Мониторинг изменений за период 04.09.17 - 10.09.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

Расширен перечень сведений о физических и юридических лицах, которые должны содержаться в Едином государственном реестре налогоплательщиков

В частности, в отношении физических лиц в реестре будет храниться, в том числе, следующая информация:

  • сведения об адресе индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • сведения об арбитражном управляющем, иностранном работнике, медиаторе, оценщике, патентном поверенном;
  • сведения об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физического лица - собственника (владельца) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью;
  • сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента;
  • дата последнего представления индивидуальным предпринимателем в налоговый орган отчетности, предусмотренной законодательством о налогах;
  • сведения о постановке на учет (снятии с учета) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

О юридических лицах в реестр будут вноситься, в том числе, сведения о постановке на учет (снятии с учета) организации в налоговом органе в качестве:

  • ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;
  • участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета;
  • плательщика торгового сбора;
  • управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда в налоговом органе по месту нахождения имущества, входящего в состав паевого инвестиционного фонда.

Признан утратившим силу Приказ Минфина России от 30.09.2010 N 116н, которым был утвержден ранее действовавший порядок ведения данного реестра.

Приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

(Приказ Минфина России от 22.06.2017 N 99н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 116н и от 7 сентября 2011 г. N 106н», зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2017 N 48047)

Определены требования к объектам железнодорожных путей общего пользования для применения льготы по налогу на имущество

С 1 января 2017 года установлен особый порядок исчисления налога с применением понижающего коэффициента Кжд в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.

Льгота применяется в отношении объектов, принятых на учет, начиная с 1 января 2017 года, и соответствующих следующим требованиям:

  • объекты построены (приобретены) в рамках инвестиционных программ ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)», ГП «Развитие транспортной системы», ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»;
  • объекты внесены в уставный капитал хозяйственных обществ в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций в связи с увеличением их уставного капитала;
  • объекты переданы хозяйственным обществам Российской Федерацией по гражданско-правовым договорам.

(Постановление Правительства РФ от 31.08.2017 N 1056 «О требованиях, которым должны соответствовать железнодорожные пути общего пользования и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, особенности исчисления налога на имущество организаций в отношении которых предусмотрены статьей 385.3 Налогового кодекса Российской Федерации»)

Статистика

Росстатом обновлен инструментарий для организации статистического наблюдения за рыночными услугами, туризмом, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики

Утверждены следующие новые статистические формы:

1) Годовые, действующие с отчета за 2017 год:

  • N 1-турфирма «Сведения о деятельности туристской фирмы»;
  • N 1-КСР «Сведения о деятельности коллективного средства размещения»;
  • N 1-АЭ «Сведения об административных правонарушениях в сфере экономики»;
  • N 1-ИП(услуги) «Сведения об объеме платных услуг, оказанных населению индивидуальным предпринимателем»;
  • N 1-ТР (автотранспорт) «Сведения о грузовом автотранспорте и протяженности автодорог необщего пользования»;
  • N 65-ЭТР «Сведения о городском электрическом транспорте»;
  • N 1-услуги «Сведения об объеме платных услуг населению»;
  • N 2-ТР (жел) «Сведения о наличии железнодорожного подвижного состава для перевозок по сети железных дорог общего пользования и основных показателях деятельности промышленного железнодорожного транспорта»

2) Годовая - с отчета по состоянию на 1 января 2018 года:

  • N 3-ДГ (мо) «Сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и искусственных сооружениях на них, находящихся в собственности муниципальных образований»

3) Месячные - с отчета за январь 2018 года:

  • N 1-река «Сведения о перевозках грузов и пассажиров внутренним водным транспортом»;
  • N 1-море «Сведения о перевозках грузов и пассажиров морским транспортом»;
  • N П (услуги) «Сведения об объеме платных услуг населению по видам»;

4) Квартальная - с отчета за I квартал 2018 года:

  • N 1-ДА (услуги) «Обследование деловой активности в сфере услуг»;

5) Квартальная с отчета за январь - март 2018 года:

  • N 1-КСР (краткая) «Сведения о деятельности коллективного средства размещения».

Ранее действовавшие формы, по которым подавались такие сведения, признаны утратившими силу.

(Приказ Росстата от 31.08.2017 N 564 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за рыночными услугами, туризмом, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики»)

Росстатом обновлен инструментарий для организации статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников

Утверждены следующие новые статистические формы:

1) Годовые, действующие с отчета за 2017 год:

  • N 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»;
  • N 1-Т(условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
  • N 2-ГС(ГЗ) «Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации»;
  • N 2-МС «Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих»;
  • N 1-Т(ГМС) «Сведения о численности и оплате труда работников государственных органов и органов местного самоуправления по категориями персонала».

2) Месячную - с отчета по состоянию на 1 февраля 2018 года:

  • N 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате»

3) Месячные с отчета за январь 2018 года:

- N 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»

  • N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;
  • N 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов».

4) Квартальная с отчета за I квартал 2018 года:

  • N П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников».

Предоставление данных по утвержденным формам федерального статистического наблюдения осуществляется по адресам и в сроки, указанные в формах.

Ранее действовавшие формы, по которым подавались такие сведения, признаны утратившими силу.

(Приказ Росстата от 01.09.2017 N 566 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников»)

Годовая форма федерального статистического наблюдения N ИАП «Обследование инвестиционной деятельности организации» подлежит представлению с отчета по состоянию на 10 октября 2018 года

Ранее предполагалось, что указанная форма федерального статистического наблюдения будет предоставляться юридическими лицами (кроме микропредприятий), осуществляющими деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающей промышленности, обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха, водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений, территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу начиная с годового отчета за 2017 год.

(Приказ Росстата от 05.09.2017 N 570 «О внесении изменений в Приказ Росстата от 30 августа 2017 г. N 562 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством»)

Таможенное дело

ФТС России обновлен перечень КБК налогов, сборов и иных платежей, администрируемых таможенными органами

В Перечне приведена таблица, содержащая наименования видов платежей, применяемых на территории Евразийского экономического союза, и соответствующие им коды бюджетной классификации (КБК).

Настоящий Приказ применяется при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2017 год.

(Приказ ФТС России от 31.03.2017 N 480 «Об утверждении Перечня соответствия классификатора видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации»)

Правовые новости

МВД России утверждены формы заявлений иностранных граждан на получение патента для осуществления трудовой деятельности в РФ

Утверждены формы заявлений об оформлении, переоформлении патента, о выдаче его дубликата и о внесении изменений в сведения, содержащиеся в патенте.

Признаны не подлежащими применению Приказы ФМС России от 08.12.2014 N 639 и от 02.10.2015 N 445, которыми были утверждены ранее действовавшие формы данных заявлений.

(Приказ МВД России от 14.08.2017 N 635 «Об утверждении форм заявлений, представляемых в связи с оформлением патента, его переоформлением, выдачей его дубликата или внесением изменений в сведения, содержащиеся в патенте», зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2017 N 48065)

Законопроекты

С 2018 года будет введена новая форма декларации 3-НДФЛ

ФНС РФ подготовила новую форму декларации по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ).

Текст проекта приказа ФНС опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Документ предполагает внести ряд существенных поправок в действующую форму налоговой декларации 3-НДФЛ, которая утверждена приказом ФНС от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@.

Так, в частности, в новой редакции излагаются:

  • титульный лист формы декларации по налогу на доходы физических лиц;
  • лист Д1 «Расчет имущественных налоговых вычетов по расходам на новое строительство либо приобретение объектов недвижимого имущества»;
  • лист Е1 «Расчет стандартных и социальных налоговых вычетов»;
  • лист 3 «Расчет налогооблагаемого дохода от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами (ПФИ)»;
  • лист И «Расчет налогооблагаемого дохода от участия в инвестиционных товариществах» со штрих-кодом 03313183.

В другие листы налоговой декларации также вносятся поправки.

Кроме того, декларация 3-НДФЛ будет дополнена листом К «Расчет дохода от продажи объектов недвижимого имущества».

Напомним, ранее в ведомстве поясняли, что разработка новой формы декларации связана с внесением нескольких поправок в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 251-ФЗ введен социальный вычет по расходам на прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации, Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ установлен инвестиционный налоговый вычет в размере положительного финансового результата от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ были установлены особенности налогообложения доходов физических лиц, полученных в результате продажи недвижимого имущества.

Предполагается, что новая форма 3-НДФЛ будет введена с января 2018 года.

Судебная практика

Суды напомнили, почему общий IP-адрес не свидетельствует о фиктивности сделок

По результатам камеральной проверки компании ИФНС признала формальными сделки с контрагентом (договоры поставки). Инспекция указывает на невозможность исполнения договоров по причине отсутствия у контрагента основных средств, материальных ресурсов и персонала, необходимых для исполнения обязательств по заключенным договорам, отсутствие контрагента по юридическому адресу, транзитный характер движения денежных средств по расчетному счету контрагента. Согласно сведениям банков у контрагента и налогоплательщика установлено наличие одинаковых IP-адресов для связи с системой «Банк Клиент», что, по мнению инспекции, свидетельствует о взаимосвязанности и подконтрольности.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что использование одного IP-адреса при электронных расчетах с банком не является основанием для признания фирм взаимозависимыми. Выход в интернет с использованием одного диапазона IP-адресов возможен с любого устройства, подключенного к конечному оборудованию абонента как посредством локальной сети, так и с использованием Wi-Fi.

В решении кассации (Ф10-3248/2017 от 28.08.2017) указано: «использование одного IP-адреса (который сам по себе, без использования ключа электронной цифровой подписи клиента не является средством идентификации клиента автоматизированной системы расчетов) само по себе не может служить основанием для признания полученной Обществом налоговой выгоды необоснованной».

Суды не впервые осаживают пыл налоговиков, указывая, что общий IP-адрес не обязательно указывает на управление расчетными счетами с одного компьютера и на взаимозависимость фирм.

(дело № А64-8137/2015)

Суды против принятия ИФНС декларации «для сведения» без проведения проверки

По результатам выездной проверки компании за 2010-2011 годы ИФНС доначислила налог на прибыль за 2011 год в сумме 1,6 млн рублей.

В первоначальной декларации по налогу на прибыль за 2011 год была указана сумма налога 379 тысяч рублей. В декабре 2015 года (после выездной проверки) компания направила уточненную декларацию с той же суммой налога к уплате. Декларация принята налоговиками «для сведения», камеральная проверка не проводилась, в КРСБ сведения не отражены в связи с истечением трехлетнего срока, предусмотренного статьей 78 НК.

В феврале 2016 года компания по иску налоговой признана банкротом.

По мнению инспекции, внесение изменений в КРСБ производится лишь в случае уменьшения или увеличения налоговых обязательств по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией. В данном случае, сумма в декларации не менялась.

Суды трех инстанций указали на обязанность инспекции провести камеральную проверку уточненной декларации. По результатам выездной проверки было установлено занижение налогоплательщиком доходов за 2011 год, а изменения, отраженные налогоплательщиком в уточненке, касались увеличения расходов, которые не корректировались по результатам проверки. В уточненке была увеличена как доходная, так и расходная часть, поэтому не изменилась сумма налога, исчисленного в первичной декларации.

Суды разъяснили, что НК не содержит запрета на подачу уточненных деклараций после окончания выездной проверки. При этом праву налогоплательщика подать уточненную декларацию корреспондирует обязанность инспекции ее принять и проверить. Более того, налогоплательщик вправе подать декларацию за период, который находится за пределами трех лет. Таким образом, при подаче каждой уточненной декларации должна проводиться камеральная проверка.

Непроведение проверки и неотражение результатов в КРСБ противоречит требованиям налогового законодательства, отметила кассация (Ф09-4742/2017 от 31.08.2017).

(дело № А60-47927/2016)

Суды прикрыли схему по скупке имущества у фирм-банкротов ради возмещения НДС

ЗАО приобрело у ООО несколько объектов недвижимости и заявило вычет в сумме 48 млн рублей в декларации по НДС за 4 квартал 2014 года, представив в подтверждение договор, акт приема-передачи и счет-фактуру.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычете, установив, что контрагент НДС в бюджет не уплатил, а затем был признан банкротом.

Покупатель знал о состоянии имущества. Некоторые здания построены в 1936 году. У одного обрушены конструкции кровли из-за отсутствия отопления. Последствия обрушения устранены не были, никакие организации к проведению работ не привлекались, затрат не возникало, оценка ущерба не производилась. Приобретенное имущество непригодно к эксплуатации, не эксплуатируется, подходы к сооружениям перекрыты растительностью.

Компания пояснила, что здания приобретены для перепродажи, ведется поиск покупателей.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что сделка заключена не с целью экономической деятельности, а с целью искусственного создания условий для незаконного возмещения из бюджета НДС.

Суды учли, что в 2011 году при аналогичных обстоятельствах налогоплательщиком приобретено оборудование у ОАО, в том числе оборудование для производства электроламп. Однако до настоящего времени оно не реализовывается и не используется в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. При этом денежными средствами для приобретения оборудования налогоплательщик не располагает, им и указанными контрагентами организован формальный документооборот и использована круговая схема денежных займов в целях, в частности, получения необоснованного возмещения НДС.

Суды отметили, что условие для применения вычета налогоплательщиком не соблюдено – имущество не использовалось в облагаемой НДС деятельности. Целью сделок была необоснованная налоговая выгода при приобретении имущества у банкротов.

Судья ВС (305-КГ17-9769 от 08.08.2017) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А40-32619/2016)

Суды против покрытия рукотворного дефицита денег займами из-за рубежа

ООО «Континентал Тайрс РУС» учло в расходах сумму процентов, выплаченных иностранному займодавцу (материнской компании, Германия).

По результатам выездной проверки ИФНС признала эти затраты необоснованными, доначислила налог на прибыль, пени и штраф. По мнению инспекции, займы привлечены искусственно, поскольку дефицит оборотных средств возник по причине постоянного предоставления покупателям шинной продукции отсрочек оплаты. Таким образом, денежные средства в виде процентов по займам систематически неправомерно выводятся за рубеж.

Суды трех инстанций поддержали инспекцию, установив, что налогоплательщик предоставлял отсрочку своим покупателям до 6 месяцев, не получая, в свою очередь, отсрочку от своих аффилированных поставщиков. При этом, отсрочки по оплате для покупателей установлены не только в летний или зимний период (во время сезонных спадов продаж), а в течение всего года.

Судья ВС (305-ЭС17-9969 от 09.08.2017) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А40-251161/2015)

Перевод кредиторки на учредителей не прервал трехлетний срок: суды – за учет доходов

В ходе выездной проверки ООО «А» за 2011 год налоговая установила занижение базы по налогу на прибыль в связи с невключением в состав внереализационных доходов суммы кредиторской задолженности по договору от 1 декабря 2008 года с ООО «С» (нарушение пункта 18 статьи 250 НК).

Компания обратилась в суд, поясняя, что в декабре 2011 года задолженность переведена на физлиц – учредителей ООО «А». Факт переуступки права требования подтвержден договорами, которые не были оспорены, не признаны недействительными либо мнимыми. Договоры являются реальными и исполняются сторонами – задолженность частично погашена.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что пункт 18 статьи 250 НК связывает момент отнесения кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов с периодом истечения срока исковой давности.

Спорная задолженность в период, когда истекал трехгодичный срок, формально переоформлена на физлиц, решили суды. На формальность договора уступки права требования указывает взаимозависимость компании и физлиц (ее учредителей), заемные отношения между ними не подтверждены надлежащими документами и необходимыми финансовыми расчетами. Кроме того, заявление о наличии договора цессии было сделано после окончания налоговой проверки, до 2017 года расчеты по договорам цессии не производились, отметила кассация (Ф10-3248/2017 от 28.08.2017).

(дело № А64-8137/2015)

ИП не доказал уничтожение продукции – ВС согласен с применением расчетного метода

Предприниматель занимался заготовлением древесины и применял УСН с объектом обложения «доходы». В ходе выездной проверки документы по требованию инспекции ИП не представил, сославшись на их утрату. Декларация по УСН им была представлена нулевая. ИФНС применила расчетный метод исчисления налога на основании данных об аналогичных налогоплательщиках.

Предприниматель пытался оспорить решение в суде, указывая на неполучение дохода из-за повреждения древесины вредителями, после чего она была сожжена.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд отказали в удовлетворении требований, установив отсутствие возгораний и термоточек на территории, где заготавливалась древесина. За получением карантинных и фитосанитарных сертификатов предприниматель не обращался, карантинные и фитосанитарные обследования на территории заготовки не проводились. Более того, лесничий подтвердил вывоз древесины в полном объеме.

Суды сочли, что отсутствие первичных документов, ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, выбытие заготовленной древесины является достаточным основанием для применения расчетного метода, и указали на отсутствие мотивированного контррасчета. Судья ВС (304-КГ17-10107 от 14.08.2017) оставил в силе решение судов и отказал предпринимателю в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А67-6884/2016)

Суды: доход учитывается и по «учебной» ККТ, пробивающей предварительные чеки

В кафе устанавливалось новое программное обеспечение для разделения учета алкоголя и кухни. При этом на программном комплексе с подключенной ККТ можно было работать в тестовом режиме (в режиме «блокнот»), о чем была предупреждена директор кафе.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, установив, что компанией не оприходована в кассу выручка (46,9 млн рублей) по одной ККТ.

Компания пояснила, что пробитые чеки с применением ККТ не являются доходом, поскольку денежные средства по ним не получены от покупателей. Кассовый чек, пробитый по спорной ККТ является предчеком для отбора блюд потребителем. После приема пищи потребителю выдается чек, пробитый по другой (учтенной при исчислении налога) ККТ, что признается окончательным расчетом продавца с потребителем услуг. При этом «неучтенная» техника использовалась в учебных целях. По мнению компании, регистрация ККТ в налоговом органе не является условием для признания выручки в бухгалтерском и налоговом учете без подтверждения фактического получения наличных денежных средств и выдач кассового чека.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что постановка ККТ на учет в налоговом органе подтверждается показаниями бывшего работника – главного бухгалтера. Обслуживающая технику фирма пояснила, что при заключении договора был заведен журнал кассира-операциониста и снят фискальный отчет при регистрации ККТ. Z-отчеты снимались ежедневно и хранились в кафе.

Суды (постановление кассации Ф03-3163/2017, Ф03-3164/2017 от 30.08.2017) отклонили показания директора кафе, согласно которым она узнала о простановке на учет ККТ только после появления на чеке надписи «ЭКЛЗ заканчивается». Надпись «ЭКЛЗ» указана на каждом пробитом чеке, то есть она не могла не знать, что ККТ поставлена на учет, по надписи, указанной в каждом чеке «ЭКЛЗ».

Акты ошибочно пробитых чеков компанией не представлены. Согласно пояснениям работников кафе они не составлялись.

(дело № А24-2377/2016)

ФНС России представлен обзор судебной практики по вопросам получения необоснованной налоговой выгоды путем формального дробления бизнеса

По результатам проведенного анализа судебной практики по указанным вопросам, налоговыми органами сделаны, в частности, следующие выводы.

Признаками применения схемы дробления бизнеса могут выступать такие обстоятельства, как:

  • дробление производственного процесса между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (ЕНВД или УСН) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
  • налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от ее использования;
  • создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей (численности персонала);
  • формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;
  • единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели общие для всех участников схемы;
  • общими являются службы, осуществляющие ведение бухгалтерского учета, подбор персонала и т.д.

Кроме того, сообщается, что при доказывании в судах фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в результате использования схем дробления бизнеса важным вопросом является правильное определение действительного размера и структуры налоговых обязательств налогоплательщика.

Суды неоднократно обращали внимание на необходимость определения налоговой базы с учетом не только полученных участниками схемы доходов, но и понесенных ими расходов, а также на применяемую налоговыми органами методику начисления налогов.

Также в письме приведены примеры арбитражных споров, по которым судами поддержана позиция налоговых органов и примеры решений судебных органов, поддержавших позицию налогоплательщиков.

(Письмо ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ «О направлении обзора судебной практики, связанной с обжалованием налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам мероприятий налогового контроля, в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц»)

Прочее

ФНС России рассматривает возможность информирования о возможных налоговых рисках в личном кабинете налогоплательщиков-юрлиц

В рамках развития концепции налогового контроля на основе риск-ориентированного подхода рассматривается возможность публикации информации о наличии (отсутствии) рисков нарушения законодательства о налогах и сборах в личном кабинете налогоплательщика (ЛКН).

ФНС России сформирован перечень рисков нарушения налогового законодательства. В настоящее время в перечень включено 12 возможных рисков, в том числе: наложения штрафных санкций; приостановление операций по счетам; отказ в применении налогового вычета по НДС, отказ в применении льготы; доначисление налогов (сборов, страховых взносов), получение необоснованной налоговой выгоды и пр.

Согласно разъяснению ФНС России раннее информирование о выявленных рисках позволит обеспечить предупреждение потенциальных правонарушений, а также возможность превентивного урегулирования соответствующих вопросов.

(Письмо ФНС России от 14.08.2017 N ЕД-4-15/16007 «О направлении предложений по вопросам публикации информации о рисках в личном кабинете налогоплательщика»)

Если в состав КГН включается компания, образованная в результате выделения из участника КГН...

Рассмотрен вопрос о регистрации налоговым органом соглашения об изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) в связи с включением в ее состав компании, образовавшейся в результате реорганизации в форме выделения из участника КГН.

Указано, что КГН обязана заключить соглашение об изменении договора, включив в состав группы организацию, образовавшуюся в результате реорганизации в форме выделения из участника КГН, если эта компания соответствует установленным НК РФ условиям.

При этом нахождение какого-либо участника КГН в процессе реорганизации не препятствует регистрации соглашения.

(Письмо ФНС России от 4 сентября 2017 г. № СД-4-3/17542@ «О регистрации соглашения об изменении договора о создании КГН»)

Направление налоговыми инспекциями в федеральные суды процессуальных документов на имя председателя федерального суда или его заместителей без согласования с ФНС России недопустимо

Сообщается, что проекты процессуальных документов с приложением подтверждающих документов, адресованных указанным лицам, необходимо направлять на согласование в Правовое управление, а по вопросам представления интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, - в Управление обеспечения процедур банкротства.

(Письмо ФНС России от 29.08.2017 N СА-4-18/17169@ «По вопросам организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах»)

Без счета-фактуры от подрядчика заказчик не может принять НДС к вычету, даже если суд признал «спорные» работы выполненными

Если по решению суда работы признаны выполненными, но счета-фактуры от подрядчика отсутствуют, то заказчик не может заявить к вычету суммы НДС. Такая позиция выражена в недавнем письме Минфина.

Аргументы стандартные. Как известно, вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, после принятия на учет товаров, работ, услуг (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ). На основании пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога на добавленную стоимость к вычету.

Как видим, наличие счетов-фактур является обязательным условием для применения вычета по НДС. Таким образом, без наличия счетов-фактур вычет НДС в отношении работ, признанных выполненными по решению суда, невозможен.

 (Письмо Минфина России от 18.08.17 № 03-07-11/53086)

НДС: надо ли платить налог при организации видеоконференций для иностранных фирм

Минфин РФ разъяснил, требуется ли уплата НДС при оказании иностранным фирмам услуг по проведению видеоконференций.

Ведомство отмечает, что порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьей 148 НК РФ.

Так, в частности, место реализации услуг определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей услуги, за некоторым исключением.

При этом услуги по проведению видеоконференций в перечень исключений не входят.

Соответственно, местом реализации таких услуг, оказываемых российской организацией иностранным организациям, признается территория России.

Таким образом, такие услуги подлежат налогообложению НДС в Российской Федерации.

(Письмо Минфина России от 22.08.2017 N 03-07-08/53786)

ФНС России разъяснила применение коэффициента T при исчислении акциза в отношении табачной продукции

Речь идет о налогоплательщиках, осуществляющих на территории РФ производство сигарет, папирос, сигарилл, биди, кретека.

Пунктом 9 статьи 194 НК РФ установлены случаи и порядок исчисления акциза с применением коэффициента T (с учетом совокупного объема реализованных товаров за налоговый период и среднемесячного совокупного объема реализованных товаров).

Сообщается, что при расчете среднемесячного объема реализованных подакцизных товаров в предыдущем календарном году и при расчете объема реализованных подакцизных товаров в период с 1 сентября по 31 декабря текущего календарного года следует учитывать объем подакцизных товаров, реализованных на экспорт, в том числе на территорию государств - членов ЕАЭС. Кроме того, при расчете производителем вышеназванных товаров среднемесячного объема реализации подакцизных товаров следует учитывать объемы реализации импортированных товаров.

Также отмечено, что в отношении разных видов указанной продукции Налоговым кодексом РФ предусмотрены различные налоговые ставки (твердые (специфические) налоговые ставки, комбинированные налоговые ставки). Соответственно, сумма акциза определяется отдельно по каждому из видов табачных изделий за календарный месяц. При этом коэффициент T применяется при определении суммы акциза по каждому виду таких табачных изделий.

При изменении стоимости подакцизных товаров вследствие изменения суммы акциза и, соответственно, НДС, исчисленных по каждому из вышеуказанных подакцизных товаров за каждый календарный месяц в период с сентября по декабрь текущего года, налогоплательщик вправе выставить каждому покупателю единый корректировочный счет-фактуру.

(Письмо ФНС России от 31.07.2017 N СД-4-3/14955@ «О разъяснении норм законодательства»)

Если работник получает компенсацию за использование автомобиля в служебных целях, то учесть дополнительные расходы на ГСМ не получится

Организация выплачивает работнику компенсацию за использование личного автомобиля, а также возмещает затраты на бензин. Может ли она учесть обе эти выплаты в расходах при исчислении налога на прибыль? Нет, не может, поскольку в сумме компенсации уже учтено возмещение затрат на ГСМ.

Согласно статье 188 Трудового кодекса, при использовании работником личного имущества в интересах и с ведома работодателя, последний должен выплатить сотруднику компенсацию за износ и возместить все расходы. Размер компенсации определяется по письменному соглашению работника с работодателем. Но налогооблагаемую прибыль можно уменьшить не на всю сумму компенсации, а лишь на величину в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.02 № 92 (подп.11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данные нормы составляют для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см. включительно — 1200 руб. в месяц, а свыше 2000 куб. см. — 1500 руб. в месяц.

По мнению Минфина, если организация, помимо выплаты компенсации, возмещает работнику расходы на бензин, она не может включить обе эти выплаты в расходы по налогу не прибыль. Обоснование — затраты на топливо и так входят в компенсацию. Таким образом, налогоплательщик не вправе списать на расходы стоимость ГСМ, которая выплачивается сверх суммы компенсации. Напомним, что такой же вывод содержится в письмах от 10.04.17 № 03-03-06/1/21050, от 04.12.15 № 03-03-06/70852.

(Письмо Минфина России от 14.08.17 № 03-03-06/1/52036)

ФНС России сообщила о порядке отражения в налоговой декларации по имуществу организаций кодов основных средств

С 1 января 2017 года введен в действие Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008).

В соответствии с указанным классификатором указывается код объекта недвижимого имущества по строке 040 «Код ОКОФ» раздела 2.1 налоговой декларации.

Формат строки 040 имеет 12 разрядов и соответствует структуре кода, принятой в данном классификаторе (XXX.XX.XX.XX.XXX).

В отношении основных средств, кодирование которых было осуществлено девятизначными кодами по ранее действовавшему классификатору (ОК 013-94), строки с кодами 040 рекомендуется заполнять слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа, без учета разделителей в виде точек. В незаполненных знакоместах в правой части поля проставляется прочерк.

(Письмо ФНС России от 24.08.2017 N БС-4-21/16786@ «О порядке заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций»)

Разъяснено, когда административное здание подлежит налогообложению по среднегодовой стоимости

Административное здание подлежит налогообложению по среднегодовой стоимости

Если нежилое здание, используемое в целях делового, административного или коммерческого назначения, было разделено на помещения, не соответствующие региональным критериям отнесения к объектам, подлежащим налогообложению по кадастровой стоимости, то оно подлежит налогообложению по среднегодовой стоимости.

В рассмотренном примере в Санкт-Петербурге налоговая база налога на имущество организаций как кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в отношении, в частности, нежилых зданий площадью свыше 3000 кв. м (ст. 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. № 684-96 «О налоге на имущество организаций»). При этом, если здание было разделено на помещения меньшей площади, то данные помещения подлежат налогообложению по среднегодовой стоимости, уточнили налоговики.

Напомним, что налоговая база налога на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 Налогового кодекса).

При этом в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 375 НК РФ).

В свою очередь объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом РФ могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

При этом условием применения кадастровой стоимости в целях налогообложения объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1-2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, является включение их в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в рамках п. 7 ст. 378.2 НК РФ.

Уточнено, что в случае несоответствия объектов недвижимого имущества, вновь образованных в результате раздела включенного в Перечень объекта недвижимого имущества, критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, в том числе дополнительным критериям, установленным законом субъекта РФ о налоге на имущество организаций, например, исходя из площади объектов, такие объекты подлежат налогообложению по среднегодовой стоимости.

(Письмо ФНС России от 18 августа 2017 г. № ЗН-4-21/16379)

Налоговый орган обязан представить взыскателю сведения о банковских счетах должника в случае направления им запроса, соответствующего установленным требованиям

В соответствии с законодательством об исполнительном производстве у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения о наименовании и местонахождении банков, в которых открыты счета должника, а также о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

Обязательным условием при этом является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В этой связи разъясняется, в частности, следующее:

  • запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган;
  • в запросе указывается основание (ссылка на положение федерального закона), устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации, конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию;
  • подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя, при направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью;
  • при обращении с запросом взыскатель должен одновременно предъявить подлинник или заверенную в установленном порядке копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению. При предъявлении подлинника исполнительного листа налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия обязан возвратить подлинник взыскателю.

(Письмо ФНС России от 24.07.2017 N СА-4-9/14444@ «О проведении анализа жалоб налогоплательщиков на отказы в предоставлении налоговыми органами сведений о банковских счетах должников»)

Если по деятельности, в отношении которой при УСН действует пониженный тариф страховых взносов, применяется ЕНВД...

НК РФ установлен перечень видов деятельности в соответствии с ОКВЭД, осуществляя которые, организации и ИП, применяющие УСН, могут рассчитывать на пониженный тариф страховых взносов в размере 20% (на ОПС - 20%, на ОСС и ОМС - 0%). При этом доходы за налоговый период не должны превышать 79 млн руб.

Соответствующий вид деятельности признается основным, если доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по нему составляет не менее 70% в общем объеме доходов.

Если основным видом деятельности плательщика страховых взносов, совмещающего УСН и ЕНВД, является вид деятельности, поименованный в этом перечне, но по нему применяется ЕНВД, то у плательщика отсутствует право на пониженные тарифы страховых взносов.

(Письмо ФНС России от 1 сентября 2017 г. № БС-4-11/17465@ «О применении пониженных тарифов»)

Порядок изменения сроков уплаты страховых взносов, установленный НК РФ, распространяется только на страховые взносы, уплата которых администрируется налоговыми органами

С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.

При этом соответствующими федеральными законами не урегулированы вопросы изменения срока уплаты страховых взносов, которые подлежали уплате в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ «О страховых взносах...», действовавшим до 01.01.2017.

В этой связи сообщается, что предусмотренный Налоговым кодексом РФ порядок и условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов распространяются на страховые взносы, которые определены пунктом 3 статьи 8 НК РФ. Страховые взносы, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, не являются предметом регулирования НК РФ.

(Письмо Минфина России от 11.08.2017 N 03-15-06/51714)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.