Мониторинг изменений за период 27.06.16 - 03.07.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Ввоз сырья и комплектующих изделий для медицинских товаров освобождается от НДС, если их аналоги не производятся в РФ

Условием предоставления данной льготы является представление в таможенные органы документа, подтверждающего целевое назначение таких сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов в РФ (в случае их ввоза с территории государства - члена Евразийского экономического союза данный документ представляется в налоговый орган).

Уточнены особенности налогообложения НДС при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.

Кроме того, с 1 августа 2016 года снижается размер коэффициента, применяемого при определении вычета сумм акциза в случае использования полученного (оприходованного) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, отвечающей установленным требованиям.

Налогоплательщики, воспользовавшиеся до 1 октября 2016 года правом не уплачивать НДС при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подтверждают указанное право либо уплачивают налог в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

(Федеральный закон от 30.06.2016 N 225-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")

Изменения в перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого освобожден от НДС, подготавливаются в соответствии с установленным порядком

Для внесения изменений в Перечень юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют в Минпромторг России копии планов закупочной деятельности технологического оборудования, планируемого к включению в данный Перечень.

Соответствующие сведения рассматриваются отраслевыми организациями и объединениями производителей. Затем информация о наличии на территории России производства технологического оборудования, аналогичного иностранному, планируемого к закупке, направляется в адрес заявителя.

Предложения о внесении изменений в Перечень рассматриваются на основании заявления о включении технологического оборудования в Перечень или заявления об исключении технологического оборудования из Перечня.

Определены требования к содержанию таких заявлений.

По результатам проверки заявлений выносится решение о внесении необходимых изменений в Перечень.

С 1 января 2018 г. предложения о внесении изменений в Перечень, касающиеся включения в него технологического оборудования, рассматриваются по прошествии 1 года с даты представления в Минпромторг России копий планов закупочной деятельности технологического оборудования, предлагаемого для включения в Перечень.

(Приказ Минпромторга России от 04.05.2016 N 1424 "Об утверждении порядка подготовки предложений о внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость", зарегистрировано в Минюсте России 23.06.2016 N 42615)

Скорректирован перечень кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов

Изменения внесены в некоторые разделы Реестра, утвержденного приказом ФТС России от 2 сентября 2013 г. N 1644.

(Приказ ФТС России от 23.06.2016 N 1249 "О внесении изменений в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденный приказом ФТС России от 2 сентября 2013 г. N 1644")

Уточнен порядок бухгалтерского учета кредитными организациями объектов основных средств и нематериальных активов с момента принятия решения о прекращении их использования

С момента принятия решения о прекращении использования и продаже не полностью амортизированного объекта основных средств указанный объект переводится в состав долгосрочных активов, предназначенных для продажи, если выполняются условия, установленные пунктом 5.1 Положения. Если такие условия не выполняются, а также если объект основных средств полностью амортизирован, в состав долгосрочных активов, предназначенных для продажи, он не переводится.

Аналогичное правило установлено и в отношении объектов нематериальных активов.

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 16.06.2016 N 4046-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 22 декабря 2014 года N 448-П "О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях")


Вернуться в начало


Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Для расчета скидок и надбавок к тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2017 год определены значения основных показателей по видам экономической деятельности

Значения основных показателей определены в соответствии с "Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам...", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524.

Такими показателями являются:

  • отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
  • количество страховых случаев по виду экономической деятельности на тысячу работающих;
  • количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

(Постановление ФСС РФ от 31.05.2016 N 61 "Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2017 год", зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2016 N 42604)


Вернуться в начало


Статистика

Росстат утвердил 5 новых форм федерального статистического наблюдения, представляемых с 2016 года

Обновлены годовые формы отчетов:

  • N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов";
  • N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций";
  • N 11 (сделка) "Сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду".

Утверждены единовременные формы за 2016 год:

  • приложение к форме N 11 "Сведения о видовом составе введенных в действие основных фондов";
  • приложение к форме N 11 (краткая) "Сведения о видовом составе введенных в действие основных фондов некоммерческих организаций".

Адреса и сроки представления установлены в формах отчетов.

(Приказ Росстата от 15.06.2016 N 289 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов")

Утверждена и введена в действие с отчета за 2016 год годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-здрав "Сведения об организации, оказывающей услуги по медицинской помощи"

Также приведены указания по заполнению данной формы федерального статистического наблюдения.

С введением данного статистического инструментария признано утратившим силу приложение N 1 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-здрав "Сведения об организации, оказывающей услуги по медицинской помощи населению", утвержденное Приказом Росстата от 19.06.2013 N 216.

(Приказ Росстата от 03.06.2016 N 266 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Смягчена административная ответственность за отдельные правонарушения в области таможенного дела

В частности:

  • за совершение правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 3 и 5 статьи 16.12, статьей 16.14, частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ, вводится наказание, в числе прочего, в виде предупреждения;
  • по части 3 статьи 16.2, статьям 16.3, 16.4, 16.7, 16.15, частям 2 и 3 статьи 16.19, части 1 статьи 16.20 КоАП РФ существенно снижаются минимальные размеры административных штрафов;
  • примечание к статье 16.2 КоАП РФ дополнено положением, согласно которому в случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частью 2 названной статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности иные условия, предусмотренные в данном примечании.

(Федеральный закон от 23.06.2016 N 207-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")

За отдельные нарушения таможенных правил может быть назначено наказание в виде предупреждения

В частности, указанное наказание предусматривается для административных правонарушений, классифицируемых частью 2 статьи 16.6, статьями 16.8 и 16.11 КоАП РФ (ранее за совершение данных правонарушений налагался административный штраф).

Кроме того, в диспозицию административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, внесены уточнения с учетом разъяснения Пленума ВАС РФ, изложенные в постановлении от 8 ноября 2013 г. N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", согласно которым указание в таможенной декларации неверного классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС, не связанное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по ТН ВЭД ЕАЭС, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

(Федеральный закон от 23.06.2016 N 213-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности за нарушение таможенных правил")

Лицам, осуществляющим деятельность, связанную с перемещением товаров, предоставлено право на бесплатный доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров

Получение такой информации осуществляется на основании обращения, направленного в таможенный орган в письменной форме либо через официальный сайт ФТС России.

Обращение должно содержать сведения о регистрационном номере декларации на товары и наименовании страны происхождения товара, указанные в декларации на товары, о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, а также о номере декларируемого товара.

Предоставляемая таможенными органами на основании поступившего обращения информация о выпуске товаров должна содержать сведения о их наименованиях, статусе в части их выпуска, производителях (при наличии сведений о них), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах товара, а также о соответствии сведений о количестве товара в килограммах (вес брутто и вес нетто) и (или) в других единицах измерения сведениям, указанным в декларации на товары.

Типовые формы обращения о предоставлении информации о выпуске товаров определяются ФТС России.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 23.06.2016 N 188-ФЗ "О внесении изменений в статью 100 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")


Вернуться в начало


Правовые новости

В России будет создан Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния

Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения иных юридически значимых действий. В реестр будут включаться также сведения о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории РФ по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан РФ.

Оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, определена ФНС России.

Положениями закона предусмотрены условия и порядок предоставления сведений из информационной системы.

Регламентирован порядок проведения работ по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния путем конвертации записей, составленных на бумажных носителях. Перевод актовых книг в электронную форму должен быть завершен не позднее 31 декабря 2019 года.

(Федеральный закон от 23.06.2016 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния")


Вернуться в начало


Законопроекты

ФНС разрабатывает кабинет контрольно-кассовой техники

ФНС РФ начала разработку нормативного акта, утверждающего порядок ведения кабинета контрольно-кассовой техники. Соответствующее уведомление размещено на официальном портале разработки НПА.

Согласно поправкам в Федеральный закон 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", кабинет ККТ это информационный ресурс, который размещен на сайте ФНС, ведение которого осуществляется налоговой службой и который используется организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники.

Кроме проекта приказа о кабинете ККТ, ФНС так же сообщила о разработке документов, утверждающих различные формы заявлений, карточек и пр., связанных с принятием нового закона.

Напомним, что 14 июня Госдума приняла в третьем чтении законопроект о поэтапном переходе на применение контрольно-кассовой техники, передающей информацию о расчетах налоговым органам в электронном виде. 29 июня закон будет рассмотрен Советом Федерации, а затем подписан Президентом.


Вернуться в начало


Судебная практика

Подача уточненки к доплате во время выездной проверки сама по себе не говорит о нарушениях

В период проведения выездной налоговой проверки компания подала уточненные декларации по НДПИ за январь - декабрь 2012 года, согласно которым налоговая обязанность по уплате НДПИ увеличилась. В связи с тем, что на момент подачи уточненок у компании имелась переплата по НДПИ, компания сочла обязанность по уплате налога за соответствующие периоды исполненной.

По результатам выездной проверки ИФНС оштрафовала компанию за неуплату налога по пункту 1 статьи 122 НК. При этом налоговая указала на несоблюдение требований подпункта 1 пункта 4 статьи 81, когда налогоплательщик может быть освобожден от ответственности при представлении декларации после истечения срока подачи и срока уплаты налога, если это сделано до того, как налогоплательщик узнал об обнаружении ошибок инспекцией либо о назначении выездной проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненки он уплатил недостающую сумму налога и пени.

По мнению инспекции, факт наличия переплаты по налогу должен был быть установлен по состоянию на момент окончания срока, установленного для уплаты налога, а не на момент подачи уточненных деклараций.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на наличие переплаты по данному налогу, перекрывающую сумму налога по уточненкам.

Суды (постановление кассации Ф05-6317/2016 от 24.05.2016) пояснили, что факт представления уточненной налоговой декларации с суммой налога, подлежащей доплате, не свидетельствует о занижении налоговой базы, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК, либо об иных неправомерных действиях налогоплательщика.

Более того, согласно пункту 1 статьи 81 НК при обнаружении в поданной декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан представить уточненную налоговую декларацию. То есть, обнаружив ошибку, налогоплательщик исполнил обязанность, предусмотренную пунктом 1 статьи 81 НК, что само по себе не образует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК.

(дело № А40-124647/2015)

Суды отклонили показания свидетеля, допрошенного ИФНС после окончания выездной проверки

Предприниматель приобрел садово-огородный инвентарь в ассортименте и заявил вычет в налоговой декларации по НДС, представив в подтверждение товарные накладные формы ТОРГ-12, счета-фактуры. Товар оплачен по безналичному расчету.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала предпринимателю в налоговых вычетах, указав, что счета-фактуры подписаны неизвестными лицами, поэтому они не соответствуют требованиям к оформлению счетов-фактур, установленным статьи 169 НК. Реальность исполнения договора инспекция не оспаривает. Допрошенный в качестве свидетеля в соответствии со статьей 90 НК директор компании-продавца пояснил, что работает проводником, компанию не регистрировал, директором не является, к финансово-хозяйственной деятельности отношения не имеет, договор с ИП, счета-фактуры и товарные накладные не подписывал.

Суды трех инстанций признали недействительным решение инспекции, указав на положения постановления пленума ВАС № 53 - подписание счетов-фактур не лицами, значащимися в учредительных документах в отсутствие иных фактов и обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии реальности операций, не может рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной. В данном случае реальность сделки инспекцией не оспаривается.

При этом суды отклонили показания свидетеля, установив, что они получены 27 марта 2015 года, в то время как выездная проверка окончена 20 марта, то есть допрос состоялся после окончания проверки и не в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении кассации (Ф10-1572/2016 от 03.06.2016) указано: "проведение допроса свидетеля ... после окончания выездной налоговой проверки является нарушением установленного законом порядка сбора доказательств".

(дело № А54-5473/2015)

Суды: взаимозависимым лицам не запрещено заключать договоры простого товарищества

Компания и ИП (учредитель этой компании) заключили договор простого товарищества по оптовой торговле безалкогольными напитками. Договор предусматривал вклад компании в виде складских помещений, а ИП – в виде товара, персонала, транспортных средств. Участие предпринимателя в деятельности товарищества, уплате налогов от прибыли, полученной в результате такой деятельности, составило 85%, а компании - 15%.

По результатам выездной проверки компании ИФНС доначислила налог по УСН, налог на прибыль (вероятно, в проверяемом периоде имел место переход с одного режима на другой), пени и штраф. По мнению инспекции, реализация товара товариществом подлежит учету в целях налогообложения в полном объеме у компании, поскольку договор простого товарищества является притворной сделкой между взаимозависимыми лицами, совершенной с целью прикрыть сделку купли-продажи товара между компанией и ИП. Инспекция доначислила компании УСН и налог на прибыль от всей прибыли, полученной в ходе деятельности товарищества.

Суды трех инстанций признали недействительным решение инспекции, указав на недоказанность инспекцией отсутствия реальной деятельности по договору товарищества.

Суды обратили внимание, что в случае заключения договора купли-продажи компания имела бы возможность учесть расходы по приобретению товара у предпринимателя как для целей применения УСН, так и при исчислении налога на прибыль.

Кассация (Ф06-7280/2016 от 26.04.2016) также отклонила довод инспекции о взаимозависимости компании, указав: "взаимозависимость участников гражданских правоотношений с учетом положений постановления № 53 не может служить безусловным основанием для признания действий налогоплательщика недобросовестными".

(дело № А06-3318/2015)

Переплата в последующих периодах, не охваченных проверкой - не повод для отмены решения

В течение 4 квартала 2012 года и 1 квартала 2013 года компания отгружала покупателю продукцию.

В ходе выездной налоговой проверки за 2012 год инспекция установила, что компания не исчислила НДС со всей суммы предоплаты, перечисленной покупателем (компания исчислила НДС в 1 квартале 2013 года – в момент отгрузки).

Компания оспорила решение инспекции в суде, поясняя, что исчисление НДС в 4 квартале 2012 года, при исчислении налога с этой же операции в 1 квартале 2013 года ведет к двойному налогообложению.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что при получении предварительной оплаты за реализуемый товар у получателя предоплаты (продавца) возникает обязанность исчислить НДС с поступившей суммы предоплаты, а также выставить счет-фактуру покупателю.

Исчисление НДС в последующем налоговом периоде не исключает обязанность по уплате в бюджет данного налога за 4 квартал 2012 года. По мнению судов, указание в решении на недоимку по НДС без учета переплаты налога в последующих налоговых периодах, не охваченных проверкой, не является нарушением прав налогоплательщика и поводом для отмены решения.

Суды (постановление кассации Ф04-1769/2016 от 08.06.2016) отметили, что период 2013 года не входил в проверяемые налоговые периоды по НДС, следовательно, налоговый орган был лишен возможности подтвердить либо опровергнуть утверждение налогоплательщика о наличии у него переплаты за 1 квартал 2013 года.

(дело № А03-19572/2015)

Суд подтвердил правомерность вывода инспекции о получении организацией необоснованной налоговой выгоды

Более 500 млн рублей налогов, пеней и штрафов поступит в бюджет Российской Федерации от организации, которая неправомерно занижала базу по налогу на прибыль и НДС при строительстве гидроаккумуляторной электростанции (ГАЭС), сообщается на сайте ФНС РФ.

Такое решение было принято налоговым органом по итогам выездной налоговой проверки, в ходе которой было установлено, что налогоплательщик включил в состав расходов по налогу на прибыль организаций затраты в сумме более одного миллиарда рублей на товары (работы, услуги) при строительстве ГАЭС, а также заявил налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, выставленным контрагентами.

Контрагенты налогоплательщика не осуществляли реальные хозяйственно-финансовые операции (у них отсутствовали персонал, производственные активы, складские помещения, технические и транспортные средства для выполнения работ, уплата налогов в бюджет была минимальна и т.д.), а деньги перечислялись ими на счета фирм - однодневок для дальнейшего обналичивания.

Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции о доначислении налогов, пеней и штрафов.

Решением Арбитражного суда Московской области, оставленным в силе постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда, налогоплательщику было отказано в удовлетворении требований.

Суды указали, что выявленные налоговым органом обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что контрагенты налогоплательщика не выполняли заявленные работы на ГАЭС. Работы выполнялись силами реально действующих подрядчиков.

(дело № А41-27537/2015)

Доначисляя НДС с авансов, ИФНС должна учесть и вычеты при реализации, указал суд

В ходе выездной проверки ИФНС установила, что компания не исчислила НДС с полученных авансов в 1 квартале 2011 года. При этом НДС с реализации в 4 квартале был исчислен налогоплательщиком.

После составления акта проверки, но до вынесения решения компания сдала уточненную декларацию по НДС, полагая, что инспекция должна учесть и вычеты в 4 квартале. Налоговая отказала в вычетах, сославшись на пропуск трехлетнего срока для заявления вычета, предусмотренного статьей 173 НК. По мнению инспекции, вычеты могут быть произведены только по волеизъявлению налогоплательщика путем декларирования в установленный законом срок.

Суды трех инстанций отметили, что по уточненкам инспекция имела право отказать в вычете, однако отменили ее решение. Суды сослались на пункт 8 статьи 171 НК - суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычетам. Согласно пункту 6 статьи 171 НК вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг). Возможность вычета НДС, исчисленного ранее к уплате в бюджет с полученной предоплаты, исключает двойное налогообложение одних и тех же сумм (определение КС от 21.05.2015 № 1034-О). Следовательно, применение налогового вычета является гарантией исключения двойного налогообложения.

Суды пояснили, что инспекция, правильно исчислив налог, подлежащий уплате в бюджет, не должна допустить двойного налогообложения. Кассация (Ф09-5692/2016 от 08.06.2016) отметила: "наличие у налогоплательщика права на самостоятельное применение налоговых вычетов путем их декларирования не освобождает налоговый орган от обязанности определения в рамках выездной налоговой проверки суммы налогового обязательства, действительно подлежащего уплате в бюджет".

(дело № А60-42458/2015)

Командировочное удостоверение дало налоговикам возможность "срезать" рекламные расходы

Между ООО "Э" (заказчик) и "Г" (иностранная организация-исполнитель) заключен договор на оказание услуги по организации участия заказчика в выставке, проводимой в Канаде, в том числе подготовку макета выставочного стенда, плана размещения оборудования на стенде, макета рекламного модуля для каталога выставки. ООО "Э" учло расходы при исчислении налога на прибыль, представив в подтверждение договор, акт приема-передачи услуг, программу участия рабочей группы на выставке. Компания обращает внимание, что участвовала в выставке не как посетитель выставки, а как экспонент - ею арендовался стенд, рекламировался товар, занимались выставочные площади.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, признав затраты необоснованными и не связанными с предпринимательской деятельностью.

При анализе служебного задания для направления в командировку и командировочного удостоверения инспекция установила, что руководитель отдела продаж компании ездил с целью сопровождения делегации, состоящей из руководителей сельскохозяйственных предприятий области - потенциальных клиентов по приобретению сельскохозяйственной техники. Руководитель отдела продаж не подтвердил участие в работе стенда.

Кроме того, иностранная организация "Г" является учредителем (99,9%) ООО "Х", которое, в свою очередь, является учредителем (100%) и управляющей компанией ООО "Э".

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на статью 252 НК, согласно которой основным условием для признания затрат обоснованными является их направленность на получение прибыли.

Суды (постановление кассации Ф04-1853/2016 от 14.06.2016) отметили, что компания не доказала, что листовки, содержащие информацию о реализуемой налогоплательщиком технике, выборочные каталоги о товаре размещались на выставочном стенде. Также не доказано предоставление персонала, использование имущества, несение эксплуатационных расходов, нанесение рекламного логотипа.

(дело № А45-10276/2015)

Суды согласны с доначислением ИП-вмененщику НДФЛ на сумму обналиченных денег

В 2010 и 2011 годах предприниматель являлся плательщиком ЕНВД по "деятельности автомобильного грузового неспециализированного транспорта".

В ходе выездной проверки инспекция установила, что на расчетный счет предпринимателя поступили денежные средства от ООО "С" в сумме 59,5 млн рублей за оказание автотранспортных услуг, которые предприниматель отнес к деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД. Эти деньги ИП снимал со счета наличными с указанием в назначении платежа "на расходы предпринимателя". Выставленное инспекцией требование о представлении документов по взаимоотношениям с ООО "С" предпринимателем не было исполнено, поскольку последний посчитал, что в рамках ЕНВД он не обязан вести учет хозяйственных операций и иметь первичные учетные документы. Документы, подтверждающие расходы предпринимателя, также не представлены.

Инспекция, в свою очередь, установила, что ООО "С" не имеет материальных и трудовых ресурсов, справки о доходах физлиц 2-НДФЛ за 2010 и 2011 годы не подавало, у контрагента отсутствуют расходы на ведение хозяйственной деятельности, по адресу регистрации он не располагается.

По результатам выездной проверки ИФНС решила, что полученный предпринимателем по фиктивным хозоперациям и не использованный им в предпринимательской деятельности доход не имеет отношения к бизнесу и фактически получен ИП как физлицом. Инспекция доначислила НДФЛ, пени и штраф.

Предприниматель обратился в суд, полагая, что все доходы, полученные им от предпринимательской деятельности в спорный период, попадают под налогообложение ЕНВД, а значит, начисление ему НДФЛ неправомерно.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф07-3996/2016 от 08.06.2016) согласились с выводами инспекции, разъяснив, что применение ЕНВД не освобождает налогоплательщика доказать факт совершения гражданско-правовых сделок в действительном экономическом смысле, в том числе и в целях правомерного отнесения полученного дохода по таким операциям к специальному режиму налогообложения - ЕНВД.

В данном случае, предприниматель не доказал оказания транспортных услуг по перевозке грузов ООО "С". Кроме того, отсутствуют и доказательства использования им обналиченных денежных средств в предпринимательской деятельности.

Напомним, ранее мы рассказывали о судебном споре по поводу квалификации доходов ИП, участвовавшего в несколько иной схеме по обналичиванию.

(дело № А66-13779/2014)

Поволжский суд посчитал, что ежемесячно дивиденды выплачивать нельзя

Общество, применяющее упрощенную систему налогообложения и выплачивающее дивиденды, обязано вести бухгалтерский учет для целей определения чистой прибыли и стоимости чистых активов, а поэтому бухгалтерская отчетность должна представляться обществом в налоговый орган для подтверждения обоснованности выплаты дивидендов учредителю. Такой удивительный вывод приведен в постановлении АС Поволжского округа № Ф06-8308/2016 от 30.05.2016 г.

Налоговая инспекция провела выездную проверку ООО за период 2011-2012 год и сочла неправомерным выплату дивидендов единственному учредителю каждый месяц.

Суд согласился с налоговыми органами, сославшись на то, что решение о выплате дивидендов не может быть принято ранее формирования финансового результата того налогового (отчетного) периода, по итогам которого выплачиваются дивиденды.

Начисленная обществом в проверяемый налоговый период заработная плата своим работникам (порядка 30 человек) составляет менее суммы выплаченных данным обществом дивидендов 1 человеку - учредителю (участнику).

При выплате заработной платы в бюджетную систему общество перечисляет за работника 13% НДФЛ + 14% взносы в различные внебюджетные Фонды. Выплачивая дивиденды, общество перечисляет в бюджетную систему 9% НДФЛ + 6% единого налога по упрощенной системе налогообложения.

Таким образом, по мнению судей, выплачивая дивиденды в объемах, превышающих сумму выплаченной заработной платы работникам, общество получает необоснованную налоговую выгоду, выраженную в том, что большая часть прибыли выплачивается единственному лицу - учредителю общества.

При таких обстоятельствах, данные выплаты, как обоснованно указано судами, не могут считаться выплатами "дивидендного" характера, а должны признаваться выплатами иного характера, что влечет налогообложение по ставке 13%.

Удивляет не только странный вывод судей о том, что для выплаты дивидендов отчетность должна была представляться в налоговую инспекцию (напомним, что до 2013 года бухотчетность организации на УСН не сдавали), но и факт доначисления НДФЛ организации. Т.е. налог на доходы физических лиц доначислили организации и судьи с этим согласились.

Так же следует отметить, что в решении второй инстанции указывается на то, что дивиденды за год перечисляются на основании годовых результатов, а годовые результаты утверждаются на общем собрании общества с ограниченной ответственностью, которое должно проводиться не ранее чем через 2 месяца после окончания финансового года.

(дело № А55-8232/2015)

Арбитражный суд: на пособия, не принятые ФСС к зачету, страховые взносы начислять не нужно

Если пособие по временной нетрудоспособности или по уходу за ребенком выплачено с нарушениями, Фонд соцстраха может отказать в возмещении средств (признании расходов). Однако начислять страховые взносы на излишне выплаченные работодателем суммы пособий контролеры не вправе. Об этом напомнил Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 08.06.16 № А03-9004/2015.

Из-за неверного расчета среднего заработка и прочих ошибок организация выплатила работникам пособия по уходу за ребенком и по временной нетрудоспособности в завышенном размере. В связи с этим отделение ФСС отказалось принять к зачету излишне выплаченные суммы и обязало организацию уплатить недоимку в размере непринятых к зачету пособий. При этом на сумму этой недоимки контролеры начислили страховые взносы. К слову, позиция чиновников согласуется с разъяснениями Минтруда России (см. письма от 26.02.16 № 17-3/В-76, от 03.09.14 № 17-3/ООГ-732).

Суд признал доначисление взносов неправомерным, указав на следующее. Страховыми взносами облагаются выплаты, начисляемые в рамках трудовых отношений (ст. 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Указанная норма не предусматривает безусловное начисление страховых взносов на суммы, непринятые к зачету. Ведь они не становятся автоматически выплатами в пользу работников в рамках трудовых отношений. Спорные суммы относятся к выплатам по временной нетрудоспособности. Поэтому, даже если Фонд соцстраха не принял к зачету суммы пособий, доначислять на эти суммы страховые взносы не нужно.

Отметим, что аналогичный вывод содержится, в определении Верховного суда от 23.11.15 № 304-КГ15-14441

(дело № А03-9004/2015)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России подготовлена информация об изменениях в налоговом законодательстве

Многочисленные поправки в Налоговый кодекс РФ были внесены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ. Основная часть изменений вступает в силу со 2 июня 2016 года, для отдельных положений законом предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Сообщается, в частности, о следующих новшествах:

  • установлен срок вступления в силу нормативных правовых актов об утверждении новых форм налоговых деклараций (расчетов) - не ранее чем по истечении двух месяцев со дня официального опубликования;
  • по общему правилу физлицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, документы от налоговых органов на бумажном носителе по почте направляться не будут;
  • с 1 июля 2016 года вступают в силу изменения в статью 23 НК РФ, касающиеся представления в налоговые декларации (расчетов) в электронной форме;
  • с 1 июля 2016 года вступают в силу изменения, предусматривающие дополнительные основания для приостановления операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств;
  • налогоплательщики, обязанные представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, обязаны представить пояснения к ней также в электронной форме. За непредставление (несвоевременное представление) указанных пояснений, в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации с 1 января 2017 будет применяться ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ;
  • предусматривается совершенствование порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и ознакомления лиц со всеми материалами налогового контроля;
  • уточнены положения НК РФ о проведении налогового мониторинга;
  • введена возможность направления налогоплательщиком жалобы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет.

(Письмо ФНС России от 01.06.2016 N СА-4-7/9831 "О применении положений Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации")

Налогоплательщики - участники налогового мониторинга вправе обратиться в налоговый орган с запросом о предоставлении мотивированного мнения по планируемым сделкам

Мотивированное мнение будет являться обязательным для исполнения налоговым органом и налогоплательщиком, за исключением случаев, когда такое мнение было основано на неполной (недостоверной) информации либо на момент исполнения сделки нормы законодательства изменятся или утратят силу.

ФНС России напоминает, что налогоплательщики, соответствующие установленным условиям, могут обратиться до 1 июля 2016 года в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга за 2017 год.

(Информация ФНС России "Об обсуждении планируемых сделок с налоговым органом")

ФНС России даны разъяснения по вопросу подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении крупнейших налогоплательщиков

Сообщается, что в случае установления фактов нарушения крупнейшими налогоплательщиками, состоящими на учете в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, ответственность за совершение которых установлена статьей 15.25 КоАП РФ, при отсутствии проведения административного расследования, материалы соответствующих дел об административных правонарушениях подлежат рассмотрению руководителями, заместителями руководителей территориальных налоговых органов ФНС России по месту нахождения крупнейших налогоплательщиков.

(Письмо ФНС России от 16.05.2016 N ОА-4-17/8640 "О направлении разъяснений")

Экспорт в Белоруссию и Казахстан: как подтвердить право на ставку НДС 0%

Минфин РФ в своем недавнем письме приводит порядок документального подтверждения правомерности применения ставки 0% по НДС при экспорте товаров в Белоруссию и Казахстан.

В письме отмечается, что для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров из России в Белоруссию и Казахстан в пакете документов в налоговый орган должна представляться копия транспортного документа. Этот документ подтвердит перемещение товаров с территории РФ в данные государства – члены ЕАЭС.

Ведомство напоминает, что порядок применения НДС в данном случае определяется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данный протокол является приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

(Письмо Минфина России от 06.06.2016 № 03-07-13/1/32691)

Оплата налогов иностранным работником: надо ли указывать ИНН

ФНС РФ напоминает об обязательности указания ИНН при оплате налога иностранным гражданином, работающим в РФ на основании патента.

Согласно нормам НК РФ, иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность в России на основании патента, подлежат постановке на учет в налоговых органах с обязательным присвоением ИНН. При этом ИНН указывается в форме бланка патента, выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Оплата налоговых платежей может быть осуществлена как в наличной, так и в безналичной форме.

При оплате в наличной форме в целях обеспечения идентификации иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, кредитными организациями установлен контроль на обязательное указание ИНН плательщиков в полях расчетных документов.

В ФНС уточняют, что для налоговых органов ИНН является основным реквизитом, который позволяет однозначно определить, чья обязанность по уплате налогов исполняется.

При этом налоговыми органами принимаются к учету денежные средства, поступившие только по правильно оформленным документам.

(Письмо ФНС России от 22.06.2016 № ЗН-3-1/2799@)

Минфин сменил позицию о пересчете стоимости патента при прекращении ИП деятельности

Минфин напомнил, что, утратив право на ПСН, ИП обязан заявить об этом в налоговый орган в течение 10 календарных дней. При этом ИП переходит на общий режим налогообложения или прекращает предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась ПСН.

Если ИП прекратил предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась ПСН, до истечения срока действия патента, налоговым периодом признается период с начала действия патента до даты прекращения такой деятельности.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В случае получения патента на срок менее 12 месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного годового дохода на 12 месяцев и умножения на количество месяцев срока, на который выдан патент.

Учитывая изложенное, в случае прекращения ИП деятельности, в отношении которой применялась ПСН, до истечения срока действия патента величина налога по ПСН подлежит перерасчету исходя из фактического периода времени осуществления указанного вида предпринимательской деятельности в календарных днях.

В случае если при перерасчете у ИП, оплатившего в установленные сроки ранее исчисленную сумму налога, появляется:

  • переплата по налогу, то он вправе, подав соответствующее заявление, вернуть или зачесть ее в счет уплаты других налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК;
  • сумма налога к доплате, то исходя из действующих норм НК исчисленная сумма налога подлежит уплате не позднее сроков, указанных в патенте.

Изложив такие умозаключения, Минфин отменил свое письмо от 20.02.2016 N 03-11-12/9623, в котором говорилось, что, прекратив деятельность ранее срока, указанного в патенте, ИП не может вернуть часть его стоимости.

(Письмо Минфина России от 25.05.16 № 03-11-11/29934)

Величина коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за май 2016 года увеличилась с 6,2195 до 7,4449

Изменение коэффициента связано с ростом среднего уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. Так, в апреле 2016 года данный показатель составлял 39,34 долл. США за баррель, в мае - 44,59 долл. США за баррель.

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю. В мае его значение составило 65,6680.

(Письмо ФНС России от 17.06.2016 N СД-4-3/10770@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за май 2016 года")

Инспекциям предписано направлять в ФНС России информацию о налогоплательщиках, имеющих задолженность более 10 млн. рублей, в случае принятия ими решения об изменении места нахождения

Информация направляется в соответствии с формой, предусмотренной приложением к настоящему письму, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений, в том числе об изменении места нахождения, или о начале процедуры реорганизации, в результате которой правопреемником реорганизуемого лица становится лицо, зарегистрированное (создаваемое) на территории другого субъекта РФ.

(Письмо ФНС России от 23.05.2016 N ГД-4-8/9075 "В отношении налогоплательщиков-мигрантов")

В налоговые инспекции направлены дополнительные рекомендации по вопросу информирования работодателей о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей

Дополнительно к Письму ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@ сообщается следующее.

Информирование работодателей осуществляется посредством направления списка сотрудников с указанием: фамилий и инициалов, наличия задолженности (без указания наименования объекта налогообложения и суммы задолженности), контактных данных налогового органа. Информация направляется работодателям не реже одного раза в год по установленной форме.

Направление указанной информации в адрес многофилиальных организаций - работодателей осуществляется с обязательным указанием следующих реквизитов:

ИНН должника - физического лица (при отсутствии ИНН указывается ФИО);

КПП филиала организации.

(Письмо ФНС России от 26.05.2016 N ГД-4-8/9329 "О направлении дополнений к письму ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@")

Минфин России проинформировал о дополнении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета

Соответствующие изменения в нормативные акты по бухгалтерскому учету предусмотрены Приказом Минфина России от 16 мая 2016 г. N 64н, вступившим в силу с 20 июня 2016 года. Этими способами могут воспользоваться организации, определенные статьей 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете".

В информации приведены способы отражения в бухгалтерском учете следующих, в частности, операций:

  • оценка МПЗ по цене поставщика (ранее - только по фактической себестоимости);
  • признание расходов по обычным видам деятельности (предусматривается возможность включения микропредприятием стоимости сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления затрат (ранее - до фактического расходования такие объекты подлежали учету в качестве МПЗ));
  • упрощенное списание МПЗ, предназначенных для управленческих нужд (малые предприятия вправе включать такие затраты в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления расходов (ранее - до фактического расходования подлежали учету в качестве МПЗ));
  • оценка основных средств по цене поставщика (малое предприятие может принимать приобретенные объекты ОС к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а сооруженные объекты - по стоимости работ подрядчика (ранее - только в полной сумме фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление));
  • начисление амортизации основных средств (малое предприятие может начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные самой организацией (ранее - только ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы));
  • единовременное списание стоимости производственного и хозяйственного инвентаря;
  • списание расходов на НИОКР (списываются в полной сумме по мере осуществления таких расходов (ранее - только в течение ожидаемого срока использования результатов работ));
  • признание расходов на приобретение (создание) НМА.

Организация вправе принять решение о применении каждого из предусмотренных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016 г., так и за любой последующий год.

(Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3 "Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций")

Минфином России обобщены вопросы, поступающие в отношении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета вправе применять следующие экономические субъекты (за исключением организаций, указанных в части 5 статьи 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете"): субъекты малого предпринимательства; некоммерческие организации; организации, получившие статус участников проекта "Сколково".

Организация вправе самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других факторов.

Разъяснены требования к формированию учетной политики, применяемому рабочему плану счетов бухгалтерского учета, упрощенной системе регистров бухгалтерского учета, определению метода учета доходов и расходов и другие вопросы.

(Информация Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.