Мониторинг изменений за период 14.11.16 - 20.11.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

На территории РФ вводятся в действие 30 документов, содержащих международные стандарты аудита (МСА)

Со дня официального опубликования вводятся в действие:

Международный стандарт контроля качества 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг»;

Международный стандарт аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»;

Международный стандарт аудита 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности»;

Международный стандарт аудита 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»;

Международный стандарт аудита 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»;

Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»;

Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»;

Международный стандарт аудита 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»;

Международный стандарт аудита 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»;

Международный стандарт аудита 402 «Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации»;

Международный стандарт аудита 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»;

Международный стандарт аудита 500 «Аудиторские доказательства»;

Международный стандарт аудита 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях»;

Международный стандарт аудита 505 «Внешние подтверждения»;

Международный стандарт аудита 520 «Аналитические процедуры»;

Международный стандарт аудита 530 «Аудиторская выборка»;

Международный стандарт аудита 550 «Связанные стороны»;

Международный стандарт аудита 560 «События после отчетной даты»;

Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов»;

Международный стандарт аудита 620 «Использование работы эксперта аудитора»;

Международный отчет о практике аудита 1000 «Особенности аудита финансовых инструментов»;

Международный стандарт обзорных проверок 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов»;

Международный стандарт обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации»;

Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов»;

Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3400 «Проверка прогнозной финансовой информации»;

Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации»;

Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов»;

Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3420 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг»;

Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации»;

Международный стандарт сопутствующих услуг 4410 (пересмотренный) «Задания по компиляции».

(Приказ Минфина России от 24.10.2016 N 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации», зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2016 N 44299)

ФНС России уполномочена осуществлять контроль и надзор за применением контрольно-кассовой техники

Установлено, в частности, что ФНС России:

  • выдает разрешения на обработку фискальных данных;
  • ведет реестр фискальных накопителей;
  • реестр экспертных организаций;
  • принимает решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных;
  • устанавливает порядок ведения кабинета контрольно-кассовой техники;
  • устанавливает случаи, порядок и сроки предоставления информации и документов в электронной форме организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники;
  • устанавливает методику проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных);
  • устанавливает форматы фискальных документов, обязательных к использованию;
  • устанавливает перечень сведений и (или) документов, формы, форматы и порядок их предоставления оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора.

Кроме того, признаются утратившими силу:

  • с 1 февраля 2017 года - Постановление Правительства РФ от 23.01.2007 N 39 «Об утверждении Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений»;
  • с 1 июля 2017 года - Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями».

(Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1173 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»)

Подаем в электронном виде заявления на льготы по имущественным налогам и на получение вычетов по НДФЛ

Установлены рекомендуемые форматы подачи в электронном виде заявлений о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов и социальных налоговых вычетов на обучение и лечение по НДФЛ. Отметим, что указанные подтверждения выдаются налогоплательщику налоговым органом для представления работодателю.

Также приведен рекомендуемый формат представления в электронном виде заявления о выдаче справки о подтверждении получения (неполучения) налогоплательщиком социального налогового вычета по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования. Эта справка представляется в страховую организацию в целях исчисления НДФЛ при расторжении указанных договоров.

Кроме того, установлен рекомендуемый формат подачи в электронном виде заявлений о предоставлении льготы по земельному, транспортному налогу и налогу на имущество физлиц.

(Приказ ФНС России от 10 ноября 2016 г. № ММВ-7-6/609@ «Об утверждении рекомендуемых форматов представления в электронной форме заявлений о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных и имущественных налоговых вычетов, о подтверждении неполучения либо подтверждении факта получения налогоплательщиком социального налогового вычета, а также о предоставлении льготы по имущественным налогам»)

На 2017 год установлены коэффициенты-дефляторы, необходимые для целей налогообложения НДФЛ, УСН, ЕНВД, ПСН, налога на имущество ФЛ и торгового сбора

Коэффициенты устанавливаются ежегодно на каждый следующий календарный год с учетом изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году.

Так, согласно приказу Минэкономразвития России на 2017 год коэффициенты-дефляторы установлены в следующих размерах:

  • в целях применения НДФЛ - 1,623;
  • ЕНВД - 1,798;
  • торгового сбора - 1,237;
  • УСН, ПСН и налога на имущество физических лиц - 1,425.

(Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2016 N 698 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год», зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2016 N 44353)

Обновлена форма расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных ТС, шасси и прицепов к ним

Это связано с тем, что с 10.02.2016 утилизационный сбор уплачивается также в отношении прицепов к колесным транспортным средствам (Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81).

Учитывая данное обстоятельство, утверждена новая форма расчета и формат его представления в электронной форме.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 23.06.2014 N ММВ-7-3/327@, которым утверждены ранее действовавшие форма расчета и формат. Также не подлежит применению рекомендуемая форма и формат расчета, доведенные письмом ФНС России от 16.02.2016 N СД-4-3/2437@.

(Приказ ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/577@ «Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в электронной форме», зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2016 N 44286)

Расчет утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним необходимо представлять в соответствии с новой формой

Вместо рекомендуемой формы расчета и формата его представления в электронной форме, предусмотренной Письмом ФНС России от 16.02.2016 N СД-4-3/2437@, теперь необходимо применять форму и формат расчета, утвержденные данным Приказом.

Уплата утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним производится с 1 января 2016 года на основании Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ.

(Приказ ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/578@ «Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в электронной форме», зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2016 N 44285)

Правовые новости

Проставление печати на первой странице трудовой книжки, вкладыше в трудовую книжку осуществляется при наличии печати у организации

Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты...» была отменена обязанность для обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ иметь печати. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе организации. В связи с этим проставление печати на первой странице трудовой книжки, вкладыше в трудовую книжку и в иных предусмотренных Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, осуществляется при наличии печати. Если у организации отсутствует печать, записи, внесенные в трудовую книжку работника за время работы в данной организации, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек.

((Приказ Минтруда России от 31.10.2016 N 589н «Об утверждении разъяснения по некоторым вопросам применения Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 «О трудовых книжках», зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2016 N 44328)

Законопроекты

Пакет важных поправок в НК принят Госдумой в окончательном третьем чтении

Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект № 11078-7 о внесении изменений в НК и отдельные законодательные акты (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики).

Данный законопроект предусматривает, в частности, возможность исполнения обязанности по уплате налога за налогоплательщика третьим лицом. При этом иное лицо будет не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога.

Среди случаев, в которых обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, то есть в пункте 3 статьи 45 НК, появится новый пункт 7 - предъявление в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет ФК денежных средств со счета при наличии на нем достаточного остатка в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в результате преступлений, за совершение которых статьями 198-199.2 УК предусмотрена уголовная ответственность. При этом отдельно оговорят, что такая сумма не признается суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету.

В статье 45 НК также будет оговорено, что уточнение платежа в бюджет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не производится, если по сообщению территориального органа ПФ сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (появится новый пункт 9 статьи 45 НК).

Также законопроект предусматривает дифференцированную ставку пени (1/300 ставки рефинансирования при просрочке до 30 календарных дней (включительно), 1/150 - за просрочку свыше 30 календарных дней). Изначально и при принятии проекта в первом чтении такая прогрессия грозила как организациям, так и ИП. Ко второму чтению ИП перенесли в абзац, касающийся физлиц, для которых правила остаются прежними. Таким образом, ИП освободят от уплаты повышенной пени.

Будет указано, что орган власти субъекта РФ вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физлиц (исчисляемого по кадастровой стоимости), подлежащему уплате за 2015 год, пеня начисляется начиная с 1 мая 2017 года.

В этот же законопроект ко второму чтению были включены положения о самозанятых физлицах (домработницах и т.д.), которых налоговики будут регистрировать на основании их уведомления о ведении деятельности по оказанию услуг физлицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд без привлечения наемных работников. В статье 217 НК, в которой перечислены случаи освобождения от НДФЛ, будут указаны также доходы таких самозанятых, полученные ими от физлиц за оказание услуг по присмотру и уходу за детьми, больными, стариками; по репетиторству; по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства. Освобождение будет действовать в 2017 и 2018 годах. При этом СФ счёл положения законопроекта в данной части сырыми. Так что не исключено, что законопроект окажется не одобренным со стороны СФ. Но есть и вероятность прохождения в имеющемся виде.

Прописывается статус сведений о наделении обособленного подразделения организации полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц.

«Налоговые» обязанности банков законопроект сохраняет и в том случае, если у банка отозвана лицензия (до момента ликвидации банка).

При проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам налоговый орган будет вправе истребовать у плательщика взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами, а также применения пониженных тарифов взносов.

К сомнительной задолженности нельзя будет отнести дебиторку в части, покрываемой за счет встречной кредиторки.

Также законопроект предусматривает:

  • нулевую ставку НДС с реализации услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом;
  • повышение лимита доходов по УСН до 150 млн рублей (согласно поручению Президента РФ);
  • изменение правил переноса убытков на будущее. В течение 2017-2020 годов можно будет уменьшить налоговую базу лишь на 50%. Напомним, что изначально правительство предлагало установить ограничение в 30% с бессрочным действием, изменения были заявлены ко второму чтению. Ограничение срока переноса десятью годами снимается;
  • заявительный порядок возмещения НДС при наличии поручительства взаимозависимого лица, отвечающего определенным требованиям (подробнее), включая отсутствие налоговых долгов;
  • обложение акцизами электронных сигарет и тому подобных изделий, установление ставок акцизов на ближайшие три года. Ко второму чтению законопроекта была одобрена поправка об увеличении акцизов на игристые вина — с 14 до 19 руб. за литр для шампанского с защищенным географическим наименованием и с 26 до 36 руб. для игристого вина с незащищенным географическим наименованием. Ранее депутаты уже поддержали увеличение акцизов на вина с защищенным географическим наименованием в два раза и на вина, изготовленные без добавления ректификованного этилового спирта, в результате чего стоимость бутылки объемом 0,7 л может подорожать на 7,4 руб., а вино с защищенным географическим наименованием увеличится в цене на 3,7 руб. Также были повышены акцизы на сидр, пуаре и медовуху. Акциз на сигареты, согласно поправкам, в 2017 году вырастет на 26% по сравнению с текущим годом — до не менее 2123 руб. за 1 тыс. сигарет: специфическая части акциза возрастет на 10% — до 1562 руб., а адвалорная часть, которая считается от максимальной розничной цены, — с 12 до 14,5% (в первом чтении предполагалось увеличение до 13,5%). Акциз будет индексироваться на 10% в течение всех трех лет.
  • повышенный на 1 п.п. норматив зачисления налога на прибыль в федеральный бюджет, который устанавливается на 2017-2020 годы;
  • ужесточение условий применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на баланс начиная с 2013 года - с 1 января 2018 года указанная льгота будет применяться на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ (подробнее). Вносится множество других поправок в НК, устанавливаются отдельные сроки вступления в силу и сроки действия для ряда новаций.

С 2017 года введут новые формы бланков разрешений и патентов на работу для иностранцев

МВД РФ готовит ведомственные приказы, которые утвердят новые формы бланков разрешений и патентов на работу для иностранных граждан.

Соответствующие проекты документов опубликованы на едином портале для размещения проектов НПА.

В МВД поясняют, что разработка новых бланков документов связана с наделением министерства новыми полномочиями, которыми ранее была наделена Федеральная миграционная служба РФ.

Так, в частности, МВД предполагает утвердить:

  • форму бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства;
  • форму бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, являющемуся высококвалифицированным специалистом;
  • форму бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности в целях реализации проекта «Сколково».
  • форму бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в РФ в порядке, требующем получения визы, и обучающемуся в России по очной форме в профессиональной образовательной организации;
  • форму бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, направляемому коммерческой организацией, зарегистрированной на территории государства – члена Всемирной торговой организации, для осуществления деятельности на территории России;
  • форму бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, привлекаемому и используемому для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;
  • форму бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, привлекаемому и используемому для осуществления трудовой деятельности работодателем, являющимся участником проекта международного медицинского кластера;
  • форму бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, привлекаемому и используемому для осуществления трудовой деятельности резидентом свободного порта Владивосток.

Напомним, действующие формы бланков утверждены приказом ФМС РФ от 19.02.2014 № 97.

Также МВД планирует обновить форму бланка патента, выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем визы. Соответственно будут обновлены формы заявлений на оформление и переоформление патентов.

Кроме того, МВД готовит приказ об утверждении формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также формы заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) такого разрешения.

Документы устанавливают, что бланки разрешений на работу, а также бланки патента являются документами строгой отчетности и относятся к защищенной полиграфической продукцией с уровнем защиты от подделки «Б».

Предполагается, что новые формы документов вступят в силу с 1 января 2017 года.

Судебная практика

Суды: налогоплательщик может сам оценивать динамику финансового положения банка

29 октября 2015 года компания направила в банк платежное поручение на уплату НДС за 3 квартал. Денежные средства были списаны с расчетного счета налогоплательщика, однако в бюджет не поступили из-за недостаточности средств на корреспондентском счете банка. 2 ноября у банка была отозвана лицензия, а 8 декабря банк признан банкротом. УФНС признало действия налогоплательщика недобросовестными и отказало в признании налога уплаченным, поскольку денежные средства перечислены до наступления срока уплаты налога.

Суды трех инстанций признали законным решение управления, установив, что в период с 19 по 29 октября компания производила платежи через счет в другом банке. 28 октября в интернете появилась информация о финансовых трудностях банка, а на следующий день было направлено спорное платежное поручение.

Суды (постановление кассации Ф05-16989/2016 от 09.11.2016) отклонили довод истца о том, что инспекция обязана информировать налогоплательщиков о «проблемных» банках. Суды пояснили, что банк раскрывал информацию о своей деятельности, размещая бухгалтерскую отчетность на официальном сайте ЦБ www.cbr.ru, и налогоплательщик может самостоятельно оценить негативную динамику финансового положения банка.

(дело № А41-9522/2016)

Выручка в целях освобождения от НДС (до 2 млн за 3 месяца) определяется по бухучету

Компания реализовывала путевки (разрешения) на добычу охотничьих ресурсов. Работникам группы взаимозависимых фирм путевки передавались на безвозмездной основе.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании НДС, пени и штраф, указав на минимизацию налоговых обязательств путем намеренного искусственного занижения налоговой базы по НДС, а также отсутствие деловой и коммерческой цели операций по реализации путевок безвозмездно. По мнению инспекции, реализовав эти путевки, компания утратила право на освобождение от НДС, предусмотренное статьей 145 НК, в связи с превышением предельного размера выручки.

Суд первой инстанции согласился с выводами инспекции, признав, что действия компании направлены исключительно на минимизацию налоговых платежей с целью недопущения превышения предельного лимита выручки, позволяющего использовать освобождение от уплаты НДС.

Апелляция отменила его решение, разъяснив, что при определении выручки в целях применения статьи 145 НК надо исходить из предусмотренных законодательством о бухучете правил ее признания и отражения в бухучете. Согласно пункту 6 ПБУ 9/99 выручка принимается к бухучету в сумме, равной величине поступления денежных средств или величине дебиторской задолженности. Условия для признания выручки определены в пункте 12 ПБУ 9/99. В данном случае не выполнены условия «а» (право компании на получение выручки – поскольку в путевках указано «без оплаты») и «в» (увеличение экономической выгоды для компании).

Суды (постановление кассации Ф04-5269/2016 от 07.11.2016) отметили, что взаимозависимость компаний не является безусловным основанием для признания действий налогоплательщика недобросовестными. Инспекция не установила влияние взаимозависимости на условия и экономические результаты сделок.

(дело № А27-26260/2015)

Суды: поступление денег на счет не является бесспорным доказательством получения дохода

Компания применяла УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что на расчетный счет компании поступили денежные средства (4 млн рублей), признала их доходом, доначислила налог, пени и штраф.

Компания оспорила решение инспекции в суде, поясняя, что, действуя в рамках агентского договора, исполняла поручение по приобретению оборудования и материалов для оснащения строящегося детского сада. В подтверждение были представлены агентский договор и отчет о его исполнении.

ИФНС, в свою очередь, указала, что эти документы были представлены только с апелляционной жалобой и не представлялись инспекции в ходе проверки.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на подпункт 9 пункта 1 статьи 251 НК - при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру, агенту в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. По запросу суда контрагент компании подтвердил спорную сделку. Таким образом, поступление на расчетный счет денежных средств не является бесспорным и безусловным доказательством получения дохода от реализации товаров, работ, услуг, указали суды (постановление кассации Ф06-13830/2016 от 09.11.20016).

(дело А12-2842/2016)

Суды одобрили налоги по общей системе одновременно с УСН при утрате права на ПСН

С 1 апреля 2013 года предприниматель занимался розничной торговлей на основе патента, применяя также параллельно УСН. Так как ИП не оплатил 2/3 стоимости патента по второму сроку, ему было направлено сообщение о несоответствии требованиям, установленным для ПСН. Инспекция доначислила налоги, пени и штрафы по общей системе налогообложения с начала налогового периода, на который выдан патент.

Предприниматель пытался оспорить решение ИФНС в суде, полагая, что одновременное УСН и ОСН не предусмотрено.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, указав на подпункт 3 пункта 6 статьи 346.45 НК - если налогоплательщиком не уплачен налог в установленные сроки, он считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на ОСН с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. При этом, с доходов, полученных по другим видам деятельности, предпринимателю следует уплатить налог по УСН, указала кассация (АС Уральского округа Ф09-9522/2016 от 07.11.2016). Аналогичную позицию ранее заняли суды, включая ВС, по делу № А60-56725/2014.

Однако имеются и противоположные судебные решения для сходных обстоятельств. По делу № А46-1498/2016 АС Западно-Сибирского округа указал: «УСН применяется в отношении всех видов осуществляемой соответствующим налогоплательщиком деятельности, в связи с чем УСН не может применяться одновременно с общей системой налогообложения» (постановление Ф04-4932/2016 от 07.11.2016). Эту же позицию ранее выразили суды, в том числе ВС, по делу № А45-24682/2014, отметив, что среди оснований прекращения применения УСН такое основание, как утрата права на ПСН, не предусмотрено.

(дело № А60-63435/2015)

Суды: суммы корпоративного единовременного вознаграждения взносами не облагаются

На основании положения о корпоративных социальных программах работодатель выплачивал работникам единовременное вознаграждение в целях укрепления корпоративной культуры и поддержания корпоративного духа. В состав данного корпоративного единовременного вознаграждения входило вознаграждение к юбилейной дате и вознаграждение работнику в связи с присвоением званий и наград.

По результатам выездной проверки ФСС указал на занижение базы по начислению страховых взносов, доначислил взносы, пени и штраф.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, указав, что спорные выплаты являются социальными.

В решении кассации (Ф06-13612/2016 от 27.09.2016) указано: «поскольку денежные вознаграждения за добросовестный труд и в связи с юбилеем, выплачиваемые работникам предприятия, являются выплатами социального характера и основаны на положении о социальных выплатах, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, вознаграждением за труд не являются, следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов».

(дело № А12-60152/2015)

Прочее

В декларациях, сдаваемых в 2017 году за 2016 год, указываются коды по новому ОКВЭД2

ФНС напомнила, что приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 с установлением переходного периода до 1 января 2017 года и последующей отменой действующего ОКВЭД ОК 029-2001 с 1 января 2017 года.

Таким образом, в титульных листах налоговых деклараций и сведений за 2016 год, которые будут представляться в налоговый орган в 2017 году, необходимо указывать код по ОКВЭД2 ОК 029-2014.

При представлении уточненных налоговых декларации и корректирующих сведений за предыдущие отчетные (налоговые) периоды указывается тот же код по ОКВЭД, который указан в первичных налоговых декларациях и сведениях.

(Письмо ФНС России от 9 ноября 2016 г. № СД-4-3/21206@)

НДС по ставке 10%: применяем перечень товаров с учетом вступления в силу ОКПД 2

В НК РФ и постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 908 содержится перечень товаров, операции по реализации которых облагаются НДС по ставке 10%.

С 1 января 2017 г. действует ОКПД 2. Были внесены соответствующие изменения в Кодекс. При этом перечень, утвержденный Правительством РФ, остался прежним.

Минсельхозом России подготовлены изменения в перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%.

Для идентификации продукции по ОКПД 2 можно воспользоваться переходными ключами, которые размещены на сайте Минэкономразвития России.

(Письмо ФНС России от 14 ноября 2016 г. № СД-4-3/21479@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в размере 10 процентов»)

Услуги фитнес-центров НДС не облагаются

Разъяснено, что не облагаются НДС операции по реализации услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, оказываемых фитнес-центрами.

При этом следует учитывать требования, установленные Законом о физкультуре и спорте.

(Письмо ФНС России от 8 ноября 2016 г. № СД-4-3/21104@ «О порядке исчисления НДС»)

Как определить цены в целях налоговой базы по НДС при передаче неотделимых улучшений

Минфин напомнил, что передача арендатором арендодателю результатов работ, в том числе произведенных с привлечением подрядных организаций, по улучшению арендованного имущества, неотделимых без вреда для данного имущества, является объектом налогообложения НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база по НДС определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

В таком же порядке определяется налоговая база по НДС при безвозмездной передаче арендатором арендодателю неотделимых улучшений арендованного имущества.

(Письмо Минфина России от 27.10.2016 № 03-07-11/62656)

ФНС России разъясняет порядок опубликования информации о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые в РФ

В соответствии с Налоговым кодексом РФ производители табачной продукции представляют в налоговые органы по месту учета уведомление об установленных ими максимальных и минимальных розничных ценах по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий, производимых на территории РФ. Форма указанного уведомления утверждена Приказом ФНС России от 28.03.2014 N ММВ-7-3/120@.

ФНС России в целях реализации положений абзаца 2 пункта 3 статьи 187.1 Налогового кодекса РФ опубликовывает информацию, содержащуюся в уведомлениях на официальном сайте ФНС России в разделе «Иные функции ФНС России/Статистика и аналитика/Сведения о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации».

(Письмо ФНС России от 07.11.2016 N СД-4-3/21029@ «О представлении информации»)

Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, на период с 1 по 31 октября 2016 года

В информации приводятся:

  • средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
  • средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
  • средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.

(Информация Минэкономразвития России от 15.11.2016 «О средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 31 октября 2016 г.»)

Согласование в составе проектной документации показателя извлечения золота следует рассматривать как одновременное согласование норматива технологических потерь

В ФНС России направлено письмо Минприроды по вопросу применения ставки НДПИ 0 процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых при добыче драгоценных металлов.

В данном письме сообщается, в частности, что норматив технологических потерь золота является производной величиной от извлечения золота в товарный продукт, выражается в процентах и в сумме они составляют 100% от золота в товарной руде, поступившей на обогащение.

Например, установленный в проектной документации показатель извлечения золота 83,4% означает, что норматив технологических потерь равен 16,6% (100% - 83,4%).

Таким образом, учитывая производный характер норматива технологических потерь от извлечения золота, согласование в составе проектной документации показателя извлечения золота следует рассматривать как одновременное согласование норматива технологических потерь, определяемого как разность между 100% и показателем извлечения золота.

(Письмо ФНС России от 15.11.2016 N СД-4-3/21559@ «По вопросу применения ставки НДПИ 0% в части нормативных потерь полезных ископаемых при добыче драгоценных металлов»)

Изменения классификации основных средств, вступающие в силу с 1 января 2017 года, применяются при определении срока полезного использования в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию после этой даты

С указанной даты Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, будет действовать в новой редакции, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640.

Новая классификация основных средств сформирована на основе (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст). Для корректного перехода с одного классификатора на другой Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458 подготовлена таблица соответствия новых и старых кодов ОКОФ.

Внесение изменений в Классификацию основных средств не является основанием для изменения налогоплательщиком срока полезного использования введенных в эксплуатацию объектов основных средств.

Таким образом, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2017 года, применяется срок полезного использования, определенный на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества.

Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 06.10.2016 N 03-05-05-01/58129. Одновременно обращено внимание на порядок перерасчета налоговой базы при обнаружении ошибок (искажений), относящихся к прошлым периодам, в соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 07.11.2016 N 03-03-РЗ/65124 «О порядке применения классификации основных средств в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 N 640 для целей налога на прибыль организаций»)

ФНС: отсутствие в декларации по налогу на прибыль ИНН физлица, которому выплачены дивиденды, — не повод для отказа в приеме отчетности

Налоговые инспекторы не вправе отказать в приеме декларации по налогу на прибыль только из-за того, что в сведениях о доходах физлица — получателя дивидендов (Приложение № 2 к декларации) не указан ИНН этого физлица. Такие разъяснения дала ФНС России.

Из пункта 4 статьи 230 НК РФ следует, что лица, которые признаются налоговыми агентами по НДФЛ в соответствии со статьей 226.1 НК РФ, при выплате доходов физлицам сообщают сведения о таких доходах в декларации по налогу на прибыль (а не в справках о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ). В статье 226.1 НК РФ говорится о лицах, признаваемых налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов. Сведения о доходах физлица, выплаченных ему налоговым агентом от указанных операций, отражаются в специальной справке, которая является приложением № 2 к декларации по налогу на прибыль.

Помимо прочего, в этой справке есть строка, в которой указывается идентификационный номер налогоплательщика — физического лица (данный номер переносится в справку из документа, подтверждающего постановку физлица на учет в налоговом органе РФ). Вместе с тем, согласно действующему порядку заполнения декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 26.11.14 № ММВ-7-3/600@), при отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется. Программное средство налоговых органов, рекомендуемое для заполнения декларации по налогу на прибыль, не выдает замечаний или предупреждений, если в отчетности не указан ИНН физлица — получателя дохода. В формате для представления декларации в электронном виде реквизит «ИНН в Российской Федерации» необязательный. Поэтому отсутствие данного номера не является основанием для отказа в приеме декларации, заключили авторы письма.

(Письмо ФНС России от 07.11.16 № СД-4-3/21035@)

Организация на ЕНВД не должна восстанавливать НДС по основным средствам, полученным в результате реорганизации

В результате реорганизации компания-правопреемник получила основные средства. Нужно ли восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету по данным основным средствам, если имущество будет использоваться в деятельности, переведенной правопреемником на ЕНВД? По мнению налоговиков, делать это не нужно.

По общему правилу, суммы НДС, принятые к вычету по приобретенному имуществу, необходимо восстановить, если в дальнейшем это имущество будет использоваться лицами, которые не являются плательщиками НДС. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ. Налогоплательщики, применяющие ЕНВД, не являются плательщиками НДС по деятельности, переведенной на «вмененку» (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Вместе с тем в пункте 8 статьи 162.1 НК РФ сказано, что при передаче правопреемнику основных средств, при приобретении которых суммы НДС были приняты к вычету реорганизованной организацией, суммы налога не подлежат восстановлению и уплате в бюджет реорганизованной организацией. Исчерпывающий перечень случаев, когда принятые к вычету суммы НДС необходимо восстановить, приведен в пункте 3 статьи 170 НК РФ. В данной норме ничего не сказано о необходимости восстановления НДС правопреемником реорганизованного юрлица.

На этом основании в ФНС полагают, что в случае передачи реорганизованным юридическим лицом правопреемнику основных средств, суммы НДС, ранее правомерно принятые предшественником к вычету, восстановлению и уплате в бюджет не подлежат. Такое же мнение высказывали судьи ВС РФ в определении от 17.10.14 № 307-КГ14-1534

(Письмо ФНС России от 08.11.16 № СД-4-3/21123)

При оказании услуг на ПСН и ЕНВД до июля 2018 года выдаются бланки строгой отчетности

ФНС сообщила, что налогоплательщики ЕНВД могут вести наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств. Кроме того, организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности до 1 июля 2018 года.

Учитывая позицию, содержащуюся в постановлении ВС от 11.02.2016 № 301-АД15-14856, предприниматели на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД в случае наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт за оказанные услуги обязаны выдавать бланк строгой отчетности.

(Письмо ФНС России от 25 октября 2016 г. № ЕД-4-20/20179)

Обновлена рекомендуемая форма заявления о выдаче справки о подтверждении неполучения/получения налогоплательщиком социального налогового вычета

Речь идет о социальном налоговом вычете, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ (по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование, добровольное страхование жизни).

Ранее рекомендуемая форма заявления налогоплательщика в налоговый орган о выдаче соответствующей справки была доведена письмом ФНС России от 01.09.2016 N БС-4-11/16272@.

(Письмо ФНС России от 10.11.2016 N БС-4-11/21262@ «О рекомендуемой форме заявления о выдаче справки»)

Минздрав внесет изменения в перечень лекарств, учитываемых в целях соцвычета по НДФЛ

Минфин напомнил, что физлицо имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в размере стоимости лекарственных препаратов (в соответствии с перечнем, утвержденным правительством РФ), назначенных лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

Постановлением правительства от 19.03.2001 N 201 утвержден перечень таких лекарственных средств.

В настоящее время Минздрав подготовил проект постановления правительства о внесении изменений в данный перечень. На официальном сайте regulation.gov.ru размещено уведомление о подготовке указанного проекта постановления.

Таким образом, если лекарственное средство будет включено в вышеуказанное постановление правительства, то налогоплательщик будет иметь право на получение социального вычета по НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 11.10.16 № 03-04-05/59175)

В каком именно 6-НДФЛ заполнить раздел 2, зависит не от даты, а от срока перечисления НДФЛ

ФНС сообщила, что в разделе 2 расчета 6-НДФЛ за соответствующий отчетный период отражаются те операции, которые произведены за последние три месяца этого отчетного периода. Если налоговый агент производит операцию в одном отчетном периоде, а завершает ее в другом, то данная операция отражается в том отчетном периоде, в котором завершена.

Датой фактического получения дохода в виде зарплаты признается последний день месяца, за который был начислен доход в соответствии с трудовым договором (контрактом). Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

Если зарплата, начисленная за сентябрь 2016 года, в организации выплачивается в последний рабочий день месяца - 30 сентября, и в этот же день удержанный налог перечисляется в бюджет, то срок перечисления такого налога, тем не менее, наступает в другом отчетном периоде (в 2016 году - 3 октября).

Поэтому основания для отражения данной операции в разделе 2 расчета 6-НДФЛ за 9 месяцев 2016 года отсутствуют. При этом сумма начисленного дохода в виде зарплаты, исчисленного и удержанного налога подлежит отражению в строках 020, 040 и 070 раздела 1 расчета по форме 6-НДФЛ за 9 месяцев 2016 года.

В разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за 2016 год рассматриваемая операция отражается следующим образом:

  • по строке 100 - 30.09.2016,/li>
  • по строке 110 - 30.09.2016,/li>
  • по строке 120 - 03.10.2016,/li>
  • по строкам 130 и 140 - соответствующие суммовые показатели.

(Письмо Минфина России от 2 ноября 2016 г. № БС-4-11/20829@)

В случае сообщения физлицами в налоговые органы об объектах налогообложения до окончания 2016 года налог будет начислен только за 2016 год

В информации ФНС России сообщается о том, что в 2016 году заканчивается действие льготного порядка налогообложения имущества физических лиц.

Это касается объектов недвижимости и транспортных средств, в отношении которых не имеется сведений в налоговых органах и на которые ранее налог не уплачивался.

Начиная с 2017 года в отношении таких объектов налог будет начисляться с момента возникновения на него права собственности, но не более чем за три налоговых периода.

Кроме того, будет начисляться штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Направить сообщение можно по почте, заполнив специальную форму (утверждена Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-11/598@), или через «Личный кабинет налогоплательщика».

(Информация ФНС России «О льготном порядке налогообложения имущества физических лиц»)


Вернуться в начало