60% (ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

(Письмо ФСС России от 28 июля 2016 г. № 02-09-14/15-0)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.