Мониторинг изменений за период 22.08.16 - 28.08.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Внесены уточнения в перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению НДС

В позиции, классифицируемой кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8451 80 300 9, слова "модели ХСС" заменены словами "модели ХСС; машина для ламинирования ткани, мощность 45 кВт, ширина валов и перекатных роликов - 2200 мм".

В позиции, классифицируемой кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8479 30 100 9, слова "производительностью 1618 куб. м в сутки" заменены словами "производительностью 1618 куб. м в сутки; технологическая линия по производству плит МДФ (ХДФ) на основе пресса горячего прессования непрерывного действия "ContiRollR" 9 х 48,7 м производительностью 500000 куб. м в год".

(Постановление Правительства РФ от 20.08.2016 N 825 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")


Вернуться в начало


Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Правительством РФ расширен перечень причин инвалидности, которые устанавливаются в случае признания гражданина инвалидом

В перечень включено, в частности, заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий.

Кроме того, в частности, предусмотрено, что гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом медико-социальной экспертизы гражданина и протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина.

При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных или абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду по его заявлению либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без проведения дополнительного освидетельствования инвалида.

(Постановление Правительства РФ от 10.08.2016 N 772 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95")


Вернуться в начало


Статистика

Росстатом обновлены формы федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий

Утверждены следующие новые годовые формы, которые вводятся в действие с отчета за 2016 год:

  • N 1-технология "Сведения о разработке и использовании передовых производственных технологий";
  • N 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах";
  • N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок";
  • N 4-инновации "Сведения об инновационной деятельности организации";
  • N 1-НК "Сведения о работе аспирантуры и докторантуры";
  • N 85-К "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми".

Также утверждена новая квартальная форма N 2-наука (краткая) "Сведения о выполнении научных исследований и разработок", действующая с отчета за январь - март 2017 года.

Ранее действовавшие формы статистического наблюдения, по которым представлялись указанные сведения, утвержденные приказом Росстата от 03.08.2015 N 357, признаны утратившими силу, вместе с Приказом Росстата от 25.09.2015 N 442 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации".

(Приказ Росстата от 05.08.2016 N 391 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий")

Обновлена годовая форма федерального статистического наблюдения N 62 "Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению", которая начнет действовать с отчета за 2016 год

Росстатом утверждены указания по заполнению данной формы, а также адреса и сроки ее предоставления.

Признано утратившим силу приложение N 1 "Форма федерального статистического наблюдения N 62 "Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению", утвержденное Приказом Росстата от 30.12.2015 N 672.

(Приказ Росстата от 24.08.2016 N 445 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья")


Вернуться в начало


Законопроекты

ФНС подготовила новые формы документов для выездных проверок

ФНС подготовила ведомственный приказ, который содержит новые формы документов, применяемых при проведении выездных налоговых проверок.

Текст документа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Так, в частности, приказ содержит:

  • форму "Требование о представлении пояснений";
  • форму "Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента)";
  • форму "Решение о проведении выездной налоговой проверки";
  • форму "Справка о проведенной выездной налоговой проверке".

Всего приказ содержит 39 форм документов, которые должны вступить в силу с 1 января 2017 года. При этом одновременно приказ упразднит действующие формы, утвержденные приказом от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Разработка новых форм связана с внесением поправок в НК РФ Федеральными законами от 01.05.2016 № 130-ФЗ, от 03.07.2016 № 240-ФЗ, от 03.07.2016 № 244-ФЗ и другими.

Напомним, данные поправки изменили порядок электронного взаимодействия с налоговыми органами, утвердили особенности проведения выездных проверок консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), а также передали ФНС полномочия по администрированию страховых взносов.

ФНС предлагает обсудить проект приказа о документах для получения налогового вычета по акцизам

На сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов размещен обновленный проект приказа ФНС России "Об утверждении форм реестров счетов-фактур, порядка их заполнения, порядка представления реестров счетов-фактур в налоговые органы и проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, а также образца отметки налогового органа, проставляемой на реестрах счетов-фактур, представляемых плательщиками акцизов в налоговый орган". По итогам обсуждения предыдущего проекта приказа были получены ряд предложений от бизнеса, в результате чего документ был доработан.

Федеральная налоговая служба предлагает принять участие в рассмотрении данного проекта до 15 сентября 2016 года. Комментарии и предложения по проекту приказа можно направить на электронный адрес mns10349@nalog.ru или в адрес ФНС России.

ФНС подготовила новую декларацию по транспортному налогу

На портале Федеральном портале проектов нормативных правовых актов появился проект приказа ФНС, которым будет утверждена новая декларация по транспортному налогу, формат декларации и порядок её заполнения. Необходимость изменения связана с поправками, внесенными в Налоговый кодекс в главу о транспортном налоге.

В разделе 2 "Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству" появятся строки для указания даты постановки на учет и снятия с учета, а также код и сумма налогового вычета, на который уменьшается исчисленный налог (для плательщиков в систему "Платон").

Новая декларация должна будет представляться уже за 2016 год.

В декларацию по ЕНВД внесут поправки

ФНС РФ наконец опубликовала текст поправок, которые будут внесены в налоговую декларацию по ЕНВД. Уведомление о разработке приказа было размещено на портале проектов НПА еще 1 июля.

Изменения планируются незначительные. И связаны они с тем, что с 2017 года индивидуальным предпринимателям на ЕНВД, производящим выплаты физлицам, будет возвращено право уменьшать налог на фиксированные взносы в ПФ и ФОМС.


Вернуться в начало


Судебная практика

Отсутствие контрагентов по месту регистрации через 3 года после сделки - не повод для доначислений

В 2010-2011 годах компания приобретала товары у ряда контрагентов: ООО "Т", "Э", "А", "У", "И".

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав формальными взаимоотношения с указанными контрагентами. Инспекция сослалась на подписание документов от их имени неустановленными лицами и отсутствие контрагентов по месту регистрации.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что в период сделок спорные контрагенты являлись действующими фирмами, зарегистрированными в установленном порядке, состоящими на учете в налоговых органах. Они представляли налоговую отчетность, имели расчетные счета в банках, их взаимозависимость с налогоплательщиком не установлена.

Суды отметили, что неустановление лица, подписавшего документы, не может с бесспорностью свидетельствовать о факте подписания документов неуполномоченным лицом, а также об осведомленности об этом налогоплательщика.

В решении кассации (Ф10-2578/2016 от 05.08.2016) указано: "факт совершения налогоплательщиком сделок в период 2010-2011 с отсутствующими в 2014 году по адресам государственной регистрации контрагентами в период выездной налоговой проверки не предполагает за собой безусловные основания для отказа налогоплательщику в праве на получение налоговых вычетов по НДС и принятие расходов".

(дело № А54-5464/2014)

Повторная выездная проверка после подачи 11 уточненки не нарушает прав налогоплательщика

Компания представила в ИНФС уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2011 год (корректировка № 10), в которой указала налог в размере, меньшем ранее заявленного на 30 млн рублей. По результатам камеральной проверки ИФНС установила неуплату налога в размере 12,5 млн рублей ввиду необоснованного уменьшения выручки.

Компания представила уточненную декларацию (корректировка № 11), увеличив сумму налога к уплате на указанную сумму. Инспекция приняла решение об отказе в привлечении к ответственности и решение о проведении выездной проверки в отношении налога на прибыль за 2011 год.

Компания оспорила решение о назначении проверки сначала в УФНС. Получив отказ, обратилась в суд, указав, что выездная проверка по налогу на прибыль за 2011 год уже проводилась и основания для назначения повторной проверки отсутствовали. Кроме того, нарушены сроки, предусмотренные пунктом 10 статьи 89 НК (3 года) для назначения проверки – проверка за 2011 год назначена 30 июня 2015 года.

Суды двух инстанций удовлетворили требования компании, указав на отсутствие оснований для назначения повторной выездной проверки - отсутствует уточненная налоговая декларация, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В настоящем случае перед назначением проверки компания представила уточненную декларацию с увеличенной суммой налога на прибыль к уплате.

Кассация (Ф05-11322/2016 от 11.08.2016) отменила решение судов, указав: "назначение повторной налоговой проверки само по себе не является существенным нарушением прав и интересов заявителя из-за отсутствия явной очевидности, судебная защита которых может быть осуществлена при судебном контроле за результатами этой повторной проверки".

(дело № А40-213572/2015)

Установив вывод выручки на счета зависимого лица, суды постановили списать с него налоги

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налоги, пени и штрафы и направила требование об их уплате. Поскольку в указанный срок компания задолженность не погасила, инспекция приняла решение о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах, а затем - о взыскании налога, пени и штрафа за счет имущества компании.

На основании выписок с расчетных счетов налогоплательщика в банках инспекция установила использование в деятельности расчетных счетов зависимого лица - ООО - для получения выручки за реализуемые товары (работы, услуги). Инспекция обратилась в суд с иском о взыскании задолженности налогоплательщика с ООО в порядке подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК.

При этом единственным участником ООО является налогоплательщик (100% в уставном капитале). Компании зарегистрированы по одному адресу. Между налогоплательщиком и ООО был заключен договор поручения, по которому ООО-поверенный обязан оплачивать комплектующие, сырье, материалы и выполненные работы за налогоплательщика, а последний - компенсировать его расходы. Со ссылкой на этот договор были направлены письма покупателям налогоплательщика с просьбой производить оплату на счет ООО.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф09-7248/2016 от 18.08.2016) удовлетворили требование инспекции, указав на уклонение налогоплательщика от исполнения обязанности по погашению задолженности, возникшей перед бюджетом.

(дело № А50-24724/2015)

В документах на перевозку нет сведений о транспортных средствах - в вычетах НДС отказано

ООО "Э" отразило в декларации по НДС вычеты по перевозке грузов контрагентом ООО "Ф". В подтверждение были представлены договор, счета-фактуры, акты выполненных работ.

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что в представленных документах отсутствуют сведения об идентифицирующих признаках транспортных средств, водителях, датах и месте оказания услуг. К тому же, контрагент не имеет необходимых ресурсов, не представляет налоговую отчетность, у него отсутствуют платежи, характерные для организаций, ведущих реальную предпринимательскую деятельность.

Суды трех инстанций сочли решение инспекции законным, установив, что ООО "Э" денежные средства по договору не перечисляло. По утверждению налогоплательщика, его задолженность перед ООО "Ф" была передана последним по договорам цессии директору ООО "Э", а плата за права требования произведена посредством зачета требований последнего к ООО "Ф" по договору займа. Однако доказательств реальной выдачи директором налогоплательщика займа ООО "Ф", а также уплаты налогоплательщиком долга директору не имеется. На счетах бухучета налогоплательщика также не отражена задолженность компании перед директором. При этом брат руководителя налогоплательщика пояснил, что оказывал компании транспортные услуги по мере поступления заказов, поскольку имел в собственности грузовой автомобиль.

Суды (постановление кассации Ф01-3043/2016 от 15.08.2016) указали на недостоверность актов и счетов-фактур ООО "Ф", в соответствии с которыми были заявлены налоговые вычеты по НДС.

(дело № А38-4860/2015)

Суды не согласились с отказом в вычете НДС из-за невозможности подготовки газона зимой

По результатам выездной проверки ООО "П" (республика Марий Эл) налоговая отказала в вычетах по сделке с ООО "А", выполнившим работы по озеленению. ИФНС указала, что посев луговых газонов не мог состояться в конце ноября - декабре 2012 года ввиду климатических условий. При этом выполнение этих работ к моменту проведения проверки инспекция не оспаривает.

Суд первой инстанции поддержал выводы инспекции.

Апелляция и кассация (Ф01-3156/2016 от 12.08.2016) отменили его решение, установив, что согласно уточненным документам (справке о стоимости выполненных работ и акту о приемке работ) работы произведены в октябре-ноябре 2012 года. Согласно пояснениям налогоплательщика и контрагента фактически были выполнены работы по подготовке и планировке почвы под газоны, некорректно указанные в документах как "работы по озеленению".

Доказательства того, что указанные работы не выполнялись в 4 квартале 2012 года, в материалах дела отсутствуют.

(дело № А38-830/2015)

Суды против обвинений контрагента в нарушениях только из-за его названия - без учета ИНН

ООО "А" приобрело у ООО "С" товар и заявило вычет в налоговой декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах, доначислила НДС, пени и штраф, сославшись на отсутствие у контрагента ресурсов и на ответ, полученный от управления по экономической безопасности и противодействия коррупции. Согласно ответу спорный контрагент является недобросовестным, поскольку допускал нарушения налогового законодательства путем занижения НДС, в том числе, с использованием фирм-однодневок. В рамках уголовного дела получены показания некоего обвиняемого, подтверждающие подготовку для "заказчиков" фиктивных документов (договоров, счетов-фактур, накладных) с использованием ряда юрлиц, в том числе ООО "С".

При этом фактическое приобретение товара для перепродажи и последующую его реализацию налоговики не оспаривают.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на отсутствие достаточных доказательств нереальности спорной сделки, поскольку представленные налогоплательщиком документы отвечают установленным требованиям.

Суды (постановление кассации Ф08-5442/2016 от 15.08.2016) пояснили, что вывод ОБЭП о контрагенте не имеет отношения к рассматриваемой операции. Из показаний в рамках уголовного дела также не следует, что речь идет именно о спорном контрагенте (в показаниях отсутствует ИНН/ОГРН организации, в то время как по данным открытого ресурса ФНС на территории России действует пять ООО с аналогичным названием).

(дело № А63-7994/2015)

Списание затрат на НИОКР в налоговом учете не зависит от их отражения в бухучете

В 2012 году компания единовременно учла в расходах в целях налогообложения затраты на НИОКР. В бухучете затраты отнесены к косвенным расходам.

При выездной проверке ИФНС установила, что согласно учетной политике фирмы затраты на научно-технические разработки должны учитываться в прямых расходах, то есть по мере реализации продукции. Кроме того, разработки не были фактически использованы налогоплательщиком при выполнении работ в 2012 году. Инспекция доначислила налог на прибыль, пени и штраф.

Суд первой инстанции согласился с выводами инспекции.

Апелляция отменила его решение, указав на пункт 4 статьи 262 НК - налогоплательщик вправе включать расходы на научные исследования в состав прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они завершены.

Спорные разработки приобретены и оплачены в 2012 году, в том же году подписаны соответствующие акты сдачи-приемки результата работ.

Кассация (Ф05-11432/2016 от 12.08.2016) согласилась с выводами апелляции, указав: "не имеет правового значения то, как спорные расходы отражены в бухгалтерском учете и к каким расходам - прямым или косвенным - они отнесены налогоплательщиком в налоговом учете".

Кассация отклонила довод инспекции о том, что разработки не были фактически использованы в 2012 году, поскольку положения статей 252 и 262 НК не предусматривают такого условия для учета спорных расходов в периоде их приобретения.

(дело № А40-7611/2016)

Суд против доначислений ЕНВД из-за несвоевременной подачи заявления о снятии с учета

Компания оказывала услуги питания и применяла ЕНВД. В связи с расторжением договора аренды в мае 2014 года и отсутствием в связи с этим в третьем квартале физического показателя для определения базовой доходности компания представила декларацию по ЕНВД с "нулевыми" показателями. С заявлением о прекращении деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, компания обратилась 15 ноября.

По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила ЕНВД, пени и штраф, указав, что компания, не снятая с налогового учета в качестве плательщика ЕНВД, не освобождается от обязанности по уплате налога.

Суды двух инстанций согласились с инспекцией, решив, что факт отсутствия предпринимательской деятельности в течение квартала не исключает возможность начисления спорных сумм ЕНВД (пеней, санкций). Согласно пункту 3 статьи 346.28 НК налогоплательщик снимается с учета в качестве плательщика ЕНВД со дня подачи заявления, представленного в инспекцию в течение пяти дней после прекращения деятельности, облагаемой ЕНВД. То есть, налогоплательщик должен своевременно представить заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД.

Кассация (Ф04-3635/2016 от 17.08.2016) отменила решение судов, указав, что объектом обложения ЕНВД признается вмененный доход, то есть потенциально возможный доход налогоплательщика. В связи с расторжением договоров аренды помещений, где налогоплательщик вел деятельность, в 3 квартале он не мог использовать их для получения дохода. Определяя величину физического показателя за 3 квартал, истец правомерно не учитывал то имущество, которое объективно не могло быть использовано для целей предпринимательской деятельности соответствующего вида.

(дело № А27-20410/2015)

Больничный выдан на 16 дней одним врачом - не повод для отказа в принятии расходов к зачету

В ходе выездной проверки ФСС установил нарушение порядка выдачи листков нетрудоспособности - работнице выдан больничный сроком свыше 15 дней (на 16 дней) без разрешения врачебной комиссии (единолично лечащим врачом). По результатам проверки фонд не принял к зачету расходы на выплату страхового обеспечения.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, установив, что наступление страхового случая в виде временной нетрудоспособности не опровергается фондом, а создание искусственной ситуации для получения средств фонда в ходе проведения проверки не установлено.

Суды пояснили, что условия и продолжительность выплаты больничного пособия установлены статьей 6 закона 255-ФЗ - оно выплачивается за весь период нетрудоспособности до дня ее восстановления (или установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 данной статьи.

Суды (постановление кассации Ф02-3830/2016 от 03.008.2016) отклонили довод фонда о необходимости исправления больничного - положения порядка выдачи листков нетрудоспособности не устанавливают конкретного срока устранения нарушений, допущенных при оформлении листка.

(дело № А19-16558/2015)


Вернуться в начало


Прочее

Пользователи "Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц", выбрав соответствующую опцию, смогут по-прежнему получать налоговые уведомления в бумажном виде

Согласно новым поправкам в Налоговый кодекс РФ физические лица, получившие доступ к "Личному кабинету", получают налоговые уведомления в электронной форме через личный кабинет. При этом таким лицам документы на бумажном носителе по почте не направляются.

Налогоплательщиками, получившими доступ к "Личному кабинету", считаются физические лица, получившие регистрационную карту и сменившие первичный пароль, а также все пользователи, подключившиеся с помощью сертификата ключа электронной подписи или с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации. Исключение составляют пользователи, отказавшиеся от пользования "Личного кабинета" или заблокировавшие свою учетную запись, а также пользователи, утратившие возможность доступа к информационному ресурсу в случае неизменения полученного первичного пароля в течение 30 дней с момента получения регистрационной карты.

Однако для пользователей "Личного кабинета" реализована возможность направления в налоговый орган (по умолчанию - по месту жительства) уведомления о направлении документов в бумажном виде, подписанного электронной подписью при снятии отметки с опции "Отказ от получения документов на бумажном носителе".

Снять отметку можно в разделе "Профиль". Также можно направить уведомление из раздела "Документы налогоплательщика" - "Электронный документооборот".

В этом случае налоговые уведомления таким налогоплательщикам будут включены в график массовой печати и рассылки налоговых уведомлений после 01.09.2016.

(Письмо ФНС России от 22.08.2016 N БС-4-11/15377@ "О направлении разъяснений")

Об НДС и налоге на прибыль при аренде недвижимости на территории Байконура

Казахстанская организация оказывает российской компании услуги по предоставлению в аренду недвижимого имущества, расположенного на территории Байконура.

Сообщается, что в части НДС местом реализации данных услуг признается территория Казахстана, и они облагаются налогом в соответствии с законодательством Казахстана.

В части налога на прибыль доход казахстанской организации от сдачи в аренду недвижимого имущества к доходам иностранной организации от источников в России не относится и налогообложению в России не подлежит.

(Письмо ФНС России от 16 августа 2016 г. № СД-4-3/15006@ "О разъяснении налогового законодательства")

Об НДС при реализации товаров (работ, услуг) должником, признанным банкротом

Сообщается, что реализация имущества, в т. ч. изготовленного в ходе текущей производственной деятельности организаций-должников, признанных несостоятельными (банкротами), объектом обложения НДС не является.

При этом выполнение работ (оказание услуг) такими лицами облагается НДС в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 17 августа 2016 г. № СД-4-3/15110@ "О направлении разъяснений")

Вычет НДС при наличии необходимых документов возможен и принятии имущества на счет 08

Минфин ответил на вопрос о вычете НДС в такой ситуации: в 2014 годы фирма приобрела актив, получила все необходимые документы от поставщика, в том числе и счет-фактуру. Компания учитывала актив на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" до 2016 года, так как он требовал монтажа и не был способен приносить экономическую выгоду. В 2016 году актив был смонтирован и учтен в качестве ОС на счете 01 "Основные средства".

Согласно пункту 2 статьи 171 и абзацам первому и второму пункта 1 статьи 172 НК суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, в случае их использования для облагаемых НДС операций подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

В связи с этим вычет НДС, предъявленного налогоплательщику при приобретении указанного актива, производится после принятия на учет на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".

(Письмо Минфина России от 4 июля 2016 г. N 03-07-11/38824)

Арендная плата за землю включается в стоимость строящегося на ней объекта ОС

Расходы в виде арендной платы за земельный участок, предназначенный для капитального строительства, осуществляемые до начала строительства, а также во время строительства, подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств и списанию в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли организаций, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 Налогового кодекса.

При этом для целей налогового учета расходы по арендной плате за земельный участок в части, используемой под строительство, формируют первоначальную стоимость основного средства до момента ввода в эксплуатацию пропорционально доле занимаемой площади участка, отмечает ведомство.

(Письмо Минфина № 03-03-06/1/45885 от 04.08.2016 г.)

Амортизационная премия возможна, даже если предыдущий собственник ОС ею пользовался

Минфин рассказал об исчислении так называемой "амортизационной премии", в том числе в отношении основных средств б/у.

Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения не более 10% (30% - в отношении ОС третьей - седьмой амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств (за исключением ОС, полученных безвозмездно), а также не более 10% (30%) расходов, понесенных при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении, частичной ликвидации ОС.

Глава 25 НК не содержит положений, устанавливающих запрет на применение данной нормы в отношении приобретенных основных средств, применительно к которым предыдущий собственник (налогоплательщик) воспользовался правом на амортизационную премию.

(Письмо Минфина России от 15.08.16 № 03-03-06/1/47688)

Расходы на оплату услуг предпринимателя по подбору персонала могут уменьшать налогооблагаемую прибыль

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организация вправе учесть расходы на оплату услуг по подбору персонала, которые были оказаны индивидуальным предпринимателем. Соответствующие разъяснения приведены в недавнем письме Минфина России.

Чиновники ссылаются на статью 264 НК РФ, где приведен перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. В подпункте 8 пункта 1 данной статьи упомянуты расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала. В то же время в подпункте 41 пункта 1 этой же статьи оговорено, что к прочим расходам относятся расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации.

На этом основании в Минфине полагают, что организация вправе учесть расходы на оплату услуг по подбору персонала, в том числе и в той ситуации, когда указанные услуги оказываются индивидуальным предпринимателем. При этом такие расходы должны отвечать требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ, то есть они должны быть обоснованы и документально подтверждены.

(Письмо Минфина России от 04.08.16 № 03-03-06/1/45857)

Величина коэффициента (Кц), корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за июль 2016 года снизилась до 6,9790

В июне величина коэффициента составляла 7,8150.

Изменение коэффициента связано со снижением среднего уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. Так, в июле этот показатель зафиксирован на уровне 43,31 долл. США за баррель (в июне - 46,23).

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю. В июле его значение снизилось с 65,3124 (в июне) до 64,3423.

(Письмо ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15032@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за июль 2016 года")

Плательщики ЕНВД до 1 июля 2018 года не обязаны применять ККТ

Федеральная налоговая служба ответила на некоторые вопросы, касающиеся применения ККТ плательщиками ЕНВД.

С 15 июля 2016 года начали действовать поправки в Федеральный закон 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (и даже сменилось его название). Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ, которым и были внесены изменения, налогоплательщики, применяющие ЕНВД и/или ПСН могут продолжать принимать наличные деньги без применения ККТ, при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств. Такой порядок сохраняется до 1 июля 2018 года.

При этом, в случае невыдачи по требованию покупателя (клиента) товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств, плательщики ЕНВД и/или ПСН подлежат привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП.

За впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, а также при отсутствии имущественного ущерба, вместо штрафа может быть вынесено предупреждение в соответствии частью 1 статьи 4.1.1 КоАП.

(Письмо ФНС России № ЕД-3-20/3721@ от 15.08.2016 г.)

Если при ПСН количество работников возросло, но не превысило 15, в ИФНС сообщать не надо

Минфин напомнил, что при ПСН средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом органом статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности ИП.

Подпунктом 3 пункта 8 статьи 346.43 НК установлено, что субъекты РФ вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению годового дохода в зависимости в том числе от средней численности наемных работников.

При превышении указанной численности наемных работников ИП считается утратившим право на ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, а также обязан уплатить налоги по общей системе.

В соответствии с пунктом 8 статьи 346.45 НК предприниматель обязан заявить в налоговый орган об утрате права на ПСН и о переходе на общий режим или о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ПСН, в течение 10 календарных дней со дня наступления соответствующего обстоятельства.

Если в патенте указано одно количество наемных работников, а в течение налогового периода оно изменяется, но при этом не превысило 15 человек, уведомление в налоговую инспекцию не представляется.

(Письмо Минфина России от 28.07.16 № 03-11-12/44303)

Крупнейшим производителям, включая производителей самоходных машин и прицепов, необходимо уплатить утилизационный сбор за II квартал 2016 года в срок до 15.08.2016

Сообщается, что Минпромторгом России в настоящее время предоставляются субсидии российским производителям самоходной и прицепной техники на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест, а также затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении указанной продукции.

С целью недопущения дестабилизации финансово-хозяйственной деятельности крупнейших предприятий-производителей самоходных машин рекомендовано оперативно информировать Минпромторг России по вопросам несвоевременной уплаты утилизационного сбора крупнейшими производителями.

Налоговым инспекциям соответствующие сведения следует направлять в Управление налогообложения юридических лиц ФНС России.

(Письмо ФНС России от 19.08.2016 N СД-4-3/15205@ "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним")

О налоге на имущество физлиц

Приведена информация, касающаяся налога на имущество физлиц. Данный налог является местным и зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

Налогоплательщиками признаются физлица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Это могут быть жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Поступления от местных налогов расходуются на решение вопросов местного значения. В частности, это организация в границах поселения и муниципальных районов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение малоимущих, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жильем, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

(Письмо ФНС России от 15 августа 2016 г. № ГД-3-11/3715@ "О налоге на имущество физических лиц")

ФСС РФ информирует об организации взаимодействия ФСС РФ, ФНС России и страхователей в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов

Сообщается, что взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС России.

ФСС РФ информирует, в частности, о следующем:

  • страхователи представляют в ФСС РФ расчеты по форме 4-ФСС за 2016 год, в том числе уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017; осуществляют уплату страховых взносов по ВНиМ в ФСС РФ на действующий КБК - 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году, а с 01.01.2017 производят уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году на новый КБК, открытый ФНС России с 1 января 2017 года;
  • ФСС РФ осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;
  • ФСС РФ направляет в ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия решения, в том числе о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за периоды до 01.01.2017;
  • ФНС России осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, с 1 января 2017 года.

(Информация ФСС РФ "Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС России по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года")

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов осуществляют налоговые органы, а администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС РФ

ФСС РФ подготовлена информация об изменениях в законодательстве по вопросу администрирования страховых взносов.

Так, в частности:

  • НК РФ дополнен положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе в ФСС РФ по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей;
  • за ФСС РФ сохранены отдельные полномочия, в том числе право проводить камеральные проверки правильности и обоснованности осуществления расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, а также выездные проверки, одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговыми органами по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов;
  • в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" внесены изменения и дополнения в части администрирования ФСС РФ страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, определены порядок исчисления и уплаты указанных страховых взносов, а также установлен порядок представления отчетности;
  • за внебюджетными фондами, в том числе за ФСС РФ, сохраняется обязанность по осуществлению контроля за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

(Информация ФСС РФ "Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносов в ФСС РФ")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.