Мониторинг изменений за период 11.12.17 - 17.12.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

В отчетность кредитных организаций внесены изменения

Вводятся в действие новые формы отчетности, в том числе: 0409121 «Расчет системно значимыми кредитными организациями норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования) («Базель III»); 0409810 «Отчет об изменениях в капитале кредитной организации (публикуемая форма)» и пр.

В новой редакции изложены формы 0409070 «Сведения об использовании кредитной организацией интернет-технологий»; 0409129 «Данные о средневзвешенных процентных ставках по привлеченным кредитной организацией средствам»; 0409157 «Сведения о крупных кредиторах (вкладчиках) кредитной организации»; 0409706 «Сведения об объемах внебиржевых сделок».

Отдельные формы отчетности претерпели изменения, а также скорректированы требования к формированию показателей.

Утрачивает силу форма 0409116 «Сведения о ценных бумагах, приобретенных кредитной организацией».

Дата вступления Указания в силу - 31 декабря 2017 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены более поздние сроки вступления их в силу (в течение 2018 года, и с 1 января 2019 года).

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 06.12.2017 N 4637-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 24 ноября 2016 года N 4212-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»)

Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений дополнена новой формой

Обновлены требования к составлению и представлению годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Так, например:

  • введена форма отчета «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения» (ф. 0503790);
  • скорректированы требования к формированию ряда отчетных форм;
  • сокращены некоторые сроки представления учреждениями бухгалтерской отчетности в подсистеме «Учет и отчетность»;
  • при формировании отчетности средствами программных комплексов документы, не имеющие числовых значений и не содержащие пояснения, должны формироваться с отметкой «показатели отсутствуют».

(Приказ Минфина России от 14.11.2017 N 189н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н», зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2017 N 49217)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Пилотный проект, предусматривающий назначение и выплату органами ФСС РФ страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, продлен на период, включающий 2020 год

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 года N 294 в ряде субъектов РФ реализуется пилотный проект, направленный на проведение территориальными органами ФСС РФ финансирования, назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также других выплат и расходов.

(Постановление Правительства РФ от 11.12.2017 N 1514 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294 и признании утратившими силу абзацев третьего и четвертого подпункта «б» пункта 3 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. N 1427»)

Статистика

Утверждена обновленная годовая статистическая форма N 4-НТ (перечень), по которой подаются сведения об использовании интеллектуальной собственности, действующая с отчета за 2017 год

Форму представляют в Роспатент юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), использующие интеллектуальную собственность.

Сроки предоставления - 25 января после отчетного периода.

С введением нового статистического инструментария признается утратившим силу Приказ Росстата от 25.08.2009 N 183.

(Приказ Росстата от 05.12.2017 N 805 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по интеллектуальной собственности Российской Федерации федерального статистического наблюдения за использованием интеллектуальной собственности»)

Законопроекты

Сокращение срока камералок во втором и третьем чтении примут в следующем году

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 249505-7 о внесении изменений в части первую и вторую НК.

Главная новация – предлагается сократить срок проведения камеральных проверок до одного месяца с момента подачи налоговой декларации (сейчас статьей 88 НК установлен срок 3 месяца).

Законопроект предусматривает и ряд других новшеств. Сейчас в рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненка. Предлагается предмет такой проверки ограничить правильностью исчисления налога на основании измененных сведений, повлекших уменьшение налога или увеличение убытка.

Статью 101 НК дополнят нормами об акте по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. В таком акте должно быть указано нарушение, отраженное также в акте проверки и подтвержденное материалами допмероприятий. В случае принятия законопроекта акт нового типа с приложением полученных при допмероприятиях материалов будет вручаться проверяемому лицу в течение пяти дней. Случаи уклонения от вручения акта будут фиксироваться, а при пересылке акта заказным письмом днем его получения будет считаться шестой день со дня отправки.

Также предлагается увеличить лимит доходов для признания внутрироссийских «взаимозависимых» сделок контролируемыми – в целом с 1 до 3 млрд в год. Кроме того, предусматривается общий критерий «контролируемости» сделки российского лица с взаимозависимым иностранным – при сумме доходов по сделкам между указанными лицами от 60 млн рублей в год. В настоящее время согласно общему правилу, установленному первым предложением пункта 1 статьи 105.14 НК, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. При этом, в отличие от сделок, всеми сторонами (выгодоприобретателями) которых являются российские лица, для признания контролируемыми сделок с иностранными «своими» фирмами не установлено каких-либо ограничений. Таким образом, в случае принятия законопроекта не любые сделки такого типа будут считаться контролируемыми.

Для подтверждения нулевой ставки при экспорте согласно нормам статьи 165 НК нужна копия контракта с иностранным лицом. Слова «с иностранным лицом» из подпункта 1 пункта 1 данной статьи предлагается исключить.

Также предложено ввести необязательность повторного представления обобщенных документов по нескольким контрактам, ранее представленных в налоговый орган для подтверждения нулевой ставки, а также внести ряд других поправок в статью 165 НК. В том числе – товаросопроводительные документы предлагается исключить из списка подтверждающих документов при экспорте, потому что таможенные и налоговые органы могут сейчас убедиться в реальности пересечения товаром границы, не прибегая к изучению названных бумаг.

Пунктом 8 статьи 167 НК сейчас установлен момент определения налоговой базы при передаче имущественных прав. Имеющиеся правила предлагается дополнить тезисом о том, что указанный момент определяется как день передачи имущественных прав.

Второе чтение законопроекта состоится уже не в этом году – до 4 января установлен срок представления поправок.

Ожидаются изменения в форматах журнала учета счетов-фактур, книг продаж и покупок

ФНС обнародовала проект изменений в форматы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг продаж и покупок, требующие корректировки после выхода постановления правительства 981, вступившего в силу с 1 октября.

В частности, теперь журнал учета счетов-фактур надо заполнять только в случае выставления и (или) получения счетов-фактур в ходе предпринимательской деятельности в интересах другого лица. Так что формат журнала будет полностью изложен в новой редакции.

В форматы книги покупок и книги продаж вносятся отдельные поправки. В поле «Формат элемента» элемента «Идентификатор файла» заменят количество символов «T(1-200)» на «T(1-255)». В формате книги продаж в таблице 4.7 появятся новые строки - регистрационный номер таможенной декларации (графа 3а) и код вида товара (графа 3б). Меняется номер версии, в форматы обеих книг вносятся другие технические правки.

Госдума провела закон о повышении МРОТ до прожиточного минимума

Госдума приняла в окончательном третьем чтении законопроект № 274625-7 о повышении МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения.

С 1 января 2018 года предлагается установить МРОТ в размере 9489 рублей в месяц. С 1 января 2019 года и далее ежегодно, с 1 января соответствующего года, МРОТ согласно проекту будет устанавливаться федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года. Если прожиточный минимум за год понизился, то МРОТ будет оставаться на уровне прошлого года.

Сведения о прожиточном минимуме Росстат должен будет регулярно публиковать на своем сайте.

С 2018 года порядок и размеры выплаты соответствующих компенсаций по публично-правовым обязательствам будут устанавливаться правительством РФ – законопроектом вносятся необходимые изменения в КАС, АПК, ГПК. Кроме того, вносится также ряд других поправок в различные нормативные акты.

Напомним, что с 1 июля 2017 года МРОТ установлен в сумме 7 800 рублей в месяц, а прожиточный минимум трудоспособного населения за второй квартал в этом году составит 11163 рубля.

Судебная практика

Суды не против управляющей фирмы, учредил которую директор юрлица с «левым» адресом

ООО «Э» подало заявление о замене исполнительного органа – гражданина Щ. – на ООО «Б». Налоговая отказала в регистрации изменений, потому что директором и учредителем (с 80%-ной долей) ООО «Б» является Д. Одновременно он также выступает в роли директора ООО «С», в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности адреса, а на момент представления документов не истекли три года с момента внесения данной записи в реестр.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что пункт «ф» части 1 статьи 23 закона 129-ФЗ «О госрегистрации юрлиц и ИП» предусматривает отказ в госрегистрации, если вносятся сведения об исполнительном органе или учредителе, в отношении которых в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений, и не истекли три года с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.

В данном случае исполнительным органом ООО «Э» назначено ООО «Б», а не сам Д. В отношении ООО «Б» не имеется каких-либо запретительных мер и ограничений для регистрации изменений, отметили суды (постановление кассации Ф06-26673/2017 от 04.12.2017).

(дело № А06-2431/2017)

Общий учредитель с кредитором помешал фирме учесть сомнительную дебиторку

ООО «П» учло в расходах сомнительную задолженность ООО «В» в сумме почти 300 млн рублей. В ходе выездной проверки за 2012-2013 годы ООО «П» налоговая установила, что обе компании принадлежат одному участнику, посчитала фирмы взаимозависимыми, доначислила налог на прибыль, пени и штраф.

Компания считает, что вправе сформировать резерв по сомнительным долгам, если задолженность соответствует определенным критериям, а взаимозависимость участников сделок сама по себе не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что ООО «В» использует оборудование ООО «П», которое уплачивает лизинговые платежи. При этом арендная плата не перечислялась налогоплательщику, следствием чего явилось наращивание спорной задолженности. С претензиями об уплате задолженности, пени и процентов истец к контрагенту не обращался. При этом ООО «В» не было неплатежеспособным – регулярно перечисляло денежные средства иным поставщикам.

К тому же, ООО «В» являлось одновременно и должником, и кредитором истца, а сумма дебиторки была достаточной для погашения встречной кредиторки. Формально в проверяемый период это не имело значения, однако, напомним, сейчас – после принятия закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ – к сомнительной задолженности нельзя отнести дебиторку в части, покрываемой встречной кредиторкой.

Суды (постановление кассации Ф07-11804/2017 от 17.11.2017) признали, что несмотря на формальное выполнение условий для создания резерва по сомнительным долгам, согласованные действия компаний привели к попытке получения необоснованной налоговой выгоды в виде завышения внереализационных расходов.

(дело № А13-106/2016)

Суды поддержали освобождение от НДС физлица-не ИП с небольшими доходами

Х. зарегистрирована в качестве ИП в августе 2016 года. До этого – в 2013-2014 годах – она сдавала в аренду нежилые помещения.

По результатам выездной проверки физлица за 2013-2014 годы налоговая обнаружила получение дохода от аренды, указала на связь дохода с предпринимательской деятельностью, доначислила налоги, в том числе НДС.

Х. представила в инспекцию уведомление об освобождении от НДС в проверяемом периоде (по статье 145 НК - доход за каждые три месяца не превышал 2 млн рублей) и подтверждающие данное право документы (выписки из книги учета доходов и расходов). Инспекция в применении льготы отказала, отметив, что правом на освобождение от НДС обладают предприниматели, а не физлица.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что гражданин, ведущий предпринимательскую деятельность, приравнивается к ИП. Предприниматели имеют право получить освобождение от НДС, уведомив налоговую. При этом последствия нарушения срока направления уведомления законом не определены – оно может быть представлено и после начала применения освобождения.

В данном случае обстоятельства, влекущие утрату права на льготу, отсутствуют – доход не превышал лимит, подакцизные товары не реализовывались.

В решении кассации (Ф01-5282/2017 от 28.11.2017) указано: «признание Х... плательщиком НДС посредством доначисления налогов влечет распространение на нее порядка определения налоговых обязательств по данному налогу, установленных главой 21 НК, в том числе возможности применения права на освобождение от уплаты НДС в соответствии со статьей 145 НК».

(дело № А79-11140/2016)

Суды не разрешили вычет НДС по вертолету, приобретенному ИП для сдачи в аренду сыну

Предприниматель А. занималась оптовой торговлей пищевыми продуктами и применяла общую систему налогообложения. Она приобрела вертолет и заявила вычет в декларации по НДС. Вертолет принят по акту приема-передачи, поставлен на учет в качестве основного средства.

По результатам выездной проверки налоговая отказала в вычете, решив, что вертолет не использовался в предпринимательской деятельности. ИП указала на то, что сдавала вертолет в аренду.

Суды трех инстанций признали законным решение налоговой, установив, что арендатором являлся сын налогоплательщика – ИП Б., который использовал вертолет для тренировочных полетов под руководством более опытного пилота. При этом заявки на совершение полетов не оформлялись, документы не составлялись. Оплаты за услуги перевозки не было. Затраты на техобслуживание несла ИП А. Расчеты по аренде проводились взаимозачетами. Причем, из актов взаимозачетов невозможно установить обязательства сторон.

Суды отметили, что ИП Б. применял УСН и плательщиком НДС не являлся, то есть не смог бы получить вычет при приобретении вертолета. Кассация (Ф03-4344/2017 от 11.12.2017) указала: «фактически арендные отношение не имели места, прикрывали факт безвозмездной передачи воздушного судна от матери сыну, стороны преследовали цель исключительно получения необоснованной налоговой выгоды».

(дело № А04-483/2017)

Приобретая импортный товар, не обязательно проверять номера ГТД в счета-фактурах

По результатам открытого аукциона АО (покупатель) заключило с ООО (поставщик) договоры на поставку импортного оборудования. В подтверждение исполнения сделки представлены акты о приеме-передаче объекта основных средств, счета-фактуры, товарные накладные, акты проведения пусконаладочных работ и ввода оборудования в эксплуатацию. АО заявило вычет в декларации по НДС.

По результатам выездной проверки налоговая в вычете отказала, сославшись на неверные номера ГТД в счетах-фактурах.

Суды трех инстанций отменили решение налоговой, установив, что контрагент сделку подтвердил. Монтажные и пусконаладочные работы проведены ЗАО и подтверждены свидетельскими показаниями.

Суды отклонили довод налоговиков о неверных номерах ГТД в счетах-фактурах. Кассация (Ф08-9009/2017 от 08.12.2017) отметила: «действующим налоговым законодательством ... не предусмотрены как обязанность налогоплательщика, приобретающего импортные товары, проверять номера ГТД, указанные в выставленных поставщиками счетах-фактурах, так и возможность проведения такой проверки».

Также отклонен довод инспекции о подписании счетов-фактур неустановленным лицом, поскольку подпись директора контрагента якобы визуально отличается от подписи на договоре. Экспертизу инспекция не проводила. Доказательств обналичивания денежных средств, перечисленных в рамках спорного договора, налоговой не представлено.

(дело № А53-6056/2017)

Суды не против вычета НДС по необлагаемым операциям при наличии счета-фактуры

Компания приобрела объект недвижимости, провела в нем ремонтные работы с привлечением подрядчиков и заявила вычет по этим работам в декларации по НДС.

По результатам камеральной проверки налоговая отказала в возмещении НДС, установив, что помещение относится к объектам культурного наследия, а его реставрация и приспособление для современного использования в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 НК освобождены от налогообложения НДС.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд признали законным решение инспекции, указав, что выставленные подрядчиками счета-фактуры с выделением НДС не соответствуют пункту 5 статьи 169 НК (указана ставка налога по необлагаемой операции), а потому не могут являться основанием для вычета.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС (307-КГ17-12461 от 27.11.2017) отменила решение судов, указав на пункт 5 статьи 173 НК - при неправомерном выставлении продавцом покупателю счета-фактуры с выделением налога эта сумма подлежит уплате продавцом в бюджет. При этом выставленный покупателю счет-фактура служит основанием для принятия покупателем налога к вычету.

Таким образом, компания, приобретавшая у подрядчиков услуги по сохранению объекта культурного наследия, его реставрации и приспособлению для современного использования вправе заявить вычет, а подрядчики обязаны уплатить НДС в бюджет. Доказательств направленности действий налогоплательщика и контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды инспекцией не представлено.

Аналогичный вывод сделали окружной суд и судебная коллегия ВС по делу № А56-35772/2016, указав, что право покупателя на вычет зависит от выставления счета-фактуры с НДС, а обязанность продавца уплатить налог связана с выставлением им счета-фактуры с выделением в НДС.

(дело № А56-42572/2016)

Суды «сняли» НДФЛ с возврата займа учредителю, выданного для выплаты дивидендов

В ходе выездной проверки налоговая обнаружила перечисление фирмой в адрес Р. денежных средств, признала их доходом физлица и доначислила НДФЛ, пени и штраф. Инспекторы не поверили, что перечисленные суммы являются возвратом займа. Установлено, что заем выдан для погашения задолженности, в том числе по дивидендам перед самим же Р., что, по мнению налоговой, свидетельствует об отсутствии оснований для получения займа.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что начисление НДФЛ зависит от фактического получения дохода, а получение физлицом своих личных средств обратно не может рассматриваться в качестве дохода.

Установлено, что деньги вносились в кассу как финансовая помощь, а возвращались Р. на основании его заявлений по договору долевого участия в строительстве, либо на зарплатную карту Р. Все операции подтверждены первичными документами и пояснениями главного бухгалтера.

Суды (постановление кассации Ф04-4706/2017 от 04.12.2017) отклонили довод налоговой об отсутствии оснований для получения финансовой помощи, поскольку это не опровергает получение и возврат средств, а необходимость получения помощи не подлежит оценке инспекцией. Также отклонен довод о том, что в назначении платежа при возврате средств указана выплата зарплаты. Бухгалтер пояснила, что в рамках зарплатного проекта невозможно разделить назначение платежей, поэтому одновременно с зарплатой перечислялись иные суммы.

(дело № А81-1496/2017)

Уплата взносов: ограничения на снятие вкладов и наличных не говорят о проблемах банка

12 декабря 2016 года компания направила в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов за ноябрь. Суммы были списаны со счета, но не поступили в бюджет. 3 марта 2017 года у банка была отозвана лицензия.

Управление ПФ обязанность по уплате взносов исполненной не признало, указав на введение в банке лимитов на снятие вкладов (что произошло 9 декабря) и на снятие наличных в банкоматах (12 декабря). Это, по мнению управления, свидетельствует о неплатежеспособности банка и недобросовестности плательщика взносов.

Суды трех инстанций признали обязанность по уплате взносов исполненной. Доказательства осведомленности компании о тяжелом финансовом положении банка, о возможности отзыва лицензии и отсутствии денежных средств на корсчете не представлены. Денежные средства списаны со счета компании до отзыва лицензии.

Суды (постановление кассации Ф06-27497/2017 от 05.12.2017) пояснили, что введение лимитов на снятие вкладов и снятие наличных в банкоматах однозначно не свидетельствует об отсутствии у банка достаточных денежных средств и возникновении серьезных проблем с платежеспособностью.

(дело № А65-6185/2017)

Прочее

Ключевая ставка Банка России снижена до 7,75% годовых

Это решение Совет директоров Банка России объясняет стабильностью уровня инфляции, которая по состоянию на 11 декабря не превышала в России 4% (информация Банка России, от 15 декабря 2017 г. «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 50 б.п., до 7,75% годовых»). При этом новый размер ключевой ставки начнет применяться с 18 декабря, а в следующий раз к вопросу о пересмотре ключевой ставки Регулятор планирует вернуться 9 февраля следующего года. Соответствующая информация опубликована на официальном сайте Банка России.

Также, Банк отмечает, что в силу повышенных объемов предложения на рынке сельхозпродукции, связанных с ростом урожайности и дефицита складов для хранения, в ноябре годовая продовольственная инфляция снизилась до 1,1%. Кроме того, снижаются годовые темпы прироста цен на непродовольственные товары, которые в ноябре составили 2,7%. А годовая инфляция, по прогнозам Регулятора, к концу 2017 года составит менее 3%, но по мере исчерпания влияния временных факторов к концу 2018 года снова постепенно приблизится к 4%.

Банк России допускает возможность снижения ключевой ставки в I полугодии 2018 года.

Добавим, что на протяжении 2017 года это снижение ключевой ставки уже шестое по счету, и суммарно за год она снизилась на 2,25% при том, что по состоянию на 1 января текущего года ее размер составлял 10% годовых.

Как уточнить платеж при ошибке в поручении

Если при оформлении платежки на налог была допущена ошибка, не повлекшая неперечисления этого налога в бюджет, налогоплательщик вправе подать в ИФНС заявление с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Таким образом, при обнаружении ошибочно указанной пени вместо налога в поручении на перечисление налога налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении указанного платежа.

(Письмо Минфина России № 03-02-08/79774 от 01.12.2017)

ФНС России подготовлены проекты приказов с форматами отчетности об участии в международной группе компаний

Изменения, внесенные в НК РФ, устанавливают правила представления в налоговые органы информации по международным группам компаний, согласно которым, в частности, холдинги, консолидированная выручка которых по итогам финансового года составляет 50 млрд рублей и более, должны предоставлять по месту налогового резидентства материнской компании специальный страновой отчет.

В настоящее время на regulation.gov.ru размещены проекты приказов, содержащие форматы данного отчета и уведомления об участии в международной группе компаний.

ФНС России напоминает, что в 2017 году холдинги вправе за 2016 год отчитаться в России в добровольном порядке. Для этого страновую отчетность необходимо представить в ФНС России не позднее 30 июня 2018 года.

(Информация ФНС России «Об опубликовании форматов странового отчета и уведомления об участии в международной группе компаний»)

Разъяснены особенности отражения в налоговой декларации по НДС операций по реализации услуг по передаче медицинских изделий

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.2017 N 161-ФЗ «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» пункт 2 статьи 149 НК РФ дополнен подпунктом 33, согласно которому не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость операции по реализации услуг по передаче медицинских изделий, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 2 указанной статьи, имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа.

Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (в редакции Приказа ФНС России от 20.12.2016 N ММВ-7-3/696@), предусмотрено, что операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подлежат отражению в разделе 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

До внесения соответствующих изменений в приложение N 1 к Порядку налогоплательщики вправе отразить в разделе 7 декларации операции, предусмотренные в подпункте 33 пункта 2 статьи 149 НК РФ - под кодом 1010265.

Сообщается при этом, что не является нарушением использование налогоплательщиками кода 1010200 до момента официального установления кода 1010265 для указанных операций.

(Письмо ФНС России от 06.12.2017 N СД-4-3/24735@ «О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость»)

НДС: дополнительные адресные сведения в счете-фактуре не лишают права на вычет

Минфин РФ уточнил, какие сведения можно указывать в адресных строках счетов-фактур.

Ведомство отмечает, что по правилам заполнения счета-фактуры (постановление правительства от 26.12.2011 N 1137), с 1 октября 2017 года в строках 2а и 6а «Адрес» указываются сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Вместе с тем, ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие идентифицировать продавца и покупателя, не являются основанием для отказа в принятии к вычету НДС (статья 169 НК РФ).

Таким образом, если в составе адресов продавца и покупателя, указанных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, отсутствует наименование страны, то указание в адресных строках счета-фактуры наименования страны «Российская Федерация», «Россия» или «РФ» не является нарушением.

Кроме того, указание адресов продавца и покупателя с сокращениями слов «город», «улица» и т.д., а также их написание частично заглавными буквами, а частично строчными буквами, также не является нарушением.

(Письмо Минфина России от 20.11.2017 N 03-07-14/76455)

Счет-фактура: какие сведения указывать при продаже ввезенного товара по деталям

Минфин уточнил, как заполнять графы 10 «Страна происхождения» и графы 11 «Регистрационный номер таможенной декларации» счетов-фактур при реализации на территории товара, ввезенного в Россию и разделенного перед продажей на отдельные компоненты и детали.

Напомним, по правилам заполнения счетов-фактур (правительственное постановление от 26.12.2011 N 1137), в графах 10 и 11 указываются страна происхождения товаров и регистрационный номер таможенной декларации.

Эти графы заполняются в отношении товаров, страной происхождения которых не является РФ.

В случае если определить страну происхождения товара после его разделения на отдельные компоненты и детали как самостоятельного товара не представляется возможным, то в счете-фактуре в графах 10 и 11 ставится прочерк.

(Письмо Минфина России от 27.11.2017 N 03-07-09/78220)

Как ИП на ОСН и ПСН учитывать расходы в 2018 г.

Минфин РФ поведал, что распределение расходов ИП между видами предпринимательской деятельности, облагаемыми в рамках ОСН и иными налоговыми режимами, необходимо осуществлять пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Напомним, что налогоплательщики на патенте должны определять доходы от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ. Для этого они ведут учет доходов от реализации, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, в специальной книге учета доходов ИП.

При этом ИП на ОСН определяют доходы и расходы в целях исчисления НДФЛ. Для этого они отражают поступления в Книге учета кассовым методом. Причем в Книге учета отражаются все доходы, которые были получены ИП от осуществления предпринимательской деятельности без уменьшения их на предусмотренные законодательством налоговые вычеты. При этом под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, которые непосредственно связаны с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.

(Письмо Минфина России от 4 декабря 2017 г. № 03-11-12/80191)

Какой налог платить магазину на ЕНВД при продаже чая и кофе в виде напитков

Минфин разъяснил порядок применения ЕНВД при продаже в магазине чая и кофе в виде напитков.

ЕНВД применяется в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, к которой не относится реализация продукции собственного производства (изготовления).

Предпринимательская деятельность по изготовлению и реализации в магазине чая и кофе в виде напитков в целях применения ЕНВД не может быть отнесена к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

В то же время ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, как имеющие, так и не имеющие зала обслуживания посетителей.

Объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, является здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

Объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, признается объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.

Учитывая изложенное, если часть магазина, используемая для изготовления чая и кофе в виде напитков, может быть отнесена к одному из вышеуказанных объектов организации общественного питания, то в отношении такой предпринимательской деятельности можно применять ЕНВД как по отдельному виду предпринимательской деятельности, связанному с оказанием услуг общественного питания.

При этом в случае осуществления нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Если же в целях применения ЕНВД часть магазина, используемую для изготовления и реализации чая и кофе в виде напитков, невозможно отнести к одному из видов объектов организации общественного питания, в отношении такого вида предпринимательской деятельности следует применять иные режимы налогообложения.

(Письмо Минфина России № 03-11-11/78329 от 27.11.2017)

На 2018 год коэффициент-дефлятор, необходимый для расчета налога на имущество физических лиц, установлен в размере 1,481

Указанный коэффициент-дефлятор применяется в субъектах РФ, на территории которых в 2018 году налоговая база по налогу на имущество физлиц определяется исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.

(Письмо ФНС России от 20.11.2017 N БС-4-21/23428@ «О коэффициенте-дефляторе на 2018 год, необходимом в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации»)

ФНС России информирует о новшествах в льготном налогообложении имущества физлиц с 2018 года

Сообщается, что ФНС России утвердила новую форму заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц (Приказ ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@ опубликован на официальном портале правовой информации).

В новом заявлении у налогоплательщика есть выбор: представить документы, подтверждающие право на льготу, или только сообщить реквизиты таких документов. В последнем случае налоговики сами направят запрос туда, где выдавали указанные налогоплательщиком документы-основания, а затем проинформируют заявителя о решении о предоставлении льготы.

Всю информацию налогоплательщик может получить через Личный кабинет на сайте ФНС России. Если Личного кабинета нет, можно выбрать способ информирования о результатах рассмотрения заявления: в налоговом органе, МФЦ, через который подано заявление, либо по почте.

Владельцы транспортных средств, вносящие плату по системе «ПЛАТОН», к заявлению о предоставлении льготы по транспортному налогу теперь могут не прикладывать документы-основания.

Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, а также через Личный кабинет налогоплательщика. Информация о праве на льготу по имущественным налогам в конкретном муниципальном образовании размещена на сайте ФНС России в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

(Информация ФНС России «С 2018 года заявить о льготах по имущественным налогам физлиц станет проще»)

Договор с ИП не всегда освобождает компанию от уплаты НДФЛ

Минфин РФ указал, когда организация, выплачивающая ИП доходы по договору об оказании услуг, обязана удержать НДФЛ.

Физическое лицо при регистрации в качестве ИП самостоятельно указывает виды экономической деятельности, которые он планирует осуществлять. Также ИП вправе при необходимости изменять указанный перечень видов деятельности.

Соответственно, доходы от деятельности, подпадающей в перечень, указанный ИП при регистрации, либо измененный им в дальнейшем, признаются доходами, от предпринимательской деятельности.

С таких доходов ИП самостоятельно исчисляют и уплачивают налоги.

Если ИП осуществляет деятельность, не указанную им при регистрации, то доходы, получаемые им, например, от организации, облагаются НДФЛ у источника выплаты.

Такая организация является налоговым агентом и независимо от статуса физического лица обязана исчислить, удержать и уплатить НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 22.11.2017 N 03-04-06/77155)

Выплаты иностранному работнику, выполняющему свою работу за пределами РФ, в расчет по страховым взносам не включаются

Это связано с тем, что выплаты в пользу иностранцев (лиц без гражданства), произведенные как по трудовым договорам, так и по гражданско-правовым договорам, не являются объектом обложения страховыми взносами, если рабочее место (место выполнения работ, оказания услуг) такого физлица находится за пределами РФ.

Если такие суммы ранее были включены в расчеты по страховым взносам, необходимо сдать уточненные расчеты.

(Письмо ФНС России от 24.11.2017 N ГД-4-11/23830@)  

Срок уплаты страховых взносов в фиксированном размере за 2017 год истекает 9 января 2018 года

Страховые взносы в фиксированном размере уплачивают плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ (это в том числе ИП, а также лица, занимающиеся частной практикой).

Размер фиксированного платежа за полный расчетный период составляет:

  • на ОПС - 23 400 руб. (КБК 182 102 02140 06 1110 160);
  • на ОМС - 4 590 руб. (КБК 182 102 02103 08 1013 160).

За неполный расчетный период размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных месяцев осуществления деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

(Информация ФНС России «О сроке уплаты страховых взносов в фиксированном размере за 2017 год»)

Минфином России даны разъяснения по вопросам отражения в учете операций в иностранной валюте, в связи с внесением изменений в ПБУ 3/2006

Изменения внесены Приказом Минфина России от 09.11.2017 N 180н и вступают в силу с 1 января 2019 года.

В информации сообщается, в частности, о порядке:

  • пересчета иностранной валюты при отсутствии ее официального курса (в этом случае применяется кросс-курс соответствующей валюты);
  • пересчета не предъявленной к оплате начисленной выручки;
  • учета курсовых разниц при хеджировании валютных рисков (такие курсовые разницы могут учитываться в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»);
  • пересчета стоимости активов и обязательств, используемых для ведения деятельности за пределами РФ;
  • учета активов и обязательств, принадлежащих к сегменту, в котором основные операции осуществляются преимущественно в иностранной валюте (информация по такому сегменту раскрывается обособленно, если он определен в качестве отчетного сегмента в соответствии с ПБУ 12/2010).

(Информационное сообщение Минфина России от 12.12.2017 N ИС-учет-10 «Об изменениях Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)»)

Минфином России даны разъяснения по вопросам составления консолидированной финансовой отчетности за период, в котором в группе создана новая контролирующая (материнская) организация

В зависимости от условий создания в группе новой контролирующей (материнской) организации возможны три варианта составления консолидированной финансовой отчетности за указанный период, в зависимости от следующих факторов:

  • рассматривается ли создание в группе новой контролирующей (материнской) организации как объединение бизнеса в смысле МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов»;
  • относится ли изменение контролирующей (материнской) организации в группе к объединению бизнеса под общим контролем.

Разъяснены варианты и методы составления консолидированной финансовой отчетности в соответствующих случаях.

Отмечено также, что независимо от избранного варианта в результате создания новой контролирующей (материнской) организации в группе может возникнуть необходимость представления отчетности как новой, так и старой контролирующей (материнской) организацией.

(Информация Минфина России от 08.12.2017 N ОП 11-2017 «Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации»)

Минфином России разъяснены некоторые аспекты перехода на учет финансовых инструментов в соответствии с МСФО (IFRS) 9

МСФО (IFRS) 9 заменит МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», что приведет к существенным изменениям в вопросах классификации и оценки финансовых инструментов, признания убытков от обесценения финансовых активов, учета хеджирования, а также к значительным изменениям в финансовой отчетности.

Для перехода на МСФО (IFRS) 9 рекомендовано:

  • провести анализ расхождений и (или) несоответствий между текущей практикой ведения учета, сбора и анализа информации и новыми требованиями;
  • осуществить разработку моделей, методологии и требований к системам и процедурам, которые обеспечат соответствие требованиям МСФО (IFRS) 9;
  • провести внедрение и тестирование разработанных моделей, методологии, систем и процедур.

В информации приведены различия в подходах при классификации и оценке финансовых активов, разъяснены принципы новой модели обесценения - «модель ожидаемых кредитных убытков», а также указано на возможность продолжения учета хеджирования в соответствии с МСФО (IAS) 39.

(Информация Минфина России от 08.12.2017 «Вопросы применения МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» банками и другими кредитными организациями»)

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций госсектора могут применяться в добровольном порядке ранее установленного обязательного срока

ФСБУ обязательны к применению при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных неавтономных учреждений с 1 января 2018 года, составлении отчетности за 2018 год.

При этом стандартами не установлены запреты на более раннее их применение при условии раскрытия соответствующей информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

(Письмо Минфина России от 30.11.2017 N 02-06-10/79778 «О применении федеральных стандартов бухгалтерского учета»)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.