Мониторинг изменений за период 18.01.16 - 24.01.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

НДС: унифицировано электронное взаимодействие между налогоплательщиками и инспекциями

ФНС России были утверждены формы реестров, применяемых при подтверждении права на получение возмещения при обложении НДС по ставке 0%. Налогоплательщик вправе представить эти реестры в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, подписанные усиленной квалифицированной ЭП.

В связи с этим, внесены соответствующие изменения в унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи.

(Приказ ФНС России 14 января 2016 г. № ММВ-7-6/6@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 09.11.2010 № ММВ-7-6/535@")

Передаем в ФНС России в электронном виде данные учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования

Организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах обязаны ежегодно представлять в ФНС России данные учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования. Указанные сведения передаются в форме электронного документа.

Разработан рекомендуемый формат представления данных учета в электронном виде (версия 5.01).

(Приказ Федеральной налоговой службы от 14 января 2016 г. № ММВ-7-6/7@ "Об утверждении Рекомендуемого формата представления в электронной форме данных учета в букмекерских конторах и тотализаторах участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования")


Вернуться в начало


Статистика

С отчета за январь 2016 года вводятся обновленные Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений"

Форму федерального статистического наблюдения N С-1 предоставляют юридические лица (кроме малых предприятий, в том числе микропредприятий). Сведения предоставляются респондентами (организациями-застройщиками) всех видов экономической деятельности независимо от формы собственности и организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительство и ввод объектов в эксплуатацию, в том числе филиалами, представительствами и подразделениями действующих в РФ иностранных организаций.

Форма предоставляется в территориальный орган Росстата по месту нахождения юридического лица. В случае когда юридическое лицо не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности.

С введением указаний утрачивают силу Приказ Росстата от 01.11.2008 N 274 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений", а также вносившие в него изменения приказы Росстата от 12.01.2010 N 58 и от 16.12.2010 N 443.

(Приказ Росстата от 13.01.2016 N 6 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений")


Вернуться в начало


Правовые новости

В России будет создан единый федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о населении РФ, в том числе о регистрации актов гражданского состояния

В целях совершенствования порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами Правительству РФ необходимо до 1 мая 2016 года внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функций:

  • по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в вышеуказанные фонды;
  • по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

(Указ Президента РФ от 15.01.2016 N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования")


Вернуться в начало


Законопроекты

ПФР разработал форму ежемесячной отчетности

ПФР подготовил форму ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах". Текст проекта постановления опубликован на сайте ведомства.

По данной форме плательщики страховых вносов будут каждый месяц представлять в территориальный орган ПФР сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

Напомним, с 1 апреля 2016 года вступят в силу законодательные поправки в Федеральный закон № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", внесенные Федеральным законом № 385-ФЗ от 29.12.2015.

Согласно поправкам, работодатель ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, будет представлять о каждом работающем у него лице следующие сведения:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилию, имя и отчество.

Сведения представляются, в том числе, о лицах, которые заключили договоры ГПХ, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы.


Вернуться в начало


Судебная практика

Доверительные отношения с контрагентом - не проявление должной осмотрительности

По результатам выездной проверки ООО "А" налоговая отказала в вычетах по операциям с ООО "С" (приобретение строительных материалов), указав на непроявление компанией должной осмотрительности при выборе контрагента.

В отношении ООО "С" инспекция (с использованием информационного ресурса "Риски") установила, что руководитель и участник фирмы являются массовыми, основные средства и работники отсутствуют. По требованию налогового органа ООО "С" документы не представило. Предыдущий руководитель и участник ООО "С" сначала свое руководство деятельностью ООО "С" отрицала, поясняя, что зарегистрировала фирму по просьбе своего знакомого С., впоследствии дважды меняла показания. Допрошенный С. пояснил, что ООО "С" деятельность вело, и работало с ООО "А", в том числе в отношении спорной сделки, однако конкретных поставщиков материалов он не помнит. ООО "С" зарплату, средства на хозяйственные и другие нужды не выдавало, НДС по спорной сделке не уплачен. Лицо, которое снимало денежные средства со счета ООО "С" пояснило, что делало это за вознаграждение, получаемое от С., которому их и передавало.

Суды трех инстанций пришли к выводу о формальности сделки и недостоверности первичных документов.

Суды (постановление кассации Ф09-10550/2015 от 15.11.2015) учли, что налогоплательщик не опроверг выводы инспекции о том, что он действовал без должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, заключая крупные по стоимости и важные для основной деятельности сделки (более 20% от суммы всех расходов).

При допросе руководитель налогоплательщика пояснил, что при заключении сделки доверенность у С. не спрашивал ввиду доверительных отношений с ним. Доверительные отношения между фирмами косвенно подтверждаются и отсутствием транспортных или иных документов, которыми в обычных условиях делового оборота должна оформляться доставка товара. Следовательно, налогоплательщик знал или должен был знать о неисполнении контрагентом своих налоговых обязательств. Таким образом, именно он должен нести негативные последствия выбора неблагонадежного контрагента.

(Дело № А50-7454/2015)

Подача и возврат транспортных средств для международной перевозки облагается НДС 0%

Фирма оказывала услуги по международной перевозке грузов. Согласно договору с заказчиком подача транспортных средств к месту погрузки является элементом комплекса перевозочных услуг, а не самостоятельным видом услуг, а возврат предоставленных ранее заказчику вместе с грузом полуприцепов связан с необходимостью их повторной загрузки.

Перевозчик представил в инспекцию налоговую декларацию по НДС, по результатам камеральной проверки которой инспекция доначислила НДС, пени и штраф. По мнению инспекции, проезд транспортных средств без груза по территории РФ не связан с международной перевозкой, так как подача (возврат) автотранспортных средств производится до начала (завершения) международной перевозки, и следует применять НДС не 0%, а 18%.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, установив, что договор предусматривает непрерывную доставку грузов по назначению и возврату автотранспортных средств в целях последующей их загрузки иным товаром. Налогоплательщику не заказывались услуги по движению автомобилей без груза (холостой пробег).

Суды пояснили, что действие подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК (применение ставки 0% в отношении международной перевозки) распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки.

В решении кассации (Ф10-4579/2015 от 18.01.2015) указано: "согласно условиям договора заказывались услуги по международной перевозке грузов в соответствии с согласованными тарифами, которые включали в себя все расходы, связанные с доставкой товаров, в том числе стоимость международной перевозки товаров и стоимость расходов на подачу (возврат) транспортных средств".

Аналогичную позиция заняли суды в другом споре, указав, что услуги по холостому пробегу, без которого международная перевозка не могла быть осуществлена, также подпадают под действие подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК и облагаются по ставке 0%.

(Дело № А09-4292/2015)

Исправленные счета-фактуры вместо корректировочных привели к отказу в вычетах

В ходе выездной проверки ИФНС пришла к выводу о нарушении компанией пункта 3 статьи 168, пункта 5.2 статьи 169 НК, поскольку налогоплательщик представил не корректировочные счета-фактуры, а исправленные, согласно которым стоимость товаров, сумма налога, предъявляемая покупателю, и стоимость товаров с налогом откорректирована в сторону увеличения. В результате инспекция исключила сумму НДС по исправленным счетам-фактурам из вычетов.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, разъяснив, что повторно выданные счета-фактуры не являются основанием для принятия сумм НДС к вычету, так как НК не предусматривает возможность устранять допущенные в них ошибки путем выписки новых документов без указания порядкового номера исправления и даты исправления счета-фактуры.

Суды (постановление кассации Ф07-3225/2015 от 15.01.2015) указали, что счет-фактура подлежит регистрации в книге покупок и является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, только с момента внесения соответствующих исправлений. Согласно пункта 3 статьи 168 НК при изменении стоимости отгруженных товаров продавец был обязан выставить покупателю корректировочный счет-фактуру.

Ранее суды также указывали, что в случае изменения объема поставленного товара необходимо выставить корректировочные счета-фактуры, а не вносить изменения в первоначальные.

(Дело № А56-36436/2014)

Несоотносимость авансов и отгрузки ввиду отсутствия книг продаж помешала вычетам

Компания включила в состав налоговых вычетов НДС с авансовых платежей от населения по счетам-фактурам от 29.12.2007, от 31.12.2008 и 31.12.2009.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании НДС, пени и штраф, указав на отсутствие книг продаж за эти периоды, невозможность соотнесения произведенной оплаты и последующей отгрузки и оформление счетов-фактур с нарушением установленного порядка (не заполнены реквизиты, позволяющие идентифицировать покупателя, не указано наименование, адрес, ИНН покупателя; не указано наименование товара и номер платежно-расчетного документа).

Суд первой инстанции, апелляция и окружной арбитражный суд признали решение инспекции законным, разъяснив, что для вычета НДС, исчисленного продавцом с суммы частичной оплаты в счет предстоящей поставки, при отгрузке необходимо подтверждение отгрузки товаров и надлежащее документальное оформление, что в данном случае компанией не выполнено.

При этом суды отклонили довод компании, что указанные счета-фактуры выставлялись физлицам, поскольку данное обстоятельство не влияет на обязанность налогоплательщика выставлять счета-фактуры в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Судья ВС (302-КГ15-16753 от 29.12.2015) согласился с выводами судов и отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(Дело № А74-5172/2014)

Отсутствие оплаты товара длительное время может привести к отказу в вычете

ООО "А" (покупатель) заключило с ООО "М" (продавец) договор поставки металлопроката. Товар поставлен, однако в указанный в договоре срок (360 дней с момента отгрузки) оплачен не был - просрочка платежа составляет более двух с половиной лет.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО "А" НДС, признав формальными взаимоотношения с ООО "М". По мнению инспекции, неоплата поставленного товара в течение длительного времени свидетельствует о совершении налогоплательщиком действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.

Налогоплательщик пояснил в суде, что договор поставки стороны расторгли до начала его исполнения, поставка металлопроката происходила на основании другого договора. В подтверждение истец представил соглашение о расторжении договора, договор уступки прав (цессии), согласно которому поставщик - ООО "М" (цедент) уступил ООО "В" (цессионарию) право требования оплаты за товар.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав, что данные документы не были представлены ни в ходе выездной проверки, ни контрагентом по требованию. Товарные накладные содержат ссылку на первоначальный договор. Сделка по уступке права требования не отражена в учете ООО "М" и ООО "В".

Суды (постановление кассации Ф07-3225/2015 от 15.01.2015) учли, что товар не был оплачен в течение длительного времени, при этом поставщик не предпринимал никаких действий для взыскания задолженности, соглашения об отсрочке платежа с покупателем не заключал.

(дело № А56-36436/2014)

Суды разъяснили, когда вычет по ТМЦ, полученным в уставной капитал, неправомерен

В качестве вклада в уставной капитал компания от своего учредителя (другой фирмы) получила товарно-материальные ценности и заявила вычет в налоговой декларации по НДС.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычетах, указав, что учредителем не восстановлен НДС при передаче в уставный капитал имущества в соответствии с подпунктом 1 пунктом 3 статьи 170 НК.

Компания обратилась в суд, полагая, что имеет право на вычет налога, поскольку НДС с первоначальной стоимости учредителем уплачен поставщикам ТМЦ, но к вычету не принят. Данное имущество приобретено учредителем для операций, не облагаемых НДС - для выполнения НИОКР.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска. В случае передачи имущества в качестве вклада в уставный капитал ранее принятые к вычету суммы НДС по передаваемым товарам (работам, услугам) у передающей стороны подлежат восстановлению. Суммы восстановленного налога указываются в документах, которыми оформляется передача имущества, отдельной строкой. Эти документы являются основанием для принятия указанных в них сумм налога (восстановленных передающей стороной) к вычету у принимающей стороны. При этом полученное в качестве вклада в уставный капитал имущество должно использоваться для операций, подлежащих обложению НДС.

От льготы по освобождению НИОКР от НДС учредитель не отказывался, НДС от реализации по льготируемым операциям не начислил и в бюджет не уплатил, у него не имелось и права на вычеты.

Суды отметили, что в актах передачи ТМЦ в уставный капитал сумма НДС не выделена, отсутствуют сведения о восстановленной сумме НДС, справки о передаче имущества в уставный капитал носят односторонний характер и не подписаны принимающей стороной.

Судья ВС (309-КГ15-17253 от 29.12.2015) согласился с выводами судов и отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Ранее суды также указывали, что основанием для вычета у принимающей стороны служит передаточный акт, в котором отдельной строкой должна быть выделена сумма НДС, восстановленная передающей стороной. В отсутствие такого оформления вычет не положен.

(Дело № А76-18606/2014)

Договор перевода долга, подписанный в день ликвидации кредитора, не уберег от дохода

10 мая 2012 года между ООО "Н" (должник) и ООО "С" (новый кредитор) был заключен договор о переводе долга. В тот же день от имени кредитора ООО "Т" договор подписан генеральным директором К.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО "Н" налог на прибыль, пени и штраф, включив кредиторскую задолженность перед ООО "Т" в состав внереализационных доходов 2012 года. Инспекция установила, что ООО "Т" с 10 мая 2012 года ликвидировано, и указала, что предусмотренное договором соглашение не выполнено.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав, что в связи с ликвидацией ООО "Т" и назначением ликвидатора П., полномочия по управлению делами юрлица перешли к нему, а полномочия К. в качестве генерального директора компании прекратились.

Суды (постановление кассации Ф09-11097/2015 от 18.01.2015) учли, что ООО "С" относится к категории налогоплательщиков, не представляющих налоговую отчетность, за проверяемый период (2010-2012 годы) между налогоплательщиком и ООО "С" взаимоотношения отсутствовали.

Таким образом, поскольку факт перевода долга не подтвержден, суды указали на необходимость учета кредиторской задолженности перед ООО "Т" во внереализационных доходах ввиду истечения срока исковой давности.

(Дело № А47-3461/2015)

Приобретение товара в 7 раз дороже таможенной стоимости привело к доначислениям

Между ЗАО "А" (покупатель) и ООО "Б", "А", "П", "Д", ЗАО "М" (поставщики) были заключены договоры поставки товаров иностранных производителей.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ЗАО "А" налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав формальными операции по приобретению товара. Инспекция установила, что ООО "Б" представляет отчетность с "нулевыми" показателями, по месту регистрации не находится, работников не имеет, сведения о транспорте и недвижимости в базе данных инспекции отсутствуют. Контрагент имеет массового руководителя и учредителя, который пояснил, что учредил фирму по просьбе знакомого, за денежное вознаграждение, доверенностей на представление интересов не выдавал, документы от имени фирмы не подписывал. Денежные средства, полученные от ЗАО "А", были переведены на расчетный счет организации, также имеющей признаки фирмы, не ведущей хозяйственную деятельность. Аналогичные обстоятельства установлены в отношении остальных контрагентов.

Суд первой инстанции счел недоказанной недобросовестность истца.

Апелляция отменила решение суда, приняв во внимание, что денежные средства перечислялись по цепочке организаций, имеющих признаки "фирм-однодневок", как правило, за инструмент, канцелярские товары. Кроме того, сделки производились при наличии прямых договоров между налогоплательщиком и производителями инструментов через цепочку поставщиков, не исполняющих своих налоговых обязательств, по цене, на 621% превышающей таможенную стоимость этого товара.

Окружной арбитражный суд и судья ВС (305-КГ15-16606 от 24.12.2015) согласились с выводами апелляции. Компании отказано в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(Дело № А40-161434/2014)

ФНС России представлен обзор судебных актов по налоговым спорам за второе полугодие 2015 года

На основании конкретных судебных решений разъясняются, в частности, следующие вопросы:

  • налоговая выгода может быть признана необоснованной в случае формального разделения (дробления) бизнеса (схема уклонения от налогообложения была создана путем формального заключения между ООО и ИП взаимных договоров поручения, по условиям которых указанные лица от имени друг друга оформляли сделки купли-продажи в целях распределения полученной выручки и минимизации своих налоговых обязательств);
  • независимо от места, где состоялся переход права собственности на спорный товар - в России или за рубежом, операция по его реализации облагается НДС по ставке 0 процентов, если товар был помещен под таможенный режим экспорта в соответствии с таможенным законодательством;
  • установление законом субъекта РФ дифференцированных ставок транспортного налога на основании мощности двигателя, определяющей, в частности, стоимость автомобиля и расходы на его содержание, не является дискриминационным;
  • возмещение НДС возможно и за пределами установленного п. 2 ст. 173 НК РФ трехлетнего срока, если реализации соответствующего права налогоплательщика препятствовали объективные и уважительные причины;
  • вычеты по НДФЛ не применяются при совершении сделки купли-продажи квартиры между взаимозависимыми физическими лицами;
  • допустимость исчисления налогов расчетным путем, предусмотренная пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика;
  • затраты в виде уплаченных сумм упущенной выгоды являются расходами налогоплательщика, учитываемыми в составе внереализационных расходов;
  • получателями услуги авиаперевозки в рамках отношений код-шеринга межу авиакомпаниями являются пассажиры. В такой ситуации перевозка собственных пассажиров и пассажиров партнера на международных авиалиниях должна иметь одинаковые налоговые последствия в виде обложения НДС по ставке 0 процентов.

(Письмо ФНС России от 24.12.2015 N СА-4-7/22683@ "О направлении судебной практики")

Положение о невключении в заработок работника Крайнего Севера вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год признано недействующим

Заявитель обратился с административным исковым заявлением о признании пункта 19 "Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами", утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, не действующим в той части, в какой предусмотрено, что в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по единовременному вознаграждению за выслугу лет и вознаграждение по итогам работы за год.

Суд указал, в частности, что исходя из содержания статьи 423 ТК РФ пункт 19 Инструкции в оспариваемой части не подлежал применению как противоречащий требованиям ТК РФ. Кроме того, еще до введения в действие ТК РФ решениями Верховного Суда РФ было установлено, что положение пункта 19 Инструкции в части невключения в заработок вознаграждения за выслугу лет и вознаграждения по итогам работы за год, предусмотренных системой оплаты труда, в настоящее время не применяется в связи с принятием Закона N 4520-1 и Указа Президента РФ от 15.11.1991 N 210, которым были сняты ограничения на заработную плату.

Между тем, учитывая доводы административного истца о применении работодателем оспариваемых предписаний, в целях исключения их применения на практике, суд пришел к выводу о признании их не действующими со дня вступления решения в законную силу.

(Решение Верховного Суда РФ от 01.12.2015 N АКПИ15-1253 "О признании частично не действующим пункта 19 Инструкции "О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами", утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2")

Ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах должна быть дифференцирована с учетом смягчающих обстоятельств

Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ явились подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ, как исключившие возможность установления в процессе правоприменения смягчающих ответственность обстоятельств и их учет при назначении наказания плательщикам страховых взносов за совершение правонарушений, ответственность за которые установлена Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Суд признал указанные положения Федерального закона N 188-ФЗ не соответствующими Конституции РФ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.

Также Конституционный Суд обязал федерального законодателя внести в законодательство о страховых взносах изменения, позволяющие индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в связи с запросами Арбитражного суда города Москвы и Арбитражного суда Пензенской области")


Вернуться в начало


Прочее

Реализация природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан: принимаем к вычету НДС

Разъяснения касаются применения НДС при реализации природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Газоснабжающая организация имеет право на вычет НДС, предъявленного ей поставщиками газа при его приобретении для реализации гражданам в целях обеспечения коммунально-бытовых нужд, в том числе для реализации газа гражданам, не имеющим приборов учета и оплачивающим его исходя из установленных нормативов потребления. Разница, образующаяся при реализации газоснабжающей организацией газа гражданам, которые не имеют приборов учета и оплачивают его исходя из установленных нормативов потребления, в налоговую базу по НДС не включается.

Также необходимо учитывать судебную практику (постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

Если в ходе судебного разбирательства установлен факт выбытия имущества, однако не подтверждено, что выбытие имело место в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика, судам надлежит исходить из наличия у него обязанности исчислить налог по правилам, установленным для случаев безвозмездной реализации имущества.

Также приводится позиция ФСТ России (письмо от 28.06.2005 NСН-3923). При отклонении фактического потребления газа населением на бытовые нужды от нормативов целесообразно проводить соответствующую работу с целью приведения установленных нормативов к обоснованному уровню.

(Письмо ФНС от 11 января 2016 г. № СД-4-3/24@ "О применении налога на добавленную стоимость")

Разработаны временные рекомендации по заполнению налоговой декларации по акцизам в целях отражения сведений по суммам акциза по средним дистиллятам

С 01.01.2016 средние дистилляты являются новым видом подакцизных товаров, сведения по которым подлежат отражению в действующей форме налоговой декларации по акцизам с учетом установленных в рекомендациях особенностей.

При заполнении декларации ФНС России рекомендует также применять справочники кодов видов подакцизных товаров, кодов показателей с учетом дополнений и кодов признака налогоплательщика, приведенных в приложении к настоящему письму.

(Письмо ФНС России от 30.12.2015 N СД-4-3/23251@ "О заполнении налоговой декларации по акцизам")

ФНС: инспекторы не могут отказать в признании расходов, ссылаясь на отсутствие печати в первичных документах

Отсутствие оттиска печати организации в первичных учетных документах (например, в акте об оказании услуг) не является основанием для отказа в признании расходов по налогу на прибыль. Об этом проинформировала ФНС России.

Как известно, при налогообложении прибыли списываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы (ст. 252 НК РФ).

Подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ).

Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом форма такого документа должна содержать обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Как видно, перечисленные обязательные реквизиты не содержат требования об обязательном проставлении оттиска печати, отмечают в Минфине. Следовательно, если документ содержит все обязательные реквизиты, то отсутствие оттиска печати организации не является основанием для отказа в признании соответствующих затрат в составе расходов по налогу на прибыль.

(Письмо ФНС России от 13.01.16 № СД-4-3/105)

Минфин назвал документы, которыми можно подтвердить расходы на "дорожный" сбор при расчете налога на прибыль

Для того, что чтобы учесть расходы на "дорожный" сбор в целях налогообложения прибыли, потребуется отчет оператора, в котором указывается маршрут грузовика, время движения и дата. Помимо этого, у организации должны иметься первичные документы, подтверждающие использование транспорта на соответствующем маршруте.

Напомним, что движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается только после внесения платы за вред, который наносят дорогам такие грузовики. Об этом сказано в пункте 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.07 № 257-ФЗ.

Ранее Минфин уже сообщал, что плата в счет возмещения вреда дорогам большегрузами, может быть учтена в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. При этом затраты должны быть обоснованы и документально подтверждены. На основании каких документов организация может списать расходы на "дорожный" сбор?

Отвечая на этот вопрос, Минфин сослался на постановление правительства РФ от 14.06.13 № 504, которым утверждены правила взимания платы за вред дорогам. В пункте 6 Правил прописано, что оператор ведет персонифицированную запись владельца ТС. Она содержит информацию, в частности, о маршруте, пройденным грузовиком, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства; операциях по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств, полученных от владельца ТС.

Исходя из этого, в Минфине делают вывод о том, что подтверждающим документом в отношении расходов на "дорожный" сбор, является отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства. Помимо отчета, потребуются также первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного ТС на соответствующем маршруте.

(Письмо Минфина России от 11.01.16 № 03-03-P3/64)

Сообщены особенности заполнения раздела 2 налоговой декларации по НДПИ в связи с изменением условий применения нулевого значения коэффициента Ккан

Коэффициент (Ккан), характеризующий регион добычи и свойства нефти, учитывается при определении ставки НДПИ, в отношении нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью или частично в Каспийском море.

Для целей применения нулевого значения данного коэффициента с 1 января 2016 года накопленный объем добычи нефти на соответствующих участках недр увеличен с 10 до 15 млн. тонн.

Начиная с декларации за январь 2016 года, налогоплательщикам рекомендуется:

  • количество нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском море, отражать в подразделе 2.1.1 по графе 2 с указанием кода "2009" или "4009" по графе 1;
  • количество нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью или частично в Каспийском море, отражать в подразделе 2.1.1 по графе 2 с указанием кода "2010" или "4010" по графе 1.

При представлении налоговых деклараций на налоговые периоды 2015 года количество нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском или Каспийском морях, отражается в подразделе 2.1.1 по графе 2 с указанием кода "2004" или "4004" по графе 1.

(Письмо ФНС России от 31.12.2015 N СД-4-3/23380@ "О внесении изменений в главу 26 Налогового кодекса Российской Федерации")

Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 31 декабря 2015 года

В информации приводятся:

  • средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
  • средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
  • средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.

(Информация Минэкономразвития России от 15.01.2016 "О средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 31 декабря 2015 г.")

ФНС напомнила, что НДФЛ с авансов, выплаченных работникам, не удерживается

Организация — налоговый агент не обязана удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц при выплате авансов работникам. Об этом напомнила ФНС России.

В налоговом ведомстве отмечают, что датой получения дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ). Налоговый агент, как гласит пункт 4 статьи 226 НК РФ, должен удержать НДФЛ из доходов работников при их фактической выплате. При этом в пункте 6 статьи 226 НК РФ оговорено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

На этом основании в ФНС полагают, что налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода работника по итогам месяца, за который был начислен доход.

Отметим, что аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина от 18.04.13 № 03-04-06/13294. Позицию чиновников поддерживают и суды (см. например, постановления Президиума ВАС РФ от 07.02.12 № 11709/11 и ФАС Дальневосточного округа от 22.08.12 № Ф03-3211/2012).

(Письмо ФНС России от 15.01.16 № БС-4-11/320)

ФНС России разработала рекомендуемую форму справки об освобождении от НДФЛ матвыгоды от экономии на процентах

ФНС России направила в налоговые органы рекомендуемую форму справки об освобождении от НДФЛ матвыгоды от экономии на процентах. В соответствующем письме федеральной службы приведена форма справки, которую налоговым органам рекомендуется выдавать в качестве подтверждения права на освобождение от НДФЛ материальной выгоды от экономии на процентах, для представления налоговым агентам, не являющимся для налогоплательщиков работодателями.

Напомним, что не подлежит обложению НДФЛ матвыгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилья или земли под жилое строительство, при условии наличия права у налогоплательщика на получение имущественного вычета, установленного подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, подтвержденного налоговым органом. Если налогоплательщик сэкономил на процентах за пользование таким займом, предоставленным работодателем, он должен предоставить в бухгалтерию работодателя уведомление о наличии у него права на имущественный налоговый вычет по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 января 2015 г. № ММВ-7-11/3@.

Если же заимодавец работодателем не является, ему можно предоставить справку по рекомендованной ФНС форме.

(Письмо ФНС России от 15 января 2016 г. № БС-4-11/329@)

Расчет 6-НДФЛ заполняется отдельно по каждому обособленному подразделению, даже если данные подразделения стоят на учете в одном налоговом органе

С 2016 года налоговые агенты обязаны ежеквартально представлять по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ.

ФНС России сообщает, что НК РФ не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производилось бы перечисление налога и, соответственно, представление данного расчета.

Разъясняется также, что организации - крупнейшие налогоплательщики, представляют расчет, в том числе в отношении работников обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению (отдельно по каждому обособленному подразделению).

При заполнении расчета за соответствующий отчетный период в разделе 2 по строкам 100 - 140 отражаются только те операции, которые произведены именно в этом отчетном периоде. Операции за предыдущие отчетные периоды в данном разделе не отражаются.

(Письмо ФНС России от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@)

ФНС России информирует об изменении с 2016 года сроков и порядка осуществления регистрационных действий

С 29 декабря 2015 года вступают в силу положения Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации:", в соответствии с которыми госрегистрация ИП и ЮЛ (при создании) осуществляются в срок не более чем три рабочих дня со дня представления необходимых документов.

Сообщается о необходимости с 1 января 2016 года нотариального удостоверения некоторых сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества.

В связи с этим, например, после 1 января 2016 года:

  • заявление участника ООО о выходе из общества должно быть нотариально удостоверено по установленным правилам;
  • заявление по форме N Р14001 для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале ООО на основании сделки, подлежащей обязательному нотариальному удостоверению (за исключением случаев нотариального удостоверения заявления участника общества о выходе из общества), подписывается нотариусом, удостоверившим соответствующую сделку (договор);
  • заявление по форме N Р14001 для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли в связи с выходом участника из ООО, подписывается лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени общества, и прилагается нотариально заверенное заявление участника о его выходе из общества.

Кроме того, с 29 декабря 2015 года место нахождения юридического лица определяется по месту его государственной регистрации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). При этом место нахождения ЮЛ указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ, а в случае если ЮЛ действует на основании типового устава, - только в ЕГРЮЛ.

При принятии решения об изменении места нахождения юридического лица для внесения в ЕГРЮЛ изменений представляется заявление по форме N Р14001 с приложением сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, а также документы, подтверждающие наличие права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица (за исключением случаев нового места нахождения юридического лица по адресу места жительства участника, владеющего не менее чем 50 процентами голосов, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ЮЛ).

Регистрирующий орган вправе внести запись в ЕГРЮЛ о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице, в случае установления соответствующего факта в результате проведения проверки достоверности представленных ЮЛ сведений.

(Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52 "О некоторых вопросах, связанных с применением Федеральных законов от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ, от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ и от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ")

На сайте Минфина России размещен Приказ от 25 декабря 2015 года N 215н, вносящий изменения в порядок применения бюджетной классификации

Электронная версия Приказа размещена по адресу (http://www.minfin.ru/) в рубрике "Бюджет", подрубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации".

(Письмо Минфина России от 31.12.2015 N 02-05-12/78056 "О Приказе Минфина России от 25.12.2015 N 215н")

Разъясняется порядок составления и предоставления отчетности страховыми брокерами

Банк России напоминает, что Указанием Банка России от 07.12.2015 N 3882-У были внесены изменения в Указание Банка России от 19.12.2014 N 3499-У "О формах, сроках и порядке составления и представления форм статистической отчетности страховыми брокерами в Центральный банк Российской Федерации". Обновленное Указание 3499-У вступило в силу с 1 января 2016 года и применяется страховыми брокерами при составлении и представлении отчетности за отчетные периоды, начинающиеся с 1 января 2016 года.

Кроме того, Банк России обращает внимание, что страховые брокеры составляют и представляют статистическую отчетность за 2015 год по формам и в порядке, которые установлены Указанием Банка России от 19.12.2014 N 3499-У без учета внесенных в него изменений.

Статистическая отчетность за 2015 год представляется страховыми брокерами в Банк России не позднее 15 апреля 2016 года.

(Информация Банка России от 21.01.2016 "О составлении и представлении статистической отчетности страховых брокеров с 01.01.2016")

Банком России приводится перечень нормативных актов, которыми установлены форма, порядок и сроки представления страховыми организациями и обществами взаимного страхования отчетности в порядке надзора и статистической отчетности за 2015 год

Кроме того, сообщается, что с 1 января 2016 года вступило в силу Указание Банка России от 30.11.2015 N 3860-У "О формах, сроках и порядке составления и предоставления отчетности страховыми организациями и обществами взаимного страхования в Центральный банк Российской Федерации". Требования данного Указания применяются страховыми организациями и обществами взаимного страхования при составлении и представлении в Банк России отчетности в порядке надзора и статистической отчетности за отчетные периоды, начинающиеся с 1 января 2016 года.

(Информация Банка России от 21.01.2016 "О составлении и представлении отчетности в порядке надзора и статистической отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования с 01.01.2016")

В 2015 году перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности включает 60 позиций

На официальном интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru размещен Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год.

По сравнению с прошлым периодом (перечень включал 56 позиций):

  • увеличилось число случаев обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности (в частности, в связи с вступлением в силу изменений, внесенных в Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности");
  • включены также в перечень: ГК "Роскосмос", единый институт развития в жилищной сфере (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 225-ФЗ), саморегулируемые организации в сфере финансового рынка (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ), единое общероссийское объединение страховщиков, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ.

При этом сократилось число случаев обязательного аудита отчетности, который могут проводить индивидуальные аудиторы (в частности, в связи с изменениями, внесенными в 2015 г. в Федеральный закон "Об акционерных обществах").

Также обращено внимание на то, что начиная с отчетности за 2016 год обязательному аудиту подлежит годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность политической партии, ее региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений.

(Информационное сообщение Минфина России от 20.01.2016 N ИС-аудит-1 "О Перечне случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.