Мониторинг изменений за период 30.05.16 - 05.06.16

Бухгалтерский учет и налогообложение

Принять к вычету НДС по товарам, работам и услугам (за исключением сырьевых товаров), приобретенным для экспортных операций, можно будет в момент их принятия к учету

В отношении экспортных операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, будет действовать общеустановленный порядок принятия к вычету НДС, действующий в отношении товаров (работ, услуг), реализация которых облагается НДС по ставкам 10 и 18 процентов (ранее заявить вычет можно было в момент определения налоговой базы по таким операциям).

Исключение из установленного правила - сырьевые товары, к которым относятся - минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них.

Кроме того, установлена обязанность составления счетов-фактур при совершении не подлежащих налогообложению операций по реализации товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза.

(Федеральный закон от 30.05.2016 N 150-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Продлено действие налоговой льготы по НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров в пригородных электричках

В настоящее время указанные услуги облагаются НДС с применением налоговой ставки 0 процентов.

Сохранение до 31 декабря 2017 года льготного порядка налогообложения услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении направлено на сдерживание роста цен на билеты и обеспечение стабильного функционирования пригородного железнодорожного сообщения.

(Федеральный закон от 02.06.2016 N 173-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" в части продления льготного периода налогообложения услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении")

Реализация макулатуры освобождена от НДС

Соответствующее дополнение внесено в пункт 2 статьи 149 НК РФ. Введено определение макулатуры.

Льгота установлена на срок до 31 декабря 2018 года.

(Федеральный закон от 02.06.2016 N 174-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

До 2021 года продлено применение ЕНВД

Ранее предполагалось, что система налогообложения в виде ЕНВД будет отменена с 1 января 2018 года.

Внесенными поправками применение данного специального режима продлено еще на три года. Новая дата отмены - 1 января 2021 года.

(Федеральный закон от 02.06.2016 N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности")

Определены сроки разработки и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 годы

Утвержденная Программа содержит перечень наименований проектов стандартов, сроки представления уведомлений о разработке проектов стандартов, сроки представления проектов в Совет по стандартам бухгалтерского учета, предполагаемые даты вступления их в силу и перечень ответственных исполнителей.

(Приказ Минфина России от 23.05.2016 N 70н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг.", зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2016 N 42294)

Отчетность федеральных бюджетных и автономных учреждений дополнена новыми формами

Утверждены следующие формы отчетности:

  • "Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения";
  • "Расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам)".

Приказ применяется при составлении бухгалтерской отчетности, начиная с отчетности на 1 января 2017 года.

(Приказ Минфина России от 12.05.2016 N 60н "Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, представляемой федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, и Инструкции о порядке их составления и представления", зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2016 N 42234)

Уточнены сведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники

В 1-й раздел Государственного реестра ККТ включены сведения о следующих моделях ККТ: контрольно-кассовая машина "АМС-100К версия 3", программно-технический комплекс "RightOne Front-TK".

Указанные модели ККМ применяется организациями и ИП при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Также внесены изменения в сведения о поставщике модели ККТ: IBM SurePOS BK версия 02.

(Приказ ФНС России от 27 мая 2016 г. № ЕД-7-20/339@ "О внесении изменений в сведения о модели контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой техники")


Вернуться в начало


Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Установлен порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ФСС России страхователей

Указывается, что регистрация страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц осуществляется в территориальных органах (региональных отделениях и филиалах) ФСС России. По решению управляющего региональным отделением Фонда полномочия по регистрации страхователей могут быть возложены на филиалы регионального отделения Фонда при условии соблюдения установленных законодательством Российской Федерации сроков регистрации страхователей, а также обеспечения защиты сведений о страхователях, передаваемых в филиалы региональных отделений Фонда. Порядком, кроме того, установлены перечень лиц, подлежащих страхованию в соответствии с утвержденным порядком; порядок осуществления регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц; Порядок присвоения страхователю регистрационного номера и кода подчиненности; порядок снятия страхователей с регистрационного учета; порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей при изменении их места нахождения (жительства).

Кроме того, утвержден порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ФСС России лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством. Регистрации в качестве страхователей в территориальных органах Фонда в соответствии с данным порядком подлежат адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающие за себя страховые взносы. Предусматривается порядок регистрации указанных лиц в качестве страхователей; порядок присвоения им регистрационного номера и кода подчиненности; порядок их снятия с регистрационного учета.

В приложениях к порядкам приведены формы использующихся в них документов.

(Приказ Минтруда России от 29.04.2016 N 202н "О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей и лиц, приравненных к страхователям", зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2016 N 42316)


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 июля 2016 года МРОТ составит 7 500 рублей в месяц

В целях поэтапного доведения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения (за IV квартал 2015 года - 10187 рублей) решено повысить размер МРОТ почти на 21 процент (сейчас размер МРОТ - 6204 руб.).

(Федеральный закон от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда")


Вернуться в начало


Законопроекты

В РФ введут в действие ряд новых редакций МСФО и отменят некоторые действующие

На общественное обсуждение вынесен проект приказа о введении документов МСФО в действие на территории РФ и о признании утратившими силу некоторых приказов Минфина.

Планируется ввести в действие:

  • МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" в редакции 2010 года;
  • МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IАS) 39);
  • МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" в редакции 2014 года;
  • МСФО (IFRS) 14 "Счета отложенных тарифных разниц";
  • МСФО (IFRS) 15 "Выручка по договорам с покупателями";
  • документ МСФО "Поправки к МСФО (IFRS) 7";
  • документ МСФО "Учет приобретений долей участия в совместных операциях (поправки к МСФО (IFRS) 11)";
  • документ МСФО "Разъяснение допустимых методов амортизации (поправки к МСФО (IAS) 16 и МСФО (IAS) 38)";
  • документ МСФО "Метод долевого участия в отдельной финансовой отчетности (поправки к МСФО (IAS) 27)";
  • документ МСФО "Сельское хозяйство: плодовые культуры (поправки к МСФО (IAS) 16 и МСФО (IAS) 41)";
  • документ МСФО "Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2012-2014 гг.";
  • документ МСФО "Инвестиционные организации: применение исключения из требования о консолидации (поправки к МСФО (IFRS) 10, МСФО (IFRS) 12 и МСФО (IAS) 28)";
  • документ МСФО "Инициатива в сфере раскрытия информации (поправки к МСФО (IAS) 1)".

Будет установлена сфера применения некоторых из перечисленных документов, а также других документов МСФО, ранее введенных в действие в РФ, в зависимости от применения документов, вводимых проектом приказа.


Вернуться в начало


Судебная практика

Изменено в мотивировочной части решение Верховного Суда РФ, которым было отказано в признании недействующим положения письма Минфина России, посвященного контролю за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами

В Суде оспаривались положения абзаца двенадцатого письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145, согласно которому в случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок.

Судом первой инстанции было установлено, что указанное положение представляет собой разъяснение, фактически не имеющее нормативного содержания и не выходящее за рамки адекватной интерпретации положений налогового законодательства, и не противоречит законодательству Российской Федерации, в связи с чем истцу в удовлетворении заявленного требования было отказано.

Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ вынесено определение о необходимости изменения мотивировочной части судебного решения, исключив из него вывод о том, что абзац двенадцатый данного письма не адресован территориальным налоговым органам.

Суд указал, что отсутствие упоминания налоговых органов в оспариваемом абзаце само по себе не свидетельствует о нераспространении содержащегося в нем разъяснения на территориальные налоговые органы, поскольку оно подлежит толкованию во взаимосвязи с другими его положениями. Из системного анализа положений письма следует, что оно в оспариваемой части имеет прямое отношение к территориальным налоговым органам при проведении ими выездных и камеральных проверок.

(Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N АПЛ16-124 "Об исключении из мотивировочной части решения Верховного Суда РФ от 01.02.2016 N АКПИ15-1383 выводов суда, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца двенадцатого письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 "О применении положений статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации")

Как доказать значимость фирмы ради приостановления действия требований по уплате налогов

Компания обратилась в суд с иском о признании недействительными требований инспекции об уплате налога, пени и штрафов. Одновременно компания заявила ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия требований до разрешения спора.

Компания пояснила, что немедленное исполнение требований инспекции фактически парализует деятельность компании и повлечет причинение ущерба в виде неустоек за неисполнение договорных обязательств, штрафных санкций по кредитам или обращения взыскания на имущество. Компания производит стальную заготовку, которая реализуется, в том числе, по внешнеторговым контрактам в зарубежные страны. Компания является значимой для экономики и социальной сферы края, оказывает благотворительную помощь не защищенным организациям города. Численность компании составляет более 1200 человек. Прекращение работы приведет к тому, что они и 200 работников смежных фирм и поставщиков потеряют источники постоянного дохода. Их быстрое трудоустройство по месту жительства будет невозможным без длительного переобучения. Уровень безработицы в городе может увеличиться в 3,5 раза.

По мнению инспекции, наличие текущих обязательств - не основание для принятия указанных обеспечительных мер.

Суды трех инстанций сочли доказанным необходимость и разумность применения данной обеспечительной меры, вероятность причинения налогоплательщику значительного ущерба в случае, обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон.

Суды (постановление кассации Ф08-2994/2016 от 20.05.2016) учли, что размер имущества налогоплательщика существенно превышает сумму, подлежащую взысканию по решению инспекции, а также положительную деловую репутацию компании.

(дело № А32-47163/2015)

ИФНС вправе проверять цены по неконтролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами

В мае 2012 года компания приобрела автомобиль марки АУДИ Q5 за 2,6 млн рублей. В июне 2012 года автомобиль был продан физлицу (дочери и заместителю директора и учредителя компании) за 25 тысяч рублей - в 104 раза меньше цены приобретения.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав продавца и покупателя в сделке взаимозависимыми и определив стоимость автомобиля на основании заключения эксперта.

Компания оспаривала решение инспекции в суде, указав, что сделка по реализации автомобиля заключена на основании выраженной воли высшего органа управления компании. По мнению компании, у инспекции отсутствовали полномочия по проведению проверки уровня рыночных цен по сделкам между взаимозависимыми лицами.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф06-8512/2016 от 19.05.2016) отказали в удовлетворении требований, разъяснив, что сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на 2 группы, а именно - контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений статьи 105.14 НК, и иные сделки между взаимозависимыми лицами (неконтролируемые). При этом манипулирование ценами в сделках между взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми, рассматривается как получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, инспекция не контролировала в рассматриваемом случае уровень цен, а правомерно оценила совершенную сделку с точки зрения деловой цели и налоговой выгоды.

(дело № А57-4485/2015)

При наличии решения о блокировке счета банк не вправе открывать налогоплательщику депозит

ИФНС привлекла банк к ответственности по пункту 1 статьи 132 НК (штраф 20 тысяч рублей) за неправомерное открытие компании депозитного счета при наличии решения инспекции о приостановлении операций по счетам данной фирмы.

Банк оспорил решение в суде, ссылаясь на отсутствие в НК ответственности за открытие банком именно депозита после приостановления операций по счетам - в пункте 1 статьи 132 НК предусмотрена ответственность за открытие счета, а не депозитного счета.

Суды трех инстанций признали неправомерными действия банка, но снизили штраф до 5 тысяч рублей.

Суды указали на пункт 12 статьи 76 НК - при наличии решения о блокировке счета банк не вправе открывать этим лицам счета, вклады, депозиты.

Судья ВС (309-КГ16-5130 от 04.05.2016) отказал банку в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А76-13850/2015)

Штраф за нарушение срока подачи нулевой декларации - 1000 рублей, указали суды

Компания, относящаяся к учреждениям вооруженных сил, являлась правообладателем ряда земельных участков, на которых располагались санатории для военнослужащих.

12 февраля 2014 года компания представила в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год с суммой налога к уплате 0 рублей, сославшись на подпункт 1 пункта 2 статьи 389 НК – не подлежат налогообложению земельные участки, изъятые из оборота. Таковыми являются участки, в которых размещены воинские формирования и органы для постоянной деятельности.

По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила земельный налог, пени и штраф, а также привлекла компанию к ответственности по статье 119 НК (2,8 млн рублей) – за непредставление в установленный срок декларации по земельному налогу. По мнению инспекции, здания и сооружения, расположенные на спорных участках, к военным объектам не относятся. Участки относятся к землям поселений.

Суды трех инстанций признали решение инспекции о доначислении налога недействительным, указав, что спорные участки изъяты из оборота, поскольку учреждение входит в систему органов Минобороны и используются в целях обороны. Отнесение спорных участков к землям поселений не изменяет его фактического использования и не исключает права на применение льготы.

Однако кассация (постановление Ф08-2313/2016 от 29.04.2016) указала, что налоговая декларация направлена истцом с нарушением установленного пунктом 3 статьи 398 НК срока (1 февраля года, следующим за истекшим налоговым периодом).

При этом пункт 1 статьи 119 НК предусматривает взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не менее 1 тысячи рублей.

Отсутствие недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает налогоплательщика от названной ответственности. По мнению судов, установленный статьей 119 НК штраф подлежит взысканию в минимальном размере.

(дело № А32-42102/2014)

Возврат фирмой аванса, минуя ее расчетный счет, не повод для отказа в вычете НДС

В 2013 году ОАО (продавец) заключило договоры поставки угля с ООО "Ш" (покупатель) и с ЗАО (покупатель). Покупатели перечислили продавцу авансы, а он исчислил НДС и уплатил его в бюджет. В последующие периоды по причине расторжения договоров поставки сумма предоплаты была возвращена покупателям следующим образом. В июле 2014 года в адрес ООО "Ш" произведен возврат аванса с банковских счетов ООО "У" согласно письмам ОАО в счет взаиморасчетов по агентскому договору между ООО "У" (агент) и ОАО (принципал). В сентябре 2014 года в адрес ЗАО "С" возвращен аванс с банковских счетов ООО "Ш" согласно письмам ОАО в адрес ООО "Ш" в счет взаиморасчетов по договорам займа между ООО "Ш" (заимодавец) и ОАО (заемщик). ОАО заявило вычет по возврату предоплаты в налоговой декларации по НДС согласно пункту 5 статьи 171 НК.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, указав на создание видимости возврата и согласованные действия взаимозависимых компаний, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды (возмещение из бюджета НДС).

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала). В данном случае компания возвратила авансы за счет заемных и собственных денежных средств, несмотря на основание их получения (агентские отношения).

Инспекция не доказала, каким образом взаимозависимость повлияла на взаимоотношения компаний. Проведение платежей, по мнению судов, в течение 1-2 дней не доказывает наличие какой-либо схемы и получение необоснованной налоговой выгоды.

В решении кассации (Ф04-1972/2016 от 20.05.2016) указано: "доводы инспекции о том, что применение налогового вычета по НДС возможно только при реальном денежном возврате авансовых платежей, возврате авансов именно налогоплательщиком со своего расчетного счета, подлежат отклонению, поскольку положения статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ таких требований не содержат".

(дело № А27-12828/2015)

Чем подтверждаются расходы на бензин в целях освобождения компенсации от взносов

Компания заключила с генеральным директором договор об использовании личного автомобиля в служебных целях. В 2012-2014 годах директор получал денежные средства по расходно-кассовым ордерам под отчет на бензин. По окончании каждого месяца он представлял кассовые чеки на приобретение ГСМ, на основании которых составлялись авансовые отчеты.

По результатам выездной проверки ПФ доначислил компании страховые взносы, пени и штраф, установив, что путевые листы не отвечают требованиям, установленным частью 1 статьи 6 федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" - не содержат обязательные реквизиты: номер путевого листа, показания одометра, время выезда и возвращения, подпись водителя, информацию о маршрутах транспортного средства.

По мнению компании, выплаченные руководителю денежные средства в счет возмещения его расходов на приобретении ГСМ являются компенсационными выплатами, не подлежащими обложению взносами в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 закона 212-ФЗ. Кроме того, путевые листы не предназначены для учета поездок работников на своих личных автомобилях в служебных целях.

Суды трех инстанций признали законным решение фонда, указав, что представленные путевые листы не позволяют идентифицировать расходы на ГСМ как производственные. Кроме того, доказательств разъездного характера работы директора не представлено. Расход денежных средств при использовании личного имущества при выполнении им своих трудовых обязанностей не подтвержден.

В решении кассации (Ф09-4056/2016 от 16.05.2016) указано: "сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного транспорта, не подлежит обложению страховыми взносами при условии, что использование транспортного средства связано с исполнением трудовых обязанностей. Размер возмещения указанных расходов при этом должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием транспортного средства для целей трудовой деятельности".

Суды признали спорные выплаты вознаграждением за выполнение трудовой функции, которое подлежит обложению страховыми взносами.

(дело № А50-17861/2015)

Компания не принимала мер по взысканию задолженности с зависимых лиц - ее не учесть в резерве

ЗАО создало резерв по сомнительным долгам на сумму 33 млн рублей по ряду контрагентов (ООО "А", "Н", "К" и ИП), представив в подтверждение его формирования приказ по учетной политике, приказ о проведении инвентаризации, акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами и справку-расчет резерва по сомнительным долгам.

По результатам выездной проверки ЗАО инспекция решила, что действия компании направлены на "искусственное" создание задолженности в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли, указав на взаимозависимость и аффилированность с перечисленными контрагентами (удельный вес их задолженности в резерве более 88%).

Инспекция установила, что все контрагенты занималось реализацией продукции компании. Учредитель ООО "А" - директор ЗАО. После реорганизации ООО "А" им совместно с другой фирмой, в которой учредителем является его мать, создано ООО "Н". Руководитель и учредитель ООО "К" - сын директора проверяемого налогоплательщика, а ИП - его племянник. Таким образом, инспекция указала на взаимозависимость налогоплательщика и его контрагентов. При этом ЗАО не предпринимало никаких мер по взысканию задолженности, не применяло санкций к должникам.

ИП пояснил, что предлагал ЗАО свои условия по погашению долга, в частности, торговое представительство со своей наработанной клиентской базой, которые приняты не были. ООО "К", "Н" и ИП имели возможности для оплаты задолженности.

При этом формальное выполнение условий для создания резерва по сомнительным долгам инспекция не оспаривает.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что инспекцией доказано влияние налогоплательщика на условия и результаты сделок с контрагентами.

Судья ВС (304-КГ16-3795 от 29.04.2016) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А03-1025/2015)

Дорога без дорожных знаков не готова к эксплуатации, указали суды, отменяя налог на имущество

По результатам выездной проверки ИФНС признала построенную компанией автодорогу готовым к эксплуатации основным средством, доначислила налог на имущество за 2011-2013 годы, пени и штраф. Инспекция при этом учла показания подрядчика о том, что незавершение строительства дороги не является препятствием для ее использования. Кроме того, дорога фактически используется для перевозки руды с 2011 года.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что объект может быть принят к учету в качестве основного средства, если в его отношении закончены капитальные вложения (сформирована его первоначальная стоимость).

Суды установили, что автодорога не была достроена в виду невыполнения всех необходимых работ согласно проектной документации: отсутствуют перепускные трубы для отвода воды, ограждения опасных мест, дорожные знаки, иные объекты инфраструктуры, необходимые для эксплуатации автомобильной дороги, не выполнена отсыпка до дорожных отметок.

Кроме того, документом, подтверждающим создание объекта недвижимого имущества, является разрешение на ввод его в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса). Этот документ компании не выдан.

Должностные лица налогоплательщика пояснили, что автодорога не используется как основное средство, а в ряде случаев частичное и временное использование подъездного пути обусловлено определенными временными и погодными факторами.

В решении кассации (Ф09-4090/2016 от 19.05.2016) указано: "до завершения строительства определить стоимость основных средств невозможно, такие объекты не могут быть приняты к учету в качестве основных средств и, следовательно, не являются объектом обложения налогом на имущество".

(дело № А76-16647/2015)

Надбавки за разъездную работу, установленные локальными актами, взносами не облагаются

Компания выплачивала работникам надбавки за разъездной характер работы на основании положения об оплате труда и дополнения к положению о производстве работ вахтовым методом и разъездном характере работ. Размер надбавки и характер работы устанавливался приказом. Указанные выплаты не включались в базу для начисления страховых взносов на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 закона 212-ФЗ.

По результатам выездной проверки ПФ доначислил компании взносы, пени и штраф, указав, что компания неправомерно самостоятельно квалифицировала спорную надбавку за разъездной характер работы как надбавку за особые условия труда. Спорная надбавка, по мнению фонда, фактически является составной частью заработной платы и подлежит включению в базу для начисления взносов.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, установив, что выплата надбавки за разъездной характер работы установлена локальными нормативными актами.

Суды (постановление кассации Ф09-3962/2016 от 17.05.2016) пояснили, что данные выплаты носят компенсационный характер, направлены на возмещение понесенных работником расходов, связанных с исполнением трудовых функций и разрешенных работодателем, не входят в систему оплаты труда, не являются доходом (экономической выгодой) работников и не облагаются взносами.

(дело № А47-7869/2015)


Вернуться в начало


Прочее

Информацию о постановке организаций и индивидуальных предпринимателей на учет в Росфинмониторинге можно получить на сайте fedsfm.ru, указав их ИНН

Постановке на учет подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

(Информационное сообщение Росфинмониторинга "О возможности проверки на сайте Росфинмониторинга информации о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций и индивидуальных предпринимателей")

Первичка с простой ЭП действительна, если в соглашении с контрагентом указан порядок проверки

ФНС в своем недавнем письме указала, что данные налогового учета должны быть документально подтверждены, в частности, первичными учетными документами (включая справку бухгалтера). Форма первичного учетного документа должна содержать обязательные реквизиты, указанные в части 2 статьи 9 закона о бухучете, в том числе, подпись (подписи) лиц, совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ, составленный в виде электронного документа, подписывается электронной подписью (часть 5 статьи 9 закона о бухучете). Виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухучета, устанавливаются федеральными стандартами бухучета (пункт 4 части 3 статьи 21 того же закона).

Минфин ранее указывал, что до принятия соответствующего стандарта организация может в целях бухучета и налогообложения использовать при оформлении первичных учетных документов в электронном виде любой вид электронной подписи, предусмотренный федеральным законом N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Согласно его нормам информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях, кроме случая, если нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Такие акты и соглашения должны предусматривать порядок проверки электронной подписи (часть 2 статьи 6 закона N 63-ФЗ).

Таким образом, при организации электронного документооборота между хозяйствующими субъектами могут применяться виды электронных подписей в соответствии с законом N 63-ФЗ.

При этом электронный документооборот с применением простой и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписи может быть организован хозяйствующими субъектами при наличии между ними юридически действительного соглашения.

В целях подтверждения расходов по налогу на прибыль аутентичность электронного первичного документа, подписанного простой и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписью, должна быть обеспечена наличием в соответствующем соглашении между контрагентами порядка проверки электронных подписей.

Налоговое законодательство предъявляет требование по применению квалифицированной электронной подписи для электронных счетов-фактур и при электронном взаимодействии с налоговыми органами (пункт 6 статьи 169 НК).

(Письмо ФНС России от 19 мая 2016 г. N СД-4-3/8904)

Запрет на приостановление операций по специальным избирательным счетам уже действует

Сообщается о вступлении в силу 26 апреля 2016 г. изменений в НК РФ, касающихся специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума.

Согласно изменениям операции по указанным счетам не подлежат приостановлению. За счет средств на этих счетах не допускается взыскание налога, сбора, пеней, штрафов.

(Письмо ФНС России от 12 мая 2016 г. № ГД-4-8/8359 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации")

Тип счета, на который получены доходы в ИП, не влияет на признание доходов предпринимательскими

Индивидуальный предприниматель на УСН, реализующий имущество ранее использовавшееся в предпринимательской деятельности, должен включать доходы от такой реализации в налоговую базу по УСН. При этом включение в предпринимательские доходы сумм реализации подобного имущества не зависит от того на какой счет поступили денежные средства - на текущий счет физического лица или на расчетный счет индивидуального предпринимателя.

(Письмо Минфина России № 03-11-11/26470 от 06.05.2016 г.)

Как заполнить отдельные строки счета-фактуры при поставке товаров в обособленное подразделение организации — покупателя

Если товары поставляются обособленному подразделению покупателя, то в строке 4 счета-фактуры указываются наименование и адрес этого подразделения, в строках 6 и 6а — данные головной организации, а в строке 6б — КПП подразделения. Такие разъяснения дал Минфина России.

Чиновники ссылаются на подпункты "ж", "и", "к" и "л" пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры*. В них четко прописано, что в строке 4 "Грузополучатель и его адрес" отображаются полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес; в строке 6 "Покупатель" — наименование покупателя в соответствии с учредительными документами; в строке 6а "Адрес" — место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами; в строке 6б "ИНН/КПП покупателя" — ИНН и КПП налогоплательщика — покупателя. Поэтому, если товар поставляется обособленному подразделению покупателя, то в строке 4 "Грузополучатель и его адрес" нужно указать наименование и адрес подразделения, в строке 6 "Покупатель" и строке 6а "Адрес" — данные головной организации, в строке 6б "ИНН/КПП покупателя" — КПП соответствующего подразделения, разъяснили чиновники.

Также авторы комментируемого письма напомнили: ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 04.05.16 № 03-07-09/25719)

Налоговым органам предписано обеспечить прием налоговых деклараций по акцизам за май 2016 года по новым и старым формам и форматам

Новые формы деклараций по акцизам утверждены Приказом ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@, вступившим в силу с 22.05.2016.

В связи с этим сообщается, что за налоговый период - май 2016 года - налогоплательщики могут представить декларации по старым и новым формам и форматам (утвержденным Приказом ФНС России N ММВ-7-3/369@, Приказом ФНС России N ММВ-7-3/1@), а за налоговый период - июнь 2016 года - только по новым.

(Письмо ФНС России от 25.05.2016 N СД-4-3/9295@ "О представлении налоговой декларации по акцизам")

О направлении сведений в региональные УФНС о возвращении (зачете) налога на прибыль, зачисляемого в другом регионе

Если межрегиональные инспекции возвращают налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта Федерации с ОКТМО другого региона в размере свыше 10 млн руб., они должны в 3 дневный срок со дня получения заявления налогоплательщика направлять сведения в соответствующее Управление ФНС России по субъекту Федерации и органы исполнительной власти (в т. ч. финансовые) субъекта Федерации

Управления ФНС России по субъектам Федерации, кроме того, в такой же срок направляют сведения в соответствующее Управление ФНС России по субъекту Федерации в части филиалов и обособленных подразделений, уплачивающих налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет одного региона, головная организация которых находится в другом регионе.

(Письмо ФНС России от 20 мая 2016 г. № ЗН-4-1/9034@ "Об обмене информацией")

Продавец может применять ЕНВД при продаже товаров, изготовленных из давальческого сырья продавца

Минфин рассмотрел вопрос о применении системы ЕНВД в отношении реализации через розничную торговую сеть ювелирных изделий, изготовленных сторонним лицом по договору подряда из давальческого сырья продавца.

По мнению ведомства, если организация осуществляет розничную реализацию товаров, изготовленных по заказу третьей стороной в рамках договоров подряда, при этом предоставляет только сырье (материалы, запасные части, комплектующие изделия и т.п.) и непосредственно не участвует в производственном процессе, то такая организация не признается изготовителем указанных товаров, а осуществляемую организацией деятельность следует рассматривать в качестве предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли. Если соблюдаются условия, указанные в главе 26.3 НК РФ, то по такой торговле может применяться ЕНВД.

(Письмо Минфина России № 03-11-06/3/26428 от 06.05.2016 г.)

ФНС направила контрольные соотношения по новой декларации УСН

ФНС РФ направила в налоговые органы контрольные соотношения по новой декларации по упрощенной системе налогообложения.

Напоминаем, что новая налоговая декларация по УСН утверждена приказом ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@. Приказ зарегистрирован в Минюсте только 25 марта, поэтому декларации за 2015 год представлялись организациями по старой форме. Индивидуальные предприниматели, сдававшие декларацию в апреле, могли представлять отчетность как по старой, так и по новой форме (письмо ФНС РФ от 12.04.2016 № СД-4-3/6389)

(Письмо ФНС России от 30.05.2016 г. № СД-4-3/9567@)

В отношении объектов магистральных газопроводов в налоговой декларации по налогу на имущество организаций следует указывать код вида имущества 8

С 1 января 2015 года объекты недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, а также объектов производства и хранения гелия облагаются налогом на имущество с применением налоговой ставки в размере 0 процентов.

До внесения изменений в Приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895, которым утверждены форма, формат и порядок заполнения налоговой декларации (расчета по авансовому платежу), рекомендовано в отношении указанного имущества указывать по строке 001 "Код вида имущества" Раздела 2 код 8.

(Письмо ФНС России от 23.05.2016 N БС-4-11/9094@ "О налоге на имущество организаций")

Минфин предлагает делить на всех стоимость питания сотрудников в целях НДФЛ

Минфин указал, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг), в том числе питания. При этом налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК.

Таким образом, стоимость питания, оплаченного организацией за своих сотрудников, подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке. При возникновении у сотрудников организации такого дохода организация признается налоговым агентом.

Налоговый агент обязан вести учет доходов, полученных от него физлицами в налоговом периоде. Кроме того, организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физлицами.

По мнению Минфина, доход каждого налогоплательщика можно определить на основе стоимости предоставляемого питания в расчете на одного человека.

Напомним, что ранее (в последний раз - в марте этого года), рассматривая вопрос об НДФЛ при обеспечении работников питанием, ведомство придерживалось иной точки зрения: в случае отсутствия возможности персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает. Теперь, как видим, чиновники вернулись к своему более древнему мнению о возможности определения такого дохода расчетным методом. Подобное Минфин предлагал 4 года назад, указывая, что "доход каждого налогоплательщика можно рассчитать на основе общей стоимости предоставляемого питания и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов".

(Письмо Минфина России от 06.05.16 № 03-04-05/26361)

Минфин разъяснил порядок уплаты НДФЛ с доходов в виде материальной выгоды по валютному займу, полученному от иностранной организации

Если налоговый резидент РФ получает доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах по валютному займу, который выдала иностранная организация, то он обязан самостоятельно исчислить и заплатить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ.

Чиновники Минфина напомнили, что для физлиц — налоговых резидентов РФ объектом налогообложения по НДФЛ является доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами РФ, а для физлиц — нерезидентов — доход, полученный от источников в РФ. Об этом сказано в статье 209 НК РФ.

В то же время известно, что доходом налогоплательщика признается материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ). При получении валютных займов налоговая база по НДФЛ определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными валютными средствами, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (подп. 2 п. 2 ст. 212 НК РФ).

Соответственно, если физлицо — налоговый резидент РФ получает от иностранной организации валютный заем по "выгодной" процентной ставке (менее 9 процентов годовых), у заемщика образуется налогооблагаемый доход в виде материальной выгоды. Этот доход относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации. А по правилам статьи 228 НК РФ при получении дохода от зарубежных источников физлица — налоговые резиденты РФ самостоятельно декларируют свой доход, а также исчисляют и платят НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 12.05.16 № 03-04-07/27290)

Заполняем форму 2-НДФЛ: форматно-логический контроль сведений о доходах физлиц

Для полноты и достоверности данных, а также для исключения приема справок по форме 2-НДФЛ с заведомо недостоверными данными ФНС России установила дополнительные правила форматно-логического контроля за содержанием реквизитов в отношении физлица - получателя доходов.

В их числе проверка на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643".

Результатом данного контроля является формирование "Протокола приема сведений о доходах физических лиц" с типом сообщения налоговому агенту вида "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". При этом сведения о доходах физлиц (при отсутствии иных нарушений форматно-логического контроля) считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему.

(Письмо ФНС России от 24 мая 2016 г. № БС-3-11/2338@ "О представлении сведений о доходах физических лиц")

Удержание НДФЛ из зарплаты работника производится в последний день месяца, за который начислена зарплата, или в следующем месяце

На основании пункта 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

В последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, налоговым агентом производится исчисление суммы НДФЛ. До истечения месяца доход в виде оплаты труда не может считаться полученным налогоплательщиком. Соответственно, до окончания месяца налог не может быть исчислен и удержан.

(Письмо ФНС России от 29.04.2016 N БС-4-11/7893 "О налогообложении доходов физических лиц")

В налоговом расчете по иностранным получателям дохода валюта может указываться "с копейками"

ФНС напомнила, что недавно утвердила форму и формат налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Согласно пункту 5 статьи 309 НК налоговая база по доходам иностранной организации от источников в РФ, подлежащим налогообложению, и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается налоговыми агентами при каждой выплате доходов в валюте выплаты дохода. Сумма налога перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет в рублях.

Соответственно, ряд показателей подраздела 3.2 раздела 3 налогового расчета при выплате иностранным организациям доходов от источников в РФ, в зависимости от валюты выплаты дохода, могут указываться в иностранной валюте.

В соответствии с пунктом 2.2. порядка заполнения налогового расчета стоимостные значения показателей указываются в полных рублях, а для показателей, для которых предусмотрено заполнение не только в российской валюте – в полных рублях или в единицах иностранной валюты.

При указании значений стоимостных показателей в полных рублях значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Таким образом, при заполнении налогового расчета показатели в валюте РФ указываются в полных рублях, а показатели в иностранной валюте до полных единиц не округляются.

Соответственно, по строкам 040 "Сумма дохода до удержания налога", 090 "Сумма налога, удержанная у источника выплаты дохода между датами исполнения первой и второй частей РЕПО", 100 "Сумма налога" подраздела 3.2 раздела 3 в XSD-схеме файла обмена в электронном виде предусмотрена возможность указания дробных (десятичных) значений.

(Письмо ФНС России от 19.05.16 № СД-4-3/8896)

Бумажные налоговые уведомления на уплату имущественных налогов пользователям "Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц" по почте направляться больше не будут

Вместо этого граждане, имеющие доступ к "Личному кабинету налогоплательщика для физических лиц", получат налоговые уведомления в электронной форме.

Если налогоплательщику необходимо получить налоговое уведомление на бумажном носителе, ему надлежит направить уведомление об этом в любой налоговый орган по своему выбору.

(Информация ФНС России "Об уведомлениях на уплату имущественных налогов")

Организация с единственным учредителем, являющимся ее руководителем, не имеющая штатных работников, не освобождается от представления в ПФР отчетности по форме СЗВ-М

По итогам каждого месяца все страхователи обязаны представить в Пенсионный фонд РФ сведения о сотрудниках по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 1 февраля 2016 г. N 83п.

Согласно разъяснениям ПФР отсутствие факта начисления выплат и иных вознаграждений работникам за отчетный период не является основанием для непредставления отчетности по форме СЗВ-М.

(Письмо ПФ РФ от 06.05.2016 N 08-22/6356 "О представлении отчетности")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, расслки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.