Мониторинг законодательства

Бухгалтерский учет и налогообложение

Проведение налогового мониторинга теперь является критерием, по которому организации могут быть отнесены к категории крупнейших

Так, к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, при соблюдении установленных условий.

Это в том числе:

  • представление в полном объеме документов (информации), прилагаемых к заявлению о проведении налогового мониторинга, в соответствии с пунктом 2 статьи 105.27 НК РФ;
  • соответствие критериям, установленным пунктом 3 статьи 105.26 НК РФ (соответствие показателей организации по совокупной стоимости активов, суммарному объему полученных доходов, совокупной сумме отдельных налогов, подлежащей уплате в бюджет);
  • соответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия;
  • соответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля согласно положениям статьи 105.26 НК РФ.

Внесено также уточнение, касающееся сохранения статуса крупнейшего налогоплательщика в отношении кредитной организации при отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций до вынесения арбитражным судом решения о завершении процедуры принудительной ликвидации или процедуры банкротства.

(Приказ ФНС России от 26.10.2016 N ММВ-7-2/582@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@»)

Утвержден Справочник видов документов в целях реализации возможности направления в налоговые органы электронных документов

Также утвержден рекомендуемый формат передачи документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

(Приказ ФНС России от 27.10.2016 N ММВ-7-6/583@ «Об утверждении Справочника видов документов, используемых налогоплательщиками и налоговыми органами в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (СВДНП)»)

Установлен порядок бухгалтерского учета операций, связанных с выполнением обязательных резервных требований

Отраслевой стандарт устанавливает требования к бухгалтерскому учету операций по регулированию размера обязательных резервов, а также штрафов за нарушение резервных требований.

Отражение указанных операций осуществляется на основании полученных от подразделений Банка России выписок из лицевых счетов балансовых счетов по учету обязательных резервов и (или) внебалансовых счетов по учету расчетов по обязательным резервам.

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Положение Банка России от 20.10.2016 N 554-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета кредитными организациями операций, связанных с выполнением резервных требований»)

Уточнен порядок составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитными организациями

Порядок составления отчетности кредитных организаций актуализирован в связи с вступлением в силу с 1 января 2016 года ряда нормативных актов Банка России по вопросам бухгалтерского учета.

Так, например, скорректировано наименование формы 0409813 - «Сведения об обязательных нормативах, показателе финансового рычага и нормативе краткосрочной ликвидности (публикуемая форма)».

Установлено, что проверка данных аналитического учета в целях выявления объектов основных средств и НМА, фактически введенных в эксплуатацию, осуществляется на балансовых счетах N 60415 «Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств», N 60906 «Вложения в создание и приобретение нематериальных активов» (ранее на балансовом счете N 607).

Из перечня событий, которые могут быть отнесены к корректирующим событиям после отчетной даты, исключено объявление дивидендов (выплат) по принадлежащим кредитной организации акциям (долям, паям).

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 24.10.2016 N 4167-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 4 сентября 2013 года N 3054-У «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности»)

Статистика

Уточнен срок предоставления формы федерального статистического наблюдения N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы»

Согласно изменениям, внесенным в адресную часть формы федерального статистического наблюдения N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», утвержденной Приказом Росстата от 17 июля 2015 г. N 327 (приложение N 13), срок ее предоставления за январь - декабрь 2016 года установлен не позднее 8 февраля 2017 года.

(Приказ Росстата от 28.10.2016 N 698 «Об изменении срока предоставления формы федерального статистического наблюдения N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», утвержденной приказом Росстата от 17 июля 2015 г. N 327»)

Скорректированы указания по заполнению некоторых форм федерального статистического наблюдения

Изменения внесены в Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденные приказом Росстата от 26.10.2015 N 498. В частности, уточняется перечень лиц, представляющих федеральные формы статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», дополняются указания по заполнению некоторых строк форм федерального статистического наблюдения.

Кроме того, устанавливается, что приказ Росстата от 26.10.2015 N 498 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые инструменты», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» вступает в силу с 1 января 2017 года.

(Приказ Росстата от 27.10.2016 N 686 «Об Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата от 26 октября 2015 г. N 498»)

Обновлены формы федерального статистического инструментария для организации статистического наблюдения за внешней трудовой миграцией

Приказом утверждены:

  • квартальная форма, вводимая с отчета за январь - декабрь 2016 года - N 1-НК (миграция) «Сведения о результатах осуществления надзорно-контрольных мероприятий по регулированию внешней трудовой миграции»;
  • полугодовая форма, вводимая с отчета за январь - декабрь 2016 года - N 1-Т «Сведения о численности и составе российских граждан, выехавших на работу за границей».

Данные в соответствии с утвержденными формами федерального статистического наблюдения по адресам и в сроки, установленные формами.

Утратившими силу признаны приложение N 2 «Форма федерального статистического наблюдения N 1-НК (миграция) «Сведения о результатах осуществления надзорно-контрольных мероприятий по регулированию внешней трудовой миграции», утвержденное Приказом Росстата от 20.05.2013 N 182, и Приказ Росстата от 13.10.2009 N 225 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной миграционной службой статистического наблюдения за внешней трудовой миграцией».

(Приказ Росстата от 28.10.2016 N 691 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством внутренних дел Российской Федерации статистического наблюдения за внешней трудовой миграцией»)

Законопроекты

С 1 июля 2017 года величину минимального размера оплаты труда предлагается увеличить с 7500 до 7800 рублей в месяц

Законопроект N 15469-7 подготовлен в рамках работы по поэтапному доведению МРОТ до величины, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса РФ, - не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (за II квартал 2016 года - это 10722 рубля).

По оценке Минтруда России, повышение МРОТ будет способствовать:

  • увеличению выплат страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц в 2017 году на 2,7 млрд. рублей;
  • повышению покупательной способности минимального размера оплаты труда и увеличению платежеспособного спроса на товары отечественного производства в 2017 году на 5,4 млрд. рублей;
  • снижению размеров выплат «серой» заработной платы.

Госдума приняла в первом чтении проект закона о повышении налоговых пени

Изменения в части исчисления пени и переноса убытков на будущее приняты в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 11078-7 о внесении изменений в НК и отдельные законодательные акты (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики).

Данный законопроект предусматривает:

  • возможность исполнения обязанности по уплате налога за налогоплательщика третьим лицом;
  • дифференцированную ставку пени (для организаций и ИП - 1/300 ключевой ставки при просрочке до 30 календарных дней (включительно), 1/150 - за просрочку свыше 30 календарных дней);
  • нулевую ставку НДС с реализации услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом;
  • заявительный порядок возмещения НДС при наличии поручительства взаимозависимого лица, отвечающего определенным требованиям;
  • обложение акцизами электронных сигарет и тому подобных изделий, установление ставок акцизов на ближайшие три года;
  • изменение правил переноса убытков на будущее;
  • повышенный норматив зачисления налога на прибыль в федеральный бюджет;
  • ужесточение условий применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на баланс начиная с 2013 года - с 1 января 2018 года указанная льгота будет применяться на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

В качестве идентификатора при оказании госуслуг будет использоваться СНИЛС

Госдума России одобрила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект предусматривает определение страхового номера (СНИЛС) в качестве идентификатора при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Данная норма предложена с целью упорядочения законодательства, так как в настоящее время СНИЛС уже широко используется в различных сферах как идентификатор.

Также согласно законопроекту информационное взаимодействие ПФР и ФСС с органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти по передаче необходимых сведений будет осуществляться в том числе в электронной форме, посредством Единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Это будет способствовать более эффективному принятию управленческих решений как в сфере пенсионного обеспечения граждан, так и при осуществлении иных государственных и муниципальных функций, сообщается на сайте Минтруда.

УСН, ПСН и ЕНВД: Минфин подготовил перечень кодов бытовых услуг

Минфин РФ разработал проект правительственного постановления с кодами бытовых услуг для целей применения отдельных положений НК РФ.

Текст документа опубликован на официальном сайте Минфина РФ.

Так, в частности, проект постановления содержит:

  • перечень кодов видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам;
  • перечень кодов услуг, относящихся к бытовым услугам.

Первый перечень содержит коды по классификатору ОКВЭД2, второй перечень – по ОКПД2.

Напомним, данные коды необходимы для целей применения налогоплательщиками УСН, ПСН и ЕНВД.

Предполагается, что подготовленное постановление вступит в силу с 1 января 2017 года.

Из формы декларации о предполагаемом доходе ИП уберут упоминание печати

ФНС разрабатывает проект поправок в форму декларации 4-НДФЛ, утвержденную приказом от 27 декабря 2010 г. N ММВ-7-3/768@.

Согласно статье 227 НК в случае появления в течение года доходов у ИП или частнопрактикующих лиц они обязаны представить декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода в текущем налоговом периоде. Налоговики исчисляют авансовые платежи по НДФЛ для таких лиц. В случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Предполагается привести форму 4-НДФЛ в соответствие с состоявшейся отменой обязательности печатей, то есть, по-видимому, из формы декларации убрать «МП».

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Оформление кассовых документов после завершения кассовых операций - не нарушение

В ходе проверки полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью ИФНС установила, что при пересчете наличности в кассе кассиром-операционистом сумма составила 43 712 рублей, а в справке-отчете указана выручка за рабочий день в сумме 40 803 рубля. Инспекция привлекла компанию к ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП в виде штрафа в размере 40 тысяч рублей.

Компания оспорила решение в суде, ссылаясь, в том числе, на разъяснения ЦБ от 09.07.2015 № 29-1-1-6/24680 - при применении контрольно-кассовой техники приходные и расходные кассовые ордера могут быть оформлены в конце рабочего дня после закрытия смены и прекращения кассовых операций. В данном случае, денежные средства поступили в кассу компании после составления справки-отчета.

Суды двух инстанций (дело № А40-5659/2016) отменили решение инспекции, установив, что проверка соблюдения кассовой дисциплины проводилась компанией в середине рабочего дня до окончания проведения кассовых операций.

В решении апелляции (09АП-32860/2016 от 09.08.2016) указано: «Общество не допускало нарушение кассовой дисциплины, поскольку оформление кассовых документов после завершения кассовых операций в конце дня при применении контрольно-кассовой техники нарушением не является».

(дело № А40-5659/2016)

Временное неиспользование приобретенного имущества - не основание для отказа в вычете

Компания приобрела котел-утилизатор для использования в технологической цепочке металлургического завода, который планировала построить в будущем, и заявила вычет в налоговой декларации по НДС. Котел является неотъемлемой частью печи в металлургическом производстве (предназначен для утилизации тепла технологических газов от плавильной печи). В подтверждение права на вычет компанией представлены счет-фактура, товарная накладная, акт о приемке оборудования, платежные поручения.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, доначислила НДС, пени и штраф, указав, что имущество не используется в деятельности, облагаемой НДС – данное оборудование не введено в эксплуатацию.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что глава 21 НК не связывает право на получение вычетов с моментом дальнейшей реализации товаров (работ, услуг) в периоде их приобретения, равно как и с началом использования товаров либо результатов работ (услуг) в деятельности.

В решении кассации (Ф02-5663/2016 от 25.10.2016) указано: «определяющим моментом в данном случае служит назначение приобретенных товаров (работ, услуг) и потенциальная возможность их использования в облагаемой НДС деятельности».

(дело № А74-11791/2015)

Приобретение здания за счет кредита на нетипичных условиях привело к отказу в вычете

ООО «Л» зарегистрировано в ноябре 2011 года и имеет единственный расчетный счет в банке.

В феврале 20012 года ООО «Л» приобрело у ООО «С» нежилое административное здание. Для покупки банк открыл компании кредитную линию в размере 114 млн рублей под залог приобретаемого имущества. ООО «Л» заявило вычет в налоговой декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, доначислила НДС, пени и штраф, сопоставив дату создания налогоплательщика и получения им кредита: несмотря на небольшой срок существования компании через месяц после открытия расчетного счета банк предоставил ей кредитную линию, в 10 раз превышающую ее активы, что противоречит условиям кредитования юрлиц этого банка. Более того, кредит предоставлен без предъявления полного пакета документов, необходимых для получения кредита, в день подачи налогоплательщиком заявления, при фактическом отсутствии поручителей.

Полученные денежные средства были в течение одного дня перечислены продавцу, который в тот же день перечислил данную сумму в адрес ООО «Ц», единственным учредителем которого является тот же банк. На следующий день на расчетный счет ООО «Л» поступили денежные средства от ООО «Ц» с назначением платежа «перечисление денежных средств за векселя по договору о приобретении векселей», за счет которых в течение этого же дня ООО «Л» погасило задолженность по кредиту перед банком в полном объеме. При этом векселя ООО «Л» на момент их выпуска ничем не были обеспечены ввиду отсутствия у компании собственных активов.

Также инспекцией установлено, что спорное имущество было получено продавцом по оценочной стоимости 104 млн рублей в качестве взноса в уставный капитал от ООО «У», которое приобрело его за счет кредитных средств, полученных в 2008 году в том же банке.

Инспекция указала на формальность сделки, о чем свидетельствует круговой характер движения денежных средств для создания видимости оплаты по договору.

Суд первой инстанции отменил решение инспекции, указав на представление всех необходимых документов для получения вычета.

Апелляция признала законным решение налоговой, установив, что источник возмещения НДС из бюджета отсутствует, поскольку исчисленный ООО «У» НДС в бюджет не уплачен вследствие банкротства.

Суды учли, что с момента создания налогоплательщика, кроме сдачи спорного имущества в аренду, деятельность не велась, причем, иное имущество отсутствует.

Суды (постановление кассации Ф09-8740/2016 от 20.10.2016) отметили, что ООО «У» и ООО «Л» неоднократно кредитовалось одним и тем же банком, который, не обладая правом на получение вычета по НДС при самостоятельном приобретении объекта для использования в банковской деятельности, предоставлял денежные средства для расчетов за имущество на льготных, нетипичных для банка условиях и принимал непосредственное участие в расчетах самостоятельно и через дочернюю фирму – ООО «Ц».

(дело № А76-21264/2015)

Нулевая ставка НДС при международной перевозке применяется и на отдельных этапах по РФ

В рамках оказания транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки ООО «Г» привлекло ряд компаний для перевозки ввезенных из КНР, Таиланда грузов автомобильным и железнодорожным транспортом по территории РФ. Счета-фактуры в адрес ООО «Г» были выставлены с выделенной суммой НДС, и ООО «Г» заявило вычет в налоговой декларации по НДС, ссылаясь на то, что услуги были оказаны на территории РФ.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, указав, что вычет заявлен по услугам, облагаемым по нулевой ставке при международной перевозке.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, разъяснив, что нулевую ставку применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы 1, 2 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК), а также лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.

При этом характер международной перевозки определяется конечным пунктом отправления или пунктом назначения товаров, один из которых должен быть расположен за пределами РФ. Пункты отправления и пункты назначения определяются исходя из целей перевозки, а не исходя из того, на каком промежутке перевозки товара оказываются услуги отдельными контрагентами. Таким образом, налогоплательщик вправе для организации международной перевозки привлекать третьих лиц, которые в отношении оказанных ими в рамках международной перевозки услуг также применяют ставку 0%, указал суд (постановление кассации Ф03-4327/2016 от 04.10.2016).

Суды также напомнили, что нельзя произвольно менять установленную налоговую ставку.

(дело № А51-1939/2015)

Вывод выручки в обход налогов на головную фирму - основание для их взыскания с последней

По результатам выездной проверки ОАО «М» инспекция доначислила налоги, пени и штрафы более, чем на 81 млн рублей.

Затем ИФНС установила, что после вынесения решения по проверке выручка ОАО «М» перечислялась на счет головной фирмы ОАО «Г», имеющей право распоряжаться 53% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции ОАО «М», на основании распорядительных писем в счет возврата займов. То есть имея значительную задолженность по налогам, налогоплательщик возвращал займы головной фирме в обход собственных расчетных счетов. Инспекция обратилась в суд с иском о взыскании задолженности ОАО «М» с ОАО «Г» на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК.

Суды трех инстанций удовлетворили требования инспекции, установив, что после проведенной выездной проверки ОАО «М» продолжало вести реальную хозяйственную деятельность, в том числе, заключать договоры с заказчиками и исполнять по ним обязательства и рассчитываться с поставщиками и подрядчиками. При этом все расчеты по договорам вело ОАО «Г», что следует из анализа банковских выписок. Обязанность по уплате налогов оставалась неисполненной по причине отсутствия денежных средств на счетах ОАО «М».

По мнению судов (Ф05-15893/2016 от 25.10.2016), это свидетельствует о преднамеренном уклонении налогоплательщика от исполнения налоговых обязательств и создании препятствий для взыскания налоговой задолженности.

(дело № А40-190258/2015)

Рабочее место контролирует заказчик - у подрядчика нет обособленного подразделения

ИФНС привлекла компанию к ответственности по пункту 2 статьи 116 НК за ведение деятельности без постановки обособленного подразделения на учет в налоговом органе. Основанием стало выполнение работ по капитальному ремонту скважин и создание, в связи с этим, стационарных рабочих мест на срок свыше одного месяца.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что для решения вопроса о контроле над рабочим местом необходимо учитывать, кто именно, заказчик или подрядчик, обеспечивает все необходимые условия для выполнения работниками подрядчика трудовых функций по месту командировки и контролирует выполнение этих работ. При этом длительный срок командировки работников не свидетельствует о создании обособленного подразделения.

В данном случае согласно договору подряда заказчик создает рабочие места, определяет порядок и условия ведения работ, контролирует их. Значит, подконтрольность рабочего места закреплена за заказчиком. Также установлено, что работы на скважине выполнялись с привлечением различных специалистов. При этом ни по одному из этапов выполнения рабочие не привлекались на срок свыше одного месяца. Суды (постановление кассации Ф06-13908/2016 от 27.10.2016) отметили, что наличие в трудовых договорах условий об обеспечении безопасных условий труда не означает подконтрольность рабочих мест подрядчику, а лишь дублирует его обязанности как работодателя.

(дело № А12-2226/2016)

Документы, оформленные на перевозчиков, не подтверждают расходы на экспедирование

Между ООО «Т» (заказчик) и рядом контрагентов (исполнители) были заключены договоры на оказание транспортно-экспедиторских услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом по международным маршрутам из Беларуси в РФ. Согласно договору исполнитель вправе заключать субагентские договоры, а также договоры на перевозку и экспедирование с третьими лицами. Фактически товар перевозили третьи лица, а контрагенты выполняли функции экспедиторов. В подтверждение фактов оказания услуг компанией представлены заявки на перевозку грузов, счета-фактуры, акты, ТТН и CMR.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф. Инспекция указала, что акты не содержат описания оказанных услуг, указания на расходы, произведенные спорными контрагентами в рамках исполнения договора, и размер вознаграждений. Документы, подтверждающие поиск перевозчиков именно указанными контрагентами, также не представлены, в том числе и контрагентами по требованию инспекции.

Компания оспорила решение в суде, поясняя, что услуги фактически оказаны - товар доставлен, и представлены документы, подтверждающие сделку.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что первичные документы не содержат необходимой информации и не доказывают оказание контрагентами услуг по организации перевозки и контролю за процессом перевозки, следовательно, не могут служить оправдательными документами, подтверждающими сделку. Сама по себе доставка груза конечным покупателям не свидетельствует об оказании услуг спорными контрагентами. Кроме того, маршруты перевозок, указанные в актах, не соответствуют тем, что указаны в товаросопроводительных документах.

В решении кассации (Ф07-8627/2016 от 19.10.2016) указано: «в отсутствие надлежащим образом оформленных первичных документов (экспедиторских документов) при фактическом оказании спорными контрагентами услуг транспортной экспедиции, у Общества отсутствовали основания для включения в состав расходов и налоговых вычетов спорных сумм».

(дело № А13-385/2013)

При розничной и оптовой торговле в одном помещении законно доначисление ЕНВД со всей площади

Также суды указали, что досудебный порядок обжалования решения считается соблюденным вне зависимости от того, приводились ли в УФНС все доводы, опровергающие выводы налоговиков.

Предприниматель занимался розничной и оптовой торговлей в арендуемых в ТЦ помещениях и применял ЕНВД и общую систему налогообложения. В декларации за 2-4 кварталы 2012 года он исчислил ЕНВД по одному помещению с указанием площади торгового места 7 кв. м.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ЕНВД, пени и штраф, установив, что согласно паспорту БТИ, экспликации к поэтажному плану строения, договорам аренды, протоколу осмотра помещения и свидетельским показаниям спорное помещение состоит из торгового зала площадью 84 кв. м без разделения на отдельные части. При этом согласно договору аренды помещение представлено исключительно для розничной торговли.

Предприниматель оспорил решение сначала в УФНС, а затем в суде, поясняя, что в этом помещении розничной торговлей занимался только на площади 7 кв.м.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, установив, что по всему периметру торговых залов (на стенах и на полу) размещены образцы строительных материалов, у входа в первую часть помещения для обслуживания юрлиц расположен стенд «уголок покупателя», рядом стойка с каталогами товара. Граница, разделяющая торговый зал для нужд розничной и оптовой торговли, является условной. Розничные покупатели могли выбрать товар в зоне обслуживания юрлиц, где образцов товара было больше. При этом в помещении для обслуживания физлиц, в основном, производилось оформление покупки – там находился офисный стол с оргтехникой и кассовым аппаратом, 2 кресла, шкаф с документацией, стойка с каталогами. То есть при исчислении ЕНВД истец должен был учитывать всю площадь торгового зала. Ведение двух видов деятельности по разным режимам налогообложения, по мнению судов, не опровергает использования для розничной торговли всей площади арендуемого помещения.

По двум другим помещениям суды двух инстанций оставили исковое заявление без рассмотрения, сославшись на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора путем обращения в УФНС – при обращении в УФНС истец доводы, опровергающие выводы инспекции, не приводил.

Кассация (Ф07-6878/2016 от 26.08.2016) в этой части направила дело на новое рассмотрение, разъяснив, что досудебный порядок обжалования решения считается соблюденным вне зависимости от того, приводились ли в жалобе налогоплательщика все доводы, опровергающие выводы налогового органа. Предприниматель, обращаясь в УФНС, обжаловал решение в полном объеме, а не в части.

(дело № А52-3111/2014)

Прочее

Минэкономразвития России проинформировало о коэффициентах-дефляторах к ставкам НДПИ при добыче угля на IV квартал 2016 года

Утверждены коэффициенты-дефляторы для расчета ставок НДПИ на IV квартал 2016 года при добыче:

  • антрацита - 1,209;
  • угля коксующегося - 1,044;
  • угля бурого - 0,998;
  • угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,108.

Коэффициенты-дефляторы ежеквартально устанавливаются по каждому виду угля с учетом изменения цен на уголь в Российской Федерации.

(Информация Минэкономразвития России от 28.10.2016 «О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на IV квартал 2016 года»)

Стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства не уменьшает базу по налогу на прибыль

При ликвидации объекта незавершенного строительства организация не может учесть его стоимость в расходах. Такое мнение высказали специалисты Минфина России.

Авторы комментируемого письма напоминают, что первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, и учитывается для целей налогообложения прибыли путем начисления амортизации (ст. 256 и 257 НК РФ). Объекты незавершенного капитального строительства амортизации не подлежат (п. 2 ст. 256 НК РФ).

На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов можно включить только расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства, а также суммы недоначисленной амортизации выводимых из эксплуатации основных средств. Соответственно, стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается.

(Письмо Минфина России от 07.10.16 № 03-03-06/1/58471)

Как крупнейшему налогоплательщику оформлять и куда сдавать декларацию по водному налогу

ФНС сообщила, что водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Согласно порядку заполнения декларации по водному налогу при заполнении титульного листа крупнейшие налогоплательщики проставляют КПП на основании уведомления о постановке на учет в налоговом органе юрлица в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме № 9-КНУ.

Если водопользование происходит на территории субъекта РФ, отличного от того, в котором налогоплательщик состоит на учете в качестве крупнейшего, то на титульном листе декларации указывается код налогового органа по местонахождению водного объекта в ином субъекте РФ.

ФНС сделала вывод, что декларацию следует представлять в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, вместе с тем, на титульном листе декларации указывается код налогового органа по месту нахождения водного объекта.

В целях идентификации платежей реквизиты (КПП, ОКТМО), указанные в декларации, должны совпадать с реквизитами, указанными в платежных документах на уплату водного налога.

(Письмо ФНС России от 19.10.2016 № СД-4-3/19785)

Аренда транспортного средства с экипажем не переводится на ЕНВД

В НК отсутствует определение понятия «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов», однако институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Так, договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров регулируются нормами главы 40 «Перевозка» ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров на основе соответствующих договоров перевозки.

Предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и пользование транспортных средств с экипажем регулируется нормами главы 34 «Аренда» ГК РФ об аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

Данный вид деятельности не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и (или) грузов и, соответственно, не может быть переведен на систему налогообложения в виде ЕНВД.

В отношении указанной предпринимательской деятельности применяются иные режимы налогообложения.

(Письмо Минфина России № 03-11-11/58655 от 07.10.16)

Как удержать НДФЛ, если в отношении физлица проводится процедура банкротства?

Минфин России рассмотрел письмо по вопросу исполнения организацией обязанностей налогового агента в отношении доходов физических лиц при проведении процедуры банкротства.

Как отметило финансовое ведомство, мораторий на уплату налогов, предусмотренный Федеральным законом № 127-ФЗ, распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов, обязанных исчислить и перечислить в бюджет за налогоплательщика соответствующую сумму налога.

При этом согласно подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ работодатели обязаны письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах. Поэтому, при введении указанного моратория налоговый агент обязан сообщить в инспекцию о невозможности удержания соответствующей суммы НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 13.10.2016 г. № 03-04-06/59816)

Разъяснены вопросы налогообложения НДФЛ доходов при прощении долга по беспроцентному займу

Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от ЮЛ или ИП, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 212 НК РФ.

С 1 января 2016 года дата фактического получения дохода, полученного от экономии на процентах, определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства.

При этом сообщается, что в случае, если до 2016 года погашение задолженности по беспроцентному займу не производилось, то дохода в виде материальной выгоды, подлежащего обложению НДФЛ, в налоговых периодах, предшествующих налоговому периоду 2016 года, не возникало.

Указано также, что при прощении долга дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование беспроцентными займами за периоды до 2016 года у налогоплательщика также не возникает.

Вместе с тем у должника возникает экономическая выгода, предусмотренная статьей 41 НК РФ, в виде дохода в размере суммы прощенной задолженности. Указанный доход подлежит налогообложению НДФЛ в установленном порядке.

(Письмо ФНС России от 27.10.2016 N БС-4-11/20459@ «Об обложении налогом на доходы физических лиц»)

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено получение одним из супругов социального налогового вычета по расходам за обучение другого супруга

Налогоплательщики имеют право на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 219 НК РФ.

В частности, вычет может быть предоставлен в сумме, уплаченной налогоплательщиком за свое обучение в образовательных учреждениях, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей.

Сообщается также, что с учетом положений статьи 256 Гражданского кодекса РФ и статей 34 и 35 Семейного кодекса РФ налогоплательщики-супруги вправе претендовать на получение социального налогового вычета независимо от того, на кого из супругов оформлены документы, подтверждающие фактические расходы.

(Письмо ФНС России от 24.10.2016 N БС-4-11/20142@ «По вопросу предоставления социальных налоговых вычетов по произведенным расходам супругов»)

Об уплате транспортного налога: разъяснения ФНС России

В налоговые органы поступили сведения, что на налогоплательщика 23 декабря 2008 г. зарегистрирован автомобиль Peugeot Partner с типом т/с «автомобиль легковой». На основании указанных сведений был исчислен транспортный налог, который оплатили согласно налоговым уведомлениям за 2008-2011 гг. В момент снятия автомобиля с учета поступили сведения, что принадлежавший налогоплательщику в период с 23 декабря 2008 г. по 25 августа 2012 г. автомобиль имеет тип т/с «автомобиль грузовой». На автомобиль в 2013 г. было произведено доначисление за 2010, 2011 гг. и расчет транспортного налога за 2012 г. с учетом ставок, предусмотренных для грузовых автомобилей.

Разъяснено, что направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Таким образом, действия налогового органа по перерасчету налога за 2009 и 2012 гг., а также его начисление по ставке, определяемой по типу т/с «автомобили грузовые», соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах.

Также сообщается, что обязанность по уплате налога прекращается в том числе с уплатой налога. При этом истечение срока давности в качестве основания для прекращения обязанности по уплате налогов не предусмотрено.

(Письмо ФНС России от 24 октября 2016 г. № БС-2-21/1073@ «О рассмотрении обращения»)

Об определении дохода при исчислении индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

ФНС России разъяснила, что при исчислении в 2014 г. индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговые вычеты, предусмотренные НК РФ, не учитываются.

Напоминается, что с 1 января 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование будут переданы налоговым органам. В связи с этим частично изменится порядок определения базы для исчисления страховых взносов для плательщиков, не производящих выплаты физлицам (для самозанятых).

Доход будет учитываться для плательщиков, уплачивающих НДФЛ, в соответствии с положениями об определении базы данного налога.

(Письмо ФНС России от 25 октября 2016 г. № БС-19-11/160@ «Об определении дохода при исчислении индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»)

Минэкономразвития России обозначены условия, при которых субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых отсутствуют в едином реестре субъектов МСП, смогут получать государственную поддержку

Разъясняется, что Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 августа 2016 года обновлены критерии и порядок отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП. Согласно внесенным изменениям, с 1 августа 2016 года сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях вносятся в единый реестр МСП, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФНС России. Таким образом, статус субъекта МСП присваивается хозяйствующим субъектам автоматически. При этом в настоящий момент в информационных ресурсах ФНС России отсутствует оперативная информация о структуре уставного капитала акционерных обществ, в связи с чем в настоящий момент в реестр МСП включены сведения лишь о некоторых акционерных обществах. При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие условиям отнесения к субъектам МСП, действовавшим до вступления в силу Федерального закона N 408-ФЗ, сохраняют право на поддержку, оказанную таким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до 1 августа 2016 года в соответствии с программами, содержащими мероприятия, направленные на развитие МСП, в срок до 31 декабря 2016 года.

Такие лица смогут продолжать получать указанную поддержку при условии:

  • соответствия их критериям отнесения к субъектам МСП, действовавшим до вступления в силу Федерального закона N 408-ФЗ;
  • наличия утвержденных до 1 августа 2016 года протоколов заседаний конкурсных комиссий субъектов РФ (муниципальных образований), содержащих сведения о победителях конкурса по отбору заявок субъектов МСП, претендующих на получение поддержки, и (или) решений уполномоченных органов субъектов РФ (муниципальных образований) и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, о предоставлении поддержки указанным субъектам МСП.

При этом воспользоваться оказываемой поддержкой в порядке и на условиях, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъекта РФ, указанные хозяйствующие субъекты вправе до 31 декабря 2016 года.

В то же время право на получение поддержки, оказываемой начиная с 1 августа 2016 года, у хозяйствующих субъектов, не включенных в реестр субъектов МСП, отсутствует.

(Письмо Минэкономразвития России от 09.09.2016 N Д05и-1025 «О реализации мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.