Мониторинг изменений за период 01.05.17 - 07.05.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

Уточнен порядок предоставления Федеральной налоговой службой сведений о филиале или представительстве иностранного юридического лица

Скорректирован порядок предоставления Федеральной налоговой службой таких сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, в виде выписки из реестра или справки об отсутствии запрашиваемой информации на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Предусмотрено, что указанные сведения предоставляются в электронном виде бесплатно в течение одного рабочего дня, а на бумажном носителе - за плату в течение 5 рабочих дней.

Указанные выписка или справка в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью оператора информационной системы - уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

(Федеральный закон от 01.05.2017 N 97-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»)

Россия и Казахстан договорились об особенностях налогообложения на территории г. Байконура

Россией ратифицирован соответствующий Протокол о внесении изменений в Соглашение между Россией и Казахстаном о статусе Байконура от 23 декабря 1995 года.

В соответствии с Соглашением, г. Байконур является административно-территориальной единицей Казахстана, функционирующей на условиях аренды. На период аренды комплекса Байконур наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения РФ. Однако Соглашением не был установлен порядок взимания налогов, в силу чего в Байконуре в настоящее время применяются положения как законодательства РФ о налогах и сборах, так и налогового законодательства Казахстана.

В целях урегулирования вопросов налогообложения косвенными налогами на территории Байконура Протокол устанавливает особый порядок их взимания.

Протокол, в частности, предусматривает применение ставки НДС 0 процентов и (или) освобождение от акцизов при вывозе товаров с территории Байконура, признаваемой в целях налогообложения косвенными налогами территорией РФ, на иную территорию Казахстана и взимание этих налогов при ввозе товаров в Байконур из Казахстана по ставкам государства-импортера, а также устанавливает порядок определения места реализации работ (услуг) при выполнении работ (оказании услуг) по договорам между лицами, зарегистрированными в налоговом органе Байконура, и лицами, зарегистрированными на иной территории Казахстана.

Протокол также устанавливает, что ввоз товаров в Байконур из Казахстана облагается косвенными налогами по ставкам, установленным НК РФ, взимаемыми налоговым органом Байконура, за исключением товаров, которые в соответствии с налоговым законодательством РФ не подлежат налогообложению при ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При реализации товаров на территории Байконура без вывоза этих товаров в Казахстан косвенные налоги применяются в соответствии с НК РФ. Определено также, что если местом реализации работ (услуг) признается Байконур, то при выполнении работ (оказании услуг) налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с НК РФ.

(Федеральный закон от 01.05.2017 N 81-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года»)

Минэкономразвития России утвердило коэффициенты-дефляторы к ставкам НДПИ при добыче угля на II квартал 2017 года

Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах при добыче:

  • антрацита - 1,226;
  • угля коксующегося - 1,331;
  • угля бурого - 1,090;
  • угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,081.

Коэффициенты-дефляторы ежеквартально устанавливаются по каждому виду угля с учетом изменения цен на уголь в Российской Федерации.

(Приказ Минэкономразвития России от 17.04.2017 N 186 «О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля», зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2017 N 46539)

Утвержден ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»

Стандарт определяет основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета, общие правила признания (прекращения признания) их в бухгалтерском учете, оценку (денежное измерение), а также методы оценки (денежного измерения) объектов бухгалтерского учета, общие требования к порядку формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и ее качественные характеристики, основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2018 года.

(Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 N 46517)

Для организаций государственного сектора утвержден ФСБУ «Основные средства»

Стандарт применяется при ведении бухгалтерского учета материальных ценностей, полученных (переданных) субъектом учета во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования, признаваемых основными средствами, с учетом положений, установленных иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2018 года.

(Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 N 46518)

Для организаций государственного сектора утвержден ФСБУ «Обесценение активов»

Стандарт устанавливает единые требования к порядку выявления признаков обесценения активов, признаков снижения убытка от обесценения активов, классификацию и состав таких признаков, требования к порядку признания (восстановления) убытков от обесценения активов в бухгалтерском учете, к реклассификации активов для целей обесценения, а также к информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате признания (восстановления) убытков от обесценения активов.

Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2018 года.

(Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 259н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 N 46520)

Для организаций государственного сектора утвержден ФСБУ «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»

Положения стандарта применяются при формировании как индивидуальной, так и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения, а также при публичном раскрытии показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стандарт не подлежит применению:

  • при составлении и представлении отчетности специального назначения, в том числе управленческой отчетности, а также налоговой отчетности и отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения;
  • при составлении и представлении отчетности общего назначения субъектами, осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета и составлению, представлению бюджетной отчетности, за исключением казенных учреждений, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стандарт применяется при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2018 года.

(Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 260н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 N 46519)

Таможенное дело

В перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, включены бланки разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, и бланки книжек МДП

Условием помещения бланков разрешений под специальную таможенную процедуру является представление таможенному органу письменного подтверждения уполномоченного органа в области транспорта государства - члена ЕАЭС, в котором указываются перечни видов перемещаемых бланков разрешений, их количество, а также диапазон номеров.

Условием помещения бланков книжек МДП под специальную таможенную процедуру является представление таможенному органу письменных документов Международного союза автомобильного транспорта или гарантийного объединения в рамках Конвенции МДП государства - члена, в котором указываются перечни видов перемещаемых бланков книжек МДП, их количество, диапазон номеров, получатель и отправитель, а также наименование перемещающей организации.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 N 15 «О внесении изменения в перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру»)

Правовые новости

Подписан закон, обязывающий обеспечить возможность расчетов с использованием платежных карт «МИР»

Соответствующие изменения внесены в Закон о защите прав потребителей и Закон о национальной платежной системе.

Так, в частности, использование национальных платежных инструментов обязаны обеспечить субъекты предпринимательской деятельности, выручка которых за предшествующий календарный год превышает 40 млн. рублей (установлен ряд исключений, в том числе отсутствие доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) Интернету).

Дополняются обязанности кредитных организаций при осуществлении выплат за счет бюджетных средств. Устанавливаются сроки перехода на применение национальных карт:

  • при открытии банковского счета в целях получения выплат за счет бюджетных средств, предусматривающего осуществление операций с использованием платежных карт, - с 1 июля 2017 года;
  • в целях осуществления социальных выплат, пенсий и ежемесячного пожизненного содержания судей - по истечении срока действия используемых карт, но не позднее 1 июля 2020 года;
  • в целях выплат денежного содержания, вознаграждения, довольствия государственных служащих, заработной платы бюджетников и государственных стипендий - с 1 июля 2018 года.

Скорректированы критерии отнесения платежной системы к системно значимой и к социально значимой.

Расширен перечень возможных участников НСПК (включены в том числе иностранные банки и международные финансовые организации).

(Федеральный закон от 01.05.2017 N 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе»)

Законопроекты

ФНС планирует изменить декларацию по налогу на прибыль

Федеральная налоговая служба разместила уведомление о разработке приказа, вносящего изменения в форму декларации по налогу на прибыль организаций.

Необходимость изменений обосновывается тем, что были внесены поправки в Налоговый кодекс, в частности, в порядок учета убытков прошлых лет.

ФНС обновит форму уведомления о контролируемых сделках

ФНС РФ готовит проект приказа, которым будет утверждена новая форма уведомления о контролируемых сделках.

Сообщение об этом опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.

В настоящее время уведомление о контролируемых сделках подается по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

В ФНС поясняют, что обновление формы связано с внесением в НК РФ новых оснований для признания внутрироссийских сделок контролируемыми, переходом на использование новых классификаторов ОКПД 2 и ОКВЭД 2, а также заменой кодов ОКАТО на коды ОКТМО.

Напомним, по нормам статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.

Уведомление о контролируемых сделках направляется в налоговые органы в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Предполагается, что новая форма уведомления будет введена в 2018 году.

ФНС разработала форму документа о подтверждении налогового статуса

ФНС разработала форму и формат представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ.

Текст соответствующего проекта приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Проект содержит форму документа, подтверждающего налоговый статус, и порядок его заполнения. Также проект приказа предполагает, что в электронной форме такой документ направляется в формате PDF.

Указанный документ подтвердит, что лицо – налоговый резидент РФ, то есть имеет существенную связь с государством и облагается налогами именно в таком государстве. Этот документ может использоваться в различных случаях, в том числе для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения РФ.

Подтверждение статуса налогового резидента РФ для юридических лиц, физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей осуществляют налоговые органы по заявлению указанных лиц, написанному в произвольной форме.

В порядок ведения кассовых операций внесут изменения

ЦБ подготовил проект Указания о внесении изменений в Указание Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Документ опубликован на портале проектов НМА.

Указанием, в частности, предусмотрено, что при оформлении приходного кассового ордера 0310001 в электронном виде квитанция к приходному кассовому ордеру 0310001 может направляться вносителю наличных денег по его просьбе на предоставленный им адрес электронной почты.

Судебная практика

Нельзя регистрировать фирмы на участников, исключенных из ЕГРЮЛ с недоимками юрлиц

ООО представило в инспекцию заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи с заменой участника Ж. на Н. и отчуждением 40%-ной доли в уставном капитале компании. Инспекция отказала в регистрации изменений. Установлено, что Н. ранее являлась участником другой фирмы с долей участия 50%. Фирма была ликвидирована в 2014 году как недействующее лицо по решению регистрирующего органа. На момент исключения у нее имелась задолженность перед бюджетом, признанная безнадежной к взысканию, и на момент представления ООО документов на госрегистрацию не истек трехлетний срок с момента исключения указанной фирмы из ЕГРЮЛ.

Н. обратилась в суд, полагая, что запрет на участие таких лиц в юрлицах введен в действие федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ (направленным на обеспечение достоверности сведений в ЕГРЮЛ), который вступил в силу с 1 января 2016 года, а обстоятельства, явившиеся основанием для отказа в госрегистрации, возникли до вступления силу этого закона.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф04-1192/2017 от 21.04.2017) признали законным решение инспекции, пояснив, что на момент принятия оспариваемого решения закон 67-ФЗ вступил в силу, следовательно, его положения должны быть применены к спорным правоотношениям как возникшим после введения его в действие.

(дело № А03-10637/2016)

Привлечение подрядчика к производству не дает права учесть расходы в числе косвенных

ООО «Н» (заказчик) и ООО «Л» (исполнитель) заключили договор на обслуживание процесса добычи нефти, согласно которому исполнитель обязался собственными силами обеспечить оказание услуг с помощью своего оборудования и имущества. Затраты были включены заказчиком в состав косвенных расходов согласно положениям учетной политики.

В ходе выездной проверки налоговая установила, что ООО «Н» не имело персонала, а основные средства передало исполнителю. При этом ООО «Н» в нарушение положений пунктов 2, 3 статьи 319 НК при наличии по состоянию на 31 декабря 2011 года остатков на счетах 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные» все соответствующие расходы, собранные на счете 20 «Основное производство» (услуги по добыче нефти и попутного газа), списало в уменьшение налогооблагаемой прибыли. По результатам проверки ИНФС уменьшила убыток по налогу на прибыль.

Суды двух инстанций отменили решение инспекции, указав, что отнесение услуг исполнителя к косвенным расходам предусмотрено учетной политикой компании.

Кассация отменила решение судов, разъяснив, что статья 318 НК предусматривает включение в состав прямых расходов именно тех, которые связаны с производством. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством, к косвенным только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым расходам, применив экономически обоснованные показатели. Отнесение компанией всех спорных затрат на производство в состав косвенных расходов не соответствует положениям пункта 1 статьи 272, пункта 1 статьи 318 НК. Поскольку затраты на добычу нефти и попутного газа непосредственно участвуют в формировании себестоимости добытых природных ресурсов, непосредственно связаны с производством, инспекция правомерно отнесла эти расходы к прямым.

В решении кассации (Ф07-2507/2017 от 21.04.2017) указано: «привлечение подрядной организации для целей добычи нефти, когда добыча полностью осуществляется ею, не дает налогоплательщику права не учитывать такие расходы в составе прямых расходов».

(дело № А05-6581/2016)

Суды против учета фирмой расходов на ремонт арендованного у директора жилого дома

Компания (арендатор) заключила с директором (арендодатель) договор аренды дома для использования в целях размещения аппарата управления и других служб арендатора. Стоимость аренды составляла 100 тысяч рублей в месяц. Договором предусмотрена обязанность арендатора не производить перепланировки и неотделимые улучшения арендуемого помещения без письменного разрешения арендодателя, а при его наличии производить все работы за свой счет. Компания провела работы по ремонту здания (работы в подвальном помещении, 1 и 2 этажах здания, ремонт стен, полов, потолков, электрики, проемов, снаружи дом облицован фасадными панелями). Стоимость работ была учтена в расходах при исчислении налога на прибыль.

По результатам выездной проверки ИФНС исключила эти расходы, доначислила налог, пени и штраф, установив, что арендодатель являлся единоличным исполнительным органом арендатора, согласовывал объем и наименование ремонтных работ. По мнению инспекции, директор произвел комплекс ремонтных работ принадлежащего ему жилого дома за счет средств компании, получив таким способом выгоду в виде безвозмездно отремонтированного жилого дома (для себя) и в виде уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (для компании).

Компания оспорила решение в суде, указав, что инспекция не ставит под сомнение наличие деловой цели договора аренды дома, и не установила факт неиспользования его в предпринимательской деятельности. Эти расходы подлежат учету на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК как иные расходы, связанные с производством и реализацией.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на статью 288 ГК, которая предусматривает возможность размещения фирмы в жилом помещении только после его перевода в нежилое. Согласно пункту 2 статьи 671 ГК юрлицо вправе использовать жилое помещение лишь для проживания граждан. Таким образом, сделки, связанные с арендой жилых помещений, которые не были переведены в нежилые, для использования в производственной деятельности, являются ничтожными.

Суды (постановление кассации Ф08-2424/2017 от 24.04.20017) также пояснили, что полученное в аренду недвижимое имущество (жилой дом) объектом основных средств у арендодателя не является, и расходы на ремонт арендованного у физлица жилого помещения не образуют самостоятельного объекта основных средств, в связи с чем не могут учитываться в качестве таковых в бухучете арендатора.

Такое решение суды принимают не впервые. Как следует из материалов другого дела – № А42-8232/2014, суды не разрешили учесть расходы на ремонт оздоровительного комплекса, арендованного у директора для занятий работников спортом. Более того, суды согласились с получением директором дохода в натуральной форме и оставили в силе доначисление НДФЛ.

(дело № А53-1756/2016)

Суды против начислений налога только исходя из показаний неоформленных работников

Предприниматель применял УСН с объектом обложения «доходы», занимался пассажирскими перевозками и представил за 2012-2013 годы декларацию с нулевыми суммами налога к уплате.

В ходе выездной проверки предпринимателя инспекция направила требование о представлении первичных документов. Документы представлены не были, и инспекция направила запросы в ГИБДД о представлении информации в отношении предпринимателя. На основании полученного ответа инспекция установила водителей, работавших у предпринимателя, в частности, водителей, совершивших нарушения ПДД на автомобилях, принадлежавших ИП. Водители пояснили, что никто из них у предпринимателя трудоустроен не был, автотранспортные средства передавались без оформления соответствующих документов, никакого навигационного оборудования GPS, GPS- Глонасс на транспортных средствах не устанавливалось. После работы выручка передавалась водителями предпринимателю без оформления каких-либо документов. На основании указанной водителями выручки (фиксированного плана выручки) инспекция исчислила налог по УСН расчетным методом, а также доначислила пени и штраф. При этом аналогичных налогоплательщиков инспекцией не установлено.

Суд первой инстанции поддержал выводы инспекции. Апелляция отменила его решение, указав на отсутствие надлежащих доказательств, достоверно подтверждающих размер полученного предпринимателем дохода. Суд пояснил, что документы, на основании которых исчислен налог (лицензия, выписки из журналов регистрации путевых листов, график техобслуживания) не являются достаточным основанием для исчисления налога. Нарушение ПДД также не свидетельствует о размере полученного дохода. Свидетельские показания являются исключительно источником информации, не являются основанием для начисления налогов и должны оцениваться в совокупности с иными доказательствами, которые инспекция не представила.

В решении кассации (Ф04-848/2017 от 24.04.2017) указано: «неустановление аналогичных налогоплательщиков в регионе в проверяемый период не может служить основанием для использования не предусмотренного действующим законодательством способа определения налоговых обязательств налогоплательщика исключительно на свидетельских показаниях».

(дело № А46-2191/2016)

ВС: предприниматели на УСН при исчислении взносов вправе уменьшать доходы на расходы

Предприниматель применял УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» и исчислил ежегодный страховой взнос в виде 1% с превышения доходов над суммой 300 тысяч рублей исходя из доходов, уменьшенных на расходы. Выявив у предпринимателя недоимку по взносам за 2014 год, ПФ направил предпринимателю требование об уплате задолженности. Неисполнение требования в добровольном порядке в установленный срок послужило основанием для принятия фондом решения о взыскании спорной недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банке.

Суды первой инстанции, апелляция и окружной арбитражный суд признали законным решение фонда, указав, что положениями статьи 14 закона 212-ФЗ подлежащие уплате взносы поставлены в зависимость от размера дохода предпринимателя и не связаны с порядком определения предпринимателем, применяющим УСН с объектом обложения доходы минус расходы, налоговой базы по УСН (с учетом расходов).

ВС (304-КГ16-16937 от 18.04.2017) отменил решения судов. Причина в том, что после того, как настоящий спор был рассмотрен судами трех инстанций, вышло постановление КС от 30.11.2016 № 27-П. В нем разъяснено, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 закона 212-ФЗ и статьи 227 НК предполагают, что доход предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты физлицам, подлежит уменьшению на величину подтвержденных расходов в соответствии правилами учета таких расходов для целей исчисления НДФЛ.

ВС решил, что принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, ВС распространил позицию КС и на плательщиков УСН, отменил судебные акты и направил дело в суд первой инстанции для определения реального размера обязательств предпринимателя.

(дело № А27-5253/2016)

Суды против взыскания с налоговой судебных расходов по минимальным тарифам

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила фирме налоги, пени и штрафы. Суды двух инстанций признали законным решение инспекции. Кассация направила дело на новое рассмотрение, при котором решение налоговой отменено тремя инстанциями. Компания обратилась в суд с иском о взыскании с инспекции судебных расходов в размере 250 тысяч рублей.

Суды трех инстанций признали разумным размер судебных расходов в 150 тысяч рублей. Суд пояснил, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Суды (постановление кассации Ф06-19590/2017, Ф06-19799/2017 от 21.04.2017) отклонили довод инспекции о чрезмерности судебных расходов, а также приведенные налоговиками расценки на юридические услуги и прайс-листы палаты адвокатов. В данных прайс-листах приведены минимальные тарифы и расценки, которые не могут быть приняты во внимание в качестве усредненного значения стоимости юридических услуг в городе, поскольку являются рекомендуемыми минимальными ставками гонорара за оказание юридической помощи.

(дело № А55-20070/2014)

Прочее

ФНС России даны рекомендации по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль организаций с учетом изменений в порядке налогообложения прибыли КГН

С 1 января 2017 года налоговая база по консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) определяется как сумма всех налоговых баз участников КГН с учетом установленных особенностей, предусматривающих, в том числе, новый порядок учета убытков, полученных в отчетном (налоговом) периоде участниками КГН.

До внесения изменений в налоговую декларацию и порядок ее заполнения рекомендуется, в частности:

в Листе 02 (по строкам 010 - 080) и в приложениях к нему указывать данные по всем участникам группы независимо от результатов их хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период. По строке 100 «Налоговая база» Листа 02 отражать показатель уже с учетом уменьшения консолидированной налоговой базы на суммы убытков участников КГН за отчетный (налоговый) период в размере, не превышающем 50 процентов консолидированной налоговой базы.

Указан также порядок формирования показателей в случае корректировки налоговой базы кем-либо из участников КГН, а также сообщены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

(Письмо ФНС России от 26.04.2017 N СД-4-3/7955@ «О вопросах заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по КГН»)

Деятельность по реализации собственной кулинарной продукции с доставкой покупателю нельзя перевести на ЕНВД

По мнению специалистов Минфина, налогоплательщики не вправе применять «вмененку» в отношении предпринимательской деятельности по реализации собственной кулинарной продукции с условием доставки или самовывоза.

Чиновники напоминают, что на ЕНВД можно перевести услуги общественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Об этом сказано в статье 346.26 НК РФ.

Однако в НК РФ нет аналогичного положения для предпринимательской деятельности по реализации собственной кулинарной продукции с доставкой потребителям на дом или в офис организации. Поэтому такая деятельность на ЕНВД не переводится. По этой же причине «вмененку» нельзя применять в отношении предпринимательской деятельности по реализации собственной кулинарной продукции с условием самостоятельного вывоза продукции потребителем.

(Письмо Минфина России от 06.04.17 № 03-11-11/20439)

ИП на УСН включает в доходы проценты по выданным займам

На основании пункта 6 статьи 250 НК доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, учитываются в составе внереализационных доходов.

Таким образом, доходы в виде процентов, полученных ИП в отношении предпринимательской деятельности в связи с заключением договоров займа, признаются доходами в целях налогообложения при применении УСН.

В то же время применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Кодекса).

Особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, установлены статьей 214.2 НК.

При этом данный порядок следует применять к процентным доходам по вкладам в банках независимо от того, зарегистрированы физические лица, получающие такие доходы, в качестве индивидуальных предпринимателей или нет, и отражается ли наличие такой регистрации в договоре банковского вклада.

(Письмо Минфина России № 03-11-11/20549 от 06.04.2017)

Разъяснен порядок налогообложения имущества, находящегося в общей долевой собственности, а также имущества, находящегося в общей совместной собственности

При исчислении налога на имущество организаций налоговая база в отношении объекта недвижимого имущества:

  • находящегося в общей долевой собственности, определяется исходя из кадастровой стоимости помещения, принадлежащего каждому налогоплательщику, пропорционально его доле в праве общей собственности;
  • находящегося в общей совместной собственности - в равных долях.

(Письмо ФНС России от 18.04.2017 N БС-4-21/7363 «О направлении письма Минфина России о порядке налогообложения недвижимого имущества организаций, находящегося в общей собственности»)

Минфин России сообщил о размере государственной пошлины за переоформление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкоголя в случае подачи заявления после 31 марта 2017 года

В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ, с 31 марта 2017 года будут выдаваться самостоятельные лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Выданная до этой даты «единая» лицензия действует до окончания срока ее действия.

По мнению Минфина России:

  • в случае переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, например в связи с изменением наименования юридического лица, либо в связи с утратой лицензии, выданной до 31 марта 2017 года, государственная пошлина уплачивается в размере, установленном абзацем 19 подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ;
  • в случае подачи заявления о продлении срока действия лицензии государственная пошлина уплачивается в размере, установленном абзацем 24 подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, за каждый вид деятельности, в частности за розничную продажу алкогольной продукции и (или) за розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

(Письмо Минфина России от 07.04.2017 N 03-05-04-03/20613)

Отчитаться о полученных в 2016 году доходах, представив декларацию 3-НДФЛ, необходимо до 2 мая 2017 года

ФНС России напоминает налогоплательщикам - физлицам об обязанности задекларировать полученные в 2016 году доходы от продажи недвижимости, получения в дар имущества от лиц, не являющихся близкими родственниками, от выигрыша в лотерею и пр. доходы.

Представить декларацию должны также индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой.

Заплатить исчисленный в декларации налог можно будет до 17 июля 2017 года.

Особое внимание обращено на то, что на получение налоговых вычетов предельный срок подачи декларации - 2 мая 2017 года - не распространяется.

В информации приведены также особенности декларационной кампании в 2017 году (не нужно представлять декларацию по НДФЛ, если налог не был удержан налоговым агентом, вводится расчет НДФЛ по новым правилам для лиц, продавших недвижимость, приобретенную после 1 января 2016 года).

(Информация ФНС России «О подаче налоговой декларации по НДФЛ»)

В сальдо расчетов плательщика страховых взносов по состоянию на 01.01.2017 не должны включаться суммы доначислений за 2016 год

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов предусмотрена передача в УФНС России по субъектам РФ сальдо расчетов плательщика страховых взносов по состоянию на 01.01.2017.

ФНС России сообщает, что в указанное сальдо не должны включаться суммы доначислений по расчетам за 2016 год, поскольку срок уплаты платежа страхового взноса за декабрь 2016 года - 15.01.2017.

В случае включения в сальдо указанных сумм налоговые органы вправе исправить установленные недостатки в карточках «Расчетов с бюджетом» только после представления уточненных сведений Фондом.

(Письмо ФНС России от 15.03.2017 N ЗН-4-1/4593@)

Если зарплата работника за 2016 год была пересчитана, уточненные расчеты по страховым взносам (РСВ-1 и 4-ФСС) необходимо представить в фонды

С 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы в налоговые органы. Полномочия, включающие прием уточненных расчетов и контроль за правильностью исчисления страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, сохранены за ПФР и ФСС РФ.

В случае представления в фонды уточненных расчетов информация о доначисленных (уменьшенных) суммах страховых взносов будет направлена в налоговые органы в рамках межведомственного взаимодействия.

(Письмо ФНС России от 20.04.2017 N БС-4-11/7552@)

При нахождении работника в командировке в декабре 2016 г. - январе 2017 г. новое законодательство о страховых взносах применяется к суточным, начисленным с 1 января 2017 года

Минфин России разъяснил, что в ситуации, когда суточные работнику начисляются в декабре 2016 г., к таким выплатам применяется законодательство о страховых взносах, действовавшее до 1 января 2017 г., а именно Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах...».

В отношении сумм, начисляемых командированному работнику после этой даты, применяются положения Налогового кодекса РФ.

(Письмо Минфина России от 13.04.2017 N 03-15-06/22143)

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год отражаются по КБК 182 1 02 02140 06 1110 160

За расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года по указанному КБК подлежат отражению суммы страховых взносов на ОПС, в том числе исчисленные с доходов плательщика, полученных сверх предельной величины дохода, установленной статьей 430 НК РФ.

Обращено также внимание на то, что при осуществлении платежей в бюджетную систему РФ с целью своевременного их зачисления плательщик должен руководствоваться информацией, доведенной до него администратором доходов бюджетов.

(Письмо Минфина России от 07.04.2017 N 02-05-10/21007 «О применении бюджетной классификации Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год»)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.