Мониторинг изменений за период 29.02.16 - 06.03.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

С 1 апреля 2016 года повышаются ставки акциза на бензин

Согласно поправкам в статью 193 НК РФ ставка акциза:

  • автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, повысится с 10500 до 13100 рублей за 1 тонну, бензин 5 класса - с 7530 до 10130 рублей за 1 тонну;
  • дизельное топливо повысится с 4150 до 5293 рублей за 1 тонну.

Также повысится ставка акциза на прямогонный бензин и средние дистилляты.

(Федеральный закон от 29.02.2016 N 34-ФЗ "О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Установлен размер госпошлины при подаче заявления о выдаче судебного приказа

Размер госпошлины в этом случае составит 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера.

Также установлен порядок зачета при обращении в суд государственной пошлины, ранее уплаченной при подаче заявления о выдаче судебного приказа.

(Федеральный закон от 02.03.2016 N 48-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Обновлена форма налоговой декларации по ЕСХН

Так, в частности, на титульном листе налоговой декларации исключено поле для проставления печати (в связи с отменой обязанности организаций иметь печать).

В новой редакции изложен раздел 1 декларации "Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика", а также раздел 2 "Расчет единого сельскохозяйственного налога".

Одновременно вносятся поправки в порядок заполнения налоговой декларации (изменения коснулись, в частности, порядка указания применяемой налогоплательщиком ставки налога по ЕСХН).

Обновлен формат представления налоговой декларации в электронном виде.

(Приказ ФНС России от 01.02.2016 N ММВ-7-3/@ "О внесении изменений в приложения к Приказу ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/384@", зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2016 N 41224)

Утвержден "электронный" формат заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом РФ

Форма заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации) утверждена приказом ФНС России от 23.12.2015 N ММВ-7-17/595@.

В случае направления данного заявления в электронной форме организациям рекомендовано использовать утвержденный данным приказом формат, описывающий требования к XML файлам передачи данных (версия 5.01 часть DXLII).

(Приказ ФНС России от 29.02.2016 N ММВ-7-6/105@ "Об утверждении Рекомендуемого формата представления в электронной форме заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации)")

С отчетности за 2015 год применяются новые форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений

Новые форматы учитывают изменения, внесенные в формы отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденные Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

Признан утратившим силу приказ ФНС России от 27.03.2015 N ММВ-7-6/126@ "Об утверждении форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в электронной форме".

(Приказ ФНС России от 01.03.2016 N ММВ-7-6/109@ "Об утверждении форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в электронной форме")

Отчетность кредитных организаций дополнена новыми формами

Согласно изменениям в Указание Банка России "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности:":

  • вводятся новые формы отчетов, такие в частности, как: ф. 0409025 (для представления сведений об акционерах/участниках, голосовавших за распределение прибыли, что привело к несоблюдению надбавки к нормативам достаточности), ф. 0409714 (для представления информации о требованиях и обязательствах, связанных с осуществлением профдеятельности на рынке ценных бумаг), ф. 0409715 (отчет о прекращении обязательств, связанных с профдеятельностью на рынке ценных бумаг);
  • изложены в новой редакции формы отчетности, в том числе: ф. 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях", ф. 0409708 "Сведения о работниках кредитной организации, осуществляющих функции, непосредственно связанные с осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:";
  • корректированы отдельные формы отчетности и изменены сроки (периодичность) их представления (например, с квартальной на месячную изменена периодичность представления ф. 0409706 "Сведения об объемах внебиржевых сделок").

В настоящее документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 26.02.2016 N 3968-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации")


Вернуться в начало


Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Для применения с 1 квартала 2016 года подготовлена обновленная форма 4-ФСС

В форму отчета (форма 4-ФСС) и порядок его заполнения внесен ряд поправок.

Изменения внесены в титульный лист, таблицы 2, 3, 5 раздела I, а также таблицу 6 раздела 2 расчета.

Так, например, на титульном листе добавлено поле "район", и исключены поля "работающих инвалидов" и "работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами". Данные поля теперь находятся перед таблицей 6 раздела 2 (данная таблица изложена в новой редакции и скорректированы требования по ее заполнению).

При этом установлено, что в указанных полях отражается списочная численность работающих инвалидов, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, рассчитанная в соответствии с формами федерального статистического наблюдения и указаниями по их заполнению на отчетную дату.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

(Приказ ФСС РФ от 25.02.2016 N 54 "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 59 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения")

Обновлена процедура установления ПФ РФ страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Административным регламентом определены, в частности:

  • круг заявителей в рамках соответствующей государственной услуги;
  • требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
  • результат предоставления государственной услуги (в том числе, назначение пенсии, отказ в ее назначении, перевод с одной пенсии на другую либо отказ в таком переводе, перерасчет размера пенсии);
  • срок предоставления государственной услуги;
  • состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;
  • формы контроля за предоставлением государственной услуги.

В приложениях приведены формы необходимых документов (в том числе заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), заявления о перерасчете размера пенсии и др.), блок-схема оказания государственной услуги.

Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 157н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению".

(Приказ Минтруда России от 19.01.2016 N 14н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению", зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 4113)


Вернуться в начало


Законопроекты

Совет Федерации одобрил закон с поправками в порядок обязательного социального страхования.

Одобренный законопроект № 922482-6 содержит изменения в статьи 48 и 13 Федерального закона № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Так, в частности, вводится дополнительное основание для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством непосредственно в территориальном органе ФСС. Таким основанием станет процедура банкротства работодателя.

Кроме того, закон отменяет необходимость представления отчетности в ФСС для ИП, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию. Таким образом, законом будет упразднена форма 4а-ФСС.

Депутаты в 1 чтении проголосовали за повсеместное введение "инновационных" ККТ

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 968690-6 о внесении изменений в федеральный закон № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", КоАП и отдельные законодательные акты РФ.

Изменится наименование закона 54-ФЗ - слова "платежных карт" заменят на "электронных средств платежа".

Предусматривается поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию в адрес налоговых органов в электронном виде в режиме онлайн. Требования вступят в силу в отношении вновь регистрируемой ККТ – с 1 января 2017 года, в отношении применяемой в настоящее время ККТ – с 1 июля 2017 года, а в отношении лиц, которые в настоящее время не обязаны применять ККТ (но будут обязаны это делать после принятия новшеств), – с 1 января 2018 года.

Законопроектом предусматривается:

  • формирование кассового чека не только в бумажном, но и в электронном виде (с 1 января 2018 года – только в электронном виде, за исключением установленных законопроектом случаев);
  • возможность при проведении расчётов в интернете направлять покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчётности) в электронном виде, а по требованию покупателя (клиента) – в бумажном виде.

При этом сохраняется действующий порядок применения ККТ на территориях, характеризующихся отсутствием связи.

Согласно тексту внесенного законопроекта ККТ - это ЭВМ, иные компьютерные устройства и их комплексы. Таким образом, определение ККТ не будет включать такое понятие как "контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью" (как сейчас). В определении ККТ прописывается наличие функции передачи данных в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Вводится понятие "кабинета ККТ" на сайте ФНС (видимо, по аналогии с кабинетом налогоплательщика).

Появится определение кассового чека - таковым будет считаться первичный учетный документ в бумажном или электронном виде, сформированный с применением ККТ в момент расчета. Бланком строгой отчетности также будет являться первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, заполненный вручную либо с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета за услуги (расчет за товары не упоминается), в бумажном или электронном виде. Сведения о расчетах, содержащиеся в БСО, также надо будет направлять в налоговую через оператора. Законопроект содержит множество других новаций, связанных с онлайн передачей данных.

Штрафы за неприменение ККТ привяжут к сумме неучтенных (полученных без ККТ) денежных средств. Штраф для граждан составит от 3/4 до 1 размера суммы расчетов без ККТ, но не менее 1500 рублей; для должностных лиц - от 3/4 до 1 размера суммы расчетов без ККТ, но не менее 10 тысяч рублей; для юрлиц - от 3/4 до 1 размера суммы расчетов без ККТ, но не менее 30 тысяч (субъекты правонарушения такие же, как и по действующей редакции статьи 14.5 КоАП).

За применение ККТ, не соответствующей новым требованиям, штрафы составят: для граждан 1,5 тысячи рублей, для должностных лиц - 2 тысячи, для юрлиц - 7 тысяч. Альтернатива для всех - предупреждение. Введут также штрафы за ненаправление электронного чека клиенту (которые тоже смогут заменяться предупреждением).


Вернуться в начало


Судебная практика

При выездной проверке налоговики не вправе уносить документы без оформления выемки

В рамках выездной проверки, проводимой на территории предпринимателя, ИФНС истребовала документы. По реестрам и сопроводительным письмам ИП передал ряд документов в виде копий или подлинников (путевые листы, товарно-транспортные накладные, ведомости по начислению зарплаты, платежные ведомости на выдачу зарплаты, табели учета рабочего времени), часть из которых была возвращена предпринимателю. Но часть документов в количестве 119 штук на 210 листах налоговики вынесли с территории предпринимателя после окончания проверки. Решение о выемке документов инспекцией не принималось.

Предприниматель обратился в суд, считая неправомерными действия инспекции по выносу с его территории и по удержанию оригиналов документов.

ИФНС пояснила, что предприниматель добровольно и самостоятельно передал оригиналы документов на проверку, а на требование инспекции о предоставлении их заверенных копий был получен отказ.

Суды трех инстанций признали действия инспекции незаконными, разъяснив, что она вправе вынести с территории налогоплательщика оригиналы только тех документов, которые получены на основании решения о выемке. В данном случае основания для выемки отсутствовали, следовательно, вынос оригиналов документов неправомерен. Суды пояснили, что инспекция могла изготовить копии документов и заверить их самостоятельно в присутствии ИП или его представителя на его же территории, чего сделано не было.

В решении кассации (Ф02-7552/2015 от 18.02.2016) указано: "необоснованный вынос подлинников документов, а также необоснованное их невозвращение предпринимателю лишает предпринимателя права пользоваться и распоряжаться ими и тем самым нарушает права и законные интересы предпринимателя".

(дело № А78-7499/2015)

Суды поверили, что деньги, прошедшие круг и обналиченные, получены директором от друзей

По результатам выездной налоговой проверки ООО "М" инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав формальными операции с ООО "Ф", "А", "Г" и "С". Инспекция установила, что указанные компании по юрадресам не располагаются, зарегистрированы по адресам массовой регистрации, налоговую и бухгалтерскую отчетность не сдают, налоги не уплачивают, имущества и штата сотрудников не имеют. Денежные средства, полученные от налогоплательщика, в тот же день перечислялись третьим лицам, что в итоге вело к их обналичиванию - денежные средства, перечисленные контрагентам, были возвращены директору налогоплательщика, который внес их в кассу компании в качестве финансовой помощи. К тому же, первичные документы от имени указанных фирм подписаны неустановленными лицами.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что факт отсутствия контрагента по юрадресу не свидетельствует о недобросовестности его и налогоплательщика. Доказательства непредставления фирмами отчетности в период взаимодействия с налогоплательщиком инспекция не представила. Доказательства того, что полученные от налогоплательщика средства не направлялись на текущие платежи (аренду, зарплату, транспортные расходы), также не свидетельствует о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Суды также отклонили довод о том, что перечисленные контрагентам денежные средства были возвращены директору, который внес их в кассу в качестве финансовой помощи. Фактов прямого возврата денежных средств, перечисленных контрагентам, обратно налогоплательщику, налоговым органом не установлено. Директор налогоплательщика пояснил, что денежные средства "давали друзья и знакомые".

Подписание документов от имени контрагентов неустановленными лицами не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной.

Суды (постановление кассации Ф06-5522/2016 от 17.02.2016) учли, что на момент на момент проведения спорных сделок контрагенты налогоплательщика состояли на налоговом учете в налоговом органе и в установленном законом порядке ликвидированы не были, доказательств аффилированности или взаимозависимости инспекция не представила.

(дело № А65-7584/2015)

Схема перечисления денег на зарплатные счета работников через контрагентов не прошла

В ходе выездной проверки ООО "Т" налоговая инспекция установила, что налогоплательщик перечислял денежные средства контрагентам 1-го звена за оказанные услуги (что учтено в расходах и налоговой базе по НДС). Контрагенты 1-го звена перечисляли денежные средства контрагентам второго и последующего звеньев, аффилированным с налогоплательщиком. Последние на основании реестров выдачи заработной платы регулярно перечисляли средства на зарплатные счета работников ООО "Т". В реестрах табельные номера совпадали с табельными номерами, под которыми работники числятся у налогоплательщика. При этом указанные работники состояли в трудовых отношениях только с ООО "Т". Инспекция доначислила в том числе НДФЛ, пени и штрафы.

Суды трех инстанций признали законным решение ИФНС, указав, что операции с контрагентами являются формальными, а выплаченные через контрагентов второго и последующего звеньев денежные средства - "серой" зарплатой, с которой налогоплательщик обязан перечислить НДФЛ.

Суды (постановление кассации Ф05-20328/2015 от 18.02.2016) учли, что фирмы, перечислявшие денежные средства в адрес работников налогоплательщика, реальной финансово-хозяйственной деятельности не вели, получали денежные средства только от взаимозависимых фирм.

(дело № А40-182409/2014)

Зачет переплаты по НДФЛ не может произойти автоматически - в отсутствие заявления

В 4 квартале 2009 года компания излишне перечислила НДФЛ в размере 1,8 млн рублей. В дальнейшем в течение 2010-2011 годов компания исчисляла, удерживала, но не перечисляла суммы НДФЛ в этом же размере, поскольку полагала, что уже уплатила эту сумму.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДФЛ, пени и штраф, указав, что излишне перечисленные налоговым агентом суммы НДФЛ не могут рассматриваться в качестве НДФЛ, поскольку в пункте 9 статьи 226 НК содержится прямой запрет на уплату налога за счет средств налогового агента. Заявление о зачете переплаты было подано только в ходе проверки, отказ по нему последовал 13 ноября 2013 года, а 28-го составлен акт проверки.

Суд первой инстанции согласился с выводами инспекции.

Апелляция отменила решение суда, указав, что приведенный запрет не означает наличие у налогового органа права отказаться от определения фактической обязанности налогового агента по результатам налоговой проверки с учетом "дебетового" сальдо расчетов с бюджетом.

Однако кассация все же признала решение инспекции законным, обратив внимание, что налогоплательщик обратился с заявлением о зачете по истечении трех лет не только с момента уплаты соответствующих сумм, но и по истечении трех лет с момента представления в налоговый орган сведений в порядке статьи 230 НК (справок по форме 2-НДФЛ за 2009 год). Обращение в суд также оказалось за пределами трехлетнего срока.

В решении кассации (Ф10-47/2016 от 10.02.2016) указано: "положения пунктов 5 и 7 ст.78 НК дают …возможность в любой момент в течение достаточно продолжительного времени – трех лет со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой право на зачет либо возврат излишне уплаченных сумм, обратиться с заявлением о зачете либо возврате таких платежей".

Суд не дал оценку доводу налоговиков о запрете уплаты НДФЛ за счет средств фирмы, но отметил, что "налоговый агент, будучи собственником соответствующих денежных средств, призван проявлять должную заботливость в отношении их использования на цели, для которых они предназначены, и, соответственно, может нести неблагоприятные последствия, связанные с отсутствием с его стороны надлежащей осмотрительности".

(дело № А64-2400/2014)

Ликвидация первого векселедержателя - не повод для включения задолженности в доходы

По условиям договора заказчик (ООО "С") обязался от своего имени за счет застройщика (ООО "В") организовать выполнение полного комплекса работ по строительству и вводу в эксплуатацию трех многоквартирных домов со встроенными помещениями малого бизнеса. Частично в счет оплаты выполненных работ застройщик в марте 2009 года передал 6 простых векселей.

В 2010 году ООО "С" было ликвидировано. По результатам выездной проверки ООО "В" налоговая включила кредиторскую задолженность перед ООО "С" в состав внереализационных доходов 2012 года, указав на истечение срока исковой давности. Инспекция доначислила налог на прибыль, пени и штраф.

Компания пояснила, что по выданным векселям определен срок для предъявления к погашению не ранее 1 декабря 2013 года, 1 декабря 2014 года, 1 декабря 2015 года, 1 декабря 2016 года и 1 декабря 2017 года, поэтому материальные претензии по этим векселям при незаявлении в установленный срок исковых требований считаются погашенными по истечении четырех лет со дня срока платежа векселей, то есть только с 2017 года. Если же считать вексельные обязательства недействительными, обязанность по отражению спорной кредиторской задолженности в доходах возникла у налогоплательщика в 2010 году, когда организация-кредитор была ликвидирована.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что данная задолженность не может рассматриваться как невозможная к взысканию, поскольку ликвидация первого векселедержателя - ООО "С" не означает прекращение вексельного обязательства. Поскольку векселя не были предъявлены налогоплательщику к платежу, срок давности по требованиям об их оплате не истек. ООО "С" могло передать векселя по индоссаменту любому другому лицу.

Суды (постановление кассации Ф07-1952/2015 от 19.02.2016) указали на пункты 34 и 77 Положения о векселе от 07.08.1937 № 104/1341, в соответствии с которыми простой вексель сроком по предъявлении оплачивается при его предъявлении. Он должен быть предъявлен к платежу в течение года со дня его составления. Векселедатель может установить, что простой вексель сроком по предъявлении не может быть предъявлен к платежу ранее определенной даты. В таком случае годичный срок для предъявления течет с этой даты.

Таким образом, сумму вексельного обязательства налогоплательщик должен будет учесть в составе внереализационных доходов начиная с 2017 года. Аналогичная позиция приведена в постановлении президиума ВАС от 08.06.2010 № 17462/09.

(дело № А05-4414/2015)

Суды разъяснили, когда нельзя учесть расходы на питание работников в виде шведского стола

Суды разъяснили, когда нельзя учесть расходы на питание работников в виде шведского стола

ООО "А" (заказчик) заключило с ООО "К" (поставщик) договор на доставку питания и организацию питания работников в столовой в форме шведского стола.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, НДС, пени и штраф, поскольку в коллективном и трудовых договорах отсутствует указание на организацию питания. Налоговая признала эти расходы не относящимися к производственной деятельности.

Суды первой инстанции и апелляция признали решение инспекции недействительным, а спорные расходы - связанными с обеспечением нормальных условий труда (пункт 7 статьи 264 НК).

Кассация отменила решение судов, указав, что квалификация расходов в соответствии со статьей 264 НК предполагает либо наличие в силу закона обязанности по несению этих расходов, либо их неразрывную связь с финансово-экономической деятельностью компании, либо возникновение по причине несения этих расходов права собственности на результат (например, при организации места питания у организации возникает право собственности на мебель и иные предметы, связанные с этим местом). Статьей 163 ТК предусмотрена обязанность работодателя обеспечить нормальные условия труда, к которым относятся: исправное состояние помещений, сооружений, техники и прочее. Для приема пищи компания организовала в помещении столовой место, оборудованное микроволновыми печами, холодильниками, кулерами и столами - именно этим обеспечила нормальные условия труда.

Кроме того, суд установил, что правилами внутреннего трудового распорядка предусмотрена организация работодателем доставки питания для сотрудников, которые самостоятельно должны уплачивать его стоимость в кассу поставщика питания. Таким образом, с учетом данных правил, спорные услуги оказывались непосредственно работникам, следовательно, компания была не вправе учитывать в расходах их стоимость.

Вместе с тем, суд (постановление кассации Ф07-2561/2016 от 25.02.2016) отменил решение инспекции в части доначисления НДС. Поскольку сам работодатель не является потребителем услуг общественного питания и передачи товаров, работ, услуг между исполнителями и компанией - заказчиком не происходит, то объекта обложения НДС в этой ситуации не возникает.

(дело № А44-3214/2015)

Суды разрешают учесть в расходах "суточные" в однодневных командировках

Компания выплачивала работникам и учитывала в расходах суточные в однодневных командировках на основании локальных нормативных актов.

По результатам выездной проверки ИФНС сочла эти расходы необоснованными и уменьшила убыток. По мнению инспекции, расходы на выплату суточных при однодневных командировках не должны учитываться в целях налогообложения прибыли, даже если выплата суточных предусмотрена локальным нормативным актом.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным.

Расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подпункт 12 пункта 1 статьи 264 НК). При направлении в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, проживанию, а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (статья 168 ТК). Порядок и размеры возмещения командировочных определяются колдоговором или локальным нормативным актом. При направлении работников в однодневную командировку суточные не выплачиваются.

Суды указали, что спорные выплаты не являются суточными, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя. При этом НК не устанавливает перечень первичных документов, подлежащих оформлению при совершении этой операции. В данном случае компания представила командировочные удостоверения, служебные задания с отметками о выполнении, авансовые отчеты. Суды (постановление кассации Ф10-47/2016 от 10.02.2016) сочли расходы обоснованными и документально подтвержденными.

(дело № А64-2400/2014)

Суд указал, при каком условии освобождается от налогов продажа зелени со своего огорода

По результатам выездной проверки физлица П. налоговая доначислила НДФЛ, НДС, пени и штрафы (на общую сумму 676 тысяч рублей), указав на получение дохода от предпринимательской деятельности. Инспекция установила поступление денежных средств на банковские счета П. от предпринимателя Б. с назначением платежа "оплата за продовольственный товар по договору" (в 2011 году - 1,2 млн рублей, в 2012 году - 1 млн рублей). Поступление денежных средств на счета носило систематический характер, между П. и ИП Б. был заключен договор поставки от 11 февраля 2009 года.

П. обратился в суд, поясняя, что выращивал зелень на продажу в теплицах рядом с домом.

Суды двух инстанций признали решение инспекции недействительным, указав, что доход получен от ведения личного подсобного хозяйства, и основания для доначисления налогов отсутствуют.

Однако кассация (Ф06-5520/2016 от 16.02.2016) не поверила в такую доходность подсобного хозяйства и направила дело на новое рассмотрение.

Действительно, в соответствии с пунктом 13 статьи 217 НК не подлежат налогообложению доходы, полученные от продажи продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах. Это освобождение действует при условии представления документа, выданного органом местного самоуправления и подтверждающего, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства.

В данном случае материалы дела указанного документа не содержат, следовательно, выводы судов об отсутствии объекта обложения НДФЛ и НДС нельзя признать обоснованными. Если истец при новом рассмотрении указанный документ не представит, от налогов ему не уйти.

(дело № А12-17958/2015)

Пропуск срока отказа от УСН, если она не применялась, не препятствует общему режиму

В ноябре 2011 года компания направила в ИФНС заявление о применении с 1 января 2012 года УСН, а в июле 2012 года - заявление об отказе от УСН.

В 2014 году компания представила в инспекцию уточненную налоговую декларацию за 2 квартал 2012 года с суммой НДС к возмещению. Учитывая, что заявление о возврате на общий режим компания не подавала, а "упрощенцы" плательщиками НДС не являются, инспекция отказала в вычетах, что привело к невозможности возмещения и доначислению НДС. С УСН нельзя переходить на иной режим налогообложения (общий), применяя вычеты НДС, до конца налогового периода (пункт 3 статьи 346.13 НК), указали налоговики.

Суд первой инстанции согласился с выводами инспекции, указав, что налогоплательщик вправе перейти на общий режим с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он переходит на ОСН. Заявление об отказе от УСН поступило 10 июля 2012 года, то есть за пределами установленного срока.

Апелляция отменила решение суда, указав, что фактически налогоплательщик не переходил на УСН и применял ОСН. Суд разъяснил, что добровольность перехода на УСН предполагает наличие права до начала ее применения изменить свое решение и остаться на общем режиме вне зависимости от причины. Таким образом, нарушение срока уведомления об отказе от УСН не является основанием для признания незаконным применения ОСН.

Кассация (Ф07-1839/2015 от 18.02.2016) согласилась с выводами апелляции, указав: "факт перехода на УСН должен подтверждаться ведением налогового учета в соответствии с требованиями статьи 346.24 НК РФ, а также уплатой налогов по УСН". В данном случае налоговую отчетность по УСН компания не представляла, налог по УСН не исчисляла, а представляла декларации и уплачивала налоги по общему режиму.

(дело № А26-1774/2015)

Суд "авансом" применил нормы об учете в расходах выплат при увольнении по соглашению

Компания заключила с работниками соглашения о прекращении трудовых отношений, которые предусматривали выплату увольняемым работникам выходных пособий, не установленных трудовыми договорами, колдоговором и ТК. Расходы на выплату пособия были учтены компанией при исчислении налога на прибыль.

По результатам выездной проверки за 2011 - 2012 годы ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, исключив из расходов компенсации при увольнении по соглашению сторон.

Суды первой инстанции и апелляция признали решение инспекции законным, указав, что ТК не предусмотрена выплата компенсации в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон. Закон обязывает выплатить увольняющемуся сотруднику денежную компенсацию только за неиспользованные отпуска (статья 127 ТК), а спорные компенсации не имеют производственной направленности.

Кассация (постановление АС Московского округа № Ф05-178/2016 от 17.02.2016) отменила решение судов, указав, что перечень расходов на оплату труда, предусмотренный статьей 255 НК, является открытым. Расходы по выплате компенсаций работникам, увольняемым по соглашению сторон, могут быть включены в расходы на оплату труда в соответствии с пункта 25 статьи 255 НК как другие виды расходов. Данный вывод, по мнению суда, также подтверждается фактом принятия федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ, которым с 1 января 2015 года внесены изменения в пункт 9 статьи 255 НК, в результате чего теперь к расходам на оплату труда относятся также и выходные пособия, предусмотренные в том числе соглашениями о расторжении трудового договора.

Ранее суды по делам А40-40945/2014 (ВС, АС Московского округа), А40-158301/2014 (ВС, АС Московского округа), А29-9206/2013 (АС Волго-Вятского округа) высказывали противоположную позицию - спорные выплаты производятся не в рамках трудовых отношений, поэтому не подлежат учету в расходах по оплате труда. Суды высказывали мнение о том, что в целях налогообложения перечень выплат в пользу работников ограничен.

(А40-94960/2015)

Компенсация расходов на медосмотр перед трудоустройством не облагается взносами

Компания компенсировала работникам расходы по оплате медицинского осмотра при приеме на работу и не включила данные выплаты в базу для обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

По результатам выездной проверки ПФ доначислил взносы, пени и штраф, указав, что работники приняты на работу в качестве продавцов-консультантов, тогда как данная профессия не включена в перечень подлежащих обязательному медосмотру и не связана с вредными и опасными производственными факторами.

Суды трех инстанций признали решение фонда недействительным, установив, что работа указанных продавцов-консультантов связана с движением транспортных средств, в силу чего медосмотры необходимы для определения пригодности работников для выполнения должностных обязанностей, связанных, в том числе, с управлением автомобилем.

Суды разъяснили, что обязанность оплачивать медосмотры за счет средств работодателя предусмотрена статьей 213 ТК в отношении работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта. Если такой работник оплатил медосмотр за счет собственных средств, то его стоимость должна быть возмещена работодателем и в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 закона 212-ФЗ не подлежит обложению взносами.

В решении кассации (Ф06-4898/2015 от 27.01.2016) указано: "выплата компенсации имела место при отсутствии трудовых отношений между обществом и физическими лицами, и соответственно, компенсация затрат на прохождение обязательного предварительного медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, так как не носит характера вознаграждения в рамках трудовых отношений, не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не является поощрительной или стимулирующей выплатой".

(дело № А65-11279/2015)


Вернуться в начало


Прочее

Соглашение об избежании двойного налогообложения с Китаем, ратифицированное Федеральным законом от 31.01.2016 N 6-ФЗ, пока не применяется

Для вступления в силу указанного соглашения российской стороне необходимо получить уведомление по дипломатическим каналам о выполнении КНР внутригосударственных процедур, предусмотренных национальным законодательством. Поскольку на сегодняшний день такого уведомления не получено, соглашение не применяется.

(Письмо ФНС России от 19.02.2016 N ОА-4-17/2773 "О вступлении в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения")

Заполнение книги покупок: что указывать в графе 15 при ввозе товаров

Минфин РФ уточнил порядок заполнения графы 15 книги покупок при ввозе товаров на территорию России. Ведомство напоминает, что в графе 15 "Стоимость покупок по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре (включая НДС) в валюте счета-фактуры" отражается стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в графе 9 по строке "Всего к оплате" счета-фактуры.

При этом отражение в графе 15 книги покупок сведений о стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, правилами не предусмотрено.

В тоже время в Минфине полагают, что в указанной графе можно отражать, в том числе, таможенную стоимость ввозимых товаров, увеличенную на сумму таможенных пошлин, акцизов по подакцизным товарам и сумму НДС.

(Письмо Минфина России № 03-07-08/6235 от 08.02.2016)

Подарки сотрудникам и их детям: надо ли выставлять счет-фактуру

Минфин РФ пояснил, надо ли составлять счета-фактуры при передаче товаров сотрудникам и их детям в качестве подарков.

Ведомство отмечает, что поскольку физлица не являются плательщиками НДС и этот налог к вычету не принимают, то при безвозмездной передаче им товаров счета-фактуры можно не выставлять.

При этом для отражения указанных операций в книге продаж следует составить бухгалтерскую справку-расчет или сводный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по указанным операциям.

В случае составления в вышеуказанной ситуации счета-фактуры на все операции по безвозмездной реализации подарков физлицам его возможно выписывать в одном экземпляре для учета операций продавцом по итогам налогового периода.

(Письмо Минфина России № 03-07-09/6171 от 8 февраля 2016 г)

О признании иностранной организацией себя налоговым резидентом России и отказе от этого статуса

Для целей исчисления налога на прибыль иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом России по своему выбору. Это можно сделать с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя таковым, или с момента представления в налоговый орган по месту учета своего постоянного представительства заявления об этом.

Иностранная организация, ранее самостоятельно признавшая себя резидентом, может утратить указанный статус на основании заявления. Оно представляется в налоговый орган по месту ее учета.

Утвержден рекомендуемый формат заявления иностранной организации о признании себя резидентом (об отказе от статуса резидента).

Напомним, что форма заявления утверждена приказом ФНС России от 23.12.2015.

(Приказ ФНС России от 29 февраля 2016 г. № ММВ-7-6/105@ "Об утверждении Рекомендуемого формата представления в электронной форме заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации)")

НК РФ установлен общий для всех налогов механизм расчета пеней по авансовым платежам

Возник вопрос о начислении пени по авансам в связи с применением УСН.

Согласно НК РФ в случае уплаты авансов в более поздние по сравнению с установленными сроки на несвоевременно внесенные суммы начисляются пени.

Если налог по итогам налогового периода исчислен в меньшей сумме, чем ранее исчисленные авансы, то для соразмерного уменьшения пеней необходимо пересчитать авансы соразмерно сумме налога за налоговый период. Пени рассчитываются в автоматизированном режиме на пересчитанную сумму авансов.

При этом особенностей в механизме расчета пеней применительно к конкретному налогу нет. Пеня будет начислена в порядке, предусмотренном НК РФ, на пересчитанную сумму авансов.

(Письмо ФНС России от 5 февраля 2016 г. № ЗН-4-1/1711@ "О начислении пени по авансовым платежам")

Налогоплательщики УСН обязаны вести раздельный учет доходов и дохода по виду предпринимательской деятельности, по которому уплачивается торговый сбор

Это связано с тем, что налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы":

  • в случае осуществления нескольких видов деятельности вправе уменьшить на сумму торгового сбора сумму налога, исчисленного только по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор;
  • вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по доходам от осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли и зачисляемого в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование, в котором установлен торговый сбор, на общую сумму торговых сборов, уплаченных по каждому из объектов обложения сбором.

(Письмо ФНС России от 20.02.2016 N СД-4-3/2833@ "О направлении письма Минфина России от 18.12.2015 N 03-11-09/78212")

Сумма налога при применении ЕНВД может быть уменьшена на сумму фиксированного платежа страховых взносов, уплаченного до подачи налоговой декларации

С учетом сложившейся судебной практики сообщается, в частности, следующее.

Исходя из положений абзаца 3 пункта 2.1 статьи 346.32 НК РФ судами сделан вывод о том, что законодатель не ограничивает право налогоплательщиков, уплачивающих страховые взносы в фиксированном размере, уменьшать сумму единого налога на сумму страховых взносов, относящихся к соответствующему налоговому периоду, но уплаченных за его пределами, до подачи налоговой декларации.

Поскольку уплата единого налога на вмененный доход производится не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода, сообщается, что индивидуальные предприниматели вправе уменьшить сумму единого налога за I квартал 2016 года на сумму страховых взносов в фиксированном размере, относящихся к данному налоговому периоду и уплаченных до 25 апреля 2016 года.

(Письмо ФНС России от 19.02.2016 N СД-4-3/2691@ "О направлении письма Минфина России от 26.01.2016 N 03-11-09/2852")

Разъяснены особенности исчисления ЕНВД по розничной торговле при изменении физических показателей или прекращении деятельности на отдельном объекте

В отношении розничной торговли для исчисления единого налога на вмененный доход применяются различные физические показатели, характеризующие вид предпринимательской деятельности (площадь торгового зала, количество торговых мест, количество торговых автоматов).

С учетом данного обстоятельства разъяснено, в частности, следующее:

  • при осуществлении розничной торговли через магазины и павильоны в случае изменения физического показателя - площади торгового зала, единый налог исчисляется в соответствии с пунктом 9 статьи 346.29 НК РФ;
  • если налогоплательщик прекратил деятельность через этот объект розничной торговли, единый налог исчисляется в соответствии с пунктом 10 статьи 346.29 НК РФ независимо от того, снимается ли налогоплательщик с налогового учета по этому виду деятельности или продолжает ее осуществлять на других аналогичных объектах розничной торговли в муниципальном образовании, где он состоит на налоговом учете как налогоплательщик единого налога на вмененный доход;
  • в случае изменения количества торговых мест и количества торговых автоматов, единый налог исчисляется в соответствии с пунктом 9 статьи 346.29 НК РФ. При прекращении розничной торговли через указанные объекты торговли и снятия с учета в качестве налогоплательщиков ЕНВД единый налог в отношении этих объектов торговли исчисляется в соответствии с пунктом 10 статьи 346.29 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 19.02.2016 N СД-4-3/2690 "О направлении письма Минфина России от 03.12.2015 N 03-11-09/70689")

Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся порядка налогообложения налогом на имущество основных средств кредитных организаций с 2016 года

По мнению Минфина России, к элементам, формирующим остаточную стоимость основных средств, относятся показатели, отражаемые на следующих счетах бухгалтерского учета в кредитных организациях:

  • 604 "Основные средства" (за исключением счета 60415 "Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств");
  • 608 "Финансовая аренда (лизинг)" (за исключением счета 60806 "Арендные обязательства");
  • 619 "Недвижимость, временно не используемая в основной деятельности" (за исключением счета 61911 "Вложения в сооружение (строительство) объектов недвижимости, временно не используемой в основной деятельности");
  • 620 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи".

При этом показатели по счетам 604, 619 и 620 уменьшаются на величину резервов на возможные потери, которые формируются, в частности, при обесценении (снижении стоимости) активов кредитной организации.

Обращено внимание на то, что в ПБУ 6/01 "Учет основных средств" обесценение основных средств не предусмотрено.

В этой связи, по мнению Минфина России, с 1 января 2016 года подлежат налогообложению учтенные на указанных счетах бухгалтерского учета основные средства, остаточная стоимость которых сформирована без уменьшения стоимости основных средств на величину резервов на возможные потери.

(Письмо ФНС России от 18.02.2016 N БС-4-11/2665 "О налогообложении основных средств")

На 2016 год определен перечень дорогостоящих автомобилей, в отношении которых транспортный налог уплачивается с учетом повышающих коэффициентов

Повышающие коэффициенты к ставке транспортного налога применяются в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей.

Перечень таких автомобилей ежегодно размещается на официальном сайте Минпромторга России не позднее 1 марта очередного налогового периода.

(Информация Минпромторга России от 26.02.2016 "Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2016 года")

Участок и имущество перешли к физлицу по наследству: решаем вопрос с налогообложением

В силу НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока уплаты земельного налога и налога на имущество физлиц налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В отношении земельного участка, перешедшего по наследству к физлицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства, в отношении имущества - со дня открытия наследства.

Отмечается, что жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ИЖС, относятся к жилым домам.

Земельный налог и налог на имущество физлиц исчисляются налоговым органом при представлении всех необходимых сведений из соответствующих органов Росреестра и от нотариуса.

(Письмо ФНС России от 17 февраля 2016 г. № БС-3-11/605 “О рассмотрении обращения”)

Стандартный вычет: как предоставить работнику во время отпуска по уходу за ребенком

Минфин РФ разъяснил порядок предоставления стандартного налогового вычета работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком и ежемесячно получающему материальную помощь.

В ведомстве напоминают, что стандартные вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц путем уменьшения налоговой базы на соответствующий размер вычета.

В случае если выплата дохода в виде материальной помощи работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, будет производиться ежемесячно, стандартный вычет также предоставляется за каждый месяц налогового периода.

При этом вычет предоставляется при условии, что доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысил 350 000 рублей.

(Письмо Минфина России № 03-04-05/8718 от 17 февраля 2016 г.)

Раздел 1 расчета по форме 6-НДФЛ заполняется ежеквартально нарастающим итогом, раздел 2 - за последние три месяца отчетного периода

ФНС России разъяснила некоторые вопросы, касающиеся заполнения и представления формы расчета 6-НДФЛ.

Сообщено, в частности:

  • налоговые агенты, начиная с отчетного периода первого квартала 2016 года, обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ;
  • расчет представляется по форме, форматам и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@;
  • организации - крупнейшие налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, заполняют расчет отдельно по каждому обособленному подразделению и представляют его, в том числе в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета по соответствующему обособленному подразделению.

В письме содержатся также разъяснения порядка заполнения разделов и отдельных строк расчета с приведением конкретных примеров.

(Письмо ФНС России от 25.02.2016 N БС-4-11/3058@ "В отношении заполнения и представления формы 6-НДФЛ")

Представляем расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников обособленных подразделений

Российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников этих подразделений в налоговый орган по месту учета таких подразделений, а также в отношении физлиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры.

Крупнейшие налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, заполняют расчет по форме 6-НДФЛ отдельно по каждому подразделению. В отношении работников этих подразделений расчет представляется в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению.

(Письмо ФНС России от 26 февраля 2016 г. N БС-4-11/3168@ "По вопросу представления расчета по форме 6-НДФЛ")

Работник изменил налоговый статус в течение года: как рассчитать НДФЛ

Минфин РФ рассмотрел ситуацию, когда иностранный работник в течение налогового периода приобретает статус налогового резидента РФ.

Чиновники отметили, что если в течение налогового периода работник стал налоговым резидентом РФ и этот статус до конца года не изменится, то НДФЛ, удержанный по ставке 30%, засчитывается в счет уплаты налога по ставке 13%.

При этом остаток НДФЛ, который компания не успела зачесть к концу года, физлицо может вернуть, обратившись в налоговую инспекцию по месту жительства или месту пребывания (подп. 1.1 ст. 231 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 15.02.16 № 03-04-06/7958)

ФНС объяснила, прочему в инспекциях нет ксерокса для налогоплательщиков

Инспекции не могут оказывать налогоплательщикам услуги по ксерокопированию документов.

В пункте 10 Положения о ФНС России (утв. постановлением правительства РФ от 30.09.04 № 506) установлено, что финансирование расходов на содержание налоговых инспекций осуществляется за счет федерального бюджета. Но денежные средства на бесплатные копировально-множительные услуги для налогоплательщиков федеральным бюджетом не предусмотрены. По этой причине в помещениях территориальных налоговых органов нет копировальной техники, находящейся в свободном доступе для бесплатного использования налогоплательщиками.

Что касается платных услуг по ксерокопированию, то оказание таких услуг в инспекциях невозможно. Так, в пункте 1.5 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (утв. постановлением правительства РФ от 19.01.05 № 30) прямо сказано, что федеральным службам запрещено предоставлять платные услуги. В связи с этим налоговые инспекции не могут оказывать копировальные услуги на платной основе.

(Письмо ФНС России от 20.02.16 № АС-3-10/725@).

ФСС России разъяснил права иностранных граждан в РФ на получение пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством

В информации сообщается, в частности, следующее:

  • иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов) подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование уплачиваются с выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу иностранных граждан с применением тарифов, дифференцированных в зависимости от категории застрахованного лица (приведены действующие тарифы страховых взносов);
  • постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, а также временно пребывающие в РФ граждане республик Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан имеют право на получение всех видов пособий, установленных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
  • высококвалифицированные специалисты, имеющие статус временно пребывающих на территории РФ, не являются застрахованными лицами по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не имеют права на получение пособий по данному виду страхования;
  • на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ, распространяются также положения законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(Информация ФСС РФ "Страховые взносы с иностранцев")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.