Мониторинг изменений за период 13.02.17 - 19.02.17

Мониторинг изменений за период 13.02.17 - 19.02.17

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

Актуализирован порядок подтверждения основного вида экономической деятельности в ФСС РФ

В связи с передачей функций по администрированию страховых взносов ФНС России и сохранением администрирования страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за ФСС РФ утверждена новая форма расчета 4-ФСС (Приказ ФСС РФ от 26.09.2016 N 381).

С учетом этого внесены необходимые уточнения в порядок подтверждения основного вида деятельности для целей определения размера тарифа с учетом класса профессионального риска по ОКВЭД.

(Приказ Минтруда России от 25.01.2017 N 75н «О внесении изменений в Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2006 г. N 55», зарегистрировано в Минюсте России 14.02.2017 N 45626)

Законопроекты

Законопроект об обложении НДФЛ процентов, полученных по облигациям, прошел 1 чтение

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 46023-7 о внесении изменений в главу 23 НК (в части определения налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по обращающимся облигациям российских организаций). Автор проекта – Правительство РФ.

Будет дополнена статья 214.2 НК, сейчас устанавливающая особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в виде процентов по вкладам физлиц в банках. Этой статьей будут предусмотрены также особенности налогообложения доходов в виде процента (купона), выплачиваемого по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно.

Налоговая база будет равна превышению суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования ЦБ, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход. Таким образом, подход будет аналогичен общеустановленному способу определения налоговой базы по доходам в виде процентов по вкладам.

В случае превышения дохода по облигациям над указанным необлагаемым лимитом будет применяться повышенная налоговая ставка — 35%. Соответствующее дополнение вносится в статью 224 НК.

Согласно дополнению, вносимому в статью 217 НК, от НДФЛ будут освобождаться доходы в виде дисконта, получаемые при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно.

Налоговыми агентами будут те же лица, на которых возложены обязанности налогового агента статьей 226.1 НК (доверительные управляющие, брокеры, эмитенты и так далее).

Новое поле (для идентификатора госконтракта) в форме счета-фактуры прошло второе чтение

Госдума приняла во втором чтении законопроект № 48913-7 о внесении изменений в статьи 169 и 251 НК (в части уточнения сведений, указываемых в счете-фактуре, а также доходов, не учитываемых при определении налоговой базы).

Перечень реквизитов, указываемых в счетах-фактурах, выставляемых при реализации, при получении предоплаты, а также в корректировочных счетах-фактурах, дополнится — там будет указываться также идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) при наличии.

Кроме того, освободят от налогообложения доходы в виде имущества, получаемого управляющими компаниями территорий опережающего развития, существующими в форме АО.

Ко второму чтению внесены изменения в части сроков вступления поправок в силу. Действие указанной льготы в рамках ТОР будет распространяться на правоотношения, возникшие с 31 марта 2015 года. Новшества по счету-фактуре вступят в силу с начала ближайшего после истечения месяца после принятия закона налогового периода.

Налоговики разработали электронную форму жалобы на решение налогового органа

ФНС России подготовила проект ведомственного акта, которым устанавливается форма жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме, формат ее представления, а также порядок подачи и получения решения по жалобе в электронной форме по ТКС (проект приказа ФНС России «Об утверждении формы и формата представления жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме, а также порядка подачи жалобы (апелляционной жалобы) и получения решения по жалобе (апелляционной жалобе) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи»).

В разработанной форме жалобы перечислены следующие предметы обжалования:

-    решение по налоговой проверке;

-    налоговое уведомление;

-    требование об уплате налога;

-    иные документы;

-    действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Помимо предмета обжалования в жалобе предполагается также приведение реквизитов обжалуемых документов, а также основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права были нарушены. Для этого в электронной форме документа отведено специальное поле, в котором предусмотрен ввод текста, не превышающего 2 тыс. знаков. В случае если текст оснований превысил 2 тыс. символов, в указанном поле заполняются краткие основания. При этом полный текст оснований будет направляться в приложении к жалобе отдельным файлом в виде скан-образа документа.

Кроме того, в форме жалобы предусмотрено поле «Требования лица, подающего жалобу». Оно также рассчитано на 2 тыс. знаков. В случае превышения этого объема, полный текст требований планируется направлять в приложении к жалобе также отдельным файлом в виде скан-образа документа.

Напомним, что жалобу на решение налогового органа можно подать в вышестоящий налоговый орган. Обжаловать можно акты ненормативного характера либо действия или бездействие должностных лиц. При этом налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 Налогового кодекса).

Поправки к налогу на землю под недостроями прошли в Госдуме первое чтение

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 27073-7 с поправками в статью 396 Налогового кодекса.

В новой редакции излагаются пункты 15 и 16 указанной статьи, кроме того, она будет дополнена пунктами 15.1, 15.2, 17 и 18.

Повышающие коэффициенты к налогу на землю под недостроями в целом остаются прежними — такими же, как установлены сейчас НК: 2 в течение первых трех лет, 4 — сверх трех лет, а для ИЖД — 2 по истечении 10 лет. Напомним, что ранее власти намеревались повысить данные коэффициенты.

Изменены (улучшены) условия применения коэффициентов для комплексной застройки территории — для таких случаев коэффициент 2 будет применяться в течение 10 лет для площадей от 500 тысяч до 1 млн кв. метров жилья и в течение 15 лет — для площадей от 1 млн кв. метров. Если строительство в эти сроки не уложилось, коэффициент поднимется до 4.

При застройке раньше сроков, в течение которых действует коэффициент 2, можно будет вернуть переплату за последние три года (за эти три года налог после возврата окажется уплаченным в одинарном размере). Это не касается ИЖД.

Новация законопроекта — повышающие коэффициенты будут сохраняться при переходе права собственности на участок к другому лицу и действовать в отношении вновь образованных из предназначенных для строительства участков. Это не коснется лишь наследования участков под ИЖД.

Кроме того, в соответствующих нормах понятие «объект недвижимости» заменяется на «построенный жилой дом» (это воспрепятствует уходу от коэффициентов при регистрации других объектов, кроме жилых домов)

Также будет оговорено, что коэффициенты не касаются участков, разрешенное использование которых предусматривает ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Опубликована новая версия поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

Минфин опубликовал обновленный проект изменений в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Первая редакция проекта публиковалась в августе, вторая — в ноябре. Выложен также обновленный (вероятно, дополненный) список замечаний, поступивших от различных экспертов и организаций.

Относительно второго варианта поправок изменения коснулись, в частности, раскрытия понятия рациональности. Теперь согласно последнему абзацу пункта 6 ПБУ учетная политика должна будет обеспечивать «рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на ведение бухгалтерского учета по конкретному вопросу и полезности (ценности) соответствующей информации (требование рациональности)». В действующей редакции ПБУ соотношение затрат с полезностью вообще не упомянуто, а во второй версии поправок требование рациональности раскрывалось как «когда формируемая в бухучете информация достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование». По-прежнему планируется оговорить, что рациональность диктует учетную политику при упрощенных методах ведения бухучета в случае отсутствия в ФСБУ способов ведения бухучета по конкретному вопросу.

В отношении остальных организаций (не «упрощенных») проект теперь устанавливает приоритеты в последовательности использования нормативных актов на случай, если по конкретному вопросу в ФСБУ не установлены способы ведения бухучета. Последовательность применения альтернатив планируется такой:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных стандартов по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета

Поправки теперь коснутся также моментов изменения учетной политики организации. В настоящее время один из поводов для ее изменения - разработка организацией новых способов ведения бухучета. При этом сейчас применение нового способа ведения бухучета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухучете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. Эта формулировка будет упразднена, и согласно проекту применение нового способа ведения бухучета будет предполагать только «повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета».

Существенные способы ведения бухучета, а также информация об изменении учетной политики в настоящее время подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. Последняя версия поправок исключает из этой нормы слова о пояснительной записке, в итоге существенные способы и сведения об изменении учетной политики будут подлежать раскрытию непосредственно в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Упраздняется последний пункт (пункт 25) ПБУ о том, что изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к отчетности.

Вносится еще ряд поправок, в итоге проект изменений в ПБУ 1/2008 с каждым разом становится все объемнее.

Судебная практика

Суды дополнительно на порядок снизили штраф, не выявляя новых смягчающих обстоятельств

По результатам камеральной проверки ИФНС установила занижение базы для исчисления НДС, и, в том числе, привлекла компанию к ответственности по статье 122 НК в виде штрафа 822 тысяч рублей. Штраф был снижен до 137 тысяч рублей с учетом смягчающих ответственность обстоятельств: самостоятельное выявление и устранение правонарушения, суммы налога и пени уплачены до составления акта камеральной проверки, активное участие в благотворительно-спонсорских программах.

Компания обратилась в суд с иском о снижении штрафа до 12 тысяч рублей, указав на самостоятельное выявление ошибки, отсутствие за весь период деятельности недоимки по налогам, активное участие в благотворительных и спонсорских программах (за 2012-2013 годы на них потрачено 13,2 млн рублей).

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф09-12185/2016 от 09.02.2017) удовлетворили требования компании, признав, что оспариваемое решение не отвечает требованиям справедливости и соразмерности. При этом суды учли в качестве смягчающих те же самые обстоятельства, на которые компания ссылалась в налоговой в ходе привлечения к ответственности. Какие-либо новые обстоятельства судами не устанавливались и в качестве смягчающих ответственность не учитывались.

(дело № А76-10631/2016)

Приобретение имущества за счет арендатора для сдачи в аренду не свидетельствует о схеме

ООО «К» приобрело у поставщиков основные средства (сельскохозяйственную технику и агрегаты) и предъявило НДС к вычету, представив в подтверждение счета- фактуры, товарные накладные, акты приема-передачи.

По результатам камеральной проверки налоговая отказала в возмещении НДС, указав на создание схемы формального документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде получения вычета по НДС. Инспекция указывает на приобретение техники за счет беспроцентного займа, предоставленного зависимой фирмой (фирмы входят в одну группу компаний), которой затем техника сдана в аренду. Заемные средства займодавцу не возвращены. При этом реальность приобретения и перемещения техники от продавцов инспекция не оспаривает. Взаимозависимость налогоплательщика с поставщиками не установлена.

Суд первой инстанции поддержал позицию инспекции о неправомерном применении вычета.

Апелляция отменила его решение, указав, что взаимозависимость участников сделок не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Распределение налоговой выгоды и налогового бремени необходимо анализировать в целом по группе компаний. Компания предъявила НДС к вычету в результате приобретения сельхозтехники, однако у нее возникла обязанность по исчислению НДС с арендной платы. Для хозяйственного оборота типичны ситуации, когда в рамках группы компаний у одной фирмы находится в собственности имущество, а другие его арендуют, указал суд. Таким образом, налоговики не доказали, что вычет заявлен вне связи с реальной деятельностью, а сельхозтехника использована в деятельности, не подлежащей обложению НДС.

Кассация (Ф08-10604/2016 от 08.02.2016) выводы апелляции поддержала.

(дело № А53-26641/2015)

Суды против учета в расходах выплат работникам на приобретение жилья при их переезде

В 2011-2012 годы в связи с переездом компании из Москвы в Санкт-Петербург был организован перевод работников, которые согласились переехать на работу в другую местность.

С целью стимулирования к переезду ключевых работников была предусмотрена выплата индивидуальной компенсации по обустройству на новом месте жительства. Она выплачивалась по решению руководителя подразделения в размере до 11 месячных окладов в течение 1,5 лет четырьмя частями. При приобретении жилья вся сумма индивидуальной компенсации выплачивалась сразу. Компания учитывала выплаты в расходах единовременно со ссылкой на статью 169 ТК – как компенсацию затрат при переезде работников, размеры которой определены локальным нормативным актом.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, посчитав указанную компенсацию материальной помощью, которая в соответствии с пунктом 23 статьи 270 НК в расходах не учитывается.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что выплата при переезде, выплачиваемая согласно статьи 169 ТК, не может носить избирательный, произвольный характер и выдаваться лишь отдельным работникам при переезде.

ТК обязывает работодателя компенсировать расходы работника в связи с переездом на работу в другую местность, однако не обязывает приобретать жилье своим работникам. НК также не предусматривает возможность включения в расходы выплат на приобретение жилья для работников.

Суды (постановление кассации Ф05-21591/2016 от 06.02.2016) отметили, что пункт 23 статьи 270 НК не предусматривает включение в расходы материальной помощи работникам (причем, предыдущая редакция нормы оговаривала, что это касается в том числе матпомощи на приобретение жилья).

(дело № А40-2476/2016)

Из-за противоречивости документов средства, поступившие на счет при УСН, признаны доходом

Предприниматель был зарегистрирован с 2013 года и применял УСН с объектом налогообложения «доходы». Им была представлена декларация по УСН за 2014 год.

По результатам камеральной проверки ИФНС установила, что предпринимателем при исчислении налога учтена не вся выручка, поступившая на расчетный счет. В мае 2015 года инспекция вызвала предпринимателя для дачи пояснений. Ввиду непредоставления пояснений и отсутствия документов, инспекция решила, что денежные средства, поступившие на расчетный счет налогоплательщика, являются доходом, доначислила налог, пени и штраф.

В сентябре 2015 года предприниматель представил пояснения – полученные средства являются частично заемными, а частично средствами принципалов на покупку строительных материалов. К пояснениям были приложены копии агентских договоров за 2014 год.

Инспекция направила контрагентам предпринимателя требования о представлении документов. Инспекция установила, что копия одного агентского договора и договора, представленного контрагентом, различаются по своему содержанию – контрагент представил договор поставки с тем же номером и от той же даты. Остальные контрагенты документы не представили.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, усомнившись в достоверности информации, представленной налогоплательщиком, и факте сделок по агентским договорам.

Суды учли, что истцом не представлены документы, подтверждающие взаимоотношения с поставщиками, документы по транспортировке (договоры купли-продажи (поставки) строительных материалов, акты приемки-передачи, договоры об оказании транспортных услуг, акты сдачи-приемки услуг, платежные документы, подтверждающие взаиморасчеты), а также сведения и платежные документы, подтверждающие взаиморасчеты агента с принципалами.

В решении кассации (Ф05-22023/2016 от 13.02.2016) указано: «учитывая противоречивость представленных заявителем документов и полученных в рамках камеральной налоговой проверки инспекцией документов, а также отсутствие документов, подтверждающих фактическое ведение финансово-хозяйственной деятельности заявителя… денежные средства, поступившие на расчетные счета налогоплательщика, являются доходом».

(дело № А40-117146/2016)

Суды против признания движимым имущества, перемещение которого практически невозможно

При исчислении налога на имущество компания не включила в базу стоимость технологического трубопровода. По результатам выездной проверки ИФНС указала на неправомерность такой позиции в результате неверной квалификации компанией имущества как движимого, доначислила налог, пени и штраф.

По мнению компании, технологический трубопровод является движимым имуществом, представляет из себя систему металлических труб и трубопроводной арматуры, объект не связан с землей, а располагается над ней на эстакадах, объект является вспомогательным. В обоснование компанией представлено заключение, согласно которому трубопровод не является объектом недвижимого имущества.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, что спорный объект спроектирован и смонтирован на специально возведенном фундаменте, наличие которого обеспечивает его прочную связь с землей. Объект не предназначен для его последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте. Перемещение спорного объекта без нанесения несоразмерного ущерба его конструктивной целостности и проектному функциональному назначению невозможно. То есть, отличительным признаком объектов недвижимого имущества является их неразрывная связь с землей и невозможность их перемещения без нанесения несоразмерного ущерба их назначению. При наличии таких признаков объект подлежит обложению налогом на имущество, указали суды.

Суды отклонили довод компании о невозможно провести госрегистрацию права собственности на этот объект, указав на пункт 1 статьи 130 ГК, согласно которому госрегистрация не является обязательным условием для признания объекта недвижимостью.

Суды (постановление кассации Ф05-22491/2016 от 10.02.2017) также отклонили представленное компанией заключение, признав его недостоверным. В частности, заключение основано не на данных технической документации объекта исследования (анализ которых в заключении полностью отсутствует), а исключительно на визуальном осмотре.

(дело № А40-98958/2016)

Суды против единовременного списания расходов ИП, направленных на создание нового ОС

Предприниматель занимался оптовой и розничной торговлей электротоварами и электрооборудованием и применял общую систему налогообложения. В 2011 году он учел расходы на проектные работы для строительства торгового комплекса и газификацию. Целью приобретения предпринимателем проектных работ и газификации являлась постройка торгового комплекса, то есть создание нового основного средства.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДФЛ, пени и штраф, указав, что указанные затраты подлежат включению в стоимость создаваемого основного средства и должны списываться посредством амортизации.

Предприниматель оспорил решение в суде, полагая, что указанные расходы подлежат учету в составе прочих на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК, как другие расходы, связанные с производством и реализацией.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на пункт 24 порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для ИП, утвержденного приказами Минфина № 86н и МНС № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 — к основным средствам ИП относится часть имущества, используемого в качестве средств труда для изготовления и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом стоимость основных средств определяется как сумма фактических расходов на их создание, включая услуги сторонних фирм. Кроме того, расходы по созданию амортизируемого имущества не учитываются в расходах на основании пункта 5 статьи 270 НК, указал суд (постановление кассации Ф08-186/2017 от 10.02.2016).

(дело № А32-10626/2016)

Представлен обзор правовых позиций Верховного Суда РФ по вопросам применения положений НК РФ о налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

Обзор подготовлен по результатам рассмотрения материалов судебной практики и поступивших от судов вопросов в связи с введением с 1 января 2012 года новых принципов ценообразования для целей налогообложения.

Президиумом Верховного Суда РФ разъяснено, в частности, следующее:

-               налоговый контроль за соответствием примененных налогоплательщиком цен рыночному уровню осуществляется непосредственно ФНС России согласно разделу V.1 НК РФ и по общему правилу не может выступать предметом выездных и камеральных проверок, проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями;

-               если использование рыночных цен при исчислении налогов по отдельным операциям налогоплательщика предусмотрено главами части второй НК РФ, в этих целях налоговые инспекции вправе применять методы определения доходов (выручки, прибыли), предусмотренные главой 14.3 НК РФ;

-               по общему правилу в случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтенную при налогообложении. Несоответствие примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды. Однако многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции;

-               суд вправе признать лица взаимозависимыми для целей налогообложения в случаях, не указанных в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ, если у контрагента налогоплательщика (взаимозависимых лиц контрагента) имелась возможность оказывать влияние на принимаемые налогоплательщиком решения в сфере его финансово-хозяйственной деятельности;

-               взаимозависимость участников сделки может являться основанием для корректировки их доходов (прибыли, выручки) по правилам раздела V.1 НК РФ, если в отношении этой сделки соблюдается вся совокупность условий, при наличии которых она признается контролируемой;

-               предусмотренное разделом V.1 НК РФ право суда учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения соответствия примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню, не может служить основанием для отступления от установленных законом правил исчисления налогов по контролируемым сделкам;

-               отчет об оценке рыночной стоимости может приниматься в качестве доказательства по спорам, связанным с корректировкой налоговой базы в соответствии с разделом V.1 НК РФ, только в установленных в данном разделе случаях. При этом отчет признается надлежащим доказательством, если он позволяет сделать вывод об уровне дохода (прибыли, выручки) по контролируемым сделкам, который действительно мог быть получен налогоплательщиком;

-               при разрешении вопроса о назначении экспертизы по спорам, связанным с применением раздела V.1 НК РФ, следует принимать во внимание, направлено ли проведение экспертизы на устранение недостатков налоговой проверки, либо она необходима для устранения сомнений в достоверности и противоречий в представленных доказательствах;

-               размер штрафа, налагаемого на налогоплательщика за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверных сведений), не зависит от числа сделок, которые должны быть указаны в уведомлении;

-               недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления о контролируемых сделках является основанием для привлечения налогоплательщика к предусмотренной статьей 129.4 НК РФ ответственности, если допущенные при заполнении этих сведений ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки;

-               решение вопроса о привлечении к налоговой ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверного уведомления) входит в компетенцию налоговой инспекции, в которую налогоплательщиком было или должно быть представлено такое уведомление;

-               суд вправе признать контролируемой задолженность по долговым обязательствам перед иностранной компанией в целях применения пункта 2 статьи 269 НК РФ, если иностранная компания, участвующая в капитале налогоплательщика, имела возможность оказывать влияние на принятие решения о предоставлении займа связанным с ней лицом;

-               возникновение контролируемой задолженности в результате выдачи займа российской организацией приводит только к ограничению вычета процентов у заемщика при исчислении налога на прибыль;

-               если выплачиваемый иностранному лицу доход признается дивидендами в результате изменения квалификации этого платежа на основании пункта 4 статьи 269 НК РФ, такое изменение учитывается при определении права иностранного лица (налогового агента) на применение пониженной налоговой ставки для дивидендов, предусмотренной международным соглашением об избежании двойного налогообложения.

(«Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)

Прочее

Разработан формат и порядок направления в налоговые органы уведомления о получателе документов

Уведомление о получателе документов позволяет налогоплательщику сообщать в налоговый орган сведения об адресе, на который налоговому органу необходимо направлять документы в электронной форме по ТКС, в случае если у налогоплательщика несколько адресов.

В письме также приведен порядок, устанавливающий рекомендуемую процедуру взаимодействия участников электронного документооборота при направлении налогоплательщиком (уполномоченным представителем налогоплательщика) в налоговый орган данного уведомления (установлены правила определения получателя, а также порядок заполнения уведомления).

(Письмо ФНС России от 09.12.2016 N ЕД-4-15/23665@ «О разработке формата и порядка направления уведомления о получателе документов, используемых налоговыми органами»)

ФНС России разъяснила порядок постановки на налоговый учет российских организаций, производящих выплаты военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ

С 1 января 2017 г. ст. 226 НК РФ дополнена нормой, согласно которой указанные организации отнесены к налоговым агентам.

На основании пункта 4.8 статьи 83 НК РФ постановка их на учет (снятие с учета) в налоговом органе осуществляется налоговыми органами на основании заявления, представляемого в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме по ТКС либо через личный кабинет налогоплательщика.

Постановка на учет будет осуществляться в каждом налоговом органе, указанном в заявлении, один раз с присвоением одного КПП, независимо от количества муниципальных образований на территории, подведомственной соответствующему налоговому органу.

Если одно муниципальное образование обслуживается несколькими налоговыми органами, то постановка на учет будет осуществляться в одном из таких налоговых органов по выбору организации, указанном в заявлении.

Отмечено также, что после постановки на учет организация будет снята с учета в налоговых органах, если она была поставлена в них на учет с кодом «41 - Учет в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет» справочника СППУНО.

(Письмо ФНС России от 27.12.2016 N ГД-4-14/25156@ «О вопросах реализации Федерального закона от 30.11.2016 N 399-ФЗ»)

НДС, указанный в кассовом чеке, нельзя принять к вычету и нельзя учесть в расходах для целей налога на прибыль

Подотчетные лица приобретают в розницу товары за наличный расчет, получая кассовые чеки, в которых выделен НДС. Можно ли применить вычет и как быть с налогом на прибыль?

Согласно пункту 1 статьи 172 НК вычеты НДС производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров в Российскую Федерацию, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Указанными пунктами статьи 171 НК предусмотрены особенности вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм налога, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.

Таким образом, особенности вычета НДС в отношении товаров, приобретаемых в розничной торговле, Кодексом не предусмотрены. В связи с этим суммы налога по товарам, приобретенным в розничной торговле, без наличия счетов-фактур к вычету не принимаются.

Что касается включения указанных сумм налога в состав расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, то отсутствие у налогоплательщика документов, в том числе счетов-фактур, подтверждающих его право на применение вычета по НДС, не является основанием для включения данного налога в стоимость товаров.

Учитывая изложенное, организация не вправе учесть в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций сумму НДС, предъявленную покупателю и указанную в кассовом чеке при приобретении товаров в розничной торговле и не принятую к вычету в целях налога на добавленную стоимость.

(Письмо Минфина России № 03-07-11/3094 от 24.01.2017)

Определены коды видов подакцизных товаров в отношении электронных систем доставки никотина, жидкости для таких систем, а также табака, предназначенного для потребления путем нагревания

С 1 января 2017 года данная продукция отнесена к подакцизным товарам.

До внесения изменений в форму налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам), форма которой утверждена приказом Минфина РФ от 07.07.2010 N 69н, при ее заполнении следует применять следующие коды видов подакцизных товаров:

-               электронные системы доставки никотина - код 470;

-               жидкости для электронных систем доставки никотина - 471;

-               табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, - код 412.

Сообщены также единицы измерения данной продукции и коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).

(Письмо ФНС России от 10.02.2017 N СД-4-3/2416@ «О кодах подакцизных товаров на табачные изделия»)

Разъяснен порядок отражения в налоговой декларации по НДПИ значения корректирующего коэффициента Ккм

С 1 января 2017 г. корректирующий коэффициент Ккм устанавливается равным результату деления числа 6,5 на значение коэффициента Кгп, определяемого в соответствии с пунктами 17 и 18 статьи 342.4 НК РФ. При этом округление полученного значения не установлено.

Для налогоплательщиков НДПИ, поименованных в подпункте 1 пункта 18 статьи 342.4 НК РФ, корректирующий коэффициент Ккм может принимать следующие значения:

-               3,61734097612555 (6,5 / 1,7969) - на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно;

-               4,635572671516189 (6,5 / 1,4022) - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно;

-               4,501073332871685 (6,5 / 1,4441) - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно.

Сообщается, что до внесения соответствующих изменений в налоговую декларацию по НДПИ налогоплательщикам необходимо отражать полученное значение корректирующего коэффициента Ккм с учетом 1 знака после запятой, при этом расчет суммы НДПИ производить исходя из полученного (в результате деления 6,5 на коэффициент Кгп) значения корректирующего коэффициента Ккм без округлений.

(Письмо ФНС России от 13.02.2017 N СД-4-3/2519@ «О налоге на добычу полезных ископаемых»)

15 февраля 2017 года истекает срок подачи уведомления о переходе с этого года на ЕСХН для ЮЛ и ИП, оказывающих услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям

В целях поддержания сельскохозяйственной отрасли с 1 января 2017 года расширено понятие «сельскохозяйственный производитель» для целей налогообложения.

К их числу отнесены организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям и имеющие от этого не менее 70% дохода.

Согласно разъяснению речь идет в том числе о работах по подготовке полей к посевам, возделыванию сельхозкультур, обрезке фруктовых деревьев и виноградной лозы, пересаживанию риса, рассаживанию свеклы.

В сфере животноводства льготное налогообложение распространяется на услуги по выпасу и перегонке скота, содержанию сельскохозяйственных животных и уходу за ними.

(Информация ФНС России «Об истечении срока подачи уведомления о переходе на ЕСХН для сельхозпроизводителей»)

ИП, нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой, при определении базы для исчисления страховых взносов вправе уменьшить доходы от профессиональной деятельности на сумму произведенных расходов

Алгоритм расчета суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для данной категории плательщиков определен подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ (если величина дохода не превышает 300 000 рублей за расчетный период, сумма взносов определяется исходя из МРОТ и тарифа, а при превышении суммы дохода 300 000 рублей - плюс 1,0 процент с суммы превышения).

Сообщается, что в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ, а также исходя из положений пункта 3 статьи 210 НК РФ, величина дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности в этом случае подлежит уменьшению на сумму профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 НК РФ.

Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои затраты, расходы принимаются в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

(Письмо ФНС России от 10.02.2017 N БС-4-11/2494@ «Определение величины дохода плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты физическим лицам, уплачивающих налог на доходы физических лиц, исходя из которого исчисляется размер страховых взносов в случае, если величина дохода превысила 300 000 рублей за расчетный период»)

ФНС России информирует о налоговых льготах в отношении железнодорожных путей и железнодорожного подвижного состава

Принятыми в декабре 2016 года Федеральными законами предусматриваются, в частности, льготные налоговые ставки по налогу на имущество организаций, определяемые законами субъектов РФ в пределах установленных НК РФ максимальных значений, а также вводится применение понижающего коэффициента Кжд в отношении впервые принятых на учет начиная с 1 января 2017 года объектов ОС.

Кроме того, с 2017 года в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 1 января 2013 года, не применяются установленные НК РФ ограничения льготы по налогу в отношении движимого имущества.

Руководителям УФНС России по субъектам РФ поручено обеспечить актуализацию информации о ставках налога на официальном интернет-сайте ФНС России, сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

(Письмо ФНС России от 29.12.2016 N ПА-4-21/25457@ «Об особенностях налогообложения железнодорожных путей общего пользования, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, и железнодорожного подвижного состава»)

ФНС России разъяснила порядок расчета транспортного налога для случаев уплаты авансового платежа в систему «Платон» в отношении большегрузов

Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшить на сумму платы в систему «Платон», внесенную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

Размер платы, подлежащей внесению при движении транспортного средства по планируемому маршруту, указывается в маршрутной карте или рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства.

Таким образом, вычет при исчислении транспортного налога должен применяться исходя из размера, указанного в маршрутной карте или реестре (за соответствующий календарный год) относительно данного транспортного средства.

Применение вычета при исчислении транспортного налога в полной сумме уплаченного авансового платежа в систему «Платон» в счет планируемых маршрутов неправомерно.

(Письмо ФНС России от 03.02.2017 N БС-4-21/1990@ «О направлении разъяснений»)

ФНС России напоминает об основаниях для уменьшения налоговой базы по земельному налогу

Сообщается, что в соответствии со статьей 391 НК РФ уменьшить налоговую базу на 10 000 рублей в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, имеют право, в частности, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий, а также пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Муниципальные органы также могут расширить категории льготников либо увеличить размер суммы, на которую уменьшается налоговая база.

Направить заявление и документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу, можно через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», по почте или обратившись лично в налоговую инспекцию.

Ознакомиться с полным перечнем оснований для уменьшения налоговой базы по земельному налогу можно с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Кроме того, ФНС России рекомендует физическим лицам - владельцам земельных участков, у которых в 2016 году впервые возникло право на льготу по земельному налогу, заявить об этом в любой налоговой инспекции до 1 апреля 2017 года, то есть до начала направления физическим лицам налоговых уведомлений за 2016 год.

(Информация ФНС России «О праве налогоплательщиков на льготы по земельному налогу»)

ФНС России ответила на вопросы налогоплательщиков, касающиеся уплаты налогов физлицами в 2016 году

В частности, в письме разъяснены следующие вопросы:

-               в каких случаях владельцам налогооблагаемого имущества не направляются уведомления на уплату налогов;

-               как сообщить в налоговый орган о наличии объектов налогообложения;

-               что изменилось в части применения налоговой льготы по налогу на имущество в отношении объекта недвижимости, принадлежащего индивидуальному предпринимателю, а также в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности пенсионеров;

-               будет ли произведен перерасчет земельного налога за 2015 год, если комиссией при территориальном органе Росреестра принято решение о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка;

-               каковы причины отличия суммы налога на имущество в налоговом уведомлении за 2015 год и суммы налога, указанной в интернет-сервисе ФНС России «Налоговый калькулятор»;

-               какие документы необходимо представить владельцу большегрузного автомобиля для освобождения от транспортного налога в связи с внесением платы в систему ПЛАТОН в счет возмещения вреда автомобильным дорогам.

(Письмо ФНС России от 07.11.2016 N БС-4-21/21044@ «О направлении материалов для проведения публичной информационной кампании по вопросам уплаты имущественных налогов физическими лицами в 2016 году»)

Налоговым органам рекомендовано принимать решения о пересчете суммы налога в отношении объектов недвижимости, соответствующих характеристикам «машино-места», с учетом уточненных сведений из ЕГРН

Определение понятие «машино-место» закреплено в Федеральном законе от 03.07.2016 N 315-ФЗ, вступившем в силу с 1 января 2017 года. До этого четкого определения машино-места в федеральном законодательстве не было.

Из информационного ресурса органов Росреестра налоговыми органами могут быть получены сведения о зданиях или сооружениях с наименованием «машино-место» либо о помещениях нежилого назначения без такого указания (записи типа «м/м», «м.-место», «бокс», «паркинг», «помещение-гараж» и т.п.).

Сообщается, что объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу указанного выше Закона, признается машино-местом. При этом не требуется замены ранее выданных документов или внесения в них изменений.

Если при получении уточняющих сведений от органов Росреестра указанная заявителем информация не подтверждает возможность отнесения объекта к машино-месту, рекомендовано разъяснить право налогоплательщика на обращение в орган, осуществляющий ведение ЕГРН, с заявлением о внесении изменений в сведения в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с Законом N 315-ФЗ.

(Письмо ФНС России от 07.12.2016 N БС-4-21/23301@ «О налогообложении машино-мест»)

При ежегодном формировании Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства налоговыми органами учитываются сведения, отраженные в налоговой отчетности экономических субъектов

В целях отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих установленным условиям, вносятся в Реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.

Таким образом, при ежегодном формировании 10 августа текущего календарного года Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства учитываются имеющиеся у налоговых органов сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, отраженном в налоговой отчетности (по данным налогового органа), представленные хозяйственными обществами, хозяйственными партнерствами, производственными кооперативами, потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями не позднее 1 июля текущего календарного года.

(Письмо ФНС России от 29.12.2016 N ГД-4-14/25442@ «По вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства»)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.


Вернуться в начало

Мониторинг изменений за период 20.02.17 - 26.02.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

Вопросы, связанные с переносом сроков уплаты налогов, сборов и страховых взносов, урегулированы новым приказом ФНС России

В связи с передачей администрирования страховых взносов налоговым органам, разработан порядок, определяющий процедуру изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, а также требования к составу и содержанию документов, представляемых лицом, претендующим на предоставление отсрочки, рассрочки и (или) предоставление инвестиционного налогового кредита.

В приложениях приведены формы необходимых документов.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами». (Приказ ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами», зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2017 N 45707)

Правовые новости

Для руководителей, главбухов и работников с финансово-хозяйственными полномочиями ФГУ, ФГУП и казенных предприятий установлен запрет на совместную трудовую деятельность с родственниками

Такие работники и граждане, претендующие на замещение данных должностей, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Данный запрет не распространяется на работников, замещающих другие должности в ФГУ или ФГУП, казенных предприятиях, созданных для выполнения задач, стоящих перед федеральными госорганами, а также на граждан, претендующих на такие должности.

Напомним, что в настоящее время действует аналогичный запрет для работников, замещающих должности в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, иных организациях, созданных на основании федеральных законов или для выполнения задач, поставленных перед федеральными госорганами, а также для лиц, претендующих на такие должности

(Постановление Правительства РФ от 15.02.2017 N 187 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568»)

Судебная практика

Суды против отказа в ликвидации со ссылкой на наличие задолженности более года назад

Единственным участником компании принято решение о ликвидации в связи с достижением цели создания, назначен ликвидатор, в ЕГРЮЛ внесена запись о нахождении компании в стадии ликвидации. Сведения о ликвидации опубликованы в соответствующем издании. Компания обратилась в регистрирующий орган с заявлением о регистрации ликвидации компании. Инспекция отказала со ссылкой на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 закона 129-ФЗ – непредставление необходимых для госрегистрации документов. Инспекция сочла ликвидационный баланс (от 16 сентября 2015 года) недостоверным, сообщив, что в нем по сравнению с данными бухгалтерского баланса за 2013 год отражены недостоверныесведения по кредиторской задолженности, заемным средствам, финансовым вложениям и нераспределенной прибыли.

Компания оспорила решение в суде, поясняя, что в течение 2014 года компанией совершен ряд операций, в том числе, в отношении кредиторской задолженности, заемных средств, вложений и по распределению прибыли, которые определили итоговую структуру ликвидационного баланса. В подтверждение были представлены необходимые документы.

Проанализировав документы, суды (постановление кассации Ф06-13611/2016 от 21.10.2016) признали их достоверными, а ликвидационный баланс – отражающим действительное имущественное положение ликвидируемого лица.

Дело приведено в обзоре судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 (2016), приведенном в письме ФНС от 28.12.2016 N ГД-4-14/25209@.

(дело № А65-1914/2016)

Нельзя определять вычет НДС расчетным путем при утрате первичных документов, указал суд

В ходе выездной проверки ИФНС истребовала у компании необходимые документы. Требования не были исполнены в полном объеме по причине утраты документов вследствие пожара, произошедшего в ходе транспортировки документов в инспекцию.

Налоговая привлекла компанию к ответственности, доначислила налогов более, чем на 100 млн рублей, и пени. Налоги были исчислены расчетным путем на основании данных аналогичных налогоплательщиков.

Компания обратилась в суд, указывая на пункт 7 статьи 166 НК – в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы НДС, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. По мнению компании, эта норма распространяется и на вычет НДС.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, пояснив, что указанная норма применяется при невозможности получения достоверных сведений об объеме реализации товаров (работ, услуг) проверяемым налогоплательщиком. При исчислении НДС по правилам пункта 7 статьи 166 НК инспекция учитывает налоговую базу, без вычетов.

В решении кассации (Ф04-6867/2016 от 13.02.2017) указано: «общество, применяющее общую систему налогообложения, не вправе определять сумму НДС, подлежащую вычету, расчетным путем, ссылаясь на пункт 7 статьи 166 НК РФ, в том числе в связи с утратой первичных учетных документов, подтверждающих принятие поставленного товара на учет».

(дело № А81-2136/2016)

Излишний учет выручки в целях НДС исправляется в периоде не выявления, а совершения ошибки

В уточненной декларации по НДС за 2 квартал 2013 года компания уменьшила сумму НДС, исчисленную с реализации продукции по 11 контрагентам, на 46 млн рублей, сославшись на письма с просьбами считать поступившую от контрагентов оплату (2009, 2011 годы, 2 - 4 кварталы 2012 года, 1 квартал 2013 года) по одному договору и/или счету-фактуре полученной в счет оплаты по другому договору/счету-фактуре.

По мнению компании, исходя из абзаца 3 пункта 1 статьи 54 НК, в случае корректировки периодов, когда произошла оплата, у компании возникнет переплата, следовательно, корректировка прошлых налоговых периодов является ее правом, а не обязанностью. Поэтому компания откорректировала налоговые обязательства в периоде выявления ошибок (во 2 квартале 2013 года).

По результатам камеральной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, указав на неправомерность таких действий.

Суд первой инстанции поддержал позицию налогоплательщика, признав возможным исправить ошибки в периоде их выявления путем подачи уточненной налоговой декларации по НДС за данный период.

Апелляция отменила его решение, указав на абзац 2 пункта 11 правил ведения книги продаж (постановление 1137) – при аннулировании записи в книге продаж (после окончания текущего налогового периода) по счету-фактуре в связи с внесением в него исправлений используются дополнительные листы книги продаж за тот налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений. Этот порядок не позволяет организации произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором получены документы,относящиеся к другим периодам и являющиеся основанием для изменения ранее определенных налоговых обязательств.

Суды пояснили, что приведенная истцом норма рассматривает исправление ошибок в исчислении налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога. Однако, в данном случае, компания счета- фактуры не корректировала, а сторнировала записи в книге продаж.

Судья ВС (305-КГ16-20354 от 14.02.2017) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А40-97489/2015)

Суды не позволили уйти от НДФЛ с помощью увольнения работников и их регистрации как ИП

Компания занималась представлением услуг по ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования. В апреле 2005 года 23 работника компании уволены с формулировкой «по собственному желанию» и сразу же зарегистрированы в качестве предпринимателей с основным видом деятельности – предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования.

В ходе выездной проверки ИФНС указала на «схему», направленную на неправомерное занижение налоговой базы по НДФЛ, доначислила налог, пени и штраф. Один из допрошенных бывших работников налогоплательщика пояснил, что в 2005 году на собрании руководством было предложено написать заявление об увольнении, что он и сделал. После чего он зарегистрировался в качестве ИП. Его функциональные обязанности по работе не изменились, заработную плату ему перечисляли на банковскую карту, листы нетрудоспособности сдавал с бухгалтерию, ему предоставлялся отпуск, рабочий день был установлен с 8 до 17 часов. Руководящий состав не изменился. Трудовые отношения носили длительный характер. Составлением налоговой отчетности и ее предоставлением в инспекцию занималась бухгалтерия компании.

Суд первой инстанции отменил решение инспекции, указав на отсутствие безусловных доказательств наличия трудовых отношений.

Апелляция признала решение инспекции законным, указав на систематический характер заключенных договоров (с одними и теми же лицами в течение длительного периода времени), закрепление в договорах трудовой функции (выполнение работником лично работ определенного рода, а не разового задания заказчика), отсутствие в договорах конкретного объема работ (значение для сторон имел сам трудовой процесс, а не достигнутый в результате этого результат), подчинение режиму труда (в том числе соблюдение требований техники безопасности, охраны труда и производственной санитарии, внеурочные работы).

Суд учел, что декларации предпринимателей представлялись в ИФНС по почте в один день, и в них указан номер телефона компании. Кроме того, договоры подряда носят формальный характер – в них не прописан объем работ, адрес, где работы должны быть выполнены, отсутствует цена, не определена дата начала выполнения и окончания работ, текст договоров аналогичен друг другу. Акты приемки выполненных работ также не содержат конкретного объема работ, составлены не по результатам определенной выполненной работы, а раз в месяц с формулировкой «техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт лифтов». В акте отражены только цена работы, а сроки, объем, расценки выполненных работ указаны не были.

Кассация (Ф04-7091/2017 от 15.02.2017) оставила в силе решение апелляции, согласившись с наличием схемы ухода об налогообложения путем добровольной регистрации бывших работников в качестве ИП.

(дело № А03-23848/2015)

Суды против учета матвыгоды в целях НДФЛ исходя из рыночных цен на приобретенное жилье

Компании на праве собственности принадлежала квартира, которую она в январе 2013 года продала генеральному директору по остаточной стоимости 3,6 млн рублей. В подтверждение были представлены договор купли-продажи, инвентаризационная карточка учета объекта основных средств и акт приема-передачи.

В ходе выездной проверки ИФНС согласно отчету привлеченного оценщика установила, что рыночная стоимость квартиры составляет 4,3 млн рублей, признала 700 тысяч рублей материальной выгодой работника и доначислила НДФЛ, пени и штраф.

Суды трех инстанций не согласились с таким подходом, указав на подпункт 2 пункта 1 статьи 212 НК - доходом налогоплательщика является материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц.

При этом согласно пункту 3 той же нормы материальная выгода определяется как превышение цены товаров (работ, услуг), реализуемых в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных товаров (работ, услуг) налогоплательщику. Так что при определении матвыгоды должна учитываться только та цена, по которой компания реализует идентичные товары третьим лицам. Сравнение цен с рыночными данной нормой не предусмотрено. Факты реализации компанией аналогичных квартир третьим лицам инспекцией не устанавливались, следовательно, оснований для доначислений не имелось, указал суд (постановление кассации Ф05-183/2017 от 14.02.2017).

(дело № А40-114590/2016)

Суды против доначисления НДФЛ на основании договора аренды, заключенного по доверенности

Компания-арендатор в лице руководителя Б. заключила с физлицом (с той же фамилией, однако в материалах дела не указано на родственные связи) в лице ИП Б. (тот же руководитель фирмы), действующего на основании доверенности, договор аренды нежилого помещения.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила компании НДФЛ с дохода, полученного физлицом в рамках указанного договора, пени и штраф.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на пункт 183 ГК – при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица.

Суды установили, что доверенность не наделяла ИП Б. полномочиями по сдаче помещения в аренду и назначению арендной платы. То есть предприниматель действовал в своих интересах.

Более того, согласно выписке движения денежных средств компания перечисляла деньги на расчетный счет ИП Б. Акты и счета на оказание услуг по аренде помещения, а также на оплату коммунальных услуг в адрес компании выставлял ИП Б. от своего имени. Полученные денежные средства отражены в доходах предпринимателя при исчислении УСН. При этом инспекцией не доказана последующая передача предпринимателем арендной платы физлицу.

Таким образом, инспекцией не доказано получение физлицом дохода от сдачи в аренду нежилого помещения, и, соответственно, не доказана обязанность налогового агента по удержанию НДФЛ с этого дохода, указали суды (постановление кассации Ф04-7091/2017 от 15.02.2017).

(дело № А03-23848/2015)

Минфином России подготовлен обзор судебной практики за IV квартал 2016 года по вопросам признания недействительными правовых актов, решений и действий министерства

На примере конкретных судебных дел представлены, в частности, следующие разъяснения.

\

При осуществлении перевода денежных средств в бюджетную систему РФ при отсутствии уникального идентификатора начисления (УИН) для плательщиков - физических лиц указание ИНН в распоряжении о переводе денежных средств обязательно. Данное требование установлено приказом Минфина России, регулирующим правоотношения в сфере налогового законодательства, что исключает необходимость соответствия оспариваемого приказа положениям Федерального закона N 115-ФЗ, регулирующего отношения в сфере противодействия финансирования терроризма.

Кроме того, в одном из решений Верховный Суд РФ указал, что в случае отсутствия у физического лица ИНН и УИН действующее правовое регулирование не исключают использование гражданином иного типа идентификатора сведений о физическом лице при совершении соответствующих банковских операций. В связи с этим суд указал, что доводы административного истца о том, что отсутствие у него ИНН не позволяет ему уплатить государственную пошлину, лишены правовых оснований.

Также в практике ВС РФ был рассмотрен вопрос о правовом статусе письменных разъяснений Минфина России.

Указывалось, в частности, что письмо, изданное как акт казуального толкования в ответ на индивидуальный запрос конкретного налогоплательщика, не было применено и налоговыми органами в отношении налогоплательщика в качестве акта, имеющего нормативные свойства. Не будучи адресованным налоговым органам и их должностным лицам, оно не содержит предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц, следовательно, не устанавливает общеобязательных правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение, и носит информационно-разъяснительный характер.

(«Обзор правоприменительной практики за 4 квартал 2016 года по спорам о признаниинедействительными нормативно-правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов)»)

Прочее

Коды видов экономической деятельности, внесенные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП до 11 июля 2016 года с использованием ОКВЭД 1, в автоматическом режиме приведены в соответствие с ОКВЭД 2

ФНС России сообщает также, что в случае если одному коду вида экономической деятельности по ОКВЭД 1 соответствует несколько кодов видов экономической деятельности по ОКВЭД 2, в ЕГРЮЛ и ЕГРИП были внесены все коды ОКВЭД 2, соответствующие данному коду ОКВЭД 1.

Если коду основного вида экономической деятельности по ОКВЭД 1 соответствует несколько кодов видов экономической деятельности по ОКВЭД 2, в ЕГРЮЛ и в ЕГРИП в качестве основного вида экономической деятельности внесен код с наименьшим значением кода по ОКВЭД 2. Остальные коды видов экономической деятельности по ОКВЭД 2 внесены в качестве дополнительных видов деятельности.

Отмечено также, что при необходимости в регистрирующий орган можно представить заявление для внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП уточненных сведений о кодах видов экономической деятельности по ОКВЭД 2.

(Информация ФНС России «О переходе ФНС России на использование кодов по ОКВЭД в новой редакции»)

Постановка физлица на учет в налоговом органе: о составлении заявления и подаче его в налоговый орган

Физлица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства (месту регистрации или пребывания), а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Физлицо может подать заявление в любой налоговый орган. Последний осуществляет постановку на учет в течение 5 дней со дня получения заявления и в тот же срок выдает физлицу свидетельство о постановке на учет.

Бланк заявления можно получить на сайте ФНС России www.nalog.ru, в информационно-справочных системах, а также в любом территориальном налоговом органе.

(Письмо ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ГД-19-14/28 «О получении свидетельства о постановке на учет»)

В целях уплаты взносов скорректируют статусы плательщиков в приказе 107н о платежках

ФНС напомнила, что начиная с 1 января текущего года при заполнении платежных поручений на перечисление страховых взносов в поле 101 платежного поручения юрлица, производящие выплаты физлицам, должны указывать значение статуса плательщика «01».

ИП указывают одно из следующих значений статуса, в зависимости от их вида деятельности, а именно:

- «09» – налогоплательщик (плательщик сборов) – ИП;

- «10» – налогоплательщик (плательщик сборов) – нотариус, занимающийся частной практикой;

- «11» – налогоплательщик (плательщик сборов) – адвокат, учредивший адвокатский кабинет;

- «12» – налогоплательщик (плательщик сборов) – глава КФХ.

ФНС также сообщила, что данные положения предусмотрены в проекте приказа Минфина по внесению изменений в правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему, утвержденные приказом Минфина от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Напомним, что ранее ФНС призывала использовать при заполнении платежек страхователей, производящих выплаты физлицам (в том числе юрлиц) код статуса «14», однако банки такие распоряжения не принимали, и позднее ФНС уступила, сообщив, что ЦБ требуется полгода на корректировку программного обеспечения.

В настоящее время правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение (утвержденные названным приказом) предусматривают статусы «01» – налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо, а также «14» – налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам. В связи с передачей администрирования взносов ФНС изменения в этой части не вносились.

В письме от 15 февраля 2017 г. № ЗН-3-1/978@ ФНС раскрыла подробности о том, как именно будут называться в приказе 107н перечисленные статусы, а также статус «13»:

- «01» – налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) – юридическое лицо;

- «09» – налогоплательщик (плательщик сборов) – индивидуальный предприниматель;

- «10» – налогоплательщик (плательщик сборов) – нотариус, занимающийся частной практикой;

- «11» – налогоплательщик (плательщик сборов) – адвокат, учредивший адвокатский кабинет;

- «12» – налогоплательщик (плательщик сборов) – глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

- «13» – налогоплательщик (плательщик сборов, за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) – физическое лицо (сейчас статус «13» - это налогоплательщик (плательщик сборов) – иное физическое лицо – клиент банка (владелец счета)).

О планируемом внесении изменении в 14-й статус не сообщается (по-видимому, он останется в нынешнем виде).

(Письмо ФНС России от 10.02.17 № ЗН-4-1/2451@)

Минфином России разъяснены некоторые вопросы, связанные с участием в КИК, налогообложением прибыли таких компаний и дохода контролирующих их лиц

В письме рассмотрены, в частности, следующие вопросы:

- о порядке признания иностранного лица иностранной организацией или иностранной структурой без образования юридического лица;

- о признании иностранного лица в качестве юридического лица, для которого не предусмотрено участие в капитале;

- об участии в контролируемой иностранной компании через товарищество;

- об участии в иностранной организации через российскую публичную компанию;

- об участии в иностранной структуре без образования юридического лица через иностранную организацию;

- о применении норм статьи 25.13-1 НК РФ о контролируемых иностранных компаниях к структурам без образования юридического лица;

- о применении пункта 4 статьи 25.15 НК РФ об участии в контролируемой иностранной компании через других контролирующих лиц;

- об особенностях применения освобождения прибыли контролируемой иностранной компании по критерию эффективной ставки налогообложения;

- об особенностях применения освобождения прибыли контролируемых иностранных компаний для участников проектов по добыче полезных ископаемых;

- об особенностях признания доходов в виде доходов от активной деятельности в целях подтверждения статуса иностранных лиц в качестве активных иностранных компаний;

- об использовании в целях налогообложения терминов, установленных статьей 309.1 НК РФ;

- об учете прибыли контролируемой иностранной компании в налоговой базе российского контролирующего лица в случае, если финансовый год контролируемой иностранной компании не совпадает с календарным годом, и др.

(Письмо Минфина России от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395)

Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, на период с 1 по 31 января 2017 года

В информации приводятся:

- средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;

- средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;

- средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;

- средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.

(

Информация Минэкономразвития России «Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 31 января 2017 г.»)

Величина коэффициента (Кц), корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за январь 2017 года составила 8,7365

Величина коэффициента рассчитана исходя из следующих показателей:

-средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья - 53,03 долл. США за баррель;

-за все дни налогового периода - 59,9583.

(Письмо ФНС России от 16.02.2017 N СД-4- 3/2871@ «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за январь 2017 года»)

Для розничной торговли через два различных типа торговых объектов, предпринимателю понадобятся два патента

Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю меховыми изделиями через объект с торговым залом. В отношении этой деятельности применяется патентная система налогообложения. Нужен ли ИП еще один патент для розничной продажи этих же товаров через объекты, не имеющие торговых залов? Да, в этом случае предпринимателю понадобится еще один патент, считают специалисты Минфина.

Чиновники отмечают, что розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров и розничная торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов являются самостоятельными видами предпринимательской деятельности, для осуществления каждого из которых необходим отдельный патент. Это следует из положений подпунктов 45 и 46 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ.

В подпункте 5 пункта 1 статьи 346.45 НК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель вправе получить несколько патентов. Следовательно, если предприниматель планирует осуществлять два вида деятельности (розничную торговлю через объекты стационарной торговли с торговыми залами и розничную торговлю через объекты стационарной торговли без торговых залов), то ему следует получить два патента на каждый из видов деятельности. Для этого необходимо подать два заявления на получение патентов.

(Письмо Минфина России от 27.01.17 № 03-11- 11/4189)

ФНС России разъяснила некоторые вопросы, касающиеся зачета (возврата) излишне уплаченных сумм НДФЛ

Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой НДФЛ.

В этом случае налоговый агент вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему.

Зачет таких ошибочно перечисленных сумм возможен в счет погашения задолженности по другим налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.

(Письмо ФНС России от 06.02.2017 N ГД-4-8/2085@ «О проведении зачетов»)

Порядок представления отчетности и уплата страховых взносов и налога на доходы физических лиц организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, различны

Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц.

Решение о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц принимается плательщиком страховых взносов самостоятельно.

Разъяснены также вопросы уплаты страховых взносов организациями, применяющими «зачетный» механизм.

Это касается случаев, когда по итогам расчетного (отчетного) периода сумма расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством превышает общую сумму исчисленных страховых взносов по этому виду страхования. При этом полученная разница подлежит зачету в счетпредстоящих платежей по этому виду страхования или возмещению в установленном порядке.

Внутри отчетного периода действует правило пункта 2 статьи 431 НК РФ о том, что сумма взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования.

Уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения в субъектах РФ, где реализуется пилотный проект, предусматривающий особенности выплаты страхового обеспечения.

(Письмо ФНС России от 14.02.2017 N БС-4-11/2748@ «По вопросу уплаты страховых взносов и представления отчетности организациями, имеющими обособленные подразделения»)

Разъяснены особенности формирования и представления бюджетной отчетности за 2016 год

В письме приведены нормативные акты Минфина России, положениями которых необходимо руководствоваться при составлении и представлении годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений.

Отмечено, что представление бюджетной отчетности получателями средств федерального бюджета, бухгалтерской отчетности бюджетными и автономными учреждениями, не содержащей сведений, составляющих гостайну, а также формирование распорядителями, главными распорядителями сводной (консолидированной) отчетности на основании указанной отчетности осуществляется в соответствии с пунктами 288 и 289 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.

Представление главными администраторами средств федерального бюджета сводной отчетности об исполнении бюджета Союзного государства осуществляется посредством ППО «СУФД» в ППО «АСФК».

Особый порядок установлен в отношении отчетности, содержащей сведения, которые составляют гостайну.

Сроки представления отчетности для получателей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений устанавливаются главными администраторами бюджетных средств в соответствии с пунктами 288 и 289 Инструкции N 191н.

Бюджетная (бухгалтерская) отчетность представляется главным администратором бюджетных средств в составе форм, установленных Инструкциями, без представления дополнительных форм отчетности.

Подробные требования к формированию показателей отчетности приведены в приложении к письму.

(Письмо Минфина России N 02-07-07/5669, Казначейства России N 07-04-05/02-120 от 02.02.2017 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2016 год»)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.


Вернуться в начало