Мониторинг изменений за период 23.05.16 - 29.05.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Льготный порядок налогообложения в отношении региональных инвестиционных проектов распространен на все субъекты РФ

Ранее такой порядок действовал только в отношении проектов, реализуемых в отдельных регионах, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.8 НК РФ.

Скорректированы требования к региональным инвестиционным проектам и их участникам.

Введено понятие "участника специального инвестиционного контракта" (инвесторы, являющиеся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного от имени РФ уполномоченным органом) и установлены ограничения применения вступающих в силу законодательных актов в сфере налогообложения, ухудшающих положение участников специальных инвестиционных контрактов в связи с изменениями, в том числе в порядке уплаты налогов и применения льгот.

Установлены особенности применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включения в реестр (в том числе регламентирован порядок направления заявления о применении налоговых льгот с указанием в нем установленных сведений, включая параметры инвестиционного проекта).

Законом введены также положения, предусматривающие порядок определения и применения участниками регионального инвестиционного проекта к основным ставкам НДПИ понижающего коэффициента КТД, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого.

(Федеральный закон от 23.05.2016 N 144-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации")

До 1 июля 2017 года налогоплательщики вправе формировать корректировочные счета-фактуры как в соответствии с действующим, так и в соответствии с новым форматом

Действующий формат, предусмотренный приказом ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@, не подлежит применению налогоплательщиками с 1 июля 2017 года (с указанной даты утрачивают силу соответствующие положения названного приказа). Прием налоговыми органами таких счетов-фактур должен быть обеспечен до 31.12.2020.

Одновременно утверждены требования к XML файлам передачи электронного корректировочного счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры с расширенным набором реквизитов.

Данные форматы налогоплательщики вправе применять с даты вступления в силу настоящего приказа.

(Приказ ФНС России от 13.04.2016 N ММВ-7-15/189@ "Об утверждении формата корректировочного счета-фактуры и формата представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2016 N 42155)

Введено в промышленную эксплуатацию модернизированное программное обеспечение автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС "Налог-3")

Программа обеспечивает прием от налогоплательщиков уведомлений об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) с целью реализации требований Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)".

(Приказ ФНС России от 16.05.2016 N ММВ-7-6/322@ "О вводе в промышленную эксплуатацию модернизированного программного обеспечения в части обеспечения приема от налогоплательщиков уведомлений об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) с целью реализации требований Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ")

ФНС России утверждены методические рекомендации по приему специальных деклараций об активах и счетах за рубежом, представляемых физическими лицами

Определено, что такие декларации представляются каждым декларантом однократно в ИФНС по месту жительства или месту пребывания декларанта, либо в ФНС России лично или через своего уполномоченного представителя в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан декларантом. Повторное представление декларации (кроме случая отказа в приеме ранее представленной декларации), а также представление уточненной декларации не допускаются.

Декларация на бумажном носителе заполняется от руки либо распечатывается на принтере с использованием чернил синего или черного цвета. Двусторонняя печать декларации на бумажном носителе не допускается. Декларация может подготавливаться с использованием программного обеспечения. Исправления в декларации не допускаются. При распечатке на принтере декларации, заполненной с использованием программного обеспечения, допускается отсутствие прочерков для незаполненных полей. Печать знаков должна выполняться шрифтом Courier New высотой 12 - 14 пунктов. К декларации прилагаются документы, подтверждающие содержащуюся в ней информацию.

Для организации автоматизированного учета и размещения на централизованное архивное хранение специальных деклараций ФНС России вводит в промышленную эксплуатацию соответствующее программное обеспечение.

(Приказ ФНС России от 18.05.2016 N ММВ-7-6/326@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего автоматизацию учета и размещения на централизованное архивное хранение деклараций и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларациям, представляемым физическими лицами в рамках положений Федерального закона от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")


Вернуться в начало


Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

С учетом изменения законодательства уточнен порядок выплаты пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, если в отношении работодателя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве

В соответствии с Федеральным законом от 09.03.2016 N 55-ФЗ Порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н, дополнен положением, согласно которому выплата пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется территориальным органом ФСС РФ, если на день обращения за пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве.

(Приказ Минтруда России от 04.05.2016 N 212н "О внесении изменения в пункт 82 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н", зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2016 N 42211)


Вернуться в начало


Статистика

В 2016 году федеральные статистические наблюдения будут осуществляться в соответствии с общероссийскими классификаторами ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) и ОК 034-2007 (КПЕС 2002)

В приложениях к настоящему Приказу приводится перечень форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению, подлежащих переутверждению, а также форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению, в которых изменяются ссылки на классификаторы.

Предусматривается, что с 1 января 2017 года в статистическую практику должны быть внедрены Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

(Приказ Росстата от 20.11.2015 N 560 "О применении в системе Росстата в 2016 году и в период c 2017 года общероссийских классификаторов видов экономической деятельности и продукции по видам экономической деятельности")

С отчета за 2016 год вводится обновленная форма федерального статистического наблюдения "Сведения о травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин"

Форма составляется всеми медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и предоставляется за год в целом по организации органу местного самоуправления, осуществляющему полномочия в сфере охраны здоровья, 20 января года, следующего за отчетным.

Утрачивает силу Постановление Госкомстата России от 29 июня 1999 г. N 49 "Об утверждении годовых форм Федерального государственного статистического наблюдения за заболеваемостью населения, профилактическими прививками и медицинской помощью женщинам и детям".

(Приказ Росстата от 16.05.2016 N 232 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья")


Вернуться в начало


Правовые новости

Принят федеральный закон, направленный на приведение законодательства в области страхового дела в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ

Законом, в частности:

  • уточнены требования к наименованию (фирменному наименованию) субъектов страхового дела;
  • понятие "учредительные документы" заменено на "учредительный документ", поскольку юридические лица (за исключением товариществ) действуют на основании уставов;
  • уточнены требования к минимальному размеру уставного капитала, подлежащего оплате денежными средствами.

Конкретизируется, что объединения субъектов страхового дела вправе создавать субъекты страхового дела, страховые агенты. В целях представления и защиты общих интересов, связанных со страхованием, гражданами, в том числе являющимися страхователями, застрахованными лицами, выгодоприобретателями, в соответствии с ГК РФ, федеральными законами "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях" могут создаваться общественные организации, ассоциации (союзы). Устанавливаются особенности объединений граждан: право представителей общественных организаций, ассоциаций (союзов), созданных гражданами, входить в состав коллегиальных исполнительных органов объединения субъектов страхового дела, если это предусмотрено уставом объединения субъектов страхового дела.

Кроме того, расширяется перечень организаций, которые признаются финансовыми для целей Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела" обществами взаимного страхования и страховыми брокерами.

В обществах взаимного страхования предусматривается замена ревизионной комиссии службой внутреннего аудита.

(Федеральный закон от 23.05.2016 N 146-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")


Вернуться в начало


Законопроекты

Совет Федерации одобрил освобождение от НДС реализации макулатуры до конца 2018 года

Положительную резолюцию сенаторов получил законопроект № 999422-6 о внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса.

Пункт 2 статьи 149, в котором перечислены освобождаемые от НДС операции по реализации на территории РФ, дополняется подпунктом 31 - реализация макулатуры. Оговаривается, что под макулатурой понимаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения. Новый подпункт будет действовать с третьего или 4-го квартала 2016 года (в зависимости от даты опубликования закона) и до 31 декабря 2018 года.

Авторы законопроекта при его внесении указали, что на сегодняшний день рынок сбора макулатуры находится в упадке, что оказывает непосредственное влияние на целлюлозно-бумажную промышленность. По данным Лиги переработчиков макулатуры, за 2009 - 2014 годы прекратили свою деятельность 7 предприятий, еще 8 находятся в стадии банкротства. Одна из наиболее значимых причин - дефицит и завышенная стоимость сырья (макулатуры). Инициаторы законопроекта провели параллель с металлоломом - проблемы, которые имели место в этой отрасли, были решены путем освобождения реализации лома от НДС.

Продление действия нулевого НДС для пригородных поездов поддержал Совфед

Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении, а Совфед одобрил законопроект № 1025699-6 с поправками о продлении на 2017 год льготного периода налогообложения услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Льготы, установленные федеральным законом от 6 апреля 2015 года № 83-ФЗ со сроком действия до конца текущего года, предлагается продлить еще на год. После вступления в силу 83-ФЗ указанные услуги облагаются НДС по ставке 0%, тогда как ранее они относились к освобождаемым от НДС. То есть в настоящее время "входящий" НДС налогоплательщики, оказывающие такие услуги, могут принимать к вычету, а не учитывать в расходах, как ранее, и как будет по окончании действия установленной льготы.

Совет Федерации одобрил продление срока действия ЕНВД до конца 2020 года

Совфед одобрил закон, проходивший в стадии проекта под номером 1025686-6, касающийся продления срока действия системы налогообложения в виде ЕНВД.

В настоящее время установлено, что ЕНВД применяется до 1 января 2018 года. Принятым законом продлевается срок действия ЕНВД до 1 января 2021 года и пока без сокращения сферы его применения, о необходимости которой ранее заявлял кабмин.

Напомним, что "порезать" соответствующую главу НК так, чтобы данный спецрежим могли бы применять только организации и только в сфере бытовых услуг, правительство планировало с помощью другого законопроекта, который разрабатывался Минфином и был вынесен на общественное обсуждение в конце марта. Затем этот проект существенно сократили, убрав из него все планировавшиеся в отношении спецрежимов ужесточения. В том числе, из минфиновского проекта убраны положения, направленные на сокращение сферы применения ЕНВД. Однако в таком виде законопроект "завис" - по окончании сроков общественного обсуждения дальше не движется уже месяц, так что на данный момент вообще не известны намерения властей относительно будущего "вмененки".

Кроме того, принятым законом вносится поправка в статью 346.32 НК. В пункте 1 части 2 этой статьи, которым предусмотрено уменьшение суммы ЕНВД на суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное соцстрахование, ОМС, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в налоговом периоде при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам, словосочетание "при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам" упраздняется. При этом, напомним, в части 2.1 названной статьи оговорено, что взносы (и пособия) уменьшают ЕНВД в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. В данную норму поправок не внесено, равно как и в абзац об уменьшении налога на взносы, уплачиваемые ИП за себя.

Повышение МРОТ с середины этого года поддержано верхней палатой парламента

Совет Федерации одобрил законопроект № 1031440-6 о внесении изменения в статью 1 федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".

МРОТ будет установлен в размере 7500 рублей в месяц с середины этого года - с 1 июля. Напомним, что на данный момент на 2016 год МРОТ установлен в размере 6204 рубля в месяц. Повышение будет способствовать увеличению соотношения МРОТ и прогнозируемой величины прожиточного минимума трудоспособного населения с 53,5% до 64,7%.


Вернуться в начало


Судебная практика

При камеральной проверке организация не обязана предоставлять сводные и аналитические документы

При проведении камеральной проверки налоговой декларации общества по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговая инспекция усмотрела противоречия между данными налоговой декларации налогоплательщика и сведениями о налогооблагаемых операциях рассматриваемого лица, поступившими от его контрагентов. В связи с этим было выставлено требование о представлении аналитических и сводных документов: анализа счета за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 N 41 "Товары"; карточки бухгалтерских счетов за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 N 41 "Товары"; оборотно-сальдовых ведомостей за период с 01.01.2015 по 31.03.2015.

Налогоплательщик, полагая, что действия налогового органа не соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании их недействительными.

Удовлетворяя заявленные требования, суды Восточно-Сибирского округа исходили из того, что налогоплательщик до выставления оспариваемого требования представил налоговому органу документы, подтверждающие налоговые вычеты по НДС за 1 квартал 2015 года, а запрашиваемые документы в нарушение пункта 8.1 статьи 88 НК РФ не относятся к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы к налогоплательщику, являются сводными или аналитическими документами бухгалтерского учета, которые формируются на основании первичных документов и не являются основанием для исчисления налога; истребование у налогоплательщика спорных сведений в виде сводных или аналитических учетных документов ведет к нарушению его прав путем обязания формировать и изготавливать документы, представление которых на камеральную проверку законодательством не предусмотрено.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении признал выводы судов правильными и отказал МИФНС в кассационной жалобе.

(дело N А78-11495/2015)

Оспаривание решения ИФНС не является уклонением от исполнения - блокировка счета незаконна

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налоги, пени и штрафы в размере около 15 млн рублей. Компания обратилась в суд с иском о признании решения недействительным. После чего инспекция вынесла решение о применении обеспечительных мер виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества в указанной сумме (оборудования, прочих оборотных средств, денежных средств, запасов), а также приостановила операции по счетам в банках на сумму 9,5 млн рублей.

Инспекция сослалась на анализ бухгалтерской отчетности компании за последние 1,5 года, из которого следует сокращение баланса (основных средств, запасов, дебиторской задолженности, денежных средств, прочих оборотных средств), выручки от реализации продукции, а также затрат на производство. Это, по мнению налоговиков, свидетельствует о том, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения. Сумма доначислений по результатам проверки составила более 50% от общей балансовой стоимости имущества компании.

Компания оспорила обеспечительные меры в суде. Суды трех инстанций отменили решение инспекции о принятии обеспечительных мер и приостановления операций по счетам, указав на отсутствие оснований для принятия таких решений.

Суды отметили, что из текста оспариваемого решения не следует, в чем именно выразилась угроза неисполнения решения налогового органа. При этом само по себе снижение актива баланса не является достаточным основанием для принятия обеспечительных мер. Суды установили, что после анализированного инспекцией периода стоимость активов компании увеличивается. Действий, направленных на выведение активов, инспекцией не установлено.

Кассация (Ф04-1710/2016 от 13.05.2016) отметила: "использование налогоплательщиком законодательно установленного права на оспаривание решения налогового органа … не может быть квалифицировано как необоснованное уклонение от исполнения этого решения".

(дело № А03-15935/2015)

Хранить документы, подтверждающие убытки, необходимо в течение всего срока переноса

Предприниматель, применявший УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", отразил в 2013 году 60 млн убытка, полученного за предыдущие налоговые периоды. В основном, убытки образовались в результате включения в расходы стоимости здания, определенной на основании оценки независимого оценщика. Документы, подтверждающие затраты на приобретение этого объекта, предпринимателем не представлены.

По результатам камеральной проверки декларации по УСН за 2013 год инспекция доначислила налог, пени и штраф.

Суды первой инстанции, апелляция и окружной арбитражный суд признали законным решение инспекции, указав на необходимость обоснования суммы убытка, заявленного в декларации, и необходимость учета в расходах только фактических затрат по зданию.

Судья ВС (301-КГ16-4166 от 10.05.2016) согласился с выводами судов, указав: "отсутствие в 2013 году у предпринимателя убытка не влияет на право инспекции требовать пояснений относительно размера убытка, заявленного в декларации за 2013 год". Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка (пункт 7 статьи 346.18 НК). В передаче дела в коллегию по экономическим спорам предпринимателю отказано.

(дело № А11-372/2015)

Суды поддержали отказ налоговиков изменить адрес фирмы на адрес "массовой регистрации"

Компания обратилась в ИФНС с заявлением о госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юрлица, в части сведений об адресе компании, приложив пакет документов. Инспекция отказала в регистрации, указав, что единственный собственник нежилых помещений по указанному адресу не предоставлял разрешение на заключение договора аренды с компанией.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, разъяснив, что адрес, указанный в ЕГРЮЛ, необходим для связи с компанией. Регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 закона "О госрегистрации юрлиц и ИП" вправе отказать в госрегистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе компании.

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: адрес, указанный в документах, является адресом "массовой регистрации", имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать компании по адресу данного объекта недвижимости.

В данном случае, согласно заключению ИФНС спорный адрес является адресом "массовой регистрации" и собственник помещения не согласен с представлением его в аренду компании. При этом суды (постановление кассации Ф03-1063/2016 от 13.05.2016) отклонили представленные компанией договор аренды помещения и платежные помещения по оплате аренды.

Аналогичный вывод сделали суды трех инстанций по делу А43-7937/2014 - критерий "массовости" регистрации является основанием для отказа в госрегистрации.

(дело № А73-9460/2015)

Рентабельность продаж контрагента помогла доказать проявление должной осмотрительности

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычетах по НДС и доначислила компании НДС, пени и штраф, установив, что первичные бухгалтерские документы от имени спорного контрагента подписаны неустановленным лицом и содержат недостоверную информацию, а у ЗАО отсутствуют условия для ведения хозяйственной деятельности. По мнению инспекции, налогоплательщиком не проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что компанией представлены все необходимые документы, подтверждающие реальность хозопераций.

Суды учли, что договорные отношения ООО с контрагентом носили не разовый, а продолжительный характер, что подтверждается договорами поставки, товарными накладными, счетами-фактурами, платежными документами, договором хранения товара, товарными накладными по дальнейшей реализации товара.

Из анализа финансового положения контрагента следует высокий показатель уровня рентабельности продаж, прибыль ЗАО росла. За последние несколько лет имело место увеличение капитала, активы возросли на 105,5%, собственный капитал - в 75 раз. Страховые взносы контрагентом уплачивались регулярно, в бюджет НДФЛ перечислялся ежемесячно, налоговая и бухгалтерская отчетности также предоставлялись своевременно.

Суды (постановление кассации Ф05-1148/2016 от 09.03.2016) отклонили довод инспекции о недостоверности документов, в том числе счетов-фактур, подписанных неустановленным лицом, поскольку это обстоятельство не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной.

(дело № А40-88765/2015)

Товар оприходован ранее ввоза на территорию налогоплательщика - сделка формальна

ООО "М" и ООО "Р" заключили договор мены строительного кирпича на деревянные поддоны.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО "М" налог на прибыль, НДС, пени и штрафы, признав формальными взаимоотношения с ООО "Р".

Инспекция ссылается на регистрацию контрагента незадолго до спорной операции, отсутствие его по месту регистрации, частую смену адресов, отсутствие имущества, транспортных средств, численность 1 человек, "массового" учредителя и руководителя, отсутствие доходов от реальной деятельности, транзитный характер движения денежных средств по расчетному счету контрагента, подписание первичных документов от имени руководителя контрагента неустановленным лицом (заключение эксперта).

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что часть товара поставлена ранее заключения договора. Кроме того, имеет место оприходование товара ранее даты ввоза на территорию налогоплательщика. Документы, подтверждающие доставку товара, не представлены.

Суды (постановление кассации Ф04-1435/2016 от 13.05.2016) учли, что в тот же период ряд других контрагентов поставлял компании аналогичный товар (поддоны), и сочли спорные операции созданием формального документооборота в отсутствие фактических взаимоотношений с контрагентом.

(дело № А27-15861/2015)

Налогоплательщик обеспечил контрагента всеми ресурсами - вычеты НДС срезаны законно

Между ООО "С" (покупатель) и ООО "Р" (поставщик) заключен договор поставки молока. В обязанности поставщика входил сбор молока от населения, представление ветеринарного свидетельства на поголовье, сопровождение передачи молока товарно-транспортной накладной на каждую партию, хранение молока. Молоко доставлялось за счет покупателя. Для исполнения договора покупателем на безвозмездной основе поставщику переданы резервуары для хранения молока и транспортные средства.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычетах по НДС, доначислила налог, пени и штраф. Инспекция установила, что водители, указанные в товарно-транспортных накладных и путевых листах, являются штатными работниками ООО "С", которые взаимоотношения с ООО "Р" подтвердить затруднились, факты знакомства с работниками данного контрагента отрицали.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, поскольку налогоплательщик не смог пояснить необходимость привлечения контрагента, а для выполнения этой работу у компании имелись все необходимые ресурсы.

В решении кассации (Ф08-2957/2016 от 18.05.2016) указано: "заявитель фактически обеспечил своего контрагента всеми необходимыми техническими и транспортными средствами, а также своими работниками, для того, чтобы поставщик произвел сбор молока. При таких обстоятельствах реальная деловая цель не может считаться подтвержденной надлежащим образом".

(дело № А53-3765/2015)

Указание виновных лиц и возможностей уценки брака в актах о порче и списании не обязательно

По результатам выездной проверки компании, занимающейся розничной торговлей, ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав на неправомерный учет внереализационных расходов, связанных со списанием товара по причине порчи, лома и боя товара, поскольку документы, подтверждающие списание товара, составлены с нарушением требований закона о бухучете. Инспекция указала, что критерии списания неконкретны и оценочны, отсутствуют сведения о виновных лицах, не указаны причины, по которым был испорчен товар, отсутствуют сведения о том, как именно проверялось качество товара, отсутствуют сведения о возможности уценки или дальнейшего использования бракованного товара.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что компания списывала товар на основании единых правил списания товаров, утвержденные приказом директора, которые определяют процедуру выявления и списания товаров, порядок действия должностных лиц, а также порядок документального оформления списания товаров. Так, при установлении брака (по основаниям повреждения упаковки, боя, порчи) составляются акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (унифицированная форма ТОРГ-15), а также акт о списании товаров (унифицированная форма ТОРГ-16). Списание товаров производится на ежедневной основе в комиссионном порядке.

Суды (постановление кассации Ф10-179/2016 от 02.03.2016) установили, что указанные документы полностью соответствуют требованиям закона о бухучете (содержат все обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, содержание хозоперации, ее измерители в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, и их подписи). В представленных документах есть информация о причинах списания, информация о списании в расходы товаров, не подлежащих дальнейшей реализации, информация о дефектах и признаках брака.

(дело № А54-4813/2014)

ИП не вправе исчислять земельный налог со стоимости участка, за которую он его купил

Предпринимателю на основании права собственности принадлежал земельный участок, приобретенный 20 октября 2012 года по результатам публичных торгов в ходе процедуры банкротства ОАО за 3,2 млн рублей. Эта стоимость была применена предпринимателем при исчислении налоговой базы по земельному налогу. Решением суда от 21 февраля 2014 года кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере рыночной – 3,7 млн рублей.

По результатам камеральной проверки декларации по земельному налогу за 2013 год ИФНС доначислила предпринимателю земельный налог, пени и штраф, указав на неправомерное неприменение кадастровой стоимости земельного участка.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав на положения пункта 3 статьи 391 и пункта 2 статьи 396 НК - предприниматели исчисляют сумму земельного налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра. Вопрос о пересмотре кадастровой стоимости разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.

Суды также указали на положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - цена имущества, продаваемого посредством публичных торгов, отличается от цены, установленной на основании отчета оценщика, и не может быть признана рыночной, поскольку может являться заниженной.

Суды отметили, что стоимость земельного участка, определенная решением суда, может использоваться при исчислении налога с момента вступления судебного акта в законную силу и внесения соответствующих изменений в государственный кадастр.

Судья ВС (307-КГ16-5084 от 17.05.2016) отказал предпринимателю в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А13-4452/2015)

Для подтверждения переплаты по НДФЛ выездная проверка не обязательна, указали суды

В декабре 2013 года компания обратилась в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы НДФЛ за 2010-2012 годы год (с доходов работников и дивидендов акционеров). В подтверждение компания представила реестры справок по форме 2-НДФЛ, платежные документы, расчеты, таблицы, письма регистратора.

Инспекция отказала в возврате, сославшись на пропуск срока для подачи заявления по переплате 2010 года, а также считая, что установить факт переплаты можно только по результатам проведения выездной налоговой проверки.

Суды трех инстанций признали недействительным решение инспекции, разъяснив, что возврат налоговому агенту перечисленной в бюджет суммы налога производится согласно статье 78 НК – по письменному заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня излишней уплаты (пункт 7 статья 78 НК).

В решении кассации указано: "до подачи в налоговый орган реестра справок по форме 2-НДФЛ за соответствующий год у налогового агента отсутствуют объективные данные о размере возможной переплаты по НДФЛ, в связи с чем моментом возникновения переплаты по этому налогу за определенный налоговый период, исходя из специфики его исчисления и уплаты (ст.ст. 226, 230 Налогового кодекса РФ), у налогового агента является дата представления реестра справок по форме 2-НДФЛ за соответствующий период".

В данном случае компания представила реестры справок 2-НДФЛ за 2010 год по обоим видам доходов 30 марта 2011 года, следовательно, эта дата и является датой возникновения и обнаружения налоговым агентом переплаты – заявление о возврате подано в декабре 2013 года, то есть в пределах установленного статьей 78 НК срока.

В суде инспекция наличие переплаты не оспаривала.

Суды (постановление кассации Ф05-5904/2016 от 16.05.2016) также отметили, что положения статьи 78 НК не содержат требования об обязательном проведении выездной проверки в качестве необходимого условия для возврата НДФЛ налоговому агенту - все необходимые для проверки размера заявленной переплаты документы у инспекции имелись.

(дело № А40-100709/2014)

Руководитель и главбух не несут ответственность за неправомерное продление больничных

По результатам выездной проверки компании ФСС не принял к зачету расходы, сославшись на нарушение порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности - 7 больничных листков оформлены на срок более 15 календарных дней без врачебной комиссии. По мнению фонда, при оплате страхователем незаконного листка нетрудоспособности ответственность за выплату пособия несут руководитель и главный бухгалтер.

Суды трех инстанций признали решение фонда недействительным, указав на пункт 68 порядка 624н от 29.06.2011 "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности" - за нарушение порядка выдачи больничных ответственность несут медицинские организации и медицинские работники. Кроме того, положения указанного порядка, не запрещают устранение недостатков, нарушений, допущенных при оформлении листка нетрудоспособности, однако фонд не представил страхователю возможности исправить выявленные нарушения, в медицинские организации за разъяснением причин не обращался.

Суды (постановление кассации Ф05-5322/2016 от 18.05.2016) также указали на постановление президиума ВАС от 11.12.2012 № 10605/12 по делу А33-11561/2011, в соответствии с которым ФСС вправе предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

(дело № А40-94120/2015)

Выплаты сверх норм при увольнении по соглашению суды решили не облагать взносами

Д. была уволена из компании на основании соглашения о расторжении трудового договора, которое предусматривало выплату выходного пособия в размере шестикратного среднего месячного заработка.

По результатам выездной проверки ПФ доначислил компании страховые взносы на дополнительную сумму выходного пособия, признав выплаты произведенными в рамках трудовых отношений (согласно пункту "д" статьи 9 закона 212-ФЗ взносами при увольнении не облагается трехкратный размер среднемесячного заработка).

Суды трех инстанций признали решение фонда недействительным, разъяснив, что статья 178 ТК предусматривает возможность установления повышенных размеров выходных пособий на основании трудовых или коллективных договоров. При этом наличие трудовых отношений не влечет включение спорных выплат, не представляющих собой оплату труда, в базу для исчисления страховых взносов.

Суды (Ф02-1129/2016 от 16.05.2016) установили, что из текста условий соглашения о расторжении трудового договора не усматривается, что указанные выплаты имеют стабильный размер, являющийся стимулирующим, зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, или являются оплатой труда работников.

(дело № А19-8919/2015)


Вернуться в начало


Прочее

ТОРГ-12 и акт приемки-сдачи работ (услуг), созданные в электронной форме до 1 июля 2017 г. по прежним форматам, будут принимать до конца 2020 г.

ФНС России были утверждены новые форматы представления в электронном виде документов о передаче товаров при торговых операциях и результатов работ (документа об оказании услуг).

В связи с этим с 1 июля 2017 г. утрачивают силу прежние форматы подачи в электронном виде унифицированной формы первичной учетной документации по учету торговых операций ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг). При этом названные первичные учетные документы, созданные в электронной форме до 1 июля 2017 г. по прежним форматам, будут приниматься по 31 декабря 2020 г.

(Приказ ФНС России от 20 мая 2016 г. № ММВ-7-15/329@ "О признании утратившими силу приказов ФНС России от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@ и от 02.02.2015 № ММВ-7-15/40@")

О подаче деклараций по акцизам

12.01.2016 ФНС России издала Приказ об утверждении формы и формата представления декларации по акцизам на спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию в электронной форме и порядка ее заполнения, а также формы и формата представления декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы в электронной форме и порядка ее заполнения.

Сообщается, что приказ вступает в силу с 22.05.2016. Декларации за май 2016 г. можно подавать как по прежним формам и форматам, так и по новым, а начиная с июня 2016 г. - только по новым.

(Письмо ФНС России от 25 мая 2016 г. № СД-4-3/9295@ "О представлении налоговой декларации по акцизам")

Величина коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за апрель 2016 года увеличилась с 5,7732 до 6,2195

Изменение коэффициента связано с ростом среднего уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. Так, в марте 2016 года данный показатель составлял 36,37 долл. США за баррель, а в апреле - 39,34 долл. США за баррель.

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю. В апреле его значение составило 66,6921.

(Письмо ФНС России от 20.05.2016 N СД-4-3/9032@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за апрель 2016 года")

Разъяснен порядок определения величины физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" в целях исчисления ЕНВД

Данный показатель применяется для определения величины вмененного дохода (налоговой базы) при исчислении ЕНВД.

Сообщается, что под количеством работников понимается средняя за каждый календарный месяц численность работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

В части, касающейся развозной и разносной торговли, величина указанного показателя принимается равной средней за каждый календарный месяц налогового периода численности всех работников, непосредственно участвующих в данных видах деятельности.

(Письмо ФНС России от 19.05.2016 N СД-4-3/8903@ "О направлении письма Минфина России от 28.04.2016 N 03-11-09/25903")

С июня 2016 года ФНС России начнет массовую рассылку уведомлений по налогу на имущество физлиц, а также земельному и транспортному налогам за 2015 год, которая будет завершена к октябрю

В первой декаде июня будет актуализирована информация в интернет-сервисе "Сроки направления налоговых уведомлений", с помощью которого можно узнать, когда налоговое уведомление пришлют на почту.

Пользователи "Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц" получат налоговые уведомления в электронной форме. Сервис также позволяет оплатить налог онлайн, а при наличии неточностей в уведомлении - сообщить об этом в налоговый орган онлайн.

ФНС России обращает внимание, что в 2016 году на всей территории РФ действует единый срок уплаты имущественных налогов гражданами - 1 декабря.

(Информация ФНС России "Об уплате имущественных налогов физическими лицами в 2016 году")

Доход физлица от экономии на процентах при получении заемных средств от иностранной организации облагается НДФЛ

У заемщика - физлица при получении займа (кредита) в иностранной валюте, сумма процентов по которому меньше суммы процентов, исчисленных исходя из 9 процентов годовых (пп.2 п.2 статья 212 НК РФ), образуется доход в виде материальной выгоды, от источников за пределами РФ.

В таком случае налогоплательщик обязан самостоятельно задекларировать полученные доходы и уплатить налог.

(Письмо ФНС России от 17.05.2016 N БС-4-11/8712 "Об обложении налогом на доходы физических лиц")

Разъяснен порядок отражения в расчете по форме 6-НДФЛ за I квартал 2016 г операции по оплате отпуска с последующим увольнением работника

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (6-НДФЛ), по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@, представляется в налоговые органы ежеквартально, начиная с I квартала 2016 года.

Сообщается, что операция по оплате отпуска с последующим увольнением в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года может быть отражена следующим образом: по строке 100 указывается 15.03.2016, по строке 110 - 15.03.2016, по строке 120 - 31.03.2016, по строкам 130, 140 - соответствующие суммовые показатели.

ФНС России напоминает также, что вопросы перечисления в бюджет НДФЛ с заработной платы разъяснены в письме Минфина России от 27.10.2015 N 03-04-07/61550.

(Письмо ФНС России от 11.05.2016 N БС-3-11/2094@)

ФНС разъяснила, как заполнить 6-НДФЛ, если срок перечисления НДФЛ приходится на выходной

Федеральная налоговая служба разъяснила, какую дату нужно указывать в строке 120 "Срок перечисления налога" в разделе 2 расчета 6-НДФЛ в случае, если день уплаты НДФЛ попадает на выходной.

Напомним, что в разделе 2 расчета 6-НДФЛ за соответствующий отчетный период отражаются только те операции, которые произведены за последние три месяца этого периода.

  • Строка 100 "Дата фактического получения дохода" заполняется с учетом положений статьи 223 НК РФ.
  • Строка 110 "Дата удержания налога" — с учетом положений пункта 4 статьи 226 и пункта 7 статьи 226.1 НК РФ.
  • Строка 120 "Срок перечисления налога" — с учетом положений пункта 6 статьи 226 и пункта 9 статьи 226.1 НК РФ.
  • Строка 030 "Сумма налоговых вычетов" — согласно значениям кодов видов вычетов налогоплательщика, утвержденным приказом ФНС России от 10.09.15 № ММВ-7-11/387@.

Датой фактического получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполнение трудовых обязанностей (п. 2 ст. 223 НК РФ). Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). При этом работодатель обязан перечислять налог не позднее дня, следующего за днем выплаты работнику дохода. При выплате работнику пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и отпускных НДФЛ перечисляется не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (п.6 ст. 226 НК РФ).

У бухгалтера, обратившегося в Минфин, возник вопрос: как заполнить строку 120 расчета 6-НДФЛ "Срок перечисления налога", если установленный срок перечисления НДФЛ приходится на выходной или праздник?

Специалисты ФНС ответили, что в такой ситуации следует руководствоваться пунктом 7 статьи 6.1 НК РФ. Эта норма гласит: в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Соответственно, если день перечисления налога попадает на выходной, то в строке 120 расчета 6-НДФЛ нужно указать ближайший рабочий день.

Для наглядности авторы письма привели следующий пример. Отпускные за январь 2016 года были выплачены 14 января 2016 года. Срок уплаты НДФЛ (31 января) выпал на воскресенье. Значит, в разделе 2 расчета 6-НДФЛ данную операцию нужно было отразить следующим образом:

  • по строке 100 "Дата фактического получения дохода" — 14.01.2016;
  • по строке 110 "Дата удержания налога" — 14.01.2016;
  • по строке 120 "Срок перечисления налога" — 01.02.2016 (с учетом пункта 7 статьи 6.1 НК РФ);
  • по строкам 130 "Сумма фактически полученного дохода" и 140 "Сумма удержанного налога" — соответствующие суммовые показатели.

(Письмо ФНС России от 11.05.16 № БС-4-11/8312)

Согласно позиции ПФР последний день срока представления сведений персонифицированного учета переносится на ближайший рабочий день, если он совпадает с выходным или праздничным днем

Согласно дополнению в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете..." страхователи обязаны ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

При этом законом не определен порядок переноса срока представления такой отчетности, если последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день.

ПФР полагает возможным применение в данной ситуации положений, регулирующих представление ежеквартальной отчетности, предусматривающих порядок переноса последнего дня срока представления отчетности на ближайший рабочий день.

(Письмо ПФ РФ от 07.04.2016 N 09-19/4844 "Об исчислении сроков при представлении работодателями сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работающих у них лиц")

Минтруд дал разъяснения о порядке расчета отпускных в случае повышения окладов в организации и переводе работника на другую должность

В преддверии массового отпускного сезона Минтруд дал разъяснения о порядке расчета отпускных в случае повышения окладов в организации и переводе работника на другую должность.

В рассмотренном случае при расчете среднего заработка нужно проиндексировать выплаты, которые учитываются при определении среднего заработка и которые начислены в расчетном периоде за предшествующие повышению месяцы. При этом необходимо учитывать, что в расчет следует включать выплаты (тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение) в месяце их последнего повышения и соотносить их с тарифными ставками (должностными окладами), установленными в каждом месяце расчетного периода.

Кроме того, ведомство отметило, что по смыслу статьи 8 и в соответствии с частью 3 статьи 41 Трудового кодекса локальные нормативные акты работодателя могут содержать нормы, улучшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством. В связи с чем работодателем локальными нормативными актами могут быть предусмотрены более выгодные условия повышения средней заработной платы работников организации.

(Письмо Минтруда РФ № 14-1/В-447 от 12.05.2016 г.)

Минтруд разъяснил, как определить средний заработок, если отпуск работника, для которого установлена ставка за смену, начинается с первого рабочего дня

Если отпуск работника, для которого установлена ставка за смену, начинается с первого дня приема на работу, то средний заработок для оплаты отпуска рассчитывается путем умножения ставки за смену на количество дней отпуска.

Напомним, что средний заработок для оплаты отпуска рассчитывается на основании 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней зарплаты (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.07 № 922). А именно — исходя из фактически начисленной зарплаты и фактически отработанного времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (ч. 3 ст. 139 ТК РФ, п. 4 Положения). Пунктом 9 Положения предусмотрено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Согласно пункту 10 Положения, средний дневной заработок для оплаты отпусков исчисляется путем деления суммы зарплаты, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3).

Но если отпуск работника начинается с первого рабочего дня, бухгалтеру следует применять пункт 8 Положения. Он гласит: если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период, то средний заработок определяется исходя из установленной ему тарифной ставки, оклада (должностного оклада). Соответственно, средний дневной заработок рассчитывается путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада) на 29,3.

Но поскольку в рассматриваемой ситуации работнику установлена не тарифная ставка, оклад (должностной оклад), а ставка за смену, то определить средний дневной заработок невозможно. В этом случае, как поясняют в Минтруде, средний заработок для оплаты отпуска рассчитывается путем умножения ставки за смену на количество дней отпуска.

(Письмо Минтруда России от 05.05.16 № 14-1/В-429)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.