Мониторинг изменений за период 03.04.17 - 09.04.17
- Бухгалтерский учет и налогообложение
- Пенсионное и социальное страхование и обеспечение
- Статистика
- Правовые новости
- Законопроекты
- Судебная практика
- Прочее
Бухгалтерский учет и налогообложение
Счет-фактура дополняется еще одним обязательным реквизитом - идентификатором государственного контракта, договора (соглашения) при его наличии
Соответствующее дополнение внесено в статью 169 НК РФ.
Кроме того, к доходам, не подлежащим налогообложению, отнесены доходы организаций в виде имущества (за исключением субсидий), полученного управляющей компанией, которая является акционерным обществом, 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и деятельность которой предусмотрена Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
(Федеральный закон от 03.04.2017 N 56-ФЗ «О внесении изменений в статьи 169 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)
Лица, попавшие под санкции, введенные иностранным государством, вправе отказаться от налогового резидентства России
Такое лицо, являющееся налоговым резидентом иностранного государства, независимо от срока нахождения в России может не признаваться налоговым резидентом РФ на основании поданного в ФНС России заявления.
Соответствующие положения НК РФ распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
Внесены также поправки, касающиеся порядка исчисления налоговой базы по НДФЛ в отношении доходов в виде процентов по облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года.
В отношении таких доходов НДФЛ должен уплачиваться с превышения суммы процентов по облигациям над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5 процентных пунктов.
(Федеральный закон от 03.04.2017 N 58-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)
Установлены размеры госпошлин, уплачиваемых в отдельных случаях при обращении в Верховный Суд РФ, арбитражные суды
При подаче апелляционных, кассационных жалоб на отказ в принятии иска или заявления о выдаче судебного приказа госпошлина составит 50 процентов от размера госпошлины, которая уплачивается при подаче иска неимущественного характера (т.е. 3000 рублей). Такой же размер госпошлины составит при подаче кассационной жалобы на судебный приказ.
При подаче надзорной жалобы размер госпошлины составит вдвое больше - в размере государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (6000 рублей, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
(Федеральный закон от 03.04.2017 N 57-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.21 и 333.22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)
Новая форма справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей теперь содержит также данные об уплате страховых взносов
Обновлена форма данной справки, порядок ее заполнения и формат представления справки в электронной форме.
Утрачивает силу приказ ФНС России от 21.07.2014 N ММВ-7-8/378@, которым была утверждена ранее действовавшая форма справки.
(Приказ ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ «Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме», зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2017 N 46165)
Уведомление о невозможности представления истребуемых налоговым органом документов в установленные сроки представляется по утвержденной форме (формату)
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней - при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе).
Если проверяемое лицо не имеет возможности представить документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет об этом проверяющих должностных лиц.
ФНС России утвердила форму такого уведомления и формат его направления в электронной форме.
(Приказ ФНС России от 25.01.2017 N ММВ-7-2/34@ «Об утверждении формы и формата уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме», зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2017 N 46230)
Разработан новый формат документа, используемого налоговыми органами при взаимодействии с налогоплательщиками
Данный приказ заменит собой ранее действовавший аналогичный приказ ФНС России от 28.12.2010 N ММВ-7-6/773@ «Об утверждении Формата документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования.
(Приказ ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах», зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2017 N 46156)
Дополнен реестр фискальных накопителей
В реестр фискальных накопителей включены сведения о модели фискального накопителя «Средство криптографической защиты фискальных данных «ФН-1» исполнение 3 версия 1».
(Приказ Федеральной налоговой службы от 30 марта 2017 г. № ЕД-7-20/268@ «О включении в реестр фискальных накопителей сведений о модели фискального накопителя»)
Отчетность кредитных организаций дополнена новой формой
Изменением, внесенным в Указание Банка России от 24.11.2016 N 4212-У, перечень отчетных форм кредитных организаций дополнен формой отчетности 0409159 «Сведения о банковских счетах, счетах по депозитам отдельных категорий юридических лиц и аккредитивах».
Определены категории юридических лиц, в отношении которых осуществляется мониторинг за размещением средств.
Отчет составляется за квартал и представляется не позднее 15-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом.
(Указание Банка России от 27.02.2017 N 4302-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 24 ноября 2016 года N 4212-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2017 N 46155)
Пенсионное и социальное страхование и обеспечение
ФНС России уполномочена осуществлять функции по контролю и надзору за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет страховых взносов
В этой связи ФНС России:
- бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) плательщиков страховых взносов о действующих страховых взносах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов;
- осуществляет в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов;
- принимает решения об изменении сроков уплаты страховых взносов.
(Постановление Правительства РФ от 30.03.2017 N 357 «О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе»)
Статистика
Обновлены формы статистического наблюдения за численностью и составом российских граждан, выехавших на работу за границу, а также за результатами надзорно-контрольных мероприятий по регулированию внешней трудовой миграции
Росстатом утверждены следующие обновленные формы:
- квартальная форма N 1-НК (миграция) «Сведения о результатах осуществления надзорно-контрольных мероприятий по регулированию внешней трудовой миграции», действующая с отчета за январь - март 2017 года;
- полугодовая форма N 1-Т (миграция) «Сведения о численности и составе российских граждан, выехавших на работу за границу», действующая с отчета за январь - июнь 2017 года.
Форму N 1-Т (миграция) предоставляют, в частности, лицензиаты, получившие лицензию на осуществление деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами России, территориальному органу МВД России на региональном уровне.
С введением указанного статистического инструментария признается утратившим силу приказ Росстата от 28.10.2016 N 691.
(Приказ Росстата от 31.03.2017 N 220 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством внутренних дел Российской Федерации статистического наблюдения за внешней трудовой миграцией»)
Правовые новости
Установлены ограничения перевода денежных средств без открытия банковского счета в случае введения иностранным государством запретов в отношении российских платежных систем
Согласно Федеральному закону осуществление трансграничного перевода денежных средств в этом случае может осуществляться из РФ в такое иностранное государство только при условии, что оператор платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры находятся под прямым или косвенным контролем юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ. Установлен порядок определения такого контроля.
В случае введения запретов трансграничный перевод денежных средств без открытия банковского счета из РФ в такое иностранное государство на основании договоров, заключенных с иностранными организациями, не являющимися иностранными банками (иностранными кредитными организациями), не осуществляется, за исключением случая, если указанные иностранные организации находятся под прямым или косвенным контролем юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ.
Банк России будет размещать на своем официальном сайте в сети Интернет сведения о введении иностранными государствами запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Банком России. Указанные ограничения будут применяться со дня размещения этих сведений.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. При этом положения Федерального закона применяются к случаям введения запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Банком России, до дня вступления его в силу.
(Федеральный закон от 03.04.2017 N 59-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О национальной платежной системе»)
Росстат обновил положение об общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним классификаторах
Положение определяет назначение, характеристику, объекты классификации и структуру ОКПО.
ОКПО включает два раздела: в первый включаются сведения о юридических лицах, их филиалах и представительствах, организациях, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица; во второй - об индивидуальных предпринимателях.
Присвоение кодов ОКПО и взаимосвязанных с ним классификаторов (за исключением ОКВЭД) осуществляется органами государственной статистики по сведениям о государственной регистрации хозяйствующих субъектов, получаемым в установленном порядке из ЕГРЮЛ и ЕГРП.
Утратившими силу признаны приказы Росстата от 06.04.2012 N 107 «Об утверждении Положения о ведении Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и внесении в него изменений» и от 04.02.2015 N 40 «О принятии изменений ко второму разделу Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО)».
(Приказ Росстата от 29.03.2017 N 211 «Об утверждении Положения об Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним классификаторах»)
Законопроекты
Законопроект о добровольном применении нулевой ставки НДС при экспорте прошел первое чтение
На очередном заседании Госдумы был принят в первом чтении правительственный законопроект, которым предлагается предоставить налогоплательщикам право не применять ставку НДС в размере 0% при экспорте товаров. Такое право будет представляться не менее, чем на один год. Кроме того, предусматривается возможность использовать нулевую ставку НДС для экспорта товаров по почте, для чего будет введен специальный порядок, связанный с таможенным декларированием такой продукции.
Проект был подготовлен Минфином в целях способствования развитию экспорта товаров, в том числе и с использованием международных почтовых отправлений.
Судебная практика
Договор подряда подтвердил ведение деятельности – исключение из ЕГРЮЛ отменено
В сентябре 2015 года ИФНС приняла решение о предстоящем исключении ООО «К» как недействующего лица из ЕГРЮЛ. Решение было опубликовано в соответствующем издании. В январе 2016 года в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении компании как фактически прекратившей свою деятельность – отсутствовали движения по банковским счетам и не представлялась отчетность в течение последних 12 месяцев. По мнению инспекции, для признания юрлица прекратившим свою деятельность помимо указанной совокупности критериев законодательство не устанавливает иных условий, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в отсутствии ведения деятельности.
Учредители компании обратились в суд с иском об отмене решения инспекции и аннулировании записи об исключении из ЕГРЮЛ, ссылаясь на начало реализации проекта строительства производственной базы – сбор необходимой документации и заключение договора подряда.
Суды трех инстанций отменили решение регистрирующего органа, разъяснив, что несмотря на наличие формальных признаков недействующего юрлица, компания фактически свою деятельность не прекратила. Непредставление отчетности может свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства и не является безусловным основанием для исключения юрлица из реестра.
Установлено, что компания на основании договора уступки от 18 октября 2011 года приняла на себя права и обязанности арендатора земельного участка, который был предоставлен для строительства производственной базы. На основании дополнительных соглашений срок аренды продлевался до 28 февраля 2019 года. В июне 2014 года компания получила разрешение на строительство и привлекла подрядчика. При этом отсутствие документов, подтверждающих расчеты между сторонами, не опровергает ведение деятельности, указала кассация (Ф02-783/2017 от 30.03.2017).
(дело № А78-8302/2016)
Средства на счетах фирм, исключенных налоговиками из ЕГРЮЛ, включаются в доходы банка
В ходе выездной проверки банка ИФНС установила наличие денежных средств на счетах клиентов-юрлиц, исключенных из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа при наличии признаков недействующего лица, доначислила налог на прибыль, пени и штраф, включив эти суммы в состав внереализационных доходов.
Банк оспорил решение в суде, полагая, что сумма остатков денежных средств на расчетных счетах фирм, исключенных из ЕГРЮЛ, должна быть включена в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в момент истечения срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК.
Суд первой инстанции удовлетворил требования банка. Апелляция признала законным решение инспекции, разъяснив, что правовые последствия внесения записи об исключении юрлица из ЕГРЮЛ определены в пункте 3 статьи 49 ГК, в соответствии с которым с момента внесения такой записи прекращается правоспособность юрлица. Кроме того, пунктом 6 статьи 22 закона 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что ликвидация юрлица считается завершенной, а юрлицо – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Таким образом, после внесения записи в ЕГРЮЛ прекращаются договорные отношения банка с клиентом в связи с отсутствием стороны по договору.
В рассматриваемом случае доходы от списания обязательств банка можно квалифицировать в качестве невостребованной кредиторской задолженности, которая относится к внереализационным доходам.
В решении кассации (Ф05-11461/2016 от 29.08.2017) указано: «кредиторская задолженность рассматриваемых контрагентов в составе внереализационных доходов подлежала включению в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций в тех налоговых периодах, в которых клиенты были исключены из Единого государственного реестра юридических лиц». При этом именно на налогоплательщика возлагается обязанность своевременно производить инвентаризацию и учитывать подлежащую списанию кредиторскую задолженность во внереализационных доходах.
(дело № А40-186959/2015)
Суды против налоговой выгоды при заключении с подставными фирмами идентичных договоров
ООО «А» занималось перевозкой грузов и организацией перевозок грузов. В рамках исполнения договора с заказчиком компания привлекла ООО «И», «Т», «С» и «О». НДС по выставленным контрагентами счетам-фактурам был заявлен к вычету.
По результатам выездной проверки налоговая признала формальными сделки с ООО «И», «Т», «С» и «О», доначислила НДС, пени и штраф, указав, что договоры с перечисленными контрагентами по своему содержанию идентичны: совпадают предмет договора, порядок расчетов между сторонами по договору, а также – расположение текста. При этом компании зарегистрированы по одному адресу, по которому не располагаются, выставленные требования о представлении документов ими не исполнены.
Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что спорные контрагенты числятся в федеральном информационном ресурсе «Риски», им присвоены критерии: неисполнение требования о представлении документов (информации), неуплата налогов, непредставление отчетности, отсутствие работников и лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера, отсутствие основных средств, массовый руководитель и учредитель.
Суды (постановление кассации Ф01-333/2017 от 27.03.2017) также установили, что заказчик налогоплательщика привлекал для оказания транспортных услуг индивидуальных предпринимателей, производя оплату наличными. При этом часть услуг, оказанных согласно документам спорными контрагентами, фактически были выполнены работниками налогоплательщика.
(дело № А29-1532/2016)
Суды освободили от НДС безвозмездно переданные рекламные материалы дороже 100 рублей
По результатам выездной проверки фирмы налоговая доначислила НДС, пени и штраф, указав на занижение базы на стоимость открыток и календарей, переданных на безвозмездной основе в рекламных целях, и расходы на приобретение которых превысили 100 рублей за единицу продукции. Инспекция указала на подпункт 25 пункта 3 статьи 146 НК, который освобождает от обложения НДС только безвозмездную передачу товара в рекламных целях стоимостью менее 100 рублей.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав, что объектом налогообложения НДС согласно статье 146 НК является реализация товаров. Понятие товара приводится в статье 38 НК - товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. При этом статьей 3 закона «О рекламе» закреплено, что товар – это продукт деятельности, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, а реклама – информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.
В данном случае рекламные материалы (календари, блокноты, открытки с логотипом компании) не предназначались для самостоятельной реализации, а были изготовлены и приобретены исключительно в рекламных целях. Эта продукция предназначалась для раздачи в качестве подарков с целью рекламы компании и выпускаемой ею продукции.
Суды отклонили довод инспекции о том, что стоимость единицы рекламного товара выше 100 рублей, указав на пункт 12 постановления пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г. N 33, согласно которому стоимость единицы продукции имеет значение лишь в случае, когда продукция является товаром.
В решении кассации (Ф05-3154/2017 от 29.03.2017) указано: «не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве».
(дело № А40-94917/2016)
Суды против отказа в вычете НДС по сделке приобретения услуг по утилизации товара
Компания занималась разведением свиней. Согласно решениям губернатора, администрации района и решению суда компания должна была в кратчайшие сроки произвести убой всего имеющегося поголовья животных и уничтожить отходы. Услуги по утилизации приобретены у ООО «Б», после чего заявлен вычет в декларации по НДС.
По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, указав, что выбытие товаров по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей (например, в связи с изъятием животных и продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных), объектом налогообложения по НДС не является.
Суд первой инстанции согласился с выводами инспекции. Апелляция отменила его решение, указав, что без выполнения данных работ невозможно было снятие карантина с фермы налогоплательщика по содержанию и разведению свиней, невыполнение работ по утилизации влекло невозможность дальнейшей деятельности налогоплательщика, то есть производственной деятельности, облагаемой НДС. Таким образом, суд признал сделку совершенной в рамках реальной предпринимательской деятельности, факт приобретения услуги и ее оплаты подтвержден, цель сделки – получить экономический эффект от основного вида деятельности по разведению свиней. Кассация (Ф03-704/2017 от 28.03.2017) поддержала выводы апелляции.
(дело № А51-7989/2016)
Суды против выставления счета-фактуры при возврате бракованного оборудования
В 3 квартале 2013 года компания заключила договор на приобретение оборудования стоимостью 10 млн рублей, в том числе НДС 1,5 млн рублей. Сумма НДС в составе стоимости оборудования, полученного по товарным накладным в 3 квартале 2013 года, составила 1,3 млн рублей. Оборудование смонтировано и принято к учету. Однако в ходе пусконаладочных работ и запуска оборудования было установлено, что оно имеет недопустимые и неустранимые дефекты, не позволяющие эксплуатировать производственную линию. Между покупателем и поставщиком было заключено соглашения о демонтаже и возврате поставщику поставленного оборудования и о возврате покупателю денежных средств, перечисленных за оборудование. Деньги были возвращены покупателю в 4 квартале 2014 года, и компания восстановила НДС, ранее принятый к вычету – 1,3 млн рублей.
По результатам камеральной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф, указав, что компания-покупатель обязана исчислить с суммы возврата НДС в размере 1,5 млн рублей, исходя из первоначальной стоимости оборудования, определенной в договорах поставки, и выставить счет-фактуру. По мнению инспекции, возврат бракованного товара следовало оформить как реализацию и исчислить с суммы возврата НДС.
Суды трех инстанций частично отменили решение инспекции, разъяснив следующее. При возврате некачественного товара договор купли-продажи в одностороннем порядке расторгается, а стороны возвращаются в исходное положение, следовательно, реализации товара в данном случае не происходит независимо от того, был ли принят к учету товар покупателем. Право собственности на товар от продавца к покупателю не переходит. На этом основании суды отклонили довод инспекции, что покупатель оборудования должен был выписать продавцу счет-фактуру при возврате бракованного оборудования.
В решении кассации (Ф07-1728/2017 от 31.03.2017) указано: «у покупателя, впоследствии возвратившего товар по причине брака, возникает обязанность откорректировать свои налоговые обязательства относительно ранее заявленных вычетов по НДС по приобретению оборудования».
(дело № А66-15153/2015)
Непредставление квартальных расчетов по налогу на прибыль не влечет блокировку счета
В связи с непредставлением компанией ряда деклараций (расчетов) по налогу на прибыль налоговая вынесла решения о приостановлении операций по счетам компании. С претензией об отмене решения компания представила декларации (расчеты), которые инспекция не приняла со ссылкой на неустановленную форму (расчеты были составлены по форме утвержденной приказом ФНС от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@, в то время как начиная с 1 января 2014 года они должны быть представлены по форме утвержденной приказом от 14.11.2013 № ММВ- 7-3/501@).
Компания обратилась в суд с иском о признании незаконными решений о приостановлении операций по счетам и взыскании убытков за счет казны.
Суд первой инстанции, апелляция и окружной арбитражный суд признали законным решение инспекции, указав на статью 289 НК, которой предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять декларацию по налогу на прибыль по истечении каждого налогового и отчетного периода, независимо от наличия обязанности по уплате налога.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС отменила решение судов, указав на различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода. В терминологии пункта 1 статьи 80 НК налоговой декларацией по налогу на прибыль является только документ, подлежащий представлению налогоплательщиком по истечении налогового периода. При этом установленные статьей 76 НК последствия предусмотрены за несвоевременное представление декларации и не охватывают деяния, выразившиеся в непредставлении расчета авансовых платежей.
В решении судебной коллегии (305-КГ16-16245 от 28.03.2017) указано: «квартальные (полугодовые) расчеты по налогу на прибыль организаций не входят в перечень документов, приведенный в пункте 3 статьи 76 НК РФ, нарушение налогоплательщиком сроков их представления не порождает право налогового органа на приостановление операций по счетам в банке». Таким образом, решения инспекции о приостановлении операций по счетам приняты незаконно.
Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления наличия и размера убытков компании в связи с блокировкой счета, которые не устанавливались ранее.
(дело № А40-168230/2015)
Ссылаясь на нормативный акт СССР, налоговая пыталась отнести аренду к прямым расходам
Компания арендовала производственные и непроизводственные помещения и учитывала арендную плату в косвенных расходах. Также в косвенных расходах компания учитывала стоимость услуг производственного характера, оказанных контрагентами.
По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав на неправомерное отнесение к косвенным расходам арендной платы за оборудование и производственные помещения, услуг производственного характера, оказанных контрагентами. Инспекция указывает на основные положения по планированию учета и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденными Госпланкомитетом Совета Министров СССР 01.01.1971 – под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, пояснив, что приведенный инспекцией документ относит арендную плату к категории «прочих расходов», а плату за аренду зданий и помещений – к общехозяйственным расходам. При этом налоговая классификация «прямых» и «косвенных» расходов значительно отличается от бухгалтерской. Если в бухучете деление затрат на прямые и косвенные производится для распределения этих расходов между отдельными единицами калькулирования, то в налоговом учете – для выделения расходов, подлежащих включению в стоимость остатков незавершенного производства, готовой продукции и отгруженных товаров. Поэтому в данном случае необходимо руководствоваться исключительно требованиями и правилами главы 25 НК. Инспекция же, доначисляя налог на прибыль, использовала данные регистров бухучета.
Суды обратили внимание, что арендодатель выставлял арендную плату единой суммой без разделения на производственные и непроизводственные объекты, стоимость арендной платы за оборудование была постоянной, не содержала переменной части и не зависела от результатов производства и объема произведенной продукции. Суды признали арендную плату косвенными расходами.
Насчет отнесения услуг производственного характера к прямым расходам суды пояснили следующее. Затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемые сторонними организациями, указаны в подпункте 6 пункта 1 статьи 254 НК и в перечне прямых расходов (пункт 1 статьи 318 НК) отсутствуют. Более того, не подлежат учету в прямых расходах эти затраты и согласно учетной политике компании.
(дело № А55-3247/2016)
Суды против НДФЛ с оплаты проезда от места жительства работников до места работы (вахты)
Компания на основании коллективного договора компенсировала своим работникам проезд от места их постоянного жительства до места производства работ (вахты) и обратно. Эти расходы компания учитывала при исчислении налога на прибыль, при этом НДФЛ не удерживался и в бюджет не перечислялся.
По результатам выездной проверки ИФНС указала на занижение налоговой базы по НДФЛ на суммы указанных компенсаций, доначислила налог, пени и штраф. По мнению инспекции, такие выплаты не являются компенсационными, не могут рассматриваться как связанные с исполнением трудовых обязанностей, поскольку, находясь в пути, работник не выполняет трудовые функции, а дни нахождения в пути не включаются в расчет рабочего времени.
Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на пункт 3 статьи 217 НК – не подлежат налогообложению компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. При этом под компенсациями понимаются денежные выплаты в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей (статьи 64 ТК). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда. Вахтовый метод работы подразумевает трудовой процесс вне места постоянного проживания работников, когда им не может быть обеспечено ежедневное возвращение к месту постоянного проживания (статья 297 ТК).
В решении кассации (Ф01-641/2017 от 28.03.2017) указано: «выплаты по возмещению работникам оплаты проезда от места жительства (пункта сбора) до вахтового поселка и обратно являются компенсационными, не входят в систему оплаты труда и непосредственно связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, вследствие чего не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц».
(дело № А29-5157/2016)
ФНС России обобщена судебная практика по делам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц и ИП
В обзоре приведены, в частности, следующие правовые позиции судов по рассматриваемым вопросам:
обоснованным является решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, поскольку в поданном организацией Уведомлении о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 не был заполнен подпункт 5.6.2 (E-mail) в нарушение требований, установленных Законом о государственной регистрации;
в связи с тем, что решение единственного участника ООО не содержало сведений о порядке и сроках оплаты уставного капитала общества, о размере и номинальной стоимости доли учредителя, данный документ был расценен регистрирующим органом как непредставленный, суды признали решение налоговой инспекции об отказе в госрегистрации юрлица законным;
правомерным основанием для отказа в госрегистрации послужило выявление налоговым органом факта того, что единственный учредитель, руководитель создаваемого общества является либо учредителем, либо лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо и тем и другим в шести юридических лицах, которые ранее были исключены из ЕГРЮЛ как фактически прекратившие свою деятельность, и на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данных обществ из ЕГРЮЛ.
(Письмо ФНС России от 30.03.2017 N ГД-4-14/5914@ «О направлении «Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2017)»)
Прочее
ФНС России разъяснены вопросы привлечения физлиц к ответственности за непредставление в налоговый орган сообщения о наличии у них объектов налогообложения
Такое сообщение должно быть представлено в налоговый орган в случае неполучения налогоплательщиком - физическим лицом налогового уведомления и неуплаты налогов в отношении объектов налогообложения за период владения ими (объекты недвижимости, земельные участки, автомобили и пр.).
Факт неисполнения указанной обязанности выявляется после истечения сроков для уплаты соответствующих налогов (то есть не ранее 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом).
Обращено внимание на то, что принятие решения о привлечении лица к ответственности за неисполнение данной обязанности не поставлено в зависимость от уплаты или неуплаты этим лицом суммы налога в отношении соответствующего объекта налогообложения (налог уплачивается на основании уведомления, направленного налоговым органом после выявления факта непредставления этим налогоплательщиком сообщения).
(Письмо ФНС России от 29.03.2017 N БС-4-21/5840 «О доведении письма Минфина России по применению норм пункта 3 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации»)
Организация, образованная путем реорганизации в форме слияния, для целей пункта 9 статьи 194 НК РФ рассматривается как впервые ставшая налогоплательщиком
Производители сигарет, папирос, сигарилл, биди, кретека исчисляют суммы акциза за налоговые периоды с 1 сентября по 31 декабря календарного года с учетом коэффициента Т. Данный коэффициент принимается равным 1 для лиц, впервые ставших налогоплательщиками.
С учетом положений п. 4 ст. 57 ГК РФ, согласно которым при слиянии юридических лиц образуется новое юрлицо, сделан вывод о том, что организация, образованная в результате слияния, может рассматриваться как впервые ставшая налогоплательщиком.
Отмечено также, что создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции само по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать соответствующие обстоятельства в своей совокупности.
(Письмо ФНС России от 29.03.2017 N СД-4-3/5744@ «О направлении письма Минфина России»)
Услуги по онлайн-бронированию, приобретаемые у иностранной организации индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в РФ, облагаются НДС на территории Российской Федерации
Индивидуальный предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг по временному размещению и проживанию физических лиц, приобретает электронные услуги по онлайн-бронированию у иностранной организации.
Место реализации электронных услуг в целях налогообложения НДС определяется по месту осуществления деятельности покупателя.
Следовательно, ИП, приобретающий у иностранной организации электронные услуги, местом реализации которых признается территория РФ, обязан исчислить, удержать из суммы уплачиваемого вознаграждения сумму НДС и уплатить ее в бюджет в качестве налогового агента.
(Письмо ФНС России от 30.03.2017 N СД-3-3/2110@)
Не облагаемые НДС услуги, оказываемые в рамках арбитража, подлежат отражению в налоговой декларации с кодом 1010254
Льгота в отношении указанных услуг и условия ее применения установлены пп. 16.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
До внесения необходимых изменений в порядок заполнения налоговой декларации операции, предусмотренные данной нормой, отражаются под кодом 1010254. Отмечено также, что не является ошибкой применение кода 1010200.
(Письмо ФНС России от 20.03.2017 N СД-4-3/4921@ «О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость»)
Физлицо продает личные товары путем размещения объявлений на eBay: уплачивать ли НДС?
Если покупатель электронных услуг осуществляет деятельность в России и приобретает у иностранной компании услуги по онлайн размещению объявлений с целью установления контактов и заключения сделок по продаже личных товаров, то местом реализации таких услуг признается наше государство. НДС уплачивается.
Если покупателем услуг признается физлицо, то иностранная организация обязана встать на учет в российских налоговых органах и уплачивать НДС.
Иностранная организация обязана исчислить и предъявить к оплате физлицу соответствующую сумму НДС со стоимости реализованных услуг, местом реализации которых признается территория России.
(Письмо ФНС России от 4 апреля 2017 г. № СД-3-3/2240@ «О налоге на добавленную стоимость»)
ЕНВД не освобождает предпринимателя от НДС при продаже автомобиля
Минфин РФ сообщил, что уплата НДС потребуется при реализации автомобиля, используемого в предпринимательской деятельности ИП на ЕНВД.
Ведомство отмечает, что ИП на ЕНВД не признаются плательщиками НДС только в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ и осуществляемых в рамках ЕНВД.
При этом перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД, не включает деятельность по реализации объектов основных средств. Таким образом, при реализации ИП на ЕНВД автомобиля потребуется уплата НДС.
Налоговая база в данном случае определяется как разница между рыночной ценой (исчисляемой с учетом положений статьи 105.3 НК РФ), с учетом НДС, акцизов и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
(Письмо Минфина России от 28.03.2017 № 03-11-11/17965)
Как считать авансы по налогу на прибыль после перераспределения ставок налога
ФНС рассказала об уплате авансовых платежей налога на прибыль организаций в 1 квартале 2017 года.
Согласно пункту 26 статьи 2 закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ в 2017 - 2020 годах:
- в федеральный бюджет зачисляется сумма налога на прибыль, исчисленная по налоговой ставке в размере 3%;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 17%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
В соответствии со статьей 286 НК сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
При этом законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогоплательщиков о пересчете исчисленных в указанном порядке сумм ежемесячных авансовых платежей на I квартал в случаях изменения размеров налоговых ставок с 1 января текущего налогового периода.
Таким образом, сумма ежемесячного авансового платежа на I квартал 2017 года принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, исчисленного по налоговой ставке, действовавшей в 2016 году, и отраженного по строкам 290 – 340 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2016 года.
(Письмо ФНС России от 3 апреля 2017 г. № СД-4-3/6179@)
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц - граждан Украины может осуществляться в том числе на основании документов, выданных соответствующими органами отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины
При этом при обработке поступающих документов в отношении физических лиц - граждан Украины с указанными документами, удостоверяющими личность, в АИС Налог-3 такие документы вводятся с использованием кода 91 «Иные документы» справочника «Виды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика» (СПДУЛ), страной гражданства указывается «Украина».
(Письмо ФНС России от 22.02.2017 N ГД-4-14/3396@ «О постановке на учет в налоговых органах физических лиц - граждан Украины»)
Участники системы взимания платы «Платон» имеют право на льготу по транспортному налогу
ФНС России обращает внимание, что льгота применяется независимо от того, кто является владельцем грузового автомобиля - индивидуальный предприниматель или физическое лицо без статуса ИП.
Если сумма платы в систему «Платон» равна сумме налога или превышает ее, налог не уплачивается.
Если плата меньше суммы налога, то предоставляется налоговый вычет. В этом случае транспортный налог уменьшается на сумму платы.
Заявить налоговую льготу можно одним из следующих способов:
- через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России, представив заявление о налоговой льготе в любую налоговую инспекцию;
- направив заявление почтовым сообщением.
(Информация ФНС России от 03.04.2017 «О льготе по транспортному налогу для индивидуальных предпринимателей - владельцев грузовых автомобилей»)
ФНС России информирует о преимуществах перехода на новый порядок применения контрольно-кассовой техники
Отмечается, в частности:
- возможность регистрации контрольно-кассовой техники онлайн без визита в налоговый орган, что существенно экономит время и деньги налогоплательщика;
- отказ от обязательного ведения форм первичной учетной документации (формы «КМ»);
- практический отказ от проверок добросовестных налогоплательщиков;
- сокращение издержек за счет отказа от обязательного технического обслуживания и увеличения срока службы фискального накопителя;
- удобство онлайн-торговли для бизнеса, а именно: нет необходимости печатать чек и доставлять его покупателю, достаточно направить его в электронном виде.
(Письмо ФНС России от 03.04.2017 N ЕД-4-20/6181@ «О мотивации налогоплательщиков к переходу на новый порядок применения ККТ»)
Адреса установки ККТ нет в адресном реестре: варианты действий пользователя и ИФНС
ФНС рассказала, как обеспечивается возможность регистрации ККТ, если адреса ее установки нет в адресном ресурсе.
В случае поступления информации от пользователей ККТ об отсутствии в государственном адресном реестре (ГАР) сведений (или несоответствия сведений) об адресах, соответствующих адресам мест установки ККТ, подлежащей регистрации (перерегистрации), налоговики должны проверить этот факт, изучив документально подтвержденные сведения об адресе места установки ККТ (например, договора аренды, справки из БТИ, документы на право собственности и другие документы), и сверив адрес с ГАР.
В случае подтверждения информации об отсутствии сведений об адресе налоговым органам необходимо инициировать работу по внесению изменений в ГАР – направить в соответствующий орган местного самоуправления (или орган госвласти субъекта РФ) уведомление о необходимости внести в ГАР соответствующие сведения в 10-дневный срок.
Если сведения об адресах, содержащихся в ГАР, не соответствуют требованиям действующего законодательства в сфере адресных отношений, налоговый орган направляет в указанные органы информацию, уведомление о выявленных несоответствиях и о необходимости их устранения в срок не более одного месяца.
Если пользователю ККТ необходимо зарегистрировать ККТ, и нет возможности ожидать внесения изменений в ГАР сведений об адресе, то пользователю рекомендуется зарегистрировать ККТ через подачу заявления на бумажном носителе.
При этом территориальным налоговым органам необходимо совместно с ФКУ «Налог-Сервис» ФНС обеспечить внесение сведений об адресах мест установки ККТ в АИС «Налог-3» в режиме ручного ввода с обязательным заполнением всех полей, при наличии соответствующей информации.
(Письмо ФНС России от 23.03.17 № ЕД-4-20/5345)
Обстоятельства, указывающие на то, что лицом были предприняты все меры по соблюдению требований законодательства, могут являться основанием для освобождения от административной ответственности
Данный вывод Минфина России при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности за неприменение ККТ в случае розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, основан на положениях части 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, согласно которым лицо подлежит административной ответственности, только если установлена его вина. Все неустранимые сомнения толкуются в пользу данного лица.
В письме сообщается, что в целях установления факта принятия исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства РФ может быть исследован заключенный пользователем ККТ договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного законодательством предельного срока возможности его использования.
(Письмо Минфина России от 27.03.2017 N 03-01-15/17554 «О применении контрольно-кассовой техники при розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания»)
ЦБ выпустил ряд разъяснений о бухучете некредитных финансовых организаций
В нескольких документах Банк России разъяснил некоторые аспекты ведения бухучета некредитными финансовыми организациями, а также отдельно страховщиками. ЦБ выпустил, в частности, следующие инструкции:
- разъяснения по вопросам, связанным с применением положения Банка России от 05.11.2015 N 501-П - отраслевого стандарта бухучета НФО операций по привлечению денежных средств по договорам займа и кредитным договорам, операций по выпуску и погашению (оплате) облигаций и векселей;
- разъяснения о применении положения от 28.12.2015 N 524-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета договоров аренды некредитными финансовыми организациями»;
- разъяснения по вопросам применения положения ЦБ от 02.09.2015 N 487-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций»;
- разъяснения, касающиеся положения от 02.09.2015 N 486-П - плана счетов бухучета в некредитных финансовых организациях и порядка его применения;
- разъяснения о применении положения Банка России от 04.09.2015 N 491-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории РФ».
При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.