Мониторинг изменений за период 08.05.17 - 14.05.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

ФНС России утвердила новые формы реестров счетов-фактур, представляемых в налоговые органы плательщиками акцизов

Утверждены формы реестров счетов-фактур (перечень реестров изменен и дополнен новыми формами), порядок их заполнения, а также порядок представления реестров счетов-фактур в налоговые органы.

Приказ содержит формы реестров счетов-фактур, выставленных:

  • налогоплательщиками, имеющими свидетельство на производство денатурированного этилового спирта;
  • лицами, имеющими свидетельство на производство прямогонного бензина;
  • собственниками давальческого сырья при реализации прямогонного бензина, произведенного из этого сырья;
  • лицами, имеющими свидетельство на переработку прямогонного бензина и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;
  • поставщиками бензола, параксилола или ортоксилола;
  • российскими поставщиками авиационного керосина.

Признан утратившим силу приказ ФНС России от 10.11.2014 N ММВ-7-3/574@ «Об утверждении форм реестров счетов-фактур...».

(Приказ ФНС России от 10.02.2017 N ММВ-7-3/178@ «Об утверждении форм реестров счетов-фактур, порядка их заполнения, порядка представления реестров счетов-фактур в налоговые органы и проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, а также образца отметки налогового органа, проставляемой на реестрах счетов-фактур, представляемых плательщиками акцизов в налоговый орган», зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2017 N 46599)

Для организаций госсектора утвержден ФСБУ «Аренда»

Стандарт применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования, а также при раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об указанных объектах.

Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2018 года.

(Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 258н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2017 N 46606)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Обновлены формы документов, используемых ПФР в целях привлечения страхователей к ответственности за совершенные ими нарушения в области обязательного пенсионного страхования

Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусматривается, в частности, ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, а также за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов.

Настоящим приказом утверждаются формы:

  • акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
  • решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
  • решения об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
  • требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
  • уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Утратившим силу признано Постановление Правления ПФР от 29.07.2016 N 684п «Об утверждении форм документов, используемых в целях применения финансовых санкций к страхователям за непредставление в установленные сроки ежемесячной отчетности и (или) представление неполных (недостоверных) сведений персонифицированного учета о застрахованных лицах».

(Постановление ПФ РФ от 23.11.2016 N 1058п «Об утверждении форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и о признании утратившим силу постановления Правления ПФР от 29 июля 2016 г. N 684п», зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2017 N 46627)

Регламентирован порядок предоставления ПФР государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования

Государственная услуга предоставляется гражданам РФ, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно или временно проживающим или временно пребывающим на территории РФ. Государственную услугу предоставляет ПФР через свои территориальные органы.

В Регламенте приводятся, в числе прочего, стандарт предоставления государственной услуги, срок ее предоставления, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме.

(Приказ Минтруда России от 02.03.2017 N 230н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе по приему от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства», зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2017 N 46610)

Обновлен порядок приема ФСС РФ расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС)

Регламентом определены в том числе требования к порядку информирования о предоставлении данной государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при ее предоставлении.

Заявителями на получение услуги являются:

  • юридические лица любой организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и нанимающие граждан РФ);
  • физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В приложениях приведена контактная информация региональных отделений ФСС РФ, блок-схемы предоставления государственной услуги на бумажном носителе и в форме электронного документа.

Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 18.09.2013 N 467н, которым был утвержден ранее действовавший порядок приема данных документов.

(Приказ Минтруда России от 20.03.2017 N 288н «Об утверждении административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС)», зарегистрировано в Минюсте России 10.05.2017 N 46653)

Законопроекты

ФНС России разработан проект новой формы уведомления о контролируемых сделках

На сайте ФНС России размещен проект приказа об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках: Проект Приказа ФНС России «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме»

Обновление формы уведомления обусловлено изменениями, внесенными в положения Налогового кодекса РФ о контролируемых сделках, предусматривающих в том числе дополнительные основания для признания внутрироссийских сделок контролируемыми.

Кроме того, новая форма учитывает введение в действие новых классификаторов ОКПД2 и ОКВЭД2, утвержденных приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, а также переход с кодов ОКТМО на коды ОКАТО.

ФНС России сообщает также, что в новой форме предусматривается возможность отражения сведений о контролируемых сделках с учетом цены сделки, выраженной в валюте, и сведений в отношении величины процентной ставки по долговым обязательствам.

3-НДФЛ: ФНС готовит новую форму декларации

ФНС РФ разрабатывает новую форму декларации по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ). Уведомление о разработке соответствующего приказа ФНС опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.

Напомним, действующая форма налоговой декларации 3-НДФЛ утверждена приказом ФНС от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@.

В ведомстве поясняют, что разработка новой формы декларации связано с внесением ряда поправок в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Так, в частности, Федеральным законом от 03.07.2016 № 251-ФЗ введен социальный вычет по расходам на прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации, Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ установлен инвестиционный налоговый вычет в размере положительного финансового результата от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

Кроме того, Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ были установлены особенности налогообложения доходов физических лиц, полученных в результате продажи недвижимого имущества.

Предполагается, что новая форма 3-НДФЛ будет введена с января 2018 года.

Судебная практика

ИФНС вправе убрать из ЕГРЮЛ фирму с долгами перед кредитором, не объявившимся в срок

В 2011 году между банком и компанией был заключен договор на открытие кредитной линии. В 2015 году инспекцией принято решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ, поскольку налоговая отчетность в течение последних 12 месяцев от компании не поступала, операции по банковским счетам не велись. В октябре 2015 года решение опубликовано в соответствующем издании, а в феврале 2016 года в ЕГРЮЛ внесена запись о госрегистрации прекращения деятельности компании в связи с исключением из ЕГРЮЛ.

Конкурсный управляющий банка оспаривал решение в суде, ссылаясь на нарушение прав банка и наличие непогашенной задолженности.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, указав на пункт 4 статьи 21.1 закона о госрегистрации 129-ФЗ, согласно которому заявления кредиторов могут быть направлены не позднее, чем в течние трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления таких заявлений решение об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ не принимается.

В данном случае заявлений от банка не поступало, доказательств того, что банк не имел возможности подать соответствующее заявление по объективным причинам, не зависящим от банка, не представлено.

В решении кассации (Ф02-1461/2017 от 26.04.2017) указано: «наличие задолженности у недействующего юридического лица (при условии, что о наличии задолженности в установленном пунктом 4 статьи 21.1 закона № 129-ФЗ порядке заявлено не было), не свидетельствует в настоящем деле о незаконности действий регистрирующего органа».

(дело № А58-4468/2016)

Передача управляющей компании соответствующих функций не влечет смену юрадреса

Единственным участником ООО «А» принято решение о передаче управляющей компании – ООО «К» – полномочий единоличного исполнительного органа. ООО «А» представило документы для госрегистрации изменений.

Инспекция установила, что компании находятся в разных городах и, указав на пункт 2 статьи 54 ГК, согласно которому компания регистрируется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, отказала в регистрации изменений.

Суд первой инстанции поддержал выводы инспекции. Апелляция отменила его решение, разъяснив, что пункт 2 статьи 54 ГК связывает место нахождения организации с местом нахождения ее исполнительного органа только на момент госрегистрации, а передача в дальнейшем функций единоличного исполнительного органа другому лицу не изменяет юридический адрес организации. В рассматриваемом случае компания просила произвести госрегистрацию изменений сведений в отношении уже зарегистрированного юрлица.

В решении кассации (Ф07-3508/2017 от 27.04.2017) также указано: «смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица».

(дело № А26-7785/2016)

Суды не увидели схемы в продаже имущества с последующим его получением в аренду

В августе 2010 года компания (продавец) и гражданин С. (покупатель) заключили договор купли-продажи недвижимости - нежилого двухэтажного административного здания с электромонтажными мастерскими. Объект передан покупателю, а в марте 2011 года передан в аренду этой же компании. Сумму арендной платы компания учла в расходах при исчислении налога на прибыль.

По результатам выездной проверки компании ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, исключив затраты по аренде. Налоговая решила, что маневр преследовал цель получения необоснованной налоговой выгоды, чему способствовал тот факт, что С. является работником компании.

Компания оспорила решение в суде, поясняя, что целью сделки по продаже объекта было сокращение задолженности компании перед кредитором – С., которая образовалась по договорам займов, необходимость получения которых была вызвана нехваткой собственных оборотных средств. С. в течение 2010 года неоднократно обращался к компании с требованием возвратить денежные средства, предоставленные по договорам займа.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф07-3532/2017 от 28.04.2017) отменили решение инспекции, установив, что с доходов, полученных от продажи имущества, компания исчислила и уплатила в бюджет налоги. Использование компанией объекта в хозяйственной деятельности подтверждается договорами субаренды, актами, счетами-фактурами. Каких-либо доказательств влияния взаимозависимости сторон договора на экономический результат сделок не представлено. Кассация отметила: «назвав сделку купли-продажи Объекта притворной и исключив из состава расходов в целях исчисления налога на прибыль затраты в виде арендной платы, инспекция фактически не применила последствия ничтожной сделки, поскольку не учла излишне исчисленные и перечисленные Обществом в бюджет в результате этой сделки налоги».

(дело № А13-8257/2016)

Реализация продукции в розницу через своего работника-ИП на ЕНВД – не всегда схема

Компания занималась производством кирпича и применяла общую систему налогообложения. В 2011-2013 годах компания реализовывала кирпич в адрес предпринимателя.

По результатам выездной проверки ИФНС указала на получение налоговой выгоды в результате применения схемы, выразившейся в занижении выручки от реализации продукции собственного производства в розницу путем использования взаимозависимого лица – предпринимателя, применявшего ЕНВД и являвшегося работником компании. По мнению инспекции, договоры с предпринимателем были заключены в связи с введением запрета применения ЕНВД в отношении реализации продукции собственного производства в розницу.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что предприниматель реализует в розницу как товар, приобретаемый у налогоплательщика, так и другой товар, поставщиком которого последний не является. При этом предприниматель имеет обособленное имущество, необходимое для ведения хозяйственной деятельности (демонстрационные стенды, компьютеры, контрольно-кассовую технику) и персонал.

В решении кассации (Ф01-1237/2017 от 26.04.2017) указано: «ИП …самостоятельно заключает и исполняет договоры с поставщиками и покупателями, ведет налоговый учет доходов и расходов, исчисляет и уплачивает ЕНВД, представляет налоговую отчетность; выручка от реализации товаров являлась ее доходом и Обществу не передавалась».

(дело № А43-3756/2016)

Запросы на поставку товара напрямую, минуя посредников, спасли от доначислений

По результатам выездной проверки ООО «У» инспекция признала формальными сделки по поставке угля от ООО «Б» и «Р», доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф. Налоговая установила реальных поставщиков и цену, по которой ими поставлялся каменный уголь, в результате чего исключила из расходов наценку спорных посредников. По мнению инспекции, контрагенты являются техническими фирмами, деятельность которых направлена на обналичивание. Они не участвовали в погрузке, фактической доставке товара до получателя, не являлись плательщиками железнодорожного тарифа.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, установив, что при заключении договоров со спорными контрагентами налогоплательщик исходил из сведений о возможности и способе поставки угля на условиях оплаты в течение 30 дней после поставки. У истца отсутствовали достаточные оборотные средства для приобретения больших партий угля и потребители, готовые покупать его в больших количествах.

Компания представила письма реальных поставщиков (полученные в ответ на запросы компании) об отсутствии возможности поставить уголь на предложенных истцом условиях (на условиях его оплаты по истечение месяца со дня его фактического получения и в количестве не более 5 вагонов в месяц).

Доказательств того, что при заключении договоров налогоплательщик имел целью получение необоснованной налоговой выгоды инспекция не представила. Налогоплательщик, в свою очередь, доказал, что действовал с разумной степенью осторожности, минимизируя предпринимательские риски. Цена каменного угля на условиях поставки товара на склад покупателя с последующей оплатой не превышала цены поставки угля от других поставщиков. Более того, уголь поставлялся покупателям в рамках государственных контрактов, а начальная (максимальная) цена товара определялась путем мониторинга цен, отметила кассация (Ф09-1638/2017 от 26.04.2017).

(дело № А71-8692/2016)

Суды не против отражения вычета НДС после принятия решения о сдаче объекта в аренду

В 4 квартале 2011 года компания приобрела недвижимость, которая предназначалась для ведения деятельности, не облагаемой НДС, и учла ее на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Во 2 квартале 2012 года имущество передано в аренду, компания отразила выручку от аренды в доходах и заявила вычет в декларации по НДС за 3 квартал 2012 года, которую представила в инспекцию в июне 2015 года.

По результатам камеральной проверки налоговая отказала в вычете, доначислила НДС, пени и штраф, указав на возникновение у налогоплательщика права на вычет по НДС по приобретенному товару в 4 квартале 2011 года, так как спорный товар принят к учету на счет 08, акт приема-передачи имущества подписан именно в данном налоговом периоде. Вычет заявлен в декларации, представленной позднее налогового периода, в котором истекает трехлетний срок, исчисляемый с момента принятия товаров (работ, услуг) к учету – вычет мог быть заявлен в 2012-2014 годах.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что право на вычет возникает после перехода права собственности, постановки основного средства на налоговый учет, при наличии счетов-фактур и при использовании объекта в операциях, облагаемых НДС.

В данном случае руководителем налогоплательщика в июне 2012 года издан приказ о создании комиссии для обследования имущества, учитываемого с декабря 2011 года на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», и принято решение о целесообразности передачи имущества в аренду, то есть использования в деятельности, облагаемой НДС. Основные средства поставлены на учет, введены в эксплуатацию в 3 квартале 2012 года. То есть условия, связанные с предъявлением к вычету сумм НДС, выполнены налогоплательщиком в 3 квартале 2012 года (зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, основное средство поставлено на учет, введено в эксплуатацию, получены счета-фактуры, принято решение об использовании имущества в деятельности, облагаемой НДС).

При этом с момента приобретения имущества в 4 квартале 2011 года и до момента регистрации права собственности недвижимость налогоплательщиком не использовалась. Более того, продавцом объекта его стоимость включена в налоговую базу по НДС в 4 квартале 2011 года, НДС исчислен к уплате, источник для возмещения НДС в бюджете сформирован, отметили суды (постановление кассации Ф09-1697/2017 от 28.04.2017). Таким образом, в данном случае суды связали право на вычет с датой принятия решения об использовании имущества в деятельности, облагаемой НДС.

(дело № А60-25943/2016)

Нельзя подтвердить вычет НДС по бензину путевыми листами и выцветшими чеками

Компания занималась автобусными перевозками и приобретала за наличный расчет ГСМ через розничную сеть АЗС, расположенных на пути следования автобусов, а затем на основании кассовых чеков и путевых листов предъявила к вычету НДС, включенный в стоимость ГСМ.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф, указав на отсутствие документов, подтверждающих вычет.

Компания оспорила решение в суде, поясняя, что была вынуждена приобретать необходимое количество ГСМ на сторонних АЗС в розницу за наличный расчет, при отсутствии собственного пункта раздачи ГСМ. На АЗС продажа ГСМ производилась по кассовым чекам, без выдачи счетов-фактур. Приобретенные по кассовым чекам ГСМ использованы для выполнения регулярных пассажирских перевозок, то есть в деятельности, облагаемой НДС. Являясь розничным покупателем ГСМ, компания уплачивала НДС в составе цены приобретения. Фактический расход ГСМ по конкретному автомобилю был определен на основании данных путевого листа.

Суд первой инстанции отменил решение инспекции, указав, что компания подтвердила сведения о количестве выполненных автобусных рейсов и о фактических расходах ГСМ в количественном и денежном выражении за этот же период. ГСМ приобретены работниками компании, выступающими при их приобретении в качестве физлиц, а в силу пункта 7 статьи 168 НК налогоплательщики считаются выполнившими требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, если им выдан кассовый чек или иной документ установленной формы.

Апелляция отменила решение суда, указав, что компания не представила документы (счета-фактуры, кассовые чеки), подтверждающие сумму НДС, предъявленную к оплате при расчетах за ГСМ. В отсутствие указанных документов компания не вправе расчетным путем определять сумму НДС для последующего предъявления к вычету. Суд также пояснил, что обязательное выделение в контрольно-кассовом чеке отдельной строкой НДС не предусмотрено нормами действующего законодательства. В то же время выделение суммы НДС дает налогоплательщику возможность в случае отсутствия счета-фактуры подтвердить сумму предъявленного ему НДС и включить ее в состав налоговых вычетов. При этом НК не предусматривает возможности использования расчетного метода при определении суммы налоговых вычетов.

В данном случае чеки АЗС не читаемы в полном объеме по своему содержанию, так как типографская краска текста кассового чека стерлась или выцвела полностью или частично. Более того, установлено, что предприниматель, который через свои АЗС продавал компании ГСМ, применяет УСН и не является плательщиком НДС. В решении кассации (Ф08-2516/2017 от 28.04.2017) указано: «Кодексом не предусмотрено подтверждение права на вычет НДС только путевыми листами. …путевые листы изготовлены самим обществом, то есть лицом, заинтересованным в получении определенной суммы из бюджета (вычета НДС), которая определена обществом также самостоятельно исходя из арифметического расчета, произведенного обществом на свое усмотрение».

(дело № А15-1057/2016)

Прочее

Среди сведений, предоставляемых из ЕГРЮЛ, нет данных о сдаче налоговой отчетности

ФНС напомнила о порядке предоставления сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Соответствующим административным регламентом предусмотрена возможность любым заинтересованным лицам получать сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде для дальнейшего их использования в своих информационных системах.

Указанная возможность предоставляется пользователю только при наличии у него действующих атрибутов доступа, позволяющих получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде в форме годового абонентского обслуживания одного рабочего места. Стоимость годового абонентского обслуживания одного рабочего места для каждого госреестра составляет 150 тысяч рублей.

При иных видах получения сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (в том числе однократного предоставления сведений стоимостью 50 тысяч рублей) услуга по интеграции сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП не предоставляется.

Однократное сведения предоставляются путем установления для заявителя доступа к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, начиная с даты начала формирования соответствующего реестра (1 июля 2002 года – для ЕГРЮЛ, 1 января 2004 года – для ЕГРИП) по дату предоставления доступа к сведениям включительно.

Датой начала предоставления сведений является дата первого входа пользователя в систему, но не позднее чем через месяц с момента направления уведомления о предоставлении указанных сведений.

Состав и структуры файлов, содержащих массивы сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, предоставляемых ФНС, а также xsd-схемы указанных файлов, утверждены приказом ФНС от 12 января 2017 года № ММВ-7-6/8@.

В состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, не входит информация о сдаче юрлицом налоговой отчетности.

Вместе с тем, получить информацию о юрлицах, не представляющих налоговую отчетность более года, можно на сайте ФНС в разделе «Электронные сервисы» в рубрике «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

(Письмо ФНС России от 18 апреля 2017 г. № ГД-3-14/2572@)

При выставлении счета-фактуры индивидуальные предприниматели указывают реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРИП

До 2017 года документом, подтверждающим факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являлось Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61003. Выдача такого свидетельства с 1 января 2017 года отменена.

С указанной даты для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с 1 января 2017 года, реквизитами, отражаемыми в счете-фактуре, являются данные Листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о дате внесения записи об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП и ОГРНИП.

(Письмо Минфина России от 27.04.2017 N 03-07-09/25676)

Документы для учета прибыли КИК переводятся на русский язык в необходимой части

Минфин напомнил, что прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании (КИК) признается величина прибыли (убытка) этой компании, которая может определяться по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год.

В этих целях используется неконсолидированная финансовая отчетность такой компании, составленная в соответствии со стандартом, установленным личным законом такой компании. Если личным законом КИК не установлен стандарт составления финансовой отчетности, прибыль (убыток) такой КИК определяется по данным финансовой отчетности по МСФО либо иным международно признанным стандартам.

Если в соответствии с личным законом КИК ее финансовая отчетность не подлежит обязательному аудиту, прибыль (убыток) такой КИК в целях НК определяется на основании финансовой отчетности, аудит которой проведен в соответствии с МСА.

Сумма прибыли (убытка) КИК должна быть документально подтверждена ее финансовой отчетностью, составленной за соответствующий период (периоды), с приложением ее финансовой и налоговой отчетности.

Пунктом 5 статьи 25.15 НК предусмотрено, что налогоплательщик-контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль КИК, с приложением следующих документов:

  • финансовая отчетность КИК за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль
  • аудиторское заключение по указанной финансовой отчетности КИК, если для этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит проводится иностранной организацией добровольно.

При этом документы, подтверждающие расчет прибыли КИК, подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения расчета прибыли (убытка) КИК. Кроме того, НК не содержит условий о необходимости получения и представления в налоговые органы нотариального заверения и апостилирования копий документов, подтверждающих наличие контроля, освобождение прибыли КИК от налогообложения в РФ, а также расчет их прибыли.

Если налогоплательщик претендует на освобождение от налогообложения прибыли КИК, то документы, подтверждающие соблюдение условий для этого, подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения.

Упрощенный порядок представления документов в налоговый орган НК не предусмотрен

(Письмо Минфина России от 7 апреля 2017 г. N 03-12-12/2/20725)

Минфин пояснил, как при УСН учитывать расходы на товар в иностранной валюте

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в расходах при УСН по мере реализации указанных товаров (подпункт 2 пункта 2 статьи 346.17 НК).

Согласно пункту 3 статьи 346.18 НК доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

Таким образом, расходы на оплату товара, приобретенного у иностранного поставщика, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ, установленному на дату осуществления расходов, а учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, по мере реализации приобретенных товаров.

(Письмо Минфина России № 03-11-11/24828 от 25.04.2017)

Плательщики ЕНВД могут торговать табачными изделиями без применения ККТ

В отношении розничной торговли табачной продукцией, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети, налогоплательщик вправе применять ЕНВД.

Вместе с тем следует отметить, что на основании пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов.

При этом пунктом 2 статьи 19 указанного закона предусмотрено, что в случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу)) до 01.07.2018.

Таким образом, организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, в том числе при розничной торговле, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ до 01.07.2018.

(Письмо Минфина России № 03-01-15/22578 от 14.04.2017)

Минфин рассказал об исчислении доходов в виде экономии на процентах по займу

Минфин рассмотрел вопрос возникновения доходов в виде материальной выгоды, подлежащих обложению НДФЛ, при погашении беспроцентного займа.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 212 НК доходом налогоплательщика является, в частности, матвыгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или ИП. Налоговая база определяется, в частности, как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ были внесены изменения в порядок определения даты фактического получения дохода, которые вступили в силу с 1 января 2016 года.

Так, дата фактического получения дохода в виде матвыгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства.

Таким образом, доход в виде матвыгоды от экономии на процентах с 2016 года определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита).

Налоговая база в отношении дохода в виде матвыгоды от экономии на процентах за периоды до 2016 года, определяется на основании пункта 2 статьи 212 НК и без учета изменений, внесенных законом N 113-ФЗ. Применительно к беспроцентному займу соответствующая налоговая база, по мнению Минфина, определяется на дату погашения задолженности по беспроцентному займу.

(Письмо Минфина России от 20 апреля 2017 г. N 03-04-05/23907)

Имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение квартиры не предоставляется, если сделка совершена между родственниками

Это следует из положений пункта 5 статьи 220 и подпункта 11 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ.

Установлено, в частности, что имущественные налоговые вычеты по НДФЛ, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ, не предоставляются в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми.

При этом взаимозависимыми лицами признаются: физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

(Письмо Минфина России от 26.04.2017 N 03-04-05/25014 «По вопросу получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц»)

Минфином России даны разъяснения по вопросам применения для целей налогообложения нормативных правовых актов субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков

В разъяснениях, доведенных до налоговых органов, неоднократно разъяснялось, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков используются для целей налогообложения с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (ст. 5 НК РФ).

Минфин России пояснил, что в указанном Постановлении описан порядок действия во времени нормативных правовых актов субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости, а не порядок использования сведений о кадастровой стоимости в целях налогообложения.

(Письмо ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-21/7937 «О порядке определения налоговой базы по земельному налогу»)

Расходы на выплату пособий по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 01.01.2017 могут быть зачтены при исчислении страховых взносов по данному виду страхования после 01.01.2017

Свою позицию Минфин России обосновал тем, что порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату указанного страхового обеспечения как до, так и после 1 января 2017 г. регламентируется Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании...». Данным законом период, за который может учитываться сумма таких расходов для целей уменьшения суммы страховых взносов, не установлен.

Кроме того, федеральными законами, предусматривающими передачу налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов, также не установлен особый порядок зачета сумм расходов на выплату указанного страхового обеспечения или запрет на осуществление данного зачета.

(Письмо Минфина России от 28.04.2017 N 03-15-09/26588)

Возмещение расходов сотрудников с разъездным характером работы не облагается страховыми взносами

Минфин России разъяснил, что если работа физлиц по занимаемой должности носит разъездной характер и это отражено в трудовом договоре, а также локальных нормативных актах, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, не подлежат обложению страховыми взносами в размерах, установленных локальными нормативными актами или трудовым договором.

Напомним, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами (ст. 164 Трудового кодекса).

В свою очередь работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду, найму жилого помещения, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие) и другие расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором (ст. 168.1 ТК РФ).

При этом размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками таких работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями и локальными нормативными актами либо трудовым договором.

Вместе с тем объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физлиц, в частности, в рамках трудовых отношений (п. 1 ст. 420 Налогового кодекса).

Исключение составляют выплаты, перечисленные в ст. 422 НК РФ (п. 1 ст. 421 НК РФ). Так, не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах установленных норм), связанных, в частности, с выполнением физлицом трудовых обязанностей (абз. 10 подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ).

(Письмо России от 19 апреля 2017 г. № 03-04-06/23538)

В расчет по страховым взносам, представляемый начиная с отчетности за I квартал 2017 года, включаются сведения, содержащиеся в форме СЗВ-М

Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют в налоговый орган расчет по страховым взносам по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.

Минфином России сообщается, что в разделе 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» данного расчета указываются сведения, отражаемые в том числе в форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п.

(Письмо Минфина России от 17.04.2017 N 03-15-06/22747)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.