Мониторинг изменений за период 22.02.16 - 28.02.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

В связи с изменениями в области использования электронных подписей утвержден обновленный порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме

Приказ устанавливает процедуры взаимодействия участников электронного документооборота в рамках выставления и получения счетов-фактур (в том числе исправленных и корректировочных) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Соответствующее требование о применении усиленной квалифицированной электронной подписи при получении и выставлении счетов-фактур в электронном виде предусмотрено п. 6 ст. 169 НК РФ.

В новом порядке учтено также изменение, касающееся отмены требования о наличии извещения покупателя о получении счета-фактуры.

Признан утратившим силу Приказ Минфина РФ от 25.04.2011 N 50н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде...".

(Приказ Минфина России от 10.11.2015 N 174н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи", зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41145)

Скорректирован План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

План счетов дополнен новыми счетами, в том числе: "Расчеты по невыясненным поступлениям", "Расчеты по компенсации затрат", "Расчеты по суммам принудительного изъятия", "Доходы будущих периодов от операций с активами".

Некоторые счета бухгалтерского учета исключены из Плана счетов, а часть из них изложена в новой редакции (в частности это коснулось раздела 5 "Санкционирование расходов").

Также, в частности, Инструкция по применению Плана счетов дополнена положениями, посвященными структуре номера счета Рабочего плана счетов, утвержденного бюджетным учреждением в рамках формирования учетной политики.

(Приказ Минфина России от 31.12.2015 N 227н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению", зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2016 N 41121)

В План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений внесены изменения

План счетов дополнен новыми счетами, в том числе: "Расчеты по невыясненным поступлениям", "Расчеты по компенсации затрат", "Расчеты по суммам принудительного изъятия", "Доходы будущих периодов от операций с активами".

Некоторые счета бухгалтерского учета исключены из Плана счетов, а часть из них изложена в новой редакции (в частности это коснулось раздела 5 "Санкционирование расходов").

Соответствующие уточнения внесены в Инструкцию по применению Плана счетов.

Приказ применяется начиная с 2016 года, за исключением отдельных положений, применяемых с 1 января 2017 года.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Приказ Минфина России от 31.12.2015 N 228н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению")

Банком России подготовлены рекомендации по формированию показателя нераспределенной прибыли (убытка) отчитывающегося банка

Нераспределенную прибыль (убыток) отчитывающегося банка рекомендуется рассчитывать с использованием показателей отчета о финансовых результатах по форме приложения к Положению Банка России от 22 декабря 2014 года N 446-П и баланса отчитывающегося банка по форме приложения 8 к Положению Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П.

Рекомендации содержат таблицы, в которых приведены статьи доходов и расходов, включающиеся в расчет нераспределенной прибыли (убытка) отчитывающегося банка.

При расчете нераспределенной прибыли (убытка) за отчетный период также рекомендуется учитывать корректирующие события, выявленные после 31 декабря предшествующего года и оцениваемые при составлении годового отчета кредитной организации.

("Методические рекомендации о расчете нераспределенной прибыли (убытка) отчитывающегося банка в форме отчетности 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях", утв. Банком России 18.02.2016 N 5-МР)


Вернуться в начало


Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Утверждена форма сведений о застрахованных лицах, представляемая в ПФР ежемесячно (форма СЗВ-М)

С 1 апреля 2016 года сведения персонифицированного учета нужно подавать в ПФР ежемесячно.

По утвержденной форме страхователь не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, обязан сообщать в ПФР следующие сведения о застрахованных лицах:

  • фамилию, имя и отчество;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при его наличии.

Такая обязанность установлена в п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном учете (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ).

(Постановление Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142)

Обновлены формы документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации

Утверждены, в частности:

  • форма решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (форма 1-ПФР);
  • форма постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) (форма 2-ПФР);
  • форма справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (форма 3-ПФР), а также формы 4-ПФР, 5-ПФР, 6-ПФР, 7-ПФР, 8-ПФР, 9-ПФР, 10-ПФР, 11-ПФР, 12-ПФР, 13-ПФР, 14-ПФР, 15-ПФР, 16-ПФР, 17-ПФР, 18-ПФР, 19-ПФР, требования к составлению актов камеральной и выездной проверки.

Приказ вступает в силу со дня признания утратившими силу Приказа Минтруда России от 27.11.2013 N 698н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".

(Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов", зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41135)

Обновлены формы документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования

Утверждены, в частности:

  • форма решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (форма 1-ФСС);
  • форма постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) (форма 2-ФСС);
  • форма справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов (форма 3-ФСС), а также формы 5-ФСС, 7-ФСС, 8-ФСС, 9-ФСС, 10-ФСС, 11-ФСС, 12-ФСС, 13-ФСС, 14-ФСС, 15-ФСС, 16-ФСС, 17-ФСС, 18-ФСС, 19-ФСС, 20-ФСС, 21-ФСС, требования к составлению актов камеральной и выездной проверки.

Приказ вступает в силу со дня признания утратившими силу Приказа Минтруда России от 23.06.2014 N 400н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Приказа Минтруда России от 27.11.2013 N 698н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".

(Приказ ФСС РФ от 11.01.2016 N 2 "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов", зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41133)


Вернуться в начало


Правовые новости

Утверждены формы выписок из ЕГРН, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения из ЕГРН и предоставляемых в электронном виде

Документом, в частности, утверждены:

  • форма выписки из ЕГРН об объекте недвижимости;
  • форма выписки из ЕГРН о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • форма выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • форма выписки о содержании правоустанавливающих документов;
  • форма выписки о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве.

Кроме того, определены Правила заполнения выписок из ЕГРН, состав содержащихся в них сведений, а также требования к формату документов, содержащих сведения ЕГРН и предоставляемых в электронном виде.

Приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.

(Приказ Минэкономразвития России от 29.12.2015 N 975 "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде", зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2016 N 41170)


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума в ускоренном режиме приняла закон о повышении акцизов на бензин с 1 апреля

Госдума приняла в первом и сразу же в окончательном чтениях законопроект № 997654-6 "О внесении изменения в статью 193 Налогового кодекса", который всего лишь 10 дней назад был внесен правительством. Теперь закон направлен в Совет Федерации на одобрение.

Со второго квартала текущего года предлагается повысить акцизы на бензин до класса 5 - с 10500 до 13100 рублей за тонну, на бензин класса 5 - с 7530 до 10130, на дизтопливо с 4150 до 5293, на прямогонный бензин с 10500 до 13100, на средние дистилляты с 4150 до 5293 рублей за тонну. Причем, согласно действующей редакции указанной статьи НК на 2017 год установлены более низкие ставки акцизов на перечисленные ГСМ, чем на текущий год. Согласно тексту принятого закона они тоже несколько понизятся относительно 2-4 кварталов 2016 года и составят в 2017 году 12300, 7430, 5093, 12300, 5093 рублей за тонну соответственно.

Акциз на бензин повышается на 2 рубля на литр, а на дизтопливо - на 1 рубль на литр, указано в пояснительной записке. Но это не должно привести к росту цен на топливо на внутреннем рынке, поскольку снижаются мировые цены на нефть, указывал кабмин при внесении законопроекта.

Госдума упростила получение пособий по временной нетрудоспособности

Госдума России одобрила в третьем чтении законопроект о выплате работникам организаций-банкротов пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством через ФСС России.

Как отмечают в Минтруде, сейчас, если в отношении организации проводятся процедуры банкротства, работники могут получить причитающиеся им пособия по окончании этих процедур в составе требований кредиторов, подлежащих удовлетворению во вторую очередь. В результате гражданин долгое время, иногда по несколько лет, не имеет возможности получить пособия ни у своего работодателя, ни в Фонде социального страхования.

При этом принятый закон меняет ситуацию. Теперь работники организаций, в отношении которых ведется процедура банкротства, смогут получать пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонде социального страхования России.

Подготовлена новая форма расчета экологического сбора

Росприроднадзор обнародовал форму расчета экологического сбора, которую ведомство планирует утвердить (проект приказа Росприроднадзора "Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора").

Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, для которой установлен норматив утилизации. Сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки. Кроме того, сбор не уплачивается по товарам, которые подлежат утилизации и вывозятся из России. Срок уплаты сбора – 15 апреля года, следующего за отчетным (ст. 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Предполагаемая форма расчета состоит из двух разделов. В первом разделе будет указываться информация о плательщике – производителе или импортере товаров. Для организаций, в частности, это наименование, ИНН, КПП, адрес, ОГРН, данные документа, подтверждающие запись в ЕГРЮЛ. Для ИП – фамилия, имя, отчество, адрес, данные документа, подтверждающие запись в ЕГРИП. В этом же разделе нужно будет указать и прочие сведения (коды по ОКАТО, ОКТМО, ОКВЭД, контактную информацию).

Второй раздел – это непосредственно расчет экологического сбора. В нем отдельно рассчитывается сбор за готовые товары и упаковку. Расчет сбора производиться следующим образом. Для этого умножается ставка сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории России, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (п. 6 Правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073).

Кроме этого, Росприроднадзор обнародовал еще один проект приказа, которым планирует утвердить целый ряд форм документов. Они потребуются плательщикам экологического сбора для проведения совместной сверки расчетов по экологическому сбору, а также для зачета или возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм сбора. Это в частности, такие формы как акт совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявление о проведении совместной сверки расчетов, заявление и решение о зачете, а также о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора и другие.


Вернуться в начало


Судебная практика

Сертификатом ключа ЭП должно предусматриваться право действовать от имени фирмы

В регистрирующий орган поступило заявление о внесении записей в ЕГРЮЛ об изменении сведений об адресе компании, о лице, имеющем право без доверенности действовать от ее имени, и о кодах по ОКВЭД. По результатам рассмотрения данных заявлений инспекция отказала в госрегистрации, сославшись на подписание заявлений неуполномоченным лицом - из сертификата ключа не ясно, что это лицо (М.) вправе действовать от имени компании.

М., подписавший заявления, обратился в суд, полагая, что заявителем выступает не компания, а ее руководитель, поэтому сертификат ключа проверки электронной подписи не должен подтверждать полномочия действовать от имени юрлица.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, разъяснив, что свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемом при госрегистрации заявлении не требуется в случае направления электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (пункты 1, 1.2 статьи 9 закона № 129-ФЗ). Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" предусмотрено создание и выдача квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.

В решении кассации (Ф04-26732/2015 от 24.12.2015) указано: "если заявителем при государственной регистрации юридического лица выступает физическое лицо – руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, то из сертификата ключа проверки электронной подписи должно следовать, что данное физическое лицо обладает полномочиями выступать от имени этого юридического лица".

Данное дело приведено в письме ФНС от 30 декабря 2015 г. N ГД-4-14/23321@.

(дело № А45-11584/2015)

Покупатель и продавец получили деньги на покупку объекта у одного лица - вычет незаконен

ЗАО "Т" приобрело объект недвижимости у ООО "М" и заявило вычет в налоговой декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, указав на создание компанией схемы незаконного возмещения НДС в отсутствие реальных операций и направленность действий на получение необоснованной налоговой выгоды.

Инспекция установила, что спорный объект не использовался в операциях, облагаемых НДС, приобретен за счет продажи собственных векселей в адрес ЗАО "С", которое получило денежные средства от ЗАО "О" по договору купли-продажи ценных бумаг. Таким образом, установлена схема движения денежных средств между налогоплательщиком и его контрагентами ЗАО "О" и "С", ООО "Х" и "М" за собственные векселя. При этом ООО "М" и налогоплательщик получили денежные средства для приобретения объекта фактически от одних и тех же лиц, а уплаченные последним за объект деньги прошли по круговой схеме. Кроме того, с 2007 года компания представляла декларации по НДС "нулевыми" показателями, кроме спорной (за 2 квартал 2011 года) декларации с суммой налога к возмещению.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, установив, что ООО "М" на момент рассмотрения дела ликвидировано, а остальные контрагенты признаны банкротами. При этом все фирмы представляли нулевую налоговую отчетность, не получали денежных средств от продажи товаров (работ, услуг).

Суды (постановление кассации Ф05-19993/2015 от 08.02.2016) решили, что приобретенное недвижимое имущество являлось лишь "инструментом" для получения из бюджета денежных средств, что также подтверждается показаниями директора "М". Он пояснил, что группа лиц предложила купить и продать здание, а ООО "М" в этой сделке выступало транзитной фирмой.

(дело № А40-35623/2015)

Уступка права требования аванса или обязательств по договору - не повод для вычета НДС

Между ОАО "И" (заказчик) и подрядчиком – иностранной фирмой был заключен договор на техническое обслуживание газовых турбин. Договором был предусмотрен 50% аванс.

В ноябре 2011 года подрядчик выставил заказчику счет-фактуру на предоплату, а последний перечислил денежные средства. Дополнением к контракту было предусмотрено, что все свои права и обязанности по указанному контракту в полном объеме ОАО "И" передает с 1 января 2012 года в адрес ОАО "Э". Платежным поручением ОАО "Э" перечислило в адрес ОАО "И" задолженность по соглашениям о замене сторон.

ОАО "И" заявило вычет в налоговой декларации по НДС за 4 квартал.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, указав на нарушение абзаца 2 пункта 5 статьи 171 НК - отсутствует фактический возврат подрядчиком полученных авансовых платежей по контракту.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным. Согласно упомянутой норме вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами с сумм предоплаты в случае изменения условий либо расторжения договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей. То есть возврат аванса является обязательным условием для вычета НДС в подобных случаях.

Суды (постановление кассации Ф05-20648/2015 от 15.02.2016) разъяснили, что уступка требования влечет перемену лиц в обязательстве, а не изменение либо прекращение обязательств сторон по договору. В данном случае, соглашение о замене стороны в обязательстве касаются только перемены заказчика и не связаны с изменениями условий контрактов.

(дело № А40-6698/2015)

При отсутствии документов, подтверждающих выручку, не получить освобождение от НДС

По результатам выездной налоговой проверки К. инспекция установила ведение деятельности по сдаче в аренду имущества без госрегистрации в качестве ИП. По результатам проверки (решение от сентября 2014 года) инспекция привлекла его к ответственности по статье 119 НК, доначислила НДС, пени и штраф. Суды двух инстанций признали решение инспекции законным.

В январе 2015 года К. направил в инспекцию уведомление об использовании права на освобождение от НДС за 2011-2013 годы (по статье 145 НК - выручка до 2 млн за три месяца), а в феврале зарегистрировался в качестве ИП. Инспекция отказала в использовании права на освобождение от НДС из-за нарушения срока предоставления документов (не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение), а также из-за отсутствия документов, подтверждающих размер выручки.

Суд первой инстанции признал, что лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Апелляция и кассация отменила решение суда. В данном случае при подаче заявления налогоплательщик не представил документов, подтверждающих размер его выручки с декабря 2010 по февраль 2011 года. Таким образом, предпринимателем не выполнены требования статьи 145 НК – инспекция правомерно отказала в освобождении от уплаты НДС.

При этом суды (постановление кассации Ф06-5339/2015 от 10.02.2016) отклонили ссылку истца на позицию ВАС от 24.09.2013 № 3365/13 - право на освобождение от уплаты НДС может быть реализовано в случае, когда о необходимости уплаты НДС предпринимателю становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, при предоставлении соответствующего заявления и указанных в пункте 6 статьи 145 НК документов. В данном случае, необходимые документы истцом не представлены.

(дело № А12-20457/2015)

Суды не против учета убытков от пожара на дату вступления в силу решения суда

ИП принадлежал склад, на котором в январе 2010 года произошел пожар, и товары, принадлежащие предпринимателю, пришли в негодность. Факт пожара подтвержден справкой пожарного надзора, а стоимость товара (33 млн рублей) – судебным решением, которое вступило в силу в августе 2012 года.

Предприниматель включил сумму убытка, не покрытого страховым возмещением, во внереализационные расходы 2012 года.

По результатам выездной проверки ИФНС указала, что данные убытки должны быть учтены в налоговой базе 2010 года, доначислила НДФЛ, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав на подпункт 8 пункта 7 статьи 272 НК, в соответствии с которым датой внереализационных расходов является дата признания задолженности должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

В решении кассации (Ф09-153/2016 от 16.02.2016) указано: "расходы, определяемые по методу начисления, учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты и с учетом правил подп. 8 п. 7 ст. 272 Кодекса о том, что датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата вступления в законную силу решения суда по расходам в виде сумм возмещения убытков (ущерба)".

(дело № А76-10015/2015)

Акт сверки, дата составления которого не указана, не прерывает срок исковой давности

По результатам выездной проверки за 2012-2013 годы ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, включив в состав внереализационных доходов невостребованную кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности по контрагенту ООО "М" (поставка товара август 2009 – июнь 2010 года).

Компания обратилась в суд, указывая на акты сверки по состоянию на 31 декабря 2009 года, 31 декабря 2010 года и 31 декабря 2013 года, которые, по мнению компании, прерывают срок исковой давности. При этом не указаны даты, в которые акты были оформлены. Компания полагает, что акт сверки расчетов не является документом строгой бухгалтерской отчетности, форма акта сверки между контрагентами не предусмотрена действующим законодательством, налогоплательщик при необходимости может разработать форму самостоятельно.

Суд первой инстанции признал акты надлежащим доказательством, свидетельствующим о признании долга и влекущим перерыв течения срока исковой давности.

Апелляция отменила решение суда, указав на пункт 18 статьи 250 НК, в соответствии с которым налогоплательщик обязан включить в состав внереализационных доходов кредиторскую задолженность в случае истечения срока исковой давности либо при наличии оснований полагать, что сумма задолженности не будет взыскана.

Суд признал указанные акты составленными за пределами срока исковой давности, указав на отсутствие даты составления этих актов, что исключает возможность подтвердить дату совершения соответствующих действий в пределах срока исковой давности. Суд также учел показания руководителя ООО "М", который подтвердил подписание только двух актов.

Кассация (Ф07-4047/2015 от 16.02.2016) оставила в силе решение апелляции.

(дело № А56-14899/2015)

Представление идентичных уточненок не помогло отсрочить штраф - ошиблись с датой

В 2014 году компания представила в ИФНС несколько уточненных деклараций по акцизам на алкоголь за октябрь 2012 года. Сумма акциза к уплате в бюджет по данным уточненки №1 совпадала с первичной декларацией и данными ЕГАИС. В уточненке № 2 компания уменьшила объем реализованной продукции. В ходе проверки уточненки № 2 компания представила уточненку № 3 с данными, аналогичными уточненке № 2.

Камеральная проверка ранее поданной декларации прекращена и начата камералка уточненной декларации № 3. По ее результатам инспекция установила занижение компанией базы по реализации алкогольной продукции на территории РФ по сравнению с данными ЕГАИС, доначислила недоимку по акцизам в размере более 10 млн рублей, пени и штраф.

После вынесения акта по проверке, но до принятия решения компания представила уточненку №4 с теми же данными.

Компания обратилась в суд, ссылаясь на неправомерное непрекращение камеральной проверки уточненной налоговой декларации № 3 при предоставлении уточненной декларации № 4. Согласно пункту 9.1 статьи 88 НК, если до окончания камеральной проверки декларации представляется уточненка, то камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается проверка новой. По мнению компании, датой окончания проверки является дата вынесения по ней решения. При этом компания не оспаривает, что данные уточненных деклараций № 2 и 3 расходятся с данными, отраженными в отчетах ЕГАИС, то есть налогооблагаемая база и размер подлежащего уплате акциза в уточненных декларациях не подтверждены документально.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф07-2268/2016 от 11.02.2016) признали решение инспекции законным, указав на письмо ФНС от 21.11.2012 № АС-4-2/19576@. В нем разъясняется, что под моментом окончания камеральной проверки следует понимать истечение предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК трехмесячного срока со дня представления декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

Таким образом, по мнению судов, представление уточненных деклараций после составления акта в отношении предыдущей уточненной декларации не влечет прекращения проверки по ней на основании пункта 9.1 статьи 88 НК, поскольку камеральная проверка предыдущей уточненной декларации завершена, а дата ее окончания указана в акте проверки.

Аналогичные выводы сделали суды при рассмотрении дел А21-3437/2015, А21-3899/2015 с участием той же компании, но за другие периоды (февраль 2014 и декабрь 2012 года).

(дело № А21-3436/2015)


Вернуться в начало


Прочее

Крупнейшему налогоплательщику присвоено несколько значений КПП: какой из них указывать в расчетных документах на перечисление налогов в бюджетную систему?

Ссылаясь на судебную практику (решение ВАС РФ от 25.11.2004 N 7448/04), ФНС России пояснила следующее. Отнесение налогоплательщика к категории крупнейших является самостоятельным основанием постановки на учет в налоговом органе и при этом не исключает возможности его учета по месту нахождения.

Таким образом, крупнейшему налогоплательщику может быть присвоено несколько значений КПП.

Сведения обо всех постановках на учет налогоплательщика (в том числе в налоговом органе по месту нахождения и в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика) содержатся в ЕГРН.

В расчетных документах на перечисление налоговых платежей в бюджетную систему могут указываться как КПП, присвоенные налоговым органом при постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, так и по месту нахождения организации, а также по месту нахождения соответствующего объекта, подлежащего налогообложению (имущество, земля, транспорт), то есть КПП, содержащиеся в ЕГРН.

(Письмо ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ЗН-4-1/2249@ "О порядке присвоения и применения КПП")

Минфин пояснил, когда можно заявить вычет по НДС, если счет-фактура поступил от продавца в следующем налоговом периоде

У покупателя есть возможность заявить вычет по НДС в том налоговом периоде (квартале), в котором приобретенные товары (работы, услуги) были приняты на учет, даже если соответствующий счет-фактура поступил от продавца в следующем налоговом периоде. Как разъяснил Минфин России, это возможно, если счет-фактура был получен не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Чиновники ссылаются на статью 172 НК РФ, в которой определен порядок применения налоговых вычетов по НДС. В пункте 1.1 этой статьи, в частности, установлено следующее правило. Если счет-фактура поступил после завершения квартала, в котором товары (работы, услуги) были приняты на учет, но до установленного срока представления налоговой декларации за данный квартал, то покупатель вправе заявить "входной" НДС к вычету в том налоговом периоде, когда товары (работы, услуги) были приняты на учет.

Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ, декларация по НДС сдается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Поэтому покупатель вправе заявить вычет по НДС в том квартале, когда он принял на учете приобретенные товары (работы, услуги), если соответствующий счет-фактура поступил от продавца до 25-го числа (включительно) месяца, следующего за данным кварталом.

(Письмо Минфина России от 02.02.16 № 03-07-11/4712)

Отсутствие у АО предоставляемых в налоговый орган сведений об акционере - физическом лице не освобождает общество от исполнения обязанности по выплате объявленных дивидендов

Акционерные общества признаются налоговыми агентами и обязаны удерживать и перечислять из выплачиваемых акционерам - физическим лицам дивидендов налоги в бюджетную систему РФ.

При этом налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, содержащие, в том числе, данные о физическом лице - получателе дохода.

Банк России информирует участников финансового рынка, что отсутствие у акционерного общества предоставляемых в налоговый орган сведений об акционере - физическом лице не освобождает от исполнения обязанности по выплате объявленных дивидендов в установленные законодательством сроки (25 рабочих дней с даты, на которую определяются лица, имеющие право на получение дивидендов).

(Информационное письмо Банка России от 19.02.2016 N ИН-06-59/9 "Об исполнении обязанности по выплате объявленных дивидендов")

Величина коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за январь 2016 года снизилась с 5,6705 до 3,9560

Изменение коэффициента связано со снижением среднего уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. Так, в январе 2016 года цена на нефть упала с 36,24 (в декабре 2015 года) до 28,53 долл. США за баррель.

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю. В январе его значение составило 76,3127.

(Письмо ФНС России от 17.02.2016 N СД-4-3/2522@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за январь 2016 года")

ИП на УСН: как уменьшается налог, если единственный работник в декрете

Минфин РФ уточнил возможность уменьшения налога при УСН на фиксированные страховые взносы для ИП, единственный наемный работник которого находится в декретном отпуске.

Ведомство напоминает, что ИП на УСН, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплат физлицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей) на фиксированные страховые взносы в ПФР и ФФОМС.

Вместе с тем, в среднесписочную численность работников не включаются, в том числе, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Таким образом, ИП, не выплачивающий вознаграждения своему работнику, который находится в отпуске по уходу за ребенком, может уменьшить налоги на собственные страховые взносы в фиксированном размере.

(Письмо Минфина России № 03-11-11/3455 от 27.01.2016)

С 9 февраля 2016 года заявление на получение патента подается по новой форме с указанием установленной налоговой ставки

Форма заявления дополнена полем для отражения сведений о применяемой предпринимателем налоговой ставке со ссылкой на положение закона субъекта РФ, установившего нулевую или пониженную ставку налога (соответствующие изменения внесены Приказом ФНС России от 22.12.2015 N ММВ-7-3/591@).

Если законом субъекта РФ не установлена налоговая ставка в отношении указанного в заявлении вида деятельности, то проставляется налоговая ставка в размере 6 процентов, предусмотренная НК РФ.

(Информация ФНС России "Об указании в заявлении на получение патента применяемой налоговой ставки")

ПСН для арендодателей: сумма налога зависит от количества арендаторов

Минфин РФ пояснил порядок расчета налога при ПСН, если ИП сдает в аренду 100 кв. м нежилого помещения площадью 400 кв. м, либо все помещение, но разным арендаторам.

Ведомство напоминает, что для целей применения ПСН количество объектов, передаваемых в аренду, определяется на основании договоров аренды, заключаемых ИП-собственником.

Если ИП фактически сдает в аренду только 100 из 400 кв. м., то расчет суммы налога следует осуществлять по площади, указанной в договоре аренды и отраженной ИП в заявлении на получение патента.

Если ИП полностью сдает в аренду все 400 кв. м. по восьми договорам аренды, заключенным с разными арендаторами, то сумма налога исчисляется по каждому из восьми объектов.

(Письмо Минфина РФ № 03-11-12/5414 от 04.02.2016)

ФНС России напоминает, что с 2016 года изменен порядок расчета коэффициента владения в отношении объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом по кадастровой стоимости

Сообщается, что согласно новому порядку, если возникновение права на объект недвижимости произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента владения.

Для сравнения - ранее за полный месяц в целях определения коэффициента владения принималось любое количество дней в месяце.

(Информация ФНС России "Об изменении порядка расчета коэффициента владения объектом недвижимости, облагаемым налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости")

Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от его фактического наличия или использования налогоплательщиком

Сообщается, в частности, что в соответствии со статьей 362 Налогового кодекса РФ исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым кодексом РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

(Письмо Минфина России от 18.02.2016 N 03-05-06-04/9050 "О транспортном налоге")

Рекомендованы для применения с 1 января 2016 года формы расчетов сумм утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов

С указанной даты введена обязанность уплаты утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, а также прицепов к колесным транспортным средствам.

В этой связи ФНС России рекомендует до утверждения в установленном порядке форм и форматов расчетов сумм утилизационного сбора использовать доведенные данным письмом рекомендуемые формы и форматы.

(Письмо ФНС России от 16.02.2016 N СД-4-3/2437@ "О рекомендуемых формах и форматах расчетов сумм утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов")

Компенсация работнику платы за детский сад не облагается НДФЛ только в части расходов на обучение

От НДФЛ освобождаются только суммы оплаты организацией непосредственно стоимости обучения детей ее сотрудников в дошкольных учреждениях. Что касается суммы оплаты работодателем стоимости присмотра и ухода за детьми, то такие возмещения должны включаться в налоговую базу по НДФЛ как доход сотрудника. Такие разъяснения дали специалисты финансового ведомства.

Таким образом, если организация компенсирует своим работникам стоимость пребывания их детей в дошкольном учреждении, то от НДФЛ такая компенсация освобождается лишь частично.

Финансисты обосновали свой вывод следующим образом. Действительно, платить НДФЛ не нужно с компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях в силу п. 42 ст. 217 НК РФ. Но это касается только компенсации, которая предусмотрена п. 5 ст. 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". А это та компенсация, которая производится за счет средств региональных бюджетов.

Соответственно, отметили финансисты, подобные выплаты за счет иных источников, в частности, из средств работодателя, не могут рассматриваться как компенсация части родительской платы, о которой идет речь в п. 42 ст. 217 НК РФ.

В свою очередь, компенсация за обучение в образовательном учреждении детей сотрудников, произведенная организацией, освобождается от НДФЛ в силу п. 21 ст. 217 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 8 февраля 2016 г. № 03-04-06/6374)

Налоговым инспекциям рекомендовано использовать обновленную форму Справки о получении/неполучении налогоплательщиком социального налогового вычета

В случае расторжения договора добровольного страхования жизни с суммы страховых взносов, в отношении которых налогоплательщику был предоставлен социальный налоговый вычет, страховая организация обязана удержать НДФЛ. Налог не удерживается, если налогоплательщик представит справку, выданную налоговым органом по месту его жительства, подтверждающую неполучение указанного социального налогового вычета.

Действующая форма справки не учитывает данные изменения налогового законодательства. До утверждения новой формы рекомендовано применять форму справки, приведенную в приложении к настоящему письму ФНС России.

(Письмо ФНС России от 10.02.2016 N БС-4-11/2150@ "О рекомендуемой форме справки")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.