Мониторинг изменений за период 03.07.17 - 09.07.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

С 1 октября 2017 года за выдачу лицензии на оружие будет взиматься госпошлина

Налоговым кодексом РФ устанавливаются размеры госпошлин за совершение действий уполномоченного органа в сфере оборота оружия. Так, например, за выдачу лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия и патронов к нему необходимо уплатить госпошлину в размере 2000 рублей, за лицензию на приобретение, в частности, газового пистолета, холодного клинкового оружия для ношения с национальным костюмом или казачьей формой - 500 рублей.

Госпошлины вводятся взамен единовременных сборов, взимаемых за аналогичные действия уполномоченного органа, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 08.06.1998 N 574.

(Федеральный закон от 01.07.2017 N 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Для расчета скидок и надбавок к тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2018 год определены значения основных показателей по видам экономической деятельности

Значения основных показателей определены в соответствии с «Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам...», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524.

Такими показателями являются:

  • отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
  • количество страховых случаев по виду экономической деятельности на тысячу работающих;
  • количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

(Постановление ФСС РФ от 31.05.2017 N 67 «Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2018 год», зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 N 47244)

Статистика

Утверждена новая периодическая форма статистического наблюдения, по которой представляются сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям (Форма N 57-Т), действующая с отчета за 2017 год

Форму предоставляют в территориальный орган Росстата юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности (кроме финансовой и страховой деятельности; государственного управления и обеспечения военной безопасности; деятельности общественных и экстерриториальных организаций). Срок предоставления - 30 ноября.

Утверждены также указания по заполнению формы. Возможно предоставление формы в электронном виде.

С введением данного статистического инструментария признается утратившим силу приложение N 14 к Приказу Росстата от 03.08.2015 N 357, которым была утверждена ранее действовавшая Форма N 57-Т.

(Приказ Росстата от 26.06.2017 N 430 «Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения о заработной плате работников по профессиям и должностям»)

Законопроекты

Законопроект о необоснованной налоговой выгоде прошел второе чтение в Госдуме

Госдума уже приняла во втором чтении законопроект № 529775-6 о необоснованной налоговой выгоде. Ко второму чтению законопроект переписан полностью.

Напомним вкратце о его актуальном содержимом. Предлагается дополнить НК статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению», которая запретит уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения.

При отсутствии перечисленных обстоятельств налогоплательщик будет вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно следующих условий:

  • основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Также предлагается установить, что сами по себе не будут препятствовать уменьшению налоговых обязательств такие факты:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом,
  • нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах,
  • возможность получения того же результата путем совершения иных сделок (операций).

Указанные нормы будут также распространяться на плательщиков сборов, взносов и налоговых агентов.

Ввести в действие закон в случае его принятия планируется по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Корректируются правила определения налоговых и расчетных периодов для ИП и юрлиц

Госдума приняла во втором чтении и подготовила к третьему законопроект № 1031837-6 о внесении дополнений в статью 55 НК - о распространении на ИП правил определения налогового периода, установленных для организаций.

Согласно первоначальной версии законопроекта предполагалось оговорить, что правила, установленные пунктами 2 и 3 данной статьи, применяются также в отношении ИП. Ко второму чтению этот тезис из законопроекта убран, и в новой редакции изложены сами пункты 2 и 3.

Непосредственно в них будет оговариваться, что речь идет не только о создании или ликвидации организации, но и о госрегистрации (снятии с учета) ИП. Меняется ряд формулировок, однако сущность правил, ныне установленных для организаций, остается неизменной. Кроме того, указано, что эти правила касаются налоговых периодов по тем налогам, по которым налоговый период равен календарному году.

Напомним, сейчас указанными пунктами установлено, что если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период со дня ее создания до конца данного года. При создании организации с 1 декабря по 31 декабря первым налоговым периодом является период со дня создания до конца следующего года. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца года, последним налоговым периодом для нее является период от начала этого года до дня завершения ликвидации. Если организация, созданная после начала года, ликвидирована до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации. Если организация была создана с 1 декабря по 31 декабря и ликвидирована до конца следующего года, то налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации.

Законопроектом также планируется дополнить статью 55 НК новыми пунктами 3.1-3.4 для налогов, по которым налоговым периодом является квартал или месяц. Для квартальных периодов минимальным сроком существования налогового периода предлагается считать 10 дней (если фирма или ИП созданы менее чем за 10 дней до конца квартала, то первым налоговым периодом будет этот «хвостик» плюс следующий квартал, остальное по аналогии с правилами для годовых налоговых периодов).

Для налоговых периодов длительностью в месяц не устанавливается «периодов отсечения» (таких, как декабрь для годовых налоговых периодов или 10 дней для квартальных).

Будет оговорено, что вышеизложенные правила не применяются для ЕНВД и ПСН.

Кроме того, в новом пункте 3.5 будут описаны правила определения расчетного периода для страховых взносов. На этот случай также не предусмотрено «периодов отсечения», то есть расчетным периодом по взносам могут оказаться несколько недель или даже несколько дней в декабре. Правила также будут общими для организаций и ИП, при этом присутствуют отдельные оговорки относительно частнопрактикующих лиц (адвокатов, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных).

При этом будет отменен пункт 7 статьи 55 НК, введенный Федеральным законом 243-ФЗ (которым полномочия по администрированию взносов были переданы налоговикам), о том, что существующие правила определения налогового периода применяются к расчетным периодам по взносам.

Госдума одобрила пакет поправок об индексации акцизов

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект об индексации ставок на подакцизные товары на 4% в 2020 году, отсрочке повышения акцизов на сигареты в 2018 году, увеличении НДПИ для собственников объектов системы газоснабжения и продлении повышенной ставки НДПИ на добычу нефти до конца 2020 года.

Пакет поправок в Налоговый кодекс предусматривает индексацию ставок акцизов на подакцизные товары в 2020 году на прогнозируемый Минэкономразвития уровень инфляции в 4%, что позволит получить дополнительные 56,2 млрд руб. по сравнению с доходами 2019 года.

При этом акцизные ставки в 2018-2019 годах предполагается сохранить на зафиксированном в действующей редакции Налогового кодекса уровне. Исключение предлагается сделать для сигарет и папирос: в отличие от других товаров для них планируется перенести с января на июль 2018 года повышение акцизов, сохранив действующую ставку в размере 1562 руб. за 1 тыс. сигарет плюс 14,5% расчетной стоимости. С 1 июля она повысится на 10% — до 1718 руб. Данная мера приведет к бюджетным потерям в размере 12 млрд руб., подсчитал Минфин.

Кроме того, поправки предусматривают увеличение в 2020 году ставки НДПИ при добыче газа организациями из числа собственников объектов единой системы газоснабжения на 280 руб. за тыс. куб. м, что обеспечит дополнительные доходы бюджета в размере 115,2 млрд руб. В частности, в связи с недополучением от «Газпрома» по итогам 2016 года дивидендов ставка НДПИ будет увеличена для получения дополнительных 30 млрд руб. в этом году.

Кроме того, согласно законопроекту, установленное на 2019 год действие увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти (плюс 428 руб. за тонну) будет продлено до конца 2020 года, это позволит государству выручить дополнительные 207,3 млрд руб. в 2020 году.

Также законопроект предусматривает норму, позволяющую не взыскивать ретроспективно акцизы с импортеров иностранных вин.

Некоторые компании смогут сдвинуть начало отчетного года для отчетности по МСФО

Госдума приняла в третьем чтении и направила в Совфед законопроект № 120718-7 о внесении изменений в статью 30 федерального закона «О рынке ценных бумаг» и статьи 3 и 4 федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». Законопроект позволяет отдельным организациям устанавливать отличные от календарных даты начала и окончания отчетного года.

Статью 3 «Составление консолидированной финансовой отчетности» соответствующего закона дополнят новыми пунктами о том, что отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности (отчетным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. При этом учредительными документами организаций (кроме указанных в пунктах 1 - 7 части 1 статьи 2 закона о консолидированной отчетности, и (или) головных организаций банковских холдингов), могут быть установлены иные даты начала и окончания отчетного года при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года.

Таким образом, данное право получат «иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список». Не смогут воспользоваться новым правом кредитные, страховые, клиринговые организации, НПФ, УК инвестфондов, ПИФов и НПФ, ФГУПы, АО с госучастием.

Также устанавливаются правила определения первого отчетного года. Кроме того, законопроектом предусмотрено, что отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты начала отчетного года (или с даты госрегистрации фирмы) по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность, включительно.

Госдума одобрила поправки в закон о бухгалтерском учете

Госдума РФ одобрила законопроект № 104260-7 с поправками в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Напомним, законопроект дополняет перечень документов, которые регулируют бухгалтерский учет, новым видом документа – нормативным актом Центрального банка РФ.

Согласно поправкам в основной бухгалтерский закон, нормативные акты ЦБ РФ устанавливают планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, порядок их применения, а также порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета кредитными и некредитными финансовыми организациями.

Также дополняются функции Центробанка в области регулирования бухгалтерского учета.

Судебная прктика

Фирме не удалось возместить НДС за 2008 год, сославшись на древнее письмо Минфина

По результатам выездной проверки налоговая доначислила организации НДС, пени и штраф, указав на неправомерное применение вычетов НДС в 2012, 2013 годах в связи с пропуском трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК, по ввозу на территорию РФ буровых установок в 2008, 2009 годах.

Компания обратилась в суд, ссылаясь на наличие права на вычет после отражения стоимости приобретения имущества на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Компания ссылается на письмо Минфина от 09.10.2006 № 03-04-11/191, содержащие разъяснения о том, что по имуществу, предназначенному для сдачи в аренду по договору лизинга, вычеты предоставляются после отражения стоимости имущества на указанном счете. При этом согласно статьи 111 НК выполнение письменных разъяснений государственных органов, в том числе Минфина, по уплате налогов освобождает от ответственности, а согласно пункту 7 статьи 3 НК все противоречия в законодательстве трактуются в пользу налогоплательщика.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф05-7914/2017 от 20.06.2017) отказали в удовлетворении иска, указав, что право на вычет возникло у налогоплательщика во 2, 3 и 4 кварталах 2008 года. Товар принят к бухучету в 2008 году, а письмо Минфина имеет информационно-разъяснительный характер и относится к редакции статьи 172 НК, действовавшей в 2006 году. Более того, никаких противоречий в статях 171-173 НК не имеется, что исключает возможность применения пункта 7 статьи 3 НК.

(дело № А40-206703/2016)

Временное неиспользование товара в облагаемой НДС деятельности не запрещает вычет

Компания приобрела для перепродажи автомобили Тойота LAND CRUISER 200, Тойота RAV 4 и Ауди A8L и заявила вычеты в декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки инспекция доначислила налог, пени и штраф, сославшись лишь на отсутствие доказательств реализации автомобилей или иного использования в деятельности, облагаемой НДС. При этом правильность оформления счетов-фактур, факты оприходования и оплаты товара инспекция не оспаривает.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав, что представленные компанией документы соответствуют требованиям статьями 171, 172 НК и являются достаточными для заявления вычета по НДС.

Суды учли показания налогоплательщика о том, что сделка по продаже автомобилей не состоялась. Компанией представлены скриншоты страниц сайта продаж автомобилей. На момент рассмотрения дела транспортные средства сдаются в аренду на возмездной основе.

В решении кассации (Ф10-2191/2017 от 21.06.2016) указано: «отсутствие реализации в спорном налоговом периоде не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов, т.к. это обстоятельство не является обязательным условием для возмещения налога на добавленную стоимость».

(дело № А62-4994/2016)

Попытка восстановить сгоревшие документы без участия контрагентов не привела к вычетам

В рамках выездной проверки ИФНС направила компании требование о представлении документов, в том числе подтверждающих вычеты счетов-фактур по сделкам с ООО «А» и «В». Документы представлены не были. При выемке документов по месту нахождения компании они также не обнаружены. Компания пояснила, что документы не были представлены на проверку в связи с их уничтожением при пожаре, произошедшем в офисе в марте 2012 года.

По результатам проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф. После чего копии необходимых документов были представлены с жалобой в УФНС, которое, тем не менее, оставило решение инспекции в силе. Установлено, что контрагенты не обладают основными и транспортными средствами, персоналом, не находятся по адресу регистрации, движение денежных средств по их счетам носит транзитный характер.

Суды трех инстанций оставили в силе решение инспекции, указав на несоблюдение условий применения вычетов НДС. Компанией не представлено доказательств принятия исчерпывающих мер по восстановлению утраченных документов (издание приказа о восстановлении утраченных документов, копий запросов в банк о предоставлении копий расчетных документов о поступлении и списании денежных средств, выписок банка по счетам за указанный период, копий запросов контрагентам на предмет восстановления спорных счетов-фактур и так далее).

При этом при утрате документов на налогоплательщика возлагается обязанность по их восстановлению. Компания имела возможность восстановить утраченные документы до проведения проверки и представить их проверяющим во время проверки, но необоснованно бездействовала.

Суды (постановление кассации Ф03-1844/2017 от 21.06.2017) учли, что контрагенты компании документы по требованию инспекции не представили. Представленные в УФНС копии счетов-фактур заверены самим налогоплательщиком, без оригинальных заверительных надписей и печатей поставщиков, учитывая, что контрагенты такие сведения не подтвердили.

Представленную справку отдела надзорной деятельности МЧС с приложением списка документов, уничтоженных при пожаре, суды отклонили. Отдел сообщил, что перечень документов, уничтоженных вследствие пожара в марте 2012 года, к заявлению о выдаче соответствующей справки не прилагался.

(дело № А51-18744/2016)

Реорганизация и передача ОС не освобождает от восстановления НДС при переходе на УСН

ЗАО применяло общую систему налогообложения, а с 1 января 2016 года перешло на УСН. В апреле 2015 года, то есть до перехода на УСН, компания подала заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации в форме выделения АО, которое в сентябре 2015 года поставлено на налоговый учет и с момента создания применяет УСН. Учредителем АО является ЗАО. АО было передано имущество, по которому ЗАО заявляло вычеты НДС в 2012-2015 годах. Однако по разделительному балансу возмещенный НДС (обязанность по восстановлению) АО не передавался.

По результатам камеральной проверки декларации по НДС, представленной ЗАО, налоговая доначислила НДС, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что при переходе с общей системы на УСН суммы налога, принятые к вычету, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на УСН. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, пропорциональном остаточной стоимости без учета переоценки.

Ранее принятый к вычету НДС по имуществу, которое в последующем передано при реорганизации, «остался» у налогоплательщика (ЗАО), и при переходе на УСН такой НДС в силу пункта 3 статьи 170 НК подлежит восстановлению в бюджет именно данным налогоплательщиком.

Суды (Ф04-1879/2017 от 20.06.2017) отклонили довод компании об отсутствии имущества, указав, что НК не освобождает налогоплательщика от восстановления НДС при переходе на УСН исключительно по мотиву того, что перед переходом на УСН компания провела реорганизацию.

(дело № А27-15970/2016)

Возгорание автомобиля не спасло от штрафа за грубое нарушение правил учета

По результатам выездной проверки налоговая отказала в вычете НДС, доначислила налог, пени и штрафы, в том числе за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения в размере 30 тысяч рублей.

23 декабря 2014 года инспекция выставила компании требование о представлении документов, которое исполнено не было. Компания указала на необходимость их восстановления и продление срока их представления. Срок продлен до 1 февраля 2015 года. 19 февраля компания представила пояснения по факту утраты документов в результате возгорания транспортного средства, на котором перевозились бухгалтерские документы и компьютер.

В ходе проверки инспекция истребовала документы у контрагентов налогоплательщика, они представлены не были. Кроме того, их руководители на допрос в налоговый орган не явились. Установлено, что контрагенты обладают признаками «анонимных» структур.

Компания обратилась в суд, поясняя, что документы были уничтожены из-за возгорания автомобиля, то есть ее вина в несвоевременном представлении документов отсутствует. По мнению истца, инспекция должна была исчислить налог (НДС с учетом вычетов) расчетным путем, используя данные об аналогичных налогоплательщиках.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что документальное обоснование права на вычет лежит на налогоплательщике. НК исключена возможность определения суммы вычетов НДС расчетным методом.

Согласно с подпунктом 3 и 5 пункта 1 статьи 23 НК налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения. Отчетность должна храниться в соответствии с установленными порядком и сроками. Ответственность за грубое нарушение правил ведения учета в течение более одного налогового периода предусмотрена пунктом 2 статьи 120 НК – в размере 30 тысяч рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается систематическое (два раза и более в течение календарного года) отсутствие первичных документов, счетов-фактур.

Суды (постановление кассации Ф09-3101/2017 от 21.06.2017) выяснили, что возгорание произошло лишь 19 февраля 2015 года, то есть позже срока представления документов. К тому же, имеются документы, подтверждающие лишь факт возгорания автомобиля, в результате которого огнем уничтожено лакокрасочное покрытие, задние колеса, обивка салона, мягкий слой сидений. Материальный ущерб составил ориентировочно 10 тысяч рублей. При этом факт уничтожения огнем бухгалтерских документов и компьютера (сервера) не подтвержден.

(дело № А60-28885/2016)

Фирме не удалось уйти от налога, оплатив долг векселями перед ликвидацией кредитора

ООО «П» имело перед ООО «Р» задолженность по договору займа от марта 2011 года. Затем ООО «Р» передало право требования этой задолженности ООО «А». В январе 2013 года ООО «Р» было ликвидировано. В июне 2012 года ООО «П» закрыло обязательство путем выпуска простых собственных векселей со сроком погашения до декабря 2018 года и передало их ООО «А» в счет обеспечения обязательств. В январе 2014 года ООО «А» было ликвидировано.

В ходе выездной проверки ИФНС установила, что компания не включила в состав внереализационных доходов 2014 года кредиторскую задолженность перед ООО «А». По мнению инспекции, компания в целях получения необоснованной налоговой выгоды создала схему ухода от налогообложения путем выпуска простых векселей в счет обязательств по договору.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на статью 419 ГК – обязательство прекращается ликвидацией юрлица (кредитора по заемному обязательству). Таким образом, при ликвидации кредитора задолженность подлежит включению в состав внереализационных доходов в отчетном периоде, в котором была внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитора.

Суды (постановление кассации Ф09-3440/2017 от 20.06.2017) учли, что проценты новым кредитором не начислялись, меры по взысканию им дебиторки, по зачету дебиторской и кредиторской задолженности не предпринимались. Налогоплательщиком не представлен договор о новации, по которому заемное обязательство переходит в вексельное. В бухучете налогоплательщика выпуск собственных векселей не отражен. Сведения о получении векселя и его дальнейшем движении в учете ООО «А» отсутствуют.

(дело № А76-17297/2016)

Суды против учета в расходах услуг лиц, трудящихся в других фирмах полный рабочий день

Между ООО (охранная фирма) и частными детективами А. и К. заключены договоры возмездного оказания услуг. Компания учла затраты по договорам в расходах при исчислении налога на прибыль.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, установив, что А. является работником другой фирмы, которая отказалась предоставлять информацию о его режиме работы, сославшись на конфиденциальность запрошенных сведений. Работодатель К. такие сведения представил. В ходе сопоставления отчетов об оказании услуг детектива и табелей учета рабочего времени установлено, что за все дни периодов, в которых оказаны услуги, К. находился на рабочем месте. Полученные от налогоплательщика денежные средства детективами снимались в полном объеме в течение 1-2 дней по чеку наличными деньгами на хозяйственные нужды.

Суд первой инстанции отменил решение инспекции, указав, что компания документально подтвердила понесенные по договорам расходы, представив акты об оказании услуг, которые содержат все необходимые реквизиты.

Апелляция отменила его решение, указав, что согласно одному из отчетов К. посетил станции Чита, Благовещенск, Нерюнгри, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Владивосток. Расстояние от Самары (где он жил и работал) до Читы 5266 км, время в пути – около 87 часов (более 3 суток) в одну сторону, расстояние от Самары до Владивостока 8125 км, время в пути около 136 часов (более 5 суток) в одну сторону. Согласно табелю его рабочего времени по основному месту работы в это время он находился на рабочем месте без длительных периодов отсутствия (отпусков). То есть, К. не имел возможности выполнять задания в рамках спорных договоров.

Кассация (Ф06-21936/2017 от 26.06.2017) согласилась с выводами апелляции, указав, что отчеты детективов о проделанной работе содержат недостоверные сведения, поскольку с учетом дальности расстояний и занятости детективов по основному месту работы у них отсутствовала возможность выполнения заданий с совершением выездов в соответствии с заявками. Доказательств нахождения детективов в местах выполнения заявок (авиабилеты, ж/д билеты, чеки АЗС на расходы, на ГСМ, квитанции гостиниц и так далее) не представлено. Оформление операций с контрагентами в бухучете налогоплательщика не свидетельствует об их реальности.

(дело № А55-14831/2016)

Суды против применения ЕНВД в отношении реализации товаров бюджетным учреждениям

Предприниматель занимался реализацией товаров бюджетным учреждениям и применял ЕНВД.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налоги по общей системе, указав, что эта деятельность относится к оптовой торговле, поскольку связана с поставкой товаров.

По мнению предпринимателя, бюджетные учреждения приобретали у него товары для целей, не связанных с ведением предпринимательской деятельности, в связи с чем реализация этих товаров является розничной торговлей, подпадающей под ЕНВД.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на подпункты 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 НК, согласно которым ЕНВД может применяться на основе договоров розничной купли-продажи. Спорные отношения, сложившиеся между предпринимателем и его контрагентами – бюджетными учреждениями, относится к договорам поставки (количество и стоимость товара указаны в спецификации, товар оплачивался в течение согласованного времени на расчетный счет предпринимателя, передавался товар по акту приема-передачи, договорами предусмотрена ответственность за нарушение сроков оплаты товара).

В решении кассации (Ф04-1741/2017 от 21.06.2017) указано: «особый статус покупателей по договорам - бюджетные учреждения, которые являются некоммерческими организациями… сам по себе не свидетельствует об осуществлении розничной торговли …, поскольку в данном случае товары приобретены для обеспечения уставной деятельности бюджетных учреждений, что исключает признак договора розничной купли-продажи - использование товара для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».

(дело № А81-5167/2016)

Материальная помощь работникам при вступлении в брак взносами не облагается

Компания на основании положения об оплате труда выплачивала работникам материальную помощь в связи с регистрацией брака в размере оклада.

По результатам выездной проверки ПФ доначислил компании взносы на эти выплаты, пени и штраф, решив, что эти выплаты произведены в рамках трудовых отношений. Также фонд доначислил взносы с сумм компенсации за задержку выплаты зарплаты.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, признав, что указанные выплаты имеют явную социальную направленность, не являются объектом обложения взносами и не подлежат включению в базу для начисления взносов.

Суды (постановление кассации Ф01-2325/2017 от 26.06.2017) также указали, что денежная компенсация за задержку зарплаты, предусмотренная статьей 236 ТК, является видом материальной ответственности работодателя перед работником, выплачивается в связи с выполнением трудовых обязанностей и не подлежит включению в базу для начисления взносов.

(дело № А43-27573/2016)

Директор от лица фирмы арендовал автомобили у себя – придется уплатить взносы

К. (арендодатель, руководитель компании) и компания (арендатор) заключили договоры аренды двух автомобилей без экипажа.

По результатам выездной проверки управление ПФ доначислило компании страховые взносы, пени и штраф, указав, что компания фактически заключила договор аренды транспортного средства с экипажем, поскольку собственником транспортного средства и лицом, управляющим транспортным средством, выступало само физлицо.

Компания обратилась в суд, ссылаясь на отсутствие водителей в штате и поясняя, что автомобили использовались для служебных поездок, деятельность директора носит разъездной характер с целью привлечения потенциальных клиентов, транспортные средства находились в его ведении постоянно. Более того, признавая спорные соглашения договорами аренды транспортных средств с экипажем, фонд не разделяет выплаченную по ним арендную плату на составляющие: плату за аренду и услуги управления.

Суды трех инстанций признали законным решение фонда, указав, что спорные выплаты подлежат обложению взносами на основании части 2 статьи 7 закона № 212-ФЗ (как выплаты по гражданско-правовым договорам). Суды (постановление кассации Ф08-3727/2017 от 27.06.2017) учли, что представленные компанией документы (путевые листы, ежемесячные акты оказанных услуг в связи с арендой автомобиля, полиса ОСАГО) свидетельствует о наличии в них признаков соглашений об аренде транспортного средства с экипажем. Во всех представленных путевых листах водителем указан К. Согласно полисам ОСАГО договоры страхования заключены К. для использования автомобилей для личных целей (а не для целей проката, краткосрочной аренды), только он допущен к управлению.

Компания также не смогла пояснить, как один водитель управлял в одни и те же периоды двумя арендованными транспортными средствами.

(дело № А53-27263/2016)

Прочее

ФНС России напоминает о вступающих в силу с 4 июля 2017 года изменениях в требования регламента информационного взаимодействия налогового органа и организации

С указанной даты вступает в силу приказ ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним», который вносит изменения в требования регламента информационного взаимодействия налогового органа и организации. В том числе, в нем более детально прописаны требования к описанию:

  • порядка представления налоговому органу доступа к информационным системам организации;
  • функциональных возможностей информационных систем организации;
  • работы с документами в информационных системах организации;
  • сведений об организационных формах и способах ведения бухгалтерского учета;
  • структуры раскрытия показателей налоговой отчетности;
  • порядка и сроков внесения изменений в регламент информационного взаимодействия в случае изменения законодательства РФ о налогах и сборах.

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля действует с 1 января 2016 года. В рамках налогового мониторинга организации предоставляют налоговым органам онлайн доступ к своим информационным системам (ресурсам), с помощью которых ведутся бухгалтерский и налоговый учеты. Взаимодействие налогового органа и организации при предоставлении такого доступа основывается на регламенте информационного взаимодействия.

(Информация ФНС России от 30.06.2017 «Об усовершенствовании регламента информационного взаимодействия по налоговому мониторингу»)

Разъяснен порядок заключения договора поручительства между налоговым органом и поручителем в целях пункта 2.1 статьи 176.1 и (или) пункта 2.2 статьи 184 НК РФ

С 1 июля 2017 года вступают в силу нормы НК РФ, предусматривающие возможность получения возмещения НДС в заявительном порядке, а также освобождения от уплаты акциза, в случае заключения договора поручительства между налоговым органом и российской организацией, являющейся поручителем налогоплательщика.

В письме приводится порядок действий налогового органа и поручителя для заключения соответствующего договора.

Договор поручительства (мотивированное сообщение об отказе в заключении договора поручительства) подлежит регистрации в налоговом органе налогоплательщика. Налоговый орган поручителя осуществляет ведение реестра заключенных Договоров поручительства (мотивированных сообщений об отказе в заключении договора поручительства).

Усиленная квалифицированная электронная подпись может быть проверена с помощью сервиса, расположенного сети «Интернет» по адресу: https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds.

При использовании электронного документооборота рекомендуется использовать формат «PDF».

В приложениях приводятся рекомендуемые формы используемых документов, в том числе форма договора поручительства и заявления о заключении данного договора.

Обращается внимание, что при представлении поручителем проекта договора поручительства по форме, не соответствующей форме согласно приложению к настоящему письму, срок заключения договора поручительства, а также его вручения (направления) поручителю определяется налоговым органом налогоплательщика самостоятельно с учетом времени, необходимого на проверку условий представленного проекта договора, но не более 15 рабочих дней со дня получения налоговым органом налогоплательщика справки о соответствии (несоответствии) поручителя требованиям пункта 2.1 статьи 176.1 и (или) пункта 2.2 статьи 184 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 30.06.2017 N СД-4-3/12690@ «О временном порядке заключения договора поручительства для целей пункта 2.1 статьи 176.1 и (или) пункта 2.2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации»)

Даны разъяснения по вопросу применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр

Сообщается, в частности, что пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, для участников региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов, может устанавливаться законами субъектов РФ.

В случае если законами субъектов РФ, в отношении участников региональных инвестиционных проектов для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов, не установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, то указанными налогоплательщиками применяется ставка, предусмотренная абзацем третьим пункта 1 статьи 284 НК РФ в размере 18 процентов (17 процентов в 2017 - 2020 годах).

При этом вышеуказанные налогоплательщики вправе применять налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов (пункт 1.5-1 статьи 284 НК РФ), в течение 10 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором впервые одновременно присутствуют условия, указанные в пункте 2 статьи 284.3-1 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 28.06.2017 N СД-4-3/12400@ «По вопросу применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, участниками РИП»)

В отношении помещений общего пользования здания налогоплательщиком налога на имущество организаций признается лицо, на которое зарегистрированы соответствующие права на эти помещения

Сообщается, в частности, что если помещения в здании принадлежат одному или нескольким собственникам, все собственники несут бремя содержания принадлежащего ему имущества и также, если это предусмотрено законом или договором, - бремя содержания имущества общего пользования.

В рамках статьи 378.2 НК РФ налогоплательщиком налога на имущество организаций признается собственник указанных в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ объектов недвижимого имущества или организация, владеющая таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Поэтому в отношении помещений общего пользования здания налогоплательщиком налога на имущество организаций признается лицо, на которое зарегистрированы соответствующие права на эти помещения.

(Письмо ФНС России от 23.06.2017 N БС-4-21/12097 «О налогообложении помещений, указанных в п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»)

Даны разъяснения по вопросу предоставления имущественного налогового вычета при приобретении квартиры по договору участия в долевом строительстве

Сообщается, что пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в частности, предусмотрено, что в договоре указывается цена договора, то есть размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства. Цена договора может быть определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика. Цена договора может быть определена как произведение цены единицы общей площади жилого помещения или площади нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, и соответствующей общей площади или площади объекта долевого строительства.

По мнению Минфина России, в целях определения имущественного налогового вычета в расходы на приобретение прав на квартиру в строящемся доме может включаться сумма денежных средств, фактически уплаченных участником долевого строительства застройщику в размере цены договора участия в долевом строительстве.

(Письмо ФНС России от 27.06.2017 N БС-4-11/12277@ «О предоставлении имущественного налогового вычета»)

ФНС России разъяснен порядок заполнения уточненных расчетов по страховым взносам за отчетные периоды начиная с I квартала 2017 года

Сообщается, в частности, что плательщикам страховых взносов раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» уточненного расчета необходимо заполнять следующим образом:

  • по каждому застрахованному физическому лицу, по которому выявлены несоответствия, в соответствующих строках подраздела 3.1 расчета указываются персональные данные, отраженные в первоначальном расчете, при этом в строках 190 - 300 подраздела 3.2 расчета во всех знакоместах указывается «0»;
  • одновременно по указанному застрахованному физическому лицу заполняются подраздел 3.1 расчета с указанием корректных (актуальных) персональных данных и строки 190 - 300 подраздела 3.2 расчета согласно установленному порядку, при необходимости корректировки отдельных показателей подраздела 3.2 расчета.

Для корректировки (уточнения) сведений о застрахованных физических лицах, за исключением персональных данных, уточненный расчет заполняется в установленном порядке с учетом следующего:

  • в случае, если какие-либо застрахованные физические лица не отражены в первоначальном расчете, то в уточненный расчет подлежит включению раздел 3, содержащий сведения в отношении указанных физических лиц, и одновременно производится корректировка показателей раздела 1 расчета;
  • в случае ошибочного представления сведений о застрахованных лицах в первоначальном расчете в уточненный расчет подлежит включению раздел 3, содержащий сведения в отношении таких физических лиц, в котором в строках 190 - 300 подраздела 3.2 расчета во всех знакоместах указывается «0», и одновременно производится корректировка показателей раздела 1 расчета;
  • в случае необходимости изменения по отдельным застрахованным лицам показателей, отраженных в подразделе 3.2 расчета, в уточненный расчет подлежит включению раздел 3, содержащий сведения в отношении таких физических лиц с корректными показателями в подразделе 3.2 расчета, и при необходимости (в случае изменения общей суммы исчисленных страховых взносов) производится корректировка показателей раздела 1 расчета.

(Письмо ФНС России от 28.06.2017 N БС-4-11/12446@ «О представлении уточненных расчетов»)

Разъяснен порядок классификации деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, в целях применения пониженных тарифов

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов установлены, в частности, для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 427 НК РФ.

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст с 1 января 2017 года введена в действие новая редакция Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 029-2014 (ОКВЭД 2), при этом ОКВЭД ОК 029-2001 (ОКВЭД) утратил свою силу.

Вместе с тем в ОКВЭД 2 и в ОКВЭД, который действовал до 1 января 2017 года, использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

Так, в ОКВЭД класс 72 «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» включает в себя следующие группы: 72.10 «Консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники», 72.20 «Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области», 72.30 «Обработка данных», 72.40 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов», 72.50 «Техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники», 72.60 «Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий». Указанным кодам ОКВЭД возможно установить следующее соответствие с кодами ОКВЭД 2:

  • коду 72.10 «Консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники» - код ОКВЭД 2 62.02 «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий»;
  • коду 72.20 «Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области» - коды ОКВЭД 2 62.01 «Разработка компьютерного программного обеспечения» и 62.02 «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий»;
  • коду 72.30 «Обработка данных» - код 63.11 «Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность»;
  • коду 72.40 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов» - код 63.11.1 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов»;
  • коду 72.50 «Техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники» - код 95.11 «Ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования»;
  • коду 72.60 «Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» - код ОКВЭД 2 62.09 «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая».

Таким образом, деятельность, включенная в ОКВЭД в класс 72 «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий», относится к нескольким видам ОКВЭД 2 и не идентифицируется кодом 62.09 «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая», который, в свою очередь, и подразумевает предшествующую классификацию, так как содержит термин «прочая».

В связи с этим положения подпункта 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ распространяются на плательщиков страховых взносов, основными видами экономической деятельности которых в соответствии с ОКВЭД 2 являются виды деятельности по кодам 62.01, 62.02, 62.09, 63.11, 63.11.1 и 95.11.

(Письмо ФНС России от 28.06.2017 N БС-4-11/12447@ «О применении пониженных тарифов»)

Изменения, внесенные в форму расчета по страховым взносам (4-ФСС) Приказом ФСС РФ от 07.06.2017 N 275, применяются начиная с отчетности за 9 месяцев 2017 года

ФСС РФ информирует, что в Минюсте России прошел государственную регистрацию приказ ФСС РФ от 07.06.2017 N 275 «О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к Приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения».

Данный приказ официально опубликован на www.pravo.gov.ru 28.06.2017 и вступает в законную силу по истечении 10 дней с даты опубликования.

Однако, учитывая, что вступление в законную силу приказа приходится на дату после начала отчетной кампании, данный приказ следует применять начиная с отчетности за 9 месяцев 2017 года.

Напомним, что в указанную форму расчета были внесены, в частности, следующие изменения:

титульный лист дополнен полем для проставления признака страхователя, являющегося бюджетной организацией в соответствии с источником финансирования;

таблица 2 «Расчеты по обязательному социальному страхованию...» дополнена строками для отражения информации, касающейся страхователей-правопреемников в отношении перешедшей к ним задолженности при реорганизации.

(Информация ФСС РФ «О применении Приказа ФСС РФ от 07.06.2017 N 275»)

ФНС России разъяснены особенности заполнения расчета по страховым взносам

По вопросу отражения в расчете сумм расходов, возмещенных территориальными органами ФСС РФ, сообщается в числе прочего следующее:

в расчет включаются сведения, служащие основанием для исчисления и уплаты страховых взносов за отчетные периоды, начиная с I квартала 2017 года, в частности, сведения о суммах расходов плательщика на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, возмещенные территориальными органами ФСС РФ за отчетные периоды, начиная с 1 квартала 2017 года.

Суммы расходов, возмещенные территориальными органами ФСС РФ за отчетные периоды до 2017 года, в расчете не отражаются.

Кроме того, согласно пункту 11.14 порядка заполнения расчета по строке 080 приложения N 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» к разделу 1 расчета в соответствующих графах отражаются суммы возмещенных территориальными органами ФСС РФ расходов плательщика на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с начала расчетного периода, за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, а также за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

В связи с этим если возмещение сумм расходов плательщика осуществляется в одном отчетном периоде по расходам, произведенным в другом отчетном периоде, отражать данные суммы необходимо в расчете за отчетный период применительно к месяцу, в котором территориальными органами ФСС РФ осуществлено указанное возмещение.

Также даются разъяснения по вопросу заполнения расчета плательщиками, состоящими на учете на территории субъекта РФ, где реализуется пилотный проект ФСС РФ, предусматривающий особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты страхового обеспечения.

Сообщается, в частности, что плательщики страховых взносов, состоящие на учете на территории субъекта РФ - участника пилотного проекта, расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не производят, соответственно, приложения N 3 и N 4 к разделу 1 расчета не заполняются и в состав представляемого ими в налоговые органы расчета не включаются.

Исключение составляют плательщики страховых взносов, сменившие в течение расчетного (отчетного) периода адрес места нахождения (места жительства) с территории субъекта РФ, не участвующего в пилотном проекте, на территорию субъекта РФ - участника пилотного проекта, а также плательщики страховых взносов, находящиеся на территории субъектов РФ, вступающих в реализацию вышеуказанного пилотного проекта не с начала расчетного периода.

В указанном случае заполнение приложений N 3 и N 4 раздела 1 расчета осуществляется в соответствии с разделами XII - XIII Порядка.

(Письмо ФНС России от 05.07.2017 N БС-4-11/12778@ «Об отражении в расчете по страховым взносам сумм расходов, возмещенных территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также заполнения расчета плательщиками, состоящими на учете на территории субъекта Российской Федерации, где реализуется пилотный проект ФСС России») 

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.