Мониторинг изменений за период 29.08.16 - 04.09.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Утвержден порядок проведения сверки и выдачи копий специальных налоговых деклараций, находящихся на централизованном хранении в ФНС России

Представление в налоговые органы специальных налоговых деклараций регламентировано законом о добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов в банках, в соответствии с которым такие декларации содержат, в частности, сведения:

  • об имуществе, собственником или фактическим владельцем которого на дату представления декларации является декларант;
  • о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант на дату представления декларации является контролирующим лицом;
  • об открытых физическим лицом на дату представления декларации счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами РФ.

Новым приказом ФНС России определено, что запрос должностного лица органа государственной власти или банка, которому в качестве основания для предоставления гарантий, предусмотренных упомянутым законом, была представлена копия спецдекларации с отметкой налогового органа о принятии, с приложением копии спецдекларации для проведения сверки с оригиналом спецдекларации, поступивший в ФНС России, регистрируется в установленном порядке как конфиденциальная информация.

Уполномоченный сотрудник ФНС России не позднее следующего рабочего дня оформляет служебную записку на получение доступа к оригиналу спецдекларации. После получения доступа уполномоченный сотрудник проводит сверку оригинала и копии спецдекларации в помещении архивохранилища.

В пятидневный срок после получения запроса уполномоченный сотрудник направляет ответное уведомление о том, соответствует либо не соответствует полученная копия спецдекларации оригиналу.

(Приказ ФНС России от 23.08.2016 N ММВ-7-17/448@ "Об утверждении Порядка проведения сверки и выдачи копий специальных деклараций, находящихся на централизованном хранении в ФНС России")


Вернуться в начало


Статистика

С отчета за январь 2017 года действует новая месячная форма федерального статистического наблюдения N 1-СХ-цены "Сведения о ценах производителей сельскохозяйственной продукции"

Данную форму юридические лица, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность (кроме КФХ и микропредприятий), предоставляют территориальному органу Росстата в субъекте РФ 20-го числа отчетного месяца.

При этом признается утратившей силу ранее действовавшая форма федерального статистического наблюдения N 1-СХ-цены "Сведения о ценах производителей сельскохозяйственной продукции" (утв. Приказом Росстата от 03.12.2015 N 613).

(Приказ Росстата от 26.08.2016 N 448 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за ценами производителей сельскохозяйственной продукции")


Вернуться в начало


Правовые новости

Утвержден ряд новых форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости

В частности, приказом вводятся:

  • форма выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
  • форма выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости;
  • форма выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;
  • форма выписки о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  • порядок заполнения утвержденных форм.

Определено, кроме того, что сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в виде кадастрового плана территории; уведомления об отсутствии сведений о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости; справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости; уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений; решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений.

Установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются Росреестром или (в случае наделения соответствующими полномочиями) подведомственным ему федеральным бюджетным учреждением в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе, в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН или ином виде, определяемом Минэкономразвития России. Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц.

Приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.

(Приказ Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378 "Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 968", зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2016 N 43384)


Вернуться в начало


Законопроекты

Стало известно, как будет выглядеть новая форма единой упрощенной налоговой декларации

Опубликована форма упрощенной декларации, которую ФНС пока разрабатывает в виде проекта. Напомним, что такая декларация сдается лицами, признаваемыми налогоплательщиками по одному или нескольким налогам, при этом не проводящими операций, в результате которых происходит движение денежных средств, и не имеющими объектов налогообложения. Действующая форма такой декларации утверждена Минфином еще в 2007 году.

В целом по существу изменений не много. Код ОКАТО заменят на код ОКТМО. Не будет раздела для физлиц, не являющихся ИП.

По-прежнему надо будет перечислить налоги, по которым отчитывающееся лицо признается налогоплательщиком, с указанием глав НК. Вместе с тем, вместо налогового (отчетного) периода и номера квартала появятся ячейки для указания кода периода.

Также будет утвержден электронный формат указанной декларации.

Опубликован законопроект о том, в каком виде останутся льготы по взносам для IT-сферы

Проходит общественное обсуждение законопроекта, которым планируется внести изменения в статью 33 закона об обязательном пенсионном страховании 167-ФЗ.

В настоящее время предусмотрено применение пониженных тарифов взносов "для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности".

Определение IT-компаний расширят и конкретизируют. Появится уточнение, что под указанными организациями имеются в виду те, которые:

  • являются разработчиками программ для ЭВМ, баз данных, сведения о которых включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, и реализуют указанные программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора (пи этом устанавливается условие признания разработчиком);
  • оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации, технической поддержке программ для ЭВМ, баз данных, сведения о которых внесены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, устанавливают, тестируют, сопровождают указанные программы для ЭВМ, базы данных;
  • являются разработчиками программ для ЭВМ, баз данных, сведения о которых не включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, и реализуют указанные программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора;
  • оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации, технической поддержке программ для ЭВМ, баз данных, устанавливают, тестируют, сопровождают программы для ЭВМ, базы данных (за исключением упомянутых выше).

Для таких организаций устанавливаются различные льготные тарифы начиная с 2018 года с тенденцией к повышению до 2025 года.

ФНС вносит изменения в коды доходов и вычетов по НДФЛ

На сайте проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа ФНС с изменениями и дополнениями в приложение № 1 и приложение № 2 приказа ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов".

Часть изменений вносится в связи с поправками в Налоговом кодексе, причина же появления некоторых кодов не поддается объяснению.

В частности, налоговая служба желает видеть отдельно доходы в виде премий за производственные результаты и иные подобные показатели, учитываемые при расчете прибыли организации и доходы в виде вознаграждений, выплачиваемых за счет чистой прибыли. В текущей версии приказа премии вообще не выделяются отдельным кодом.

Добавляются новые коды для стандартных вычетов на детей, применяемых с 1 января 2016 года. Старые коды по стандартным вычетам при этом остаются тоже.

Новые коды должны будут применятся к доходам и вычетам 2016 года при составлении отчетности по НДФЛ.

Минфин готовит закон о вычетах на приобретение онлайн-ККТ

Минфин разместил уведомление о разработке законопроекта с поправками в главу 26.3 и 26.5 Налогового кодекса. Текста пока нет, но из описания понятно, что речь идет о введении налоговых вычетов в части понесенных расходов в связи с приобретением онлайн-ККТ индивидуальными предпринимателями, применяющими ЕНВД и ПСН, деятельность которых ранее не требовала применение контрольно-кассовой техники.

Так же в уведомлении заявлена корректировка механизма установления значения коэффициента-дефлятора, используемого в целях применения ЕНВД.

Минфин подготовил перечень товаров, которыми нельзя торговать на рынках без ККТ

Минфин опубликовал проект постановления Правительства с Перечнем непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели, обязаны применять контрольно-кассовую технику.

Наличие такого перечня предусмотрено Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ.

В перечень входят такие товары, как ковры, лекарства, компьютерное и электрическое оборудование и т.д. Всего в перечень включено 17 видов товаров.

По мнению авторов проекта, принятие постановление направлено, на защиту прав потребителей непродовольственных товаров, а также на усиление контроля за реализацией непродовольственных товаров в целях безусловного исполнения реализаторами товаров конституционных обязательств по уплате налогов.

ФНС опубликовала проект приказа о порядке ведения кабинета ККТ

Федеральная налоговая служба опубликовала текст проекта приказа "Об утверждении порядка ведения кабинета контрольно-кассовой техники". Уведомление о разработке проекта было размещено в июне, но текст появился только вчера.

Кабинет контрольно-кассовой техники будет необходим для применения онлайн-ККТ, презентация тестовой версии кабинета была проведена в ФНС в начале августа.

Через личный кабинет можно будет зарегистрировать и снять с учета ККТ, получать запросы от налоговых органов по вопросу соблюдения правил применения ККТ и отвечать на них, обращаться за разъяснения законодательства и т.д.

Доступ организаций и индивидуальных предпринимателей к кабинету ККТ будет осуществляется через личный кабинет налогоплательщика – юридического лица или личный кабинет налогоплательщика – индивидуального предпринимателя, автоматически, при авторизации в них.

Все документы, направляемые в налоговые органы через кабинет ККТ должны быть в установленных форматах и подписаны усиленной квалифицированной подписью.


Вернуться в начало


Судебная практика

Суды отклонили счета-фактуры с факсимиле, переподписанные после получения акта проверки

ООО "Э" (заказчик) и ООО "М" (поставщик) заключили договоры поставки жести белой. В подтверждение исполнения договора были представлены договоры поставки, спецификации, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, в том числе международные, грузовые таможенные декларации. Документы со стороны ООО "М" подписаны руководителем компании – О.

По результатам выездной проверки ИНФС доначислила НДС, пени и штраф, указав на неправомерность вычета по счетам-фактурам от ООО "М" в 2011-2012 годах, поскольку подписи от имени руководителя контрагента на указанных счетах-фактурах выполнены посредством факсимиле, что подтверждается заключением эксперта.

Компания оспорила решение инспекции в суде, поясняя, что счета-фактуры от ООО "М", запрошенные в рамках камеральных проверок за 2-3 кварталы 2011 годы признаны достоверными, вычеты были предоставлены. В суд компания представила исправленные счета-фактуры, подписанные О. задним числом.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, разъяснив, что положениями статьи 169 НК не предусмотрено факсимильное воспроизведение подписи при оформлении счета-фактуры, нет подобной нормы и в действовавшем в проверяемый период законе 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Следовательно, подписание счетов-фактур посредством факсимиле не подтверждает соблюдения требования пункта 6 статьи 169 НК об обязательности их подписания управомоченными лицами.

Суды (постановление кассации Ф07-6092/2016 от 24.08.2016) установили, что счета-фактуры, представленные в суд, подписаны О. собственноручно в 2015 году после получения акта проверки. Однако в 2015 году он не являлся руководителем ООО "М" и, соответственно, не имел права подписывать первичные документы. Документы за прошедшие периоды, подписанные задним числом, как указали суды, не могут считаться надлежаще оформленными документами в настоящее время.

(дело № А21-4977/2015)

В отчетном периоде нельзя исправить несвоевременный учет сомнительной задолженности

Компания была создана в 2006 году в результате реорганизации ОАО. В 2011-2012 годах компания учла в расходах сумму резерва сомнительных долгов, представив в подтверждение приказы о списании дебиторской задолженности, реестры на ее списание, выписки из разделительного баланса с приложением списка организаций-дебиторов, суммы дебиторки по которым списаны в проверяемом периоде, акты инвентаризации задолженности (в электронном виде), решения и определения арбитражных судов о признании должников банкротами, выписки из ЕГРЮЛ о ликвидации организаций-должников, акты сверки расчетов, договоры, карточки и анализ счетов бухучета.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, указав на неправомерное списание за счет резерва задолженности, срок исковой давности по которой возник в более ранние периоды, и основания для списания которой возникли до создания и регистрации налогоплательщика. Инспекция указала также, что первичные бухгалтерские документы (счета-фактуры, товарные накладные, счета на оплату) не представлены, а на основании представленных документов невозможно определить срок возникновения задолженности.

Компания оспорила решение инспекции в суде, указывая на абзац 3 пункта 1 статьи 54 НК – при невозможности определения периода совершения ошибок налогоплательщик вправе откорректировать налоговую базу отчетного периода. При этом компания не оспаривает, что с 2006 по 2010 годы не списала всю выявленную дебиторку, отвечающую признакам безнадежности, что объясняется отсутствием необходимых для списания документов.

Суды (постановление кассации Ф08-5848/2016 от 23.08.2016) признали законным решение инспекции, пояснив, что установленная данной нормой возможность корректировки налогоплательщиком своих обязательств является исключением, позволяющим учесть расходы в ином порядке, чем это предусмотрено статьей 272 НК. В данном случае компания проводила ежегодную инвентаризацию задолженности, однако приказы о формировании резерва по сомнительны долгам изданы не были. При этом налогоплательщик не отрицает наличие у него возможности четко определить период совершения ошибки и размер расходов, не учтенных в составе расходов по каждому предыдущему налоговому периоду.

(дело № А32-11087/2015)

Расходы на приобретение товаров при УСН нельзя учесть без оплаты даже после их реализации

Компания применяла УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". По результатам выездной проверки инспекция установила, что компания учла расходы на приобретение товара, который не оплатила. Инспекция доначислила налог по УСН, пени и штраф.

Компания оспорила решение инспекции в суде, поясняя, что приобретенный товар использован в производстве, и выручка от реализации полученной продукции включена в доходы.

По мнению компании, товары приобретены для дальнейшей реализации и принимаются к учету после реализации независимо от оплаты.

Суды (постановление кассации Ф08-4374/2016 от 22.08.2016) признали законным решение инспекции, указав на пункт 2 статьи 346.17 НК - расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. То есть, расходы принимаются в целях УСН только после их оплаты поставщику, а расходы по товарам, приобретенным для реализации, принимаются не непосредственно после оплаты поставщику, а по мере реализации покупателям, причем поступление оплаты от покупателей не является обязательным условием. Учитывая, что отсутствие оплаты налогоплательщик не оспаривает, у него не было оснований для учета этих затрат в расходах в целях исчисления налога по УСН.

(дело № А20-934/2015)

ИП не доказал получение своих доходов по почте третьими лицами с поддельным факсимиле

Предприниматель занимался дистанционной розничной торговлей БАДами, травами, настойками и прочими препаратами посредством СМИ, интернета и Почты России. Доходы он получал в том числе в виде денежных переводов через почту.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДФЛ, НДС, пени и штрафы.

Предприниматель оспорил решение инспекции в суде, указав на недоказанность получения денежных переводов на 137 млн рублей, поскольку в большинстве случаев на бланках о получении денежных переводов его подпись воспроизведена с помощью факсимиле. Он пояснил, что штамп с факсимиле не изготавливал.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф03-3825/2016 от 23.08.2016) признали законным решение инспекции, указав на требования почты, которые предполагают направление извещения на получение почтового перевода в адрес его получателя, оформление бланка электронного почтового перевода на основании паспортных данных, оформление бланка перевода на основании представленных извещения и документа, удостоверяющего личность получателя с проставлением личной подписи получателя в бланке.

Кроме того, все почтовые переводы на имя предпринимателя адресованы "До востребования" либо на абонентский ящик, который принадлежал последнему на правах аренды, ключ от абонентского ящика в одном экземпляре находился только у истца, то есть без его ведома было невозможно получить извещение на получение денежных средств. Переводы, адресованные "До востребования", выдаются только после проверки документов, удостоверяющих личность.

Сотрудники почты пояснили, что истец всегда лично получал денежные переводы, доверенных лиц не было, доверенности не оформлялись. Заявления о преступлениях, связанных с неполучением денежных переводов истцом, в правоохранительных органах также не зарегистрированы.

(дело № А51-13748/2015)

Суд: единовременные пособия молодым специалистам, выплаченные по закону субъекта РФ, страховыми взносами не облагаются

Единовременное пособие молодому специалисту, которое выплачивается на основании регионального закона, не является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей или за выполнение работ в рамках гражданско-правового договора. Поэтому оно не может быть объектом для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. К такому выводу пришел Арбитражного суда Поволжского округа.

Одно из образовательных учреждений Астраханской области на основании соответствующего регионального закона выплатило единовременное пособие молодому специалисту (учителю). Страховые взносы на эту выплату начислены не были.

В Астраханском региональном отделении ФСС это сочли ошибкой. Специалисты фонда полагали, что данная выплата была произведена в рамках трудовых отношений. А раз так, то соответствующую сумму необходимо было включить в базу для начисления страховых взносов.

В ходе последовавших за этим судебных разбирательств суды первой и апелляционной инстанций поддержали налогоплательщика. В результате дело дошло до арбитражного суда Поволжского округа, в который поступила кассационная жалоба регионального отделения ФСС.

В комментируемом постановлении судьи отметили следующее. Объектом обложения страховыми взносами для организаций и предпринимателей взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Об этом сказано в части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ.

В то же время сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками еще не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В частности, не следует рассматривать как оплату труда единовременное пособие молодым специалистам, которое выплачивается на основании регионального законодательства. Эта выплата осуществляется за счет государства. Она носит социальный характер, не связана с работой, выполняемой сотрудником, и не зависит от его квалификации, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы.

В результате суд поддержал решения с удов предыдущих инстанций и оставил кассационную жалобу Астраханского регионального отделения ФСС РФ без удовлетворения.

(дело № А06-12080/2015)

Оплата услуг стоматолога взносами не облагается, даже если зависит от стажа работников

Компания на основании коллективного договора частично оплачивала работникам стоимость стоматологических услуг.

По результатам выездной проверки ФСС доначислил компании страховые взносы, пени и штраф. По мнению фонда, не имеет значения, что расходы компенсировались на основании колдоговора, поскольку выплаты производились в рамках трудовых отношений, а процент компенсации зависел от стажа работы сотрудников.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, установив, что компенсация стоимости стоматологических услуг являлась единовременной выплатой социального характера, не была предусмотрена трудовым договором и не связана с выполнением трудовых обязанностей. Более того, основанием выплат являлось "Положение о медицинском обеспечении работников и членов их семей", регулирующее социальные взаимоотношения в рамках социальных гарантий, предусмотренных колдоговором.

Суды (постановление кассации Ф07-6903/2016 от 24.08.2016) признали спорные выплаты социальными, которые не включаются в базу для начисления взносов.

(дело № А21-2218/2015)

Договоры подряда с физлицами, не предусматривающие отпуска, нельзя признать трудовыми

Компания привлекала физлиц для работы по договорам подряда. Привлеченные лица занимались созданием электронной базы данных, подбором специалистов, контролем над сервисным обслуживанием оборудования и прочими работами.

По результатам выездной проверки ФСС признал договоры подряда (которые согласно подпункту 2 части 3 статьи 9 закона 212-ФЗ взносами в ФСС не облагаются) трудовыми, доначислил страховые взносы, пени и штраф. По мнению фонда, спорные договоры подразумевают не разовое выполнение конкретной работы, а достаточно подробно оговоренную трудовую функцию физлиц. Эти лица были напрямую вовлечены в производственный процесс компании, докладывали ежедневно о ходе выполнения работ.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, разъяснив, что основными признаками трудового договора являются личностный признак (выполнение работы личным трудом), организационный признак (подчинение работника внутреннему трудовому распорядку), выполнение работ определенного рода, а не разового задания, гарантии социальной защищенности. Предметом договора подряда является результат работы исполнителя, а не выполнение им определенной трудовой функции, как в трудовом договоре.

Суды (постановление кассации Ф08-5885/2016 от 22.08.2016) установили, что в спорных договорах указан порядок расчетов, период выполнения и порядок сдачи работ, при этом не предусмотрены условия соблюдения определенного режима работы и отдыха исполнителей, дисциплинарной ответственности за невыполнение работ. Предметом договора является результат работы исполнителя. Требования трудового законодательства о продолжительности ежедневной и еженедельной работы не соблюдались. Работы оплачивались после подписания акта сдачи-приемки работ в фиксированном размере. Физическим лицам не обеспечивались гарантии социальной защищенности: ежегодные отпуска и выходные дни с сохранением места работы и среднего заработка не предоставлялись, выплата сумм по временной нетрудоспособности и травматизму не предусмотрена. Таким образом, спорные договоры являлись гражданско-правовыми, и фонд неправомерно доначислил компании страховые взносы.

(дело № А32-36800/2015)

ФНС России подготовлен второй за год обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов

В обзоре рассматривается судебная практика по вопросам:

  • оспаривания решений регистрирующих органов о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • оспаривания иных решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В обзоре содержатся, в частности, следующие выводы:

  • в случае если решение единственного учредителя об учреждении общества с ограниченной ответственностью в части порядка оплаты уставного капитала общества носит неясный и неопределенный характер, ввиду чего является ненадлежащим, решение об отказе в государственной регистрации юридического лица является правомерным;
  • положения пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в редакции Федерального закона от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ (о сроке представления в регистрирующий орган уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса) подлежат применению с 31.03.2015 вне зависимости от того, когда началась процедура ликвидации юридического лица;
  • с учетом того, что на момент внесения записи о ликвидации юридического лица регистрирующий орган располагал информацией о наличии в производстве арбитражного суда дела, в рамках которого рассматривались требования к данному юридическому лицу, суды признали недействительной соответствующую запись;
  • регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя на основании данных утраченного паспорта не соответствует требованиям Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
  • закон не устанавливает обязательный досудебный порядок обжалования решения о государственной регистрации;
  • поскольку несвоевременное внесение в ЕГРИП сведений об изменении места жительства индивидуального предпринимателя не привело к нарушению его прав и законных интересов, связанных с назначением и проведением выездной проверки ненадлежащим налоговым органом, суды отказали в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия регистрирующего органа.

(Письмо ФНС России от 04.07.2016 N ГД-4-14/11938@ "О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2016)")


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России напоминает об обновлении с 1 сентября 2016 года порядка информирования банками налоговых органов об открытии в них счетов юрлицами и индивидуальными предпринимателями

С указанной даты вступают в силу изменения в статью 86 НК РФ, согласно которым банки должны будут открывать счета, депозиты и предоставлять право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории РФ через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям - при наличии сведений о соответствующих ИНН, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, ЕГРИП.

ФНС России сообщает, что с 1 сентября 2016 года в сообщениях, направляемых банками в электронной форме во исполнение пункта 1 статьи 86 НК РФ в отношении указанных лиц, заполнение реквизитов свидетельства о постановке на учет в налоговом органе/свидетельства об учете в налоговом органе, а также свидетельства о государственной регистрации становится необязательным.

Указанные изменения отражены в разработанном ФНС России проекте приказа о внесении изменений в приказ ФНС России от 23.05.2014 N ММВ-7-14/292@. В настоящее время проект размещен на сайте regulation.gov.ru для проведения оценки регулирующего воздействия до 21.09.2016.

При этом доработано соответствующее программное обеспечение, позволяющее банкам с 1 сентября 2016 года направлять в налоговый орган указанные сообщения без указания значений реквизитов свидетельства о постановке на учет в налоговом органе/свидетельства об учете в налоговом органе, а также свидетельства о государственной регистрации.

(Письмо ФНС России от 29.08.2016 N СА-4-14/15846@ "О вступлении в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 241-ФЗ")

Код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС можно указывать в дополнительных строках счета-фактуры

ФНС рассказала об указании в счете-фактуре кода вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

Начиная с 1.07.2016 на основании подпункта 15 пункта 5 статьи 169 НК (в редакции закона от 30.05.2016 N 150-ФЗ об упрощении вычетов НДС, связанных с экспортом несырьевых товаров) налогzплательщик в отношении товаров, вывезенных за пределы территории РФ на территорию государства-члена ЕАЭС обязан указать в выставляемом при реализации товаров счете-фактуре код вида товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС.

На основании пункта 9 правил заполнения счета-фактуры (постановление 1137), налогоплательщик вправе указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию при условии сохранения формы счета-фактуры.

До внесения в установленном порядке соответствующих изменений в форму счета-фактуры можно указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию, в том числе код вида товара по ТН ВЭД при условии сохранения формы счета-фактуры.

(Письмо ФНС России от 17.08.2016 № СД-4-3/15118@)

Филиал инофирмы вправе не платить НДС с предоплаты при длительном производственном цикле

ФНС рассказала об исчислении филиалом иностранного юрлица НДС с предоплаты. В случае получения предоплаты налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому правительством), такой налогоплательщик вправе считать момент определения налоговой базы как день отгрузки при наличии раздельного учета (включая входящий НДС) операций с длительным производственным циклом и других.

Налогоплательщиками НДС признаются организации, ИП. Для целей налогообложения организациями признаются юрлица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юрлица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Таким образом, филиалы иностранных организаций в целях налогообложения признаются самостоятельными налогоплательщиками НДС.

Упомянутое право не исчислять НДС с суммы полученной предоплаты распространяется в том числе на созданные на территории РФ филиалы иностранных юрлиц.

(Письмо ФНС России от 16.08.2016 № СД-4-3/14994@)

Налоговики разъяснили порядок взимания НДС при реализации товаров, работ и услуг организацией, признанной банкротом

Операции по реализации товаров организацией, которая признана банкротом, не облагаются налогом на добавленную стоимость. В то же время если такая организация оказывает услуги или выполняет работы, то НДС придется заплатить.

Как известно, объектом налогообложения по НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ. В пункте 2 данной статьи приведен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В этом перечне, в частности, упомянуты операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами). На этом основании специалисты ФНС делают вывод: реализация имущества (как собственного производства, так и приобретенного у третьих лиц) организаций, признанных банкротами, не является объектом налогообложения по НДС.

Что же касается оказания услуг или выполнения работ налогоплательщиками, признанными банкротами, то такие операции в пункте 2 статьи 146 НК РФ не названы. Поэтому, как полагают в ФНС, соответствующие операции облагаются НДС в общем порядке.

(Письмо ФНС России в письме от 17.08.16 № СД-4-3/15110@)

Собственный капитал ушел в минус - проценты по контролируемой задолженности не учесть

Минфин напомнил о порядке учета в расходах процентов по контролируемой задолженности.

Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с пунктом 2 статьи 269 НК, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 НК.

Если на конец отчетного (налогового) периода величина собственного капитала организации отрицательна, то, по мнению Минфина, проценты по займу не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (предельные проценты равны нулю).

В таком случае начисленные проценты в полном объеме приравниваются к дивидендам и не учитываются российской организацией - заемщиком в составе расходов.

При этом такой доход облагается налогом на прибыль в порядке, установленном соответствующим соглашением об избежании двойного налогообложения.

(Письмо Минфина России от 10 августа 2016 г. N 03-03-06/1/46720)

ИП, обучающий иностранным языкам с помощью мобильного приложения, имеет право на ПСН

Минфин указал, что патентная система налогообложения применяется в том числе и в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по обучению населения на курсах и репетиторству.

При этом перечень услуг, относящихся к такой деятельности, предусмотрен в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 и включен в группу по коду 110000 "Услуги в системе образования". В указанную группу включены также услуги по коду 115300 "Обучение на других курсах и в кружках".

Исходя из этого ИП, чья деятельность связана с оказанием услуг по обучению населения иностранным языкам посредством мобильного приложения, при соблюдении положений главы 26.5 НК вправе применять ПСН.

(Письмо Минфина России от 27.07.16 № 03-11-12/43932)

Для организаций, желающих перейти на УСН с 2017 года, величина дохода за девять месяцев 2016 года должна быть не более 59,805 млн рублей

С 1 января 2017 года увеличивается пороговое значение по доходам для перехода на УСН (Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ).

Организации получат право перейти на УСН, если доход за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на УСН, не превысит 90 млн рублей.

ФНС России обращает внимание, что данная норма применяется при переходе на УСН с 1 января 2018 года.

(Информация ФНС России "Об изменении с 1 января 2017 года порогового значения по доходам для перехода на УСН")

ФНС России разъяснены вопросы привлечения к налоговой ответственности за непредставление расчетов по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

Сообщается, что с 1 января 2016 года часть первая НК РФ дополнена положениями, предусматривающими ответственность налоговых агентов за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими обязанностей, связанных с представлением налоговому органу информации (сведений, расчетов).

Так, в частности, за непредставление в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц, начиная со дня, установленного для представления расчета.

При применении указанной налоговой ответственности рекомендовано исходить из даты представления расчета по форме 6-НДФЛ и в целях исчисления размера налоговой санкции учитывать срок от установленной даты представления расчета до фактической даты его представления.

Кроме того, в отношении налоговых агентов, представивших документы, содержащие недостоверные сведения, предусмотрена ответственность в размере 500 рублей за каждый представленный документ (пункт 1 статьи 126.1 НК РФ).

Недостоверными сведениями применительно к упомянутым расчетам могут быть признаны любые ошибки, допущенные налоговым агентом при заполнении соответствующих реквизитов (например, в персональных данных налогоплательщика, кодах доходов и вычетов, суммовых показателях и т.д.).

При этом отмечено, что основанием для привлечения к ответственности, будет является недостоверность информации, допущенная в результате арифметической ошибки, искажения суммовых показателей, иных ошибок, влекущих неблагоприятные последствия для бюджета, нарушения прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты).

В случае предоставления недостоверной информации, которая не привела к неблагоприятным последствиям, налоговым органом необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 112 НК РФ в части применения смягчающих обстоятельств.

Обращено внимание на тот факт, что сведения по форме 2-НДФЛ в соответствии со статьей 80 НК РФ не являются налоговой декларацией (расчетом), и проведение камеральной налоговой проверки указанных сведений не предусмотрено. Таким образом, НК РФ не установлен предельный срок для выявления налоговым органом недостоверных сведений, отраженных в сведениях по форме 2-НДФЛ.

Недостоверность сведений, отраженных налоговым агентом в сведениях по форме 2-НДФЛ, определяется в рамках проведения выездной налоговой проверки за соответствующий период.

(Письмо ФНС России от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515 "О налоговой ответственности налоговых агентов")

Пособие на обустройство, выплачиваемое участнику Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, подлежит налогообложению НДФЛ

Данный вывод ФНС России основан на общих положениях гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, согласно которым при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Указано также, что данное пособие не включено в перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ на основании статьи 217 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 23.08.2016 N БС-4-11/15466 "О налогообложении доходов физических лиц")

Условием освобождения от НДФЛ дохода от экономии на процентах за пользование кредитом на новое строительство является наличие соответствующего права на получение имущественного налогового вычета

Данный вывод ФНС России основан на положениях абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ, предусматривающего основания и условия освобождения от налогообложения НДФЛ доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами.

При отсутствии у налогоплательщика права на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ (предоставляемого в том числе по расходам на новое строительство) такие доходы подлежат налогообложению НДФЛ.

При этом указано, что право на налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ (в сумме фактических расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), израсходованным на новое строительство), не является основанием для освобождения от налогообложения рассматриваемых доходов.

(Письмо ФНС России от 23.08.2016 N БС-4-11/15433@ "Об обложении налогом на доходы физических лиц")

Граждане, имеющие квалифицированную электронную подпись, могут распоряжаться пенсионными накоплениями через "Личный кабинет" на сайте ПФР

ПФР, в частности, сообщает о возможности подать электронное заявление на переход из ПФР в НПФ, возвращение из НПФ обратно в ПФР, переход из одного НПФ в другой НПФ.

Также дистанционно можно сменить управляющую компанию или инвестпортфель управляющей компании, если страховщиком гражданина является ПФР.

Вне зависимости от того, где граждане формируют свои пенсионные накопления (ПФР или НПФ), сервис позволяет подать электронное заявление о прекращении их дальнейшего формирования в пользу страховой пенсии. В этом случае все 22 процента страховых взносов работодателя будут идти на формирование страховой пенсии.

Помимо этого, граждане могут подать электронное заявление, где будут определены правопреемники средств пенсионных накоплений и то, в каких долях эти средства будут распределяться между ними.

Для входа в "Личный кабинет гражданина" на сайте ПФР необходима регистрация на Портале госуслуг. Дополнительной регистрации на сайте ПФР не требуется.

(Информация ПФ РФ от 29.08.2016 "О сервисах по управлению пенсионными накоплениями граждан в "Личном кабинете гражданина")

ФНС России разъяснила вопросы, касающиеся представления нотариально заверенного решения об увеличении уставного капитала при реорганизации юрлица

Сообщается, что по закону при увеличении уставного капитала общество с ограниченной ответственностью обязано представить для государственной регистрации изменений нотариально заверенное решение об увеличении своего уставного капитала.

Однако уставный капитал может увеличиться благодаря вкладам других обществ, которые присоединяются в результате реорганизации. В этом случае предоставлять заверенное решение об увеличении уставного капитала не нужно.

(Информация ФНС России "О спорных вопросах при регистрации изменений в учредительные документы")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.