Мониторинг изменений за период 02.01.17 - 15.01.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

Обновлен перечень видов товаров для детей в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов

В обновленном классификаторе наименования и коды товаров приведены в соответствие с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

(Постановление Правительства РФ от 28.12.2016 N 1527 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908»)

Перечень медицинских товаров, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, изложен в новой редакции

В обновленном перечне приводится код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, а также уточнены некоторые позиции.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

(Постановление Правительства РФ от 31.12.2016 N 1581 «О внесении изменений в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость»)

В налоговую декларацию по НДС внесены изменения

Приказ содержит новые редакции отдельных разделов и приложений к налоговой декларации по НДС, утвержденной Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

В частности, изменения внесены в раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет...», разделы 4 и 6, предназначенные для расчета сумм налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена/не подтверждена, отдельные страницы разделов 8 - 11 и др.

В новой редакции изложено приложение, содержащее коды операций.

С учетом поправок скорректирован порядок заполнения налоговой декларации и форматы представления сведений в электронной форме.

Обновление налоговой декларации обусловлено необходимостью приведения ее в соответствие с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ.

(Приказ ФНС России от 20.12.2016 N ММВ-7-3/696@ «О внесении изменений и дополнений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@», зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2017 N 45170)

Вводится в действие налоговая декларация по НДС, уплачиваемому иностранной организацией, оказывающей IT-услуги

С 1 января 2017 года Налоговый кодекс РФ дополняется новой статьей 174.2, устанавливающей особенности исчисления и уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме (это, в том числе, предоставление прав на использование программ (включая компьютерные игры), оказание рекламных услуг в сети «Интернет», предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга и т.д.).

В этой связи утверждены форма налоговой декларации, порядок ее заполнения, формат представления декларации в электронной форме.

(Приказ ФНС России от 30.11.2016 N ММВ-7-3/646@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, порядка ее заполнения, а также формата представления в электронной форме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме», зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44951)

В Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, включен новый раздел

Речь идет о разделе V «Сумма торгового сбора, уменьшающая сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу), исчисленного по объекту налогообложения от вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, за отчетный (налоговый) период».

Кроме того, некоторые абзацы изложены в новой редакции, а часть признана утратившей силу.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по упрощенной системе налогообложения.

(Приказ Минфина России от 07.12.2016 N 227н «О внесении изменений в форму Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения», зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45069)

Для иностранных организаций, оказывающих IT-услуги, утверждены формы заявлений о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе

С 1 января 2017 года услуги иностранных организаций в электронной форме (это, в том числе, предоставление прав на использование программ (включая компьютерные игры), оказание рекламных услуг в сети «Интернет», предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга и т.д.) подлежат обложению НДС.

Постановка на учет в налоговом органе и снятие с учета таких иностранных организаций осуществляется на основании соответствующих заявлений, формы которых утверждены ФНС России.

Утверждены также форматы представления заявлений в электронной форме и порядок их заполнения.

(Приказ ФНС России от 12.12.2016 N ММВ-7-14/677@ «Об утверждении форм и форматов заявлений, используемых в налоговых органах при учете иностранных организаций, указанных в пункте 4.6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядков заполнения форм заявлений», зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2017 N 45167)

Уведомить налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях необходимо по утвержденной форме

Подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщиков по уведомлению налогового органа о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

В целях исполнения данной обязанности ФНС России утверждены форма и формат соответствующего уведомления, а также порядок заполнения данной формы и порядок представления уведомления в электронной форме.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с гл. 23 или гл. 25 НК РФ (п. 2 ст. 25.14 НК РФ).

(Приказ ФНС России от 13.12.2016 N ММВ-7-13/679@ «Об утверждении формы и порядка заполнения формы уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также формата и порядка представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме», зарегистрировано в Минюсте России 10.01.2017 N 45140)

Информация об открытии (закрытии) счета, об изменении его реквизитов, о предоставлении права (прекращении права) использовать КЭСП представляется по новым формам

В новой редакции изложены формы соответствующих сообщений, направляемых банками в налоговые органы. С учетом данных изменений скорректирован формат направления сообщений в электронной форме.

Обновление форм сообщений связано с изменениями, внесенными в статью 86 НК РФ, предусматривающую обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля.

(Приказ ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-14/684@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 23.05.2014 N ММВ-7-14/292@», зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2017 N 45132)

План счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях с 1 января 2017 года дополняется новыми счетами

Соответствующие дополнения вносятся в «Положение о Плане счетов бухгалтерского учета...» (утв. Банком России 02.09.2015 N 486-П), вступающее в силу с указанной даты.

Помимо новых счетов, предназначенных в том числе для переоценки стоимости некоторых активов, вносимыми поправками скорректированы наименования отдельных счетов бухгалтерского учета и уточнено их назначение.

(Указание Банка России от 27.12.2016 N 4247-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения», зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2016 N 45012)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Уточнен порядок расчета среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Установлено, что средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 3.3 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установленных на 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 г. включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 г.).

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

(Постановление Правительства РФ от 31.12.2016 N 1573 «О внесении изменения в Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан»)

Поручение территориального органа страховщика направляется в обслуживающий страхователя банк территориальным органом Казначейства России в порядке, установленном для направления средств инкассового поручения

Соответствующий порядок установлен Положением Банка России от 29.06.2012 N 384-П «О платежной системе Банка России». Банк России обеспечивает направление обслуживающему страхователя банку (иной кредитной организации) поручения территориального органа страховщика в электронном виде, а также направление территориальному органу Федерального казначейства для последующей передачи территориальному органу страховщика уведомлений в электронном виде о результатах выполнения процедур приема к исполнению и исполнения инкассовых поручений в соответствии с указанным Положением.

Установленный порядок также распространяется на подразделения Банка России - территориальные учреждения Банка России, полевые учреждения Банка России (за исключением полевых учреждений Банка России, не являющихся участниками электронных расчетов согласно Справочнику банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих перевод денежных средств в рамках платежной системы Банка России, и подразделений Банка России, не являющихся участниками расчетов) и структурные подразделения Банка России.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

(Указание Банка России от 05.12.2016 N 4226-У «О порядке направления в банк (иную кредитную организацию) поручения территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации на перечисление сумм страховых взносов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации со счетов страхователей в электронном виде через территориальные органы Федерального казначейства», зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45073)

Статистика

Росстатом утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения N 6-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов и ресурсов категории D0 нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа, примесей ванадия и никеля в нефти»

Форма подлежит представлению в Роснедра до 10 февраля года, следующего за отчетным периодом, юридическими лицами; индивидуальными предпринимателями; иностранными гражданами; участниками договора простого товарищества, ведущими геологическое изучение недр, поиски и оценку месторождений, разведку и добычу полезных ископаемых, являющимися пользователями недр.

Форма вводится с отчета за 2016 год.

Утратившим силу признан приказ Росстата от 18.01.2012 N 5 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедрами федерального статистического наблюдения за состоянием и изменением запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа, примесей ванадия и никеля в нефти».

(Приказ Росстата от 21.12.2016 N 844 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за состоянием и изменением запасов и ресурсов категории D0 нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа, примесей ванадия и никеля в нефти»)

Законопроекты

Готовятся поправки в ПБУ об учете активов и обязательств, выраженных в инвалюте

Минфин опубликовал проект изменений в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

В нем будет оговорено, что в случае совершения организацией операций в иностранной валюте с целью хеджирования валютных рисков организация может учитывать курсовые разницы, связанные с такими операциям, в порядке, определенном МСФО.

Пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости всех активов и обязательств (а не только как сейчас перечисленных в пункте 7 ПБУ), используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ, в рубли будет производиться по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ, действующему на отчетную дату.

Это же будет касаться и стоимости активов и обязательств, перечисленных в пункте 9 ПБУ, для пересчета которых сейчас применяется курс на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой эти активы и обязательства были приняты к бухучету. Также будет упразднено положение о том, что пересчет стоимости активов и обязательств, перечисленных в пункте 9 ПБУ, произведенный в соответствии с законодательством или правилами иностранного государства - места ведения организацией деятельности за пределами РФ, производится по курсу на дату указанного пересчета.

Кроме того, планируется указать, что порядок учета, предусмотренный пунктами 15-19 ПБУ, может применяться также в отношении сегмента, в котором основные операции (приобретение и продажа товаров, работ, услуг, получение кредитов и займов, предоставление займов, др.) осуществляются преимущественно в иностранной валюте, независимо от проведения таких операций за пределами или в пределах РФ.

Судебная практика

Суды обязали ИФНС вернуть фирме пени, излишне уплаченные 9 лет назад

В мае 2016 года компания обратилась в инспекцию с заявлением о возврате или зачете в счет будущих платежей излишне уплаченной в 2007 – 2008 годах пени по НДФЛ. Инспекция отказала в возврате или зачете, указав на пропуск трехлетнего срока с момента уплаты пени.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что статья 78 НК (о зачете или возврате излишне уплаченного налога, пени и штрафа) направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения. Таким образом, иск налогоплательщиком может быть заявлен в пределах общего срока исковой давности, который начинается с даты, когда он узнал о переплате.

Суды отклонили ссылки инспекции на справки о состоянии расчетов по состоянию на 30.08.2007, 30.03.2009, 22.06.2009, которые, как указывает инспекция, содержали информацию о переплате пени по НДФЛ и вручены компании по ее запросам. Доказательства направления и получения компанией справок инспекция не представила. Распечатка из базы данных налогового органа электронного журнала состояний запросов на получение справок о состоянии расчетов с бюджетом, содержащая запись «отправлен адресату» является формой внутреннего учета инспекции и не доказывает получение справок налогоплательщиком.

Фактически компания узнала о переплате пени из справки о состоянии расчетов от 24.09.2015 и обратилась с заявлением о возврате в пределах трехгодичного срока исковой давности, признали суды (постановление кассации Ф08-9546/2016 от 27.12.2016).

(дело № А32-14193/2016)

Расхождение в актах подрядных и субподрядных работ — не повод для доначислений

ОАО (заказчик) и ООО «С» (подрядчик) заключили договор на выполнение работ по засыпке котлованов, восстановлению дорожных покрытий, благоустройству территории. По инициативе руководителя ООО «С» для выполнения работ был привлечен субподрядчик – ООО «Д».

По результатам выездной проверки ИНФС доначислила ОАО налог на прибыль, НДС, пени и штраф, сопоставив объемы работ в актах выполненных работ ООО «Д» с объемами работ, отраженными в актах выполненных работ ООО «С», и выявив расхождения.

Инспекция установила, что для выполнения работ пропуска оформлялись на сотрудников и технику ООО «Д». На объекты выезжали представители ООО «Д» и ОАО, которые проводили дефектовку технического задания, которое субподрядчик получал от представителей заказчика. Переговоры по согласованию объемов работ, сметной стоимости велись непосредственно с сотрудниками ОАО. Необходимость выполнения дополнительных объемов работ отсутствовала. Работы были приняты представителями заказчика. Инспекция решила, что подрядчик работы не выполнял, все работы выполнены субподрядчиком, в актах выполненных работ которого указаны меньшие объемы, чем в актах подрядчика.

Суды двух инстанций отменили решение инспекции, указав на отсутствие убедительных доказательств передачи субподрядчиком подрядчику работ в меньших объемах, нежели указано в оформленных надлежащим образом актах выполненных работ. По мнению судов, приведенные обстоятельства завышения стоимости выполненных работ ввиду предъявления к оплате невыполненных объемов свидетельствуют о наличии у налогоплательщика убытка от сделки. При этом налогоплательщик не лишен права на компенсацию соответствующих потерь за счет подрядчика, путем предъявления к нему гражданско-правового иска о взыскании неосновательного обогащения. Более того, спустя несколько лет после завершения работ установить фактические объемы невозможно.

(дело № А43-10072/2015)

Нельзя заявить вычет НДС через 8 лет, сославшись на получение разрешения на ввод объекта

ООО «А» (заказчик) заключило с ООО «П» (генподрядчик) договор на строительство здания автосалона. Объект был построен, в 2006-2007 годах заказчику были переданы все необходимые первичные документы. При этом вычет НДС был заявлен только в декларации за 1 квартал 2011 года, поданной в инспекцию 5 февраля 2014 года.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, указав на пропуск предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК трехлетнего срока для заявления вычета. По мнению инспекции, компания должна была заявить вычет, когда отдельные строительные работы были фактически выполнены генподрядчиком и приняты на основании счетов-фактур (с учетом трехлетнего срока не позднее 2 квартала 2010 года).

Компания оспорила решение в суде, поясняя, что здание было введено в эксплуатацию только в 1 квартале 2011 года, и до указанного момента компания не имела возможности определить окончательные объемы выполненных работ, относящихся к операциям, облагаемым налогом, и, соответственно, принять НДС к вычету.

Суды двух инстанций отменили решение инспекции, указав, что ежемесячно принимаемый объем работ не является результатом строительно-монтажных работ по договору. Работы, отраженные в справках формы КС-2 и КС-3, не являлись этапами строительства и не означали сдачу-приемку этапов строительства. По мнению судов, право на вычет возникло только в 1 квартале 2011 года после завершения строительства объекта, принятия на учет работ в полном объеме.

Окружной арбитражный суд отменил их решение, разъяснив, что налоговый вычет не ставится в зависимость от исполнения сторонами своих договорных обязательств в полном объеме, то есть фактически исполненные услуги должны быть своевременно приняты к бухучету и отражены в декларации.

Суд пояснил, что для оформления приемки выполненных работ установлена унифицированная форма КС-2, подписание которой означает приемку работ заказчиком. Таким образом, получение разрешения на ввод здания в эксплуатацию в 1 квартале 2011 года не является условием для принятия здания на учет и моментом возникновения права на получение вычетов НДС.

Судья ВС (307-КГ16-17284 от 23.12.2016) согласился с выводами суда округа и отказал компании в передаче в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А56-67352/2015)

Фактическое использование товаров в деятельности, облагаемой НДС, не обязательно для вычета

Предприниматель применял общую систему налогообложения и являлся плательщиком НДС. В связи с ремонтом арендуемого помещения им приобретены строительные и отделочные материалы, сантехника и мебель для кухни и заявлен вычет в декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах, установив, что товары не используются в деятельности, облагаемой НДС. Инспекция ссылается на договоры аренды, которые не предусматривают проведение ремонтно-отделочных работ в помещении. Более того, арендованные помещения переданы по договору безвозмездного пользования другому предпринимателю — сестре налогоплательщика для оказания услуг общественного питания.

Предприниматель пояснил, что ремонт и благоустройство помещений и территории произведен для последующего использования помещений под гаражи, складские помещения, столовую, бытовые комнаты для рабочих, а также для сдачи внаем меблированных комнат.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав, что условиями применения вычетов являются приобретение товаров (работ, услуг) для облагаемых НДС операций и принятие их на учет при наличии соответствующих первичных документов. Если приобретенные товары (работы, услуги) фактически перестают использоваться в облагаемой НДС деятельности, налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету налог (пункт 3 статьи 170 НК).

Доказательств ведения предпринимателем деятельности, освобожденной от уплаты НДС, инспекция не привела. Первичные документы оформлены надлежащим образом.

В решении кассации (Ф10-4996/2016 от 26.12.2016) указано: «фактическое использование налогоплательщиком приобретенных товаров, работ, услуг в деятельности, облагаемой НДС, не является обязательным условием реализации права налогоплательщика на налоговые вычеты, правовое значение имеет лишь цель приобретения, а также факт осуществления налогоплательщиком деятельности, облагаемой НДС».

(дело № А64-7533/2015)

При отсутствии в актах сдачи-приемки описания услуг оно может быть указано в отчетах

АО (заказчик) заключило с ООО (исполнитель и единственный учредитель) договоры на информационное и консультационно-справочное обслуживание.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, полагая, что ООО, как глава холдинга, установила дочерней компании безальтернативные условия по определению цены за услуги. Документы, подготовленные управляющей компанией, представляют собой информацию, распечатанную из интернета или подготовленную с использованием правовых систем. С учетом результатов проведенной экспертизы инспекция снизила стоимость консультационных услуг с 80 до 16 млн рублей.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на представление налогоплательщиком необходимых подтверждающих документов, позволяющих достоверно установить объем, стоимость и количество оказанных ему контрагентом услуг.

Суды (постановление кассации Ф07-12161/2016 от 23.12.2016) отклонили довод инспекции о неуказании в актах сдачи-приемки конкретного содержания услуг, поскольку вместе с актами налогоплательщиком представлены поквартальные отчеты об оказанных услугах. Факт их оказания подтверждается материалами совещаний и показаниями свидетелей. Доказательств выполнения работ и составления документации и таблиц работниками налогоплательщика не представлено.

Также отклонена ссылка инспекции на то, что подготовленные контрагентом документы представляют собой информацию, распечатанную из интернета или подготовленную с использованием правовых систем, поскольку это не свидетельствует о недостоверности документов. Доказательств завышенной стоимости услуг не приведено, а реальность сделки налоговики под сомнение не ставили.

(дело № А66-17090/2015)

Суды разрешили учесть вознаграждение коллектору независимо от причин возврата долга

ОАО (принципал) заключило с ООО (агент) договор на оказание услуг по возврату принципалу дебиторской задолженности с использованием любых не запрещенных законом средств и методов, в том числе в досудебном и судебном порядке. Услуги предусматривали телефонные переговоры с должниками с агитационными, профилактическими целями и с целью доставки должникам претензий, почтовые рассылки должникам претензий, приглашение должников на переговоры. Вознаграждение агента составляло 10% от суммы фактически поступившей на расчетный счет принципала дебиторской задолженности, образовавшейся в течение трех лет, и 20% от суммы остальной задолженности. Всего за период с 2010 по 2012 год компания выплатила агенту вознаграждение в сумме 9 млн рублей и учло его в расходах.

В ходе выездной проверки ИФНС исключила часть (4 млн рублей) расходов на вознаграждение, доначислила налог на прибыль, пени и штраф. Инспекция опросила работников налогоплательщика, контрагента и должников и установила, что частично задолженность погашалась добровольно, а налогоплательщик умышленно занижал налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Суды двух инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что спорный договор является договором возмездного оказания услуг. Согласно статье 781 ГК заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанном в договоре. Таким образом, условие договора о выплате исполнителю определенной суммы или процента от размера поступивших от должника денежных средств не противоречит законодательству.

Стороны без замечаний по стоимости оказанных услуг подписали акты оказанных услуг, и компания полностью оплатила стоимость этих услуг, значит, причины, побудившие должников оплатить долг, не имеют значения, указала апелляция (01АП-7122/2016 от 23.11.2016).

(дело № А43-10072/2015)

Регулярные и массовые выплаты по договорам дарения подлежат обложению взносами

Компания выплачивала работникам денежные средства по договорам дарения. По результатам выездной проверки ФСС признал эти суммы оплатой труда, включил их в базу для исчисления взносов, доначислил страховые взносы, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали решение фонда законным, установив, что денежные средства по договорам дарения выплачивались работникам регулярно, размер выплат зависел от занимаемой должности. Договоры дарения носили массовый и регулярный характер, выплаты по ним превышали размер заработной платы работников. При этом порядок определения размера денежного подарка компания не пояснила.

Суды пояснили, что выплаты по договорам дарения не подлежат обложению взносами. Однако мнимые и притворные сделки (статья 170 ГК) являются недействительными. Суды (постановление кассации Ф07-12151/2016 от 26.12.2016) признали, что спорные выплаты производились не в рамках гражданско-правовых отношений, а само заключение договоров дарения фактически прикрывало оплату труда работников.

(дело № А44-2047/2016)

Суды против доначисления ИП страховых взносов после отмены его банкротства

В 2012 году в суд поступило заявление от адвокатского бюро о признании предпринимателя банкротом. В мае 2013 года по решению суда он признан несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство, в ЕГРИП внесена запись о прекращении деятельности ИП в связи с банкротством. Однако между предпринимателем и кредиторами, в том числе адвокатским бюро, утверждено мировое соглашение, производство по делу прекращено. В мае 2014 года регистрирующий орган признал запись в ЕГРИП о прекращении деятельности предпринимателя недействительной. ПФ указал на наличие задолженности по страховым взносам за 2014 год, поскольку согласно ЕГРИП в 2014 году ИП являлся действующим предпринимателем.

Суд первой инстанции признал законным решение фонда.

Апелляция отменила его решение, указав на статью 216 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» — с момента принятия арбитражным судом решения о признании предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу госрегистрация гражданина в качестве ИП.

Кассация (Ф01-5716/2016 от 28.12.2016) оставила в силе решение апелляции, отметив: «действующее законодательство не предусматривает возможность восстановления статуса индивидуального предпринимателя за прошедший период при заключении мирового соглашения в рамках дела о банкротстве».

(дело № А11-4489/2015)

Прочее

ФНС России напоминает, что с 1 января 2017 года свидетельство о постановке на учет в налоговом органе российской организации или физического лица, а также свидетельство об аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц оформляются без использования типографских бланков

При регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств с 1 января 2017 года вместо свидетельства о государственной регистрации выдается Лист записи соответствующего реестра - ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Указанные изменения в порядке оформления документов предусмотрены приказом ФНС России от 12 сентября 2016 года N ММВ-7-14/481@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы».

(Информация ФНС России «Об упрощении оформления документов при регистрации и учете налогоплательщиков с 1 января 2017 года»)

Разъяснен порядок постановки на учет в налоговом органе иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме

Сообщается, в частности, следующее.

Постановка на учет иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, осуществляется в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Налогового кодекса РФ на основании следующих документов:

  • заявления о постановке на учет по форме, утверждаемой ФНС России;
  • выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранной организации. При представлении соответствующего документа через официальный сайт ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» такой документ может быть представлен в виде электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов). При этом заверение перевода на русский язык такого документа не требуется.

Датой постановки на учет в уполномоченном налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, является дата внесения соответствующих сведений о постановке ее на учет в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

(Письмо Минфина России от 28.12.2016 N 03-02-07/2/78767 «Об осуществлении налоговым органом функции по учету иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме»)

Минфин России сообщил о некоторых вопросах, касающихся финансовой нагрузки на индивидуальных предпринимателей в связи с необходимостью приобретения ККТ нового типа

Согласно информации, предоставленной в Минфин России производителями ККТ, минимальная стоимость нового порядка применения ККТ с режимом «online» передачи данных составит не более 25 тысяч рублей, что включает в себя приобретение новой ККТ с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи.

Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тысяч рублей, включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи.

Стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей ККТ составит порядка 4 - 6 тысяч рублей.

При этом обращено внимание на готовящиеся изменения в главы 26.2, 26.3 и 26.5 части второй Налогового кодекса РФ, предусматривающие возможность получения индивидуальными предпринимателями налогового вычета на расходы по приобретению новой ККТ, обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных, в размере до 18 000 рублей на единицу ККТ, применяемой на каждом месте осуществления расчета с покупателем.

Также отмечено, что из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники.

(Письмо Минфина России от 21.12.2016 N 03-01-15/76891)

Перечень территорий, на которых могут не применяться ККТ с режимом «онлайн» передачи данных, будет утверждаться и публиковаться на сайтах местных администраций

Такие территории должны соответствовать критерию, установленному Минкомсвязью России - это населенные пункты, численность которых составляет менее 10 тысяч человек.

ФНС России напоминает, что в обязательном порядке на онлайн кассы владельцам контрольно-кассовой техники необходимо будет перейти к 1 июля 2017 года.

(Информация ФНС России «О критериях территорий, где кассовую технику можно использовать без передачи данных в ФНС России»)

При приобретении коммунальных услуг физическими лицами (потребителями) сумма НДС всегда учитывается в цене таких коммунальных услуг

Освобождение от налогообложения НДС операций по реализации коммунальных услуг гражданам предусмотрено подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Данные операции не облагаются НДС при условии приобретения управляющими организациями (включая ТСЖ, ЖСК, иными специализированными потребительскими кооперативами) коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

При этом разъяснено следующее.

1. Если управляющая организация применяет освобождение от НДС, то:

  • организация коммунального комплекса реализует коммунальную услугу управляющей организации с учетом НДС. При этом предъявляются тариф и сумма НДС, исчисленная с этого тарифа (100 руб. и 18 руб. - сумма НДС), которая учитывается у управляющей организации в стоимости приобретенных коммунальных услуг. Дальнейшая реализация этих услуг физическим лицам (потребителям) производится за 118 руб.;

2. Если управляющая организация отказалась от применения освобождения от НДС, то:

  • к оплате потребителям предъявляется тариф, увеличенный на сумму НДС (тариф 100 руб. без НДС и 18 руб. - сумма НДС, что в итоге также составляет 118 руб.).

Таким образом, при приобретении коммунальных услуг физическими лицами (потребителями) сумма НДС всегда учитывается в цене таких коммунальных услуг.

(Письмо ФНС России от 27.12.2016 N СД-19-3/197)

На что обратить внимание, определяя предельную величину признаваемых расходом процентов по долговым обязательствам?

Разъяснено, что при определении предельной величины признаваемых расходом процентов в отношении долговых обязательств, возникших до 01.10.2014 (при условии неизменности в течение 2016 г. сроков исполнения таких обязательств), в период с 01.07.2014 по 31.12.2016 при расчете собственного капитала не учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы по всей дебиторской (кредиторской) задолженности организации.

При определении предельной величины признаваемых расходом процентов в отношении долговых обязательств, возникших после 01.10.2014, размер собственного капитала определяется в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 10 января 2017 г. № СД-4-3/95@ «О разъяснении налогового законодательства»)

С 1 января 2017 года изменен порядок учета убытков прошлых налоговых периодов при исчислении налога на прибыль организаций

С 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база не может быть уменьшена на сумму убытков прошлых лет более чем на 50 процентов.

Указанное ограничение не распространяется на налоговые базы, к которым применяются пониженные налоговые ставки, установленные пунктами 1.2, 1.5, 1.5-1, 1.7, 1.8, 1.10 статьи 284 и пунктами 6 и 7 статьи 288.1 НК РФ (в отношении прибыли организаций, являющихся участниками инвестиционных проектов, резидентами территорий с особым экономическим статусом).

Кроме того, снято ограничение по осуществлению налогоплательщиками переноса убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Новый порядок применяется в отношении убытков, полученных налогоплательщиками за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года.

ФНС России изложила также, как перенос убытков следует отразить в налоговой декларации по налогу на прибыль.

(Письмо ФНС России от 09.01.2017 N СД-4-3/61@ «Об изменении порядка учета убытков прошлых налоговых периодов»)

ФНС России разъяснила особенности заполнения форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при изменении места нахождения организации

После постановки на налоговый учет по новому месту нахождения организации (обособленного подразделения) в налоговый орган по новому месту нахождения представляются данные формы, в которых:

  • за период по прежнему месту нахождения, указывается ОКТМО по прежнему месту нахождения организации (обособленного подразделения);
  • за период после постановки на учет по новому месту нахождения, указывается ОКТМО по новому месту нахождения организации (обособленного подразделения).

При этом указывается КПП организации (обособленного подразделения), присвоенный налоговым органом по новому месту нахождения организации (обособленного подразделения).

(Письмо ФНС России от 27.12.2016 N БС-4-11/25114@ «О представлении 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при изменении места нахождения организации в течение года»)

Перечень объектов недвижимого имущества, сформированный в целях расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости, направляется в налоговые органы не позднее 1 января календарного года

На основании пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ направляет Перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает его на своем официальном сайте или на сайте субъекта РФ.

Обращено внимание на то, что Налоговым кодексом РФ определен единый срок, в пределах которого уполномоченный орган может направить Перечень в налоговый орган, - не позднее 1-го числа календарного года соответствующего налогового периода.

(Письмо ФНС России от 12.12.2016 N БС-4-11/23727@ «О применении отдельных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»)

Изменения в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, вносятся в установленном порядке

Перечень объектов недвижимого имущества, сформированный в целях расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости, направляется в налоговые органы не позднее 1 января календарного года

Сообщается, что данный перечень, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, признается нормативным правовым актом.

При установлении несоответствия сведениям в отношении упомянутых в нем объектов в перечень должны вноситься изменения в установленном порядке с учетом норм статьи 378.2 НК РФ во взаимосвязи с положениями статьи 5 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 15.12.2016 N БС-4-21/24172 «О применении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость»)

ФНС России информирует о преимуществах новой формы декларации по транспортному налогу

Минюстом России зарегистрирован Приказ ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@, которым утверждена форма налоговой декларации по транспортному налогу, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме.

В этой связи ФНС России сообщает, что:

  • новая декларация не требует заверения печатью налогоплательщика;
  • в новой декларации налогоплательщик может указать налоговую льготу и (или) вычет по транспортному средству, имеющему разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированному в реестре транспортных средств системы взимания платы (ПЛАТОН);
  • в декларации появилась возможность указать общую сумму налога по всем транспортным средствам, местом нахождения которых является территория субъекта РФ, по согласованию с налоговым органом данного региона. При этом такое согласование должно быть получено до начала налогового периода, за который представляется декларация;
  • уточнены правила заполнения декларации в случае, если регистрация либо снятие с регистрации транспортного средства произошли до или после 15-го числа соответствующего месяца.

Приказ ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@ действует начиная с представления налоговой декларации за 2017 год. В течение текущего года новая форма декларации может использоваться по инициативе налогоплательщика, например, в случае необходимости применения льготы за транспортное средство, по которому в 2016 году внесена плата по системе ПЛАТОН.

(Информация ФНС России «О применении новой формы декларации по транспортному налогу»)

Подготовлена сопоставительная таблица КБК по страховым взносам на обязательное социальное страхование 2016/2017

С 1 января 2017 года администрированием страховых взносов будут заниматься налоговые органы. Для удобства применения КБК подготовлена сопоставительная таблица старых и новых кодов.

(Письмо Минфина России от 20.12.2016 N 02-05-12/76514 «О направлении Сопоставительной таблицы видов доходов по страховым взносам на обязательное социальное страхование и соответствующих им кодов подвидов (групп, аналитических групп) доходов бюджетов на 2017 год к применяемым в 2016 году»)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.