Мониторинг изменений за период 06.02.17 - 12.02.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

Утверждены формы и форматы некоторых документов, используемых в электронном документообороте между налоговыми органами и налогоплательщиками

В приложениях к приказу содержатся формы, форматы представления в электронном виде и порядок заполнения следующих документов:

- «Сообщение российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц»;

- «Заявление международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов»;

- «Заявление физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора)».

(Приказ ФНС России от 10.01.2017 N ММВ-7-14/4@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при учете организаций и физических лиц в качестве плательщиков страховых взносов, а также порядка заполнения этих форм», зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45538)

Определена периодичность представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности организаторами азартных игр

Согласно внесенному уточнению промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев текущего отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена.

(Постановление Правительства РФ от 31.01.2017 N 106 «О внесении изменения в Правила представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр»)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Определены условия и порядок признания безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам на «травматизм»

Полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохранены за ФСС РФ.

В связи с изменениями в законодательстве Правительством РФ принято постановление, определяющее основания признания задолженности по страховым взносам на данный вид страхования, уплачиваемым в ФСС РФ, безнадежными к взысканию. Это в том числе ликвидация страхователя, признание банкротом ИП, вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в установленных случаях.

Установлен также перечень документов, подтверждающих наступление соответствующих обстоятельств.

Постановление применяется в отношении недоимки (задолженности) по основаниям, возникшим с 1 января 2017 года.

(Постановление Правительства РФ от 31.01.2017 N 108 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации и задолженности по пеням и штрафам»)

ПФР обновлены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования

В частности, приводятся новые формы анкеты застрахованного лица (АДВ-1); страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (АДИ-1); страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (АДИ-7); заявления об обмене страхового свидетельства (АДВ-2); заявления о выдаче дубликата страхового свидетельства (АДВ-3); запроса об уточнении сведений (АДИ-2); описи документов, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-1); сопроводительной ведомости (АДИ-5); сведений о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К).

Кроме того, документом вводится новая инструкция по заполнению утвержденных форм, содержащая как общие правила заполнения и оформления входящих документов, так и рекомендации по заполнению отдельных форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Утратившими силу признаны пункты 1 - 4 Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.06.2016 N 473п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению», которыми были утверждены ранее действовавшие формы документов и инструкция по их заполнению.

(Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2017 N 2п «Об утверждении форм документов, используемых для регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования, и Инструкции по их заполнению», зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2017 N 45509)

Обновлен порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах

Утвержденная Инструкция определяет порядок ведения ПФР индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе порядок:

- регистрации в системе обязательного пенсионного страхования;

- представления и сроки приема и учета территориальными органами ПФР сведений о застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

- контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

- хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, регулирующий аналогичные правоотношения.

(Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45549)

Статистика

Утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-РСПИ «Сведения о текущей рыночной стоимости запасов полезных ископаемых», действующая с отчета за 2016 год

Форма представляется юридическими лицами (включая малые предприятия), индивидуальными предпринимателями, ведущими разведку и добычу полезных ископаемых, по установленным объектам недропользования в Роснедра. Срок предоставления - 1 апреля. Возможно представление формы в электронном виде.

(Приказ Росстата от 02.02.2017 N 70 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации федерального статистического наблюдения за текущей рыночной стоимостью запасов полезных ископаемых»)

Утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-ИНВ (ЖД) «Сведения о доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере железнодорожного транспорта», которая вводится в действие для отчета по состоянию на 31.12.2017

Форму, в частности, предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческую перевозку пассажиров и вокзальную (станционную) деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, в территориальные управления Росжелдора. Срок предоставления - 15 марта. Возможно предоставление формы в электронном виде.

(Приказ Росстата от 03.02.2017 N 71 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством железнодорожного транспорта федерального статистического наблюдения за доступностью для инвалидов объектов и услуг в сфере железнодорожного транспорта»)

Утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-ИНВ (ГА) «Сведения о доступности для инвалидов объектов и услуг на воздушном транспорте», которая вводится в действие для отчета по состоянию на 31.12.2017

Форма, в частности, предоставляется межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческую перевозку пассажиров и аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров. Срок предоставления - 1 марта. Возможно предоставление формы в электронном виде.

(Приказ Росстата от 03.02.2017 N 72 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством воздушного транспорта федерального статистического наблюдения за доступностью для инвалидов объектов и услуг на воздушном транспорте»)

Утверждены новые формы федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере морского и внутреннего водного транспорта

Утверждены следующие формы:

1) годовые с отчета за 2016 год:

- N 1-ПК (мор) «Сведения о наличии и использовании портовых комплексов на морском транспорте»;

- N М-1 «Сведения об отправлении и прибытии судов по видам плавания и национальности флага судов на морском транспорте»;

- N 53-М «Сведения о наличии морских судов в Российской Федерации»;

- N 1-ПК (вод) «Сведения о наличии и использовании портовых комплексов на внутреннем водном транспорте»;

- N 2-ВТ «Сведения о поступлении, выбытии и наличии технических и обслуживающих судов на предприятиях внутренних водных путей»;

- N 20-ВТ «Сведения о протяженности внутренних водных путей»;

- N 21-ВТ «Сведения о размерах действующей навигационной обстановки на обслуживаемых внутренних водных путях»;

- N 53-ВТ «Сведения о наличии судов внутреннего водного транспорта»;

2) квартальная с отчета за январь - март 2017 года:

- N М-3 «Сведения о межпортовых перевозках грузов морским транспортом по видам плавания и странам»;

3) квартальная с отчета за январь - июнь 2017 года:

- N 11-ВТ «Сведения о региональных и межрегиональных перевозках грузов и пассажиров внутренним водным транспортом»;

4) месячные с отчета за январь 2017 года:

- N МП-1 «Сведения о погрузочно-разгрузочной деятельности и деятельности по эксплуатации пассажирских причалов на морском транспорте»;

- N РП-1 «Сведения о погрузочно-разгрузочной деятельности и деятельности по эксплуатации пассажирских причалов на внутреннем водном транспорте».

Форму предоставляют в Росморречфлот юридические лица, осуществляющие погрузочно-разгрузочную деятельность, деятельность по эксплуатации пассажирских и вспомогательных причалов на морском транспорте.

Срок предоставления - 15 февраля. Возможно предоставление формы в электронном виде.

С введением указанного статистического инструментария признаны утратившими силу статистические формы, утвержденные Приказом Росстата от 18.12.2012 N 639.

(Приказ Росстата от 03.02.2017 N 75 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством морского и речного транспорта федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере морского и внутреннего водного транспорта»)

Утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-ИНВ (ВОД) «Сведения о доступности для инвалидов объектов и услуг на водном транспорте», которая вводится в действие для отчета по состоянию на 31.12.2017

Форму предоставляют в Росморречфлот юридические лица, имеющие на балансе морские вокзалы (терминалы), речные вокзалы (причалы), пассажирские морские (речные) суда и (или) оказывающие услуги по обслуживанию, перевозке пассажиров на морском (речном) транспорте. Срок предоставления - 15 февраля. Возможно предоставление формы в электронном виде.

(Приказ Росстата от 06.02.2017 N 79 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством морского и речного транспорта федерального статистического наблюдения за доступностью для инвалидов объектов и услуг на водном транспорте»)

Правовые новости

Для Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ введена новая организационно-правовая форма - нотариальные палаты

Ранее нотариальные палаты, Федеральная нотариальная палата относились к такой организационно-правовой форме некоммерческих организаций как ассоциации (союзы).

Настоящим Федеральным законом нотариальные палаты субъектов РФ, а также Федеральная нотариальная палата исключаются из ассоциаций, так как деятельность указанных юридических лиц регламентируется Основами законодательства РФ о нотариате, предусматривающими определенные особенности и отличия в правовом регулировании. В частности, согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. В то же время, в соответствии с законодательством о нотариате, ни нотариусы, ни нотариальные палаты не могут нести субсидиарную ответственность по обязательствам нотариальных палат, Федеральной нотариальной палаты соответственно. Кроме того, модель небюджетного нотариата, основанная на принципе самоуправления, построена на началах коллегиальности, в отличие от закрепленной в гражданском законодательстве модели управления ассоциациями (союзами).

Изменениями в часть первую ГК РФ нотариальные палаты отнесены к некоммерческим корпоративным организациям, особенности создания, правового положения и деятельности которых определяются законодательством о нотариате.

(Федеральный закон от 07.02.2017 N 12-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления отдельной организационно-правовой формы для Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации»)

Законопроекты

В счет-фактуру добавят новый реквизит

Госдума приняла во втором, основном, чтении законопроект № 48913-7, которым планируется добавить новый реквизит в счет-фактуру.

Изменения вносятся в пункты 5 и 5.1 статьи 169 Налогового кодекса. Еще одним обязательным реквизитом счета-фактуры будет идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при его наличии).

Сколько времени понадобится Правительству для подготовки поправок в постановление № 1137, утвердившее формы документов для расчета НДС, пока неизвестно. И вряд ли законопроект будет принят в третьем чтении, пока поправки в постановление не будут подготовлены.

ФНС планирует внести изменения в декларацию по налогу на имущество

ФНС РФ уведомила о разработке приказа с поправками в авансовые расчеты и декларацию по налогу на имущество организаций.

Необходимость поправок обосновывается новыми нормами в Налоговом кодексе (применение коэффициента Кжд в отношении железнодорожных путей общего пользования).

Планируется, что новый приказ вступит в силу с 1 января 2018 года.

Судебная практика

Суды продолжают отменять требования о выдаче документов по «обоснованной необходимости»

ИФНС направила компании требование о представлении документов, подтверждающих взаимоотношения с рядом фирм. Налоговая перечислила эти документы, и частично они были представлены. В остальной части компания указала на отсутствие в требовании ссылки на конкретную сделку и мероприятия контроля, в рамках которых возникла потребность в получении документов.

Суд первой инстанции признал требование законным, пояснив, что отсутствие в нем указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования — данный недостаток носит формальный характер.

Апелляция признала требование недействительным, указав на статью 93.1 НК – в требовании должно быть указано, в рамках какого мероприятия контроля запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки - идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется предоставление информации.

В спорном требовании указано лишь на то, что документы и информация запрашиваются «в связи с возникновением обоснованной необходимости получения информации относительно конкретной сделки». Причина истребования документов не обоснована. В оспариваемом требовании поименованы конкретные документы, а не информация относительно определенной сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

В решении кассации (Ф04-7101/2017 от 03.02.2017) указано: «требование, возлагающее на Общество обязанность по представлению документов без обоснования причины истребования документов и сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой истребуются документы, нарушают его права и законные интересы».

Налоговики не впервые аргументируют истребование документов «обоснованной необходимостью», а суды не впервые признают такие требования недействительными.

(дело № А75-6717/2016)

Привлечение контрагентом работников без трудовых договоров не говорит о фиктивности сделки

ООО «А» заявило в вычет в декларации по НДС за 1 квартал 2015 года по взаимоотношениям с ООО «С», представив в подтверждение договор подряда по реконструкции здания, книгу покупок и документы к ней (счета-фактуры, акты, справки, оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов). В ответ на требование инспекции также представлена сметная документация.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказа в вычете, установив, что контрагентом представлено две справки 2-НДФЛ за 2014 год при среднесписочной численности в 2014 году — 1 человек. Допрошенный руководитель ООО «С» пояснил, что у него имеется допуск СРО на основные виды работ (земляные, общестроительные, подготовительные, газосварочные работы). Он также показал, что субподрядчиком при выполнении работ по реконструкции являлось ООО «П». Однако в ответ на запрос инспекции СРО указало, что ООО «С» не является его членом. Согласно выпискам по расчетному счету ООО «С» перечисление ежемесячного членского взноса не установлено. Такая же ситуация была выявлена и с сертификатом соответствия, выданном ООО «С» и удостоверяющим, что система менеджмента качества применительно к ряду работам соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008). При этом у ООО «П» также отсутствуют ресурсы для выполнения работ и перечисления третьим лицам – субподрядчикам. Инспекция решила, что ООО «С» работы выполнить не могло.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что контрагент зарегистрирован в ЕГРЮЛ и состоит на налоговом учете. Документы от имени компании подписаны установленным лицом, который подтвердил выполнение работ силами субподрядчика – ООО «П». Доказательств взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика и его контрагента не установлено.

В решении кассации (Ф06-17067/2016 от 01.02.2016) указано: «отсутствие у контрагента лицензии на выполнение определенного вида работ может являться основанием для предъявления иска о признании такой сделки недействительной в порядке статьи 173 Гражданского кодекса РФ и не подтверждает довод инспекции о том, что работы фактически не выполнялись». Более того, инспекция не доказала необходимости лицензий для выполнения спорных работ.

Кроме того, со слов фактических исполнителей работ выяснилось, что работники привлекались ООО «С» без заключения трудовых договоров. Суды отметили, что отсутствие в штате контрагента достаточного количества работников не является доказательством недобросовестности налогоплательщика.

(дело № А12-19344/2016)

Общий адрес и учредитель, наличие общих видов деятельности — не всегда «дробление бизнеса»

ООО «Б» применяло общий режим налогообложения, занималось закупкой, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции. В 2011 году было зарегистрировано ООО «Солнышко», а в 2012 — ООО «Зернышко», учредителем которых являлся учредитель ООО «Б». Эти две компании применяли УСН, находились по адресу ООО «Б», использовали его имущество, включая склады, и занимались закупкой и реализацией сельхозпродукции.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО «Б» налог на прибыль, НДС, пени и штраф, решив, что компанией создана схема «дробления бизнеса» путем создания подконтрольных фирм. Расчетные счета всех компаний находятся в одном банке, контактный телефон и IP-адрес едины для всех трех фирм.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции. Как выяснилось, договор аренды ООО «Б» не запрещал сдачу помещений в субаренду. Поставщики «Солнышка» и «Зернышка» сообщили, что ООО «Б» им не знакомо. Компании зарегистрированы в установленном законом порядке. Суды пришли к выводу о самостоятельности и неподконтрольности фирм-«близнецов» налогоплательщику.

Суды признают, что компании являются взаимозависимыми лицами, однако сама по себе взаимозависимость не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Взаимозависимость имеет значение только тогда, когда используется в действиях, направленных на незаконное занижение налоговой базы.

Суды установили, что цена переработки единицы продукции не была фиксированной, ООО «Б» ее ежемесячно рассчитывало с учетом фактически произведенных для переработки затрат с применением наценки и начислением НДС 18%. ООО «Солнышко» и «Зернышко» продавали аналогичную продукцию по более низким, то есть более конкурентоспособным ценам, чем истец.

Суды (постановление кассации Ф04-6830/2016 от 31.01.2016) также учли наличие у «близнецов» покупателей – плательщиков НДС. По сделкам с ними потери бюджета по НДС отсутствуют, поскольку, покупая товары у «Солнышка» и «Зернышка» без НДС, эти покупатели не ставят его к вычету, в отличие от товаров, купленных у истца. К тому же, у данных фирм имелись поставщики – плательщики НДС, хотя с точки зрения налоговой выгоды закуп у плательщиков НДС выгоднее было производить через истца, предъявляя «входной НДС» к вычету, тогда как «близнецы» такой возможности лишены.

Также отклонен довод инспекции об отсутствии реальной потребности в создании дополнительных взаимозависимых фирм с тем же видом деятельности, указав, что ООО «Солнышко» и «Зернышко» переработкой не занимались, то есть деятельность фирм не была идентичной.

(дело № А03-6957/2015)

Фиктивность членства контрагента в СРО не влияет на право налогоплательщика на вычет

Между ООО «А» (подрядчик) и ООО «П» (субподрядчик) был заключен договор субподряда по выполнению строительно-монтажных работ на объектах ООО «Л». После выполнения работ ООО «А» заявило вычет в налоговой декларации по НДС, представив в подтверждение счета-фактуры, акты о приемке выполненных работ, локальные сметы, справки о стоимости выполненных работ и затрат.

По результатам камеральной проверки налоговая отказала в вычетах, указав, что контрагент по адресу регистрации не находится, материальных и технических ресурсов для ведения работ не имеет. У контрагента отсутствуют расходы на заработную плату, расходы на оплату коммунальных услуг, арендные платежи, среднесписочная численность — 1 человек, свидетельство СРО о допуске к выполнению определенного вида работ оформлено с нарушениями - были поданы заведомо ложные сведения на работников, которые никакого отношения к ООО «П» не имели. Более того, договором подряда не предусмотрено привлечение субподрядчика.

Суд первой инстанции поддержал выводы инспекции.

Апелляция отменила его решение, установив, что все работы выполнены. Привлечение субподрядчика в отсутствие в договоре такого условия не свидетельствует о нереальности операций и не может указывать на фиктивный характер правоотношений. Информация о материальных и технических ресурсах инспекцией в ходе проведения камеральной проверки не запрашивалась. Факт привлечения ООО «П» подтверждается показаниями руководителя и прораба ООО «А».

Также отклонен довод инспекции о фиктивности полученного ООО «П» свидетельства о членстве в СРО. Суды указали, что это обстоятельство «не может влиять на объем налоговых прав налогоплательщика и препятствовать ему в получение налоговых вычетов». Кассация (Ф06-16851/2016 от 31.01.2016) оставила в силе решение апелляции.

(дело № А12-21154/2016)

Суд разрешил ИП на общем режиме при исчислении взносов уменьшить доходы на расходы

Предприниматель являлся плательщиком НДФЛ и не имел наемных работников. Его доход за 2015 год составил 16,4 млн рублей, а прибыль - около 2 млн рублей.

При уплате взносов по итогам года он исчислил 1% от превышения прибыли над суммой 300 тысяч рублей. По результатам камеральной проверки ПФ доначислил взносы (119 тысяч рублей), пени и штраф, указав, что необходимо исходить из общей суммы дохода, указанной предпринимателем в декларации по НДФЛ. При этом сумму дохода фонд получил от ИФНС.

Суд признал недействительным решение фонда, указав на определение КС от 30.11.2016 № 27-П — при исчислении взносов доход ИП, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты физлицам, должен определяться как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов.

Суд пояснил, что для плательщиков взносов, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со статьей 227 НК — по суммам доходов. При этом ИП вправе уменьшить доход на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (пункт 1 статьи 221 НК). То есть доходом применительно к НДФЛ признается экономическая выгода.

Напомним, что суды высказывали противоположное мнение уже и после выхода упомянутого определения КС. Так, по делу№ А17-1186/2016 суды трех инстанций (в том числе АС Волго-Вятского округа) поддержали ПФ, указав, что законодательство о страховых взносах не содержит норм, позволяющих для целей исчисления взносов уменьшать полученные ИП доходы на сумму понесенных им расходов.

(дело № А59-6117/2016)

Стоимость неиспользованного командированным работником билета не облагается взносами

По результатам выездной проверки ПФ доначислил компании страховые взносы, пени и штраф. Фонд установил, что компания не включала в базу для начисления взносов расходы по найму помещений, неподтвержденные документально, в сумме, определенной в локальном акте, и суточные при направлении работников в однодневные командировки. Также фонд признал неиспользованный железнодорожный билет доходом работника и доначислил взносы с его стоимости. Кроме того, фонд доначислил взносы с выплат работникам, командированным в ЗАО, полагая, что взаимоотношения фирм имеют признаки договора аутстаффинга - эксплуатация работников, фактически предоставленных сторонней организацией в аренду. Также фонд счел неподтвержденной аренду жилых помещений в отсутствие кассовых и товарных чеков.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, признав суммы, выплаченные работникам при направлении их в служебные командировки, возмещением расходов работника (статья 164 ТК). Аналогично суточные признаны компенсацией расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.

Суды установили, что билет не был использован работником в связи с производственной необходимостью остаться в месте командировки еще на день, при этом денежные средства на покупку данного билета работник получил в кассе, а в последствие за них отчитался по авансовому отчету. При этом неиспользованный билет был сдан им в бухгалтерию. Суды решили, что стоимость неиспользованного билета является расходом (убытком) компании, а не доходом работника, то есть взносами не облагается.

В отношении работников, командированных в ЗАО, установлено, что они направлялись в рамках договора о взаимопомощи, которым предусмотрено распределение всех расходов, которые возникнут в ходе исполнения договора. Так, одна из сторон несла расходы в виде стоимости авиа, железнодорожных билетов, расходы на проживание, спецодежду, инструмент и прочие, а другая – оплату проезда на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, метро), оплату электропоезда, аренду транспортных средств. Факт нахождения работников в местах выполнения работ подтверждается командировочными удостоверениями, приказами о направлении в командировку, авансовыми отчетами, проездными документами. Доказательства «двойного» (ООО и ЗАО) возмещения командировочных расходов работникам, фондом не представлено.

Суды (постановление кассации Ф06-17074/2016 от 30.01.2016) установили, что оплата за арендованные жилые помещения произведена работником в кассу предпринимателя - собственника помещений, за счет подотчетных сумм по приходным кассовым ордерам. Платежи произведены на основании договора, заключенного между предпринимателем и компанией, то есть доходом работника не являются и обложению взносами не подлежат.

(дело № А49-14869/2015)

Суды против начисления взносов на суммы, украденные главбухом

Главный бухгалтер компании в 2012-2015 годах незаконно перечисляла себе денежные средства на банковскую карту, а также выплачивала из кассы наличные денежные средства сверх установленной зарплаты. С суммы переплаты ФСС исчислил страховые взносы.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, указав на часть 1 статьи 7 закона 212-ФЗ — к объекту обложения взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физлиц конкретно по трудовым договорам. При этом наличие трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые перечисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В решении кассации (Ф07-12129/2016 от 03.02.2016) указано: «поскольку суммы похищенных денежных средств главному бухгалтеру … не начислялись, не предусмотрены трудовым договором, то они не могут являться объектом обложения страховыми взносами».

(дело № А21-7678/2015, А21-7679/2015, А21-7677/2015)

Прочее

ФНС России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся регистрации ККТ, обеспечивающей передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме

В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ регистрация контрольно-кассовой техники, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускается, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ Минкомсвязь России приказом от 05.12.2016 N 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей» установила, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей (для целей данного Приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек).

При этом неутверждение органом государственной власти субъекта РФ перечня местностей, удаленных от сетей связи, свидетельствует об отсутствии в том или ином субъекте РФ указанных местностей.

В этой связи сообщается, в частности, что при предоставлении после 01.02.2017 пользователем ККТ заявления о регистрации ККТ, содержащего сведения о применении регистрируемой ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, налоговым органам необходимо произвести сверку данных, указанных в таком заявлении, с перечнем местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ.

В случае установления факта несоответствия данных, указанных в заявлении о регистрации (перерегистрации) ККТ, а именно отсутствия адреса места установки (применения) ККТ, в перечне местностей, при одновременном указании в заявлении о регистрации сведений о применении регистрируемой ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, налоговые органы отказывают в регистрации такой ККТ.

(Письмо ФНС России от 27.01.2017 N ЕД-4-20/1435 «О регистрации контрольно-кассовой техники»)

Надо ли применять ККТ при приеме средств через интернет, в том числе платежными агентами

ФНС рассказала о применении ККТ при расчетах электронными средствами в интернете.

Обязательные реквизиты кассового чека (БСО) — наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС (кроме ведения расчетов неплательщиками НДС или по освобожденным от НДС операциям).

Согласно пункту 5 статьи 1.2 закона № 54-ФЗ пользователь ККТ в ходе расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия с покупателем (клиентом), и применением устройств, подключенных к интернету и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия с покупателем, обязан обеспечить передачу клиенту кассового чека или БСО в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты. При этом кассовый чек или БСО на бумажном носителе пользователем не печатается.

Кроме того, ФНС обращает внимание, что в случае ведения деятельности по приему платежей физлиц в счет третьих лиц необходимо соблюдать требования федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в том числе в части применения ККТ и использования специальных банковских счетов.

Согласно пункту 3 статьи 16.1 закона «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

С учетом изложенного, при осуществлении расчета в интернете электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.

(Письмо ФНС России от 2 февраля 2017 г. № ЕД-4-20/1850@)

Продажа электронных услуг российской фирмой на УСН не обязывает ее исчислять НДС

ФНС рассмотрела вопрос об НДС в отношении организации, применяющей УСН и создающей вебсайт и мобильное приложение для детей с развивающим контентом, за использование которых получает доход с российских и иностранных физлиц.

Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК организации на УСН не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего к уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК.

В этой связи при осуществлении операций по созданию вебсайта, а также операций по оказанию услуг по предоставлению прав на использование мобильного приложения НДС не исчисляется и к оплате покупателю не предъявляется (за исключением операций, указанных в статье 174.1 НК).

(Письмо ФНС России от 20 января 2017 г. № СД-3-3/375@)

Минфин против учета расходов при исчислении взносов, уплачиваемых за себя ИП на УСН

Минфин напомнил, что если доход ИП в расчетном периоде превышает 300 000 рублей, то такой ИП, помимо фиксированного размера страховых взносов, исчисляемого исходя из МРОТ, доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, но до определенной предельной величины.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 НК для ИП, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК.

Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для ИП, применяющих УСН, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 НК, в этих случаях не учитываются.

Напомним, что, когда речь идет об исчислении фиксированного платежа по взносам ИП, применяющего общий режим, суды теперь выступают за возможность учесть расходы. Так происходит после вынесения соответствующего определения Конституционным судом. Таким образом, в настоящее время ИП, применяющие УСН, при исчислении взносов «за себя» находятся в менее благоприятном положении, чем ИП, уплачивающие НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 11.01.17 № 03-15-05/336)

Налоговая льгота по налогу на имущество организаций может применяться в отношении вновь вводимых объектов движимого и недвижимого имущества, имеющих высокий класс энергетической эффективности, при наличии на них энергетического паспорта

Пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что освобождаются от налога на имущество организаций организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

В отношении объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, принципы и правила определения производителями и импортерами энергетической эффективности товара регламентированы постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара».

Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, согласно которым класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, а также может быть установлен по решению застройщика или собственника в отношении иных зданий (строений, сооружений).

По мнению Минфина России, таким образом, по смыслу нормы пункта 21 статьи 381 Налогового кодекса РФ налоговая льгота по налогу на имущество организаций может применяться в отношении вновь вводимых объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе зданий), имеющих высокий класс энергетической эффективности, при наличии на них энергетического паспорта.

(Письмо ФНС России от 03.02.2017 N БС-4-21/1991 «О направлении разъяснений Минфина России о порядке применения пункта 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации»)

ФНС России разъяснила порядок заполнения расчета 6-НДФЛ при выплате работнику премии по итогам работы за квартал (год)

По мнению ФНС России, датой фактического получения дохода в виде премии по итогам за квартал (год) признается последний день месяца, которым датирован приказ о выплате работникам премии.

Порядок заполнения расчета 6-НДФЛ разъяснен на конкретном примере, для случая, когда премия по итогам работы за 2016 год выплачена 02.02.2017.

Данная операция отражается в расчете 6-НДФЛ за первый квартал 2017 года в соответствии с приведенным в письме порядком.

(Письмо ФНС России от 24.01.2017 N БС-4-11/1139@)

Заявительный порядок постановки на учет в качестве страхователей ИП, уплачивающих страховые взносы с выплат работникам, действующим законодательством не предусмотрен

В связи с передачей с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в действующее законодательство внесены изменения в части регистрации страхователей в государственных внебюджетных фондах, в том числе в территориальных органах ПФР.

Сообщается, что сведения о плательщиках страховых взносов в ПФР будут передаваться налоговыми органами в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.11.2016 N ММВ-23-11/26@/АД-09-31/сог/79.

(Письмо ФНС России от 31.01.2017 N БС-4-11/1628@ «По вопросу регистрации индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»)

ФНС России подготовлены рекомендуемые формы заявления и уведомления о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.11.2016 N 403-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» социальный налоговый вычет в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов налоговым органом.

В этой связи ФНС России подготовлены формы заявления и уведомления о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов (приводятся в приложении к настоящему Письму).

(Письмо ФНС России от 16.01.2017 N БС-4-11/500@ «О направлении рекомендуемых форм»)

ФНС России разъясняются вопросы учета страховых взносов на обязательное социальное страхование

Сообщается, в частности, что в связи с тем, что налоговые органы осуществляют администрирование страховых взносов с 01.01.2017 как установленных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», так и установленных Налоговым кодексом РФ, должны быть открыты отдельные КРСБ для учета страховых взносов за различные периоды.

Ранее ФНС России были даны рекомендации открывать КРСБ со статусом «14». Однако кредитные организации отказывают в приеме платежных поручений юридических лиц с этим статусом.

В связи с большими сроками (более полугода) доработки Банком России программного обеспечения, позволяющего принимать платежные поручения юридических лиц со статусом «14», ФНС России принято решение о необходимости открывать КРСБ плательщиков страховых взносов со следующими статусами:

- по юридическим лицам, производящим выплаты физическим лицам, - «01»;

- по индивидуальным предпринимателям - «09», «10», «11» и «12»;

- по физическим лицам - «13».

В КРСБ, открытых ранее со статусом «14», в версии 2.7.090.06 от 03.02.2017 будет предоставлена возможность в автоматическом режиме осуществить перекодировку статуса в соответствии с категорией плательщика.

Аналогичные статусы указываются плательщиками в поле «101» при заполнении платежных поручений на перечисление страховых взносов.

В отношении ошибочного указания реквизита «ОКТМО» при оформлении плательщиками платежных поручений на уплату страховых взносов следует учитывать следующее.

Поскольку указанный реквизит не используется органами Федерального казначейства для межбюджетного распределения страховых взносов, проведение налоговыми органами операций по уточнению ОКТМО не требуется.

Платежные поручения, оформленные плательщиками страховых взносов с ошибочным указанием значения кода ОКТМО, подлежат учету в соответствующей КРСБ, открытой с ОКТМО по месту нахождения плательщика без отражения в Ведомости невыясненных поступлений.

(Письмо ФНС России от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@ «По вопросам учета страховых взносов»)

Банком России разъясняются некоторые вопросы, касающиеся бухгалтерского учета операций с ценными бумагами для НФО

В частности, сообщается, что:

- при первоначальном признании долговые ценные бумаги могут быть классифицированы в категорию ценных бумаг, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток, если соблюдены критерии классификации, установленные МСФО (IAS) 39 и пунктом 2.1.2 Положения N 494-П, и удерживаться в этой категории до момента погашения ценных бумаг;

- НФО, применяющие МСФО (IAS) 39, должны классифицировать ценные бумаги в соответствующие категории, установленные Положением N 494-П, и осуществлять переоценку ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, в порядке, установленном главой 7 Положения N 494-П (с отражением переоценки на счетах капитала);

- на 01.01.2017 оценка имеющихся финансовых активов производится в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» или МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». Оценка справедливой стоимости осуществляется в соответствии с МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»;

- на 01.01.2017 все имеющиеся ценные бумаги классифицируются и оцениваются в соответствии с требованиями Положения N 494-П и переносятся на соответствующие счета Плана счетов НФО.

(Информация Банка России «Разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 01.10.2015 N 494-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций с ценными бумагами в некредитных финансовых организациях»)

Разъяснены некоторые особенности составления и представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков

Сообщается, в частности, следующее:

в соответствии с пунктом 15 МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность», введенного в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н, предприятие должно включить в свою промежуточную финансовую отчетность объяснения событий и операций, которые являются значительными для понимания изменений в финансовом положении и результатах деятельности организации, произошедших с даты окончания последнего годового отчетного периода.

Количество раскрытий в промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется конкретными обстоятельствами, которые индивидуальны для каждой организации.

Установление обязательного перечня раскрытий в промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности для всех организаций одинаковым образом приведет к нарушению требований МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» для некоторых из них, в то время как для других - к увеличению объема подлежащей раскрытию информации;

страховщик включает в состав отчетности за первое полугодие отчетного года две формы отчета о финансовых результатах: за период с 1 января по 30 июня отчетного года и за период с 1 апреля по 30 июня отчетного года, а также необходимое количество примечаний, расшифровывающих статьи отчета о финансовых результатах.

Страховщик включает в состав отчетности за девять месяцев отчетного года две формы отчета о финансовых результатах: за период с 1 января по 30 сентября отчетного года и за период с 1 июля по 30 сентября отчетного года, а также необходимое количество примечаний, расшифровывающих статьи отчета о финансовых результатах.

(Информация Банка России «Разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения Банка России от 28.12.2015 N 526-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования»)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.