Мониторинг изменений за период 12.09.16 - 18.09.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Внесены изменения в порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций

В частности:

  • расширен перечень Международных стандартов финансовой отчетности, в соответствии с требованиями которых некредитные финансовые организации составляют годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В указанный перечень включены, в числе прочего, МСФО (IAS) 2 "Запасы", МСФО (IAS) 23 "Затраты по заимствованиям", МСФО (IAS) 29 "Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике", МСФО (IFRS) 2 "Выплаты на основе акций", МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (в редакции 2014 года);
  • отмечено, что некредитная финансовая организация вправе принять решение о применении МСФО (IFRS) 9 и отразить данное решение в учетной политике;
  • признана утратившей силу Глава 2. "Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некредитной финансовой организации" Положения Банка России от 3 февраля 2016 года N 532-П, взамен которой включена Глава 2.1. "Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некредитной финансовой организации", положения которой применяются к некредитным финансовым организациям, принявшим решение о применении МСФО (IFRS) 9 с 1 января 2017 года;
  • уточнены требования к составлению и представлению конкретных форм отчетов.

Указание вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2018 года.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 05.09.2016 N 4128-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 3 февраля 2016 года N 532-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, организаторов торговли, центральных контрагентов, клиринговых организаций, специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, страховых брокеров")

Внесены изменения в порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования

В частности:

  • расширен перечень Международных стандартов финансовой отчетности, в соответствии с требованиями которых страховщики составляют годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В указанный перечень включены в числе прочего МСФО (IAS) 2 "Запасы", МСФО (IAS) 23 "Затраты по заимствованиям", МСФО (IAS) 29 "Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике", МСФО (IFRS) 2 "Выплаты на основе акций", МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (в редакции 2014 года);
  • отмечено, что страховщик вправе принять решение о применении МСФО (IFRS) 9 с 1 января 2017 года и отразить данное решение в учетной политике;
  • признана утратившей силу "Глава 2. "Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика" Положения Банка России от 28 декабря 2015 года N 526-П, взамен которой включена "Глава 2.1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика", положения которой применяются к страховщикам, принявшим решение о применении МСФО (IFRS) 9 с 1 января 2017 года.

Уточнены требования к составлению и представлению конкретных форм отчетов.

Указание вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 05.09.2016 N 4127-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 28 декабря 2015 года N 526-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования")

Утверждены формы документов, используемых для возврата или зачета излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора

Приказом установлены формы документов:

  • акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора;
  • заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора;
  • заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора;
  • решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора;
  • заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора;
  • решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора;
  • решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора" сумма излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика по экологическому сбору либо возврату плательщику. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора производится территориальным органом Росприроднадзора по месту государственной регистрации плательщика после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора.

(Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 N 489 "Об утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного взысканного) экологического сбора, решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора", зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2016 N 43630)


Вернуться в начало


Правовые новости

Банк России снизил ключевую ставку до 10%

Совет директоров Банка России по итогам заседания в пятницу принял решение снизить ключевую ставку на 0,5 процентного пункта — до 10%. Об этом говорится в сообщении регулятора.

Отмечается, что Центробанк принял данное решение, "учитывая замедление инфляции в соответствии с прогнозом и снижение инфляционных ожиданий при сохранении неустойчивой экономической активности".

На заседании в пятницу, 16 сентября, совет директоров Банка России рассмотрит вопрос о ключевой ставке. "Вместе с тем для закрепления тенденции к устойчивому снижению инфляции, по оценкам Банка России, необходимо поддержание достигнутого уровня ключевой ставки до конца 2016 года с возможностью ее снижения в I-II квартале 2017 года", — подчеркивается в пресс-релизе. При принятии решения о ключевой ставке в ближайшие месяцы ЦБ будет оценивать инфляционные риски и соответствие динамики экономики и инфляции базовому прогнозу.

В ЦБ ожидают, что с учетом принятого решения и сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики годовые темпы инфляции составят около 4,5% в сентябре 2017 года и снизятся до целевого уровня 4% в конце 2017 года.

На прошлом заседании совет директоров ЦБ сохранил ключевую ставку в размере 10,5%. Ключевая ставка находилась на уровне 11% с августа 2015 года, однако в этом году на июньском заседании Банк России снизил ее на 0,5 процентного пункта.

Следующее заседание совета директоров Банка России по вопросам денежно-кредитной политики пройдет 28 октября.


Вернуться в начало


Законопроекты

ФНС разработала формы заявлений для плательщиков страховых взносов

ФНС России разместила на федеральном портале проектов нормативных актов проект приказа об утверждении форм и форматов документов, используемых при учете организаций и физических лиц в качестве плательщиков страховых взносов, а также порядка заполнения этих форм.

Фискалы разработали следующие формы:

  • сообщение о наделении российской организации – плательщика страховых взносов обособленного подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц;
  • заявление международной организации – плательщика страховых взносов о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе;
  • заявление физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов

Публичное обсуждение проекта продлится до 11.11.2016.

Минтруд разрешит не ставить печати в трудовых книжках работников

Право организаций не иметь печати появилось в законах полтора года назад. Но до сих пор различные ведомства еще не привели свои нормативные акты в соответствие с действующим законодательством. Вот и Минтруд не спешил и только недавно разместил уведомление о подготовке приказа, вносящего изменения в Инструкцию по заполнения трудовых книжек.

В случае, если организация, зарегистрированная в форме ООО или АО, не имеет печати, то требования о проставлении печати в трудовой книжке и вкладышах в трудовую книжку не применяются, говорится в поправках к приказу. Печать проставляется такими организациями при ее наличии и указании на это в уставе хозяйственного общества.

В путевой лист надо будет вносить сведения о предрейсовом контроле техсостояния ТС

Минтранс уведомил о разработке проекта изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом от 18 сентября 2008 г. № 152.

Разработчик поясняет, что планируется предусмотреть обязательность внесения в путевой лист сведений о предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства. Кроме того, проставление печати или штампа юрлица или ИП, владеющих транспортным средством, при заполнении путевых листов будет необязательным.

Минтранс может подготовить приказ только к марту 2017 года, указано в уведомлении.


Вернуться в начало


Судебная практика

Неподписание акта выездной проверки некоторыми проверяющими не влечет отмену решения

По результатам выездной проверки инспекция доначислила компании налоги, пени и штрафы.

Компания пыталась оспорить решение инспекции в суде, ссылаясь на процессуальные нарушения – акт выездной проверки содержит поддельные (сфальсифицированные) подписи должностных лиц, участвующих в проверке.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска. Действительно, часть подписей проверяющих в обоих экземплярах акта проверки отсутствует, некоторые подписи одних и тех же проверяющих разнятся между собой, последний лист экземпляра акта налогоплательщика пронумерован номером 100 вместо 153. При этом истцом не оспаривается идентичность содержания текстов всех экземпляров акта проверки.

Суд опросил лиц, как подписавших акт проверки, так и тех, чьи подписи отсутствуют во всех или в части экземпляров акта проверки, и установил, что никто из указанных должностных лиц не отрицал своего участия в проверке.

В решении кассации (Ф04-3486/2016 от 09.09.2016) указано: "неподписание акта выездной налоговой проверки одним или несколькими проверяющими является нарушением пункта 2 статьи 100 НК РФ, однако не относится к существенным нарушениям, влекущим за собой отмену решения налогового органа".

(дело № А81-4246/2015)

Суд: формирование налоговой плана проверок не дает ей права истребовать документы

ИФНС направила компании требование о предоставлении информации, которое было отклонено со ссылкой на отсутствие оснований для запроса. Инспекция оштрафовала компанию по пункту 2 статьи 126 НК на 10 тысяч рублей. По мнению инспекции, она вправе вне рамок проверок истребовать документы по конкретным сделкам.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на положение пункта 3 статьи 91 НК - в требовании должно быть указано, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В данном случае инспекция сослалась на проведение предпроверочного анализа по вопросу включения или невключения налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок. Однако данные основания не указаны ни в поручении, ни в требовании. Кроме того, приведенное основание не свидетельствует о необходимости получения документов (информации) относительно конкретной сделки. К тому же, в требовании не указаны сведения о конкретной сделке, по которой истребуются документы - нет данных, позволяющих идентифицировать эту сделку, что исключает возможность исполнения требования, разъяснили суды (постановление кассации Ф07-3815/2016 от 23.06.2016).

(дело № А05-8310/2015)

Из-за 1,5 месяцев болезни не восстановить срок на обращение в суд, пропущенный на 2 года

П. являлся акционером компании. В связи с непредставлением компанией в течение последних 12 месяцев налоговой отчетности и неведением операций по расчетному счету ИФНС приняла решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ, о чем в ЕГРЮЛ 25 января 2013 года внесена запись. 30 апреля решение о предстоящем исключении было опубликовано в соответствующем издании. 14 мая компания перестала существовать.

В октябре 2015 года П. обратился в суд с иском о признании недействительной записи об исключении компании и восстановлении пропущенного для обжалования срока. Он пояснил, что в период с 25 января по 15 апреля 2013 года находился на лечении в дневном стационаре, затем в 2014 году с 3 февраля по 14 февраля и с 26 мая по 2 июня готовился к операции и оперировался.

Суды трех инстанций отказали в восстановлении пропущенного срока, указав на отсутствие уважительных причин пропуска. Суды признали, что о принятии оспариваемого решения и внесении записи в реестр истцу должно было стать известно при опубликовании об этом сведений в соответствующем издании, то есть с этого момента исчисляется срок на обращение в суд. Вместе с тем, в периоды между нахождением в стационаре, подготовкой к операции и операцией истец в суд не обращался, обоснование невозможности обращения в суд не представил. При этом пропуск срока для обращения в суд при отсутствии уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Судья ВС (302-КГ16-10219 от 29.07.2016) отказал истцу в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Данное дело приведено в обзоре судебной практики с участием регистрирующих органов № 2 (2016), которое ФНС разослала письмом от 4 июля 2016 г. N ГД-4-14/11938@.

(дело № А58-5849/2015)

Запись в ЕГРП о переходе права собственности на ОС не всегда приводит к начислению НДС

ООО "Ю" (продавец) продало объект недвижимости – здание ООО "А" (покупателю). Регистрация права собственности в ЕГРП произведена 1 сентября 2014 года. При этом согласно договору стоимость здания должна была быть оплачена до 30 сентября, а через месяц здание должно было быть передано по передаточному акту. Однако 1 октября договор был расторгнут в связи с неисполнением покупателем обязанности по оплате.

По результатам камеральной проверки налоговая доначислила ООО "Ю" НДС, пени и штраф, полагая, что моментом определения налоговой базы по указанной операции является дата госрегистрации перехода права собственности – 1 сентября.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на пункт 16 статьи 167 НК - при реализации недвижимого имущества датой отгрузки признается день его передачи покупателю по передаточному акту или иному документу о передаче. При этом согласно части 1 статьи 7 федерального закона 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" выписка из ЕГРП является документом, содержащим информацию о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, но не удостоверяющим факт передачи указанного имущества.

Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем происходит по передаточному акту или иному документу о передаче (статья 556 ГК). Действующее законодательство предусматривает возможность передачи недвижимого имущества после госрегистрации права собственности на него. Суды (Ф06-12029/2016 от 08.09.2016) признали, что у компании не возникло обязанности по уплате НДС за 3 квартал 2014 года.

(дело № А12-55427/2015)

Стоимость работ в актах превышает указанную в КС-3 - не препятствие для вычета НДС

ОАО (заказчик) заключило с ООО "Д", "Ж", "О" и "Э" договоры технического обслуживания, содержания и текущего ремонта жилого и нежилого фонда. У контрагентов компания получила свидетельства о госрегистрации, о постановке на учет, приказы о назначении директора, уставы, выписки из ЕГРЮЛ. Подтверждением наличия у них должной компетенции и возможности реально выполнить работы и оказать услуги являлись сертификаты соответствия региональной системы добровольной сертификации жилищно-коммунальных услуг.

В марте 2013 года компания представила в инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за 2010-2013 годы с суммой налога к возмещению. По результатам камеральных проверок инспекция отказала в возмещении, ссылаясь на то, что стоимость выполненных работ по актам приема-сдачи превышает стоимость по актам КС-3. Также инспекция отказала в вычете в связи с непредставлением счетов-фактур от ООО "Э".

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что на досудебной стадии компания представила пакет подтверждающих документов: деловой переписки о ходе выполнения работ, протоколы оперативных совещаний, паспорта готовности жилых домов и придомовой территории, сведения по фактической численности, движении и зарплате работников контрагентов.

Инспекция, делая вывод о превышении стоимости в актах над стоимостью в КС-3, не учла, что вычет связан также с услугами по санитарному содержанию жилого фонда, стоимость которых не отражается в КС-3. Представленный налогоплательщиком сводный акт выполненных работ (услуг) содержит общий объем выполненных работ (услуг) и их стоимость.

Суды (постановление кассации Ф05-11852/2016 от 05.09.2016) также пояснили, что налогоплательщик при предоставлении декларации по НДС, в том числе с суммой налога к возмещению, не обязан одновременно предоставлять документы, подтверждающие вычеты. Документы представляются только после их истребования инспекцией. В данном случае счета-фактуры по ООО "Э" фактически истребованы не были, налогоплательщик не был привлечен к ответственности по статье 126 НК. Счета-фактуры были представлены на досудебной стадии.

(дело № А40-138357/2015)

Суды решили, что не положен вычет НДС по обустройству базы отдыха для работников

Компания приобрела товары (кухонные гарнитуры, люстры и прочее) для обустройства арендованной базы отдыха и заявила вычет в налоговой декларации по НДС. По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, указав, что товары не использовались в деятельности, облагаемой НДС.

Компания оспорила решение в суде, поясняя, что арендованные помещения используются для проведения маркетинговых, корпоративных мероприятий, а также отдыха работников компании.

Суд первой инстанции отменил решение инспекции. Налогоплательщик не оказывает необлагаемые НДС услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, поименованные в подпункте 18 пункта 3 статьи 149 НК. Поэтому операции по приобретению товаров для собственных нужд должны учитываться при формировании налоговой базы по НДС.

Апелляция отменила решение суда, установив, что согласно договору аренды базы она должна использоваться исключительно по прямому назначению - в целях оказания услуг по организации отдыха. Доказательств использования базы для проведения маркетинговых, корпоративных мероприятий налогоплательщиком не представлено. Учитывая, что арендуемая база отдыха находится на достаточно отдаленном расстоянии от производственной базы компании, по мнению судов, непонятно, каким образом она связана с производственной деятельностью налогоплательщика.

В решении кассации (Ф10-3124/2016 от 09.09.2016) указано: "использование имущества для собственных целей, - поощрение сотрудников Общества, не относится к операциям подлежащим обложению НДС".

(дело № А09-9704/2015)

Ненадлежащая доверенность главбуха может привести к отказу в возмещении НДС

В мае 2015 года компания представила в инспекцию уточненную декларацию по НДС с заявлением о возврате налога в заявительном порядке. Заявление подписано главным бухгалтером компании. Инспекция отказала в возмещении, указав на неподтвержденность полномочий главбуха.

Компания оспаривала решение инспекции в суде, указав, что налоговая располагала доверенностью на главбуха в связи с проведением камеральных проверок и принимала документы с сопроводительными письмами, подписанными этим же главным бухгалтером. К тому же, по мнению компании, инспекция была обязана сообщить о необходимости оформить доверенность на лицо, подписавшее заявление.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска, разъяснив, что представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности. Доверенность необходимо выдавать каждому лицу, которое выступает от имени налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами, если только оно не является законным представителем налогоплательщика (пункт 1 статьи 26, абзац 1 пункта 3 статьи 29 НК). Таким образом, главному бухгалтеру, финансовому директору, заместителю гендиректора и прочим руководителям различных служб налогоплательщика нужно оформлять доверенность.

Суды отклонили доверенность от 16 октября 2014 года, согласно которой главбух вправе представлять компанию в ИФНС по вопросу сдачи заявления о госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юрлица, представлять и получать заявления, свидетельства, уведомления, решения, протоколы справки и прочее. Полномочия на подписание заявления по возмещению НДС в общем и заявительном порядке в указанной доверенности отсутствуют.

Ссылку компании на доверенность от 1 апреля 2015 года суды также отклонили, поскольку на момент подачи заявления (18 мая) и принятия спорного решения (25 мая) она в инспекцию представлена не была. Копия этой доверенности попала к налоговикам только 10 июня.

Суды отклонили довод налогоплательщика об обязанности инспекции запросить необходимую доверенность, поскольку НК не содержит такой обязанности. Суды (постановление кассации Ф08-6250/2016 от 05.09.2016) согласились с выводом инспекции о том, что пакет документов на применение заявительного порядка возмещения в нарушение пункта 7 статьи 176.1 НК представлен неуполномоченным лицом.

(дело № А32-39881/2015)

Как рассчитать амортизацию при модернизации без увеличения срока использования ОС

Компания, использующая линейный метод амортизации, ввела в эксплуатацию основное средство в октябре 2009 года, которое должно было быть полностью самортизировано через 61 месяц. В марте 2013 года (через 41 месяц эксплуатации) была проведена модернизация. Оставшийся срок полезного использования составил 20 месяцев. Далее в июле того же года в результате второй модернизации сумма первоначальной стоимости снова увеличилась, оставшийся срок полезного использования составил 16 месяцев.

Модернизация не повлияла на срок использования основного средства. Компания исчислила амортизацию исходя из остаточной стоимости основных средств, увеличенной на сумму затрат на модернизацию, и оставшегося срока полезного использования.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, приведя свой расчет. По мнению инспекции, поскольку срок полезного использования модернизированных объектов остался без изменения (изменилась только сумма первоначальной стоимости), норма амортизации не может быть изменена, и начисление амортизации следует продолжать, используя прежний механизм исчисления и норму амортизации до полного погашения измененной первоначальной стоимости.

Суды трех инстанций разъяснили, что увеличение срока полезного использования объекта после модернизации является правом налогоплательщика. Если после модернизации срок полезного использования основного средства не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок (пункт 1 статьи 258 НК).

Судами установлено, что налогоплательщик не увеличил указанный срок, поскольку после модернизации посредством дополнительных модулей возросло быстродействие узла, его пропускная способность, производственная мощность, но не срок использования, ведь на модернизированное ОС повысилась нагрузка.

Суды (постановление кассации Ф04-3528/2016 от 01.09.2016) пояснили, что расчет с неизменной нормой амортизации автоматически приведет к увеличению сроков полезного использования модернизированных объектов, что может привести к превышению предельного срока полезного использования для основных средств соответствующих амортизационных групп и прямо противоречит положению пункта 1 статьи 258 НК.

(дело № А45-18480/2015)

ИП не удалось ради ЕНВД скрыть от налоговой более тысячи "квадратов", назвав их складом

Предприниматель занималась реализацией товаров в арендованном помещении, которое согласно техпаспорту является складским и состоит из нескольких залов. Согласно договору предприниматель арендовала 1148,6 кв. метра, однако в декларации по ЕНВД ею была задекларирована торговая площадь 37 кв. метров.

По результатам выездной проверки ИФНС указала на неправомерность применения ЕНВД ввиду превышения установленного лимита торговой площади, и доначислила налоги по общей системе налогообложения. Инспекция установила, что в торговом зале (площадь 37 кв. метров) демонстрировался товар. Для оплаты товара покупателями использовалось другое помещение, в котором находилась касса, товар выдавался еще в одном помещении - со склада. В складском помещении оборудовано рабочее место кладовщика, производившего отпуск товара покупателям по накладной. Для отпуска товара использовалась накладная, а не кассовый или товарный чек. Кроме того, с покупателями были заключены договоры поставки, а расчеты производились в безналичной форме. Таким образом, предприниматель фактически при реализации товаров использовала всю площадь арендованного помещения и занималась оптовой торговлей, указала инспекция.

Предприниматель оспорила решение инспекции в суде, полагая, что выдача товара со склада не влияет на право применения ЕНВД. Заключение договоров поставки с контрагентами не лишает их права приобретать товар в розницу.

Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика. Апелляция и кассация признали законным решение инспекции, учитывая показания покупателей, согласно которым товар приобретался систематически, в течение длительного времени, за наличный и безналичный расчет, с целью дальнейшей реализации в розничной торговле через магазины и иные торговые точки и приготовления пищи в объектах общественного питания. Передача товара оформлялась товарными накладными. Суды (постановление кассации Ф01-3507/2016 от 06.09.2016) признали, что предприниматель занималась оптовой торговлей с использованием площади торгового помещения, превышающей 150 квадратных метров – деятельностью, которая подлежит обложению по общей системе.

(дело № А29-2499/2015)

Суды отменили принудительное взыскание взносов через 2 года после вынесения решения

Решением суда от 25 мая 2012 года компания была признана банкротом, и в ее отношении введено конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Через несколько месяцев ПФ направил в банк инкассовые поручения, которые письмами возвращены в связи с закрытием расчетного счета компании в одном банке и оставлены без исполнения в связи с отсутствием денежных средств в другом.

8 мая 2015 года производство по делу о несостоятельности прекращено, и вскоре задолженность по страховым взносам была списана со счета компании.

Компания обратилась сначала в ПФ, а затем в суд с заявлением о возврате взысканных взносов, мотивируя необоснованность их взыскания окончанием процедуры конкурсного производства. По мнению истца, фондом пропущен срок направления инкассовых поручений.

Суды трех инстанций удовлетворили требования компании, установив, что недоимка, подлежащая взысканию на основании данных инкассовых поручений, относится к 2012 году. Вместе с тем, согласно части 5 статьи 19 закона 212-ФЗ решение о принудительном взыскании взносов за счет денежных средств на счетах плательщика принимается в течение двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае фонд вправе в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования обратиться в суд для взыскания задолженности.

Суды (постановление кассации Ф06-12058/2016 от 05.09.2016) пояснили, что после возврата не оплаченных инкассовых поручений фонд был вправе взыскать взносы за счет иного имущества плательщика, что сделано не было.

(дело № А65-24859/2015)


Вернуться в начало


Прочее

Впервые категория субъекта может быть изменена при формировании реестра МСП в 2019 году

ФНС напомнила, что в целях отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников и доходу за предшествующий календарный год.

В настоящее время реестр МСП сформирован в августе текущего года на основе сведений за предшествующий календарный год - за 2015 год.

Категория субъекта МСП в общем случае меняется, если указанные показатели значения выше или ниже установленных предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

При этом положения, касающиеся условий отнесения к субъектам МСП по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и по доходу (а не по выручке, как раньше) вступили в силу с 1 января 2016 года (федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ).

Таким образом, впервые категория субъекта МСП может быть изменена при формировании реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

(Письмо ФНС России от 7 сентября 2016 г. № СД-4-3/16672@)

Перенумерация банковских счетов не относится к закрытию и открытию счета

ФНС сообщила, что банки жалуются на штрафы по статье 132 НК - за открытие новых счетов лицам, операции по счетам которых приостановлены ИФНС.

Вместе с тем, не является закрытием счета внесение в книгу регистрации открытых счетов записи о закрытии лицевого счета в связи с изменением его номера, обусловленным требованиями законодательства РФ и нормативных актов Банка России (в частности, вследствие реорганизации клиента или обслуживающей его кредитной организации). Это установлено пунктом 1.3 инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов".

ФНС предлагает налоговикам не находить состава правонарушения в действиях банков по перенумерации счетов юрлиц и ИП во исполнение требований нормативного акта Банка России, не влекущих за собой открытия нового счета.

(Письмо ФНС России от 31 августа 2016 г. N ГД-4-8/16112)

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Специального административного района Гонконг КНР об избежании двойного налогообложения вступило в силу 29 июля 2016 года

Положения Соглашения применяются:

  • в Специальном административном районе Гонконг: в отношении налога Специального административного района Гонконг за любые налоговые периоды, начинающиеся 1 апреля или после 1 апреля календарного года, следующего за годом, в котором Соглашение вступает в силу;
  • в России: в отношении российского налога за любые налоговые периоды, начинающиеся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором Соглашение вступает в силу.

(Письмо ФНС России от 31.08.2016 N ЗН-4-17/16168 "О вступлении в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему")

Освобожденный от НДС поставщик выставил счет-фактуру, но не уплатил НДС - вычета нет

Минфин рассмотрел вопрос фирмы, которой налоговики отказали в возмещении из бюджета НДС по услугам наземного обслуживания воздушных судов в различных аэропортах, приобретаемым в рамках воздушных перевозок.

Такие услуги не подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) НДС. Однако поставщики этих услуг выставляли счета-фактуры с выделением НДС по ставке 18%. При этом в ходе налоговых проверок установлен факт неуплаты в бюджет поставщиками полученных от клиента сумм НДС по указанным счетам-фактурам.

Поэтому в бюджете отсутствует источник для возмещения НДС указанной фирме. При этом она не лишена права обратиться к своим поставщикам и потребовать от них возврата необоснованно перечисленных им сумм в качестве неосновательного обогащения с начислением процентов за пользование указанными денежными средствами. Такой подход соответствует определению ВС от 5 октября 2015 г. N 305-КГ15-10553.

(Письмо Минфина России от 17 августа 2016 г. N 03-07-03/48174)

После повторной постановки на баланс движимое имущество льготированию не подлежит

Организации, поставившие на баланс с 1 января 2013 года в качестве основных средств движимое имущество, имеют право на льготы в соответствии с пунктом 25 статьи 381 НК РФ.

При этом одним из ограничений, не позволяющих использовать эту льготу по налогу на имущество организаций, является постановка на баланс движимого имущества, переданного взаимозависимой организацией (в том числе приобретенного у взаимозависимой организации).

На практике встречаются случаи, когда организация, применяющая данную льготу, передает движимое имущество взаимозависимой организации на баланс, а по истечении некоторого времени получает его обратно и вновь ставит его себе на баланс.

В этом случае после повторной постановки на баланс движимое имущество не подлежит льготированию, поскольку нарушаются условия предоставления льготы.

(Информация ФНС России "О получении налоговых льгот на движимое имущество организаций")

Администрирование налога на имущество, рассчитываемого исходя из кадастровой стоимости: вводить два КБК нецелесообразно

Рассмотрен вопрос о введении новых кодов бюджетной классификации для учета доходов от уплаты налога на имущество (организаций и физлиц) по объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В силу НК РФ законодательный (представительный) орган госвласти региона (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) до 1 января 2020 г. устанавливает единую дату начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.

До 2020 г. при наличии двух кодов бюджетной классификации для учета доходов от уплаты налога в отношении административно-деловых, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания и объектов другого назначения (дом, квартира) инспекция должна направить два платежных документа.

Это потребует дополнительных затрат на администрирование налога, усложнит процедуру уплаты начисленных сумм.

Таким образом, временное введение новых кодов бюджетной классификации для учета доходов от уплаты налогов нецелесообразно.

При этом предусмотрено предоставление налоговыми органами органам власти регионов Сводного отчета о результатах администрирования налога на имущество организаций по объектам, включенным в перечни, и по объектам недвижимого имущества иностранных организаций, не используемым в их деятельности в России через постоянные представительства по форме N 5-НИОК.

(Письмо ФНС России от 6 сентября 2016 г. № БС-4-11/16580@ "О предоставлении информации")

Подача деклараций иностранцами: нюансы

При определении налогового органа для предоставления деклараций физлицами, не являющимися налоговыми резидентами России, получившими доходы от источников в нашей стране, необходимо руководствоваться следующим.

При продаже недвижимости или транспортного средства (при отсутствии на момент подачи декларации на территории России места жительства или пребывания) декларация предоставляется в инспекцию, в которой лицо состоит либо состояло на учете соответственно по месту нахождения имущества или транспортного средства.

Если объекты находятся на территориях, обслуживаемых различными налоговыми органами, то иностранцы и апатриды подают декларации исходя из совокупности полученных доходов в любую инспекцию по своему выбору.

Перечисление денежных средств в бюджетную систему плательщиками, находящимися на территории иностранного государства, может быть произведено через корреспондентский счет уполномоченного банка, имеющего корреспондентские отношения с банком, на территории иностранного государства, в соответствии с договорными отношениями и при наличии реквизитов получателя средств и банка получателя.

Информацию об уполномоченных банках можно найти на сайте ЦБ РФ.

Таким образом, денежные средства в счет налоговых платежей перечисляются иностранными банками путем представления соответствующего поручения (SWIFT) в зарубежный банк, имеющий корреспондентские отношения с российским банком.

Узнать адрес и реквизиты инспекции по месту учета недвижимого имущества можно на сайте ФНС России www.nalog.ru посредством электронного сервиса "Адреса и платежные реквизиты вашей инспекции" (https://service.nalog.ru/addrno.do).

Российский банк на основании информации, содержащейся в поручении (SWIFT), формирует расчетные документы.

В целях идентификации плательщика, получателя и платежа в поручении должны содержаться следующие реквизиты: ИНН, КПП налогового органа - получателя платежа (по месту учета налогоплательщика); реквизиты счета органа Федерального казначейства по соответствующему региону; показатель КБК; ОКТМО.

(Письмо ФНС России от 7 сентября 2016 г. № ЗН-3-1/4102@ "О рассмотрении обращения")

Продажа товаров интернет-магазином не относится к розничной торговле в целях ЕНВД

Минфин указал, что в целях ЕНВД под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети).

Поэтому реализация товаров с использованием сети интернет в целях ЕНВД не относится к розничной торговле. ЕНВД по такой деятельности не применяется. В отношении данной предпринимательской деятельности применяются иные режимы налогообложения.

(Письмо Минфина России от 22.08.16 № 03-11-11/48896)

ИП, потерявший право на ПСН, платит налоги в рамках общего режима, но перейти на него может только в новом году

В случае если индивидуальный предприниматель совмещает применение патентной системы налогообложения с УСН и утратил право на применение ПСН, то он обязан за период ее применения уплатить налоги в рамках общего режима налогообложения, от которых был освобожден в соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 346.43 Кодекса.

В то же время с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика ПСН индивидуальный предприниматель вправе по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применялась ранее ПСН, применять УСН при соблюдении ограничений, установленных главой 26.2 Кодекса.

При этом ИП вправе перейти на общий режим налогообложения только с начала следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган в срок, предусмотренный пунктом 6 статьи 346.13 Кодекса.

(Письмо Минфина России № 03-11-11/49569 от 24.08.2016)

Организация обязана восстановить расходы на обучение физлица, не заключившего с ней трудовой договор

Расходы на обучение потенциальных сотрудников организации можно учесть в составе прочих расходов. Но эти суммы необходимо будет включить во внереализационные доходы, если физлицо в течение трех месяцев после обучения не заключит с организацией трудовой договор. Об этом напомнил Минфин России.

Расходы на обучение физлиц по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку включаются в состав прочих расходов организации на основании пункта 23 статьи 264 НК РФ. Это возможно при соблюдении условий, оговоренных в пункте 3 данной статьи, а именно:

  • обучение осуществляется на основании договора с российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию, либо иностранным образовательным учреждением, имеющим соответствующий статус;
  • имеется договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания обучения заключить с организацией, оплатившей обучение, трудовой договор и отработать в ней не менее одного года.

Если по истечении трех месяцев после окончания обучения физическое лицо не заключит трудовой договор с организацией, оплатившей обучение, то ей придется включить стоимость обучения в состав внереализационных доходов отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок. Аналогичные последствия наступят и в том случае, если трудовой договор между указанными лицами будет прекращен до истечения одного года с даты начала его действия (исключение — прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон; ст. 83 ТК РФ). Сумму платы за обучение необходимо будет учесть во внереализационных доходах отчетного (налогового) периода, в котором стороны расторгли трудовой договор.

Также чиновники напомнили, что если физлицо, которое так и не заключило трудовой договор с организацией, оплатившей обучение, или организация-работодатель данного физлица возместят расходы по обучению, то эта сумма включается в состав внереализационных доходов организации, оплатившей обучение (ст. 250 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 05.09.16 № 03-03-06/1/51687)

ФНС: зарплату работнику-нерезиденту можно выдавать только в безналичной форме

Если сотрудник не является резидентом РФ, то выплачивать ему заработную плату "наличкой" работодатель не вправе. Об этом проинформировала Федеральная налоговая служба.

Чиновники ссылаются на пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.03 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Этой нормой установлен закрытый перечень случаев, при которых организации-резиденты могут осуществлять расчеты с физлицами-нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Расчеты по выплате работодателем сотруднику-нерезиденту зарплаты в наличной форме в этом перечне не упомянуты. В связи с этим работодатель-резидент обязан выплачивать зарплату работникам-нерезидентам (в том числе гражданам Белоруссии) исключительно в безналичной форме.

(Письмо ФНС России от 29.08.16 № ЗН-4-17/15799)

ПФР сообщает об изменениях формата сведений о застрахованных лицах

В связи с выпуском Распоряжения Правления ПФ РФ от 31.08.2016 N 432р "Об утверждении формата данных сведений застрахованных лиц (форма СЗВ-М)", указывается, что:

  • в новой схеме СЗВ-М тип для представления служебной информации "АФ2:ТипСлужебнаяИнформация" дополнен сведениями о программе подготовки электронного документа;
  • изменен показатель, указываемый по умолчанию в качестве пространства имен для документа СЗВ-М;
  • упрощен перечень правил проверки документов СЗВ-М.

Разъясняется, что на переходный период (до 1 ноября 2016 года) формы СЗВ-М могут регистрироваться в ВИО по двум схемам, и к каждой из них будет применяться набор правил, соответствующий схеме документа СЗВ-М. Если документ сформирован по новой схеме, то будет применен набор правил, утвержденный Распоряжением Правления ПФ РФ от 31.08.2016 N 432р. Если документ сформирован по старой схеме - набор правил, утвержденный Распоряжением Правления ПФ РФ от 25.02.2016 N 70р "Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах".

Распоряжение Правления ПФ РФ от 31.08.2016 N 432р, модуль проверки Альбома форматов информационного обмена ПФР, программа проверки отчетности CheckPFR размещены на сайте ПФР.

(Письмо ПФ РФ от 02.09.2016 N 15-26/12513 "О формате сведений о застрахованных лицах")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.