Мониторинг законодательства

Бухгалтерский учет и налогообложение

Определены налоговые агенты, обязанные перечислять НДФЛ с выплат военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ

Статья 226 НК РФ дополнена положением, согласно которому налоговыми агентами признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил РФ.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная с указанных сумм, перечисляется в бюджет по месту учета налогового агента в налоговых органах.

Постановка и снятие с учета осуществляются в налоговом органе по месту нахождения налогового агента. Соответствующее заявление может быть подано в электронной форме по ТКС либо через личный кабинет налогоплательщика.

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 399-ФЗ «О внесении изменений в статьи 83 и 84 части первой и статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Освобождена от НДФЛ единовременная денежная выплата пенсионерам

Соответствующее дополнение внесено в статью 217 НК РФ.

Единовременную денежную выплату в размере 5000 рублей пенсионеры получат в январе 2017 года (Федеральный закон от 22.11.2016 N 385-ФЗ).

Выплата будет произведена органами, осуществляющими основное пенсионное обеспечение.

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 400-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию»)

Утвержден закон, предусматривающий повышение акцизов, размера пени для ИП и ЮЛ, уточнение порядка уплаты налога на прибыль, НДПИ и другие изменения в НК РФ

Законом предоставляется возможность уплаты налогов за налогоплательщиков третьими лицами.

Увеличивается размер процентной ставки пени с 1/300 до 1/150 ставки рефинансирования Банка России для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае просрочки уплаты налогов, сборов и страховых взносов свыше 30 календарных дней.

Скорректирован порядок переноса убытков прошлых налоговых периодов. Так, в частности, исключается положение о 10-летнем сроке переноса убытка и предусматривается, что в периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база (за исключением некоторых случаев) не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов.

Изменен подход к формированию консолидированной налоговой базы КГН.

На период 2017 - 2020 гг. изменяются ставки налога на прибыль (теперь 3 процента подлежит уплате в федеральный бюджет и 17 процентов в бюджет субъекта РФ).

По НДС устанавливается льгота на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении на период 2017 - 2029 гг., а также продлевается срок применения льготы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении до 1 января 2030 года.

Проиндексированы ставки акцизов на отдельные виды подакцизных товаров, установленные на 2017 год (в том числе в отношении вин, табачной продукции, топлива), кроме того, к подакцизным товарам отнесены «электронные сигареты».

Скорректирован порядок определения показателей, используемых при расчете НДПИ, установлены налоговые ставки в отношении многокомпонентных комплексных руд.

Ограничивается действие налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества и имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья в Каспийском море.

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Уточнены условия применения понижающего коэффициента 0,7 при уплате госпошлины физлицами за совершение юридически значимых действий с использованием порталов государственных и муниципальных услуг

В новой редакции изложены положения пункта 4 статьи 333.35 НК РФ. Текст названной нормы теперь не содержит условие о необходимости получения результата услуги в электронной форме.

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 402-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни можно получить у работодателя

Вычет предоставляется при условии подтверждения права налогоплательщика на получение данного вычета, выданного налоговым органом.

Порядок предоставления вычета аналогичен действующему порядку, предусмотренному в отношении социальных налоговых вычетов по расходам на обучение, медицинские услуги и приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения.

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 403-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

По 31 декабря 2018 года включительно освобождены от уплаты госпошлины за выдачу визы иностранные граждане - участники ЧМ по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года

Установлено, что госпошлина не уплачивается за предоставление федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, принятого на основании ходатайства Оргкомитета «Россия-2018» и направляемого в диппредставительство или консульское учреждение РФ решения о выдаче обыкновенной однократной, двукратной или многократной визы иностранному гражданину или лицу без гражданства, принимающим участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», либо участникам спортивных соревнований при условии, что указанные лица включены в списки FIFA в соответствии с данным Федеральным законом, а также за внесение изменений в решение о выдаче визы и за переадресацию решения в диппредставительство или консульское учреждение РФ по просьбе Оргкомитета «Россия-2018». Данная норма вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.

Также установлено, что не признаются объектом налогообложения по НДС связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных названным Федеральным законом, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав дочерними организациями Оргкомитета «Россия-2018» (в прежней редакции - дочерними организациями FIFA). Указанная норма вступает в силу по истечении 1 месяца со дня официального опубликования Федерального закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 404-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Доходы в натуральной форме, полученные волонтерами Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 и Кубка конфедераций FIFA-2017 освобождаются от НДФЛ

Речь идет о доходах в натуральной форме, полученных волонтерами по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом «Россия-2018» и предметом деятельности которых является участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и выплаты, произведенные волонтерам по указанным договорам, на возмещение понесенных ими расходов при исполнении указанных договоров.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДФЛ. Положения НК РФ в редакции настоящего Федерального закона применяются по 31 декабря 2018 года включительно.

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 398-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

В Налоговом кодексе РФ определен новый механизм формирования резерва по сомнительным долгам

Действующий порядок налогообложения при формировании резерва по сомнительным долгам с учетом продолжающегося роста просроченной задолженности по кредитам приводит к существенной дополнительной налоговой нагрузке на банковский сектор.

Это связано с тем, что на основании положений статьи 266 НК РФ, предусматривающих ограничение размера резерва в объеме не более 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, осуществляется сравнение сформированного резерва с выручкой, определяемой на конец первого квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года.

Поскольку выручка на конец года и выручка, полученная в первом квартале следующего календарного года, существенно отличаются, это приводит к значительным обязательствам по уплате налога на прибыль организаций.

В этой связи внесено уточнение, согласно которому сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период.

При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин - 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 405-ФЗ «О внесении изменений в статью 266 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

В Налоговом кодексе РФ устранена неопределенность по вопросу освобождения от НДФЛ ежемесячных денежных выплат ветеранам боевых действий

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2016 года N 11-П были признаны не соответствующими Конституции РФ положения статьи 217 НК РФ, поскольку они в силу своей неопределенности допускали возможность налогообложения НДФЛ ежемесячной денежной выплаты, установленной для ветеранов боевых действий.

В этой связи в статью 217 НК РФ внесено дополнение, согласно которому ежемесячные денежные выплаты, производимые ветеранам боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», отнесены к доходам, не подлежащим налогообложению НДФЛ.

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Госпошлина для физических лиц при обращении в суд с заявлением о признании банкротом составит 300 рублей

Принятым законом дифференцирован размер государственной пошлины при подаче в суд заявления о признании банкротом.

Для юридических лиц пошлина сохраняется в размере 6 000 рублей, а для физических лиц размер госпошлины составит 300 рублей.

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 407-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Увеличен с 40% до 45% предельный объем рекламы, размещаемой в номере периодического печатного издания, при реализации которого применяется ставка НДС 10%

Указанная ставка НДС применяется при реализации периодических печатных изданий, за исключением, в частности изданий рекламного характера (периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 процентов объема одного номера такого издания).

В рамках принятия мер, направленных на поддержку печатных СМИ, допустимый предельный объем рекламы в целях применения льготной ставки НДС увеличен до 45 процентов.

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

В связи с переходом на новые классификаторы определены коды видов экономической деятельности и коды услуг, относящиеся к бытовым услугам, для УСН, ЕНВД и ПСН

Коды определены для целей применения Налогового кодекса РФ, предусматривающего налоговые льготы в отношении предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению.

С 1 января 2017 года утрачивает силу Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), в соответствии с которым в настоящее время определяются бытовые услуги. С указанной даты подлежат применению новые общероссийские классификаторы ОКВЭД2 и ОКПД2.

Определение кодов позволит субъектам РФ установить льготную налоговую ставку в отношении деятельности в сфере бытовых услуг населению для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы - УСН, ЕНВД, ПСН.

Распоряжение вступает в силу с 1 января 2017 года.

(Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р «Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам»)

Вводятся в действие форма и формат уведомления о необходимости представления налоговой декларации по НДС иностранной организацией, оказывающей IT-услуги

С 1 января 2017 года Налоговый кодекс РФ дополняется новой статьей 174.2, устанавливающей особенности исчисления и уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме (это, в том числе, предоставление прав на использование программ (включая компьютерные игры), оказание рекламных услуг в сети «Интернет», предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга и т.д.).

При непредставлении налоговой декларации по НДС иностранной организацией, оказывающей такие услуги, в установленный срок налоговый орган обязан направить данной организации уведомление о необходимости представления налоговой декларации.

В целях реализации налоговыми органами соответствующих полномочий утверждена форма такого уведомления и формат его направления в электронной форме.

(Приказ ФНС России от 28.09.2016 N ММВ-7-15/516@ «Об утверждении формы и формата уведомления о необходимости представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме», зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2016 N 44462)

Скорректированы требования к составлению и представлению бюджетной отчетности

Изменения внесены в Приказы Минфина России, которыми утверждены, в том числе: План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений; Единый план счетов бухгалтерского учета для органов госвласти; Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов; Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений; формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Приказ применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности за 2016 год, за исключением отдельных положений, применяемых к отчетности за 2017 год.

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Приказ Минфина России от 16.11.2016 N 209н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности»)

В Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях отменена глава Д «Счета депо»

Внесение изменений обусловлено принятием Положения Банка России от 13.11.2015 N 503-П «О порядке открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов».

Указание вступает в силу с 1 января 2017 года.

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 17.11.2016 N 4198-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

В 2017 году предельная величина дохода физлица, с которого уплачиваются страховые взносы на социальное и пенсионное страхование, установлена в размере 755 000 рублей и 876 000 рублей соответственно

Правительством РФ утверждено постановление об индексации с 1 января 2017 года предусмотренной законодательством базы для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ:

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в 1,051 раза (предельная величина базы - 755 000 рублей нарастающим итогом с начала года);
  • на обязательное пенсионное страхование - в 1,9 раза (876 000 рублей нарастающим итогом с начала года).

(Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 N 1255 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2017 г.»)

Статистика

Утверждена новая годовая форма статистического наблюдения N 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности», действующая с отчета за 2016 год

Форму представляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие право заниматься аудиторской деятельностью, в Минфин России. Срок предоставления - 1 марта после отчетного периода.

С введением указанного статистического инструментария признается утратившим силу Приложение N 1 «Форма федерального статистического наблюдения N 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности» (утв. Приказом Росстата от 23.11.2012 N 615).

(Приказ Росстата от 23.11.2016 N 740 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством финансов Российской Федерации федерального статистического наблюдения за аудиторской деятельностью»)

Судебная практика

Проблемой налогоплательщика не должна становиться недобросовестность его контрагентов

По результатам выездной проверки АО инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав формальными взаимоотношения по поставке товаров с ООО «Т», «Р» и «С» (поставщики). Инспекция ссылается на отсутствие у контрагентов материальных, технических и трудовых ресурсов, транспортных средств, специальной техники, выплат зарплаты, арендных и коммунальных платежей, оплаты за электроэнергию и услуги связи, а также - на исчисление и уплату налогов в минимальных объемах, транзитный характер движения денежных средств на расчетных счетах контрагентов. К тому же, документы подписаны неустановленными лицами.

При этом факт поставки подтвержден договорами, счетами-фактурами, товарными накладными. Приобретенные товары приняты к учету и оплачены на расчетные счета контрагентов.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав, что перечисленные инспекцией обстоятельства не исключают возможность поставки и свидетельствуют лишь о возможной недобросовестности самих контрагентов. Инспекция не доказала, что налогоплательщику было известно о нарушениях контрагента. Реальность сделки и проявление должной степени осторожности и осмотрительности при выборе контрагентов налогоплательщиком подтверждены.

Кассация (Ф10-4389/2016 от 21.11.2016) пояснила, что, установив подписание документов неустановленными лицами, инспекция могла определить расходы исходя из рыночных цен (но вместо этого просто полностью срезала расходы). Суд отметил: «принятие в состав расходов затрат по документам, подписанным неустановленными лицами, не лишает налогоплательщика права определения его расходов исходя из рыночных цен по аналогичным сделкам. В случае несогласия с размером расходов, учтенных налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль по рассматриваемым хозяйственным операциям, налоговый орган не лишен возможности опровергнуть представленный налогоплательщиком расчет, обосновав несоответствие таких цен рыночным и, как следствие, завышение соответствующих расходов».

(дело № А54-6733/2015)

Суды сочли необоснованными доначисления на основании устных пояснений физлица

ООО «К» (продавец) реализовало транспортное средство ООО «А» за 448,4 тысяч рублей.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО «К» налог на прибыль, НДС, пени и штраф, получив извне информацию о реализации автомобиля по более высокой цене. Директор контрагента пояснил, что ничего о деятельности ООО «А» не знает, руководителем не является, о приобретении транспортного средства информацией не располагает. Автомобиль снят с учета и зарегистрирован за физлицом Б. на основании договора купли-продажи. В ходе допроса Б. пояснил, что приобрел автомобиль стоимостью 2,2 млн рублей для коммерческой деятельности, оплатил наличными. Инспекция пересчитала налоговые обязательства ООО «К» исходя из указанной суммы.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что компания продала автомобиль физлицу Г. (представлен договор купли-продажи) посредством оказания услуг физлицом С., от которого поступила истцу оплата за автомобиль. Между С. и Г. обязательства погашены взаимозачетом.

Суды (постановление кассации Ф07-10648/2016 от 23.11.2016) отклонили доводы Б., что автомобиль был приобретен Г. по его заказу по доверенности, поскольку доверенность и документы, подтверждающие передачу денежных средств, не представлены. Также отсутствуют другие доказательства, подтверждающие факт реализации автомобиля Б., за исключением слов последнего.

(дело № А21-8008/2015)

Суды против нескольких штрафов за несвоевременное представление одних и тех же бумаг

ИФНС направила компании три требования о представлении документов. Компания сопроводительными письмами представила 56630 документов, в том числе, частично с нарушением установленного срока, в связи с чем инспекция привлекла компанию к ответственности по статье 126 НК за несвоевременное представление 27461 документа в сумме 5,5 млн рублей (причем, некоторые документы в упомянутом общем количестве присутствуют неоднократно).

Суды трех инстанций установили, что налоговики, не получив документы по первому требованию, на следующий день после истечения срока их представления вынесли следующее требование, содержащее практически тот же перечень документов. Аналогичным образом практически одновременно с истечением срока по второму требованию выносится третье требование и составляется акт с вынесением решения о привлечении к ответственности. Таким образом, до вынесения решения штраф за несвоевременное представление части документов был уже начислен два раза. Это противоречит основному принципу налогового законодательства — запрету на многократное привлечение к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

Большая часть непредставленных документов, являющихся регистрами налогового и бухгалтерского учета и аналитическими справками, была представлена ранее или в силу специфики деятельности налогоплательщика (оптовая торговля) не велись, то есть обязанность по их представлению отсутствует.

Суды (постановление кассации Ф05-17050/2016 от 14.11.2016) обратили внимание, что срок представления документов был нарушен не более чем на 10 рабочих дней. Более того, в решении налоговой нет эпизодов, связанных с нарушением правил учета доходов и расходов, отсутствием первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского или налогового учета. В решении кассации указано: «вменяемое налогоплательщику непредставление документов по требованию … не повлекло каких-либо негативных последствий в виде затруднений при осуществлении мероприятий налогового контроля, не сказалось на их своевременности и полноте, не являлось существенным и значимым для налогового органа». Суды отменили решение инспекции.

(дело № А40-192074/2015)

На момент сдачи в аренду первоначальная стоимость помещения может не быть сформирована

Компания занималась строительством многофункционального комплекса площадью более 16 тысяч квадратных метров, в состав которого входили офисы, гостиница, спортивно-оздоровительный комплекс, магазин, конференц-зал, кафе.

По результатам камеральной проверки ИФНС указала на занижение налога на имущество, доначислила налог, пени и штраф. Инспекция установила, что первый договор аренды помещения в здании комплекса был заключен 15 декабря 2013 года, и решила, что налог на имущество должен быть уплачен за весь 2014 год.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что обязанность по уплате налога на имущество возникает с момента начала использования имущества в деятельности, а в 2014 году комплекс в полном объеме для получения доходов в аренду не сдавался. В договоре с каждым арендатором предусматривались работы по внутренней отделке, дооборудованию и разводке инженерных систем, соответствующих требованиям арендатора. То есть в 2014 году комплекс доводился до состояния готовности в соответствии с заявленными целями, без завершения которых его первоначальная стоимость не была сформирована. В течение 2014 года в аренду были сданы лишь его отдельные помещения в незначительной доле (от 8,1% в начале 2014 года до 10,3% в конце года).

В решении кассации (Ф05-8421/2016 от 16.11.2016) указано: «с учетом специфического характера объекта его ввод в эксплуатацию и сдача в аренду незначительной части помещений с условием провести в них дополнительные строительно-ремонтные работы, объект не может быть признан объектом основных средств, а его остаточная стоимость определена по состоянию на 2014 год».

(дело № А40-26076/2016)

ВС: потенциальный доход при ПСН не умножается на количество объектов, сдаваемых в аренду

Предпринимателю на праве собственности принадлежали три нежилых помещения 1575, 533 и 525 кв. метров. Он представил в инспекцию заявление на получение патента на 2015 год в отношении сдачи в аренду этого имущества.

ИФНС выдала предпринимателю патент с расчетом потенциального возможного годового дохода 17,205 млн рублей. Это 5 млн рублей * 3 (количество помещений) * 1,147 (коэффициент-дефлятор), где 5 млн - потенциально возможный годовой доход, установленный субъектом РФ по сдаче в аренду имущества площадью свыше 500 кв. метров. Налог составил 1032 тысяч рублей.

ИП посчитал, что инспекция завысила потенциально возможный доход. По мнению предпринимателя, этот показатель не может превышать 11,47 млн рублей: 1 млн рублей * 10 * 1,147, где 10 - максимальное увеличение, которое разрешено субъектам РФ по данному виду деятельности, а 1 млн - максимально допустимый по НК потенциальный доход без учета увеличения со стороны субъекта РФ.

Суды двух инстанций признали расчет налога, сделанный ИФНС, правомерным.

Окружной арбитражный суд отменил решение судов, указав на пункт 7 статьи 346.43 НК, устанавливающий потолок потенциального дохода в 1 млн рублей. Этот показатель может быть увеличен субъектами Федерации по данному виду деятельности (сдача в аренду) не более, чем в 10 раз (подпункт 4 пункта 8 статьи 346.43 НК). Однако это увеличение применительно к видам деятельности, а не количеству объектов, на которых ведется соответствующая деятельность. То есть размер годового дохода предпринимателя не может превышать 10 млн рублей, скорректированных на коэффициент-дефлятор.

В регионе, где находится налогоплательщик, размер потенциально возможного дохода по сдаче внаем имущества составляет 5 млн рублей. Суды сочли неправомерным применение инспекцией этой цифры к каждому помещению по отдельности и указали, что максимальный доход предпринимателя ограничен 10 млн рублей, скорректированными на коэффициент-дефлятор.

Судья ВС (302-КГ16-15053 от 16.11.2016) оставил в силе решение окружного суда и отказал инспекции в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А10-6042/2015)

Выставление счета-фактуры и подача декларации по НДС не дает права на вычет при УСН

В январе 2015 года компания представила декларацию по НДС за 4 квартал 2014 года, поскольку выставляла счета-фактуры с НДС. Фирма исчислила налог и заявила вычеты, сумма налога нарисовалась к возмещению. В июне 2015 года компания опять сдала декларацию по УСН за 2014 год.

По результатам камеральной проверки декларации по НДС налоговая отказала в вычетах, доначислила налог, пени и штраф, указав на применение УСН, которая не предусматривает обязанности по уплате НДС.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на пункт 5 статьи 346.13 НК - налогоплательщик обязан сообщить о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного периода.

Суды установили, что истец право на применение УСН не утрачивал, сообщений в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения не направлял.

Согласно пункту 5 статьи 173 НК сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от уплаты налога.

В решении кассации (Ф06-14169/2016 от 23.11.2016) указано: «возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов».

(дело № А65-30262/2015)

Суды против учета в доходе арендодателя на УСН (6%) перевыставляемой «коммуналки»

Предприниматель применял УСН с объектом налогообложения «доходы» и занимался сдачей имущества в аренду. Стоимость коммунальных и прочих эксплуатационных услуг не включались им в доход (налог с них не уплачивался).

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила УСН, пени и штраф, указав на объект налогообложения, применяемый предпринимателем, - «доходы». По мнению инспекции, стоимость комуслуг является экономической выгодой арендодателя, в том числе и потому, что собственником являлся именно арендодатель. Поставщикам ИП оплачивал услуги по счетам-фактурам, выставленным в его адрес, от своего имени.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что передача бремени содержания имущества от собственника арендатору происходит в силу закона, если договором не установлено иное.

Суды проанализировали договоры аренды и установили, что бремя содержания принадлежащего предпринимателю имущества передано арендаторам в силу закона (часть 2 статьи 616 ГК) и договоров аренды. Во всех договорах установлено условие о том, что арендная плата состоит из одной постоянной части, представляющей собой плату за пользование нежилыми помещениями. Коммунальные услуги в арендную плату не входят и оплачиваются арендаторами самостоятельно. При этом перечисление арендаторами предпринимателю (как посреднику) стоимости коммунальных услуг фактически является поступлениями от принципала агенту. Оплачивая счета, предприниматель не рассчитывал на получение дохода от разницы покупки и продажи коммунальных услуг, которая отсутствует, указали суды (постановление кассации Ф04-5241/2016 от 23.11.2016).

(дело № А27-26460/2015)

Задержки перечислений НДФЛ при наличии денег исключают смягчающие обстоятельства

По результатам выездной проверки ИФНС установила несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет на протяжении 2013-1015 годов и привлекла компанию к ответственности по статье 123 НК в виде штрафа в размере 29,1 млн рублей.

Компания намеревалась оспорить решение в суде с целью снизить штраф в 10 раз, ссылаясь на наличие смягчающих обстоятельств: тяжелое финансовое положение и отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований. При наличии обязанности по уплате НДФЛ компания регулярно делала другие перечисления: по кредитным договорам, контрагентам, в том числе авансы. Суды учли, что по результатам проведенных ранее выездных и камеральных проверок компания привлекалась к ответственности. При этом по ходатайству налогоплательщика суды при вынесении решений учитывали смягчающие обстоятельства и снижали размеры штрафов. Теперь, по мнению судов, поведение налогоплательщика свидетельствует о самонадеянном отношении к возможности снижения налоговых санкций в судебном порядке.

В решении кассации (Ф05-18089/2016 от 23.11.2016) указано: «поведение налогоплательщика относительно выполнения своих обязанностей как налогоплательщика не позволяют применить к нему нормы статьи Налогового кодекса РФ о снижении суммы штрафа».

(дело № А41-14818/2016)

ВС: компенсации за разъездную работу взносами не облагаются и без подтверждения расходов

На основании локального нормативного акта (приказа) в компании была установлена обязанность работодателя выплачивать компенсацию за разъездной характер работы в рейсе (2000 рублей за каждую рабочую смену). Согласно трудовым договорам работодатель на основании статьи 168.1 ТК также обязан выплачивать компенсации (взамен суточных) при разъездном характере работы за каждые сутки пребывания в рейсе.

По результатам выездной проверки ПФ доначислил компании на эти суммы страховые взносы, пени и штраф. Фонд указал, что эти расходы не входят в перечень выплат, определенных в статье 9 федерального закона 212-ФЗ. По мнению фонда, эти выплаты не облагаются взносами только в случае документального подтверждения произведенных работником расходов.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, указав, что спорные выплаты исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных с выполнением работы, произведенных с разрешения или ведома работодателя, поэтому доходом работника не являются. Более того, данные выплаты не зависят от трудового результата, а зависят от количества фактически проведенного времени вне места жительства.

Факты выплат подтвержден путевыми листами, ведомостями начисления компенсационных выплат и другими документами. Фактов необоснованной выплаты компенсаций фондом не выявлено.

Судья ВС (304-КГ16-14616 от 11.11.2016) отказал фонду в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А03-16738/2015)

После «закрытия» ИП физлицами, оказывающими услуги фирме, она должна платить взносы

Компания заключила договоры на организацию перевозок автомобильным транспортом с тремя предпринимателями. В период действия договоров контрагенты прекратили деятельность в качестве ИП, но как физлица продолжали оказывать компании услуги по перевозке грузов.

По результатам выездной проверки компании ПФ доначислил страховые взносы, пени и штраф, указав, что с момента снятия предпринимателей с учета именно компания должна уплачивать за них взносы на основании статьи 8 федерального закона 212-ФЗ.

Компания оспорила решение в суде, полагая, что предприниматели самостоятельно приняли решение о заключении договора и утрате статуса ИП. То есть деятельность физлиц должна быть признана предпринимательской, и с них могут быть взысканы взносы даже при отсутствии госрегистрации в качестве ИП.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, указав на статью 14 федерального закона 212-ФЗ – предприниматели уплачивают взносы начиная с момента госрегистрации и до момента исключения из ЕГРИП. В период после прекращения деятельности и до новой регистрации в качестве ИП страховые взносы должна уплачивать компания, заключившая с физлицами гражданско-правовые договоры.

Судья ВС (309-КГ16-14620 от 11.11.2016) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А60-59230/2015, № А60-1126/2016)

Пенсионный возраст и инвалидность не дают ИП права не платить взносы в ПФ за себя

Предприниматель был зарегистрирован с 1995 года в ЕГРИП. В 2012-2015 годах он не уплачивал страховые взносы, что явилось основанием для выставления требований о взыскании задолженности, пени и штрафа. Задолженность не была погашена в добровольном порядке.

Предприниматель оспорил решение фонда в суде, ссылаясь на обстоятельства, которые не позволили своевременно прекратить свою госрегистрацию в качестве ИП – возраст (77 лет), плохое состояние здоровья, а также на отсутствие деятельности. Он пояснил, что его деятельность прекращена из-за наводнения и смыва плодородного слоя.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, разъяснив, что обязанность по уплате взносов в виде фиксированного платежа возникает с момента приобретения статуса ИП и не связана с фактическим ведением деятельности и получением доходов.

Суды отклонили довод истца о том, что он должен быть освобожден от уплаты взносов в силу возраста (77 лет), инвалидности второй группы, наличия у него статуса несовершеннолетнего узника фашистских лагерей, гетто и других мер принудительного содержания.

Суды (постановление кассации Ф08-8559/2016 от 22.11.2016) пояснили, что для удовлетворения требований истец должен доказать обстоятельства, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности. Перечисленные предпринимателем обстоятельства не являются исключительными (экстраординарными) и не подтверждают невозможность своевременного обращения с таким заявлением.

(дело № А32-878/2016)

ФНС России подготовлен третий за год обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов

В обзоре рассматривается судебная практика по вопросам:

оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, оспаривания иных решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В обзоре содержатся, в частности, следующие выводы:

  • неисполнение юридическим лицом обязанности по уведомлению уполномоченного государственного органа о начале реорганизации в форме преобразования служит основанием для оставления без удовлетворения требований, направленных на оспаривание решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации;
  • принятие участниками юридического лица решения о ликвидации является таким действием по распоряжению принадлежащим участникам имуществом в виде доли в ООО, которое не только приведет к снижению стоимости такого имущества как доля в обществе, но и к прекращению его дальнейшего существования, в связи с чем суд кассационной инстанции признал ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что регистрирующему органу не было запрещено осуществлять регистрационные действия, направленные на ликвидацию общества;
  • суды признали обоснованным решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, поскольку представленное для государственной регистрации уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003 было заполнено с нарушением пунктов 4.7.6, 4.7.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, принимая во внимание тот факт, что представление в регистрирующий орган ненадлежащим образом оформленного уведомления расценивается как его непредставление.

(Письмо ФНС России от 10.10.2016 N ГД-4-14/19159@ «О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2016)»)

Прочее

ФНС России даны рекомендации, касающиеся формы принятия решения о проведении налогового мониторинга

Решение о проведении налогового мониторинга в отношении организаций, представивших заявления о проведении налогового мониторинга за 2017 год, принимается по форме, утвержденной приказом ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@.

При принятии решений о проведении налогового мониторинга за 2017 год в отношении организаций, находящихся на налоговом мониторинге, рекомендуется в решении налогового органа указать реквизиты ранее принятого им решения о проведении налогового мониторинга, а также отразить факт отсутствия заявления организации об отказе в его проведении (в письме приведена форма такого решения).

(Письмо ФНС России от 05.10.2016 N ЕД-4-15/18784@ «О принятии решения о проведении налогового мониторинга»)

ФНС России сообщила о требованиях к реквизитам на кассовом чеке при осуществлении расчетов авансом

В настоящее время разработан проект приказа ФНС России «Об утверждении форматов фискальных документов, сроках хранения реквизитов фискальных документов, дополнительных реквизитах фискальных документов, дополнительных требованиях к порядку формирования и обработки фискальных данных», которым предусмотрены признаки способа расчета, такие как аванс/предоплата.

С учетом изложенного в случае осуществления расчетов авансом необходимо использовать ККТ и выдавать кассовый чек с соответствующим признаком способа расчета, а после конечного расчета, совершенного с использованием ранее внесенной оплаты, выдавать кассовый чек с формой расчета «зачет аванса».

(Письмо ФНС России от 11.11.2016 N АС-4-20/21345@)

Услуги по поиску офисного помещения, оказанные российской организацией иностранному контрагенту, облагаются НДС

Российская организация оказывает иностранной организации, которая не состоит на налоговом учете в РФ, услуги по поиску офисного помещения и ряд связанных с этим вспомогательных услуг (переговоры с арендодателями офисных помещений и консультационные услуги при заключении договора аренды). Облагаются ли такие услуги налогом на добавленную стоимость? Да, облагаются, считают специалисты Минфина России.

Как известно, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ. При этом место реализации работ или услуг определяется в соответствии с положениями статьи 148 НК РФ.

Что касается услуг по поиску офиса, то к ним, как считают чиновники, применимы положения подпункта 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ. В нем сказано, что местом реализации услуг признается территория Российской Федерации в случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории РФ.

На этом основании в Минфине полагают, что территория Российской Федерации признается местом реализации услуг по поиску офисных помещений, оказываемых российской организацией иностранному контрагенту. А значит, такие услуги облагаются НДС в общем порядке по ставке 18 процентов.

В отношении вспомогательных услуг разъяснения следующие. Из пункта 3 статьи 148 НК РФ следует, что местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг). То есть в рассматриваемом случае местом оказания вспомогательных услуг будет также территория РФ. Таким образом, и эти услуги будут облагаться НДС по ставке 18 процентов.

(Письмо Минфина России от 17.11.16 № 03-07-08/67658)

Налоговый агент может заявить вычет НДС только в том периоде, когда у него возникло право на вычет

Положения пункта 1.1 статьи 172 НК РФ, в соответствии с которыми налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость можно заявить в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров, не распространяются на налоговых агентов по НДС. Такие налогоплательщики заявляют вычет в том налоговом периоде, в котором были соблюдены условия, установленные статьями 171 и 172 НК РФ.

Как известно, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ. Об этом сказано в пункте 2 статьи 171 НК РФ. При этом указанный вычет можно заявить в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или товаров, ввезенных им на территорию РФ (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

В Минфине отмечают, что Налоговый кодекс не содержит положений, которые позволяли бы заявлять в течение трех лет иные виды вычетов по НДС. Поэтому НДС, уплаченный налоговым агентом, можно принять к вычету только в том периоде, в котором были соблюдены условия, установленные статьями 171 и 172 НК РФ.

Ранее Минфин разъяснял, что право на вычет НДС у налогового агента появляется в том периоде, когда налог перечислен в бюджет, при условии, что приобретенные работы (услуги) приняты к учету

(Письмо Минфина России от 17.11.16 № 03-07-08/67622)

Разъяснен порядок составления таможенным органом счетов-фактур при выдаче акцизных марок организациям, осуществляющим ввоз алкогольной продукции

Не позднее пяти дней со дня выдачи акцизных марок таможенный орган оформляет счет-фактуру в двух экземплярах. Один экземпляр счета-фактуры направляется организации, а другой экземпляр хранится в таможенном органе.

Поскольку изготовление и реализация акцизных марок осуществляется АО «Гознак», сообщается порядок перевыставления таможенным органом счетов-фактур, полученных от АО «Гознак».

В строках 1, 2, 2а, 2б, 3 счета-фактуры указываются показатели, аналогичные показателям, указанным в счетах-фактурах, выставленных АО «Гознак» таможенному органу.

Остальные показатели отражаются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137.

(Письмо ФНС России от 29.11.2016 N СД-4-3/22678@ «О порядке составления таможенными органами счетов-фактур при выдаче акцизных марок»)

О правомерности отнесения на расходы затрат по выплате процентов по банковскому кредиту

При определении налогооблагаемой прибыли налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) им, за исключением некоторых расходов, указанных в НК РФ.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Согласно НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, включая банковский кредит.

При этом не учитываются при налогообложении прибыли расходы в виде процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложения в соответствии с НК РФ.

Таким образом, если деловой целью АО для привлечения кредита от независимого банка являются инвестиции, направленные на получение дохода, проценты за пользование банковским кредитом могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

(Письмо ФНС России от 21 ноября 2016 г. № СД-4-3/21989 «О рассмотрении обращения»)

В связи с определением кодов бытовых услуг рекомендовано внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления и обеспечить вступление их в силу с 1 января 2017 года

С 1 января 2017 года вступает в силу Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р, которым утверждены коды видов деятельности и услуг, относящихся к бытовым услугам для целей налогообложения.

Коды определены в связи с переходом на новые общероссийские классификаторы и подлежат применению при установлении льготной налоговой ставки 0 процентов по УСН, ЕНВД и ПСН.

Обращено внимание на то, что законы и иные нормативные правовые акты о налогах, соответствующие указанным актам и официально опубликованные после 31 декабря 2016 года, могут иметь обратную силу и применяться с 1 января 2017 года, если прямо предусматривают это.

(Информационное сообщение Минфина России «О кодах услуг, относящихся к бытовым услугам в целях применения НК РФ с 1 января 2017 года»)

В отношении услуг по бурению и обустройству скважин на воду для населения может применяться ПСН

Разъяснения касаются перечня видов предпринимательской деятельности, предусмотренного пп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ (в редакции, действующей до 1 января 2017 года).

Отмечено, что в соответствии с ОКУН ОК 002-93 данные услуги отнесены к бытовым услугам населению (код ОКУН 016217).

Следовательно, если услуги по бурению и обустройству скважин на воду для населения законом субъекта РФ включены в дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, то ИП вправе применять патентную систему налогообложения.

(Письмо ФНС России от 30.11.2016 N СД-4-3/22787@ «О направлении письма Минфина России от 18.11.2016 N 03-11-09/67810»)

Как учесть расходы, если ценные бумаги приобретены при УСН, а проданы при общем режиме

Минфин указал, что доходы налогоплательщика от реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги. Расходы при этой операции определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение) и затрат на ее реализацию (пункты 2 и 3 статьи 280 НК).

На основании подпункта 7 пункта 7 статьи 272 НК по расходам, связанным с приобретением ценных бумаг, включая их стоимость, датой осуществления внереализационных и прочих расходов в общем случае признается дата реализации или иного выбытия ценных бумаг.

На основании подпункта 23 пункта 1 статьи 346.16 и подпункта 2 пункта 2 статьи 346.17 НК налогоплательщик на УСН учитывает расходы по приобретению ценных бумаг в составе расходов при их реализации.

Таким образом, налоговая база по операциям с ценными бумагами в целях налогообложения прибыли определяется при их реализации (погашении) или ином выбытии. При этом следует учитывать, что суммы, отраженные в составе расходов, не подлежат повторному включению в состав расходов. В этой связи суммы расходов, момент признания которых приходился на период применения УСН, для целей налогообложения прибыли не учитываются.

Поскольку в период применения УСН расходы по приобретению ценных бумаг не подлежали включению в налоговую базу, указанные расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на дату реализации ценных бумаг в порядке, установленном вышеуказанными пунктами статей 272 и 280 НК.

(Письмо Минфина России от 14.11.16 № 03-03-06/1/66457)

Сотрудник органов внутренних дел, получивший единовременную социальную выплату для приобретения жилья, вправе претендовать на имущественный налоговый вычет, но только по расходам, осуществленным за счет собственных средств

Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ, не применяется в случаях, если оплата расходов налогоплательщика на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них производится, в частности, из средств бюджетной системы РФ.

В этой связи сотрудник органов внутренних дел, получивший единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных расходов, не превышающем 2 000 000 рублей, уменьшенных на сумму денежных средств, полученных из федерального бюджета в виде единовременной социальной выплаты.

(Письмо ФНС России от 18.11.2016 N БС-4-11/21918 «Об имущественном налоговом вычете»)

Минфин России разъяснил порядок предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Инвестиционный налоговый вычет в размере положительного финансового результата, полученного от реализации (погашения) ценных бумаг, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 219.1 НК РФ, предоставляется налогоплательщику при исчислении и удержании НДФЛ налоговым агентом или при представлении налоговой декларации. Разъяснено следующее:

  • в случае получения в течение налогового периода заявления налогоплательщика о предоставлении ему инвестиционного налогового вычета исчисление суммы налога при выводе денежных средств производится налоговым агентом с учетом указанного налогового вычета при соблюдении условий, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 219.1 НК РФ;
  • если заявление налогоплательщика о предоставлении инвестиционного налогового вычета поступило налоговому агенту после окончания налогового периода, такой вычет предоставляется налоговым агентом в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком за весь завершившийся налоговый период.

(Письмо Минфина России от 17.11.2016 N 03-04-06/67741)


Вернуться в начало