Мониторинг изменений за период 02.10.17 - 08.10.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

Приняты поправки в НК РФ, в том числе о невостребованных дивидендах, налоговых вычетах при добыче газа горючего, применении льгот по налогу на имущество ФЛ

Невостребованные дивиденды, восстановленные в составе нераспределенной прибыли, отнесены к доходам, не учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Плата концедента по концессионному соглашению, полученная в виде денежных средств, отнесена к внереализационным доходам и подлежит учету в порядке, предусмотренном для субсидий.

В отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством РФ, предусмотрена возможность применения к основной норме амортизации специального повышающего коэффициента (но не выше 3).

С 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года устанавливается налоговый вычет (основания, условия и порядок применения) в отношении суммы налога, исчисленной при добыче газа горючего природного, добытого на участке недр, расположенном в Черном море. Вычет вправе применять налогоплательщики - организации, госрегистрация которых осуществлена в Крыму или Севастополе в период до 1 января 2017 года.

Также уточняется:

  • порядок подтверждения права на налоговую льготу, предусмотренную в отношении налогоплательщиков, вносящих плату в систему «Платон» (статья 361.1 НК РФ);
  • порядок исчисления налога в отношении имущества, по которому налоговая база определяется как его кадастровая стоимость (в случае изменения стоимости исчисление суммы налога (авансового платежа) по текущему налоговому периоду осуществляется исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения соответствующих сведений в ЕГРН);
  • порядок определения налоговой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования или перевода из одной категории земель в другую, а также порядок подтверждения физическими лицами права на льготу;
  • порядок исчисления налога на имущество физлиц (в том числе конкретизируются положения о порядке подтверждения права на льготу).

(Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и суммах сбора за их добычу (вылов) представляются по новой форме

ФНС России утверждена новая форма представления указанных сведений и порядок ее заполнения.

Новая форма заменит собой форму представления сведений, утвержденную Приказом ФНС России от 26.02.2006 N САЭ-3-21/110@.

(Приказ ФНС России от 14.06.2017 N ММВ-7-3/505@ «Об утверждении формы сведений о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов, и порядка ее заполнения», зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2017 N 48363)

Обновлен перечень технологических процессов, обеспечивающих предоставление услуг, функций и процедур ФНС России, подлежащих автоматизированному контролю сроков исполнения

В новой редакции изложен перечень технологических процессов, обеспечивающих предоставление услуг, функций и процедур ФНС России, подлежащих автоматизированному контролю сроков исполнения.

Часть изменений связана с тем, что с 1 января 2017 г. налоговые органы уполномочены администрировать страховые взносы. Также осуществляется переход на применение ККТ нового поколения.

Предусмотрено в т. ч. информационное взаимодействие налоговых органов государств - членов ЕАЭС в отношении российских импортеров/экспортеров.

(Приказ ФНС России от 2 октября 2017 г. № ММВ-7-17/771@ “О внесении изменений в приказ ФНС России от 20.04.2016 № ММВ-7-17/210@ «Об утверждении Перечня технологических процессов, обеспечивающих предоставление услуг, функций и процедур ФНС России, подлежащих автоматизированному контролю сроков исполнения»)

Скорректированы некоторые формы отчетности НФО и требования к формированию показателей

Формы отчетности дополняются новыми строками, корректируются наименования и содержание показателей, уточняется порядок составления таблиц и пояснений.

Поправки вносятся в отчетные формы, предусмотренные, в частности, приложениями 2, 3 - 10.1.

Кроме того, установлено, что некредитная финансовая организация вправе принять решение о раскрытии дополнительной информации к статьям форм бухгалтерской (финансовой) отчетности путем добавления в бухгалтерскую (финансовую) отчетность строк, расшифровывающих информацию, содержащуюся в статьях, с использованием оборотов «в том числе» или «из них» в наименовании расшифровываемых статей.

В случае если НФО не осуществляет операции с теми или иными видами активов (обязательств), таблицы или строки таблиц, связанные с такими активами (обязательствами), не заполняются и не включаются в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Также не включаются в отчетность текстовые пояснения к таблицам по тем операциям, которые не осуществляются, а также пояснения, обеспечивающие раскрытие отсутствующих на отчетную дату активов и обязательств.

НФО также вправе скорректировать текстовые пояснения к таблицам, если она считает это необходимым, для того, чтобы пользователи могли понять воздействие конкретных операций, других событий и условий на финансовое положение и финансовые результаты.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Отдельные положения Указания действуют до 1 января 2018 года.

(Указание Банка России от 07.09.2017 N 4520-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 3 февраля 2016 года N 532-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, организаторов торговли, центральных контрагентов, клиринговых организаций, специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, страховых брокеров», зарегистрировано в Минюсте России 28.09.2017 N 48350)

Статистика

Обновлены контрольные соотношения, которые необходимо соблюдать при заполнении статистической формы N 11 (сделка), по которой подаются сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду

Указанная форма была утверждена Приказом Росстата от 26.06.2017 N 428 и подается в территориальные органы Росстата в субъектах РФ юридическими лицами (кроме микропредприятий), осуществляющими все виды экономической деятельности.

(Приказ Росстата от 26.09.2017 N 629 «О внесении изменения в форму федерального статистического наблюдения N 11 (сделка), утвержденную Приказом Росстата от 26 июня 2017 г. N 428»)

Таможенное дело

Утверждены требования к территории уполномоченного экономического оператора в целях осуществления временного хранения товаров и проведения таможенного контроля

Установлено, в частности, что юридическое лицо, претендующее на включение в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов второго или третьего типа и на территории которого будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль, должно, в числе прочего, обеспечить наличие на такой территории:

  • твердого (бетонного, асфальтового или иного) покрытия, включая примыкающие к указанной территории погрузочно-разгрузочные площадки;
  • непрерывного ограждения открытых площадок (частей открытых площадок) по всему периметру;
  • обозначения зон таможенного контроля;
  • места, выделенного для проведения таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров и транспортных средств;
  • организованного пропускного режима и охраны, исключающих несанкционированный доступ на объекты, расположенные на указанной территории;
  • систем контроля въезда (выезда) транспортных средств и входа (выхода) лиц, оборудованных средствами видеонаблюдения, функционирующими в круглосуточном режиме, позволяющими осуществлять просмотр, запись и хранение видеоинформации в течение 30 календарных дней;
  • погрузо-разгрузочной техники и механизмов, необходимых для проведения таможенного контроля товаров;
  • помещений (мест), оснащенных оргтехникой и средствами связи, которые предоставляются на время осуществления должностными лицами таможенного органа своих полномочий при совершении ими таможенных операций, проведении таможенного контроля и оформлении таможенных документов (при необходимости указанные помещения (места) могут размещаться в непосредственной близости от указанной территории).

Работники указанного юридического лица:

  • в должностные обязанности которых входят организация и (или) совершение таможенных операций, должны иметь профессиональную подготовку в сфере таможенного дела и (или) опыт работы в данной сфере не менее 2 лет;
  • ответственные за организацию безопасности юридического лица и охрану территории уполномоченного экономического оператора должны иметь профессиональную подготовку в сфере обеспечения безопасности и охраны и (или) опыт работы в данной сфере не менее 2 лет;
  • ответственные за применение автоматизированной информационной системы, содержащей средства защиты информации, должны иметь профессиональную подготовку в сфере информационных технологий и (или) опыт работы в данной сфере не менее 2 лет.

Предусматривается, что юридическое лицо может не иметь работников, соответствующих указанным требованиям, если к выполнению необходимых работ на договорной основе привлекаются таможенные представители, работники специализированных охранных организаций и организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.10.2017 N 131 «Об утверждении Требований к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль, к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов»

Законопроекты

Минфином России подготовлен проект основных мер в области налоговой политики, планируемых к реализации в 2018 - 2020 годах

Основной целью государственной экономической политики на ближайшие три года заявлено расширение потенциала сбалансированного развития страны. Решение этой задачи потребует проведения экономической политики, направленной на обеспечение стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий, а также на устранение структурных дисбалансов и препятствий для развития, связанных в том числе с конкурентоспособностью и эффективностью размещения ресурсов в экономике.

Внешнеэкономические условия развития российской экономики в предстоящий трехлетний период будут относительно сложными - внешний спрос на энергоносители останется сравнительно слабым, условия финансирования на мировых рынках будут ужесточаться. Наращивание добычи американской сланцевой нефти и завершение действия соглашения о заморозке добычи нефти странами ОПЕК будет способствовать снижению нефтяных котировок нефти.

Помимо сравнительно неблагоприятных внешнеэкономических условий, в российской экономике остается ряд нерешенных внутренних структурных проблем, ограничивающих возможности для экономического роста. Это в том числе сложная демографическая ситуация, недостаточный уровень инвестиций, высокий уровень доли бюджетных расходов к ВВП, их недостаточная эффективность и несбалансированная структура, низкая эффективность государственных компаний.

Существенные колебания нефтяных цен могут оказывать значительное влияние на темпы экономического роста и устойчивость бюджета, инфляцию и благосостояние населения, курсовые соотношения и процентные ставки в экономике.

В этой связи в основу формирования федерального бюджета заложена новая конструкция бюджетных правил, направленных на изоляцию российской экономики от колебаний цены на нефть. Общий механизм новых бюджетных правил дополнен периодом, предусматривающим плавный переход к новым предельным объемам расходов.

Снижение зависимости экономики от динамики цен на нефть - это не единственная задача на предстоящую трехлетку.

Не менее важным являются предсказуемые фискальные условия. Предполагается, что основополагающим принципом реформ и мер по настройке налоговой системы будет принцип фискальной нейтральности - то есть неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.

Основным инструментом бюджетной политики в этой сфере является улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы, в рамках которой планируется, в частности:

  • полный охват (с 1 июля 2018 года) розничной торговой сети ККТ, обеспечивающей онлайн-передачу данных в ФНС России;
  • создание системы прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю;
  • запуск (1 февраля 2018 года) пилотного проекта по внедрению на территории ЕАЭС механизма прослеживаемости со «сквозной» (от границы до розничного звена) идентификацией ввезенного товара путем присвоения ему уникальных классификационных признаков;
  • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций.

Среди мер, направленных на сокращение теневого сектора и создание равных конкурентных условий, планируется:

  • выравнивание налоговых условий для отечественных и иностранных операторов интернет-торговли за счет уточнения правил взимания таможенных платежей при ввозе товаров физическими лицами;
  • предотвращение реализации товаров-заменителей (суррогатов) дизельного топлива без уплаты акцизов за счет уточнения идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • совершенствование принципов налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК);
  • пресечение злоупотреблений с использованием спецрежимов налогообложения;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов с целью усиления контроля за оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
  • включение в объект обложения страховыми взносами выплат и иных вознаграждений по договорам об отчуждении исключительного права на все виды результатов интеллектуальной деятельности;
  • вовлечение в формальную экономику самозанятых граждан.

В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ и экспортная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи нефти.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ предполагается:

  • продлить действие увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти (плюс 428 рублей за тонну), установленной на 2019 год, на период до 31 декабря 2020 года;
  • внести изменения в порядок определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа горючего природного.

В целях повышения доходов бюджетов субъектов РФ предполагается поэтапное увеличение ставок налога на игорный бизнес по всем объектам налогообложения в 10 раз с повышением на первом этапе в два раза с 1 января 2018 года; введение новых объектов налогообложения налога на игорный бизнес.

Предусматриваются меры налоговой политики, направленные на облегчение администрирования и снижение административных издержек (расширение возможности уплаты налогов и платежей через МФЦ, использования института «уточнение платежа», расширение перечня оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате платежей).

В целях повышения эффективности госкомпаний предлагается, что с 2018 года минимальный норматив дивидендных выплат в размере 50% от чистой прибыли по МСФО будет распространяться на все публичные компании с государственным участием, включая Сбербанк.

В части создания комфортных налоговых условий для осуществления инвестиций предлагается предоставить налогоплательщикам инвестиционный налоговый вычет - то есть право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств.

Судебная практика

ИП не смог отменить решение по выездной проверке, заявив об отзыве доверенности

Инспекция провела в отношении предпринимателя выездную проверку. Рассмотрение акта выездной проверки, иных материалов и возражений налогоплательщика происходило 24 и 29 июня, 9, 15 и 17 июля 2015 года. При рассмотрении материалов проверки интересы предпринимателя представлял Е., действовавший на основании нотариально удостоверенной доверенности от 11 июня 2015 года.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налоги, пени и штрафы.

Предприниматель оспорил решение в суде, ссылаясь на ненадлежащее извещение о рассмотрении материалов выездной проверки, и поясняя, что 15 июля уже отозвал доверенность на Е. Таким образом, о рассмотрении материалов проверки 17 июля он не знал.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что 15 июля представитель направил ходатайство об отложении рассмотрения материалов проверки на 17 июля. Инспекция вынесла соответствующее решение и пригласила налогоплательщика для участия в рассмотрении. Документы были вручены представителю. Получая документы, Е. действовал на основании доверенности, в связи с чем, являлся уполномоченным лицом налогоплательщика. При этом заявление или иные документы, подтверждающие отзыв доверенности, в налоговый орган представлены не были. Отмена доверенности возможна только в нотариальной форме. Однако нотариус подтвердила, что на момент рассмотрения материалов проверки доверенность не отозвана.

К тому же установлено, что предприниматель с 15 по 17 июля общался с представителем, что подтверждает подписание и представление через своего представителя заявления от 17 июля. Таким образом, он не мог не знать о времени и дате рассмотрения материалов проверки. Сведений об уважительности неявки на рассмотрение истцом не представлено, отметила кассация (Ф07-10520/2017 от 25.09.2017).

(дело № А56-87649/2015)

Налоговики вправе осматривать помещения фирмы и в отсутствие ее представителей

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налоги, пени и штраф.

Компания обратилась в суд, ссылаясь на процедурные нарушения при проверке – акт проверки не был подписан двумя членами комиссии проверяющих, осмотры помещений налогоплательщика были проведены в отсутствие его представителей.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что рассмотрение материалов проверки состоялось в присутствии налогоплательщика. Он реализовал право, предусмотренное пунктом 6 статьи 100 НК – представил аргументированные возражения по существу спора.

Суды пояснили, что нарушения могут привести к отмене результатов проверки, если не соблюдены права налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки и представление объяснений. Неподписание акта двумя проверяющими при условии его подписания остальными не является существенным нарушением, которое может повлечь отмену решения инспекции.

Осмотр помещений в отсутствие представителей налогоплательщика также не может являться основанием для отмены решения. Использование протокола осмотра помещения при составлении акта проверки не породило для компании каких-либо негативных последствий и не нарушило ее права в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, инспекцией не допущено существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, отметила кассация Ф07-8784/2017 от 27.09.2017).

(дело № А56-61722/2016)

Суды не поверили в оказание ИП аналитических услуг для созданной им фирмы

ООО «А» занималось проведением экспертизы промышленной безопасности, для чего имело необходимые свидетельства, аттестованную лабораторию, аттестованных экспертов. Компания учла в расходах затраты по информационно-аналитическим услугам, оказанным ИП Х. и ООО «Ш». Согласно актам выполненных работ исполнители давали консультации и проводили анализ продукции, производимой заказчиком, изготавливали расчет остаточного ресурса - составную часть экспертизы промбезопасности.

По результатам выездной проверки ООО «А» налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, исключив из расходов затраты по информационно-аналитическим услугам, оказанным взаимозависимыми лицами. Установлено, что Х. является директором и учредителем (100% доля в уставном капитале) ООО «А», он же является ИП, директором и учредителем ООО «Ш». ООО «А» и «Ш» находятся по одному адресу, их номера телефонов совпадают. Предприниматель (без работников) и ООО «Ш» применяют УСН с объектом обложения «доходы», а ООО «А» - общую систему налогообложения.

Суд первой инстанции отменил решение инспекции, указав на недоказанность получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Апелляция и кассация (Ф09-4777/2017 от 26.09.2017) признали решение инспекции законным, указав на следующие обстоятельства. Представленные акты, отчеты, дополнительные соглашения не раскрывают характер и объем работ, в договорах не предусмотрены технологические характеристики поручаемых работ, не предусмотрены оценочные показатели результативности порученных исполнителю работ. Все документы по содержанию идентичны друг другу, различаются только по сумме. Дополнительные соглашения к договорам, отчеты о проделанной работе, акты выполненных работ, счета на оплату от контрагента и платежные поручения налогоплательщика составлены в один и тот же день.

По мнению судов, у Х., как работника ООО «Ш» и предпринимателя не было физической возможности выполнить тот объем работ, который указан в данных документах за один день, учитывая, что он исполнял трудовые обязанности в ООО «А» в качестве эксперта и директора. Согласно данным расчетного счета предприниматель получал доход только от ООО «А». При этом больше 80% полученных денежных средств, перечислены на карточный счет Х.

(дело № А07-23019/2016)

Фирме не удалось минимизировать налог, передав управление ИП – бывшему директору

Компанией (применявшей общую систему) принято решение о передаче полномочий исполнительного органа предпринимателю – бывшему директору. Он применял УСН с объектом обложения «доходы», занимался руководством компанией, за что получал вознаграждение. В подтверждение оказания услуг по управлению были представлены акты на оказание услуг. В 2013 году за услуги управления компания начислила 113 млн рублей, а выплатила всего 14 млн рублей.

По результатам выездной проверки ИФНС указала на создание схемы по получению необоснованной налоговой выгоды, поскольку предприниматель исполнял те же самые функции, что и ранее в должности директора. Инспекция согласилась с суммой вознаграждения в размере зарплаты директора, в остальной части доначислила фирме налог на прибыль, пени и штраф.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд признали решение инспекции законным, указав, что в результате использованной схемы компания увеличивала расходы, а ИП получил возможность не включать начисленную, но не полученную сумму вознаграждения в доход и оставаться на УСН. При этом взаимозависимость предпринимателя и компании подтверждает согласованность их действий.

Судья ВС (308-КГ17-11775 от 25.09.2017) отметил: «действия общества по заключению договора управления с вышеназванным контрагентом не имели разумной деловой цели и намерений создать предусмотренные договором правовые последствия с целью получения определенного экономического эффекта, а были направлены на минимизацию налоговых обязательств общества». В передаче дела в коллегию по экономическим спорам компании отказано.

(дело № А53-14534/2016)

Деньги сняты со счета контрагента работниками налогоплательщика – начисления законны

ООО «А» привлекло контрагента для исполнения договоров с муниципальным учреждением по уборке мест общего пользования в многоквартирных жилых домах.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав сделки с контрагентом формальными. Он обладает всеми признаками номинальной фирмы: зарегистрирован за денежное вознаграждение физлицом, отрицающим свою причастность к ведению деятельности, по месту госрегистрации не располагается, офиса, склада, работников не имеет, налоговая отчетность представляется с минимальными суммами налогов к уплате в бюджет. Перечисленные контрагенту денежные средства обналичивались либо перечислялись в адрес ограниченного круга организаций и физлиц.

Суд первой инстанции признал законным решение инспекции только в части доначисления НДС. Апелляция признала законным решение налоговиков в полном объеме, установив, что перечисленные контрагенту денежные средства сняты наличными по денежным чекам работниками налогоплательщика (руководителем, главным бухгалтером и менеджером по снабжению). Кроме того, адреса контрагента и налогоплательщика совпадают, доступ к интернет-банку ведется с одного IP-адреса, денежные средства поступали контрагенту только от налогоплательщика.

Кассация (Ф09-5736/2017 от 26.09.2017) согласилась с апелляцией, указав на наличие у налогоплательщика достаточного количества работников для выполнения работ собственными силами без привлечения подрядчика. Суды признали, что оформление пакета документов носило недобросовестный характер, было направлено на получение необоснованной налоговой выгоды.

(дело № А60-51598/2016)

Безвозмездная передача товаров дороже 100 рублей в целях рекламы облагается НДС

В целях продвижения на рынке реализуемых товаров, увеличения объемов продаж и их прибыльности, привлечения внимания потребителей к продукции компания занималась распространением рекламных сувениров с логотипом компании (ежедневников, календарей, подарочных наборов, визитниц, багетных рамок, бейсболок, футболок, головоломок, мячиков, пледов, рюкзаков, фонарей, чайных сервизов, наборов для чаепития, зонтов-тростей, книг подарочных, кейсов металлических, жестких дисков), в том числе стоимостью более 100 рублей за единицу.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила, в том числе НДС, пени и штраф, указав на подпункт 25 пункта 3 статьи 149 НК, который освобождает от обложения НДС безвозмездную передачу товара в рекламных целях только стоимостью менее 100 рублей. По мнению компании, распространение сувениров в рекламных целях не является реализацией и не подлежит обложению НДС.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что перечисленные выше материалы, передаваемые потенциальным потребителям в качестве рекламной продукции, обладают потребительской ценностью для получателя, имеют рыночную стоимость и могут быть реализованы в собственном качестве, то есть являются товаром. При этом безвозмездная передача в рекламных целях товаров в силу положений пункта 1 статьи 39 и пункта 1 статьи 146 НК признается реализацией и является объектом обложения НДС.

В решении кассации (АС Западно-Сибирского округа Ф04-3736/2017 от 27.09.2017) указано: «передача материалов, имеющих собственные потребительские качества и в силу наличия этих качеств, относимых к числу товаров стоимостью более 100 рублей, является самостоятельным объектом налогообложения по НДС даже в случаях, если такая передача осуществлена в рекламных целях».

Впрочем, все зависит от того, в какой мере рекламную продукцию можно квалифицировать как товар. По делу А40-94917/2016 при аналогичных обстоятельствах суды трех инстанций (включая АС Московского округа) не признали товаром календари, блокноты, открытки с логотипом компании. Суды отметили, что стоимость товаров (выше 100 рублей) имеет значение лишь в случае, когда продукция является товаром.

(дело № А46-838/2017)

Суды против обложения НДС субсидий на покрытие убытков при регулируемых ценах

Компания занималась производством хлеба и получала субсидии из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов между экономически обоснованными затратами на производство регулируемых сортов хлеба и оптовой ценой. Субсидии были получены в расчете на 1 проданную буханку. В уточненных декларациях по НДС компания исключила субсидии из налоговой базы.

По результатам камеральных проверок инспекция доначислила налог, пени и штраф, не согласившись с таким исключением. По мнению инспекции, субсидии были получены в счет увеличения доходов, связаны с оплатой реализованных товаров и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК подлежат включению в налоговую базу по НДС.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что несколько видов хлеба реализовывалось по регулируемым фиксированным оптовым ценам. С выручки за эти сорта хлеба компанией исчислен и уплачен НДС. Суммы субсидий перечислялись без выделения НДС. Себестоимость производства субсидируемых сортов хлеба превышала размеры оптовой цены хлеба, а размер полученных субсидий не покрывал указанную разницу. Таким образом, инспекция не доказала, что полученные субсидии являются выручкой от реализации продукции.

В решении кассации (Ф10-3730/2017 от 25.09.2017) указано: «полученные Обществом из бюджета денежные средства были выделены не в счет увеличения доходов ..., а фактически на покрытие расходов (убытков), связанных с производством регулируемых сортов хлеба».

(дело № А35-805/2016)

Номер телефона, указанный в бухгалтерской отчетности контрагентов, помешал вычету НДС

ООО «А» (заказчик) заключило с ООО «В» и «К» (исполнители) договоры по поставке, установке и вводу в эксплуатацию секционных ворот.

По результатам выездной проверки ООО «А» инспекция признала формальными сделки, доначислила налог на прибыль, пени и штраф. Установлено, что контрагенты созданы за вознаграждение без намерения вести деятельность, их руководители подписание документов отрицают, что подтверждается почерковедческой экспертизой.

Также установлено, что контрагенты не имеют основных средств и иного имущества, сведения о численности работников не представлены, налоги исчисляются в минимальных размерах, фирмы по месту регистрации не находятся, место их нахождения неизвестно.

Из представленных выписок банка по расчетным счетам контрагентов усматривается, что денежные средства в качестве оплаты за ограждения перечислены ИП М. без НДС. Выявлено, что номер телефона, указанный в налоговой и бухгалтерской отчетности контрагентов, соответствует номеру телефона, указанному в отчетности ИП М., который плательщиком НДС не является.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на создание схемы, ведущей к необоснованному применению налоговых вычетов по НДС, поскольку контрагенты фактически услуги не оказывали, а были привлечены лишь для видимости.

Судья ВС (303-КГ17-13083 от 26.09.2017) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А51-15905/2016)

Первичку на убытки надо хранить весь срок их списания, несмотря на прошедшие проверки

При исчислении налога на прибыль за 2012-2014 годы компания учла убыток, который образовался в 2008-2010 годах. В подтверждение убытка были представлены декларации по налогу на прибыль за 2006-2011 годы и регистры налогового учета.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав на необходимость подтверждения убытка первичными документами.

Компания обратилась в суд, ссылаясь на акты выездных налоговых проверок за предыдущие налоговые периоды, в рамках которых не было установлено налоговых правонарушений (в том числе в части формирования убытков).

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на пункт 4 статьи 283 НК – налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда уменьшается налоговая база текущего периода на суммы ранее полученных убытков. То есть списание убытка прошлых лет было возможно исключительно при наличии первичных документов, подтверждающих убыток. Это правило распространяется и на периоды, за которые уже проводились налоговые проверки.

Регистры бухгалтерского и налогового учета, предназначенные для систематизации и накопления информации, в отсутствие первичных учетных документов не являются достаточными доказательствами несения затрат, отметили суды (постановление кассации Ф04-3478/2017 от 26.09.2017). Если нарушение не обнаружено при проверке, это еще не значит, что его не было.

(дело № А27-23021/2016)

ВС: вознаграждение старшим по дому, выплачиваемое через УК, взносами не облагается

Управляющая многоквартирными домами компания производила выплаты ряду физлиц, которые являлись старшими по дому или председателями совета многоквартирного дома. Источником поощрений являлись платежи собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений.

По результатам выездной проверки ПФ доначислил страховые взносы, пени и штраф, поскольку решение о выплате ежемесячного вознаграждения, принятое общим собранием собственников, обязывает УК выплачивать это вознаграждение. Эти отношения, по мнению фонда, являются гражданско-правовыми.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, указав на отсутствие между председателем совета многоквартирного дома и управляющей компанией трудового или гражданско-правового договора. Эти лица не выполняли для компании какие-либо работы (услуги), следовательно, спорные выплаты взносами не облагаются. Доказательств обратного фондом не представлено.

В определении судьи ВС (309-КГ17-9846 от 22.09.2017) указано: «не представлено доказательств того, что решением общего собрания МКД вознаграждение указанным физическим лицам было установлено с учетом сумм страховых взносов, а, соответственно, не представлено доказательств того, что, получая от собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений МКД плату для перечисления вознаграждения этим физическим лицам с учетом средств, причитающихся на уплату страховых взносов, общество не производило уплату страховых взносов, удерживая эти средства у себя».

(дело № А60-39444/2016)

Прочее

По уточненной декларации в карточке расчета с бюджетом (КРСБ) отражается разница по отношению к предыдущей первичной или предыдущей уточненной декларации

При этом, если к моменту ввода уточненной декларации в КРСБ были проведены решения по камеральным проверкам по предыдущим декларациям за соответствующий налоговый (отчетный) период либо решения по выездным проверкам за соответствующий налоговый период с учетом решений вышестоящих налоговых органов (судебных органов), в КРСБ проводится разница к доплате или уменьшению по отношению только к предыдущей декларации.

Налоговым органам рекомендовано запрашивать пояснения у налогоплательщика, если уточненная налоговая декларация представляется за период, в котором были проведены доначисления по камеральным или выездным налоговым проверкам, на предмет отражения результатов налоговых проверок в этой уточненной декларации.

ФНС России разъяснен также порядок сторнирования сумм, отраженных в КРСБ по уточненной налоговой декларации, если из полученных пояснений установлено, что налогоплательщиком учтены результаты налоговой проверки по предыдущей налоговой декларации в представленной уточненной налоговой декларации.

(Письмо ФНС России от 25.08.2017 N АС-4-15/16906@ «О результатах рассмотрения обращения»)

НДС: если принципал приобретает товары (работы, услуги) через цепочку посредников...

При приобретении налогоплательщиком-принципалом товаров (работ, услуг) через цепочку посредников (агентов), вычеты по НДС применяются по счетам-фактурам, составленным посредником (агентом) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в адрес посредника (агента).

При этом право на применение вычета не поставлено в зависимость от наличия у налогоплательщика-принципала, приобретающего товары (работы, услуги) через цепочку посредников (агентов), копий счетов-фактур, выставленных первоначальным (фактическим) продавцом товаров (работ, услуг) в адрес субагента и не полученных принципалом от посредника (агента).

(Письмо ФНС России от 4 октября 2017 г. № СД-4-3/20003@ «О порядке применения вычетов по НДС»)

Организация должна отчитываться по транспортному налогу в «свой» налоговый орган

ФНС сообщила, что для целей налогообложения местом нахождения наземных транспортных средств организации признается место нахождения организации (ее обособленного подразделения).

Регистрация транспортных средств за юрлицами производится по месту их нахождения, определяемому местом их госрегистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу. Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Таким образом, организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, представляют декларацию и платят транспортный налог в бюджет субъекта РФ по месту нахождения транспортных средств, указанному в уведомлении о постановке на учет российской организации в налоговом органе.

(Письмо ФНС России от 19.09.17 № БС-4-21/18669)

ОС, учитываемые арендатором на счете 001, не признаются объектом налогообложения

ФНС напомнила, что объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК.

В силу пункта 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухучету в качестве основных средств, если:

  • предназначен для использования в производстве, для управленческих нужд либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • предназначен для использования в течение длительного времени – свыше 12 месяцев;
  • способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
  • не предполагается последующая перепродажа данного объекта.

Согласно пункту 5 ПБУ 6/01 основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухучете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности. Такие основные средства учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией, предназначен счет 001 «Арендованные основные средства», относящийся к забалансовым счетам.

Основные средства, учитываемые арендатором на забалансовом счете 001, не признаются объектом налогообложения у арендатора.

(Письмо ФНС России от 15.09.17 № БС-4-21/18437@)

Организации на УСН, управляющие автомобильными парковками, могут применять пониженные тарифы страховых взносов

По мнению специалистов ФНС России, «упрощенщики», основным видом деятельности которых является деятельность по организации автомобильных стоянок, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Разъяснения следующие. Из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ следует, что пониженные тарифы страховых взносов могут применять те «упрощенщики», которые работают в сфере транспорта и связи. При этом конкретные виды деятельности, относящиеся к данной сфере, определяются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). В соответствии с классификатором, деятельность стоянок для транспортных средств (код ОКВЭД 52.21.24) относится к группировке 52.21 «Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом» класса 52 «Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность» раздела Н «Транспортировка и хранение».

Из этого налоговики делают следующий вывод. Пониженные тарифы страховых взносов вправе применять те «упрощенщики», основным видом деятельности которых является деятельность, классифицированная в ОКВЭД 2 кодом 52.21.24 «Деятельность стоянок для транспортных средств». При этом нужно соблюдать ограничения, установленные подпунктом 3 пункта 2 и пунктом 6 статьи 427 НК РФ:

  • годовые доходы налогоплательщика не должны превышать 79 млн. рублей;
  • доля доходов по основному виду экономической деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.

(Письмо Минфина России от 25.09.17 № ГД-4-11/19257@)

В отношении объекта недвижимости, включенного в специальный перечень, но кадастровая стоимость которого не определена, налог на имущество организаций не уплачивается

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ определяет на налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Указано, что в НК РФ отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок определения налоговой базы в случае, если кадастровая стоимость в отношении таких объектов недвижимости не определена.

При этом обращено внимание на положения пункта 2 статьи 378.2 НК РФ, где прямо указано, что после принятия закона субъекта РФ, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, переход в отношении соответствующих объектов недвижимости к определению налоговой базы как среднегодовой стоимости не допускается.

(Письмо ФНС России от 29.09.2017 N БС-4-21/19633@ «О налогообложении объектов недвижимости, включенных в перечень объектов, налоговая база в отношении которых исчисляется по пункту 2 статьи 375 НК РФ, при отсутствии кадастровой стоимости»)

С 2018 г. получить льготы по имущественным налогам станет проще

С 1 января 2018 г. вступает в силу ряд нововведений в части налогообложения имущества.

Так, упрощен порядок получения налоговых льгот по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физлиц.

Налогоплательщики направляют по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе передать подтверждающие документы. Если последние у инспекции отсутствуют, то она по информации, указанной в заявлении, запрашивает сведения у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти данные.

Пересмотрены особенности определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости), исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов.

К полномочиям регионов отнесено установление порядка применения льгот по налогу на имущество организаций в отношении в т. ч. вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергоэффективность, в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ, - в течение 3 лет со дня постановки на учет имущества.

Введен новый порядок расчета земельного налога в случае определения кадастровой стоимости земельных участков вследствие изменения их количественных и (или) качественных характеристик.

(Письмо ФНС России от 3 октября 2017 г. № БС-4-21/19836@ «Об изменениях в налогообложении имущества в связи с опубликованием Федерального закона от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Страховые взносы, излишне уплаченные за периоды до 1 января 2017 года, зачесть в счет предстоящих платежей нельзя

Положениями действующего законодательства, принятого в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов, установлен лишь порядок возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).

Соответствующее решение (при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности за периоды до указанной даты) принимается органами ПФР или ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления плательщика.

(Письмо ФНС России от 25.09.2017 N ГД-4-11/19256@)

Минфином России рассмотрены некоторые вопросы предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов

Так, в частности, сообщается, что несвоевременная уплата сумм страховых взносов на финансирование накопительной пенсии приводит к потерям инвестиционного дохода застрахованных лиц.

Поэтому предоставление отсрочки или рассрочки по уплате страховых взносов в части сумм, связанных с формированием средств для финансирования накопительной пенсии и влияющих на формирование объема пенсионных прав, может повлечь ущемление прав застрахованных лиц на накопительную пенсию.

Также сообщается о нецелесообразности предоставления отсрочки или рассрочки по уплате страховых взносов на более длительный срок (на срок более одного года). Это связано с тем, что такая отсрочка существенно увеличит нагрузку на бюджет Пенсионного фонда РФ.

Вместе с тем Минфином России рассматривается вопрос о возможности внесения изменений в действующее законодательство, предусматривающих право налоговых органов на предоставление отсрочки по уплате недоимки по страховым взносам, а также соответствующим пеням и штрафам, образовавшимся на 01.01.2017.

(Письмо Минфина России от 12.09.2017 N 03-02-03/58613)

ФНС России разъяснила, как заполнить расчет по страховым взносам в случае, когда выплаты сотруднику на момент его перехода из другого обособленного подразделения превысили предельную базу

Сотруднику, выплаты которому с начала года составили 850 000 рублей, после перехода из другого обособленного подразделения, произведена выплата в размере 32 600 рублей. В совокупности указанные выплаты превышают предельную базу для начисления страховых взносов (в 2017 году предельная база на ОПС составляет 876 000 рублей нарастающим итогом с начала календарного года, на ОСС - 755 000 рублей).

С учетом положений порядка заполнения расчета, утвержденного приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@, сообщается следующее.

В подразделе 1.1 приложения N 1 к расчету:

  • в графах строки 050 отражается выплата 32 600 руб.;
  • в графах строки 051 отражается сумма, превышающая предельную базу, - 6600 руб. (850000 руб. + 32600 руб. - 876000 руб.);
  • в приложении N 2 к расчету:
  • в графах строки 020 отражается сумма 32 600 руб.;
  • графы строки 050 заполняются нулевыми значениями, поскольку выплаты в сумме 850 000 рублей уже превысили предельную базу на ОСС в размере 755 000 рублей);
  • в графах строки 040 отражается сумма превышения, в данном случае - сумма выплаты 32 600 руб.

(Письмо ФНС России от 19.09.2017 N БС-4-11/18681 «По вопросу заполнения расчета по страховым взносам»)

Суммы начисленных выплат по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые к зачету органом ФСС РФ, облагаются страховыми взносами

Суммы выплат, произведенные с нарушением законодательства, не подтвержденные документами, или произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не являются выплатами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и не принимаются к зачету территориальным органом ФСС РФ.

В этом случае суммы начисленных работнику выплат подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 22.09.2017 N ЕД-4-15/19093 «О направлении письма Минфина России»)

Росстат напоминает, что юридические лица (включая кредитные организации), имеющие обособленные подразделения, предоставляют статистические данные как по юрлицу, так и по таким подразделениям

Для целей статистического учета под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (т.е. созданные на срок более одного месяца).

При этом признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Росстатом в настоящее время прорабатывается вопрос об оптимизации порядка предоставления респондентами, имеющими сложную разветвленную территориальную сеть, отчетности по обособленным подразделениям.

(Письмо Росстата от 28.09.2017 N 01-01-3/3169-ДР «О предоставлении статистической отчетности»)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.