Мониторинг изменений за период 11.04.16 - 17.04.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Регламент ведения сервиса записи на прием в налоговую инспекцию через сайт ФНС России изложен в новой редакции

Новой редакцией регламента, в частности, предписано на региональном уровне ответственным сотрудникам управлений ФНС России по субъектам РФ, исполняющих функции инспекции ФНС России, обеспечить ведение следующих справочников:

  1. На региональном уровне:
    • справочник территориальных налоговых органов в части информации о подведомственных ИФНС (возможность редактирования справочника федерального уровня в части инспекций соответствующего субъекта РФ);
    • справочник администраторов местного уровня сервиса;
    • справочник выходных и рабочих дней регионального уровня.
  2. На местном уровне:
    • справочник территориальных налоговых органов ФНС России в части сведений о территориально обособленных рабочих местах ИФНС (ТОРМ) (возможность редактирования справочника федерального уровня в части сведений об ИФНС и возможность добавления одного или нескольких ТОРМ), указания адреса и описания схемы проезда к ИФНС и ТОРМ, указания наличия в ИФНС и ТОРМ систем управления очередью, указания окон к государственным услугам, оказываемых ИФНС;
    • справочник услуг, оказываемых ИФНС и ТОРМ, с указанием продолжительности оказываемых услуг (выбор из справочника государственных услуг федерального уровня), утвержденный Приказом ФНС России от 12.11.2012 N ММВ-7-12/838@;
    • справочник режима работы ИФНС и ТОРМ;
    • справочник окон обслуживания ИФНС и ТОРМ;
    • справочник соответствия оказываемых ИФНС и ТОРМ услуг окнам.

(Приказ ФНС России от 07.04.2016 N ММВ-7-6/184@ "О внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 23.07.2013 N ММВ-7-12/247@")

Очки корригирующие (для коррекции зрения) включены в перечень медицинских товаров, не подлежащих обложению НДС при их реализации и ввозе на территорию РФ

Соответствующие изменения касаются также линз и оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения).

(Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 N 282 "О внесении изменений в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость")

Установлены требования к файлам передачи сведений при представлении в налоговые органы сообщения об участниках иностранной организации

ФНС России был установлен формат представления в электронном виде сообщения об участниках иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - о ее учредителях, бенефициарах и управляющих), имеющей имущество, подлежащее налогообложению.

В связи с этим внесены коррективы в унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи.

Установлены требования к XML файлам передачи в электронном виде сведений при представлении в налоговые органы указанного сообщения.

(Приказ ФНС России от 11 апреля 2016 г. № ММВ-7-6/187@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 09.11.2010 № ММВ-7-6/535@")

Скорректированы сведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники

Внесены изменения в сведения о поставщике модели ККТ "YARUS-TK", включенной в 1-й раздел Государственного реестра контрольно-кассовой техники.

(Приказ ФНС России от 30 марта 2016 г. № ЕД-7-20/164@ “О внесении изменений в сведения о модели контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой техники”)


Вернуться в начало


Статистика

Банком России подготовлены разъяснения по вопросам составления и представления страховыми брокерами статистической отчетности

В частности, сообщается следующее:

  • статистическая отчетность за 2015 год представляется страховыми брокерами в Банк России не позднее 15.04.2016;
  • в состав статистической отчетности за 2015 год включаются следующие формы отчетности: 0420101 "Общие сведения о страховом брокере", 0420102 "Отчет об акционерах (участниках) и иных аффилированных лицах страхового брокера - юридического лица", 0420103 "Сведения о деятельности страхового брокера", 0420104 "Сведения о финансовых показателях деятельности страхового брокера";
  • данные статистической отчетности (если не указано иное) отражаются нарастающим итогом с начала отчетного года по последний календарный день отчетного периода.

В информации разъясняется также порядок формирования отдельных показателей по конкретным формам отчетности.

(Разъяснения по вопросам составления и представления страховыми брокерами статистической отчетности в соответствии с Указанием Банка России от 19.12.2014 N 3499-У "О формах, сроках и порядке составления и представления форм статистической отчетности страховыми брокерами в Центральный банк Российской Федерации)


Вернуться в начало


Законопроекты

В Налоговом кодексе РФ предлагается закрепить обязанность участников международных групп представлять межстрановую отчетность

Проект Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части подготовки и представления межстрановой отчетности)" разработан в целях обеспечения выполнения Российской Федерацией условий Многостороннего соглашения компетентных органов по обмену межстрановыми отчетами (в настоящее время осуществляются согласительные и иные процедуры, необходимые для присоединения России к Многостороннему соглашению).

Присоединение к данному соглашению станет инструментом для борьбы с использованием противозаконных схем вывода прибыли из Российской Федерации.

Проектом вводится понятие "международная группа", устанавливается обязанность представления в налоговые органы уведомления об участии в международной группе, а также представления межстрановой отчетности - документа, содержащего информацию, в том числе об общей сумме доходов (выручки) по сделкам, в том числе по сделкам между взаимозависимыми лицами и между независимыми лицами; сумме прибыли (убытка) до налогообложения; размере уставного капитала (объявленного акционерного капитала); величине материальных активов.

За непредставление уведомления об участии в международной группе и межстрановой отчетности проектом устанавливается ответственность в виде штрафа в размере 50 000 и 100 000 рублей соответственно.

В связи с необходимостью адаптации налогоплательщиков к новым обязанностям проектом предусмотрен переходный период на 2017 - 2019 годы, в течение которого налогоплательщики будут освобождены от ответственности в случае выявления указанных налоговых правонарушений.

В законодательство об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании готовятся поправки, связанные с передачей администрирования страховых взносов в налоговые органы

Планируется с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов передать налоговым органам. Соответствующий законопроект передан на рассмотрение в Госдуму. Полное название законопроекта N 1040799-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)"

В связи с этим подготовлены поправки в ряд законодательных актов, в том числе: Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"; Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования"; Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской федерации"; Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

В Госдуму на рассмотрение передан законопроект о наделении ФНС России полномочиями по администрированию уплаты страховых взносов

Налоговый кодекс РФ предлагается дополнить положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС, а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей.

Законопроектом N 1040802-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)" устанавливаются понятие страховых взносов, права и обязанности плательщиков, вводится раздел XI "Страховые взносы", определяющий элементы обложения страховыми взносами, льготы и особенности уплаты страховых взносов отдельными категориями плательщиков.

Предполагается, что в случае принятия Закон вступит в силу с 1 января 2017 года.

По мнению авторов законопроекта создание универсальной системы администрирования налогов, сборов и страховых взносов позволит снизить административную нагрузку на налогоплательщиков за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, а также за счет оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности.

Кроме того, на страховые взносы будет распространен установленный Налоговым кодексом РФ обязательный досудебный порядок урегулирования споров, что позволит быстро и эффективно разрешать разногласия с налоговыми органами, не прибегая к судебной процедуре.

Налоговые льготы предоставляются на срок до 10 лет

Депутаты Мосгордумы приняли в первом чтении проект закона, предоставляющий налоговые льготы для медицинских учреждений, для строящихся или реконструируемых спортивных объектов.

Документом вводятся льготы по налогу на землю для строящихся и реконструируемых спортивных объектов, включающих футбольное или ледовое поле с трибунами объемом не менее 12 тыс. мест. Льготная ставка будет варьироваться в диапазоне 20-50% от стандартной.

Кроме того, законопроект уменьшает налоговую нагрузку для медклиник в 10 раз при условии, что здания для них были введены в эксплуатацию после 1 января 2013 г.

Стоит отметить, что налоговые льготы предоставляются на срок до 10 лет.


Вернуться в начало


Судебная практика

Суд признал услуги невыполненными - корректировочные счета-фактуры не нужны

В бухучете ОАО "М" числилась дебиторская задолженность за услуги по передаче электроэнергии по договору с ОАО "К", которая образовалась как составная часть услуг по ряду актов. Однако клиент отказался подписывать эти акты, поясняя, что услуги не оказывались, и сумел доказать это в суде. Учитывая, что ОАО "М" отразило выручку от реализации услуг и исчислило НДС, после принятия решения судом компания отразила уменьшение базы по НДС на момент вступления в силу решения суда и подала уточненную налоговую декларацию.

По результатам камеральной проверки ИФНС признала неправомерным уменьшение налоговой базы по НДС по счетам-фактурам, выставленным ОАО "К", ввиду отсутствия корректировочных счетов-фактур. Согласно пункту 3 статьи 168 НК при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), в том числе в случае изменения количества, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее 5 календарных дней со дня составления документов, подтверждающих согласие покупателей на изменение стоимости.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав на правомерное неприменение положений статьи 168 НК, поскольку в данном случае речь идет не о корректировке стоимости или объема ранее оказанных услуг, а об аннулировании записей в книге продаж, ошибочно отраженных в бухучете.

Порядок ведения книги продаж при аннулировании счетов-фактур описан в пункте 11 раздела II "Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (приложение № 5 к постановлению 1137), согласно которому сумма отгрузки и НДС по ошибочному счету-фактуре указываются в книге продаж по знаком "минус". Суды (постановление кассации Ф05-3165/2016 от 01.04.2016) пояснили, что налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы за период, в котором выявлены ошибки, относящиеся к прошлым периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки привели к излишней уплате налога (абзац 3 пункта 1 статьи 54 НК).

(дело № А40-78057/2015)

Неверный номер ГТД в счете-фактуре при продаже ранее ввезенного товара не мешает вычету

Между ООО "А" (заказчик) и ООО "М" (поставщик) был заключен договор поставки. ООО "А" заявило вычет в налоговой декларации по НДС, предоставив в подтверждение счет-фактуру и товарные накладные ТОРГ-12.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах, указав, что в счете-фактуре указан номер ГТД, под которым импортер ООО "Г" ввез другие товары в ином количестве. При этом ООО "М" по требованию инспекции документы не представило, по юрадресу не находится.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что спорный товар приобретен, принят на учет и используется в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС. Таким образом, налогоплательщиком соблюдены все условия для вычета и представлена вся необходимая документация, а ошибочный номер ГТД не является основанием для отказа в возмещении НДС, поскольку у покупателя нет обязанности по проверке правильности указанного в выставленном ему счете-фактуре номера ГТД.

В решении кассации (Ф07-906/2016 от 06.04.2016) указано: "ошибка, произведенная поставщиком товара в оформленном им документе, который был выставлен Обществу как покупателю товара, не опровергает факт приобретения данного товара заявителем, в том числе и факта его приобретения у указанного в этом документе поставщика… ошибку поставщика в оформленном им документе нельзя вменить в вину Обществу".

(дело № А52-2333/2015)

Физлицу не удалось приобрести здание без НДС, проведя через фирму в виде отступного

ООО "С" с публичных торгов у госкорпорации пробрело недвижимое имущество (здание). Здание передано в собственность покупателя актом приема-передачи, право собственности зарегистрировано. НДС по приобретенному объекту отнесен на налоговые вычеты в 3 квартале 2014 года. Источником финансирования сделки являлся заем, предоставленный учредителем К.

В связи с невозможностью исполнить свои обязательства по договору займа собрание участников компании приняло решение о передаче К. по соглашению об отступном от 13 января 2015 года нежилых помещений в указанном здании общей стоимостью, несколько превышающей цену, за которую приобретено здание. Помещения были переданы и зарегистрированы за К.

По результатам камеральной проверки декларации по НДС за 1 квартал 2015 года ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, указав, что компания неправомерно не исчислила НДС от реализация имущественных прав по соглашению о предоставлении отступного, как по операции, связанной с передачей на возмездной основе права собственности на имущество другому лицу.

Компания оспорила решение инспекции в суде, сославшись на подпункт 26 пункта 3 статьи 149 НК - операции по уступке прав кредитора по договорам займа НДС не облагаются. Кроме того, инспекция допустила ошибку при исчислении задолженности.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав, что предоставлением отступного обязательство по договору займа прекращается, и при передаче имущества в счет погашения долга по договору займа происходит переход права собственности на переданный объект от заемщика к заимодавцу. Для целей налогообложения НДС такая передача признается реализацией имущества, и у компании, как передающей стороны, возникает обязанность по исчислению и уплате НДС со стоимости переданного имущества по ставке 18%.

Кассация (Ф03-946/2016 от 04.04.2016) отметила, что подпункт 26 пункта 3 статьи 149 НК применим лишь в случае погашения обязательств должника при наличии договора уступки права требования долга.

Суды отметили, что арифметическая ошибка инспекции при исчислении суммы налога в меньшую сторону (следовательно, исчисление штрафа и пеней в меньшем размере) не повлекла нарушения прав компании в сфере налогообложения.

(дело № А51-16656/2015)

На жестких дисках и флешках восстановлены документы контрагентов - в вычетах отказано

ООО "А" отразило в налоговой декларации по НДС вычеты по операциям приобретения сельскохозяйственных товаров у ООО "Б", "С" и "У".

По результатам повторной выездной проверки УФНС установило, что фактическими поставщиками товара являлись производители сельхозпродукции, применяющие специальный налоговый режим (ЕСХН) и не являющиеся плательщиками НДС, а указанные контрагенты включены в оборот исключительно с целью получения права на заявление налоговых вычетов. При этом документы по сделкам (счета-фактуры, товарные накладные) не представлены.

Компания оспорила решение управления в суде, поясняя, что контрагенты декларировали суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет. Названные фирмы зарегистрированы в надлежащем порядке, у инспекции к ним отсутствуют претензии, также отсутствуют судебные споры с их участием. Товар был отгружен и оплачен. Производители подтвердили взаимоотношения с контрагентами, получение денег от них и вывоз продукции. Непредставление документов по сделкам истец объяснил уничтожением бумаг в связи с прорывом канализационной трубы в сентябре 2013 года.

Суды трех инстанций признали решение управления законным, указав, что на момент проведения проверки компания должна была знать об уничтожении первичных документов. Однако на выставленное управлением в декабре 2013 года требование компания просила представить дополнительное время ввиду большого объема истребуемой информации. Проверка была продлена дважды, однако спустя полгода - в июне 2014 года - вместо истребуемых документов компания уведомила о невозможности их представления в связи с уничтожением, акт на списание испорченных документов и их перечень. При этом Водоканал факта прорыва канализационной трубы и проведения ремонтных работ на территории компании не подтвердил.

Суды установили, что все контрагенты созданы незадолго до совершения сделок, их дата постановки на учет в налоговом органе совпадает (7 мая 2010 года), фирмы по месту регистрации не находятся, основной вид деятельности – оптовая торговля зерном, применяют общий режим, основных и транспортных средств не имеют, складских помещений не используют. Денежные средства на счета контрагентов зачислялись и списывались в течение одного дня. Налоговая отчетность сдавалась ими с минимальными и нулевыми показателями к уплате, доля заявленных вычетов 96,8 – 99,9%.

Из свидетельских показаний установлено, что в 2010 году директор и главный бухгалтер истца обратились к некоему гражданину Ш. с просьбой за вознаграждение найти людей, готовых зарегистрировать на себя три фирмы. Все компании использовали один IP-адрес, несмотря на то, что находились в разных городах, что исключает случайное использование одних и тех же IP-адресов. По мнению судов (постановление кассации Ф08-1605/2016 от 01.04.2016), расчеты и управление банковскими операциями одними лицами с одного компьютера указывает на то, что контрагенты созданы для получения необоснованной налоговой выгоды.

В рамках возбужденных уголовных дел в отношении руководителя налогоплательщика изъяты системные блоки компьютеров, ноутбуков и USB-флеш-накопители, на которых при восстановлении файлов обнаружены словосочетания, включающие названия фирм-контрагентов и информацию, датированную с 2010 года: акты сверки весовых и качественных показателей семян подсолнечника, претензионные письма от имени контрагентов в адрес сельхозтоваропроизводителей, договоры складского хранения с сельхозпроизводителями, реестры расчетов спорных контрагентов, счета-фактуры и акты, выставленные контрагентам за транспортные услуги, договоры поставок товаров между контрагентами и сельхозпроизводителями, товарно-транспортные накладные.

(дело № А63-14310/2014)

Отчет комиссионера не входит в обязательный перечень документов, дающих право на вычет НДС

ЗАО (комиссионер) ввезло товар на территорию РФ для ПАО (комитент), произвело таможенное оформление товара и передало его комитенту. Комплект счетов-фактур от комиссионера и от контрагентов, оказывавших услуги по сопровождению сделки, был собран в 3 квартале 2012 года, а отчет комиссионера был получен в 4 квартале. ПАО заявило вычет по приобретению товара в налоговой декларации по НДС за 3 квартал.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах по нескольким счетам-фактурам, указав на отсутствие отчета комиссионера в 3 квартале. Инспекция указала, что в платежных поручениях и грузовой таможенной декларации указано ЗАО. Следовательно, ПАО без отчета комиссионера, который подтверждает выполнение услуг для ПАО, не может использовать указанные платежки и ГТД как документы, подтверждающие право комитента, приобретающего товар через комиссионера, на возмещение НДС.

Суды трех инстанций признали недействительным решение инспекции, указав, что условиями применения вычетов являются приобретение товаров (работ, услуг), для операций, признаваемых объектами налогообложения и наличие соответствующих первичных документов.

В решении кассации (Ф10-493/2016 от 31.03.2016) указано: "положения статей 171-172 НК РФ не дают оснований для вывода том, что отчет комиссионера входит в обязательный перечень документов, дающих право на

(дело № А14-17228/2014)

Вычет по подготовке проектной документации заявляется независимо от готовности объектов

В 2000 году ОАО "Г" заключило с ОАО "И" договор на разработку проектной документации объекта, а в 2003 году - дополнительное соглашение о разработке рабочей документации. В 2003 году работы были выполнены, приняты заказчиком по актам и оплачены. Cтроительно-монтажные работы в отношении объектов капитального строительства были проведены с января 2004 года по март 2012 года и с августа 2010 года по ноябрь 2012 года. Основные средства приняты на учет в 4 квартале 2012 года – 1 квартале 2013 года. В эти же периоды ОАО "Г" заявило вычет в налоговой декларации по НДС по проектным работам.

По результатам камеральной проверки инспекция отказала в вычетах, сославшись на пропуск установленного пунктом 2 статьи 173 НК срока для заявления вычета, поскольку все условия для вычета соблюдены в 2003-2004 годах.

Суды двух инстанций признали решение инспекции недействительным, указав на правомерность вычета по НДС по счетам-фактурам за подготовку документации в отношении строящихся объектов с момента принятия на учет объектов завершенного строительства, поскольку спорные работы использованы непосредственно для строительства объектов.

Кассация (Ф05-3313/2016 от 04.04.2016) отменила их решение, указав: "проектная документация является предметом самостоятельных сделок, совершенных заявителем с проектными организациями, не являющимися исполнителями строительных работ в отношении объектов строительства, документация не является оборудованием к установке либо нематериальным активом, хотя и связана с последующими операциями по выполнению комплекса строительно-монтажных работ по капитальному строительству объектов".

Учитывая, что все условия для применения вычетов возникли в 2003-2004 годах, на момент их декларирования трехлетний срок для их заявления истек.

(дело № А40-43152/2015)

Нельзя учесть в расходах комиссионное вознаграждение по бумагам, составленным задним числом

Между ООО "А" (комитент) и ООО "Д" (комиссионер) был заключен договор комиссии, который предусматривал обязанность комиссионера по продаже от своего имени, но за счет комитента товара комитента. ООО "А" учло затраты по договору в расходах и заявило вычет по НДС, предоставив в подтверждение договор комиссии, дополнительные соглашения к нему о сумме комиссионного вознаграждения, счета-фактуры, товарные накладные, ТТН, железнодорожные накладные, отчеты комиссионера.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав сделку формальной. Инспекция установила взаимозависимость компаний – единый учредитель. Также установлено, что стороны договора, предусмотрев оказание комиссионером комитенту услуг за вознаграждение, не определили в самом договоре размер (ставку) вознаграждения. Оно определялось дополнительными соглашениями исходя из количества и стоимости продукции, которая (судя по датам подписания документов) будет позднее реализована комиссионером. То есть, стороны заведомо знали, сколько товара и по какой цене продаст комиссионер. Согласно актам выполненных работ спорный контрагент реализовывал ровно столько продукции и именно на такую сумму, какие определены в заключенных ранее допсоглашениях.

Суды отметили, что в условиях реальных финансово-хозяйственных отношений заведомо знать объем поставок и его стоимость невозможно, так как по условиям договора комиссии комиссионеру еще только предстояло найти покупателя, заключить с ним договор. Суды признали, что допсоглашения составлены задним числом.

Суды (постановление кассации Ф04-1081/2016 от 05.04.2016) установили, что весь товар, реализованный по документам через комиссионера, фактически отгружался напрямую со склада налогоплательщика либо его силами, либо самовывозом покупателями без какого-либо участия комиссионера. Доказательств передачи товара комиссионеру не представлено.

(дело № А03-7841/2014)

Суды разъяснили, как подтвердить списание в расходы стоимости запчастей для ремонта

Компания приобрела запасные части для проведения ремонта оборудования, автомашин, тракторов у ряда контрагентов.

По результатам выездной проверки ИФНС обнаружила неправомерное увеличение расходов без оправдательных документов. Инспекция указала на незаполненные реквизиты в актах списания в расход запасных частей: состав комиссии, цена запасных частей и основание для списания, а также отсутствие дефектных ведомостей, сметы расходов на проведение ремонта, документов, подтверждающих сдачу замененных деталей в металлолом. ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав на необоснованность требований инспекции о предоставлении актов на списание запасных частей, смет на проведение ремонтных работ, актов выполненных работ с указанием перечня выполненных работ, дефектных ведомостей выявленных неисправностей или актов о выявленных дефектах оборудования, документов, подтверждающих фактический расход автозапчастей по ремонту автотранспортных средств по каждой единице техники.

Суды (постановление кассации Ф06-6245/2016 от 15.03.2016) установили, что спорные запасные части использовались налогоплательщиком при ремонте оборудования, автомобилей и тракторов на основании годовых планов-графиков ремонта оборудования и соответствующих приказов директора. Запчасти выдавались на основании требований-накладных. Кроме того, использование запчастей при ремонтах оборудования также подтверждено свидетельскими показаниями.

(дело № А12-24837/2015)

ПФ не получил РСВ-1 по почте, а почта перепутала сведения: как доказать отправку в срок

По результатам камеральной проверки расчета РСВ-1 за 2 квартал 2012 года ПФ указал на несвоевременность его представления, привлек фирму к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 закона 212-ФЗ. Отчетность должна была быть представлена 15 августа, а получена фондом посредством электронного документооборота 26 ноября.

Компания оспорила решение фонда в суде, поясняя, что направила отчетность по почте 14 августа, в доказательство представив почтовую квитанцию от 14 августа.

Суд первой инстанции истребовал сведения почты о спорном почтовом отправлении и отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку почта в письме пояснила, что указанное отправление было направлено на две недели раньше и по другому адресу.

Апелляция отменила решение суда, указав, что сведения почты не соотносятся с информацией, содержащейся в почтовой квитанции от 14 августа - указаны разные операционные кассы.

Апелляция и кассация (Ф05-292/2016 от 02.03.2016) признали достаточным доказательством своевременного направления расчета в адрес ПФ опись вложения в ценное письмо со штемпелем почты от 14 августа, в которой имеется информация о получателе отправления (ПФ), отправителе (истец), документах, которые были направлены получателю (форма РСВ-1 и сведения индивидуального персонифицированного учета) и подпись почтового работника.

История умалчивает, по какой причине компания направила расчет еще и в ноябре по ТКС.

(дело № А41-43593/2015)

Требование об уплате взносов получено фирмой-учредителем - порядок взыскания не нарушен

По результатам выездной проверки ФСС доначислил компании страховые взносы, пени и штраф, и 2 марта 2015 года направил требование об уплате задолженности в течение 10 календарных дней со дня получения. В связи с неисполнением требования в установленный срок фонд принял решение о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках. Денежные средства были списаны со счета компании.

Компания оспорила решение фонда в суде, ссылаясь на нарушение процедуры взыскания задолженности - компания не получила требование об уплате задолженности. В подтверждение этого представлено письмо почты, согласно которому требование ошибочно вручено другому адресату.

Суды двух инстанций удовлетворили требование компании.

Кассация (Ф07-49/2016 от 01.03.2016) отменила решение судов, установив, что требование фонда получено доверенным лицом фирмы-учредителя плательщика взносов, действующим по доверенности. Более того, на рассмотрении материалов выездной проверки страхователя в его интересах также участвовал представитель учредителя – председатель правления фирмы-учредителя. Таким образом, истец не мог не знать об имеющейся задолженности и обязанности ее добровольной уплаты. Кроме того, действий по добровольному погашению задолженности по уплате обязательных платежей истец не предпринимал.

(дело № А44-4327/2015)

При рождении двух детей подряд для расчета пособия используется не МРОТ, указали суды

Работница компании, не выходя из отпуска по уходу за первым ребенком, оформила отпуск по уходу за вторым ребенком. При назначении пособия она указала в заявлении на замену в расчетном периоде 2011 года на 2009 год, в результате компания произвела расчет пособия по уходу за вторым ребенком аналогично пособию по уходу за первым ребенком (в том же размере).

По результатам выездной проверки ФСС признал приведенный расчет неправомерным, применив положения статьи 11 (1) порядка, утвержденного постановлением правительства от 15.06.2007 № 375 "Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком". По мнению фонда, поскольку работница не имела заработка за последние 2 года, средний заработок для исчисления пособия принимается равным МРОТ.

Суды трех инстанций признали решение фонда недействительным, указав на необходимость применения в данном случае пункта 11 указанного порядка - если застрахованное лицо работало у страхователя до рождения первого ребенка более 12 месяцев, за что получало заработную плату, то пособие по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет должно исчисляться исходя из среднего заработка за последние 12 календарных месяцев работы до наступления предыдущего страхового случая (рождения первого ребенка), при условии, что это приведет к увеличению пособия. Суды (постановление кассации Ф01-210/2016 от 03.03.2016) пояснили, что пункт 11(1) Порядка применяется при отсутствии у работника заработка за 12 месяцев до рождения первого ребенка (предыдущий страховой случай).

Президиум ВАС ранее высказывал аналогичную позицию. Ее же отразил ФСС в своих недавних письмах - при нахождении работника в отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком в течение нескольких лет подряд можно заменить год расчетного периода на год, непосредственно предшествующий году наступления первого страхового случая.

(дело № А82-2993/2015)

Суды: пособия, установленные областным законодательством, взносами не облагаются

Компания в соответствии с областным законодательством выплачивала пособия молодым специалистам, а также ряду работников при выходе на пенсию.

По результатам выездной проверки ФСС доначислил страховые взносы, пени и штраф, указав, что указанные пособия не являются государственными пособиями в связи с тем, что установлены областным, а не федеральным законодательством, поэтому подлежат обложению взносами.

Суды трех инстанций указали на подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 закона 212-ФЗ - не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат.

Суды (постановление кассации Ф07-2446/2016 от 26.02.2016) пояснили, что спорные выплаты произведены на основании областного закона, следовательно, они не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

(дело № А52-1996/2015)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России информирует о сроках представления уведомления о КИК и документов для

применения освобождения от налогообложения прибыли КИК

Сообщается, в частности, что в случае, если на 31 декабря 2016 года налогоплательщик признается контролирующим лицом КИК, то он обязан представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок до 20 марта 2017 года (срок первого уведомления о КИК).

В этот же срок необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие соблюдение условий для освобождения от налогообложения прибыли КИК:

  • налоговую отчетность КИК за соответствующий период;
  • расчет эффективной ставки налогообложения доходов (прибыли) и средневзвешенной ставки по налогу на прибыль организаций, определяемых в соответствии со статьей 25.13-1 НК РФ;
  • сертификат налогового резидентства КИК за соответствующий период.

(Письмо ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-3-13/1427@)

Должен ли подрядчик выставить счет-фактуру на сумму, которую он получил от заказчика по решению суда?

Подрядчик выполнил работы, стоимость которых превысила стоимость работ, предусмотренных договором. Заказчик отказался оплачивать сумму превышения, поэтому подрядчик подал на него в суд и выиграл его.

Суд признал неоплаченную сумму суммой необоснованного обогащения заказчика и обязал выплатить ее подрядчику с учетом НДС. Должен ли подрядчик при получении указанной суммы выставить заказчику счет-фактуру?

Налоговое ведомство разъяснило следующее. Если полученные подрядчиком от заказчика суммы необоснованного обогащения фактически являются оплатой стоимости работ, выполненных подрядчиком, то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. При получении этих сумм подрядчик должен составить счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж в установленном порядке. Счет-фактура заказчику в этом случае не выставляется.

(Письмо ФНС России от 18.03.2016 № СД-3-3/1141@)

Организация-правопреемник может учесть в расходах сумму убытка, полученного присоединенной организацией

К организации присоединяется юридическое лицо, у которого есть убытки. Может ли правопреемник списать такие убытки на расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль? Да, может, полагают специалисты Минфина России.

Как известно, при реорганизации в форме присоединения к организации — правопреемнику переходят все права и обязанности присоединенного юридического лица. Об этом сказано в пункте 2 статьи 58 ГК РФ.

В то же время в пункте 1 статьи 283 НК РФ оговорено: налоговая база текущего налогового периода может быть уменьшена на всю сумму полученного в предыдущем налоговом периоде или предыдущих налоговых периодах убытка или на часть этой суммы. Также убыток можно перенести полностью или частично на последующие налоговые периоды. Этими положениями могут воспользоваться и реорганизованные организации: правопреемники вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации (п. 5 ст. 283 НК РФ). А переносить убыток на будущие налоговые периоды можно в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором этот убыток был получен (п. 2 ст. 283 НК РФ).

Кроме того, в Минфине отмечают: если убыток реорганизованного путем присоединения юридического лица образовался в последнем для него налоговом периоде, то правопреемник вправе учесть такой убыток в периоде, следующем за тем налоговым периодом, в котором произошло присоединение.

(Письмо Минфина России от 30.03.16 № 03-03-06/1/17811)

Расчет о выплаченных иностранным организациям доходах и об удержанных налогах: новую форму можно применять при предоставлении сведений за I квартал 2016 г.?

Сообщается, что приказом ФНС России от 2 марта 2016 г. N ММВ-7-3/115@ утверждена новая форма расчета о выплаченных иностранным организациям доходах и об удержанных налогах. Приведен формат предоставления в электронном виде.

Данный акт применяется начиная с предоставления расчета за первый отчетный период 2016 г.

Проанализировав действующие правила вступления в силу нормативных правовых актов, а также позицию ВАС РФ, изложенную в решении от 28 июля 2011 г. N ВАС-8096/11, ФНС России считает, что приказ N ММВ-7-3/115@ распространяется на налоговые расчеты, предоставляемые за отчетные (налоговые) периоды, окончившиеся после 10 апреля 2016 г.

Однако Служба рекомендует предоставлять расчеты о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за I квартал 2016 г. по новой форме.

Налоговым органам поручено принимать документы за данный период, составленные по прежней и новой форме.

(Письмо ФНС России от 11 апреля 2016 г. № СД-4-3/6253@ "О налоговом расчете о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов")

Если магазин закрыт раньше конца квартала, торговый сбор уплачивается за весь квартал

Минфин рассмотрел обращение ИП, который являлся плательщиком торгового сбора, но в январе 2016 года закрыл торговую точку, при этом ИФНС требует оплатить торговый сбор за весь первый квартал 2016 года.

Ведомство указало, что объектом обложения сбором признается использование объекта в деятельности, в отношении которой установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала. Перерасчет суммы торгового сбора исходя из времени фактического ведения деятельности через объект торговли в течение налогового периода (квартала) НК не предусмотрен.

В связи с этим при закрытии магазина (прекращении занятия предпринимательской деятельностью в сфере торговли) в январе 2016 года предприниматель обязан уплатить торговый сбор за 1 квартал 2016 года в полном размере.

(Письмо Минфина России от 03.03.16 № 03-11-13/12306)

За какой налоговый период налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, должны представляться по новой форме?

С 10 апреля 2016 г. действуют новые форма декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде.

ВАС РФ в своем решении указал, что действие нормативного правового акта, которым утверждается новая форма налоговой декларации, распространяется на декларирование, представляемое за отчетные (налоговый) периоды, окончившиеся после вступления данного нормативного правового акта в силу.

В связи с этим, по мнению ФНС России, налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за налоговый период 2016 г. должны представляться в налоговые органы по новой форме и формату.

Одновременно налогоплательщикам, не представившим налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за налоговый период 2015 г. рекомендуется представлять в налоговые органы данные декларации также по новой форме и формату.

При этом налоговыми органами будет обеспечен прием от налогоплательщиков налоговых деклараций по указанному налогу за налоговый период 2015 г. как по новым формам и форматам, так и по старым.

(Письмо ФНС России от 12 апреля 2016 г. № СД-4-3/6389@ "О налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения")

УСН и торговый сбор: когда можно уменьшить налог?

Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом "доходы" и уплачивающий торговый сбор, может уменьшить сумму налога (авансового платежа по налогу), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Обратите внимание, что уменьшить налог по УСН могут только налогоплательщики, зарегистрированные в городе Москве. Поскольку уменьшить налог можно только в том случае, если он уплачивается в бюджет Москвы.

(Письмо ФНС России от 06.04.2016 N СД-4-3/5922@ ФНС РФ)

В отношении парковок для транспорта, являющихся элементами аэровокзалов, может применяться специальный порядок определения налоговой базы по налогу на имущество

Для сооружений инфраструктуры воздушного транспорта введен специальный порядок определения налоговой базы (это среднегодовая стоимость имущества, уменьшенная на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и модернизацию).

На основании Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" Минтрансом России сделан вывод о том, что парковки транспорта персонала и клиентов (в том числе парковки для такси, автобусов, служебных автомобилей) являются элементами аэровокзалов.

Сообщается, что в случае зарегистрированного в установленном порядке права собственности в отношении указанных парковок может применяться специальный порядок определения налоговой базы, установленный пунктом 6 статьи 376 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 23.03.2016 N БС-4-11/4956 "О налогообложении объектов недвижимого имущества")

Налоговым органам рекомендовано проводить согласование представления форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций для случаев зачисления налога в региональный бюджет без его направления по нормативам в местные бюджеты

В таких случаях может заполняться одна налоговая декларация (один расчет авансовых платежей) в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ по согласованию с налоговым органом по данному субъекту РФ.

Сообщается, что налогоплательщика следует уведомить о необходимости последующего ежегодного согласования представления форм налоговой отчетности, что связано, в частности, с возможностью изменения межбюджетного распределения налога в последующие финансовые годы.

Процедура согласования должна включать в себя доведение согласовывающим Управлением ФНС России по субъекту РФ до сведения выбранного налогоплательщиком налогового органа, в который будет представляться одна налоговая декларация (один налоговый расчет за каждый отчетный период).

(Письмо ФНС России от 06.04.2016 N БС-4-11/5944@ "О налоге на имущество организаций")

Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не подлежат налогообложению земельным налогом с 1 января 2015 года

Согласно дополнению, внесенному в пункт 2 статьи 389 НК РФ, такие участки не признаются объектом налогообложения земельным налогом.

Одновременно Минфин России напоминает, что до этой даты собственники помещений в многоквартирном доме признавались налогоплательщиками земельного налога, если земельный участок, на котором расположен дом, сформирован и в отношении него был проведен государственный кадастровый учет.

Сведения о земельных участках, сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет, размещаются на официальном сайте органа, осуществляющего кадастровый учет, в сети Интернет согласно постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 N 52.

(Письмо Минфина России от 17.03.2016 N 03-05-05-02/14947)

Невозможно получить вычет на обучение более чем через три года после оплаты

Минфин напомнил, что при определении размера налоговой базы физлицо имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, с учетом ограничения, установленного для общей суммы социальных вычетов,

Указанный вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение.

Налогоплательщик вправе в любое время подать декларацию по НДФЛ, заявив в ней соцвычет.

Вычет на обучение предоставляется путем возврата ранее уплаченного налога. Поэтому применяется пункт 7 статьи 78 НК - срок обращения за возвратом излишне уплаченного в соответствующем году налога, в том числе в связи с предоставлением социального вычета, ограничен тремя годами.

Если с момента оплаты обучения прошло более трех лет, оснований для возврата НДФЛ по расходам, понесенным на обучение, не имеется.

(Письмо Минфина России от 14.03.2016 № 03-04-05/13940)

Физлицо стало налоговым резидентом РФ - это не отменяет 30%-ный НДФЛ в прошлом году

Минфин напомнил, что налоговыми резидентами РФ признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Для определения налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году). По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде.

Налоговый статус физического лица, определенный по итогам налогового периода, не может измениться в зависимости от времени нахождения физического лица в РФ в следующем налоговом периоде. Таким образом, если по итогам 2015 года физлицо не приобрело статус налогового резидента (находилось в РФ менее 183 дней), перерасчет сумм НДФЛ, уплаченных в 2015 году по ставке 30%, не производится.

(Письмо Минфина России от 16 марта 2016 г. N 03-04-05/14418)

ФНС напомнила, как супруги могут распределить имущественный вычет при покупке квартиры в общую долевую собственность

При покупке квартиры в общую долевую собственность имущественный вычет по НДФЛ в пределах 2 млн. рублей вправе получить каждый из супругов на основании их заявления о распределении расходов.

Чиновники ФНС напоминают, что до 1 января 2014 года размер имущественного вычета в отношении жилья, приобретенного в общую долевую собственность, нужно было распределять между совладельцами в соответствии с их долей (абз. 25 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Действующая редакция статьи 220 НК РФ положений о распределении имущественного вычета не содержит. Следовательно, если квартира приобретена после 1 января 2014 года, то оснований для распределения имущественного налогового вычета строго пропорционально доле в праве собственности нет.

Таким образом, имущественным вычетом в размере фактически произведенных расходов на приобретение квартиры, но не более 2 млн. рублей, может воспользоваться каждый совладелец квартиры. Вычет предоставляется исходя из величины совокупных расходов супругов, подтвержденных платежными документами. Также необходимо представить заявление о распределении расходов на приобретение объекта недвижимости в любой пропорции, но не более 2 млн. рублей на каждого. Например, если квартира стоит 3 млн. рублей, супруги вправе распределить вычет следующим образом: по 1,5 млн. рублей каждому или 2 млн. рублей одному супругу и 1 млн. рублей другому (либо в любой другой пропорции).

(Письмо ФНС России от 30.03.16 № БС-3-11/1367)

Минфин России подготовил сообщение о вступающих в силу с 10 апреля 2016 года изменениях порядка привлечения к административной ответственности за нарушение требований к бухучету

Федеральным законом от 30 марта 2016 г. N 77-ФЗ введена новая редакция статьи 15.11 и уточнена статья 4.5 КоАП РФ.

В сообщении приведена следующая, в частности, информация:

  • новые минимальный и максимальный размеры штрафа за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету составляют соответственно 5000 и 10000 рублей (ранее - 2000 и 3000 рублей);
  • введено специальное наказание за повторное совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 КоАП, в виде штрафа от 10000 до 20000 рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет;
  • дополнен перечень грубых нарушений порядка ведения бухгалтерского учета;
  • срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (ранее - 3 месяца).

(Информационное сообщение Минфина России от 07.04.2016 N ИС-учет-1 "Об изменении порядка привлечения к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.